Правда и красота в рассказе студент. Чехов А.П. "Студент". Анализ рассказа

Анализ рассказа Чехова Студент
Рассказ Студент был написан Чеховым на творческом рубеже, когда писатель
уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще раскрыл в себе таланта
драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему
взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура
показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа
от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни
Правда и красота+ всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на
земле. Этой идее подчинена композиция рассказа.
Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с
крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из
наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати
апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в
руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает,
какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое
представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он
дотронулсся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой
приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его
чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи,
кажый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением
Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему
кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа
снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь
кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.
Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын
дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно
так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус,
как все, кто жил и живет на Земле.
Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые,
оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее.
Вечное связывает эти жизни в одну единтвенную цепь. И моя, и ваша, и жизнь
других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

В то же время в большинстве исследований содержится некая общая характеристика произведения. Своеобразие нашего подхода к анализу рассказа – в пристальном внимании к словесной ткани художественного текста, а также в «пошаговом» его разборе – комментированном чтении.

Как известно, рассказ был написан в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. В то же время рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм.

«Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе. С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов. Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения. В лучшем случае они воспринимают его как колоритную зарисовку «с натуры» – в традициях «натуральной школы»; духовное содержание «Студента» остаётся для них закрытым.

Предваряя комментированное чтение рассказа на уроке, полезно проанализировать вместе с учащимися значение отдельных слов и выражений.

Пояснений требуют, к примеру, некоторые слова, связанные с охотой, – скажем, название одной из перелётных птиц – вальдшнеп. На него охотятся, как правило, весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре вальдшнеп-самец начинает тянуть: он поднимается на крыло и облетает небольшую территорию в поисках самки. В этот момент охотники как раз и стреляют по птице (ср. у Чехова: «Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело»).

Большую пользу школьникам в плане усвоения лексического богатства русского литературного языка приносит анализ церковнославянской лексики; мы находим её главным образом в пересказе Иваном Великопольским евангельской истории о троекратном отречении Петра. Иван пересказывает отрывок из Евангелия от Луки, включая в свою речь отдельные слова на славянском (вечеря , темница , петел ). Впрочем, и некоторые другие лексические единицы, содержащиеся в чеховском рассказе, имеют церковнославянское происхождение (рыдания , изобильный и др.).

Отметим, что некоторые славянские слова комментируются в самом чеховском тексте: в рассказе студента слово петел объясняется через синоним: «Не пропоет сегодня петел, то есть петух…» Другой пример: Петр «пошёл со двора и горько-горько заплакал . В Евангелии сказано: “И исшед вон, плакася горько”».

В рассказе «Студент» важно также проанализировать элементы художественной речи: метафоры (ледяные иглы; цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле ), метафорические эпитеты (пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья ), олицетворения (природе жутко), сравнения (…что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…) . Кроме того что учащиеся проясняют для себя прямое и переносное значения слов и выражений, они знакомятся с художественными приёмами Чехова, в частности со средствами иносказания.

Как известно, особую роль в творчестве Чехова играет символика. Слова и выражения, имеющие символический смысл, анализируются особо.

Исследователи неоднократно писали о символике света, огня в произведениях Чехова. Такие слова и словосочетания в рассказе «Студент», как свет , огонь , костёр , багровая заря и некоторые другие, толкуются не только на уровне лексического значения. Их символический смысл раскрывается в тесной связи с анализом содержательной стороны всего произведения.

Символическое значение приобретает в чеховском тексте церковнославянское по своему происхождению слово пустыня , а также производные от него: пустынный, пустынно , неоднократно встречающиеся в анализируемом рассказе («кругом было пустынно », «…такая же пустыня кругом…», «пустынная деревня»).

Как известно, слово пустыня имеет в русском языке несколько значений. Первое, наиболее употребительное в современном языке, – засушливая, безводная местность со скудной растительностью или даже отсутствием таковой (например, песчаная пустыня ; ср. у Пушкина в «Анчаре»: «В пустыне чахлой и скупой…»).

