Гобсек бальзак читать краткое. Бальзак "Гобсек": подробный анализ повести и главного героя

Оноре де Бальзак

«Гобсек»

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Дервиль, симпатизирующий влюблённым, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие — это был «человек-вексель», «золотой истукан». Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы — страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика — этот щёголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счёты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.

После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надёжному другу всё своё имущество путём фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришёл к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа — подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать — добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем — в рассказе идёт речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, — на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остаётся непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мёртвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все своё богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонёк». Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами — и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым — только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан — ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

Это история ростовщика Гобсека, рассказанная стряпчим Дервилем в салоне богатой аристократки Сен-Жерменского предместья виконтессы де Гранлье. Дочь виконтессы Камилла питает нежные чувства к молодому красивому графу де Ресто, но мать против таких отношений, ибо у матери графа дурная слава, низкое происхождение и она оставила детей своих ни с чем, промотав все состояние на любовника.

Стряпчему симпатичны Камилла и граф де Ресто, поэтому, желая прояснить обстоятельства, он рассказывает виконтессе, как все было. Студентом Дервиль жил в дешевом пансионе, где и познакомился с Гобсеком, глубоким стариком с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Что бы ни случилось, Гобсек всегда был хладнокровен. Его называли «человеком-векселем». Он ни с кем не вступал в отношения, кроме как с Дервилем, считая, что деньги правят миром, а он распоряжается деньгами, значит независим.

Как поучительный пример, Гобсек рассказывает историю, как забирал долг у графини де Ресто, и та расплатилась бриллиантом, потому как деньги по ее векселю получал ее любовник Максим де Трай.

После окончания курса права Дервиль работает старшим клерком в конторе стряпчего. По необходимости продает свой патент за 150 тысяч франков. Гобсек дал ссуду соседу, по дружбе взяв с него 13% (при обычной ставке 50%). Долг Дервиль погасил через 5 лет. Например, денди Максиму деТраю, у которого долгов много, а за душой ничего, он денег не дал. Графиня закладывает свои драгоценности и дальше, чтобы гасить долги де Трая.. Муж графини потребовал заклад (фамильные драгоценности) назад. Дервиль уладил это дело, и ростовщик посоветовал графу передать хорошему другу все свое имущество, совершив фиктивную сделку, чтобы хоть дети не разорились. Граф поинтересовался у Дервиля, что собой представляет Гобсек и стряпчий сознался, что доверяет Гобсекукак себе, ведь в этом скряге уживаются два существа – подлое и возвышенное. Граф принимает решение о передаче прав на свое имущество Гобсеку.

Граф сильно заболел, а жена пытается не допустить стряпчего к мужу. Убедившись в подлости Максима де Трая, графиня разрывает с ним отношения и ухаживает за больным мужем. Граф никак не может встретиться со стряпчим. После смерти графа графиня ищет завещание. Гобсек и Дервиль, придя на следующий день в ее дом, увидели жуткий разгром. Как только женщина услышала чужие шаги, сожгла бумаги, адресованные Дервилю. Имущество графа перешло к Гобсеку. Дервиль просил его сжалиться над графиней, но Гобсек считает, что должен преподать урок, чтобы Эрнест де Ресто познал цену деньгам и людям. Когда Дервиль узнал, что Камилла и Эрнест любят, еще раз просит Гобсека отдать юноше его состояние. Умирающий Гобсек все свое состояние завещал правнучке сестры, Дервилю поручил распорядиться всем съестным. Дервиль увидел много накопленных порченых продуктов, ведь, боясь продешевить, Гобсек в последние годы был охвачен манией скупости.

В конце Дервиль сообщил, что Эрнес де Ресто скоро вернет свое утраченное состояние и тогда ему разрешат жениться на Камилле де Гранлье.

Сочинения

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» Трагедия Гобсека Роман Бальзака «Гобсек»

В гостиной виконтессы де Гранлье зимой как- то гости засиделись до часа ночи. Один из них, красивый молодой человек, услышав бой часов, поспешил откланяться. Виконтесса заметила, что его отъезд огорчил ее семнадцатилетнюю дочь Ка­милу. Она решила предостеречь девушку, сказав, что хотя молодой человек заслуживает всех пох­вал, ни одно уважающее себя семейство не отдаст ему в жены свою дочь. У него есть мать, особа низ­кого происхождения, которая способна проглотить не одно миллионное состояние.

