Подготовка офицеров запаса на военных кафедрах университетов. Подготовка офицеров

Подготовка офицеров запаса.

Необходимо рассказать о КАЧЕСТВЕ пополнения, которое получала русская армия в годы Первой мировой. К сожалению, в основном оно было из рук вон плохим.
Давайте посмотрим, как при Николае Втором была организована подготовка военнослужащих запаса.
Очень подробный анализ этого дан в работе генерал-лейтенанта В.А. Драгомирова «Подготовка русской армии к Великой войне.
(Драгомиров Владимир Михайлович (7.2.1867 -29.1.1928) генерал-лейтенант (31.5.1913). Брат А.М.Драгомирова. Образование получил в Пажеском корпусе (1886) и Николаевской академии Генштаба (1892).

Они вместе со своими гражданскими коллегами поприветствовали в начале октября в академическом сообществе Университета обороны при зачислении. Мы желаем им большого успеха в студии и надеемся, что многие из них смогут удовлетворить требования Университета обороны своих учеников. Причиной этих изменений является отслеживание тенденций в выпуске печатных периодических изданий. Отныне Книги Книги Обороны будут содержать статьи более общего и долгосрочного характера, и новости будут перенесены на новостной сайт Университета обороны, где они будут доступны читателям намного быстрее.

Ключевая роль на войне принадлежит офицерам.
Кадровый состав русского ПЕХОТНОГО офицерства был выбит процентов на 80-85 еще к концу 1914 года.
Основная нагрузка в пехотных частях легла на плечи офицеров запаса и «скороспелых» прапорщиков производства военного времени.

О том, как готовили офицеров зараса в императорской армии и рассказывает В. Драгомиров:
«…о подготовке офицеров запаса.
В русской армии в запас зачислялись офицеры, оставившие службу по различным причинам и состоявшие в возрасте, установленном для военнообязанных.
Эта категория запаса давала случайные пополнения, многие из таких лиц занимали должности, освобождавшие от призыва, ни к каким обязательным учебным сборам они не привлекались».

Мисс Шестьдесят Сарка Соботка. Коринфская коронация в Южной Корее. Забытая часть второго сопротивления. 12-й учебный год в Университете обороны был запущен Виктором Сливой. Более двухсот тридцати новых студентов испытали первый день церемонии в четверг, в октябре, утром на факультете обороны в казармах по улице Шумавска.

В то же время он призвал ученых, преподавателей и преподавателей предоставить своим ученикам правильные ориентиры в формировании своего мышления через их повседневное поведение и поведение, их отношение и вербальные выражения. Наша общая цель - подготовить нового поколения офицеров для нужд армии Чешской Республики и продолжить развитие Университета обороны в новых условиях в качестве престижного государственного военного университета университетского типа, - сказал ректор-командир в конце своего выступления.

Иначе говоря, все офицеры по тем или иным причинам (в т.ч. пьянство, растраты, и т.п.) оставившие службу автоматически зачислялись в офицеры запаса. НИКАКОЙ учебной работы, или переподготовки с ними не проводилось.

«Другой источник составляли вольноопределяющиеся. Они призывались на сокращенные сроки, проходили обучение, подготавливались к офицерским обязанностям по очень сокращенной программе, после чего производились в прапорщики запаса. В этом звании они призывались два раза на учебные сборы. Такая постановка дела была совершенно неудовлетворительна.
Прапорщики запаса были подготовлены слабо. Войска ими не интересовались и считали их обучение обузой для себя».

Милан Лаубер и профессор Далибор Биол. Затем ректор-коммандер взял медали университета обороны академики Яромир Кадлек профессор и доцент Эмиль Свобода Долгосрочное передового опыта в области образования, научных исследований и экспертной работы и значительный личный вклад в развитие высшего военного образования и укрепления репутации университета обороны.

Перед знаменами ученых и университетов в четверг, 85 октября, студенты факультета военной техники представили степень магистра в области военной техники для подготовки к должности офицеров армии Чешской Республики. Для командных и технических функций в службах и сооружениях Чешской армии. Образование будет приобретать инженерные, электрические, строительные, геодезические, картографические или коммуникационные и информационные системы и технологии в военно-технической сфере. Через день, в пятницу, 130, студенты факультета военного лидерства, которые начали учебу в пятилетнем магистерском классе по контролю и вооруженным силам, представили свое обещание о зачислении.

Тут и комментировать НЕЧЕГО.
Какая польза будет от таких офицеров на войне никого не интересовало.

