Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе. Новый коллектив: успех с первого дня

3 6 413 0

Каждый третий ребенок становится жертвой травли одноклассников. Чаще всего насмешки и издевательства касаются новеньких.

Ситуация, когда приходиться переводить ребенка в другой класс или школу – не редкость. Причины перевода могут быть разные:

  1. Родители меняют место жительства.
  2. Серьезные конфликты ребенка с одноклассниками.
  3. Смена обычной школы на профильную.
  4. Неподходящая для уровня развития ребенка программа.

В новой школе ребенок часто сталкивается с непринятием в коллектив. Из-за этого нарушается процесс нормальной социализации школьника.

В конечном итоге ребенок не может найти друзей, ощущает психологический дискомфорт, который будет только расти.

Обязанностью родителей является поддержка ребенка в этот нелегкий период и предоставление помощи. Рекомендации нашей статьи помогут принимать посильное участие в школьной жизни чада, чтобы вовремя замечать все изменения в поведении и избежать конфликтов.

Сложности во время адаптации в новом коллективе

Одноклассники не принимают

Это не всегда так. Дети могут присматриваться к новичку прежде, чем вступить с ним в тесный контакт. Новенькие вначале находятся под протекцией учителя, что может сковывать одноклассников в желании как-то проявить себя по отношению к новому другу.

Настоящее неприятие ребенка может произойти лишь в том случае, если школьник проявит себя с нехорошей стороны, начнет задирать других, насмехаться.

Приучите ребенка к объективному восприятию окружающей действительности. Не только он приспосабливается к новому классу, но и класс тоже приспосабливается к нему.

Ребенок не умеет наладить контакт

Новички не знают, как наладить контакт со сверстниками и держатся в стороне. Это нормальное явление, поскольку лишняя навязчивость может отпугнуть друзей. Общение между детьми сводиться к уровню рабочих отношений: «Передай, пожалуйста, дневник», «Одолжи ручку». Весь коллектив или группы детей сами проявляют интерес к новичку. Они первыми идут на контакт и вовлекают ребенка в общеклассную жизнь.

Если же класс отторгает ребенка, нужно обратиться к школьному психологу для дальнейшего разбора причин, которые привели к данному исходу.

Борьба за лидерство

В устоявшемся коллективе уже есть свои лидеры и заводилы, которые составляют классное самоуправление.

Перейдя в новый класс, не стоит сразу заявлять свои намерения перетянуть на себя лавры первенства. Нужно пытаться органично смотреться в коллективе и предлагать свои услуги по мере возможности.

Также не стоит забывать, что всеми процессами в классе должен руководить учитель. Если у вашего ребенка есть лидерские качества, он обязательно их заметит и направит в нужное русло.

Не знаете, как ? Тогда читайте нашу статью.


Ребенок много душевных и физических сил тратит на то, чтобы успешно влиться в коллектив, привыканием к новому учителю. У него не остается энергии на учебу.

Все учителя по-разному преподают один и тот же предмет. Чтобы привыкнуть к новому педагогу и его манере, тоже нужно определенное время. Не судите ребенка слишком строго за его неудачи.

Адаптация длится до 2 месяцев. Если ситуация продолжается, это повод посетить педагога или классного руководителя для выяснения причин плохой успеваемости.

Пообщайтесь с учителем

Переход ребенка в другую школу несет колоссальный стресс и для родителей. Это связано с перестройкой привычного уклада жизни.

Чтобы снизить негативные последствия перехода в другую школу к минимуму, психологи советуют делать это в начале учебного года.

Обязательно перед этим нужно встретиться с классным руководителем, познакомиться, задать волнующие вопросы, узнать о правилах школы, дресс-коде, расписании уроков.

Чем больше информации вы сможете получить, тем больше вероятность, что вашего ребенка с порога не воспримут белой вороной.

Также важно как можно больше рассказать учителю о ребенке:

  • черты характера;
  • успеваемость в предыдущей школе;
  • какие предметы даются легко, а какие с трудом;
  • хобби и посещения секций и кружков.

