Просодические (интонационные) средства и их реализация. Интонация. Основные фонетические средства интонации Основным средством интонации является

Таблица № 7

Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности Фонетические формы языковых знаков
Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности Динамические единицы логического выделения единиц текста (тема-рематического членения)
Реакции гуления и производные от них знаки эмоциональной выразительности - вокализации Ударные и безударные гласные
Реакции лепета и производные от них знаки эмоциональной выразительности - сегменты восходящей звучности Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового контраста
Лепетные псевдослова Слоговые ритмические структуры фонетических слов
Поздний мелодический лепет Мелодические конструкции коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных

Минимальной значащей единицей интонации фразы является просодема.

Акустические компоненты, передающие мелодику, называются мелодемой.

Акустические компоненты, передающие временные характеристики, называются хронемой.

Компоненты, передающие интенсивность и экспрессию, называются акцентемой.

Более сложной единицей высказываний, определяющей разные коммуникативные функции, является интонема. В интонему входят разные просодемы для выражения разных семантических оттенков речи.

Мелодемы передают синтаксическое значение.

Темповые хронемы подчеркивают противопоставления в речи. Паузальные хронемы применяются для пояснения чего-то, убеждения в чем-то.

Интонация - основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин).

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций - повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Классификацию типов интонации предложил А. К. Целлитис и выделил следующие:

1. Интеллектуальные

2. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

3. Эмотивные

4. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонации представляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонации относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные - интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего; интонация совета, но без принуждения исполнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы.

Эмотивная интонация - выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонации служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонации связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса.

Мелодика является основным компонентом интонации и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика.

Мелодика определяет коммуникативный тип предложения. Выделяются три вида мелодики:

1. Повествовательная мелодика речи, которая характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге.

2. Вопросительная мелодика речи, которая характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) вопроса.

3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

В интонацию включается ударение. В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Акустически ударение выражается интенсивностью, длительностью, повышением или понижением основного тона. Выделяют словесное, синтагматическое, фразовое и логическое ударение.

Под словесным ударением подразумевают вершину слова.

Синтагматическое ударение служит для выделения в составе синтагмы и предложения наиболее информативного, наиболее коммуникативно важного слова. Синтагматическое ударение является смысловым центром. Основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова.

Фразовое ударение передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания.

Для подчеркивания семантической стороны высказывания применяется логическое ударение. Логическое ударение реализуется путем выделения наиболее важного слова в ряду остальных слов, для того чтобы придать предложению более точный смысл. Логическим признается смысловое ударение, максимально акцентируемое, четко выделенное интонационно силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением. Логическое ударение является усиленным акцентированным словесным ударением, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога. Таким образом, специфика логического ударения - в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова.

Интонация зависит от изменения тона голоса по высоте, т.е. от модуляций. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки полости рта и носа.

Дополнительная окраска голоса называется тембром голоса. Тон голоса может быть общим для многих людей, тембр же голоса является индивидуальным и зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций.

От характера речевого дыхания зависит звучащая речь: голос, звукопроизношение и вся просодическая сторона речи.

Одним из сильных просодических средств являются паузы, т.е. остановки в речи. Паузы могут быть действительными и нулевыми. Действительные паузы - это перерывы в звучании, а при нулевых паузах нет перерывов в звучании, но меняется мелодика. Чаще такого рода паузы появляются на стыке между синтагмами (Л.Р. Зиндер).

В интонацию включают темп речи. Темп - это скорость речи. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной стороны высказывания. Отклонение темпа от средних величин (ускорение или замедление) мешают восприятию смысловой стороны высказывания, т.к. резко ухудшается произносительная сторона речи.

Выбранный человеком темп речи определяет такой компонент просодии, как ритм. Ритм определяется как последовательное чередование элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, чередование осуществляется через определенные отрезки времени. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Ударные слоги и слова произносятся более длительно. Это сопровождается выраженными изменениями высоты голоса. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность.

Просодические или интонационные средства делятся на:

Тональные,

Тембровые (фонационные),

Количественно-динамические.

Тональные просодические параметры (мелодика) являются основным интонационным средством и связаны с из­менениями частоты основного тона. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах синтагмы и фразы говорящий делает повышение или понижение тона.

В русском языке в наиболее компактном виде выделяется шесть основных интонационных конструкций (сокращенно - ИК [ика]). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или ло­гическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсут­ствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? - Здесь. Предцентровая часть обычно произносит­ся на среднем тоне. Основными различительными призна­ками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конст­рукции можно схематически изобразить линиями движе­ния тона.