Второе (а точнее, первое – по своему происхождению) значение, менее употребительное в современном языке, – это безлюдная местность. Именно в этом значении употребляется слово пустыня в чеховском рассказе, как и во многих других произведениях русской классической литературы. Это значение слова пустыня восходит к текстам Священного Писания, к святоотеческим и агиографическим текстам на церковнославянском языке. Кстати, отсюда образ монаха-пустынника в русской поэзии (ср. у Пушкина: «Отцы-пустынники …»).

Кроме того, слово пустыня метафорически отражает и состояние души человека. О духовной пустыне пишет в своём «Пророке» Пушкин («Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился…»).

Впрочем, образ пустыни в пушкинском стихотворении, как и в чеховском рассказе, нельзя назвать безотрадным. Это не только юдоль скорби, но и место таинственной встречи человека с Богом: у Пушкина – поэта-пророка, у Чехова – студента-богослова.

На уроке необходимо также предложить самим учащимся дать толкование имён исторических лиц, имеющих принципиально важное значение для понимания чеховского рассказа. Их не так много. Это «ключевые» фигуры истории России: Рюрик, Иоанн Грозный, Петр (имеется в виду Петр I). Кроме того, это лица и события Священной Истории Нового Завета: Иисус Христос, апостол Пётр, Понтий Пилат , Тайная Вечеря – в их соотнесённости с реалиями церковной жизни России – такими, как Страстная Пятница, Двенадцать Евангелий, Пасха.

Как правило, большинству учащихся эти лица и реалии известны. Но не все. Их значение можно предварительно объяснить, хотя глубинный смысл упоминания всех этих лиц и событий в чеховском рассказе проясняется лишь в результате целостного анализа произведения.

Проанализировав значение слов, выражений, исторических лиц и событий, переходим к последовательному анализу рассказа. Произведение целесообразно разбить на смысловые части и прокомментировать каждый фрагмент.

Первый абзац текста описывает весеннюю природу, детали охоты на тяге , перемену погоды. Внимание учащихся может быть обращено на те художественные средства, которые использует здесь писатель (метафоры, олицетворения, эпитеты – см. выше).

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Второй абзац знакомит нас с главным героем рассказа и с его мыслями о российской истории.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю Страстной Пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Важно прокомментировать социальное происхождение героя. Он из духовного сословия (духовенства ), причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя , не имеющего священного сана . Если даже священники (иереи ) и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки (причётчики , псаломщики ) жили крайне бедно, нередко на грани нищеты. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в цитируемом отрывке. Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности.

Духовная академия , куда Иван, по всей вероятности, поступил после успешного окончания духовной семинарии , давала по тем временам прекрасное образование. Многие выпускники духовных академий становились священниками, некоторые, принимая монашеский постриг , – церковными иерархами : епископами, архиепископами, митрополитами . Но далеко не всегда. Иногда выпускник духовной семинарии или даже академии оставался мирянином и выбирал иное поприще – например, профессию преподавателя духовного училища, семинарии, той же академии без священнического сана ; мог предпочесть и сугубо светскую стезю. Дело в том, что реалии повседневной жизни духовных учебных заведений России того времени, быта духовенства были нередко далеки от идеала, иногда даже вызывали отторжение со стороны молодёжи. Ведь не случайно из семинарий выходили не только подвижники благочестия и мученики за веру, но и «пламенные» революционеры.

Вернёмся к процитированному отрывку. И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории. Здесь важно подчеркнуть, что упоминаемые в размышлениях героя три исторических лица: Рюрик , Иоанн Грозный и Петр – фигуры символические. С именем легендарного варяжского (скандинавского) князя Рюрика историки связывают возникновение Киевской Руси – восточнославянского государства, с которого, собственно, и началась история России. Иоанн Грозный тоже символическое лицо, олицетворяющее одновременно и величие, и страдания народа в эпоху Московского царства Третьего Рима . Наконец, Пётр I – символ новой России со столицей в Санкт-Петербурге, Российской империи . Таким образом, три упоминаемых лица олицетворяют собой всю тысячелетнюю историю России.