Чем больше информации получит от вас учитель, тем легче ему будет ввести чадо в коллектив и сплотить его.

Подготовьте школьника

После разговора с учителем вы сможете объяснить ребенку все ключевые моменты в новой школе, какие предметы будут преподаваться, в какое время начинаются переменки, какую форму одежды носить.

Переход должен активно обсуждаться в семье. Ребенку следует понимать, что вы интересуетесь его жизнью и переживаете за него.

Нужно обязательно говорить с ним, оговаривать все возможные ситуации и устанавливать доверительные отношения настолько, насколько это возможно. От доверия школьника к родителям зависит успешность адаптации.

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Дети, столкнувшиеся с необходимостью покинуть старую школу, чувствуют себя одинокими и брошенными.

Так происходит из-за отсутствия внимания со стороны родителей к сложившейся ситуации. Это приводит к таким проблемам:

  • Неспособность адаптироваться к новым правилам и требованиям;
  • падение успеваемости;
  • депрессивное состояние;
  • частые болезни.

Ваша поддержка важна для школьника. Необязательно постоянно выспрашивать у ребенка все, он должен сам хотеть делиться с вами. Также можно искать пути решения проблем за просмотром мультиков, чтением сказок, проводить параллели между сложившейся ситуацией и другими случаями из жизни. Это предоставит ребенку бесценный опыт и даст возможность увидеть результат при разных вариантах решения проблемы. Искренность вашего участия в школьной адаптации поможет облегчить переход в новый коллектив.

Поддерживайте и заботьтесь, но не кудахтайте над чадом

Относитесь к ребенку как к равному, уважать его предпочтения и взгляды, мягко их корректировать, направлять в правильное русло. Но не забывайте, что из-за отсутствия жизненного опыта ребенок может совершать ошибки и не критикуйте его строго.

Вы можете помочь малышу сделать поделку для школьного конкурса или выставки. Или устройте праздник для детей и пригласите одноклассников, подготовьте конкурсную программу с командными или коллективными играми.

Такие мероприятия помогают наладить общение между детьми в неформальной обстановке. Ребенок будет чувствовать себя не так скованно, поскольку остальные будут находиться на его территории. Дайте ребенку понять, что стремление нравиться всем никогда не увенчается успехом. Достаточно и уважение к другим.

Как ребенку произвести правильное впечатление на одноклассников

    Подготовьте одежду

    Она должна быть чистой и выглаженной. Лучше одеться нарядней.

    Сложите портфель заранее

    Не оставляйте этот процесс на утро, поскольку из-за переживаний вы можете что-то забыть.

    Откройтесь новым впечатлениям

    Заходите в школу с гордо поднятой головой и ровной спиной. Никто не должен заметить вашего переживания. Будьте спокойны и уверенны в том, что все получится.

    Вежливость

Психологическая атмосфера в коллективе имеет большое значение. Она влияет на общее состояние людей, уровень их взаимодействия. Нередко сотрудники покидают хорошее место работы только из-за того, что не сложились отношения с коллегами, а ученики переходят в другую школу, потому что не получается установить контакт с одноклассниками. Зачастую влиться в новый коллектив бывает непросто, поскольку к незнакомому человеку относятся настороженно, а ему приходится вписываться в уже сложившуюся обстановку. С этой проблемой сталкиваются те, кто начинает работать на новом месте, учиться или заниматься творчеством. Как установить хорошие отношения с коллегами, одноклассниками, снять напряжение? Важно знать некоторые особенности вхождения в новый коллектив, помнить советы и целенаправленно устанавливать эмоциональный контакт с окружающими.