Главная беда нашей организации военного резерва (на случай войны) было в том, что:
«войска готовили запасных офицеров не для себя, а в общий армейский запас. Они не знали личнаго состава запасных офицеров, которых получат при мобилизации, не могли следить за их поведением в жизни, и отбросить негодный элемент, не могли ни распределить их по различным должностям, сообразно их способностям, ни подготовить к этим должностям…»

В этой области они будут образованы в качестве будущих командиров и специалистов, представляющих ключевой персонал Вооруженных сил Чехии в отдельных областях управления, анализа ресурсов и анализа обороноспособности. В пятницу, октябрь, на медицинском факультете Карлова университета, в помещении больницы факультета в Градец Кралове прошел факультет Градец-Кралове. Иматрикуляция 34 новых студентов военного обучения на военном факультете военного факультета Университета обороны. Участвовали студенты бакалавриата по медицинскому спасению, студенты магистерских программ военной военной медицины, военной стоматологии и военной аптеки, их родители, друзья, преподаватели, представители высшего образования и город Градец Кралове.

А вот в Германии каждая дивизия готовила офицеров, унтеров и рядовых запаса ДЛЯ СЕБЯ, зная что они, в случае войны, придут к ним в полки, батальоны и роты. Это было одной из причин того, что германские Резервные и Ландверные полки и дивизии, как правило, ничем не отличались от кадровых частей в боеспособности и дисциплине.
У нас же, к сожалению, второочередные части постоянно отмечались в худшую сторону по этим показателям. Даже в самом начале войны руские второочередные части считались органиченно боеспособными и годными, в лучшем случае, лишь для пассивной обороны.

Гражданские студенты Гражданская аудитория была проведена в среду и пятницу, октябрь. В общей сложности 66 студентов факультета военной техники будут обучаться в программе бакалавриата по вопросам защиты и безопасности и в последующей программе магистерских программ по военным технологиям. Образование будет приобретать инженерные, электрические, строительные, геодезические, картографические или коммуникационные и информационные системы и технологии в военно-технической сфере. 80 гражданских студентов факультета военного лидерства будут учиться в бакалаврской и последующей магистерской программе «Экономика и управление».

«В 1910 г. закон о воинской повинности был изменен. Вольноопределяющиеся проходили 2-х летний срок службы и подготавливались по определенной программе сначала к унтер-офицерским, а затем к офицерским обязанностям. Кроме того они призывались на учебные сборы. Закон этот не был вотирован в полном объеме, согласно пожеланиям военного ведомства.
Но и после проведения указаннаго выше закона военное ведомство не установило связи офицеров запаса со своими частями, которыя они пополнятъ при мобилизации. Это в значительной степени ослабило значение нового закона».

Образование будет достигнуто в области управления, экономики, материально-технического обеспечения и безопасности. После окончания школы они могут работать в государственной системе безопасности, в государственном управлении и службах безопасности. Подготовка в поле «Поверните второй турникет!», Инструктор инструктирует студентов, которые нагибаются над своим коллегой, а остальные члены команды обеспечивают круговую защиту. Наблюдая оттуда, из высокой травы внезапно слышны пулеметы, а в некоторых местах есть проблески стрельбы из главного.

Мировая война показала, насколько бездарна была такая система подготовки.
О том, что представляли из себя обычные второочередные дивизии мы можем увидеть на примере дивизии генерала Константина Лукича Гильчевского.
(Константин Лукич Гильчевский (5 марта 1857 - год смерти точно неизвестен) - русский генерал-лейтенант, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Первой мировой войны.
Сын солдата сверхсрочной службы. В службу вступил 11 марта 1872 года вольноопределяющимся. Участник русско-турецкой войны 1877-78. За отличие при взятии Карса произведен в прапорщики (25.04.1878). Выдержал офицерский экзамен при Тифлисском пехотном юнкерском училище. 15 мая 1882 получил звание подпоручика…
При проведении мобилизации 19 июля 1914 года К.Л. Гильчевский назначен командующим 83-й пехотной дивизией, которая вошла в состав 31-го армейского корпуса.

Виктор Слива. Другая команда кооперативов тактически переходит на новую позицию, используя маскирующие возможности местности и растительности. В начале сентября и в тренировочной области Бржезина проходит полевая подготовка студентов Университета обороны и базовая подготовка новичков этого года. Студенты первого курса двух факультетов Университета Брно во время курса.

