Положительная характеристика на студента практиканта технического вуза. Характеристика на студента, проходившего практику на предприятии

После прохождения практики учащиеся оформляют итоговый отчет, частью которого является характеристика на студента с места практики. Этот документ даст возможность руководителю практиканта в учебном заведении поставить объективную оценку за полученные навыки. Содержание ее зависит от места прохождения и вида практики, а также получаемой студентом специальности.

Характеристика на студента

Этот документ составляют в месте прохождения практики — организации или на предприятии, где студент осваивал профессиональные навыки. Пишет характеристику на студента руководитель практики от предприятия. Единой формы этого документа нет. Примерный образец производственной характеристики на студента-практиканта может быть разработан в учебном заведении, которое направило для прохождения практики, или ее оформляют в произвольной форме.

Нет также и строгих требований к виду этой бумаги. Как правило, она составляется на листе формата А4, может использоваться и фирменный бланк компании, где практиковался студент. Заверяется документ подписью руководителя организации (практики на предприятии) и печатью компании, в которой проходило практическое обучение.

При написании характеристики нужно обязательно включить в нее следующие пункты:

  • данные о компании, которая являлась место практики (название, адреса и телефоны);
  • сведения о практиканте (Ф. И. О., учебное заведение, получаемая специальность и курс);
  • информация о ходе практики (что изучал, какие профессиональные навыки освоил, выполняемые обязанности и т. д.);
  • характеристика студента (описание его профессиональных и личностных качеств).

Описание личных качеств, должно касаться только сферы работы, а не всех проявлений характера студента.

Например, не нужно в характеристике писать, что «практикант является человеком добрым и отзывчивым», а вот отметить внимательность, аккуратность и пунктуальность — нужно.

Характеристика должна давать объективное представление руководителю практики от учебного заведения об уровне знаний и старательности студента.

Это нужно для того, чтобы оценка за пройденную практику не была завышена или занижена. Поэтому документ составляют в положительном для студента ключе, однако объективно оценивают все его качества.

Например, можно в тексте характеристики написать, что «студент своевременно исправлял допущенные неточности в документах, адекватно реагировал на замечания и предложения руководителя практики и сотрудников отдела, в котором проходил практическое обучение»

Информация о ходе практики

В ходе учебной практики идет ознакомление с будущей профессией, изучают документы и материалы, касающиеся работы, в общем, студент получает краткую информацию о содержании должностных обязанностей специалиста, возможно выполнение практикантом несложных трудовых функций. В основном эта практика проходит в самом учебном заведении, иногда в компаниях, которые заключили договор с ВУЗом на такой вид практического обучения студентов. Такое практическое обучение происходит после окончания студентом 1 курса.

Поэтому раздел с информацией о прохождении практики содержит общие фразы о том, чем занимался практикант.

Например, «В ходе прохождения учебной практики изучал должностные инструкции юриста, законодательство, регулирующее сферу деятельности компании. Ознакомлен с локальными нормативными актами. Самостоятельно оформлял дополнительные соглашения к договорам купли-продажи».

Полностью описывать название каждого нормативного акта нет необходимости, их студент самостоятельно включит в отчет либо дневник практики.

Вместе с тем, если практикант стремился не только к общему ознакомлению с фактической работой компании и специалиста по получаемой профессии, то это необходимо отметить в тексте характеристики.

Например, «Кроме указанных в графике прохождения учебной практики материала и навыков, самостоятельно изучил кадровый учет на предприятии, помогал выполнять функции делопроизводителя в отделе кадров, заменяя временно отсутствующего работника. По окончании практики принят на стажировку в качестве специалиста указанного отдела».

Информация о ходе производственной практики

Со второго курса студент проходит производственную практику. Во время такого практического обучения он вникает во все должностные обязанности будущей профессии, самостоятельно выполняет некоторые рабочие функции, может заменить на время основного работника.

Например, заменить им основного сотрудника на время его отпуска.

В ходе производственной практики учащийся реализовывает свои теоретические знания, выполняя должностные обязанности на рабочем месте. Эти особенности учитывают при описании хода производственного обучения.

