Три тематические группы. Зависимость варианта группировки единиц от цели исследования: лексико-семантическая, лексико-тематическая группы. Лексико-семантические группы слов
Понятие лежит в основе лексического значения слова, но между лексическим значением и понятием нельзя ставить знак равенства. Лексическое значение слова многогранно. Оно связано с отношением говорящего к слову и с употреблением слова.
Слово способно выражать чувства говорящего, его отношение к миру — положительное: любить, нравиться, хвалить, восхищаться; приятный, замечательный, радостный; отрицательное: ненавидеть, презирать, возмущаться; неприятный, противный, скверный, страшный и т. д. Лексическое значение таких слов отличается эмоциональностью (лат. emotion — `чувство`) и экспрессией (лат. expressio — `выразительность`): гений — `высшая степень творческой одаренности`; талант — `выдающиеся способности`, `высокая степень одаренности`; бездарь — `лишенный таланта, одаренности`; тупица — `непонятливый, плохо соображающий человек`.
Эмоционально-экспрессивное значение слова может быть связано с его внутренней формой, когда одно значение мотивировано другим, обусловлено происхождением слова. Прелесть означало первоначально `прельщение`, `обман`, `лесть`, `соблазн`, а в современном языке — `красота`, связь с историческим корнем лесть утрачена. Происхождение слова часто обеспечивает его употребление в другом значении, лежит в основе его образности и выразительности: дерево восходит к общеславянскому `драть` (`выдранное или ободранное`): Сухое дерево ты, а не человек! Даже не дерево, а гнилой пенек! (Ш.). Земля восходит к общеславянскому `пол`, `низ`: мать сыра-земля — фольклорный образ; Нет правды на земле, но правды нет и выше (П.) — художественный образ.
Словарный состав языка дает говорящему ряд слов-синонимов для выражения одного понятия: понять — осмыслить — уловить; робкий — застенчивый — боязливый; глаза — очи — зенки; радость — отрада — утеха. Выбор слова зависит от ситуации речи — нейтральной (первое слово в ряду), высокой, торжественной (второе слово), сниженной, разговорной (третье слово). Книжные (высокие) и разговорные слова выражают эмоции и оценки, в отличие от нейтральных слов.
Связь лексического значения с понятием позволяет выделять тематические группы слов. Такое объединение слов происходит на основе общего в их лексических значениях и единого понятия, выражаемого этими словами. Например, общее значение `длительность существования` связано с понятием «время» и выражается тематической группой слов: когда, вчера, сегодня, завтра; сейчас, потом; век, столетье, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда; утро, день, вечер, ночь; весна, лето и т. д. Слова тематической группы, принадлежащие одной части речи, называются лексико-семантической группой. Например, прилагательные (признаковые слова) со значением `расстояние` тематической группы «пространство»: близкий, далекий, соседний, окрестный, смежный и др.; существительные со значением `мера длины` группы «пространство»: километр, метр, сантиметр, дециметр, миллиметр, верста (устар.).
Несколько тематических групп образуют семантическое поле; например, искусство — названия его видов (живопись, графика, скульптура, музыка); названия действий (рисовать, лепить, вырубать, ваять, играть, исполнять, петь); названия деятелей искусства (художник, скульптор, график, музыкант, пианист, скрипач, певец, вокалист); объекты и инструменты (картина, акварель, гуашь, темпера, сангина, рисунок, холст, краски).
Лексическое значение слова объясняется в толковых словарях следующим образом:
1) с помощью толкования: буква — `письменный знак в азбуке данного языка`;
2) с помощью синонимов: буквально — дословно, действительно;
3) с помощью антонимов: хороший — неплохой, недурной.
С многогранностью лексического значения связана многозначность большинства русских слов.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.
Урок в 5 классе.
Тема урока – тематические группы слов.
Тип урока – комбинированный.
Цели урока:
1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение.
2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником, развивать орфографическую зоркость.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
До урока
Учитель выписывает на доску число, тему урока и стихотворение В. Берестова «Гербарий»:
Медуница с иваном-да-марьей,
И фиалка с высокой ромашкой.
На одной расцветали опушке,
Я сухие растения вынул,
Орг. Момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте! (устанавливает тишину, по мере необходимости).
Ученики: Здравствуйте!
Ход урока.
Речевая разминка.5 мин.
Учитель: Разучивание скороговорок. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп).
Нитки иволга несет –
Сарафан себе сошьет.
Федя филина боится – Филин может рассердиться.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Ученики: Ученики хором произносят скороговорки.
Актуализация опорных знаний, (беседа с классом) 7мин.
Учитель: Ну, а сейчас мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Что такое лексика? (если ученики не помнят формулировки, учитель вместе с ними зачитывает определение из учебника).
Ученики: 1) Вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи.
Учитель: 2. Что такое лексическое значение слова?
Ученики: Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря.
Учитель: 3. Что такое синонимы? Приведите примеры.
Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Бегемот-гиппопотам.
Учитель : 4. Что такое антонимы? Приведите примеры.
Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Зло – добро
Учитель : 5.Что такое омонимы? Приведите примеры.
Ученики: Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
Наряд – документ или одежда.
Мотивация учебной деятельности, объявление темы и задач (целей) урока. 1мин. (Тему записываем в тетради)
Учитель : Все верно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием Тематическая группа слов. Научимся вычленять слова этой группы их текста, составлять тематические группы самостоятельно.
Объяснение нового материала. 7мин.
Учитель : Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Птицы - голуби, перепела, вороны, снегири. Во всех этих словах есть одно общее понятие - птицы. Но в то же время каждая из птиц имеет свои отличительные особенности.
Найдите в наших скороговорках тематическую группу слов и запишите их в тетради. Определите, какое общее понятие они называют
Ученики: Иволга, филин, попугай – птицы.