на звуках центра происходит понижение тона, тон постцен­тровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложе­нии: Поздняя о \сень. Грачи \ улетели, ле с\ обнажился, поля \ опустели... (Н. Некрасов) - интонационный центр в при­мерах отмечен жирным выделением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Куда ты\ идёшь? Серёжа\, там опа сно\! Падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.

У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже средне­го. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачи улетели и Куда ты идёшь? можно произнести с ИК-1: падение тона на выделенном ударени­ем центре ИК - Грачи \ улетели, Куда \ ты идёшь? Эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на пер­вом после центра слоге - Грачи у\летели, Куда ты\ идёшь?


на звуках центра резко восходящее движение тона, тон пост­центровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для вы­ражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встреча­ется в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна\ пьёт сок? Анна пьёт/ сок\? - повышение тона в центре показано знаком / после ударного слога. Ти­пична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опо/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов). Встречается ИК-3 и при обращениях, выражении просьбы: Мари /но\чка, \ позвони / за\втра. При отсутствии постцен­тровой части в некоторых случаях наблюдается восходяще­-нисходящее движение тона: Ва -ань/\! Иди сюда\. Однако в большинстве подобных случаев тон прерывается на верхнем уровне: Анна пьет со к/? Сдам заче т/| - поеду домой.

на звуках центра нисходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставитель­ным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Ната \ша/? Ваше и \мя/? Фами \ли/я? Повышение тона в пост­центровой части может происходить на первом заударном слоге: А Ба \ри/нова? - или на последнем: А Ба \ринова/? - либо равномерно повышаться на всей заударной части. При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее дви­жение тона происходит на звуках центра: А мы\/?



имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следую­щем за ним слоге - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени при­знака, действия, состояния: Како й/ у неё го \лос? или Ка­ко й/ у неё го лос\! Ка к/ она танцу \ет! или Ка к/ она танцу­ ет\! Настоя /щая весна \! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда/ ты идёшь\? Какой/ у нее го\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударени­ем, обычно при выражении эмоции: В`е/ликоле \пно! В`о/ схити \телъно!


на звуках центра восходящее движение тона, тон постцент­ровой части выше среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компо т/ вкусный! Как она танцу/ет! Сколько воды/ набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср. Сколько воды /? и Сколько воды /!

Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В свя­зи с этим выделяются:

- средний регистр тона , на котором произносит­ся большинство речевых тактов и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый;

- верхний регистр :Он такой хорошенький, пух­ленький, курносенький! Он типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать !;

- нижний регистр :Он такой грубый, грязный, хмурый; в нижнем регистре обычно произносятся вставные слова и предложения, сообщающие факультативную инфор­мацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убы­вать овечки стали (И. Крылов); переспросы-припоминания: Как ее зовут? - Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, сто­ящие после прямой речи или внутри нее, обычно отличают­ся от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произ­несена в среднем регистре, то слова автора - в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обраща­ясь к графу. - Да, - отвечал он, - выстрел очень замеча­тельный (А. Пушкин).

5. Интонационно-выразительные средства речи. Работа с речевым текстом

Очень важно научиться работать с интонацией в тексте. Если вам предстоит какое-либо публичное выступление, будь-то маленькая презентация или выступление перед большой аудиторией, всегда важно прорепетировать свою речь и сделать в ней интонационные ударения. Конечно, в основном, мы используем естественную разговорную интонацию. Но при публичном выступлении лучше не импровизировать, а тщательно подготовиться к выступлению.

Итак, ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности, так называемыми логическими паузами. Паузы могут совпадать со знаками препинания – грамматическими паузами, но могут быть и там, где знаков препинания нет.

Логическое (или смысловое) ударение – это основа мысли. Оно выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «СВЕТ выключили», «свет ВЫКЛЮЧИЛИ». Слово, на которое ставится логическое ударение, усиливается повышением или понижением тона – тональное ударение. Изменение высоты тона помогает усилить значимость того или иного слова и его связи с другими. Это дает возможность ярче воспринимать нашу речь. Монотонная речь всегда утомительна для слушающих.

Теперь вкратце поговорим о ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ . Знаки всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Эти изменения высоты голоса придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса. Преподаватели речи говорят: «голос положить на дно».

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, и наблюдается некоторое повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте несколько монотонно и, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова идут на понижение. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Работа с речевым текстом.