Характеристика студента с места прохождения производственной практики содержит информацию о том, какие практические навыки получил студент, описание выполняемых должностных обязанностей.

Например, не достаточно написать, что «студент ознакомлен с работой экономиста». Нужно указать конкретно, что он делал на практике.

«Студент выполнял должностные обязанности ведущего специалиста планово-экономического отдела:

  • составлял калькуляцию себестоимости различных видов готовой продукции;
  • проводил расчет отдельных плановых показателей деятельности компании;
  • осуществлял мониторинг затрат на производство;
  • внес предложение об экономии топлива для большегрузных автомобилей».

Точные формулировки можно взять из должностных обязанностей работника, чьи функции выполнял учащийся.

Информация о преддипломной практике

Перед последним курсом учащиеся направляются для прохождения преддипломной практики. Она является одной из разновидностей производственного практического обучения. Отличие состоит в том, что студент уже выбрал тему квалификационной работы и в ходе практики собирает материал для нее.

Поэтому характеристика с места прохождения преддипломной практики должна содержать информацию о полученных знаниях и практических навыках по теме дипломной работы.

Например, студент выбрал темой квалификационной работы «Повышение производительности труда». Раздел с информацией о ходе практики будет следующего содержания:

«Студент изучал работу с персоналом на предприятии и квалификационно-профессиональный состав сотрудников компании. Осуществлял расчеты норм выработки по отдельным категориям работников и видам используемого оборудования. Проводил хронометрические замеры простоев оборудования и классифицировал причины их возникновения. Участвовал в реализации мероприятий по повышению производительности труда. Производил расчет эффективности замены устаревшего оборудования».

Примеры характеристики на студента с места практики

После прохождения учебной практики можно дать учащемуся характеристику следующего содержания.

«Студент 1-го курса, обучающийся по специальности «Менеджмент» на экономическом факультете Мирского государственного института, Макаров Илья Михайлович, проходил учебную практику в ЗАО «Мирсмен».

В ходе практики изучал:

При прохождении практического обучения на предприятии выполнял поручения руководителя департамента, готовил тексты приказов о назначении на должность, выплате премий, повышении окладов.

Студент проявил себя как ответственный и внимательный работник. Порученные обязанности выполнял качественно и своевременно. Хорошо применяет на практике теоретические знания, полученные во время обучения в ВУЗе».

Пример характеристики для производственной практики

Студентка 4-го курса факультета иностранных языков Московского педагогического университета Благолепова Екатерина Юрьевна проходила производственную практику в МУО «Средняя школа № 454» в качестве учителя немецкого языка.

В ходе практики она выполняла все должностные обязанности штатного педагога:

  • проводила обучающие занятия с учениками 5 -7 классов;
  • разрабатывала планы уроков;
  • вела классное руководство в 6 «Д» классе;
  • проводила контрольные работы по итогам четверти и полугодия;
  • занималась внеклассной работой с учениками;
  • организовала проведение открытого квалификационного испытания для педагогов школы.

При прохождении практики студентка зарекомендовала себя грамотным и ответственным специалистом, выполняющим все положенные должностные обязанности педагога в учебном заведении. С учащимися вела себя корректно, применяла на практике знания по психологии подростков. Отличалась оригинальной подачей учебного материала, оценивала знания учеников объективно.

За хорошую организацию открытого урока Благолепова Е. Ю. получила отличную оценку от специалистов районного отдела образования. Благодарственное письмо от муниципалитета направлено по месту обучения студентки.

Пример характеристики с преддипломной практики

Студент 5-го курса факультета агротехнологий Горецкой сельскохозяйственной академии Птоломеев Александр Федорович проходил преддипломную практику в экспериментальном хозяйстве Тушинское на базе научно-исследовательского института семеноводства и селекции.

В ходе практики выполнял должностные обязанности агротехника тепличных культур, заменяя ушедшего в отпуск специалиста. Дополнительно изучал технологии полива и внесения удобрений под выращиваемые тепличные культуры, проводил сравнительный анализ передовых методов организации селекционных работ по выращиванию семенного фонда отдельных сортов капусты белокочанной.