Закрепление полученных знаний.20 мин.
Учитель : Всё правильно. А сейчас давайте с вами поработаем над закреплением наших знаний о тематической группе слов. Нужно записать ряд слов и подчеркнуть слова, которые относятся к спорту. Борода, хоккей, сирень, футбол, стадион, промокашка, пловец, гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, суматоха (для спора), кукушка, тренер, спартакиада, одеяло.
Ученики : Борода, хоккей , сирень, футбол , стадион , промокашка, пловец – пишем с буквой «О» , гитара, пятиборье , троллейбус , теннис , суматоха, кукушка, тренер , спартакиада , одеяло.
Учитель : Хорошо, а теперь выделите цветной ручкой слова хоккей, пловец, троллейбус, спартакиада. Запомните написание этих слов! Выполним следующее задание. Река, озеро, ручей, родник. Это тематическая группа слов. Входит ли в этот ряд водопровод?
Ученики: Ученики сидят, думают.
Учитель: Учитель начинает рассказывать сам: мы продолжим этот ряд: река, озеро, ручей, родник… ак-ве-дук – мост, по которому течет вода для жителей города (обогащаем словарь учеников!), канал, арык (местное название канала оросительной сети в Средней Азии, Казахстане, Закавказье.), – значит, этот ряд включает искусственные источники воды, – тогда, наверное, в него войдет и водопровод. А если таких слов нет, то все источники естественные – и водопровод не входит. А что это означает? Это означает, что слова относятся друг к другу. Задано одно отношение между словами – и водопровод вошло в эту группу. Задан другой ряд слов, с другими отношениями, – и слово водопровод не входит в этот ряд. Например, арбуз. В какие тематические группы входит, если стоит в одном ряду с такими словами, как дыня, тыква, баклажан, кабачок
Ученики: Названия растений и их плодов.
Учитель : Верно. А если мы поставим слово арбуз в другой ряд Арбуз, мяч, Земля (с большой буквы), апельсин, глобус, горошина…
Ученики: Слова, обозначающие круглы предметы.
Учитель: Вот видите, значит, этот ряд оживляет другую сторону этого слова.
Значит, тематические группы не совсем бесполезные для того, чтобы понять, что язык – это отношение. Вставили в один ряд данное слово – и оживили в нем одно значение, вставили в другой ряд – и оживили в нем другое значение.
А сейчас посмотрите на доску. Здесь написано стихотворение Берестова «Гербарий»:
С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Грустный ландыш с веселою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой.
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке.
Дождь осенний за окнами хлынул –
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом –
И цветы познакомил друг с другом.
Задание такое: найдите слова одной тематической группы, назовите, что это за группа.
Ученики: Растения – медуница, иван-да-марья, ландыш, кашка, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха, чертополох, лук, горох.
Учитель: Ребята, а кто знает, почему мать-и-мачеха, называется именно так?
Ученики: Растения с листом, с одной стороны гладким, с другой – шероховатым.
Учитель: Верно, объясним написание. Пишутся через дефис сложные названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз: любишь-не-любишь, не-тронь-меня, иван-да-марья, мать-и-мачеха. А посмотрите на такие интересные слова ромашка, медуница, кашка, вы знаете, почему они так названы? Давайте обратимся к этимологическому словарю.
Ученики: РОМАШКА, искон. Суф. Производное (ср. Степан Ч Степашка, баран Ч барашек) от роман ромашка¬, в диалектах и других слав. Яз., еще известного заимств. Из ботанической латыни anthemus romana (буквально ромашка – римская).
Учитель: Правильно. Цветок кашка так назван, вероятно потому, что похож на кашу. А теперь посмотрим на слово медуница. Найдите в нем корень.
Ученики: мед-
Учитель: От какого слова образовано название цветка?
Ученики: От слова мед.
Учитель: Правильно, цветок так назван, потому что пахнет медом. Поэтому запомните, медуница пишется с Е в корне слова.
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Открываем учебник на стр. 251. и устно выполним упражнении под номером 38. Работаем в парах. У нас соревнование. Какая команда назовёт больше слов одной тематической группы.
Подведение итогов урока (методом микрофона: «Сегодня на уроке я…») 3мин.
Учитель: Правильно! Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Мы сделаем это при помощи метода микрофона. Сейчас некоторые из вас сделают выводы, начав свой ответ так, «Сегодня на уроке я…»
Ученики: Сегодня на уроке я узнал о тематической группе.
Сегодня на уроке я повторил такие понятия, как синонимы, омонимы, антонимы.
Сегодня на уроке я научился вычленять из текста слова, относящиеся к одной тематической группе.
Выставление оценок.1-2мин.
Задание на дом.1 мин.
Упр. 37. + стр. 250 слова «пиши правильно»
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
Цель урока:
образовательная
Научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
развивающая
Развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;
воспитательная
Привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.
Оборудование: карточки для эстафеты, воздушный шарик, карты для самооценивания
ХОД УРОКА
2. Актуализация опорных знаний
- тренировочный диктант
Какую большую тему мы с вами сейчас проходим?
Правильно, лексику. Но не забываем мы и про орфографию. Напомните мне, пожалуйста, на какое правило мы с вами писали на этой неделе шуточный диктант?
К сожалению, не у всех получилось написать этот диктант без ошибок. Поэтому мы с вами договорились повторить это правило.
Скажите мне, пожалуйста, когда мы пишем е в корне слова после шипящих? Приведите примеры
Когда о? Примеры
Подпишите листочки.
Обжора надел шорты, залез в кусты крыжовника и объелся ягод. Шов на шортах лопнул. Тогда он вышел на шоссе, остановил шофера, который довез его до цирка. Оказалось, что обжора работает жонглером, жокеем и трещит на трещотке. А живет наш герой в трущобах с чопорным шотландцем, пижоном и мажором, который никогда не снимает капюшон и не показывает свою черную челку.