Август и сентябрь практически практиковали тактические действия, такие как нападение, оборона, движение и развертывание вне боя, с которыми они были теоретически знакомы с лекциями в течение семестра своего пятилетнего магистерского исследования. Цель заключается в консолидации, расширении и углублении знаний об основных тактических действиях, проводимых пешеходными кооперативами, и создании основных навыков и навыков в подготовке и управлении тактической деятельностью кооператива. Согласно сложному графику, отдельные взводы, разделенные на пешеходные группы, методологически практикуют конкретные виды деятельности - такие как гоночные, преодоление барьеров, борьба в глубине обороны противника, перегруппировка и перемещение или совместная деятельность в области обороны, оборонительной борьбы и пожаротушения.

"Контингент запасных,- писал он в воспоминаниях,- состоял из пожилых солдат, бывших даже в японской войне. Настроение было небоевое. Воинский порядок соблюдался слабо. Большинство офицеров относились к своим обязанностям безучастно".

Очень важно подчеркнуть ЭТО:
«БОЛЬШИНСТВО офицеров относились к своим обязанностям БЕЗУЧАСТНО»!!! Это пишет командир дивизии о СВОИХ офицерах. Они безучастно (иначе говоря равнодушно, наплевательски) относились к исполнению своих обязанностей НА ВОЙНЕ!!! А ведь это – самое ее начало, 1914 год, и часть этих «безучастных» офицеров были кадровыми, не «запасниками».

Один из учебных взводов на тренировочном курсе инженера в настоящее время проходит первоначальную работу по теме защитной структуры. Члены взвода знакомятся с отдельными типами траншей и элементами их строительства. «Если вы ляжете, область вашего профиля будет уменьшена до десятой, а ваши защитные структуры будут продолжать расти значительно», - объясняет исполнительный директор сайта, смысл инженерного оборудования, лежащего на пологих склонах вокруг студентов.

Выполняя конкретные тактические задачи. Студенты изучают базовый способ оценки задачи, принятия решений и постановки стрельбы или команды стрельбы в качестве командира команды. Следует отметить, что применение полного процесса принятия решений на уровне командира, включая боевой контроль команды, завершилось боевой стрельбой, ожидает только второй год, - говорит полковник Ярослав Козбек, начальник отдела тактики. Спустя несколько километров звуки отдельных выстрелов, партий пулеметов и гранатовых взрывов смешиваются в зоне тренировки.

Сравните эту реальность с тем, как сейчас нам в кино показывают бравых царских офицеров: все как один бодры, геройски отважны, утонченно - вежливы в общении, они блистают новенькими золотыми погонами и поголовной готовностью немедленно отдать жизнь «за бога, царя и отечество».
А на деле, к сожалению, все было далеко не так.
Не лучшим оказалось и поведение войск в бою:
"Батареи, впервые попав под огонь и не имея у орудий щитов, растерялись. Передки поскакали в тыл, а командир дивизиона, офицеры и прислуга, вынув из орудий замки и прицелы, побежали назад от своих пушек".

Новички новичков этого года вращаются между стрельбищем и гранатометом, и в рамках базовой подготовки они собирают свой первый опыт работы с пистолетами и боеприпасами. «У меня там шесть ранений», - говорит смех страха и неуверенности в голосе Голоса Скворовой, когда инструкторы приходят к ней, чтобы забить результат ее стрельбы. Один из них будет моим, - говорит она, стоя рядом с ее постоянным коллегой с извиняющимся выражением лица. Инструкторы добавляют значение точки, и результат положительный - даже после вычитания лучшего из шести ударов счетчик сделал счет 35 набранных очков.

Равнодушие офицеров не исчезло и во время боев:
"В этот день, как и ранее, на походе нас поражал вид ротных командиров, ехавших верхом при ротах совершенно безучастно.
Лучшие командиры полков были убиты, хорошие офицеры выбыли уже в первом пятидневном бою;
командир Орского полка, Москули, все время прятался в обозе якобы по болезни;
командир Бузулукского полка заявлялся тоже больным; полк вел капитан, очень слабый.
Порядка в полках и в артиллерийской бригаде не было. Приходилось на каждом переходе пропускать мимо себя дивизию по два-три раза и каждый раз обгонять дивизию верхом,- и все же, как бы умышленно, порядок не налаживался.
Поражало полное безучастие командиров полков и батарей и их безразличное отношение к продовольствию людей и лошадей".

Из соседнего пулеметного снаряда Тумма уходит со своим взводом. В небе, утром, облачный и многообещающий дождь, солнце светит все теплее. «Сегодня все хорошо, но во время первых съемок в середине августа мы были пропитаны дождем и замерзли», - сказала третья гимнастка Нова Страшец. Во время его обучения до сих пор он был ошеломлен физической трудностью подготовки, и не только: Я ожидал, что буду здесь два месяца. В этом году выпускник Академии права безопасности в Мала Сватововице ставит высокие цели при выборе будущей специализации - он хотел бы стать командиром разведывательного подразделения.

