Проблемы научного познания. Электронная библиотека

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, "центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам". К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла Е том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований. "Я, - писал К. Поппер, - называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования". Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк, к ним можно отнести вопросы типа: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины микрофизикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные границы философии науки следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается.

Специфика и структура научного знания.

Структура научного знания включает основные элементы научного знания, уровни познания и основания науки. В качестве элементов научного знания выступают многообразные формы организации научной информации. Научное познание реализуется в особой исследовательской деятельности, включающей разнообразные методы изучения объекта, которые, в свою очередь, подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический. И, наконец, важнейшим моментом структуры научного познания в настоящее время считают основания науки, которые выступают ее теоретическим базисом.

Научное знание представляет собой сложно организованную систему, которая объединяет различные формы организации научной информации: научные понятия и научные факты, законы, цели, принципы, концепции, проблемы, гипотезы, научные программы и т. д. Центральным звеном научного знания является теория.

В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Между теоретическим и эмпирическим знанием существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, которые состоят в следующем: теоретическопе знание в значительной степени опирается на эмпирические материал, поэтому уровень развития теории во многом зависит от уровня развития эмпирического базиса науки; с другой стороны, само развитие эмпирических исследований во многом определяется теми целями и задачами, которые были поставлены теоретическим познанием.

Прежде чем обратиться к рассмотрению методологии кратко охарактеризуем третий элемент в структуре научного познания – его основания. Основаниями научного познания выступают: 1) идеалы, нормы и принципы исследования, 2) научная картина мира, 3) философские идеи и принципы. Они составляют тот теоретический базис науки, на который опираются ее законы, теории и гипотезы.

Идеалы и нормы исследования представляют собой признанные в науке требования к научной рациональности, выраженной в обоснованности и доказательности научных положений, а также способах описания и научного объяснения, построения и организации знания. Исторически эти нормы и идеалы менялись, что было связано с качественными изменениями в науке (научными революциями). Так, важнейшей нормой рациональности научного знания выступают его систематичность и организованность. Это выражено в том, что каждый новый результат в науке опирается на предшествующие ее достижения, каждое новое положение в науке выводят, опираясь на уже доказанные ранее высказывания и положения. В качестве идеалов и норм научного познания выступают ряд принципов, например: принцип простоты, принцип точности, принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, принцип преемственности в развитии и организации научного знания в единую систему.

Логические нормы научного мышления прошли длительный путь развития. В XVIII в. Г.В. Лейбниц сформулировал в логике принцип достаточного основания, который стал четвертым законом логики после трех законов правильного мышления, выведенных Аристотелем – закона тождества (сохранения смысла термина или тезиса на всем протяжении рассуждения), принципа непротиворечивости в рассуждениях и закона исключенного третьего, утверждающего, что об одном и том же предмете в одном и том же отношении (смысле) может существовать либо утвердительное, либо отрицательное суждение, при этом одно из них истинно, а другое ложно, и третьего не дано). Все идеалы и нормы науки находят свое воплощение в методах научного исследования, которые доминируют в ту или иною историческую эпоху.

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы и общества, возникающую в результате обобщения и синтеза основных принципов и достижений наук в данную историческую эпоху. Картина мира играет в познании роль систематизации научных представлений и принципов, что позволяет ей выполнять эвристическую и прогностическую функции, успешнее решать междисциплинарные проблемы. Научная картина мира тесно связана с мировоззренческими ориентирами культуры, во многом зависит от стиля мышления эпохи и, в свою очередь, оказывает на них значительное влияние, при этом она выступает в качестве ориентиров исследовательской деятельности ученых, выполняя, таким образом, роль фундаментальной исследовательской программы.

Велико значение философских оснований науки. Как известно, философия была колыбелью науки на ранних стадиях ее формирования. Именно в рамках философской рефлексии закладывались истоки научной рациональности. Философия ставила перед наукой общие мировоззренческие ориентиры и, отвечая на потребности развития самой науки, осмысливала ее методологические и гносеологические проблемы. В недрах философского знания сформировалась традиция диалектического познания мира, воплотившаяся в трудах Гегеля, Маркса и Энгельса в науку о диалектическом методе исследования природы, общества и самого мышления. В истории развития общества можно наблюдать взаимовлияние философской и научной картин мира: изменение основ и содержания научной картины мира неоднократно оказывало влияние на развитие философии.