В разговор вмешался друг семьи, стряпчий Дервиль, который помог виконтессе вернуть незакон­но отобранное состояние. Он стал рассказывать од­ну романтическую историю, свидетелем которой стал в молодости. Много лет назад Дервилю при­шлось столкнуться с удивительным человеком - ростовщиком, которого прозвали «папаша Гобсек». Он всегда поражал окружающих своей невозму­тимостью: «черты лица, неподвижные, бесстраст­ные, как у Талейрана… глаза, маленькие и жел­тые, словно у хорька, и почти без ресниц… острый кончик длинного носа, изрытый рябинами… губы тонкие…» Говорил этот человек всегда мягко, не повышая голоса. Никто не знал, были ли у него родные или друзья, богат он был или беден. Ста­рик был очень бережлив.

Когда рассказчик познакомился с ним побли­же, то узнал, что в десятилетнем возрасте мать устроила его юнгой на корабль и он отплыл в гол­ландские владения Ост-Индии, где и скитался двад­цать лет. Он прошел множество испытаний и знал многих великих людей. Папаша Гобсек находил раз­влечение в человеческих историях, проходящих пе­ред его глазами. Две из них он рассказал своему молодому другу.

Ростовщику нужно было предъявить два вексе­ля. Первый, на тысячу франков, подписал молодой человек, писаный красавец и щеголь, а выдан был вексель прекрасной парижанкой, женой графа. Вто­рой вексель был подписан некоей Фанни Мальво. Когда Гобсек пришел к первой из женщин, слу­жанка сообщила ему, что госпожа еще не встава­ла и ему лучше зайти в полдень. Второй женщи­ны не оказалось дома, однако она оставила деньги у привратницы. Г обсек решил не брать денег, а еще раз прийти, чтобы застать хозяйку.

В полдень ростовщик снова пришел к графине. Она встретила его в своей спальне, и очень ласко­во. Кругом царствовали роскошь и беспорядок. Гобсек сразу понял, что эта женщина изменяет своему мужу, более того, оплачивает счета своего любовника. Во время беседы с ростовщиком в ком­нату неожиданно вошел муж должницы. Она силь­но испугалась. Сказав мужу, что Гобсек - ее по­ставщик, она тайком отдала ростовщику бриллиант. Выходя от графини, Гобсек встретился с тем са­мым щеголем, давшим вексель. Папаша Гобсек пе­редал с ним графине двести франков. Молодой че­ловек обрадовался, что графиня заплатила. Гобсек увидел всю будущность графини: красавчик ра­зорится сам, разорит ее, ее мужа и их детей.

Далее ростовщик отправился ко второй долж­нице. В маленькой квартирке все сверкало чисто­той. Мадмуазель Фанни оказалась молоденькой девушкой, зарабатывающей на жизнь шитьем. От нее веяло чем-то хорошим и чистым. Г обсек даже расчувствовался и хотел предложить ей денег взай­мы, однако вовремя одернул сам себя. Перед гла­зами ростовщика каждый день разворачивались трагедии, когда, к примеру, отец семейства из-за невозможности прокормить своих детей заканчи­вал жизнь самоубийством, и комедии, когда моло­дой повеса старался обольстить, уговорить папашу Гобсека и т. д. Люди, попавшие в ловушку денег, разыгрывали перед этим человеком настоящие представления, что тешило его тщеславие и раз­влекало старика.

На одном из холостяцких званых обедов Дервиль познакомился с молодым человеком Макси­мом де Траем, разоряющим уже известную графиню. Тот попросил привести его к Гобсеку, поскольку сам недавно рассорился со стариком. На встречу с ростовщиком он пришел вместе с графиней, ко­торая тут же невыгодно заложила фамильные дра­гоценности ради своего любовника. Причем поло­вину суммы Гобсек отдал графине векселями ее разорителя. Де Трай был взбешен, однако ничего уже не мог сделать. Графиня выбежала из комна­ты, и ее поклонник последовал за ней.

Не успели посетители выйти, как к Гобсеку ворвался обманутый муж графини. Он узнал, что жена заложила фамильные драгоценности, и хо­тел их вернуть. Дарвиль примирил противников. Они составили акт, где граф признавал, что полу­чил у Гобсека восемьдесят пять тысяч франков и что ростовщик обязывается при уплате всей сум­мы долга вернуть бриллианты. Ростовщик посове­товал найти графу надежного друга и путем фик­тивной продажной сделки передать ему все свое имущество, иначе жена полностью разорит его и его детей.