Командир дивизии, в свои 57 лет, носился верхом от полка к полку, пытаясь добиться выполнения своих приказов:
"Винтовки стояли не в козлах, а были воткнуты штыками в землю.
Командный состав не обращал на это внимания.
Я потребовал, чтобы винтовки немедленно были вычищены, смазаны и поставлены в козлы.
Ближайший от меня какой-то солдат приказание умышленно не исполнил; тогда я, выхватив револьвер, произвел в него несколько выстрелов".

Военные навыки, приобретенные в течение первых недель базовой подготовки, также будут проверяться с коллегами во время сложных упражнений. Он проводит три дня и две ночи в поле, выполняя задания. Любой может быть вокруг вас где угодно. В худшем случае, противник, инструктор поощряет более спокойное поведение офицеров взвода, которые прибыли в указанное место в учебной зоне Бржезина и Вышков и, прежде чем демонтировать свое временное убежище, используют обложки местности и растительности в большом кругу.

Студенты первого курса Брно-факультетов в рамках комплексной полевой подготовки практикуют навыки, которые они приобрели за предыдущие несколько недель полевого обучения. Около двухсот учеников пробуждаются во вторник утром в 5 часов утра, и начинается подготовительная фаза упражнения. Студенты завтракают, собирают оружие и проверяют герметичность своих противогазов. Вскоре после девяти часов перед студентами-интернатами полковник Ярослав Козубек, начальник отдела тактики факультета военного лидерства, который является гарантом подготовки в этой области, принимает на себя контрольные упражнения. Вчера вы прошли тест знаний, и в течение следующих трех дней вы проверите навыки, приобретенные вами во время обучения.

Командир дивизии, видя ОТКРЫТОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ солдата в боевой обстановке, вынужден был применить оружие к виновному.
А вот остальные «господа офицеры», видя этот явный бардак, старались «не вмешиваться» …
От такого «невмешательства – шаг до полной деморализации части, массового мародерства и грабежей.

"Его (Гильчевского) дивизия,- писал Свечин,- действовала в боях весьма успешно, но при занятии австрийского города Уланува, в котором казаки начали погром, продолжила этот погром и сожгла город начисто. Этот прискорбный эпизод обусловил отчисление его от командования дивизией.

Успешное завершение двух частей, которые вам нужны для получения кредита на второй семестр, Полковник Козбек познакомит студентов с целями сложного упражнения. С другой стороны, этот практический тест также позволяет педагогам оценить, как индивидуальные ученики талантливы в роли командира, который может принять решающее решение и привести своих подчиненных к успеху. Эти и другие практические результаты вместе с результатами обучения будут играть важную роль в классификации учащихся в отдельных модулях, что в соответствии с учебными планами новых учебных программ состоится в конце третьего года.

Спустя некоторое время Гильчевскому доверяют другую дивизию.

"Гильчевский,- писал Александр Свечин,- получает 1-ю ополченскую дивизию - сборище почти небоеспособных дружин, получившее потом название 101-й пехотной дивизии".
На деле определение "небоеспособные" выглядело почти комплиментом.

"Дружины,- вспоминал Гильчевский,- были вооружены старыми винтовками Бердана. Патроны к ним были с дымным порохом давнего изготовления, отсыревшие, так что при выстреле некоторые пули падали в нескольких шагах от стрелков, а во время боя цепь окутывалась густым дымом. Боевая подготовка дружин была очень слабая. Мне рассказывали, что при отступлении дружин от города Черновицы они при обороне нередко копали окопы фронтом не к противнику, а в обратную сторону - так плохо они ориентировались в поле.
Никогда дружины не выступали в назначенное время, а всегда на несколько часов позже и часто не исполняли приказа или искажали его.
А в одной дружине командовала дружиной жена командира дружины, донская казачка Полковникова. Она по-своему комментировала приказы и настаивала, чтобы они исполнялись по ее толкованиям. Ездила она верхом при дружине рядом с мужем, одетая в мужской казачий костюм".
Во многом соответствовал ополченцам и командный состав:
"402-й полк не внушал особой надежды, так как командир его Кюн, хотя с виду был и бравым, но во время боя совершенно терялся; он, даже находясь в закрытии на своем наблюдательном пункте, от артиллерийского огня почти терял сознание".

Это будущее, хотя и не далеко. Теперь ученики одного из Университетов обороны спокойно лежат в кругу и наблюдают за их окружением. У них есть три дня и две ночи перед ними, в течение которых они будут преследовать гораздо более близкую цель - кредит для приобретения военных навыков в этой области.