Основные методы эмпирического и теоретического познания

В науке различают эмпирический и теоретический уровень исследования (познания). Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов». Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Разница между ними состоит в том, что истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно проверить экспериментально, а истинность высказываний, содержащие теоретические термины, проверить невозможно. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках.

Рассмотрим основные способы эмпирического исследования. Важнейшей составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского experement, что означает «проба», «опыт». Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент делится на следующие этапы:

· Сбор информации

· Наблюдение явления

· Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление

· Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях в более широком плане.

В современной науке эксперимент занимает центральное место и выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями. Ценность экспериментального метода состоит в том, что он применим не только к познавательной, но и к практической деятельности человека.

Другим важным методом эмпирического познания является наблюдение. Здесь имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а наблюдение как способ изучения различных явлений. Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Результатом наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Различие между экспериментом и наблюдением состоит в том, что в ходе эксперимента его условиями управляют, а при наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям.

Более подробно рассмотрим выше перечисленные средства теоретического познания.

· Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.

· Анализ и синтез - это связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это расчленение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.

· Индукция и дедукция являются распространенными методами получения знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.

· Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается на объективные свойства и отношения предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов. На основе умозаключения по аналогии строится метод моделирования, широко распространенный в современной науке. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели. С появлением и развитием компьютеров широкое распространение получило компьютерное моделирование, при котором используются специальные программы.

Помимо универсальных и общенаучных методов, существуют специальные методы исследования, применяющиеся в конкретных науках. К ним относят метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и другие.

Проблема развития научного знания.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, «центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам». К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла Е том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований. «Я, - писал К. Поппер, - называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования». Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк, к ним можно отнести вопросы типа: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины микрофизикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XIX-XX вв. и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные границы философии науки следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Заключение

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. И проверяется истинность теоретических выводов опять-таки их практическими приложениями. Однако сам процесс построения теории, и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо.

Общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Можно подвести своеобразный итог сказанному: наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою на­дежность. Ученые вроде бы нашли выход: для описания недоступной опыту реальности они перешли на язык абстрактных обозначений и математики.

Использованная литература:

1. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1994.

2. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М.: МГУ, 1990.

3. Философия и методология науки. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

Особенности научного знания. Основные подходы к проблеме критериев научности

в современной философии наук

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – это проблема демаркации, т.е. поиск критериев разграничения научного и ненаучного знаний.

Критерии отличий научного познания:

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления

2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3) Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания – объективная истина , постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов., которые объединяют отдельные знания в целостную систему.

5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

6) Научному знания присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7) Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.

8) Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.

9) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

10) Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности – отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект.

С эпохи Просвещения научное познание и его результаты приобретали все большее влияние в мире по сравнению с до- и вненаучными знаниями.

К ненаучным представлениям должны, в принципе, относиться все представления, не соответствующие критериям научности. Таковыми являются, например, обыденные, мифологические, религиозные и, возможно, философские познания.

Однако в XX в. возникло и постепенно утвердилось ясное понимание того, что вненаучное познание не только неискоренимо, но, более того, оно совершенно необходимо как предпосылка научного познания.

Одним из первых это осознал Э. Гуссерль. Он говорил о кризисе европейского человечества, науки и философии, который возник из-за пренебрежения учеными «жизненным миром», данным в непосредственном опыте до и вне научного познания. Но именно «жизненный мир» для ученого есть «почва, поле его деятельности, в котором только и имеют смысл его проблемы и способы мышления» .