Вливаемся в новый коллектив. Некоторые особенности установления контакта
  1. В первую очередь вам необходимо адаптироваться к новым условиям труда, учёбы. Начните установление нужной психологической атмосферы с работы над собой. Даже если вы были вынуждены трудиться или учиться в конкретном месте, но сами не испытывали желания менять обстановку, постарайтесь выработать положительное отношение ко всему окружающему. Вам потребуется убедить себя в рациональности ваших действий, преимуществах нового коллектива, достоинствах перемен. Когда вы сумеете позитивно смотреть вокруг, демонстрировать искреннюю доброжелательность, у вас появится внутренняя уверенность в себе, а люди почувствуют ваш благоприятный настрой и ответят взаимностью.
  2. Чтобы ваше позитивное отношение было действительно искренним, вам понадобится его обосновать. Тщательно проанализируйте ситуацию. Возьмите ручку, листок бумаги и запишите по пунктам все плюсы нового места, коллег, руководства, вашей должности. Даже если вам можно вставать на полчаса позже, вы тратите на 10 минут меньше на проезд, в школе большие светлые коридоры – это уже преимущество. Любая приятная деталь должна занять своё место в вашем анализе. Обязательно отметьте положительные черты характера, внешности каждого члена нового коллектива. Подумайте, они обязательно найдутся.
  3. После первого дня на новом месте подумайте, насколько хорошо вы пообщались с коллегами, как в целом прошло ваше знакомство. Запишите все, что удалось, обозначьте свои ошибки. Наметьте план: как лучше себя вести, какой подход нужен к конкретным людям, что вам требуется исправить, над чем поработать.
  4. Заранее решите, что вы будете отвечать, если вас спросят о предыдущем месте работы, учёбы. Следует отметить, что очень важно воздержаться от негативных характеристик бывшего коллектива, начальства, обстановки в целом. Можно отметить какую-то внешнюю причину, например, желание сократить время, затрачиваемое на проезд, или стремление расширить кругозор, занять более интересную должность, начать трудиться в более перспективном направлении. Постарайтесь найти и обозначить позитивные причины вашего перехода на новое место.
  5. Влиться в новый коллектив вам поможет доброжелательное отношение к окружающим, искренний интерес к делам компании, вуза или школы, внутрикорпоративным отношениям. Всегда здоровайтесь с коллегами, улыбайтесь при встрече. Избегайте конфликтов, не принимайте участие в спорах, даже если тема вам интересна, у вас есть своё мнение на этот счёт. Не занимайте чью-либо сторону в ссорах, старайтесь придерживаться нейтральной позиции. Отлично, если вы сможете найти компромиссное решение и деликатно предложить его.
  6. Проявляйте собранность, будьте аккуратны и пунктуальны. Помните, что уровень вашей работы, учёбы тоже отразится на отношениях с коллективом. Старайтесь не отставать, не снижать общие показатели.
  7. Воздержитесь от демонстрирования своих преимуществ, умений. Если вы сразу резко выделитесь, пусть и в положительном смысле, это не понравится вашим коллегам. Когда что-то вам удаётся, вы владеете навыками, которых нет у членов нового коллектива, постарайтесь помочь коллегам, вовремя дать совет, корректно поправить и доступно объяснить непонятное. В таком случае ваша поддержка непременно вызовет положительную реакцию, окружающие действительно оценят ваши способности и будут им рады.
  8. Даже если вы не очень любите шумные компании, развлечения и вечеринки, не нужно на первом этапе работы или учёбы отказываться от участия в корпоративных мероприятиях. Подобное поведение может быть воспринято как проявление вашего отрицательного отношения. Позднее, когда вы лучше узнаете коллег, сможете постепенно проявить себя и немного рассказать о ваших предпочтениях, вы вполне сумеете пояснить, почему не очень стремитесь стать участником вечеринок. Важно всё делать не спеша, деликатно.
  9. Рабочее место – ваша своеобразная визитная карточка. Помните, что оно должно отражать вашу собранность, ответственность, умение следить за порядком. На рабочем месте важно поддерживать чистоту, не оставлять ненужные вещи, держать всё в строгом порядке. Желательно не расставлять в первое время на столе фотографии, различные сувениры, личные вещи. Таким образом тоже подчёркивается обособленность человека. Потом вы постепенно придадите вашему рабочему месту «индивидуальный» облик, но не спешите с этим.
  10. Приложите максимум усилий, вписываясь в новую среду, рабочий или учебный процесс. Помните: на первоначальном этапе вам понадобится трудиться больше, стараться не допускать ошибок и не отставать от коллег, чтобы влиться в новый коллектив. Безусловно, в первое время вам будет непросто, поскольку нужно не только проявить все свои способности, но и привыкнуть к новой среде, требованиям. Но уже в ближайшем будущем вы увидите, что ваши старания приносят плоды: вы быстрее справляетесь с работой, запоминаете всё больше важной информации, постепенно приближаетесь по результативности к опытным коллегам. Пока вам необходимо стремиться создать нужную базу для дальнейшей деятельности на новом месте.
  11. Деловые отношения в коллективе не надо смешивать с личными. Вам важно установить именно деловые контакты, потому старайтесь не обращать внимания на индивидуальные качества людей, которые вам не очень приятны. Сохраняйте небольшую дистанцию, особенно в первое время. Если вы сразу резко сблизитесь с кем-то, вам будет гораздо сложнее поддерживать ровные отношения с остальными.
Как влиться в коллектив? Простые методы и приёмы для новичков
Оказавшись в новом коллективе, очень важно действительно почувствовать себя его частью, действовать продуманно, соблюдать правила вежливости и этикета, внимательно относиться к людям. Тогда у вас всё получится.
  • Будьте вежливы, доброжелательны, деликатны.
  • Налаживайте отношения постепенно, не оказывайте на окружающих давления, ведите себя естественно.
  • Относитесь с искренним интересом ко всему происходящему вокруг.
  • Устанавливайте именно деловые отношения, старайтесь не переводить их в личные хотя бы первое время. Вам нужно хорошо общаться со всеми коллегами.
  • Помните о вашей деятельности на новом месте. Не отставайте от коллег.
  • Избегайте критики, излишней демонстрации своих преимуществ.
    Не обсуждайте коллег и не участвуйте в спорах.
  • При необходимости обращайтесь за советом. Если нужно, помогайте коллегам, но делайте это деликатно, не подчёркивая своего превосходства.
Обдумывайте ваше поведение в новом коллективе, анализируйте в первое время каждый день, отмечайте, над чем вам ещё требуется поработать, какие качества развить, на что обратить особое внимание. Позитивно относитесь к окружающим, будьте искренни: вы сможете прекрасно влиться в новый коллектив.