- проверка Д/з
О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?
Что такое лексическая сочетаемость?
Дома вы должны были составить предложения по предложенным в упр. 165 схемам.
На этой неделе мы с вами почувствовали себя лексикографами и начали составлять к неделе русского языка свой собственный толковый словарь 5 класса. Вы предоставили мне данные, а я как редактор на выходных попробую объединить ваши предложения в одну книгу. Только вот у меня много работы, и наверное, поэтому вылетело из головы, какая же тема нашего с вами словаря?
То есть в наш словарь будут входить только слова, которые….
Все верно, и сегодня на уроке мы с вами поговорим о тематических группах.
Запись даты и темы в тетрадях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Объяснение нового материала
Как вы думаете, что мы должны выяснить на сегодняшнем уроке?
Давайте проверим, правы вы или нет.
Упр. 167 с. 78 – устно
С. 78 – самостоятельно прочитайте текст
Какая информация была для вас новой?
Какие слова мы можем объединить в тематические группы?
Как определить, в какую тематическую группу будет входить многозначное слово?
Что можно определить по словам одной тематической группы в тексте?
4. Закрепление изученного материала
- Эстафета «Кто больше?» (соревнуются три ряда, кто больше напишет слов, которые относятся к одной тематической группе). Учащиеся выходят по цепочке. Все остальные участники должны успеть записать слова из всех трех колонок
Темы: учеба, дружба, отдых
5. Работа в парах
Упр. 168
6. Игра «Летит мяч»
Я называю вам слово, а вы, перебрасывая мяч друг другу, подбираете слова одной тематической группы
Цвет, хищные животные, дом
7. Оценивание
Правильно выполнено домашнее задание – 1 балл
Активно отвечал (а) на уроке – 1 балл
Активно участвовал в эстафете «Кто больше?» - 1 балл
Правильно выполнил упражнение 168 в парах – 1 балл
Активно участвовал в игре «Летит мяч» - 1 балл
Всего
8. О чем же был наш урок? В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, добились ли мы поставленной цели или нет и почему?
9. Домашнее задание проект «Толковый словарь школьных слов»
>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Тематические группы слов
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
Теория А
Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ (по-укр.: тематичні групи слів ): цветы - ромашки, фиалки, ландыши, сирень . Во всех этих словах есть одно общее понятие - цветок . Но в то же время каждый из цветков имеет свои отличительные особенности.
Практика А
1. Вместо пропусков вставьте нужные по смыслу слова. Назовите эту тематическую группу слов.
Что только не коллекционируют* люди! Редкие книги коллекционируют... . Старинные и современные монеты собирают..., почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты интересуют..., ... колекционируй открытки, а... - всевозможные значки.
*Коллекционировать - собирать коллекцию. Коллекция - систематизированое собраниекаких-нибудь предметов.
Теория Б
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень
объединены словом «цветы».
Практика Б
2. Найдите в указанных словах названия рода и вида.
Липа, клён, дерево, ива, ель.
3. Найдите лишнее слово.
Увлечения - рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
4. Прочитайте текст. Выпишите из него слово, обозначающее широкое родовое понятие, и выражение, обозначающее узкое видовое понятие.
Лиза - пятиклассница. Живёт она в Киеве. Как все ребята, учится в школе, любит побегать и поиграть. Но есть у неё увлечение, которому девочка отдаёт всё свободное время. Вместе со своим братом, третьеклассником Антоном, она увлекается росписью пасхальных яиц. В детстве они с бабушкой всегда к Пасхе красили яйца. Тогда Лиза поняла, что расписывание пасхальных яиц - целая наука.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Электронные издания бесплатно, планы-конспекты по русскому языку 5 класс, учебники и книги по всем предметам, разработка уроков русского языка, домашнее задание, русский язык тесты ответы
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Еще в прошлом веке русский семасиолог М.М. Покровский (1868-1942) обратил внимание на то, что "слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью", но соединяются в нашей душе независимо от нашего сознания в различные группы. Основанием для объединения слов в лексико-семантические группы служат словесные ассоциации, отражающие связи предметов в окружающем мире. В отличие от полисемии, которая характеризуется смысловой связью внутри значений одного слова, эти ассоциации возникают на основе смысловых связей между различными словами, в результате сопоставления, отождествления и различения их значений. Выделяют три основных типа смысловых связей между словами - отсутствие общих элементов смысла, близость значений, противопоставление значений. М.М. Покровский указывал на то, что в лексической системе языка существуют различные группы или «поля слов». Одни из них представляют собой внутриязыковые объединения, другие - объединения внеязыковые. Эти идеи М.М. Покровского получили развитие в современном языкознании при разработке вопроса семантической организации словарного состава языка, в частности, в теории семантических полей, лексико-семантических и тематических групп. Лексико-семантическая группа - это совокупность слов, относящихся к одной и той же части речи, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. Тематическая группа - это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами. Семантическое поле - это совокупность языковых единиц, объединенных общностью значения и представляющих предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Для слов, входящих в семантическое поле, характерно наличие общего семантического признака, на основе которого и формируется данное поле.
Объектом работы является лексическая система языка.
Предметом работы являются лексико-семантические группы слов.
Цель курсового исследования заключается в том, что выделяются лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания города Тольятти. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть лексико-семантическую систему русского языка;
· проанализировать названия баров, кафе, клубов и ресторанов;
· выделить группы названий точек обслуживающих город Тольятти.
Цель и задачи определяют структуру данной курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
В этой работе использовались труды таких авторов: Вендина Т.И., Гируцкая А.А., Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Маслов Ю.С., Мечковская Н.Б.