Здесь уместно сравнить своеобразие художественного историзма Чехова и Толстого, например. Чтобы выразить свои представления об истории России, Толстому понадобилось создать четырёхтомный роман-эпопею – «Войну и мир», упомянуть в нём свыше ста исторических деятелей. Для Чехова оказалось достаточным написать несколько строк и упомянуть лишь трёх исторических лиц. Лаконичность – яркая самобытная черта творчества Чехова, во взгляде на историю это тоже проявляется.

Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины.

Впрочем, ничего принципиального нового во взгляде на историю русского народа чеховский герой не открыл. Боль о страданиях простых людей переживали многие современники Чехова. Сам Чехов создавал рассказ «Студент» через несколько лет после того, как вернулся из поездки на Сахалин, где видел страшные картины жизни каторжного населения.

Но, кроме этого, важно понимать и другое: в представлении православного человека бедность, нищета – лучший путь к святости, нежели богатство. Не случайно Ф. И. Тютчев в своём известном стихотворении о России «Эти бедные селенья…» увидел в нищете, долготерпении и смирении русского народа особое благословение Царя Небесного. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии. Здесь существенно иное: как к этому относиться? Сострадать народу, уповая на милость Божию, готовить себя к служению людям многотрудным священническим подвигом или же предаваться унынию? Совершенно очевидно, что в начале рассказа настрой у героя пессимистический. Почему? В этом стоит разобраться.

Иван отправился на весеннюю тягу не в обычный день, а в Великую Пятницу. Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницучтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

Для глубоко верующего человека, искренне любящего Христа и сострадающего Его крестным мукам, любое развлечение, например охота, в Великую Пятницу – вещь невозможная. Тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя. Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана. А дисгармония в природе, ненастье и грустные размышления о многовековых страданиях русского народа лишь усиливают уныние героя.

Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костёр горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; её дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котёл и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

– Не узнала, Бог с тобой, сказала она. – Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с её лица всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же её Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у неё было странное, как у глухонемой.

Приведенный отрывок не требует специального толкования. Вместе с тем стоит обратить внимание на символическое значение образа двух вдов. Эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент. Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – словом, о тех преданных Христу женщинах, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим .

Не случайно именно в разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая им евангельскую историю троекратного отречения Петра. В словах Ивана мы находим точные цитаты из Евангелия. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. В своём пересказе герой сочетает обороты разговорной речи и церковнославянского текста. Здесь, несомненно, отразились и детские впечатления самого Чехова: чтение вслух текстов Священного Писания, а также восприятие церковной лексики, фразеологии в живой обиходной речи отца и дяди писателя. Не случайно чеховеды неоднократно ссылаются на известное свидетельство И. А. Бунина – о том, что Чехова отличало «тонкое знание церковных служб и простых верующих душ» .

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на Двенадцати Евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время Тайной Вечери Пётр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Пётр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Пётр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдёт что-то ужасное, шёл вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как Его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю Его». Немного погодя опять кто-то узнал в нём одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрёкся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?» Он третий раз отрёкся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Пётр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечере… Вспомнил, очнулся, пошёл со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Если рассказ студента и можно назвать проповедью , как это утверждают некоторые исследователи Чехова , то он, конечно же, не вполне соответствует жанру церковной проповеди, произносимой священником в храме; это всё же непринуждённая беседа знакомых людей, в которой, действительно, можно увидеть и некоторые элементы проповеди.

Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц: и там и там холод, костёр, работники. Эти параллели, как мы увидим в дальнейшем, не случайны.

Пересказ героем Евангелия от Луки, сочетающийся с живой беседой с двумя женщинами, образует особый повествовательный сюжет в чеховском произведении, требующий специального объяснения.

Толкование евангельских текстов имеет давнюю святоотеческую традицию. В наши задачи не входит подробный анализ отрывка, на основе которого студент рассказывает историю троекратного отречения Петра. Важно заострить внимание учащихся лишь на нескольких фактах Священной Истории. Симон, сын Ионы и родной брат апостола Андрея, был самым ревностным учеником Спасителя, за что и получил от Него имя Петра (« Πετρος » означает по-гречески ‘камень’). Как известно, в момент предательства Иуды, когда Спаситель был схвачен, Петр явил мужество: он обнажил меч и отсек ухо у Малха – раба первосвященника [Ин. 18: 10]. Мы знаем также, что в этот момент другие ученики Иисуса (кроме апостола Иоанна) разбежались, Петр же следовал за Ним. Но вот, находясь во дворе первосвященника, Петр проявил душевную слабость, трижды отрекшись от своего Учителя. Вспомнив, что Господь предупреждал его об этом, он заплакал и раскаялся в своём малодушии.