Проводил анализ почвенного состава на полях предприятия, создал карту погодных условий за последние 5 лет. Анализировал влияние негативных атмосферных факторов на различные сорта капусты.

Предложил внедрение на базе хозяйства голландской технологии выращивания листовых культур, самостоятельно произвел расчеты по окупаемости и срокам внедрения этой технологии, составил технико-экономическое обоснование для бизнес-плана по закупке необходимого оборудования.

При прохождении практики отлично применяет полученные теоретические знания и умения, проявляет научный интерес к работе, стремится к изучению новинок в области семеноводства.

Полученные теоретические и практические знания и навыки характеризуют студента Птоломеева А. Ф. как готового к самостоятельной работе специалиста.

Общие выводы

Составление характеристики на студентов, проходящих практическое обучение на предприятии, не представляет особой сложности. Для этого можно воспользоваться формой разработанной в учебном заведении, откуда пришел практикант, либо написать ее самостоятельно в произвольной форме.

В тексте характеристики необходимо указать, какие практические навыки и знания получил студент, выполняемые им обязанности. Содержание этого документа зависит от вида практики, чем ближе к концу обучения, тем разнообразнее и объемнее становятся умения практиканта.

Перед каждым студентом педагогического учебного заведение встает задача прохождения производственной практики, а чтобы быть на хорошем счету и иметь положительные отметки в преддверии дипломной работы, необходимо преодолеть практику достойно, подтвердив ее характеристикой с места прохождения. Предлагаем несколько вариантов характеристик на студента-практиканта различных педагогических профилей.

Кому и зачем нужна

Характеристика выдается студенту по окончании практики и подтверждает само ее прохождение в конкретном учебном заведении, а также описывает качество проделанной студентом работы: администрация указывает все плюсы и минусы его деятельности, выставляет отметку. Затем учащийся относит характеристику в свой вуз. Характеристика на практиканта педагогической практики должна отражать доказательство того, что знания, умения и навыки, полученные в учебном заведении, были применены в работе. Особого внимания требует написание характеристики на классного руководителя, так как перед студентом стоит задача организовать класс, вести документацию и воспитательные мероприятия.

Ниже будут приведены конкретные примеры заполнения документа.

Начальные классы

Характеристика студента-практиканта в школе, проходившего практику в... (указать полное название учебного учреждения) в начальных классах, Ф. И. О.

За время прохождения практики студент показал себя как ответственный, стремящийся к саморазвитию преподаватель.

Несмотря на столь короткий срок педагогической деятельности, проявил умение организовать учебный процесс таким образом, что при работе был охвачен весь класс, в том числе и слабоуспевающие дети, которые в дальнейшем повысили свои показатели по предметам.

Был запланирован и проведен ряд последовательных уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и трудового обучения. Все планы разрабатывались и утверждались минимум за три дня до преподавания.

Проведенные уроки были спланированы методически верно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Студент владеет методикой преподавания в начальных классах.

Особенно студенту хорошо давалось планирование и проведение уроков литературного чтения и окружающего мира, так как отмечается глубокое чувство к прекрасному и хорошие знания о своей Родине и природе. Студент сумел стать примером для своих подопечных, развить в них стремление узнавать новое о своем родном городе, внедряя в каждый урок элементы краеведения.

Сумел помочь слабомотивированным детям проявить себя в творческой и интеллектуальной деятельности, способствовал повышению качества знаний по предметам гуманитарной направленности.

Оказал большую помощь классному руководителю в подготовке одаренных детей к городским олимпиадам по русскому языку и математике, а именно: занимался подбором дополнительного материала и проведением занятий.

Своим примером и через воспитательные беседы старался приучать детей к порядку, труду, бережному отношению к учебникам, школьным принадлежностям.

Владеет педагогическим тактом, вежлив по отношению к коллегам и родителям.

В работе с детьми был толерантен, терпелив и тактичен. Неоднократно помогал уладить конфликтные ситуации у детей, сумев договориться с ними, при этом не потеряв уважение со стороны кого-либо из учеников.