Глава 1. Лексико-семантическая система русского языка
1.1 Общая характеристика лексико-семантической системы русского языка
Слова в рамках лексической системы языка существуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, образуя системы, построенные на различных основаниях: семантико-грамматических (части речи), словообразовательных (словообразовательные гнезда), семантических (синонимы, антонимы, омонимы, семантические поля, лексико-семантические группы и т.д.).
Система (в философском и лингвистическом понимании) - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. (4, с.146) Целостность системы достигается внутренней связанностью языковых элементов разных уровней, их зависимостью от места и функции в языке.
Язык, обладая коммуникативной и когнитивной функцией, служит средством выражения знания, проверенного общественно-исторической практикой людей. В знаменательной лексике любого языка представлен целый мир лексических значений, поскольку именно слово является простейшим знаковым средством называния фрагмента действительности (предмета, свойства, действия, состояния и т.д.). При этом «слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются в нашей душе независимо от нашего сознания в различные группы, и основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению», - писал известный русский семасиолог М.М. Покровский, один из первых осознавший системный характер лексики. (6, с.82)
В современном языкознании прочно утвердился взгляд на лексику как на систему систем. Он нашел свое выражение в признании факта существования в языке различных групп слов, противопоставленных по значению, форме, степени сходства форм и значений, по характеру отношений, складывающихся между словами, образующими ту или иную группу и т.д. Однако системность лексики проявляется не только в наличии определенных семантических групп, семантических полей, классов или оппозиций (типа исконное - заимствованное, активное - пассивное, нейтральное и стилистически маркированное), но и в самом характере употребления лексических единиц, где также наблюдаются определенные закономерности (например, антонимы могут употребляться часто в одних и тех же контекстах, такая же картина наблюдается у синонимов, а разные значения одного и того же слова (ЛСВ) употребляются, как правило, в несовпадающих контекстах).
Признание лексического состава языка системой систем согласуется и с постулатами общей теории систем, основными понятиями которой являются «целостность», «элемент», «структура», «связи». Язык, как известно, представляет собой: длительно эволюционирующую систему, т.к. по мере развития и усложнения общества и его культуры растет, разветвляется и дифференцируется лексическая система языка, более того, эта система эволюционирует вместе с развитием грамматической и фонетической систем языка. При этом, как показали последние исследования лингвистов Института русского языка (группы Н.Ю. Шведовой), лексическая система языка даже более устойчива, чем грамматическая (с глубокой индоевропейской древности живут в русском языке такие слова, как мать, сын, брат, сестра, земля, вода и др., хотя грамматический строй языка претерпел существенные изменения).
Системность лексики резко упрощает поиск нужных слов так как говорящий подыскивает необходимое ему слово не во всем словарном составе языка, а в рамках небольшой его части - синонимического ряда, семантического поля, лексико-семантической группы (ЛСГ), на которую его ориентирует ситуация и сама логика мышления.
Характерной особенностью лексической системы языка является ее открытость, поскольку лексика это самый подвижный уровень языка, он в наибольшей степени отражает изменения в различных сферах жизни (одни слова устаревают и уходят из языка, другие нарождаются или заимствуются), так как лексика современного русского языка представляет собой систему, слова входящие в неё объединены двумя видами отношений -синтагматическими и парадигматическими.
Синтагматические отношения (греч. syntagma "вместе построенное, соединенное") - это линейные отношения, возникающие между членами горизонтальных рядов, соотносящимися, согласно теории Ф. де Соссюра, как определяемый и определяющий. Языковые единицы, следуя одна за другой, образуют языковую цепочку - синтагму, внутри которой они находятся в синтагматических отношениях (ср. группировки слов синтагматического типа часть - целое, предмет - признак, предмет и связанное с ним действие и т.д., отношения между которыми можно назвать отношениями присущности, например, сосна - хвоя - шишка; собака - лохматая - лает -кусается или ручка ребенка, карандаш и ручка, ручка кресла и т.д.). (4, с.148)
Парадигматические отношения (греч. paradeigma "образец") - это отношения по вертикали, возникающие между противопоставленными языковыми единицами - членами вертикальных рядов. Каждая парадигма позволяет выделить общие и дифференциальные семантические признаки входящих в нее языковых единиц. В лексико-семантическую парадигму объединяются, как правило, слова, связанные отношениями равнозначности (ср. синонимы печальный - грустный ), противоположности (ср. антонимы день - ночь ), соположенности (ср. семантический ряд сосна - ель -лиственница - кедр из слов, входящих в группу хвойных деревьев или рука - кисть - локоть - плечо в названиях руки), включения (ср. родовой термин - видовой термин: дерево - сосна ). (4, с.149)
Синтагматические отношения лексических единиц основываются на понятии позиции, а парадигматические отношения я - на понятии оппозиции. (4, с.149)
Позиция - это положение лексической единицы в тексте, в котором проявляется ее отношение к другим, семантически близким ей единицам. (4, с.149) Различают сильные и слабые позиции. Сильные позиции - это позиции различения слов или их лексико-семантических вариантов (ЛСВ), ср. свежий огурец, свежий номер газеты и свежий ветер. Слабые позиции - это позиции не различения позиции нейтрализации значений слов или их ЛСВ (ср. узкие поля: тетради, шляпы, наделы крестьян ).
Оппозиция - это противопоставление лексической единицы другим лексическим единицам, входящим вместе с ней в парадигму (слова коза, кошка, собака, корова входят в парадигму на основе общего признака "домашние животные", но они же образуют оппозицию, т.к. корова относится к крупному рогатому скоту, коза - к мелкому, а кошка - к семейству кошачьих). (4, с.149)
Все многообразие отношений лексических единиц можно свести к четырем основным типам оппозиций и дистрибуций:
1 тип отношений - совпадающий: лексические единицы А и Б полностью совпадают по употреблению и значению, поскольку они являются абсолютными синонимами [лингвистика (А) - языкознание (Б)]. Они обладают эквивалентной (лат. aequalis "равный"), т.е. совпадающей дистрибуцией и нулевой оппозицией.