На третьем этапе эволюции философии науки представители Венского кружка пытались четко отделить научные знания как достоверные от ненаучных знаний как недостоверных посредством принципа верификации, но их попытка потерпела неудачу. В противовес им К. Поппер предложил решить проблему демаркации, т. е. разграничения научных и ненаучных знаний, на основе принципа фальсификации. При этом суждение о знаниях как о научных или ненаучных не должно означать, что они истинные или ложные.

В нынешней, постпозитивистской, философии науки получило признание положение о невозможности строгого разграничения научного и ненаучного познания. Один из наиболее радикальных представителей современной философии науки П. Фейерабенд утверждает, что науку как идеологию научной элиты нужно лишить доминирующего положения в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией.

Вряд ли научное познание может быть однозначно и безоговорочно отграничено от ненаучного познания. Перечисленные ниже черты могут быть в той или иной мере свойственны не только научному, но и другим видам познания. Тем не менее, совокупность этих признаков специфична для научного познания, как его понимают сегодня.

— Научное познание подразумевает получение практически полезных , в конечном счете, знаний, позволяющих управлять природными и социальными процессами на основе знания их законов и с целью удовлетворения человеческих потребностей. «Знание — сила».

— Научное познание должно согласовываться с опытом и предполагает возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами (см.: принципы верификации и фальсификации).

— Научное познание требует строгости , т. е. эмпирической обоснованности, логической связности и непротиворечивости хода исследования и формулирования его результатов.

— Научное познание организуется методически , т. е. ведется с определенной целью и согласно определенному плану, осознанному методу действий.

— Научное знание представляет собой развивающуюся систему , которая стремится к внутренней упорядоченности, согласованности, связности, логической непротиворечивости. Система периодически может испытывать основательные потрясения, крушения, но после кризиса вновь формируется системно упорядоченное знание, хотя упорядоченное уже на новых принципах (см.: научные революции).

— Научное знание преимущественно выражается в понятийной форме и постигается посредством рассудка в отличие от религиозных или поэтических представлений, выражаемых в образной, иносказательной форме и постигаемых при помощи эмоций, иррациональной интуиции.

— Научное познание стремится к объективности , т. е. к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания.

— Научное познание стремится к выявлению необходимых каузальных связей в мире. Знание и использование каузальных связей приходит на смену магическим формулам заклинания духов и моления богам.

— Научное знание полностью открыто для критики . Этим оно отличается, например, от теологического знания, которое основывается на догматах, закрытых для сомнения и критики.

— Научное познание является рефлексивным или рефлектирующим , т. е. оно осознает и контролирует само себя, свою рациональную и эмпирическую обоснованность и состоятельность. Этим оно отличается, например, от мифологического познания, для которого характерно доверчивое, некритическое восприятие каких-либо повествований.

— Научное познание позволяет прогнозировать ход событий, целенаправленно вызывать или упреждать их.

— Результаты научного познания и ход их достижения должны быть воспроизводимыми , чтобы заслуживать признание научного сообщества. Если полученные кем-то результаты никто не может воспроизвести в своих опытах, расчетах, рассуждениях, то они не вызывают доверия. Чья-то личная вера в правильность своих утверждений не является научным доказательством.

— Результаты научного познания не претендуют на абсолютную истинность , как, например, религиозные «истины», якобы вечные и неизменные. Научные знания предполагают возможность их изменения, усовершенствования или радикального пересмотра.


  1. «Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

  2. «Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

  3. C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

  4. C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

  5. Автором концепции «единого индустриального общества» является … Р. Арон

  6. Автором концепции «обоснованного рационализма» является … Г. Башляр

  7. Автором концепции «стадий экономического роста» является … У. Ростоу

  8. Автором первой типологии характеров человека (сангвиник, холерик и т.д.) является … Клавдий Гален

  9. Автором произведения «Государство» является … Платон

  10. Автором произведения «Истина и метод» является … Х.-Г. Гадамер

  11. Автором произведения «Исторические письма» является … П. Л. Лавров

  12. Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является … Г. В. Плеханов