Помимо систематической работы с классом, велась работа с родителями. Таким образом, было проведено мероприятие "Супер-семейка", посвященное Дню семьи, где студент-практикант являлся организатором и ведущим и проявил себя с хорошей стороны как творческая и неординарная личность.

Планирование и проведение родительского собрания имели незначительные расхождения, так как удалось провести не все, что было задумано. В силу своего небольшого преподавательского опыта, умение работать с родителями сформировано еще не на достаточном уровне, но отмечается большое стремление трудиться над своими ошибками.

Оценить педагогическую деятельность практиканта за время прохождения практики можно на отметку «5» (отлично).

Летний пришкольный лагерь

Характеристика на студента педагогической практики в летнем пришкольном лагере, Ф. И. О.

Студентка-практикантка педагогического колледжа проходила воспитательную практику в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко» в период с 1 по 20 июня.

За время педагогической практики студентка проявила себя не только как исполнительный и ответственный педагог, но и как творческая, креативная личность.

Ею был запланирован и проведен ряд развлекательных мероприятий для детей младшего школьного возраста.

Во время подготовки к открытию лагеря занималась оформлением отрядных уголков, продумывала костюмы, девизы и речевки.

Прекрасно подготовила мероприятие, посвященное открытию лагерной смены, сумела задействовать все отряды, организация была на хорошем уровне.

Провела станционную командную игру «Остров сокровищ», где проявила креативность, артистизм и желание работать. Не только организовала данное мероприятие, но и полностью подготовила оформление и оборудование ко всем конкурсам, умело распределила роли и обязанности, проявила актерское мастерство.

Во всех мероприятиях наряду с детьми принимала активное участие, сумев "зажечь" детскую публику, мгновенно получая отдачу.

Отмечается любовь к детям, уважение к педагогическому коллективу, ответственное отношение к заполнению лагерной документации.

С детьми сумела завязать дружеские отношения, при этом не потеряв авторитет среди учащихся.

В отзывах от родителей и детей о лагерной смене работа студентки была отмечена положительно, с множеством благодарностей.

Администрация школы и начальство летнего пришкольного оздоровительного лагеря считает, что (Ф. И. О.) заслуживает максимально высокую оценку своей практической деятельности, и выставляет ей отметку "5" (отлично).

Практика классного руководителя

Характеристика на студента-практиканта по практике в школе, Ф. И. О., пребывавшую в качестве классного руководителя в средней общеобразовательной школе №... в период с 4 сентября по 5 октября.

(Ф. И. О.) проходила в качестве классного руководителя 5 класса «В».

Перед студенткой стояли задачи в наблюдении за классом, ведении документации и проведении воспитательной работы с детским коллективом.

За период прохождения практики сумела показать себя всесторонне развитым педагогом.

При заполнении документации, а именно характеристик на учащихся, социального паспорта класса, были отмечены высокий уровень грамотности практикантки, владение научной педагогической терминологией, внимательность и аккуратность.

На этапе наблюдения за детским коллективом сумела заметить основные положительные и отрицательные стороны класса и, проанализировав, правильно подобрала пути решения проблем.

Провела ряд классных часов и воспитательных мероприятий, которые были направлены на сплочение детского коллектива.

Одним из запомнившихся мероприятий стал «Осенний бал» для учащихся 5-6 классов. Помогла детям класса подготовиться на высшем уровне и получить победы в номинациях «Лучший осенний чтец», «Мистер Осень».

Студентка на высоком уровне владеет информационно-коммуникационными технологиями и использует их в своей педагогической деятельности.

На протяжение всей практики регулярно велись проверки дневников, состояния учебников, отслеживалась посещаемость уроков детьми. Приучала детей к систематическому дежурству в классе и школе.

При возникновении конфликтных ситуаций практикантке удавалось их уладить, не обидев никого.

За время своей работы сумела стать хорошим наставником и отличным другом для учеников, только перешедших в среднее звено, находящихся в кризисном периоде.

Особое внимание уделяла навыкам самоуправления в классе. Среди ребят были четко распределены роли и обязанности, следила за их выполнением.