Кроме пауз, которые задают ритм устной речи и привлекают внимание слушателей, существуют и другие средства моделирования речи, такие как тон, громкость и темп.

Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонации – это «подъемы» и «спуски» голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Однако с помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов. Тон и голос выдают информацию о собеседнике. В голосе и его тональности мы можем услышать робость, заискивание, льстивость, надменность, или уверенность, радушие, нежность, любовь и многое другое. Все зависит от вашего внутреннего настроя и состояния. Работая над тоном и голосом, вы сможете научиться «не пропускать» негативную информацию и добавлять позитивную. Это поможет вам добиться нужного результата в разговоре или публичной речи.

Возьмите любое классическое произведение. Внимательно ознакомьтесь с текстом. Подумайте, каким голосом, тоном надо читать каждое предложение. Подумайте над моделированием громкости при чтении. Какие слова надо выделить более громким голосом и почему? Расставьте интонационные паузы. Теперь, прочитайте текст как можно выразительнее, записав чтение текста на аудионоситель. Прослушайте запись и проанализируйте недостатки вашей артикуляции, дикции, голоса и тона. Еще раз прочтите текст, стараясь устранить недостатки.

Теперь возьмите любую газетную статью. И точно так же проанализируйте текст. Посмотрите, как в этом тексте необходимо работать с тоном, громкостью, темпом, где, по вашему мнению, необходимо поставить логические ударения и интонационные паузы и почему? Запишите чтение текста на аудионоситель, прослушайте, и устранив ошибки, снова прочтите текст вслух и сделайте аудиозапись.

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, старайтесь зрительно представить себе то, о чем вы говорите. Внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и цвет в вашу речь.

И последнее,

Красивый и звучный голос, четкая дикция, правильная речь, и разнообразная интонация – все эти качества сделают вашу речь яркой и выразительной. Тренируйтесь! Тренируйтесь постоянно! Старайтесь уделять больше внимания вашей речи. И помните ваша речь это отражение вашей личности. Поэтому ваша речь должна быть такой же прекрасной, как и вы! Успехов вам и процветания!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА – ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа – это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа – это данность, и не только

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА - ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа - это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа - это данность, и не только потому,

Из книги Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике автора Баскаков Владимир Юрьевич

3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души Выразительные движения человека - неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты

Из книги Любимое дело приносит достаток автора Марша Синетар

Глава 10. Дело жизни: работа как любовь, работа как посвящение Бесполезно вести проповеди, если ваше поведение не проповедь. Святой Франциск Ассизский Работа - один из способов, которым зрелая личность заботится о себе и других. С помощи работы и связей человек находит

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

2. Этапы генезиса речи как средства общения Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Работа по стимуляции речи 1 этап – вовлечение в общее пение Когда ребенок привык к занятиям в группе, задача педагога – помочь ему освоить выполнение движений под музыку. Наконец цель почти достигнута. Ребенок прыгает, изображая зайчика, переваливается с ноги на ногу,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Выразительные движения Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике - выразительные движения лица; пантомимике -

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ Этот способ, пожалуй, один из самых трудных, так как для преодоления страха потребуется мощное волевое усилие. Кроме того, шеф должен выслушать вас, не перебивая.Когда он то и дело цепляется по мелочам, придирается, высказывая свое недовольство в грубой

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера Многие неустойчивые отличаются душевной симпатичностью, мягкостью, нежностью, лиричностью натуры. Они общительны, у них быстро возникают симпатии, обычно много друзей и приятелей. В своих переживаниях они

Из книги Библия языка телодвижений автора Моррис Десмонд

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ Биологические знаки, общие для нас и других животныхОсновные знаки делятся на шесть главных категорий. Пять из них свойственны только человеку, и появились благодаря его сложно устроенному, высокоразвитому мозгу. Исключение составляют знаки,

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Выразительные движения и психомоторная сфера Мы выдвинули на первый план психэстетические качества шизоидных темпераментов, так как они составляют важнейшую основу построения личности. Но мы должны наряду с этим еще коротко остановиться на их характерологических

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Она. Глубинные аспекты женской психологии автора Джонсон Роберт

Средства Тень понуждает женщину исследовать райский сад и дает ей для этого изысканные и могучие средства. Это, в первую очередь, спрятанный до поры до времени светильник, символизирующий способность женщины видеть реальную суть происходящего. Иными словами, - это ее

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Как легко учиться и сдавать экзамены автора Полонейчик Иван Иванович