Иногда жизненные обстоятельства складываются так, что приходится менять место жительства. А заодно и место работы, учебы. Такие перемены, как правило, сопровождаются рядом потрясений, а в некоторых случаях и стрессами. Смена привычной обстановки под силу далеко не всем.

Социальные психологи утверждают, что взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно три месяца.

У детей этот период сокращается до двух недель. А у кого-то этот процесс растягивается довольно ощутимо.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке как можно быстрее, воспользуйтесь такими подсказками.

Прежде всего, настройте ребенка на позитивный лад. Объясните, что новая школа ничуть не хуже, а может даже и лучше старой. Несомненно, жалко, что прежние товарищи и друзья остались в предыдущей школе. Но ведь с ними можно продолжать общаться. Благо, мы живем в мире высоких технологий. А если приложить немного стараний и чуточку терпения, друзья появятся и на новом меcте учебы. И тогда круг общения будет значительно шире. Ведь это так замечательно, когда много друзей. Главное, говорите это уверенным и доброжелательным тоном. Уловив хоть чуточку сомнения в Вашем голосе, ребенок тоже быстро начнет сомневаться в «успехе предприятия».

Предложите ребенку пригласить новых одноклассников пообщаться, так сказать, в неформальной обстановке. Если позволяют жилищные условия, можно организовать дома чаепитие. Если такой возможности нет, поговорите с классным руководителем о возможности проведения «сладкого стола» в школе.