Подготовка в области оптики для руководства. Для Департамента лидерства, подготовки на местах и, прежде всего, его кульминации, Всесторонней полевой подготовки, возможности следовать и постепенно развивать компетенции студентов, будущих военачальников, в сложной полевой подготовке.

Тут сложно что-либо комментировать…
Отметим лишь, что происходило это все безобразие (включая героическую жену командира дружины, в мужском костюме командовавшую этим «войском», вместо мужа) не где-нибудь в бандах батьки Махно в годы Гражданской, а в дивизии царской армии, выступившей в поход против Германии.
Каковы были ее шансы на победу в бою с немецкими частями – вопрос риторический.

Но может быть, так было только во второочередных частях, а в кадровых полках имелся образцовый порядок и железная дисциплина?!

Есть очень интересные воспоминания русского генерала Б. Геруа о том, как он принимал в 1915 году командование над лейб-гвардии Измайловским полком. (Это был один из старейших и славнейших полков царской армии):
«В мае 1915 года полк стоял на позициях под Ломжей.
Приехал я в этот пыльный тогда городок 5 июня. Навестил брата, исполнявшего должность генерал-квартирмейстера 12-й армии, и представился Безобразову, командиру Гвардейского корпуса.
Генерал, знавший меня по пулеметным сборам гвардии, встретил ласково, но предупредил:
- Вы принимаете трудный полк!

Полк находился в резерве, что было удобно для его приема; штаб стоял в помещичьем доме Кисельницы….

Было неизвестно, от кого я принимал полк.
Оказалось, что в штабе полка орудовал импровизированный парламент, состоявший, кроме чинов штаба, из всех четырех батальонных командиров и двух вольноопределяющихся унтер-офицеров из команды конных разведчиков.
Вся эта компания жила и заседала в штабе полка.
Когда я приказал обратиться каждому к исполнению своих прямых обязанностей, мне показалось, что это было встречено с удивлением и неодобрением.
Впрочем, я думаю, что полковой адъютант Н. Н. Порохов и заведовавший оперативной частью И. В. Белозеров понимали странность управления, установившегося в полку, и благословляли исчезновение «депутатов», превращавших штаб полка в род клуба».

Как видим, задолго до Февраля 1917 года и последовавшего за ним полного развала русской армии, еще в июне 1915 года в гвардейском (!) Измайловском полку всеми делами заправлял какой-то удивительный коллективный «совет» из господ офицеров и даже вольноопределяющихся!
Причем этот «импровизированный парламент» не только заправлял делами в полку, но и даже жил в его штабе (что уж и вовсе не лезло ни в какие ворота!). Чем в это время занимался и.о. командира полка – остается только удивляться.
Это происходит во время войны и в боевой обстановке! Руководство Гвардейского корпуса (единственного в русской армии) разумеется, знает об этом, но предпочитает «не вмешиваться».


«Полк существовал без настоящего хозяина почти четыре месяца. Мой предшественник генерал Круглевский был ранен в феврале. Ему пришлось отнять руку. На возвращение его не было надежды, но тем не менее с назначением преемника тянули.
Состояние полка в сборе в тылу позиций позволило принять его в строю. Батальоны были выстроены в резервных колоннах, в двух местах, чтобы не было слишком большого скопления.
Хотя бомбардировка с воздуха находилась тогда в самом зачаточном состоянии, все же наши густые сомкнутые колонны могли привлечь внимание и соблазнить какого-нибудь случайного немецкого летчика.

Впечатление от сомкнутого строя полка получилось плачевное.
Батальоны и роты были плохо выравнены по фронту и в затылок; стояли они на неправильных, неровных дистанциях и интервалах.
Снаряжение у солдат было пригнано кое-как и разнообразно. Люди стояли мешковато и не выказывали никакого подъема при виде нового командира.
Офицеры не отставали от солдат и смотрели «буками».
В двух ротах были заявлены претензии, потом, при разборе, оказавшиеся правильными.
Заявление жалоб считалось в войсках, и не без основания, признаком внутреннего беспорядка части.

Во время моего обхода рот люди шевелились и даже слышались разговоры.
В одной роте пример этому подавал сам фельдфебель, которого я должен был тут же подтянуть».

Очевидно что, эпоха «коллективного руководства» не прошла даром, и «бордельеро» в Измайловском полку был преизрядным!
Если уж во время строевого смотра нового командира г.г. офицеры смотрели на него «буками», солдаты в строю болтали, а пример им подавал «сам фельдфебель», то дальше ехать некуда…

Солдатские комитеты в марте 1917 года во всех частях русской армии возникли не по мановению волшебной палочки, а произросли как раз из этого бардака, подготовившего для них благодатную почву.

Но ОЧЕНЬ многое все-таки, даже в той обстановке бардака в полку, зависело от конкретного человека, его командирских качеств и офицерской добросовестности:

«Если в строевой части полка все показалось мне нестроевым, то в тыловой, нестроевой, к моему великому удивлению и неожиданному удовольствию, все оказалось в отличном строевом порядке. Единственная часть, которая представилась мне молодцевато и по-гвардейски, - была хозяйственная, с ее тыловыми командами, обозными и нестроевой ротой. Этой частью заправлял молодой и энергичный капитан А. В. Есимонтовский.
Постоянное отделение от полка и самостоятельность позволяли начальнику хозяйственной части, если он хотел и умел, лепить из нее часть «по своему образу и подобию». А так как А. В. Есимонтовский любил во всем отчетливость и нарядность, то и вверенные ему обозные и мастеровые легко перещеголяли своих запущенных строевых собратьев.
В таком же отличном состоянии представился мне санитарный отдел с его обозом и санитарами. У полкового врача Пороховского была несомненная строевая жилка, и он охотно шел в ногу с Есимонтовским, держа своих людей, лошадей и повозки в образцовом порядке. Впоследствии, при моем поощрении и замене неповоротливых казенных санитарных рыдванов легким двуколочным обозом, Пороховский неизменно радовал мой глаз подтянутостью своей санитарной колонны, каковы бы ни были боевые условия»…

Эх, если бы таких «тыловиков» есимовских и пороховских было большинство в царской армии!
Как знать, может быть она бы и не докатилась бы до своего позорного краха весной 1917 года…
Но, увы, НАСТОЯЩИХ, боевых, требовательных, бескомпромисных офицеров в царской армии явно не хватало.
А бездумное использование кадровых частей, в начале Первой мировой, и огромные потери в них привело к тому что их с каждым годом войны становилось все меньше и меньше…

Б. Геруа продолжает свой рассказ:
«Хорошее впечатление о тыле полка не могло разогнать моей заботы в отношении строевого полка, которым долго никто не занимался и который не только не напоминал о гвардии, но скорее походил на захолустную и захудалую часть…

Приходило в голову: наезжало ли старшее начальство в полк с репутацией «трудного» во время четырехмесячного междуцарствия и что оно сделало, чтобы сдержать этот ополз гвардейства и даже элементарной дисциплины. Получали ли временно командовавшие полковники головомойки и было ли известно о введении в полку, под конец, соборного начала в управлении?
Таковы, на протяжении самых первых дней моего командования, оказались мои впечатления и переживания, предвещавшие новому командиру мало веселого».

Ну вот ТАКАЯ обстановка была в Измайловском полку уже в 1915 году, при полном попустительстве и равнодушии его лощеных лейб-гвардейских офицеров…

Б.Геруа многое сделал для того, чтобы переломить там ситуацию, но коренного изменения обстановки не получилось и у него:
«В брошенную жителями Сморгонь солдатня
ходила за так называемыми «покупками», возвращаясь с разною дрянью, а иногда и с хорошими товарами, вроде, например, сапожного, которым славилась Сморгонь. Знаю только, что впоследствии один из полковых мастеров-сапожников сшил мне превосходные высокие сапоги из отличной сморгонской шагрени. Я довольно щедро заплатил сапожнику по петербургским ценам, но не спрашивал, во что ему обошлась шагрень в Сморгони!
Набеги на город дали возможность командиру 8-й сводной роты штабс-капитану Козеко удовлетворить его артистический вкус (он пописывал недурные стихи) и превратить свой командирский блиндаж в кокетливый будуар, с подушками, коврами и занавесками».

Что ж, «кокетливый будуар» командира роты в боевой обстановке недурно характеризует моральный климат г.г. офицеров царской гвардии…
И ведь не стеснялись этого они!
Странно другое - то, что потом они удивлялись «внезапно» вспыхнувшей ненависти к офицерству со стороны нижних чинов.
Корни его – в этих «будуарах», а также в равнодушии и безучастности их самих…

Вывод о результатах подготовки офицерских кадров в царской армии делает В.Драгомиров в своей статье:
«Уже в конце 1914 г. Главный Штаб заявил о неимении источников для пополнения офицерского состава. В полках число кадровых офицеров постепенно убывало.
В 1915 г., а тем более в 1916 г., они насчитывались единицами. Все остальное оставляли офицеры запаса…
Установленная, начиная с 1916 г., подготовка офицеров в особых школах на театре военных действий восполняла этот пробел в слабой степени. Это обстоятельство составляло крайне тяжелую сторону в жизни армии. Оно значительно снизило боевую способность армии и ее устойчивость против вредных влияний извне, тем более, что многие из запасных офицеров в значительной степени и сами раньше подпадали под эти влияния и оздоровляющее влияние военной жизни не коснулось их глубоко. После революции влияние их стало преобладающим и все отрицательные стороны подобного офицерского состава сказались быстро».

В следующей главе рассмотрим подготовку унтер-офицеров и солдат запаса.

На фото танковые атаки ПМВ. Западный фронт.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Если вспомнить страницы нашей истории, - говорит ректор НИУ МЭИ Николай Рогалев. - То у нас был целый факультет, в рамках которого работали три кафедры, готовящие специалистов для армии. В 2008 году их закрыли. И вот спустя почти 10 лет мы вновь начинаем готовить кадры для Воздушно-космических сил.

Проректор по модернизации имущественного комплекса и правовой работе Евгений Лейман как драгоценность держит в руках распечатку постановления Коллегии Минобороны о создании военных кафедр при гражданских вузах. Именно этот документ дал ход восстановлению военной кафедры в МЭИ.

Наш вуз готовит специалистов по многим наукоемким специальностям, которые при должной военной подготовке могут стать очень нужными сегодня военспецам. В начале следующего учебного года мы будем проводить набор на три военные специальности - 30 студентов на каждую. Это будут будущие механики самолетов с реактивными, турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, механики электрооборудования самолетов и вертолетов и командиры отделений силовых и осветительных агрегатов.

Для военной кафедры будут оборудованы 22 специальные учебные аудитории, оборудованные всем необходимым для обучения будущих военспецов. Попасть в эти кабинеты посчастливится студентам, которые пройдут конкурсный отбор.

В конце первого курса студенты подают заявку на военную кафедру, затем они должны пройти медкомиссию в своем территориальном военкомате, сдать тест на профотбор и спортивные нормативы. Будет учитываться и средний балл по учебе. Кто пройдет все ступени - добро пожаловать на военную кафедру, - говорит Евгений Лейман.

В технике, как и в природе, главное - понять принцип действия. Так, турбины корабельных энергетических установок, авиационных двигателей или теплоэлектростанций работают примерно одинаково.

СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ МИРА И ВОЙНЫ

Азы своей будущей специальности студенты МЭИ осваивают на уникальном высокотехнологичном оборудовании - учебно-экспериментальной теплоэлектроцентрали. МЭИ - единственный вуз в Европе, где есть собственная учебная ТЭЦ.

Наша учебная база позволяет научиться работать на турбинах любых типов, - рассказывает главный инженер ТЭЦ МЭИ Данил Асаинов. - В реальном времени, на реальном оборудовании мы можем имитировать различные нештатные ситуации: удаленное короткое замыкание, асинхронный ход - все то, с чем приходится сталкиваться на больших станциях, которые вырабатывают энергию. Чтобы делать классных спецов, мы установили все типы переключателей и системы защиты, которые используются в России, - как отечественного, так и импортного производства. Мы помогаем решать проблемы и в масштабе всей страны: находим причины аварий, выявляем неисправное оборудование и даем свои рекомендации, которые помогут избежать таких случаев выхода из строя в дальнейшем.

На учебной ТЭЦ занимаются студенты специальностей «теплоэнергетика и теплотехника» и «ядерная энергетика и теплофизика». Это практически готовые специалисты для флота.

Мы хотим показать Министерству обороны, что НИУ МЭИ может выпускать спецов для эксплуатации и ремонта паросиловых и газотурбинных энергетических установок надводных кораблей, - говорит проректор Евгений Лейман.

Когда-то МЭИ располагал своим учебно-производственным полигоном в Медвежьих Озерах под Москвой, где стояли настоящие военные самолеты и вертолеты. Сегодня, по словам Евгения Леймана, этот полигон восстанавливается, заключено соглашение о совместном использовании с другими техническими вузами - МФТИ и МАИ.

ТЕХНИКИ КРЫЛАТЫХ МАШИН

Другим центром подготовки специалистов для армии станет кафедра электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта, которая существует с 1941 года. Экскурсию для корреспондента «Вечерней Москвы» проводит сам заведующий кафедрой - профессор Михаил Румянцев. На стенах между аудиториями развешаны плакаты со схемами электрооборудования современных самолетов и вертолетов, они напоминают рисунки из учебника анатомии. Как кровеносные сосуды по живому организму, электрические системы тянутся по чреву винтокрылых и реактивных машин. Вот новейшие вертолеты Ми-28Н и Ка-52, которые недавно прошли боевое крещение в Сирии. Вот ракетоносцы Ту-22М2, которые наносили точечные удары по объектам боевиков. Для человека, увлеченного небом, такие плакаты не хуже картин в Третьяковке - красота инженерная завораживает.

Мы были первой кафедрой в СССР, которая стала готовить инженеров по электрооборудованию, - рассказывает профессор Румянцев. - Авиация в XX веке развивалась очень быстро, и перед войной стало ясно, что армии нужны не только специалисты, которые умеют обслуживать электрооборудование самолетов, но и проектировщики, которые это оборудование разрабатывают. Сегодня такие специалисты тоже очень востребованы, ведь на вооружение нашей армии поступают современные машины, оснащенные сложнейшим оборудованием.

СТРЕЛЯТЬ НАУЧАТ ВСЕХ

Кроме освоения сложной современной авиационной техники, выпускники военной кафедры технического вуза должны уметь все то же самое, что и любой солдат или офицер, прежде всего - обращаться с оружием. В МЭИ работает прекрасно оборудованный тир, где все студенты «военки» будут проходить необходимый минимум стрелковой подготовки. В этом вопросе такой же фундаментальный подход, как и в остальных. Обучать будущих защитников Отечества будет инструктор стрелкового тира Владимир Ткачев. Несколько уроков по практическому обращению с оружием он дал и корреспонденту «Вечерней Москвы».

Самое главное - чтобы при стрельбе не дрожала рука, - объясняет инструктор. - Вот смотри.

И с этими словами профессионал ставит гильзу на прицельную рамку учебной копии пистолета ПМ.

Видишь? Гильза не дрожит и не скатывается. Теперь начинай плавно выбирать свободный ход спускового крючка до тех пор, пока не раздастся щелчок. Считай, что выстрелил.

И запомни, - объясняет инструктор. - Никогда не верти стволом. Он должен быть направлен все время только в одном направлении.

Студенты, которые поступят на военную кафедру, кроме пистолета, освоят и легендарный автомат Калашникова. Однако в закрытом тире они могут стрелять только одиночными патронами - таковы правила. Однако и это немало. Далеко не в каждом вузе существует такая возможность.

НАУКА В ПОГОНАХ

Что же ждет будущих выпускников восстановленной военной кафедры МЭИ?

Они получат звание сержантов запаса, - поясняет Евгений Лейман. - Министерство обороны, чтобы не держать в запасе огромное число офицеров, приняло решение выпускать сержантов. В этом решении есть глубокий смысл. Дело в том, что больше половины выпускников МЭИ после получения диплома разъезжаются на работу по всем регионам страны. Тем самым вуз готовит мобилизационный резерв не только для Москвы, но и для всей нашей страны. В случае острой необходимости армия получит квалифицированных резервистов. Если наши специалисты после выпуска решат связать свою жизнь с армией и пойти на контрактную службу, у них не будет с этим никаких проблем. Достаточно подать заявку в свой военкомат, пройти медкомиссию и сборы, по итогам которых возможно получение офицерского звания. Не так давно были созданы научные роты - специальные подразделения, которые занимаются разработкой новейшей техники. Это прекрасный способ совместить службу в армии исследовательскую деятельность. Военнослужащие научных рот, разумеется, проходят курс молодого бойца, однако строевая служба - не их основная задача.

СТОЛИЧНЫЕ ВУЗЫ, ГДЕ ГОТОВЯТ ВОЕННЫЕ КАДРЫ

Cтоличные вузы, где есть военные кафедры или факультеты военного обучения

■ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ).

■ Государственный университет по землеустройству (ГУЗ).

■ Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) (МАИ).

■ Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

■ Московский государственный институт международных отношений (университет) (МГИМО).

■ Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА).

■ Национальный исследовательский университет МИЭТ.

■ Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).

■ Московский государственный строительный университет (МГСУ).

■ Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК).

■ Московский государственный университет леса (МГУЛ).

■ Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ.

■ Московский физико-технический институт (Государственный университет) (МФТИ).

Российская академия правосудия (РАП).

■ Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

■ Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского (МАТИ).

■ Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.

■ Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Пиджаки» знают устав

Колонка майора запаса, бывшего начальника лаборатории Арсенала Александра Андреева

Не секрет, что выпускников военных кафедр в войсках, куда они распределяются, называют «пиджаки». Даже говорят, что, мол, есть пиджак, а есть китель. По сути, между офицерами, окончившими военный вуз и гражданский, разница лишь в том, что курсанту, в отличие от студента, уже засчитывается срок выслуги. То есть когда курсант надевает офицерские погоны, пять лет службы за плечами у него уже есть. Это дает повод к дружеским подначкам ()