Классный руководитель и администрация школы считает, что Ф. И. О. справилась со своей работой на отлично, и выставляет за практическую деятельность отметку "5".

Английский язык

Характеристика на практиканта педагогической практики в школе в качестве учителя иностранных языков.

(Ф. И. О.) проходил производственную практику в качестве учителя английского языка в средней школе №...

За время своей деятельности проявил себя как ответственный, старательный студент.

Систематически приходил на консультации к своему наставнику, Ф. И. О., учителю иностранных языков и начальнику методического объединения в школе.

Методически верно были спланированы последовательные уроки по темам My family, My day, Weekend. На каждом уроке было четкое и доступное для детей объяснение нового материала. Систематически проверял домашнее задание и отслеживал рост каждого ученика.

Отличился глубокими знаниями английского языка и иностранной литературы. Всегда находил ответы на самые затейливые вопросы учеников и сумел привлечь детей к изучению английского языка.

Владеет современными педагогическими технологиями, такими как критическое мышление, проблемное обучение.

На уроках часто использовал групповую форму работы, что позволило многим детям раскрепоститься, стать активнее и полюбить английский язык.

Показал свободное владение информационно-коммуникационными технологиями, применяя интерактивную доску.

Основной проблемой для (Ф. И. О.) стало то, что ему с трудом давалось удержание дисциплины на должном уровне, в связи с чем некоторые виды работы не дали ожидаемого результата, так как внимание учащихся не было приковано к учителю. Так, контроль по теме At school показал, что большая часть класса не усвоила материал.

Администрация школы считает, что практику студента можно оценить на "4" (хорошо).

Физкультура

Характеристика на студента-практиканта педагогической практики в качестве учителя физической культуры. За время пребывания на практике в общеобразовательной школе (Ф. И. О. студента) показал высокие знания программного материала, умение руководить и управлять классом.

С первых дней практики он умело вовлекал детей в учебный процесс, сумел вызвать интерес к командным спортивным играм, таким как баскетбол, футбол, пионербол. Организовал на высшем уровне спортивно-развлекательное мероприятие "Веселые старты" для учащихся 3-4 классов, получив положительные отзывы администрации школы, детей и родителей.

В течение урока часто менял виды деятельности, что способствовало привлечению внимания детей и сохранению дисциплины. Грамотно применял полученные теоретические знания на практике. Оказывал поддержку каждому ученику.

При подготовке и проведении уроков учитывал советы педагога (Ф. И. О.), полученные на консультациях. Эффективно использовал методы и приемы, а также разнообразные формы индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Студент продемонстрировал добросовестное отношение к делу, пунктуальность, творческий потенциал. Тщательно готовился к урокам. Активно использовал информационные технологии. Проведенные внеклассные мероприятия и соревнования были спланированы и проведены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Студент отличился исполнительностью и ответственностью, все порученные задания были выполнены своевременно и добросовестно.

Характеристика на будущего учителя русского языка

Педагогическая характеристика практиканта в школе в качестве филолога имеет некоторые особенности, поэтому обязательна в данной статье в качестве примера.

Характеристика на студентку (Ф. И. О.), которая проходила педагогическую практику в качестве преподавателя русского языка и литературного чтения.

За ней были закреплены следующие классы: 5 "а", 5 "б", 7 "б", 7"г", где одни классы имели математический уклон, а другие - гуманитарный, с целью попробовать свои силы с разными детьми.

За время прохождения практики студентка показала хороший уровень знаний по предмету и высокий уровень методической подготовки. К урокам подходила творчески, уроки были новы, интересны.

Студентка с первого урока расположила к себе учеников всех классов. Даже самые малоактивные дети с большим интересом работали на уроке, так как задания соответствовали их уровню знаний по предмету.

Подготовка к урокам велась систематически. Ежедневно приносила на занятия различные наглядные пособия, печатные карточки с увлекательными заданиями.

Доступное донесение материала до учащихся, дети хорошо усвоили знания, полученные на уроках.

Студентка продемонстрировала отличные познание в психологии и педагогике. Как в теории, так и на практике учитывала индивидуальные и возрастные особенности школьников, завоевала авторитет учащихся своей открытостью, гуманностью и любовью к своей работе.