Через несколько дней обманутый муж снова по­явился у Дарвиля. Он попросил подготовить необхо­димые акты о передаче всего имущества Гобсеку. Поверенный же должен был получить расписку старика в том, что данная передача фиктивна и он обязуется вернуть состояние старшему сыну гра­фа в день совершеннолетия. В случае смерти Гоб­сека наследником имущества до определенного вре­мени становится сам Дарвиль. Стряпчий настоял на том, чтобы граф позаботился и о судьбе младших детей. После решения всех формальных дел граф так и не успел передать расписку Дарвилю. Когда он заболел, жена не допускала к нему никого. Эта женщина рассталась со своим любовником и все свое время отдавала подрастающим детям. Она да­ла им превосходное образование и внушила им силь­ную любовь к себе.

Однажды в салоне виконтессы Гранлье до часу ночи засиделись два гостя, не принадлежавшие к ее семьи. Один из них молодой граф Эрнест де Ресто, второй — стряпчий Дервиль, которого вважилы за друга семьи, потому что он в свое время помог виконтессе вернуть утраченные во время революции деньги и имущество. Заметив, что ее дочь Камила с благосклонностью относится к Эрнесту де Ресто, виконтесса, как только граф уехал, строго упрекает ее и напоминает, что мать графа не принимают ни в одном порядочном доме, пока она жива, никто из родителей не доверит графу де Ресто будущее и приданое своей дочери. Стряпчий Дервиль давно уже догадался о чувствах Камилы к Эрнесту де Ресто, он вмешивается в разговор виконтессы с дочерью и просит разрешения рассказать историю, которая, по его мнению, может изменить взгляд на графа де Ресто в изысканном обществе.

История, которую рассказывает Дервиль, началась давно, еще когда тот был совсем молодым. В то время Дервиль был младшим писцом в конторе стряпчего, изучал право и жил в дешевом пансионе, где жил и ростовщик Гобсек. Дервиль передает свои впечатления от внешности и характера Гобсека. Желтоватая бледность его кожи напоминала серебро, из которого облезла позолота, волосы пепельно-серого цвета, черты лица, неподвижные и безразличные, казалось, вылитые из бронзы, глаза желтые, как у хорька, прятались от яркого света. Нос был острый, похожий на буравчик, губы тонкие. Он никогда не терял душевного равновесия, даже когда его клиенты просили, рыдали, угрожали, он оставался спокойным и говорил тихо. Возраст его трудно было угадать: то ли он заранее постарел, то в старости выглядит молодо. В его доме все было опрятным и протертый, как в комнате старой девицы. Характеризуя Гобсека, Дервиль называет его человеком-автоматом, человеком-векселю, которая угнетает в себе любые чувства. Жизнь его, казалось, текла тихо, как песок в старом песочных часах. Гобсек был очень осторожен, и никто не знал, бедный он или богатый. Однажды из его кармана выпала золотая монета, Жилец, который спускался за ним по лестнице, поднял ее и подал Гобсеку, но тот не взял утерянного, потому что не хотел признаться, что у него могут быть такие деньги. Жил ростовщик одиноко и поддерживал отношения только с Дервилем, которому и открыл свои сокровенные мысли о мире и людях. Впоследствии Дервиль узнал, что Гобсек родился в Голландии, в десять лет мать отдала его юнгой на корабль, который плыл в Индию, где он странствовал в течение двадцати лет. Он стремился разбогатеть, и судьба бросала его по миру в поисках богатства по всем континентам. Он знал многих славных людей своего времени, был причастен ко многим историческим событиям, но не любил об этом говорить. Однажды Гобсек изложил Дервилю свою жизненную «философию»: миром правит золото, а золотом владеет ростовщик, поэтому он имеет тайную власть над людьми. Как выяснилось, Гобсек развлекается тем, что изучает человеческие страсти и радуется своей властью над ними. Как поучительный пример, он приводит истории двух векселей, по которым получил деньги в тот день. Один в определенный срок оплатила швея Фанни Мальво трудолюбивая и добропорядочная девушка, которая вызвала сочувствие даже у ростовщика. Второй вексель подписала одна графиня, а деньги получил ее любовник. Гобсек приходит к графине, но ему сообщают, что та еще спит и проснется не раньше двенадцати часов, потому что всю ночь была на балу. Ростовщик называет свою фамилию и передать графине, что зайдет позже. В полдень он снова, с льстивой поведения графини понимает, что заплатить ей нечем. Гобсек отмечает красоту этой женщины, но не знает сочувствия: он предупреждает, что раскроет ее тайну, когда она не заплатит. Во время их разговора в комнату заходит человек графини, и та вынуждена отдать Гобсеку бриллиант, чтобы избавиться ростовщика. Выходя из дому графини, он встретил ее любовника. На его лице Гобсек прочитал будущее графини.