2 тип отношений - включающий, родовидовой: значение единицы А включает в себя значение единицы Б [ср. языкознание (А) и наука (Б)], однако значение единицы Б (наука) шире, чем А (языкознание), поэтому дистрибуция единицы А включается в дистрибуцию единицы Б. Такой вид дистрибуции называется включающий, а оппозиции - привативной, т.е. частной, т.к. один член оппозиции имеет какой-то семантический признак, а другой его лишен (ср. наука - это не только языкознание, но и другие виды наук), такой вид оппозиции часто называют напряженным.
3 тип отношений - частично-совпадающий, перекрещивающийся (он ярче всего представлен в антонимах): лексические единицы А и Б лишь частично совпадают (например, слова брат и сестра лишь частично совпадают в общей для них семе "кровные родственники", в остальных семах они расходятся, поэтому эти лексические единицы имеет контрастирующую дистрибуцию и эквиполентную (лат aequipollens "имеющий одинаковое значение"), т.е. равнозначную оппозицию (различительные признаки находятся как бы в равновесии), поэтому эту оппозицию часто называют ненапряженной;
4 тип отношений - не совпадающий ни по значению, ни по употреблению, эти слова являются внеположенными (например, стол и воля), такие отношения можно наблюдать и у омонимов (ключ "инструмент для открытия замка" и ключ "родник" или же у слов с многозначным значением, ср. тонкий вкус и тонкий ломтик хлеба), поэтому эти лексические единицы имеют дополнительную (несовпадающую) дистрибуцию и дизъюнктивную (лат disjunctio "разобщение, разделение, различие") оппозицию. (4, с.150)
Академик Д.Н. Шмелев предложил выделять еще один вид отношений между словами лексико-семантической системы языка - эпидигматический (или формального и семантического словообразования). Эпидигматические отношения - это отношения, раскрывающие словообразовательные связи слова, благодаря которым оно способно входить в различные лексико-семантические парадигмы. Эпидигматические отношения являются чаще всего или отношениями равнозначности, отношениями параллельной деривации между производными одной и той же ступени (ср. учить - учитель //ученик //учение //учеба ), или отношениями включения, подчиненности, отношениями последовательной деривации (ср. учить -> учитель -> учительство -> учительствовать ). (4, с.150)
О системных отношениях в лексике свидетельствует и существование групп слов, противопоставленных друг другу в плане выражения и в плане содержания. С точки зрения плана выражения в лексике выделяются омонимы (лук "огородное растение" и лук "оружие" ), омографы (мука - мука ), омофоны (плод - плот ), омоформы (печь - имя существительное и печь - глагол), паронимы (оплатить - уплатить ), словообразовательные гнезда (вода - водяной – подводный ). С точки зрения плана содержания в лексике выделяются синонимы (спешить - торопиться ), антонимы (толстый - тонкий ), синонимические ряды, лексико-семантические и тематические группы, семантические поля и т.д. Члены этих объединений связаны общностью отношений или к предметной области (так называемые предметные или денотативные поля, например, имена растений, животных, цветообозначений и т.д.), или к понятийной (так называемые понятийные или сигнификативные поля, например, имена состояний духа: чувств радости, горя, долга, процессов мышления , восприятия ).Поскольку многие слова многозначны, то они могут входить в разные семантические поля и группы, вследствие чего возникают отношения, скрепляющие эти поля и группы: связанными оказываются не только близкие, но и отдаленные, даже противоположные значения.
1.2 Лексико-семантические группы слов в русском языке
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях - собственно лингвистических и внеязыковых. Еще М.М. Покровский указывал на то, что в лексической системе языка существуют различные группы или «поля слов». Одни из них представляют собой внутриязыковые объединения («по сферам, представлений»), другие - объединения внеязыковые («по предметным областям»). Эти идеи М.М. Покровского получили развитие в современном языкознании при разработке вопроса семантической организации словарного состава языка, в частности, в теории семантических полей, лексико-семантических и тематических групп. Проблема семантической организации лексической системы языка является сегодня одной из сложнейших в языкознании, до сих пор не получившей своего окончательного решения, несмотря на огромную литературу. Именно поэтому строгого определения каждой из названных семантических категорий и тем более их исчерпывающего описания пока еще нет (при том, что их лингвистическая реальность сомнений ни у кого не вызывает). Несмотря на различие подходов к описанию этих семантических категорий, в лингвистических работах последних десятилетий отчетливо прослеживается стремление к раскрытию взаимосвязанности и взаимообусловленности их членов. В качестве рабочих используются обычно следующие определения. (4, с.151)
На основе языковых и внеязыковых признаков выделяют различные группы слов. Лексико-семантическая группа – одной и той же части речи, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. (4, с.152)
Члены ЛСГ связаны определенными семантико-парадигматическими отношениями (синонимии, антонимии, всякого рода включений, уточнений, дифференциации, обобщений близких и/или сопредельных значений). Классической иллюстрацией ЛСГ и процедуры ее выделения стал пример А.А. Уфимцевой, который приводится ею в монографии «Опыт изучения лексики как системы». В современном русском языке слово «земля» является многозначным словом. Среди его значений выделяются следующие: 1) планета; 2) верхний слой земли; 3) территория, находящаяся в чьем-либо владении; 4) страна, государство и др. Если попытаться схематически представить семантическую структуру этого слова, то получится прямоугольник: само многозначное слово обозначено буквой А, его лексические значения (или ЛСВ) буквами ai,bi,ci,di и т.д. Синонимы к этим ЛСВ обозначены буквами а2,b2,с2,d2,a3,b3,c3…
Тематическая группа - это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий.(4, с.153) Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами (ср., например, тематическую группу корова , объединяющую слова бык , теленок, коровник, коровница , пастух, говядина и т.д.). Одним из важных признаков тематической группы является разнотипность языковых отношений между ее членами или отсутствие таковых вообще, поэтому утрата того или иного слова тематической группы или изменение у него значения не отражается на значениях других слов этой группы (например, слово хребет в русском языке в тематической группе названий частей человеческого тела постепенно было вытеснено словом спина, однако это никак не отразилось на значениях слов рука, нога, колено и др.). Отсутствие языковых связей между членами тематической группы не означает, однако, отсутствия у них внеязыковых связей. Благодаря именно этим внеязыковым связям слова и объединяются в тематические группы (в русском языке, например, слова ель, сосна, пихта, лиственница объединяются, прежде всего предметно, поскольку в языке нет отдельного слова для обозначения хвойных деревьев, что составляет одну из особенностей русской лексической системы). Таким образом, тематическая группа - это объединение слов, основывающееся не на языковых лексико-семантических связях, а на внеязыковых, т.е. на классификации самих предметов и явлений внешнего мира.