Характеристика на практиканта была составлена учителями и администрацией школы, которые решили, что (Ф. И. О.) достойна наивысшей оценки за прохождение педагогической практики - "отлично". Администрация школы предлагает предоставить место работы для данной студентки по окончанию ею учебы.

Характеристика на студента, проходившего практику в дошкольной организации

Характеристика на учителя-практиканта (Ф. И. О.), студентку педагогического колледжа, которая проходила практику в детском саду...

За время прохождения практики (Ф. И. О.) проявила себя компетентным, владеющим основными методическими приемами, студентом. Работа велась ответственно, качественно, при проведении показательных уроков всегда использовала дополнительный и наглядный материал.

За все время (Ф. И. О.) показала умение планировать не только учебно-познавательную деятельность, но также отличилась в воспитательной работе.

С детьми проводила неоднократные занятия по нравственному воспитанию, патриотической направленности, разучивала гимн страны, а также государственные символы.

(Ф. И. О.) реализует в процессе деятельности детей задачи воспитания, умеет организовать детей в различных видах деятельности, привлечь их внимание, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к ней.

(Ф. И. О.) проводит индивидуальную работу с детьми на высоком уровне. Студентка владеет информационно-коммуникационными технологиями и умело применяет их на своей практике.

Знает и применяет все нормы здоровьесберегающих технологий.

Принимала участие во всех творческих мероприятиях детского сада, а также оказывала посильную помощь в оформление зала для праздников.

Данная характеристика на практиканта была составлена педагогическим советом школы. По итогам педагогической практики студентке можно оценить на "отлично".

Воспитательная практика

Образец характеристики на практиканта, проводящего воспитательные мероприятия, представлен далее. Студентка-практикантка (Ф. И. О.) проходила воспитательную практику в общеобразовательной школе №... в период с... по...

За все время была проделана большая воспитательная работа, которая охватывала несколько видов направленности: нравственную, патриотическую, интеллектуальную.

На практику (Ф. И. О.) пришла заранее подготовленной: были взяты темы классных часов и внутришкольных мероприятий, к которым шла подготовка в течение сентября. Постоянно держала связь с завучем по учебно-воспитательной работе, а также классными руководителями начальных классов данного учебного учреждения, приходила на консультации, прислушивалась рекомендаций и вносила необходимые поправки.

Первое проведенное студенткой мероприятие было посвящено неделе дружбы в школе. (Ф. И. О.) организовала "Почту друзей", ученики писали друг другу письма с пожеланиями и предложениями подружиться. Идея была высоко оценена учащимися.

Работала в качестве ведущей мероприятий "Мисс Осень" у старших классов и "Золотая пора" у младших школьников, проявив себя на должном уровне.

Характеристика студента-практиканта в школе была составлена и согласована администрацией школы, которая считает, что (Ф. И. О.) заслуживает высокой оценки за свою деятельность - "отлично".

Все студенты разные

Написание характеристик требует знаний и опыта. И порой даже опытный педагог обращается за помощью.

Если практика производственная, характеристика практиканта будет отличаться от пассивной деятельности. Представленные выше образцы подойдут для более активной практики.

Не все характеристики полностью подойдут для одного и того же студента. Уровень умений и навыков одного могут кардинально отличаться от способностей другого. При составлении документов можно учитывать образцы характеристики студента-практиканта, представленные выше, чтобы понять, по каким критериям оценивать учащегося.

Советская система распределения кадров давно канула в прошлое. Сегодня для успешного трудоустройства выпускнику необходимо продемонстрировать наличие глубоких знаний и практических навыков по выбранной профессии. Приобрести последние помогает стажировка в компании, организуемая высшим или средним учебным заведением. По ее завершении учащемуся выдается справка и характеристика студента с места практики. На основании этих документов выставляется итоговая оценка и принимается решение о допуске к защите диплома.