Прошло несколько лет, Дервиль завершил курс права и получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Вскоре он имеет возможность купить патент своего патрона. Гобсек дает Дервилю деньги в долг лишь под тринадцать процентов (обычно он брал от пятидесяти до пятисот процентов суммы задолженности). Совести и упорство в труде Дервиль позволили ему рассчитаться с ростовщиком через пять лет.

Через год после того, как Дервиль расплатился за патент, его затащили на холостяцкий завтрак с целью познакомить с известным в высшем свете господином де Трай. Последний попросил Дервиль помирить его с Гобсеком. Но ростовщик отказывается занять деньги человеку, у которого не было ничего, кроме долгов. Тогда де Трай, смеясь и возвращаясь на каблуках, спросил, есть ли в Париже еще такой капитал, этот господин еще и хвалится, что его векселя. В его шутовские вихватци было то серьезное, но она не могла расшевелить Гобсека. В это время с улицы донесся шум экипажа, остановившегося у дома, где Трай бросился к выходу, пообещав принести вещь, удовлетворяющее ростовщика. Вернулся де Трай с очень красивой женщиной, и Дервиль узнал в ней графиню, о которой рассказывал ему Гобсек. Графиня принесла в залог замечательные бриллианты. Дервиль понял всю глубину пропасти, в которую падала графиня, и попытался отговорить ЕЕ заставлять драгоценности, ссылаясь на то, что графиня замужняя женщина и подвластна человеку. Гобсек оценил драгоценности и решил взять их в залог, но, учитывая юридическую сомнительность дела, предлагает значительно меньше денег, чем настоящая цена драгоценностей. Графиня колеблется заключать договор, но Трай намекает ей, что это заставляет его уйти из жизни, и она принимает предложение Гобсека. Из указанных в договоре восьмидесяти тысяч ростовщик лишь на пятьдесят выписывает чек. Остальные деньги он с иронической улыбкой выдает векселями самого господина де Трай. Молодой человек разразился ревом и обозвал ростовщика старым мошенником. Гобсек спокойно вытащил пару пистолетов, и сообщил, что он будет стрелять первым, ибо граф де Трай его обидел. Графиня умоляет графа извиниться перед Гобсеком. Когда Гобсек остался наедине с Дервилем, он дал волю своей радости, которую вызвало овладения за незначительные деньги роскошными бриллиантами. Наблюдая это, Дервиль стоял в изумлении. В это время в коридоре послышались поспешные шаги, Гобсек открыл дверь, потому посетитель показался ему безопасным. Вошел человек графини, он был страшно разозленный и требовал вернуть залог, ссылаясь на то, что его жена не имела права распоряжаться этими бриллиантами. Гобсек ми чуть не испугался его ярости и угроз обратиться в суд. Дервиль вмешивается в спор и объясняет графу, что, обратившись в суд, то, возможно, не получит ничего, кроме позора, ибо дело весьма сомнительна. Граф соглашается заплатить за драгоценности восемьдесят проценты. Благодарен Гобсек дает ему совет, как спасти имущество, сохранить его хотя бы для детей. По мнению Гобсека, все имущество надо фиктивно продать надежном друге.

Через несколько дней после этой сцены граф пришел к Дервиль, чтобы узнать его мнение о честности Гобсека. Дервиль ответил, что в ростовщики живут два существа — скряга и философ, подлое и высокий, но, если бы ему, Дервилю,. грозила смерть, то он назначил бы опекуном своих детей именно Гобсека. Дервиль рассказал графу историю своей займа в Гобсека и то, как он, окончательно рассчитавшись с ростовщиком, спросил, почему тот не позволил себе сделать благодеяние бескорыстно, что побудило его заставить платить огромные проценты даже своего друга. Ответ Гобсека лучше характеризует его: так он освободил Дервиль от благодарности, дал право считать, что тот ничего не должен ростовщику. Граф принял решение передать право собственности на свое имущество Гобсеку, а контррозписку, юридически подтвердит фиктивность продажи, передать Дервилю …

Далее Дервиль попытался раскрыть перед Камиллой страшную бездну, в которую могут попасть женщины, как только они переступят определенные границы. Но виконтесса преградила поверенного и предложила дочери идти спать. Девушка поняла мать и оставила общество. Теперь присутствуют не скрывали имен действующих лиц по истории Дервиль, ведь все догадались, что речь идет о графа де Ресто и его жену, родителей Эрнесту де Ресто.