Лексико-семантической группой (ЛСГ) именуется самая обширная по количеству своих членов организация слов, которая объединена общим (базовым) семантическим компонентом. Семантический компонент включает в свой состав одну и туже классему – сему принадлежности слова к опеделеной части речи и одни и те же лексограммемы- семы, обозначающие лексико-грамматические разряды этой части речи. К ЛСГ относятся, например, существительные, обозначающие «предметы комнатной обстановки» (стол , стул, диван, шкаф, посуда, ковер, холодильник, телевизор ), прилагательные со значением «физическая характеристика человека » (высокий, худой, толстый , красивый, старый, неуклюжий ), глаголы «зрительного восприятия» (смотреть, глядеть, созерцать, любоваться, взглядывать, смотреть , высматривать ) и т.д.
Главная особенность ЛСГ заключается в том, что её базовой компонент не представлен одной и той же гиперсемой; обычно он включает несколько различных родовых сем (диван, стул, кресл о - гиперсема «мебель для лежания и сидения»; холодильник, буфет - гиперсема «шкаф для хранения пищи, напитков и др.»). В составе ЛСГ может быть несколько тематических, гиперо-гипонемических и синонимических парадигм. Например: «обстановка квартиры» (базовой компонент): диван, стол, стулья, кресла, шка ф (гиперсема «мебель»); ковер, палас, дорожка, гобелен (гиперсема «покрытие стен и полов»); лампа, люстра, бра (гиперсема «осветительные приборы»)- три тематические парадигмы.
Изучив теорию можно сделать следующие выводы.
Во-первых, лексико-семантическая система характеризуется парадигматическими и синтагматическими отношениями. Лексико-семантическая система представляет собой совокупность элементов взаимосвязанных между собой.
В-вторых, лексико-семантические группы слов характеризуются языковыми и не языковыми отношениями. Члены ЛСГ связаны определенными семантико-парадигматическими отношениями: синонимии, антонимии, уточнений, дифференциаций и др.
В-третьих, внутри лексико-семантических групп выделяют: тематическую группу, гиперонимы и гипонимы. Слова внутри лексико-семантических групп объединяются семантической полисемией.
Глава 2. Группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти
2.1 Родовые и видовые отношения слов
В работе нами были проанализированы названия кафе, баров, клубов и ресторанов, а также выделены следующие родовые и видовые отношения слов:
Кафе «Восьмая миля » (Приложение 1, карточка 49)
Миля – путевая мера длины.
Видовое понятие: миля.
Родовое понятие: единичная мера длины.
Бар «Баобаб » (Приложение 1, карточка 2)
Баобаб – тропическое дерево.
Видовое понятие: баобаб.
Родовое понятие: дерево.
Клуб «Башня » (Приложение 1, карточка 1)
Башня – высокое и узкое архитектурное здание.
Видовое понятие: башня.
Родовое понятие: строение.
Кафе «Ночное рандеву » (Приложение 1, карточка 8)
Рандеву – свидание.
Видовое понятие: рандеву.
Родовое понятие: встреча.
Кафе «Гжель» (Приложение 1, карточка 7)
Видовое понятие: Гжель.
Родовое понятие: художественная роспись.
Кафе «Беседа » (Приложение 1, карточка 6)
Беседа- разговор, обмен мнениями.
Видовое понятие: беседа.
Родовое понятие: общение между людьми.
Кафе «Березка » (Приложение 1, карточка 12)
Березка - лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Видовое понятие: березка.
Родовое понятие: дерево.
Кафе «Волжанка » (Приложение 1, карточка 10)
Волжанка- уроженка или жительница Поволжья.
Видовое понятие: Волжанка.
Родовое понятие: жительница.
Бар «Карл» (Приложение 1, карточка 9)
Карл - мужское имя.
Видовое понятие: Карл.
Родовое понятие: имя.
Бар «Клара» (Приложение 1, карточка 9)
Клара - женское имя.
Видовое понятие: Клара.
Родовое понятие: имя.
Ресторан «Арлекин » (Приложение 1, карточка 15)
Арлекин - традиционный персонаж итальянской комедии масок.
Видовое понятие: арлекин.
Родовое понятие: шут.
Бар «Мираж» (см. приложение 1, карточка 14)
Мираж - оптическое явление, появления в атмосфере мнимых изображений.
Видовое понятие: мираж.
Родовое понятие: явление.
Кафе «Очаг» (см. приложение 1, карточка 17)
Очаг - устройство для поджигания.
Видовое понятие: очаг.
Родовое понятие: приспособление.
Кафе «Пробка» (см. приложение 1, карточка 47)
Пробка - легкий и мягкий пористый наружный слой коры некоторых деревьев.
Видовое понятие: пробка.