Глава 14. РАБОТА С ТЕКСТОМ Говорить о методах работы с текстом сложно. В первую очередь это связано с тем, что тексты бывают разных типов, сложности и т. д. Важное значение имеет и то, насколько подробно надо запомнить текст, на какое время это надо сделать, достаточно ли

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Картина жизни охватывает как впечатления от видимого и весь чувственный опыт, так и духовную сущность человека с его сознанием, его мыслями и его самыми субъективными реакциями, связанными с восприятиями, а именно чувства и

Интонация (звук. средства языка) Интонация (от лат. intono ‒ громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки ‒ синтагмы ; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе ‒ экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи , паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая И. соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. присутствует в речи всегда: вне И. устная речь невозможна. Нередко И. служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым об разом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот). В тоже время разные языки обнаруживают в области И. существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение ‒ заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, И. является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.

На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. значительно более конкретна, чем письменная речь.

Лит.: Берштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн.: Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940; Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз ., 1962; Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963; Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967; Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947; Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) ‒ L., 1970.

С. И. Бернштейн.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Интонация (звук. средства языка)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Не следует путать с тоном. Интонация (лат. intonō «громко произношу») совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Интонация (позднелат. intonatio «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон») в богослужебном пении католиков распев псалма по мелодии модели (мелодической… … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с фонетическим алфавитом НАТО. Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки Зарезервирован для … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    I Язык (lingua, или glossa) непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки; не имеет мускулатуры (за исключением двоякодышащих) и движется вместе со всем висцеральным… … Большая советская энциклопедия

Интонация -это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звука, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказывания (по РГ-80)

Таким образом, составными элементами интонации являются:

· мелодика речи,

· ритм речи,

· интенсивность речи,

· тембр речи,

· темп речи,

· ударение.

Мелодика -это тональный контур речи, т.е. модуляция высоты основного тона при произнесении частей предложения, целого предложения и сверхфразовых единств. Тональный контур служит для выражения разных смысловых, синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений.

Существует 4 контура мелодики:

· нисходящая мелодика (понижение основного тона)

· восходящая мелодика(повышение основного тона)

· восходяще-нисходящая (сначала повышение, затем понижение)

· довная мелодика или однотон (сохранение одинаковой высоты основного тона на протяжении определенного отрезка речи)

Ритм речи -чередование ударных и безударных долгих и кратких слогов. К примеру, в поэтических и прозаических текстах ритм различается.

Интенсивность речи – т.е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания. (Например, речь в комнате и на улице). Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь, гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость. С другой стороны, при равной интенсивности, звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Темп речи –скорость речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и более объемных фрагментов). Темп зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального содержания высказывания. Быстрый темп – эмоциональная речь. Средний темп –ситуация сообщения информации(речь лектора, деловое общение). Медленный темп –дробное синтагматическое членение, пределом которого является совпадение синтагмы и слова. Соответственно увеличивается количество синтагматических ударений, и отдельные слова приобретают особую смысловую весомость. В медленном темпе произносятся торжественные и важные сообщения.

Тембр – в интонации тембром называется дополнительную окраску звучания, сообщающую речи различные эмоционально –экспрессивные оттенки. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего(со страхом в голосе, с гневом и т.п.) Тембровые средства интонации – это разные качества голоса определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Выделяют:



· расслабленный,

· напряженный,

· скрипучий,

· придыхательный.

Ударение –для интонирования (как составляющей интонации) речи принципиально значимо словесное ударение (выделение одного из слогов в слове в процессе произношения) и смысловое ударение(синтагматическое(тактовое), фразовое и логическое). Нередко действие ударения носит не только смысловой, но и эмоциональный характер. Наряду с перечисленными видами интонационно значимыми оказывается и эмфатическое ударение (Щерба).

Эмфатическое ударение подчеркивает, усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эмоциональное состояние говорящего. Средством выражения эмфазы в русском языке является главным образом, удлинение ударного гласного при выражении положительных эмоций (восторг, восхищение). Отрицательные эмоции(гнев, досада) могут выражаться удлинением начального согласного, а также подчеркиваемым сокращением ударного гласного.

К основным фонетическим средствам в интонации относят и прекращение фонации , т.е. отсутствие звучания (пауза). Пауза – это своеобразное, чаще всего не звуковое интонационное средство. Паузами отграничивают друг от друга синтагмы (/) и фразы (//). Межфразовые паузы более длительны.