Прошло немало времени после этой сделки, а Дервиль так и не получил расписки, которая должна была храниться у него. Он узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Дервиль стремится увидеть графа, но графиня делает все, чтобы не допустить этого. Она хорошо понимает свое будущее, потому что в то время все имущество в руках Гобсека. Графиня уже поняла сущность господина де Трай и разорвала с ним отношения. Она заботливо ухаживает больного мужа, но в действительности лишь ждет пагоды завладеть имуществом, потому что чувствует, что в деле своего мужа с Гобсеком есть тайный смысл. Граф хочет видеть Дервиль, но, по приказу графини, ему сообщают, что поверенный уехал. Тогда граф хочет передать расписку Дервилю через своего сына, но графиня пользуется своим влиянием на сына и вмешивается в дело. Граф понимает, что Эрнест может не сдержать слово и откроется матери. Она молит графа простить ей ради детей, но граф неумолим. Граф умирает, а наутро приходят Дервиль и Гобсек. Графиня закрылась в комнате графа и никому не позволяет войти туда. Увидев чужих людей, Эрнест предупреждает мать. Когда стряпчий и ростовщик вошли в комнату, где лежал покойник, они ужаснулись: все было перевернуто, в комнате царило страшное беспорядки, а в камине горели документы, должны быть переданы Дервилю. Гобсек воспользовался преступлением, совершившего графиня, и присвоил имущество графа.

времени Дервиль и ростовщик редко виделись. Гобсек сдал внаем особняк графа, проводил лето в его поместье, делал вид из себя вельможу, строил фермы, чинил мельницы. Однажды стряпчий попытался уговорить Гобсека помочь Эрнест, но ростовщик ответил, что несчастье — лучший учитель, пусть молодой граф узнает ципу деньгам и людям, пусть поплаваем по парижском морю, когда он станет искусным лоцманом, тогда дадим ему корабль. Узнав о любви Эрнеста к Камиле, Дервиль сделал еще одну попытку повлиять на старого ростовщика и пошел к нему. Старый ростовщик уже давно слег в постель, но дело свое не оставил. Не желая иметь соседей, он нанял весь дом для самого себя, но жил в той же комнате, что и прежде. Он отложил ответ о Ернестову дело к тому времени, когда сможет встать, и это ему уже не суждено. За несколько дней до Дервиль пришли и сообщили о смерти Гобсека. Все свое богатство он оставил правнучке сестры, проститутки, прозванные «Электрическим скатом» или Огоньком. Дервилю он оставил в наследство запасы продуктов, которые накопил Гобсек за последние годы, получая их от своих клиентов. Он принимал все: и корзину с рыбой, и коробку со свечами, и посуда, и золотые табакерки. Когда Дервиль открыл соседние комнаты, он чуть не лишился чувств от вони, исходивший от гниющих товаров — рыбы, паштетов, кофе, табака, чая и т.д. К концу жизни он ничего не продавал, потому что боялся отдать за дешево, так его страсть пережила его разум.

Дервиль также сообщает, что вскоре граф Эрнест де Ресто будет введен во владение имуществом, что позволит ему жениться с девушкой Камиллой. Виконтесса отвечает, что Эрнест должен быть очень богатым, чтобы жениться на ее дочери. Брат виконтессы замечает, что род графа очень давний. Сестра соглашается с ним и говорит, что Камила может не видеться со своей свекровью, хотя на раутах ее принимают.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография


Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.


Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.


Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации


Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.


В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии , перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер , будучи на тот момент еще мальчиком.

Год написания:

1830

Время прочтения:

Описание произведения:

Повесть Гобсек написал Оноре де Бальзак в 1830 году. В повести в основном отмечаются отрицательные черты личности главного героя, такие качества как скупость, подлость и черствость. Бальзак этим произведением хотел подчеркнуть всю трагичность жизни в обществе. В обществе, где люди подавляют в себе все добрые качества для личного видимого благополучия.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести Гобсек.

Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье - одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.

Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения - её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.

Дервиль, симпатизирующий влюблённым, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе - там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности - с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие - это был «человек-вексель», «золотой истукан». Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми - миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы - страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика - этот щёголь, мот и игрок способен разорить всю семью.

Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент - и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов - обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.

Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой - по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счёты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.

После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад - его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надёжному другу всё своё имущество путём фиктивной продажной сделки - это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришёл к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа - подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.

Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать - добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем - в рассказе идёт речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, - на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну - но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остаётся непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мёртвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, - имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.

Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски - в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье - лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам - вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все своё богатство старый скряга завещал правнучке сестры - публичной девке по прозвищу «Огонёк». Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами - и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию - он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым - только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан - ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.

Вы прочитали краткое содержание повести Гобсек. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.