Родовое понятие: приспособление для закупорки.
Клуб «Парус» (см. приложение 1, карточка 45)
Парус - укрепляемое на мачте судно и надуваемое ветром полотнище.
Видовое понятие: парус.
Родовое понятие: средство передвижения.
Кафе «Надежда» (см. приложение 1, карточка 21)
Надежда - женское имя.
Видовое понятие: Надежда.
Родовое понятие: имя.
Ресторан «Мельница» (см. приложение 1, карточка 28)
Мельница - предприятие здания с приспособлениями для размола зерна.
Видовое понятие: мельница.
Родовое понятие: строение.
Кафе «Дружба» (см. приложение 1, карточка 27)
Дружба - близкие отношения основанные на взаимном доверии.
Видовое понятие: дружба.
Родовое понятие: отношения между людьми.
Клуб «Пирамида » (см. приложение 1, карточка 26)
Пирамида - многогранник основание которого представляет собой многоугольник, а остальные грани треугольники с общей вершиной.
Видовое понятие: пирамида.
Родовое понятие: строение для захоронения.
Бар «Клеопатра» (см. приложение 1, карточка 25)
Клеопатра - женское имя.
Видовое понятие: Клеопатра.
Родовое понятие: имя.
Ресторан «Красный дракон» (см. приложение 1, карточка 32)
Дракон - сказочное чудовище виде крылатого огнедышащего змея.
Видовое понятие: дракон.
Родовое понятие: змей.
Ресторан «Эффект» (см. приложение 1, карточка 31)
Эффект - впечатление производимое, чем- либо на кого - либо.
Видовое понятие: эффект.
Родовое понятие: впечатления.
Хотэй - наименование божества.
Видовое понятие: Хотэй.
Родовое понятие: божество.
Кафе «Согдиана» (см. приложение 1, карточка 36)
Согдиана - женское имя.
Видовое понятие: Согдиана.
Родовое понятие: имя.
Кафе «Град» (см. приложение 1, карточка 35)
Град - атмосферные осадки в виде округлых частичек льда.
Видовое понятие: град.
Родовое понятие: вид осадков.
Кафе «Бегемот» (см. приложение 1, карточка 33)
Бегемот - крупное парнокопытное млекопитающее живущее пресноводных бассейнах тропической Африки.
Видовое понятие: бегемот.
Родовое понятие: животное.
Кафе «Пикник» (см. приложение 1, карточка 39)
Пикник - загородное увеселительное прогулка компаний.
Видовое понятие: пикник.
Родовое понятие: вид отдыха.
Ресторан «Водолей» (см. приложение 1, карточка 38)
Водолей - человек, который многослоен и бессодержателен в своих речах.
Видовое понятие водолей.
Родовое понятие: знак зодиака.
Ресторан «Тольятти» (см. приложение 1, карточка 37)
Тольятти – фамилия.
Видовое понятие: Тольятти.
Родовое понятие: название города, фамилия.
Кафе «Маруся» (см. приложение 1, карточка 44)
Маруся – женское имя.
Видовое понятие Маруся.
Родовое понятие: имя.
Бар «Северное сияние» (см. приложение 1, карточка 43)
Сияние - яркий свет излучаемый или отражаемый чем- либо.
Видовое понятие: сияние.
Родовое понятие: явление природы.
Кафе «Пеликан » (см. приложение 1, карточка 42)
Пеликан - крупная водоплавающая птица с длинным клювом и мешком под ним.
Видовое понятие: пеликан.
Родовое понятие: птица.
Ресторан «Горец» (см. приложение 1, карточка 41)
Горец - житель гор.
Видовое понятие: горец.
Родовое понятие: житель.
Кафе «Причал» (см. приложение 1, карточка 48)
Причал - место, у берега оборудованное для стоянки и обслуживания судов.
Видовое понятие: причал.
Родовое понятие: строение.
Кафе - бар «Золотое руно » (см. приложение 1, карточка 18)
Руно - овечья шерсть.
Видовое понятие: руно.
Родовое понятие: предмет.
Таким образом, мы видим, что к одному родовому понятию можно отнести разные видовые понятия. Одно и тоже слово может относиться к разным родовым и видовым значениям.
2.2 Тематические группы слов
На основе анализа родовидовых отношений нами были выделены следующие тематические группы:
Женские имена: Надежда, Клара, Маруся, Согдиана, Клеопатра.
Мужские имена: Карл, Тольятти.
Названия животных: бегемот, пеликан.
Имена богов: Хотэй.
Цвета: красный дракон, золотой шар, золотая нива, золотое руно.
Сооружения:: башня, пирамида, мельница, причал, Биг-Бен.
Сказочная тематика: у Лукоморья, жили- были, красный дракон, лесная сказка.
Названия растений: баобаб, березка.
Единицы измерения длины: восьмая миля.
Художественная роспись: гжель.
Взаимоотношения между людьми: дружба, беседа, ночное рандеву.
Наименования жителей: горец, волжанка.
Персонажи: арлекин, красный дракон.
Явления природы: северное сияние, град.
Виды отдыха: пикник.
Мнимые явления: мираж.
Названия средства передвижения: парус.
Любители изысканной пищи: гурманов.
Название знака зодиака: водолей.
Средства создания впечатления: эффект.
Географические названия: Мадагаскар, Тольятти, Огни Жигулей, прилесье.
Место для прохода и проезда: Бродвей.
Названия города: Тольятти.
Закупорка для небольших отверстий: пробка.
Иностранные названия: Гамбринус.
Участок земли вблизи лесопосадки: прилесье.
Частицы речи: ау, ё-моё.
В результате анализа было выделено двадцать шесть тематических групп.