На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа. Своим отречением Петр лишил себя апостольского достоинства, однако же любовь Спасителя к падшему ученику не ослабела. Правда, воскресший Христос в словах Ангела, явившегося женам-мироносицам, пока ещё не назвал Петра Своим учеником: «Скажите ученикам Его и Петру (курсив мой. – А. М.), что Он предваряет вас в Галилее» [Мк. 16: 8]. И тем не менее Господь по Своем воскресении явился и Петру, а во время трапезы на Тивериадском озере (тоже у костра) восстановил Своего ученика в апостольском достоинстве – троекратно вопрошая его о любви к Себе и предсказывая ему мученическую смерть на кресте [Ин. 21: 15–18]. О конце евангельского повествования о Петре, о прощении Спасителем Своего ученика знают, несомненно, и Иван Великопольский, и Василиса с Лукерьей. Помнили этот эпизод Священной Истории и современники Чехова – читатели его рассказа.

Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении. Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов; он даже сравнил себя с Петром: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки…» В этом отношении слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра, едва ли можно назвать проповедью. Здесь, скорее, что-то напоминающее исповедь , покаяние

Следующий фрагмент чеховского рассказа описывает реакцию слушательниц на слова студента.

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (текст от слов «Работники возвращались с реки» до слов «…имеет к ней какое-то отношение»); их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нём. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошёл дальше. И опять наступили потёмки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.

Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа. В самом деле: вокруг него ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи : «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий , вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи : дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Рассмотрим последний фрагмент чеховского рассказа, где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Целесообразно обратить внимание учащихся на первоначальные, исконные значения знакомых им слов, церковнославянских по своему происхождению: неведомый (от глаг. ведать – знать), то есть неизвестный ранее; таинственный (от сущ. тайна ); восхитительный (от глаг. восхитить , значение приставки вос- – движение вверх), то есть восхищающий душу человека в высшие сферы; чудесный (от сущ. чудо ).

Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера. Примечательно, что в рассказе «Студент» эти духовные ценности осмысляются особым образом, по-чеховски. Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота . Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.

Завершается рассказ размышлениями героя о счастье и об открывшемся ему истинном смысле жизни . Понятно, что Иван Великопольский предчувствует счастье не как материальное благополучие, но как возможность всеобъемлющей любви, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает…» . Жизнь кажется ему полной «высокого смысла». Эпитет высокий подчеркивает здесь некое духовное содержание, неотделимое от истинной веры и Божественной любви.

Как уже отмечалось , в чеховском рассказе очень важен мотив света . Образ света, огня (как, впрочем, и образы тьмы , мглы, мрака ) имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу . Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру . Этот костер напоминает студенту другой костёр , о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.

Вернёмся ещё раз к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору …». Неправомерно было бы здесь говорить о каких-то однозначных параллелях и ассоциациях, но одно из толкований этого места в рассказе «Студент» может быть и таким. Переправа через реку, восхождение на гору… Эти детали пейзажа в чеховском рассказе вновь удивительным образом напоминают нам о событиях, происходивших девятнадцать веков назад в Иерусалиме: о переправе Спасителя и Его учеников в ту «страшную ночь» через поток Кедрон [Ин. 18:1] и их восхождении на гору Елеонскую [Лк. 22: 39], где Господь молился до кровавого пота, а потом был схвачен мучителями.

По завершении комментированного чтения чеховского произведения можно вновь поразмыслить о взгляде писателя на историческое бытие русского народа в его соотнесённости с описанными в рассказе событиями Священной Истории и их литургическим воспоминанием, переживанием в Страстную Пятницу.