Зачастую необходимость экскурсий на предприятие, бесед со специалистами и стажировок воспринимается студентами «в штыки». Однако современные реалии показывают, что практический курс – важная часть учебного процесса. Он направлен на решение задач:

Знакомство с будущей профессией – погружаясь в выбранную специальность, студент понимает, подходит ли она ему. Это дополнительная мотивация для дальнейшего обучения или «тревожный звонок», демонстрирующий необходимость смены профессии.

Приобретение связей в профессиональных кругах – студент знакомится с коллегами и руководством. Наработанные контакты могут помочь ему трудоустроиться по окончании вуза.

Оценка знаний – характеристика на студента, проходившего практику, помогает преподавателям объективно оценить уровень его знаний. Сам учащийся может понять, в каких вопросах он силен, а где требуется поработать над теоретической базой.

Сбор данных для написания диплома – наблюдая реальную «жизнь» предприятия, практикант собирает эмпирический материал, на основании которого будет проводить исследование, отраженное в выпускной работе.

Характеристика студента с места прохождения производственной практики – одна из бумаг, нужных вузу для перевода учащегося на последующий курс или допуска к защите диплома. Это не «прихоть» учебного заведения, а правило, регламентированное приказами Минобразования.

Что такое учебная практика?

Одна из разновидностей студенческой практики – учебная. Ее ключевая цель – упрочить теоретическую базу, заложенную в ходе лекций и семинаров. Студентам представляется возможность применить в реальных ситуациях полученные знания, продемонстрировать глубину усвоения пройденного материала, «примерить» на себя выбранную специальность.

Программа учебной практики составляется преподавательским составом высшего или среднего учебного заведения, однако успех мероприятия зависит не только от него, но и от организации приема на месте. Содержание и структура цикла обязательно должны соответствовать положениям ФГОС. Курс проводится на основании договора между институтом и коммерческой фирмой.

В состав учебной практики могут входить следующие мероприятия:

  • знакомство с организационной структурой компании, постановкой бизнес-процессов;
  • экскурсии на предприятие;
  • изучение особенностей работы отдельных департаментов;
  • изучение внутренних нормативных документов компании;
  • сбор данных для написания курсовых работ.

Курс не предполагает непосредственного участия в бизнес-процессах, а ограничивается знакомством со специальностью, развитием способностей к самостоятельным исследованиям.

Характеристика по практике с предприятия на студента в данном случае может быть такой:

«Иванова Т.П. проявила отличные знания в области экономического планирования. Самостоятельна, стремится применить теоретическую базу на практике, приобрести новые навыки.

В ходе практики Иванова Т.П. исследовала планово-экономические показатели ООО «Гамма». Показала высокий уровень теоретической подготовки. Выполняла практические задачи добросовестно и ответственно, проявила стремление к получению новых знаний.

Готовый отчет обладает всеми признаками исследовательской работы, достаточной актуальностью и глубиной».

Учебная практика организовывается преимущественно в виде экскурсий на предприятия, общения с профессионалами, выполнения отдельных функций, характерных для определенной профессии (например, участие в деятельности фирмы в роли помощника специалиста).

Что такое производственная практика?

Производственной практикой называется часть образовательного цикла, проходящая непосредственно в компаниях и подразумевающая полное погружение студентов в производственный или бизнес-процесс. Место прохождения курса обычно выбирает ответственная кафедра, однако студенты могут сами договориться предприятием, соответствующим их профессиональным интересам.

Цели организации курса таковы:

  • закрепление теоретических знаний, полученных в учебном заведении;
  • получение профессиональных навыков;
  • адаптация к условиям реальной профессиональной деятельности.

Продолжительность цикла – от нескольких недель до нескольких месяцев.

Производственная практика организуется для студентов старших курсов. Их функции максимально приближены к условиям реальной хозяйственной деятельности. Практиканты работают дублерами или помощниками основных специалистов, а при наличии вакантных мест в компании могут быть приняты в ее ряды на условиях срочного трудового договора.

Готовая характеристика на студента, проходившего практику, должна описать его как сформировавшего специалиста в конкретной области. Необходимо сделать упор на описание перечня обязанностей, выполняемых учащимся.