2.3 Лексико-семантические группы слов
На основе анализа родовых и видовых отношений, тематических групп были выделены следующие лексико-семантические группы:
Имена собственные: Карл и Клара, Биг- Бен, Огни Жигулей, Русич, Надежда, Клеопатра, хотэй, Согдиана, Тольятти, Маруся, Бродвей.
Окружающий мир включает: бегемот, град, пеликан, баобаб, березка, прилесье.
Характеристики предметов: красный дракон, золотая нива, золотое руно, золотой шар.
Животный мир: бегемот, пеликан.
Растительный мир: березка, баобаб, прилесье.
Зрительные образы: мираж, эффект.
Художественные образы: гжель, золотая нива, золотое руно, лесная сказка, жили- были, красный дракон.
Мероприятия: пикник, ночное рандеву.
Объекты, связанные с водой: водолей, причал, пеликан, парус.
Явление природы: северное сияние, град.
Архитектурное строение: причал, Биг – Бен, башня, пирамида, мельница.
Исследовав практическую часть, выяснилось, что одно и тоже слово может использоваться в родовых и видовых отношениях, лексико-семантических и тематических группах. Таким образом, проанализировав названия кафе, баров, ресторанов и клубов были сделаны следующие выводы:
Во – первых, слова разобраны по родовым и видовым отношениям.
Во – вторых, по тематическим группам.
В – третьих, по лексико-семантическим группам.
Заключение
Подводя итоги нашего исследования можно отметить, что поставленные задачи выполнены.
В первой главе мы выяснили, что лексико-семантическая система характеризуется парадигматическими и синтагматическими отношениями и представляет собой совокупность элементов взаимосвязанных между собой. Лексико-семантическая группа - это совокупность слов, относящихся к одной и той же части речи, объединенных внутриязыковыми связями на основе взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов значения. Члены ЛСГ связаны определенными семантико-парадигматическими отношениями: синонимии, антонимии, уточнений, дифференциаций и др. Внутри лексико-семантических групп выделяют: тематическую группу, гиперонимы и гипонимы. Слова внутри лексико-семантических групп объединяются семантической полисемией. Тематическая группа - это совокупность слов, объединенных на основе внеязыковой общности обозначаемых ими предметов или понятий. Основанием для выделения тематической группы является совокупность предметов или явлений внешнего мира, объединенных по определенному признаку и выраженных различными словами.
Вторая глава была посвящена практическому исследованию, где выяснилось, что многие слова могут одновременно употребляться в лексико-семантических и тематических группах, родовых и видовых отношений.
В результате анализа мы выяснили, что рестораны, кафе, бары и клубы используют в качестве названия мужские и женские имена, названия растений, персонажей, явлений, животных, строений.
Список литературы
1. «Введение в языкознание», Ю.С. Маслов – М.: «Высшая школа», 1998г. – с. 87; с. 96-98.
2. «Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков», Н.Б. Мечковская – М.: «Флинта», «Наука», 2001г. – с.268.
3. «Современный русский язык», Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова-М.: «Айрис – пресс», 1998г. – с.11-12.
4. «Введение в языкознание», Т.И. Вендина – М.: «Высшая школа», 2001г. – с. 146-150.
5. «Общее языкознание», А.А. Гируцкий – Минск: «Тетраситемс», 2003г. – с. 131-132.
6. «Семасиологическое исследование в области древних языков», М.М. Покровский – М.: 1986г. – с.82.
7. «Современный русский язык: Лексика», Д.Н. Шмелёв – М.: 1977 г.
8. «Введение в языкознание», Л.Р. Зиндер – М.: «Высшая школа», 1987 г.
9. «Современный русский язык», П.А. Лекант – М.: «Дроба», 2001г. – с. 31-32.
10. «Современный русский язык», Е.И. Дибровой – М.: «Академия», 2001г.
11. «Введение в языкознание», А.А. Реформатский – М.: «Аспект - пресс», 1998 г.
12. «Современный русский язык: Лексика и фразеология современного русского литературного языка», Ю.П. Солодуб, Ф.Б. Альбрехт – М.: «Флинта», «Наука», 2002 г.
13. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: «Азбуковник», 2002 г.
14. www. Bankreferatov/ search/ referat. ru
15. www. Yandex/ search/ magazinbook. ru
16. www. Rambler/ search/ ref/ ru
Приложение
Слова в названиях точек обслуживания г. Тольятти.
Арлекин – традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут.
Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом.
Башня – высокое и узкое архитектурное сооружение.
Бегемот – крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки.
Берёзка – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
Беседа – разговор, обмен мнениями.
Водолей – человек, который многословен и бессодержателен в своих речах, писаниях.
Волжанка – уроженец или житель Поволжья.
Гжель – изделия народной художественной керамики.
Горец – житель гор.
Град – атмосферные осадки в виде округлых частичек льда.
Гурман – любитель и ценитель изысканной пищи.
Дракон – сказочное чудовище виде крылатого огнедышащего змея.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Мельница – предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна.
Миля – путевая мера длины, различная в разных странах.
Мираж – оптическое явление; появление в атмосфере мнимых изображений отдалённых предметов.
Нива – засеянное поле.
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.
Парус – укрепляемое на мачте судно и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.
Пеликан – крупное водоплавающая птица с длинным клювом и мешком под ним.
Пирамида – многогранник, основание которого представляет собой многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной.
Планета – небесное тело, движущееся вокруг солнца и светящиеся его отраженным светом.
Причал – место у берега, оборудованное для стоянки и обслуживания судов, для причаливания лодок.
Пробка – легкий и мягкий пористый наружный слой коры некоторых древесных растений.
Рандеву – встреча, преимущественно условленная, двух или несколько лиц.
Руно – овечья шерсть.
Сияние – яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-нибудь.
Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Шар – часть пространства, ограниченная сферой.
Эффект – впечатление, производимое кем-нибудь или чем-нибудь на кого-нибудь.