Школьный буллинг: как остановить травлю. Что делать, если ребёнка травят в школе. Кто в группе риска

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Детский буллинг как разновидность насилия. Проблема детского буллинга (травли) в школе

Буллинг (от bully - запугивать) - групповая ситуация, в которой часть группы систематически оказывается в позиции жертвы, часть - в позиции преследователя (ей). Чаще всего в ситуациях буллинга также присутствуют наблюдатели - те, кто непосредственно не вовлечен в ситуацию, но находится рядом. Ситуации буллинга могут быть в любом коллективе, в том числе и у взрослых людей, но в последнее время внимание исследователей, психологов, общественности приковано к проблеме школьной травли. Это связано в том числе с нарушением прав ребенка на личную безопасность, получение общего образования и др.

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob- толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Виды буллинга :

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа . Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога . Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе» . Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим - в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют - проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

«Буквограмма» - комплексная современная развивающая методика, разработанная известным отечественным педагогом С. Ю. Шишковой. «Буквограмма» опробована тысячами родителей и воспитателей. Книга поможет вам обеспечить всестороннее развитие вашего ребенка, подготовить его к школе, в игровой форме усовершенствовать устную и письменную речь. Вы ищете проверенное пособие, которое поможет вашему ребенку быстро развить навыки чтения и письма? Десятки тысяч родителей уже воспользовались удивительной методикой, которая получила название «Буквограмма»! И она действительно помогла: дети не только быстро освоили навыки чтения, но и полюбили это занятие! Эта книга поможет родителям, воспитателям, учителям и логопедам решить очень важные проблемы в развитии ребенка: повысить грамотность письма, увеличить скорость и усовершенствовать технику чтения путем развития пространственной ориентации, пространственного мышления ребенка. Книга выдержала несколько переизданий, и сейчас вы держите в руках самый новый вариант, дополненный интересным и содержательным практическим материалом в виде упражнений и занятий.

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой - нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля - это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг - это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф - что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Новая книга серии «Каждый ребенок желает знать» «Как ходить в школу с удовольствием» для младших и средних школьников, а также их родителей. Текст украшают и дополняют замечательные современные и веселые рисунки художника Муси Кудрявцевой. Эта книга - о школе! Она расскажет: Зачем ходить в школу? Что самое главное в учебе? Как не бояться неудач и победить лень? Что делать, когда трудно? Как научиться прилагать усилия и воспитать в себе чувство ответственности? Как общаться с одноклассниками? В своей новой книге известный семейный психолог Ирина Чеснова предлагает поговорить обо всем, что связано со школой: что самое главное в учебе, как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с учителями и одноклассниками. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно. Для младших и средних школьников.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами . Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное - что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как - нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков . «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) - это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно - какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.- это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости - часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так . Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. - когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить - это можно сделать по-разному - с идеей, что травля недопустима . Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю . К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то - это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений . Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь - это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое - на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Приемы методики раннего развития детей, разработанные Марией Монтессори, получили широкое распространение. Согласно ее методике, каждый ребенок особенный. Он должен развиваться и обучаться в свободном пространстве при поддержке любящих взрослых. Цель этой книги - показать различие между дошкольными и школьными группами, а также выявить потенциал начальной школы, работающей по системе Монтессори, и перспективы ее развития в нашей стране. Сегодня дошкольные группы Монтессори получили достаточное распространение в России. Но родители, желающие продолжить образование своих детей по системе Монтессори, задают справедливый вопрос о начальной школе. Эта книга призвана показать различие между дошкольными и школьными группами, как определила сама М. Монтессори, а также выявить потенциал этой начальной школы, широко распространенной в мире, и перспективы ее развития в нашей стране. Предназначенная родителям и воспитателям, книга будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

ТЕКСТ: Наталья Цымбаленко

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) - по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной. Сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко рассказывает, как ей удалось остановить травлю в школе, где учится её сын.

«Крутые» и «некрутые»

Мой сын Петя после младшей школы поступил в гимназию. В его классе быстро сформировался костяк так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». В число «некрутых» попал и Петя. Принёс в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Уходишь от конфликтов, боишься драк и громких разборок - значит «некрутой». Теперь, изучив множество книг на тему буллинга, я знаю, что повод для травли может быть абсолютно любым: убрав якобы причину травли, буллинг не остановишь.

После того как я наняла сыну персонального тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою, боязнь конфликтов у него пропала: драться Пётр теперь не боится и может. От него понемногу отстали - а от остальных «некрутых» нет. У них отнимали личные вещи (учебники, портфели прятали - это считается не разбоем, а шуткой), им подкладывали бутылки с мочой в портфель. С них стягивали штаны, в таком виде фотографировали, а фото выкладывали в интернет. Мало того, осенью прошлого года его лучшего друга Мишу, с которым он сдружился на почве «некрутости», «крутые» одноклассники дважды «разводили на деньги»: обещали купить вейп (ведь если хочешь быть крутым, ты должен курить вейп!) и не покупали его. Маме Миши, которая пыталась вмешаться в ситуацию, «крутые» просто хамили и рассказывали, что её сын «гидроцефал».

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее - проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

Я долго слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра, издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришёл конец.

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили - руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном - он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться - может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре - одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли - посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года - сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».

Наталья Цымбаленко смогла остановить травлю в классе своего сына, ее рассказ на странице в Фейсбуке более 9 тысяч раз. Опираясь на свой опыт она разработала памятку, которая поможет другим родителям защитить своего ребенка.

Как-то Петя подошел и спросил: «Мама, а что такое вейп? Это не вредно?» Я в который раз подумала: как хорошо, что у нас с сыном доверительные отношения! Оказалось, что в классе, чтобы быть крутым, нужно курить вейп, и один мальчик из группы «шутников» сказал Мише, что тот может сдать ему деньги, и он купит ему вейп. Миша хотел вернуть некоторые позиции в классе и деньги принес. Мальчик деньги просто забрал…

Но проблема буллинга, травли – это не проблема личности, а проблема группы. Очень многие родители замечают, и я в свое время замечала, когда мой ребенок был в такой ситуации, что те же самые дети, которые в классе могут очень жестоко травить ребенка, оказавшись с этим же ребенком вне класса, например, в очереди в детскую поликлинику, могут два часа душа в душу играть, как лучшие друзья. Никакого напряжения. Когда они же оказываются в группе, у них индивидуальный мозг отшибает, их подминает групповая дисфункция.

В специализированной школе с репутацией может оказаться, что в среднем учителя тратят на детей времени меньше, потому что считают своим главным долгом хорошо вести свои уроки, их могут гораздо больше волновать оценки учеников, а не их отношения. Бытует мнение, что учителя не должны во все вмешиваться, а заниматься только своим делом. Они, конечно, не должны вмешиваться во все – слишком активное участие в детской жизни тоже вредно: дети имеют право на некоторую независимость личности. Но когда на них мало обращают внимания, потому что «наше дело просто встретиться в классе по химии», – это тоже плохо.

АиФ.ru поговорил со специалистами и участниками школьных конфликтов, чтобы понять, что делать, если ребенок стал жертвой травли, и как победить буллинг.

Отчаявшись разобраться «по-хорошему», отец ученика одной из челябинских школ решил поговорить с обидчиком сына «по-мужски». Он пришел в учебное заведение и избил одиннадцатилетнего ребенка, который не давал прохода его сыну. На мужчину заведено уголовное дело. Родители избитого подростка написали заявление в правоохранительные органы и забрали документы из школы.

«Научиться ставить на место»

Буллинг (от английского bullying) — травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива. С этим сталкивается почти каждый школьник: кто-то был жертвой, а кто-то — свидетелем унижений и избиений сверстника.

«Я была жертвой буллинга с 6 по 9 класс, — вспоминает жительница Челябинска Виктория. — Отличалась от сверстников тем, что весила под 70 кг. Ну и что с того, что я жирная? До сих пор недоумеваю. Но дети — самые злые из людей. Поэтому меня постоянно донимали: обзывали жиромясокомбинатом, на физкультуре вставали в рядок около козла и ржали, пока я прыгала через него (а я, кстати, прыгала), дергали за волосы и всячески унижали. Сидеть со мной за партой считалось стыдным. Друзей у меня не было в классе. Одна девочка пыталась иногда разговаривать со мной, звонила по телефону домой. Мы с ней делали вместе уроки. Но потом я поняла, что ей от меня и надо было это: списывать „домашку“. И она дружила со мной, пока никто не видит. Учителя делали вид, что ничего не происходит. Им всем было на меня наплевать».

Виктория терпела унижения, а потом решила ставить одноклассников на место. Не проглатывать обиды, а доводить месть каждому до конца: усиленно жаловалась учителям, причем требовала наказать обидчика, приводила в школу родителей, чтобы они разговаривали с одноклассниками, перестала давать списывать на уроке и сама получала лучшие оценки. Постепенно от нее стали отставать: теперь ее побаивались, хотя, возможно, и продолжали ненавидеть.

«Все закончилось, когда я выпустилась из школы и поступила в техникум, — откровенничает Вика. — Здесь были более умные и воспитанные дети. Поэтому я сейчас вспоминаю те годы и хочу сказать всем жертвам травли: это закончится, как только вы выпуститесь из своих проклятых школ».

Буллинг — явление всемирное. Фото: Википедия

Травит один, но он кажется всесильным

Челябинский психолог Виктория Нагорная уверена: такого, что весь мир против тебя, как кажется самой жертве, практически никогда не бывает. Ну разве что в фильме «Чучело». Травят более скромного или слабого, как правило, один-два человека или группа друзей. А никто из одноклассников не заступается, поэтому ребенку кажется, что против него весь мир. Это и есть самое плохое: дети боятся идти против группки узурпаторов, как правило, из неблагополучных семей или с тяжелыми характерами. Они отравляют жизнь тем, кто отличается: внешне, имеет физический дефект, заикается и так далее. «Стая» не дает жизни одному-двум одноклассникам, срывает уроки, грубит учителям.

«Очень важно здесь внимание педагогов, — рассуждает психолог. — Именно в руках учителя возможность помирить детей, заставить их думать вместе, а не против друг друга. Я изучила труд одного учителя из Питера, который ввел такие совместные игры для детей, так занял их досуг, что о буллинге забыли в этом классе все. Они вместе ходили в театры и кино, рассаживались за парты по интересам, но обидчик вынужден был признавать, что жертва в чем-то лучше его, и невольно начинал уважать этого ребенка. Почему-то работу классных руководителей в этом направлении принято сбрасывать со счетов. Считаю, это в корне неверно».

«Хотелось убивать»

Максим из Южноуральска вспоминает, как пару лет назад стал объектом насмешек своего бывшего друга и соседа по парте. После перелома ноги мальчик, до этого спортсмен и чемпион школы, стал откровенно слабым на уроках физкультуры. Друг окрестил его слабаком и повадился толкать, давать затрещины, пользуясь тем, что Максим не догонит.

«Это было невыносимо, — вспоминает сейчас уже одиннадцатиклассник, — мне хотелось убивать их, вот этих скотов, Димона и его приспешников. Мне помог только бойцовский клуб. Как нога пришла в норму, я записался в секцию борьбы. Димон летел по лестнице от моего удара, как птица перелётная. На этом (с первого раза, как дал отпор) закончились все издевательства».

По словам Максима, Дмитрий был неуправляемым ребенком. Он не слушался ни учителей, ни директора. Обнаглев от безнаказанности, грубил им и смеялся в лицо. Мальчик быстро понял, что закон «Об образовании» на его стороне. Для того чтобы отчислить ребенка из школы, нужно приложить много, очень много усилий. В частности, никакие коллективные письма родителей и одноклассников не помогут: в России обязательное образование. Отчислить могут лишь ученика старше 15 лет, окончившего 9 классов, или серьезного правонарушителя. В некоторых школах есть классы для детей с девиантным поведением, но далеко не во всех.

«Мне пришлось истерить в кабинете»

С буллингом столкнулась и Светлана из Волгограда. Её десятилетнего сына затравили одноклассники.

«Мой сын постоянно был под психологическим прессингом. Нет, его не били, но постоянно психологически унижали, — рассказывает она. — Он не всегда рассказывал о том, что происходит с ним в школе. Но, когда я стала подробно расспрашивать, выяснилось, что группа одноклассников, предводителем которой, если так можно выразиться, был самый крупный мальчик из параллели, постоянно отбирала у моего сына еду. Отнимали деньги, швыряли личные вещи, давали моему сыну обидные прозвища».

В первую очередь Светлана обратилась к классному руководителю, написала на её имя докладную. Но обращение не возымело действия. Унижения так и продолжались. Женщина пошла к директору.

«Он что-то начал мямлить мне невнятное в ответ вроде: „Вы понимаете, они из плохой семьи. А почему вы не обращались раньше? Куда вы смотрели?“ Но какая разница, почему не обращалась раньше? Я пришла к вам сейчас, решите мою проблему!» — возмущается волгоградка.

Светлана говорит, что пыталась разговаривать и с родителями обидчиков. Некоторые шли навстречу, а другие просто не реагировали на её обращения.

«Я поняла, что моему сыну в этом классе делать нечего, и перевела его в другой. Это далось непросто. Директор всячески увиливал. Говорил, что в других классах нет мест, что ему тяжело переписывать тарифные ставки для учителей. Мне пришлось буквально истерить у него в кабинете, — откровенничает волгоградка. — В итоге моего сына перевели. Сейчас у него все хорошо. Еду в новом классе у него не отбирают, не обзывают. Он завел новых друзей, да и вообще у него с одноклассниками ровные и спокойные отношения. Конечно, он иногда встречает на переменах тех, с кем учился ранее. Говорит, что они называют его предателем. Но то, что ему стало учиться комфортнее, — это факт».

«Основой травли всегда является насилие. Именно это определение конкретизирует проблему, не позволяет забалтывать ее, переводя происходящее в классе в плоскость банального конфликта, — считает психолог Наталья Ускова . — В этой точке родителям важно не потерять самообладание, прояснять ситуацию, собирать конкретные факты, не оценивать поведение ребенка, а всецело поддерживать и быть на его стороне. Ведь буллинг — это болезнь, которой заражен весь класс. Помимо жертвы и агрессора, есть еще свита и наблюдатели. Сами дети ни прекратить, ни выйти из деструктивной ситуации не могут. Нужны взрослые. В связи с этим именно родителям важно немедленно прекратить травлю, делая проблему публичной, привлекая внимание классного руководителя, родителей, школьного психолога, администрации. Поэтому, если вы сталкиваетесь с „забалтыванием“ проблемы внутри школы, переходите в нормативно-правовой режим, подключая департамент, полицию, СМИ. Как правило, старый добрый „канцелярит с заявлениями“ быстро заставляет всех занять взрослую позицию и действовать сообразно своим обязанностям. Бездействуя, взрослые выписывают индульгенцию на насилие в детском коллективе. Последствия представить нетрудно».

Если ребенок хорошо учится, его тоже могут травить за это. Фото: pixabay.com

Что делать?

Буллинг получил такое широкое распространение, что на него обратили внимание в Совете по правам человека при президенте. Был разработан ряд мер, позволяющих истребить буллинг. Среди них указываются, например, такие: посредством интернета сделать так, чтобы буллинг считался постыдной моделью поведения. Те дети, что защищают жертв буллинга, должны восприниматься как герои. Необходимо организовать телефоны доверия для жертв буллинга, которые могут использовать кодовые слова при разговоре с операторами. Все эти меры пока только в планах и на бумаге.

«Проблема травли детей в школьных учреждениях сверстниками имеет очень давнюю историю и остро стоит практически во всех странах, — сообщил АиФ.ru Евгений Корчаго, адвокат и правозащитник, член совета . — Поэтому предложения по разработке концепции противодействия буллингу являются необходимыми и своевременными. Однако из-за высокой латентности проблемы и сложности ее решения существует опасность превращения этой благой идеи в компанейщину и формальность в погоне за статистическими показателями. Для противодействия травле необходимо культивировать здоровый психологический климат в коллективе учеников при максимальной вовлеченности педагога во внешкольную жизнь класса. Только педагоги с большим авторитетом у своих учеников смогут создавать эффективные механизмы выявления и предотвращения буллинга».

Однако юрист просит обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, обычную ссору одноклассников и буллинг следует отличать. Во-вторых, ни в коем случае нельзя вершить самосуд, как папа челябинского школьника. Мужчине грозит уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

«Замалчивать травлю, конечно, нельзя, — советует юрист. — Родителям нужно обратиться к классному руководителю, директору школы. Если это не возымеет действия — в департамент, комитет, министерство образования, прокуратуру, полицию. Мало кто помнит, что дети могут быть на период решения школьных проблем переведены на домашнее обучение. В случае необходимости можно сменить класс или школу, но это не всегда требуется».

«Здесь очень важно не впасть в депрессию, — дает нехитрые советы жертвам буллинга семнадцатилетний Максим. — Я тоже был козлом отпущения. Прочитал в Сети, что нападкам подвергались и Джордж Клуни, и мой кумир Дэвид Бекхэм , и красотка Джулия Робертс . Так что я побывал в отличной компании. И сделал вывод: если ты никто, на тебя не обращают внимание. Если ты лучший, нападают из-за обычной зависти».

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет буллинг в школе. Вы узнаете, каковы причины этого явления. Выясните, как оно проявляется. Вам станет известно, что делать при этом.

Виды

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.

Возможные причины и группа риска

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Необходимо понимать, что у любого человека можно выявить какие-то отклонения, недочеты и это не означает, что над ним нужно издеваться.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  • неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
  • дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
  • те, у кого присутствует материальный достаток;
  • дети, успешные в учебе;
  • внешне очень красивые.

Характерные проявления

К признакам наличия буллинга относят:

  • физическую агрессию;
  • порчу имущества;
  • нанесение побоев;
  • словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
  • распространение сплетен, ложных слухов о жертве.

Родители могут заподозрить наличие буллинга, если у их дочери или сына произошли определенные изменения:

  • у малыша пропадают деньги, вещи;
  • ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
  • отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
  • учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
  • порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
  • ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.

Если определено, что травля в школе имеет место и над ребенком издеваются, нельзя надеяться на то, что дети сами разберутся. Необходимо понимать, что бездействие только позволит развязать руки агрессорам, они почувствуют свою вседозволенность, еще больше станут издеваться над ребенком.

  1. Родители должны показывать своему отпрыску, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
  2. Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.
  3. Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.
  4. Вы должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие.
  5. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись. Попрактикуйтесь с ребенком, как нужно правильно общаться с агрессивно настроенными личностями. Расскажите, что не стоит впадать в слезы, кричать, лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.
  6. Обязательно покажите своему отпрыску, что Вы с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.
  7. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.
  8. Делайте все для того, чтобы ребенок не боялся школьных хулиганов. При этом объясняйте, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если имеет место слишком запущенная ситуация, в частности, если поступают угрозы или попытки избиения.
  9. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу. Например, отправиться в спортивную секцию, записаться на творческий кружок. Важно, чтоб у девочки или мальчика было место, где он мог бы ощутить свою значимость.
  10. Воспитывайте в своем отпрыске уверенность в себе, смелость регулярно хвалите его, повышайте самооценку. Помните о том, как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.
  11. Общайтесь со своим чадом, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение в той или иной ситуации.
  12. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Умелый специалист сможет изменить ситуацию коренным образом, найдет правильный подход к ребенку, создаст с ним доверительные отношения, настроит контакт, поможет справиться с внутренним конфликтом.
  13. Если ситуация поворачивается таким образом, что ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, в прессу. Необходимо понимать, что гонители, по сути, сами имеют заниженную самооценку и за счет выбранной жертвы пытаются ее повысить.