В самом деле: если видеть в истории России лишь внешнюю сторону, то она, действительно, предстаёт перед читателем в неутешительных картинах, открывающихся в воображении чеховского героя в начале рассказа: « лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта». Но есть и другая, духовная история отечества, которая совершается не во внешних событиях, а в духовном делании простых верующих людей. Вот почему ландшафтные детали древнего Иерусалима и образы лиц из евангельского повествования удивительным образом соотнесены Чеховым с символическими образами и Древней Руси, и современной ему России. Получается, что Священная История, запечатленная в Евангелии, и духовная история родной страны – звенья одной цепи . Сопричастность этой истории и ощутил в своём сердце чеховский герой. Не случайны поэтому в рассказе такие иконические пейзажные детали, как пустыня , гора , водный поток , свет вечерней зари, отражающий невечерний свет в душе героя. Эти образы помогают писателю передать духовный облик Руси как Нового Иерусалима, пребывающего в сердцах простых русских людей.

Как будет складываться дальнейшая жизнь Ивана Великопольского? Каково его собственное место в тысячелетней истории России и многовековой истории всего человечества, о чём он только что размышлял? Станет ли этот чеховский герой священником или выберет иную стезю? А дальше? Не следует забывать о том, что зрелые годы студента духовной академии совпадут со временем страшных, небывалых гонений на Церковь, на христиан. Примет ли он, подобно апостолу Петру, крестные муки? Или его вера вновь поколеблется, а любовь оскудеет, и этот русский ученик Христа отречется от своего Учителя?

В рассказе Чехова мы не находим ответа на эти вопросы. Но их неизбежно задаст себе юный читатель, пытающийся осмыслить и историю России, и историю человечества, и историческое бытие отдельной личности в том духовном русле, которое открывает нам великий русский писатель в своём гениальном произведении.

Литературоведческому анализу рассказа А. П. Чехова «Студент» посвящено много исследований. Среди публикаций последнего времени назовём следующие: Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: О рассказе А. П. Чехова « Студент » //Вопросы литературы. – 1991. – №8. – С. 125–130; Дунаев М. М. Православие и русская литература. Часть IV . – М.: «Христианская литература», 1998. (разбор «Студента» – С. 598–599); Катаев В. Б. А. П. Чехов //Русская литература XIX – XX веков: В 2 тт. – Т. I . – 9-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008 (разбор «Студента» – С. 498–501); Злочевская А. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» //Русская словесность. – 2001. – №8. – С. 24–29.

Об образе света в рассказе «Студент» см. в названной выше работе В. Б. Катаева. – С. 500–501.

В православной традиции новый церковный день начинается вечером предыдущего календарного дня; поэтому утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати Евангелий обычно совершается накануне, в четверг вечером.

См. об этом в указанной выше работе Р. Л. Джексона.

И. А. Бунин. Собрание соч. в 9 тт. – М.: Изд-во «Худ. лит.», 1967. – Т. 9. – С. 170.

С этой точкой зрения, высказанной, в частности, А. В. Злочевской (см. выше), не согласен В. Б. Катаев (указ. соч. – С. 500).

См. указанную выше работу В. Б. Катаева.

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей. — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо. — Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть. Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой. — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. — Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Назвал написанный в 1894 году рассказ "Студент" самым любимым из всех своих произведений. Писатель создал его в возрасте 34 лет. В этой статье представлен рассказ Чехова "Студент", анализ его идейно-художественных особенностей. Произведение даже по меркам прозы Чехова можно назвать кратким. Автор его как-то сказал, что "краткость - сестра таланта". По объему чуть более 3 страниц занимает рассказ Чехова "Студент". Анализ его, однако, показывает, что произведение оставляет впечатление законченности и художественного совершенства.

События в произведениях Чехова

Невозможно до конца объяснить и понять суть прекрасного. Мы можем только приблизиться к пониманию. Такое впечатление от пьес и рассказов Чехова нередко. В них как будто ничего не происходит. Но это видимое впечатление. Речь должна идти, на самом деле, об особом характере события в художественном мире этого автора. Это событие чаще всего невидимое. Оно происходит в душе, в сознании героя. Человеку вдруг открылось что-то в жизни, или не замечаемое прежде стало заметным, или его точка зрения на что-то изменилось, или казавшееся прежде чем-то оказалось совсем другим. Дальнейшие события зависят именно от этого, невидимого. Из него проистекают мироощущение героя, его видимые поступки, отношения с окружающими людьми.