  13. Автором произведения «Первобытная культура» является … Э. Тайлор

  14. Автором произведения «Смысл и назначение истории» является … К. Ясперс

  15. Автором произведения «Судьба России» является … Н. А. Бердяев

  16. Автором произведения «Третья волна» является … Э. Тоффлер

  17. Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является … М. Хайдеггер

  18. Автором работы «Размышления о технике» является … Х. Ортега-и-Гассет

  19. Автором теории культурно-исторических типов является … Н. Я. Данилевский

  20. Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

  21. Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

  22. Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

  23. Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

  24. Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

  25. В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

  26. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

  27. В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

  28. В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

  29. В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

  30. В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

  31. В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

  32. В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

  33. В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

  34. В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

  35. В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

  36. В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

  37. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

  38. В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

  39. В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

  40. В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

  41. В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

  42. Важнейшей социальной ценностью является … человек

  43. Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

  44. Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

  45. Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

  46. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

  47. Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

  48. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

  49. Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

  50. Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

  51. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

  52. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

  53. Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

  54. Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

  55. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

  56. Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

  57. Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию , то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

  58. Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

  59. Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

  60. Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

  61. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

  62. Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

  63. Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

  64. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

  65. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

  66. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

  67. Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

  68. Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

  69. Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

  70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

  71. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

  72. Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

  73. Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

  74. Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

  75. Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

  76. Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

  77. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

  78. Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

  79. Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

  80. Для средневековой философии, связанной с христианской религией , характерен … монотеизм

  81. Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

  82. Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

  83. Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

  84. Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

  85. Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

  86. Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

  87. Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

  88. Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

  89. Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

  90. Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

  91. Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

  92. Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

  93. Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

  94. Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

  95. Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

  96. История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

  97. История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

  98. К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

  99. К естественным наукам относятся … физика химия биология

  100. К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

  101. К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

  102. К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

  103. К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

  104. К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

  105. К числу сократических школ относится школа …киников

  106. К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

  107. Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма , называется … механистической

  108. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к … эстетике

  109. Категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека, называется «_________». Бытие

  110. Классическая наука основана на принципе … объективности

  111. Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

  112. Количественная мера возможности называется … вероятностью

  113. Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

  114. Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

  115. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

  116. Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

  117. Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

  118. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

  119. Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

  120. Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

  121. Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

  122. Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

  123. Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

  124. Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

  125. Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

  126. Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

  127. Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

  128. Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

  129. Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

  130. Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

  131. Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов , является … З. Фрейд

  132. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

  133. Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

  134. Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

  135. Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

  136. Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

  137. Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

  138. Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

  139. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

  140. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

  141. Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

  142. Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

  143. Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

  144. Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

  145. Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

  146. науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

  147. Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

  148. Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

  149. Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой


  150. Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

  151. Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

  152. Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

  153. Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

  154. Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

  155. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

  156. Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

  157. Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

  158. Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

  159. Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

  160. Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль , при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

  161. Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

  162. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

  163. Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

  164. Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

  165. Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

  166. Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

  167. Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

  168. Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

  169. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

  170. Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

  171. Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

  172. Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

  173. Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

  174. Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

  175. Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

  176. Одной из характеристик истины является … конкретность

  177. Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

  178. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

  179. Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

  180. Основателем объективного идеализма является … Платон

  181. Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

  182. Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

  183. Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны … Г. Гегелем

  184. Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

  185. Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

  186. Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

  187. Основой каждой ценности является … идеал

  188. Основой самосознания является … рефлексия

  189. Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

  190. Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

  191. Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

  192. Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

  193. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

  194. Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

  195. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

  196. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

  197. Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

  198. Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

  199. Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

  200. Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

  201. Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

  202. По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

  203. По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

  204. По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том , что … существование предшествует сущности

  205. По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

  206. По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

  207. По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

  208. По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

  209. По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

  210. По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

  211. Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

  212. Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

  213. Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

  214. Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

  215. Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

  216. Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

  217. Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

  218. Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

  219. Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

  220. Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

  221. Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

  222. Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

  223. Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

  224. Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

  225. Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

  226. Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

  227. Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

  228. Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

  229. Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

  230. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

  231. Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

  232. Потенциальная форма бытия называется … возможностью

  233. Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

  234. Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

  235. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

  236. Представителем английского Просвещения , обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

  237. Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

  238. Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

  239. Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

  240. Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

  241. Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

  242. Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

  243. Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

  244. Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

  245. Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

  246. Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

  247. Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

  248. Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

  249. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

  250. Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

  251. Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

  252. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

  253. Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

  254. Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

  255. Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

  256. Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли