Характеристика на выпускника 8 вида. «Примерная характеристика на обучающегося воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида. Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением

Характеристика

Фамилия, имя отчество

Года рождения

Учащейся 6 В СК класса

проживающей по адресу: ________________

Со второго класса. С 1 сентября 2012 года продолжила обучение в специальном (коррекционном) классе VIII вида. Проживает в полной семье, родители работают служащими. Семья проживает в благоустроенном доме, у девочки имеется отдельная комната, стол для подготовки к урокам.

За время обучения показала средний уровень знаний, преобладающими оценками являются «хорошо» и «удовлетворительно», хотя при большей самостоятельности и собранности могла бы учиться гораздо лучше. Девочка всегда ходит в школу чистая и опрятная, гигиенические навыки сформированы. Присутствует желание учиться лучше, ______ эмоционально реагирует на успехи и неудачи в учебной деятельности.

Сформированность учебно-познавательной деятельности находится на недостаточном уровне: сложности в умении планировать свою деятельность; в умении выделять главное в решении проблемы, задачи; делать обобщения и выводы. Сложности в осуществлении самоконтроля в учении.

Отлично занимается и увлечена уроками русского языка и чтения: грамотно пишет, любит заучивать стихотворения, читать не только школьную программу, но и дополнительную литературу

К выполнению домашней работы относится ответственно, присутствует контроль со стороны родителей. Настя всегда выполняет домашнюю работу аккуратно и правильно.

На уроках математики/геометрии ______ часто не внимательна, может просто сидеть и смотреть в тетрадь несколько минут, не приступив к работе. Так же на уроках постоянно нуждается в наводящих вопросах и без контролирующей деятельности учителя не часто приступает или не переходит от первого действия ко второму при решении задач. Сложности при сравнении многозначных чисел, замене крупных мер более мелкими мерами, вычитании (даже в пределах 100), делении. Сложности в решении задач присутствуют на каждом этапе. Доминирует подавленное настроение, объясняемый материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого.

Безынициативна, замкнута, погружена в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителей. Нарушены взаимоотношения со взрослыми: при взаимоотношениях со взрослыми теряется, смущается, плачет без веских на то причин, при ответах говорит тихим голосом, опустив голову, не смотрит в глаза, запинается.

Социометрический статус в классе – предпочитаемая, средняя адаптация в учебной деятельности, средняя норма мотивации к обучению. Имеет высокий уровень школьной тревожности. Отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

Учащаяся принимает активное участие общественной жизни школы и класса, в предлагаемых конкурсах, семья поддерживает ее.

К поручениям классного руководителя и учителей относится положительно, но выполнять их может только под контролем со стороны учителя или родителя. В классном коллективе не стремится к лидерству, общается со всеми ребятами.

Занимается хоровым пением и рисованием.

Дата ________

Директор ___________

Классный руководитель ___________

Предварительный просмотр:

Характеристика

Фамилия, имя, отчество

Года рождения

учащегося ____ класса

проживающего по адресу: _________________

Имя ребенка обучается в название школы с 1 сентября 2009 года (первый класс). На первом году обучения с общеобразовательной программой не справился и был оставлен на повторный год обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида протокол №6 от 18 марта 2009 года. За время обучения показал хороший уровень знаний по данной программе. Присутствует желание учиться лучше. Имя ребенка эмоционально реагирует на успехи и неудачи в учебной деятельности.

Сформированность учебно-познавательной деятельности находится на достаточном уровне. Сформировано умение выделять главное в решении проблемы, задачи, делать обобщения и выводы. При письме наблюдается наличие замен, пропусков непроизносимых согласных, нарушение смягчения согласных: тепер – теперь, песнью – песню . Хороший словарный запас, подбирает антонимы и синонимы, активно работает с новыми словарными словами, умеет искать определения слов в словарях.

Навыки пространственной ориентировки сформированы, ориентируется в основных понятиях времени.

К выполнению домашней работы ______ относится ответственно. Но домашнюю работу часто выполняет неаккуратно. К поручениям классного руководителя и учителей относится положительно. В классном коллективе не стремится к лидерству, но общается со всеми ребятами.

Дата: ____________.

Директор

Классный руководитель

Предварительный просмотр:

Характеристика

Фамилия, имя, отчество

Года рождения

Учащейся ___ СК класса

проживающей по адресу: __________________

Имя ребенка обучается в название школы с января 2015 года по программе специального (коррекционного) класса VIII вида. За время обучения показала недостаточный уровень знаний и умений. Преобладающими оценками являются «удовлетворительно». Девочка всегда ходит в школу чистая и опрятная, гигиенические навыки сформированы. Присутствует желание учиться лучше, ______ эмоционально реагирует на успехи и неудачи в учебной деятельности. Семья, где растет ребенок полная, есть старший и младший брат . Родители создают условия для развития ребенка. Постоянно оказывают помощь в подготовке домашних заданий .

Сформированность учебно-познавательной деятельности находится на недостаточном уровне: сложности в умении планировать свою деятельность; в умении выделять главное в решении проблемы, задачи; делать обобщения и выводы. Сложности в осуществлении самоконтроля в учении . Ребенок испытывает постоянные затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса.

Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощается, низкий уровень концентрации, распределения. На вопросы отвечает односложно, развернутых ответов не дает. Может выполнить простое задание по образцу, однако, перенос знаний значительно затруднен.

Читает _______ монотонно, по слогам и замедленно, пропускает буквы и слоги, читает неправильно окончания. Стихи учит, но рассказывает с ошибками и недостаточно выразительно. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает только с помощью учителя и большим количеством наводящих вопросов. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет с множеством ошибок (даже списывая с доски число и тему урока). Самостоятельно составляет небольшой рассказ по картине, но оформляя его на письме делает большое количество ошибок. Слабо владеет навыками работы с инструментами: циркуль, транспортир, компас. На уроках геометрии не выполняет задания по построению геометрических фигур и путается в их названиях и признаках. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не понимает смысла задачи. Сложности при сравнении многозначных чисел, замене крупных мер более мелкими мерами, вычитании (даже в пределах 100), делении, п утается в таблице умножения.

К выполнению домашней работы относится ответственно, присутствует контроль со стороны родителей. _______ всегда выполняет домашнюю работу аккуратно и правильно.

Социометрический статус в классе – пренебрегаемая , средняя адаптация в учебной деятельности, средняя норма мотивации к обучению. Имеет высокий уровень школьной тревожности. Отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

Отмечаются резкие перепады настроения в течение дня.

Дата______

Директор __________

Классный руководитель Бадаева А.В.

Предварительный просмотр:

Характеристика

Фамилия, имя, отчество

дата рождения ________ года

проживающего по адресу: __________________.

Имя ребенка обучается в данной школе с 01.09.2013 года в специальном (коррекционном) классе по программе VIII вида. _______ поживает в полной семье. Мать и отчим работают. Мать не регулярно посещает родительские собрания, часто не берет трубку от классного руководителя, не интересуется, как ребенок ведет себя в школе, его оценками, не предупреждает классного руководителя об отсутствии ребенка в школе, не сообщает причину.

Мальчик проживает в частном неблагоустроенном доме, долго добирается от остановки по освещенной территории. Ребенок полностью собран в школу. У _____ имеется отдельная, но проходная комната, в которой нет стола для выполнения домашней работы. Ребенок выполняет домашнюю работу на кухонном столе или в зале. Поведение дома у _______ хорошее. По словам матери, он уважительно ведет себя с взрослыми, участвует в домашней работе: колит дрова, носит воду, кормит собак, ухаживает за ними, моет посуду и полы. В доме совместно с несовершеннолетним проживает мать – Фамилия, имя, отчество и отчим Фамилия, имя, отчество. Старший брат Руслан находится в СИЗО за совершение кражи.

За время учебы в школе преобладающими оценками являются «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Зарекомендовал себя как недобросовестный ученик.

У ______ низкий уровень концентрации внимания, замедленная реакция на предлагаемые задания и скорость их выполнения. Он обладает низким уровнем умения ориентироваться в условиях задания, плохо владеет точным анализом различных признаков. Его отличают следующие черты: скрытность, замкнутость, безответственность, агрессивность, грубость.

На уроках профессионально-трудового обучения 09.09.2015г. прыгал по партам с криками, на замечания учителя не реагировал, чем создавал опасную ситуацию для жизни и здоровья для себя и одноклассников. На просьбы учителя подать дневник ______ отвечает: «что дневника нет, забыл, никогда и не было, а что такое дневник?»

На уроках русского языка и математики ______ очень сложно, так как он не может припомнить материал даже за первые года обучения. Решение задач фактически невозможно, так как _______ не хочет даже читать задачу, а сразу начинает кричать, что он ничего не понимает и не хочет ничего решать. Очень часто просит отпустить его домой, так как он вообще не понимает ничего на уроках и ему скучно.

На уроках чтения _____ показывает себя с положительной стороны. Мальчику хорошо дается заучивание стихотворений и пересказ текста. Имя , не готовясь дома к пересказу или вопросам по тексту, способен подготовиться за короткое время и ответить материал на «отлично».

К урокам Имя относится не добросовестно; регулярно не выполняет домашнее задание. Контроль за выполнением домашней работы со стороны родителей отсутствует. Учащийся садится за последние парты и отмалчиваться на уроках. В школу ребенок собран полностью, имеются все необходимые учебные принадлежности. На уроки приходит всегда аккуратный, чистый.

Поведение в школе вызывающе агрессивное: проявляет физическую агрессию, портит школьное имущество, не удерживает дистанцию со взрослыми, границы, рамки дозволенного. Очень грубо отвечает классному руководителю и учителям предметникам. Записи и замечания в дневнике заклеивает, стирает, выдирает листы. Из тетрадей вырывает листы с плохими оценками, заводит новые тетради после получения неудовлетворительных оценок.

Неадекватно настроен к противоположному полу. Часто применяет физическую силу к девочкам, которые не могут ответить. На замечания реагирует очень бурно и грубо. Не умеет взаимодействовать со сверстниками, в классе является отвергаемым, многие дети его бояться. К делам класса и школы ______ относится безответственно, поручения выполняет только под строгим контролем, постоянно сбегает с дежурства, с уборки территории. Хотя, было замечено, что если ______ изолировать на уборке территории от остального класса, то он убирается очень качественно и спокойно. Но стоит ему быть со всем коллективом, то он сразу начинает толкать детей (чаще девочек) граблями, обзываться.

С первых дней обучения в школе ______ стал пропускать уроки без уважительной причины, сбегать с уроков. В результате бесед с родителями выяснилось, что они считают его поведение нормальным.

Пропуски школы без уважительной причины (бродяжничество):

  • 2013 -2014 учебный год – 61 урок;
  • 2014-2015 учебный год – 121 урок;
  • 2015-2016 учебный год – за I четверть – 83 урока;

Характеристика

Фёдоровой Анастасии Андреевны, 16. 09. 2001 года рождения.

Анастасия учится в четвёртом классе по программе восьмого вида.

В 2012-2013 учебном году девочка посещает уроки вместе с классом. Насте очень трудно усваивать новый материал, так как она не освоила программу третьего класса. Девочка не привыкла заниматься вместе с классом; на уроках пассивна, отвлекает одноклассников.

Анастасия не мотивирована на учебную деятельность, интеллектуально неразвита, неэмоциональна. Инструкцию понимает не всегда, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Запас общих представлений об окружающем мире ограничен, не соответствует возрасту.

Насте присуще словесно-фразовое чтение. Она может пересказать небольшой по объёму текст. Затрудняется ответить на вопросы после чтения. Девочка не может определить тему и идею текста. Стихотворения заучивает с трудом, читает их быстро без выражения. Настя читает монотонно в нормальном темпе, в некоторых случаях искажает звуко-слоговую структуру слова; присутствуют аграмматизмы при чтении. Девочка любит читать, с удовольствием посещает детскую библиотеку.

С печатного и письменного текста списывает с небольшим количеством ошибок. Диктанты пишет на положительную оценку только с помощью учителя. Изученные орфограммы понимает частично, правила не применяет; под диктовку пишет с большим количеством ошибок. Тексты для изложений и свободных диктантов не запоминает, написать не может. Домашние задания часто не выполняет, так как нет в этом году должного контроля со стороны родителей. Словарный запас ограничен, страдают все виды памяти.

Насте трудно запомнить таблицу умножения. Она не решает устно выражения с переходом через десяток, но складывает и вычитает в столбик двузначные числа. Настя может с помощью таблицы умножить в столбик многозначное число на однозначное или двузначное. Уравнения, изученных видов решает с помощью учителя. Может самостоятельно решить простые задачи, для решения составных задач требуется помощь. Виды задач, изученные в четвёртом классе, не понимает.

Работы девочки по изобразительному искусству и технологии отличаются аккуратностью, соответствуют теме. Настя любит помогать учителю по классу, по столовой, охотно занимается трудовой деятельностью.

Девочка всегда опрятно одета, ухожена. Личные и школьные вещи содержит в порядке.

С одноклассниками спокойна и уравновешена, в конфликты не вступает.

Родители Насти не посещают родительские собрания, не интересуются учёбой дочери.

17. 05. 2013 год.

Директор: (Н. Ю Ионова.)

Кл. руководитель: (А. Н. Шарова. .)

Характеристика

ученицы 4а класса МОБУ « Пашская средняя общеобразовательная школа» Волховского муниципального района Ленинградской области

Андреевой Вероники Викторовны, 07. 07. 2002 года рождения.

Вероника учится в четвёртом классе по программе восьмого вида.

Девочка занимается индивидуально; программа составлена на основе коррекционной программы для второго класса.

Два года Вероника осваивала буквы. На данный момент она читает 24 слова в минуту. Девочке присуще буквенно-слоговое чтение. Она понимает значение только односложных слов или слов, известных по лексическому значению. Смысла прочитанного предложения, текста не понимает.

Пересказывает текст после пересказа учителя, допускает в нём фактические, логические и речевые ошибки. На вопросы по тексту не отвечает, часто отвечает наугад. Вероника с трудом запоминает короткие стихотворения, так как у девочки страдают все виды памяти. Словарный запас девочки ограничен, не соответствует возрасту. Страдают звукопроизношение и просодика.

Вероника списывает с печатного и письменного текста с ошибками копируя буквы, при этом не понимая смысла. Под диктовку писать не умеет, так как страдает фонетико – фонематическое восприятие, анализ и синтез.

Вероника знает счёт от 1 до 100. Может записать числа по порядку. Складывает и вычитает числа с помощью линейки. Может пользоваться таблицей умножения и считать в столбик (75*3) Смысла самостоятельно прочитанной задачи не понимает. Условие задачи воспроизводит за учителем только со 2-3 раза. Решение предлагает наугад.

Вероника не мотивирована на учебную деятельность. Девочка интеллектуально неразвита, неэмоциональна. Инструкцию понимает не всегда, нуждается в контроле со стороны учителя.

У Вероники отсутствует интерес к какому – либо виду деятельности. Запас общих представлений об окружающем мире ограничен. Работы по изо. деятельности и технологии неаккуратны, не соответствуют заданию.

Мама Вероники часто сама выполняет за дочь домашние задания, не реагируя на замечания учителя. В большинстве случаев не уделяет внимания дочери. Не интересуется успеваемостью, не посещает родительские собрания.

Вероника ходит в школу неряшливо одетой, хотя вещи новые, но давно нестиранные, имеют специфический запах.

С одноклассниками нет дружеских отношений, но и нет конфликтов.

С учителями спокойна, уравновешена.

17. 05. 2013 год.

Директор: (Н. Ю Ионова.)

Кл. руководитель: (А. Н. Шарова. .)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра дефектология_______

РЕФЕРАТ

Психолого-педагогическая характеристика учащихся

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Выполнил(а):

слушательница курсов по программе

«Олигофренопедагогика»

Абузова Ирина Сергеевна,

учитель МБОУ СКОШ № 5,

г.Щёлково

Проверила:

стар.преподаватель,

Безрукавая Е.А.

Москва, 2015 г.

    Введение.

    Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида:

2.1 Понятие «умственно отсталые дети»;

2.2Особенности психических процессов умственно отсталых детей;

2.3 Составление психолого-педагогической характеристики;

2.4 План-характеристика ученика специальной (коррекционной)

школы.

    Заключение.

    Список литературы.

Введение.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи - дать ученикам знания, умения, навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Для успешной работы с умственно-отсталыми детьми учителю важны знание того предмета, который он преподает, владение методикой обучения, умение установить и поддерживать контакт с учащимися, владение сведениями о детях определённой возрастной группы. И вместе с тем этого недостаточно. Учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы имеет дело с определённой категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Понятие «умственно отсталые дети».

Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи. Это так называемые дети - олигофрены. Степень выраженности дефекта при олигофрении существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга минимален.

Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой степенью умственной отсталости. Эти дети – преобладающий контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Изучение данной категории детей наиболее интенсивно велось в 50-70-е годы прошлого века, этой проблемой зани-мались такие ученые как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, С.Я. Рубинштейн, С.С. Корсаков, М.Г. Блюмина и многие другие.

Особенности психических процессов умственно отсталых детей.

Для того, чтобы весь педагогический процесс был бо­лее эффективным, необходимо правильное комплектова­ние специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики. Но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умст­венной отсталости только те состояния, при которых от­мечается стойкое, необратимое нарушение преимущест­венно познавательной деятельности, вызванное органи­ческим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его орга­ническое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов , которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют мес­то элементы недоразвития, а в некоторых случаях ати­пичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные пред­ставления об окружающем. Их опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывает­ся дефектной уже первая ступень познания - восприя­тие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, вос­приятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф). Главным недос­татком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нор­мальными детьми. Умственно отсталым требуется зна­чительно больше времени, чтобы воспринять предлага­емый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умствен­ного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персо­нажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для умственно отсталых характерны трудности вос­приятия пространства и времени, что мешает им ориен­тироваться в окружающем. Они ошибаются при определе­нии времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением . Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет за­труднено. Все операции мышления у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наибо­лее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в пред­метах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представ­ление о предмете в целом.

Отличительной чертой мышления умственно отста­лых является некритичность, невозможность самостоя­тельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психи­чески больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как пра­вило, не понимают своих неудач и довольны собой, сво­ей работой. Для всех умственно отсталых детей харак­терны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не до­слушав инструкции, не поняв цели задания, без внут­реннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Для умственно отсталых школьников характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Однако их затрудняет решение даже простейших задач, таких как объединение разрезанного на несколько частей изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры соответствующей углублению «почтовый ящик» и т.п. Дети выполняют такие задания с большим трудом, с большим количеством ошибок, после многочисленных попыток.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть. Но не понимающих смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особеннос­тями их памяти. Основные процессы памяти - запоми­нание, сохранение и воспроизведение - у умственно от­сталых имеют специфические особенности, так как фор­мируются в условиях аномального развития. Они луч­ше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоми-наются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запо-минание. Наи­большие трудности вызывает воспроизведение словес­ного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного тор­можения..

Умственно отсталые школьники не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала. Память умственно отсталых школьников, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности , физиологической осно­вой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.) у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамма­тическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного ана­лиза и синтеза, восприятия и понимания речи. В резуль­тате наблюдаются различные виды расстройства пись­ма, трудности овладения техникой чтения, снижена по­требность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нор­мальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внима­ния, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преи­мущественно недоразвита именно его произвольная сто­рона. Это связано с тем, что умст­венно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не тре­буя от них большого напряжения. Слабость произволь­ного внимания проявляется и в том, что в процессе обу­чения отмечается частая смена объектов внимания, не­возможность сосредоточиться на каком-то одном объек­те или одном виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы , которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмо­ций, нет оттенков переживаний. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повы­шенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Все эти особенности психических процессов умствен­но отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических пораже­ний на разных этапах развития (генетические, внутри­утробные, во время родов, постнатальные).

Составление психолого-педагогической характеристики.

Характеристикаявляется аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – обучении, общении, социальном поведении. Она составляется с разными целями, исходя из которых, её содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения ученика в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется. Подробные, развёрнутые характеристики требуются при переводе учащегося из одной школы в другую, при необходимости дополнительного обследования на ПМПК, для уточнения или изменения образовательного маршрута. Составлению характеристики предшествует важный период – наблюдение за учащимся и изучение его познавательной деятельности, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей. Кроме этого, изучается характер усвоения знаний по предметам, причины затруднений в усвоении знаний, особенности отношения учащегося к разным предметам, особенности индивидуального подхода в ходу учебного процесса. За данный раздел ответственным является классный руководитель, однако для наиболее объективной и полной характеристики желательно участие других специалистов, работающих непосредственно с учащимся: воспитателя, учителей-предметников, логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Особенности речевых нарушений даёт логопед. Участие учителей-предметников в составлении психолого-педагогической характеристики позволяет раскрыть особенности познавательной деятельности. Учитель и воспитатель проводит изучение ученика со стороны его личностных качеств, поведения, отношений в коллективе. Психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, даёт описание эмоционально-волевой сферы ученика. Социальный педагог описывает условия, в которых воспитывается ребёнок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения ученика, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, учётов в органах профилактики. Таким образом, в сборе материала для психолого-педагогической характеристики участвуют все специалисты школы.

Все данные об ученике в течение учебного года фиксируются в дневнике наблюдений, который является основным опорным документом, содержащим данные о конкретном ученике. Кроме дневника наблюдений при составлении характеристики ученика используется его личное дело, где особое внимание уделяется заключению ПМПК, классный журнал, продукты деятельности учащегося – тетради, рисунки и т.п.

План-характеристика ученика коррекционной школы

ХАРАКТЕРИСТИКА учащегося …. класса

название учреждения
………………….(ФИО) (год рождения)

I. Общие сведения об ученике и его семье.

Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй.

II. Данные медицинского обследования.

В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”. В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы.

III. Успеваемость.

В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания. Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика.

IV. Особенности внимания и познавательной деятельности

Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика.

Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве.

Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость.

Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала.

Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений.

Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный).

Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда.

V. Личность и поведение

Нравственные качества ученика. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям. Дисциплинирован-ность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, наличие дефектов правосознания и ценностно-нормативных ориентаций. Соотношение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, уровень опосредованности мотивов. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка.

Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу.

Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.

VI. Заключение характеристики.

В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой.

Заключение.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что педагогу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого учащегося, его трудности, чтобы умело организовать обучение и воспитание, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего продвижения в обучении и воспитании каждого умственно отсталого учащегося. Педагоги специальной коррекционной школы VIII вида готовят воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.
Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.

Список использованной литературы:

1.Воронкова В.В.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- Москва «Школа-Пресс», 1994.

2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости//Собр. соч.: В б т. - М.: Педагогика, 1983.- Т. 5. - С. 231-256.

3.Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о де­тях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967.

4. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск, 2001.

5. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М.: Педагогика, 1984.

6.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1981.

7.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умст­венного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

8.Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу. – М., 1973.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

10.Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 2003.

11.Основы специальной психологии./Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.

12.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2002.

Характеристика выпускника

Ученика 9 б класса ГБОУ Янаульская специальная (коррекционая) школа-интернат1111 вида

Белослудцева Алексанра Игоревича, родившегося 11.09.1999г.

Белослудцев Александр в данную школу поступил в 111.Семья в которой воспитывается подросток неролная,есть еще младшая сестренка.

Программный материал коррекционной школы усваивает, учится на хорошо. А запас знаний и практических навыков ограничен знакомой бытовой сферой. С запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. По русскому языку грамматические задания выполняет самостоятельно, набдюдаются дисграфические ошибки при письме под диктовку. Чтение целыми словами, осмысленное.Содержание прочитанного с искажениями. По математике на конкретном счетном материале производит арифметические действия. Задачи решает с помощью учителя после подробного анализа.

На уроках тркдового обучения занимается в мастерскойстолярного дела. За период обучения овладел необходимым минимумом знаний, умений и навыков по изучаемому профилю. П операции может выполнитьсамостоятельно. Практические работы Александр стараетсявыполнять аккуратно.

По характеру Саша добрый, общительный юноша. Активный участник жизни класса. В отношениях со взрослыми соблюдает этическую дистанцию. Взаимоотношения со сверстниками ровные, дружеские. На замечания реагирует адекватно.

Навыками самообслуживания владеет,за своим внешним видом следит.

Директор школы Н.Т.Хафизова

Характеристика выпускника

Ученика 9б класса ГБОУ Янаульская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида

Арсланова Ильсура Валериевича, родившегося 28.01.1999 г.

Арсланов Ильсур поступил в данную школу в 2013 году в 8 класс. Родители Ильсура лишены родительских прав.

Программный материал коррекционной школы усваивает в полном объеме. Учебная мотивация сформирована. Актуальный запас знаний и практических навыков соответствует полученным знаниям по программе. Познавательная активность средняя, на уроках активен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Словарный запас достаточен. Умеет слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы.

По русскому языку диктанты пишет самостоятельно, с незначительными ошибками. Грамматические задания выполняет с частичной помощью учителя. Читает правильно, осознанно, бегло. Пересказывает близко к тексту, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Легко и быстро заучивает наизусть стихотворения. По математике считает, сравнивает и записывает числа впределах 1000000 в прямом и обратном порядке, выполняет устные и письменные действия сложения и вычитания в названном пределе. Умеет пользоваться таблицей умножения. Смысл задач понимает и решает их самостоятельно. В достаточной степени владеет геометрическими знаниями (построение отрезков, работа с геометрическими фигурами).

По трудовому обучению осваивает пчеловодческое дело. В процессе выполняемой работы юноша старается выполнять действия аккуратно. Программный материал усваивает, ориентируется в задании, умеет планировать работу. В результатах труда заинтересован.

Ильсур хорошо поет, занимается спортом. Участвует в классных и общешкольных мероприятиях. Неоднократно являлся членом сборной команды школы для участия в Республиканском культурно-спортивном фестивале, Специальной Олимпиаде для обучающихся специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида, где в командном зачете занимал призовые места.

По характеру Ильсур дружелюбный, общительный, открытый юноша. С одноклассниками поддерживает ровные взаимоотношения, пользуется доверием и уважением. В отношениях с взрослыми соблюдает этическую дистанцию. На замечания реагирует адекватно.

Навыками самообслуживания сформированы. Следит за внешним видом. Умеет и любит трудиться.В социуме ориетирован.

Директор школы Н.Т.Хафизова

Классный руководитель И.В.Ахметгареева

Педагогическая характеристика

на ученицу 3 класса УСКОШ-и 8 вида

Шабарову Надежду,17.02.1999 г. р.,

проживающей по адресу:

Тонкинский р-н, д. Типаево, д. 85, кВ. 1.

Шабарова Надежда Витальевна поступила в МОУ Уренская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида в 1 класс 1.09.2007 г. на основании решения ПМПК от 31.08.2007г., протокол № 339.Наде рекомендовано обучение в 1 кл. специальной (коррекционной) школы 8 вида. С программой первого года обучения Надя не справилась и,на основании решения ПМПК от 28.03.2008г., девочке рекомендовано дублировать 1 класс. В настоящее время Надя обучается в 3 кл. Адрес школы: Нижегородская обл., г. Урень, ул. Ленина, д. 171. Занятия в школе проводятся в режиме чередования учебы (уроки) и отдыха (гпд). Максимальная нагрузка обучающейся, согласно учебному плану, составляет 27 часов. Из них 2 ч- факультативное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Кроме этого 1 ч- ЛФК. 4 ч- логопедические занятия. 2 раза в неделю посещает индивидуальные и групповые занятия с психологом. Объем изучаемого материала соответствует нормативам.

За время обучения у Надежды наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности. Внимание характеризуется неустойчивостью, плохой переключаемостью, память механическая, объем небольшой. Наблюдается нарушение аналитико-синтетической деятельности, снижение функции обобщения. Словарь развит в пределах обихода, трудности в построении развернутых речевых высказываний. Учебные навыки сформированы в рамках программы. Понятия числа и числовой деятельности сформированы. Испытывает трудности в решении примеров на порядок действий, в решении составной задачи. Пишет под диктовку и списывает с ошибками различного характера: орфографические, дисграфические (пропуски, замены букв), логопедические. Грамматические категории усвоены недостаточно. Чтение по слогам, монотонное, торопливое. При чтении допускает много ошибок, прочитанное пересказывает по наводящим вопросам. В самостоятельной речи у девочки присутствует фонетический дефект. Нарушения чтения и письма у Нади обусловлены системными нарушениями речи. В учебной деятельности девочка нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока. Уровень учебной мотивации средний, нет способности к волевому усилию. Нарушение целенаправленной деятельности, отсутствие самоконтроля. Много импульсивных реакций при выполнении заданий. Работоспособность снижена, повышенная отвлекаемость и утомляемость. К концу учебных занятий Надя жалуется на усталость и головную боль. За годовую контрольную работу Надя получила: по письму-4, по математике-5. 3 класс девочка закончила с двумя четверками: по письму и развитию речи и по математике.

В классе пользуется авторитетом. С одноклассниками дружит. В контакт вступает осторожно. Эмоциональная сфера незрелая. Постоянно наблюдается смена настроения, девочка спокойная, добрая, хороший организатор в классе. Взаимоотношения со взрослыми носят избирательный характер. Во внеурочное время девочка предпочитает заниматься спокойными видами деятельности: рисовать, лепить, мастерить поделки, танцевать, играть в куклы, шить. Нравится ухаживать за комнатными цветами, наводить порядок в классе. Навыками самообслуживания владеет. Правила поведения в школе знает, соблюдает. Вредных привычек нет.

Надя живет в полной благополучной семье. В семье доброжелательные отношения. Родители работают в СПК «Прожектор». Отец Виталий Романович- трактористом. Мать Зоя Михайловна- разнорабочей. Мать всегда интересуется учебой и делами дочери, регулярно посещает родительские собрания, классные мероприятия. У Нади имеются все необходимые учебные принадлежности. Одета девочка всегда по сезону, чисто, аккуратно, одежда новая.

За время обучения в 3 классе Надежда имеет 56 часов пропусков занятий по болезни, по неуважительной причине пропусков нет.