Именно о таком событии - рассказ Чехова "Студент". Анализ показывает, что и в этом произведении наблюдается переход героя произведения из одного душевного состояния в другое, противоположное.

Композиция рассказа

Предельно четкой и простой выглядит композиция делящегося на 3 части рассказа. Вначале - исходное мировосприятие и настроение Ивана. Затем - встреча на "вдовьих огородах" как толчок к перемене. И в конце произведения - новое отношение к миру и новое настроение. В заключительной и начальной частях рассказа можно заметить использование сходных синтаксических конструкций: "думал о том, что...", "ему казалось, что...". Такая перекличка придает построению рассказа еще большую ясность.

Чехов - "Пушкин в прозе"

За видимой краткостью и простотой разворачиваются глубочайшие перспективы и горизонты, которые можно отыскать, прочитав рассказ Чехова "Студент". Анализируя творчество этого автора, Лев Толстой неслучайно назвал Антона Павловича "Пушкиным в прозе". Как Александр Сергеевич первым в отечественной литературе разработал язык поэзии, которому стало доступно все, включая тончайшие душевные движения и законы мироздания, так и Антон Павлович в языке русской прозы завершил подобные поиски.

Рецензия на "Студента" Чехова может о том, что в рассказах Антона Павловича повествование называют слитным. У него с пейзажем сливаются бытовые зарисовки. И то, и другое проникнуто настроением воспринимающего героя. А тот не просто воспринимает природу, реагирует на быт, окружающий его, но вместе с тем может задумываться о связи времен, размышлять о законах бытия, о путях человечества. Чрезвычайно емкая, насыщенная картина мира получается в итоге. При этом она представлена на малом пространстве - точно так же, как и в лирических стихотворениях, созданных лучшими русскими поэтами.

Исходное настроение главного героя

Настроение Ивана Великопольского, героя рассказа, сначала - враждебности, неустроенности мироздания и окружающей жизни. Если всмотреться, можно заметить, что уже в первых абзацах присутствует три стихии, три начала. Это история, быт и природа. Именно они определяют мировосприятие главного героя. В природе это побеждающий весну холод, в повседневности - тоска, невежество, голод, лютая бедность; в русской истории - дурная бесконечность, ведь "эти ужасы были, есть и будут".

Организация времени в рассказе

Пристальное внимание, которое уделяет автор организации в рассказе времени, бросается в глаза не сразу. Это сочетание различных его измерений, в которых происходит событие. По своему времени живет каждая из трех перечисленных выше стихий. Вечер в природе сменяется ночью, зиму должна сменить весна, однако зима берет над ней верх, и это знак царящей в природе дисгармонии. В повседневности, в быту также свои временные мерки: перед приближающимся праздником - пост, и в такой жизни обычное состояние голода лишь усиливается и продлевается. Время в истории движется по замкнутому кругу. Ивану кажется, что ничего не изменится от того, что пройдет еще 1000 лет.

Все эти направления времени пересекаются в сознании главного героя, которого создал А. П. Чехов ("Студент"). Всеобщее невеселое настроение, чувство отчаяния, безнадежности, угнетенности возникают на их пересечении.

Иван рассказывает женщинам историю из Евангелия

Но вот Иван случайно знакомится с работающими на огороде двумя женщинами. Что-то - то ли желание согреться от этого общения, то ли сходство окружающей обстановки, костер темной весенней ночью - заставляет главного героя заговорить и рассказать вдовам историю из Евангелия, пришедшую ему на память. Ею продолжается рассказ Чехова "Студент". Краткий пересказ этой истории следующий: в ней говорится о том, как в столь же холодную весеннюю ночь у костра проявил слабость. Он решил отречься от своего учителя Иисуса, которого очень любил, и сразу же пожалел об этом. Однако то, что рассказывает женщинам Иван - это не проповедь, не поучение. В его рассказе Петр предстает обыкновенным человеком, которому присущи и способность к раскаянию, и слабость. В этом предании и в том, как его пересказывает юноша, соединяются красота и правда прекрасных слов и человеческих чувств, простых и вечных.