После первого посещения школы, обязательно подробно расспросите малыша, как прошел его день, с кем он подружился, что нового узнал, где живут его одноклассник и т.д. По реакции ребенка, можно понять «пришелся ли он ко двору».

Так, тревожным сигналом, что ребенку тяжело в новом коллективе, может быть его «неохота» ходить в школу. Также насторожить должно то, что он не делится подробностями и новостями школьной жизни. Отсутствие звонков от одноклассников, еще один нехороший признак. Если хотя бы одна из вышеперечисленных ситуаций произошла, постарайтесь откровенно поговорить с ребенком. Узнайте о причинах, которые, по его мнению, привели к этой ситуации. Постарайтесь помочь ребенку и словом, и делом. Если вы видите, что ситуация вне Вашей сферы влияния, обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Сегодня, практически в каждой школе есть такой специалист.

ПОДРОСТОК В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

что нужно учитывать при переходе подростка в новый коллектив?

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки (9, С.14).

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых "даже милиция боится". Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение к себе - насилием над другими. У нынешних девочек - подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки - подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей.

Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников :

Общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это.

Антисоциальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями. «Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастет подлец», считал А.С. Макаренко (13, С.241).

В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.

Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.

То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: девочки - негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; мальчики - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме (17, С.208).

Специфика усвоения социальных норм в юности связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной.

В юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности, молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых «других». Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для «других». Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Выделяют следующие виды социальной адаптации подростков и старшеклассников :

Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов.

Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации.

Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней.

Социальные нормы - это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Одной из разновидности социальных норм, являются моральные нормы. Моральные социальные нормы - это нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях: о добре и зле; о должном либо непозволительном.

Еще одной разновидностью социальных норм являются групповые нормы. Групповые нормы - это нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Групповые нормы: выполняют функции социального контроля за деятельностью личности; способствуют устойчивости и стабильности существования группы; могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихся социальных условиях.

С понятием социальной нормы тесно связано понятие социализационной нормы. В широком смысле социализационная норма определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие.

На индивидуальном уровне указанная норма - это многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

В практической части данной работы, нами было проведено эмпирическое исследование различий в представлениях о социальных нормах и уровне социальной адаптации подростков и старшеклассников при помощи, разработанной нами анкеты и методики социальной адаптации.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические аспекты изучения личности. -- М.: Педагогика, 1988.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Изд. Михайлова, 1998. - 312 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.- Т.1. - М.: Педагогика, 1980. - 386 с.

4. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учеб, заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.

5. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. -- М.: Владос, 1996. - 523 с.

6. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. - 208 с.

7. Волочков, А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: Психология личности / А. Волочков // Психологический журнал. - 2004. - март-апрель. - С.17-26.

8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. -- СПб.: Свет, 1997. - 487 с.

9. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976. - 96 с.

10. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

11. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999. - № 6. - С.23-32.

12. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации старшеклассников / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии 1998. - № 2. - С.57-67.

13. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Владос, 1995. С. 241-254.

14. Иванчик, Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1996. - с. 46 - 48.

15. Ковалева A.M., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Владос, 1999.

16. Ковалева А.М. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Владос, 1996.

17. Колесков, Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесков. - М.: Педагогика, 1986. - 419 с.

18. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 298 с.

19. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. -- М.: Политиздат, 1987. - 288 с.

20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 378 с.

21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Академия, 1999. - 289 с.

22. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипенко //Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.97-110.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

24. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности. Том 2. Хрестоматия. -- Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999. - 367 с.

25. Носенко, Э.Л. Проблема эмоциональной разумности человека, как детерминанты успешной жизнедеятельности // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С.23-34.

26. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1983. - 489 с.

27. Психология подростка: учебник / под ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

28. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.-- М.: Педагогика, 1987. - 432 с.

29. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. - 302 с.

30. Шорохова, Е.В. Психологический анализ нравственной устойчивости личности / Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1983. - 158 с.

http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a2ad78a4c43a89421316c27_0.html

С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?

Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.

Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.