Реакция женщин на рассказ

Далее происходит то, что можно назвать маленьким чудом. Неграмотные, простые женщины так естественно и живо реагируют на рассказ Ивана, как будто (делает умозаключение главный герой) все происходившее 19 веков назад в ту страшную ночь имеет к их жизни, к ним самим прямое отношение. В ответ на рассказ Ивана старуха заплакала, а дочь ее, забитая мужем деревенская баба, тоже выразила по-своему жалость. В этом - своя красота и своя правда: люди друг друга поняли, испытали похожие чувства, откликнулись на прекрасное одинаково. Значит, не только бедность, мрак, голод и холод "были, есть и будут", но и правды и красоты, объединяющее людей. Такую мысль проводит в рассказе А. П. Чехов. Студент наглядно в этом убеждается.

Еще одно измерение времени

Тут Ивану открывается и вступает в рассказ еще одно измерение времени. Оно отлично и от исторического, и от бытового, и от природного. Это вечные законы и вечное время, которые имеют отношение ко всем людям. Они направляли жизнь человека тогда, 19 (теперь уже 20) веков назад, и составляют и поныне главное на земле и в человеческой жизни. Ощутить это вечное время, заметить непрерывную цепь связи, существующую между временами - значит, очутиться над дисгармонией природы, истории и повседневности, ощутить, что законы бытия непреходящи.

Образ огня в произведении

Так, к концу рассказа расширяется горизонт, будто в сознание героя проникает некий свет. Образ огня, света проходит через все произведение, связывая 3 его части. Огонь упоминается в начале рассказа. Он светится на вдовьих огородах у реки. Однако этот далекий огонь (о его источнике мы еще не знаем) не может разогнать вечернюю мглу. Он только подчеркивает мрачность и пустынность мест, по которым идет Иван. Огонь этот не успокаивает, а лишь усиливает отчаяние главного героя.

Уже вблизи мы наблюдаем огонь во второй части, когда костер описывает Антон Чехов ("Студент"). Он горит сейчас, у него греет руки главный герой произведения. Однако этот костер живо напоминает Ивану о другом, который описывается в вечной книге. Двумя концами одной цепи, связывающей во все времена людей, показались герою евангельский костер и костер, увиденный им на вдовьих огородах.

Огонь в начале третьей части упоминает в последний раз А. П. Чехов. Когда студент оглянулся, огонь костра спокойно и одиноко мигал в темноте. Возле него уже не было видно людей. Костер остался прежним. Но видение огня здесь обогатилось дополнительным, особым смыслом. Он отделился от своего конкретного источника. Теперь это будто не материальный огонь, а озаривший сознание Ивана, осветивший главному герою произведения дальнейший путь. Это символ, но отнюдь не искусственный, а, как и в других произведениях Чехова, естественно и непринужденно вырастающий из повседневности, из самой жизни.

Новое настроение Ивана

Радостно, светло кончается рассказ. Кажется, что ничего не изменилось за этот вечер ни в истории, ни в быту, ни в природе. Однако в событие свершилось. Полному сил молодому юноше сознание связующей века красоты и правды дало возможность увидеть мир иначе, преодолеть отчаяние и уныние. Теперь студенту жизнь кажется полной высокого смысла, чудесной и восхитительной.

Мысль Чехова

Это лишь кажется ему или она такова на самом деле? Что хотел показать нам Чехов ("Студент")? Тема произведения - смена ощущений одного молодого человека (студенту всего 22 года) или же непреходящие, вечные закономерности бытия? Из рассказа однозначного ответа не следует. Чехов говорил, что давать советы не дело художника. Его задача заключается в постановке вопросов. Это следует учитывать, анализируя произведение "Студент" Чехова. Важно, чтобы были правильно поставлены вопросы о том, из чего и как складывается наше отношение к жизни и мировосприятие. Не только дисгармонии и ужасам есть место в мире. В нем можно найти красоту и правду. А безнадежность и отчаяние порой уступают место надежде и радости.

«Студент» — один из любимых рассказов А.П. Чехова. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Так ли это на самом деле?

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.
  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!