Пример может выглядеть так:

«Петрова А.С. во время прохождения производственной практики активно участвовала в работе департамента банка. Ей был доверен следующий перечень обязанностей:

  • составление и сортировка документов касательно конверсионных операций;
  • оформление кредитных досье клиентов банка;
  • систематизация отчетности».

Характеристика на студента практиканта должна содержать описание его значимых профессиональных качеств, например:

«Петрова А.С. добросовестно выполняла возложенные на нее обязанности, проявляла должную внимательность и аккуратность при работе с документами. Зарекомендовала себя в качестве дисциплинированного и исполнительного сотрудника. Успешно применяла в деятельности теоретические знания в области банковского дела, полученные в институте».

Что такое преддипломная практика?

Преддипломной называется производственная практика, завершающая курс обучения в вузе и предваряющая защиту выпускной работы. Она дает студенту возможность закрепить полученные теоретические знания, вникнуть в будущую профессию, собрать эмпирические данные, необходимые для написания диплома.

Преддипломная практика организуется представителями кафедры в соответствии с требованиями ФГОС. Ее ключевое отличие от иных видов в том, что участвуя в производственных процессах, студент должен фокусироваться именно на моментах, значимых для написания выпускной работы. Например, если диплом посвящен методам совершенствования бухучета на предприятии, нужно проанализировать имеющуюся систему и учетную политику компании и сформулировать способы повышения ее эффективности.

Прохождение преддипломной практики – обязательное условие для допуска к защите выпускной работы. Роль наставников студента выполняют два человека – ответственное лицо от вуза и от предприятия. Программа цикла разрабатывается индивидуально, с учетом темы, выбранной учащимся для диплома.

Характеристика студента с места прохождения преддипломной практики должна описывать проделанную им самостоятельную и исследовательскую работу.

Например:

«Ковалева Д.С. изучила систему маркетинга ООО «Дельта». По итогам проведенного анализа ей были выдвинуты предложения по повышению эффективности системы, представляющие интерес для руководства и практическую значимость».

В характеристике практиканта с предприятия следует упомянуть также о качествах, которые характеризуют его как хорошего работника: исполнительности, пунктуальности, способности трудиться в условиях многозадачности, инициативности, рассудительности и т.п.

Нелишним будет отметить, что практикант быстро поладил с коллективом, проявлял дружелюбие, пунктуальность, умел находить правильный подход к клиентам.

Характеристика на студента: смысл и назначение

Готовая характеристика на учащегося – официальный документ, заверенный подписью ответственного лица, отражающий порядок прохождения практического цикла и достигнутые результаты. Она сдается в деканат высшего или среднего учебного заведения по окончании цикла месте с другими формами: отчетом и справкой.

Готовая характеристика на студента – доказательство завершения практического цикла, на основании которого вуз может перевести учащегося на следующий курс или допустить к защите диплома. Это правило прописывается в приказах Минобразования.

Предполагается, что характеристику составляет руководитель-наставник студента и излагает в ней объективные выводы о личных и профессиональных качествах практиканта, усердии при выполнении обязанностей, достигнутых результатах. В документе указывается, какой оценки заслуживает учащийся.

Как написать характеристику на студента, проходившего практику?

Бумага для практиканта составляется лицом, выполнявшим роль его руководителя-наставника в организации. В ней отражается уровень профессионализма и квалификации, необходимый для постановки оценки за пройденный курс. Документ оформляется на официальном бланке компании, а при отсутствии такового – на обычном чистом листе.

Если внимательно изучить образец характеристики на студента, проходившего практику, становится очевидно, что в документе следует описывать события, происходившее ранее, от третьего лица. Нужно прописывать: «проявил себя», «сделал», «достиг», «показал результаты» и т.п.

Официальный бланк должен включать обязательный набор значимых моментов:

  • наименование принимающей компании, адрес местонахождения, номер контактного телефона;
  • название документа – «Характеристика»;
  • ФИО практиканта, курс, факультет;
  • даты прохождения практической подготовки;
  • специальность, по которой практиковался студент;
  • полный перечень обязанностей, выполняемых учащимся;
  • особые достижения студента (получение благодарности от руководства, помощь в организации корпоративного праздника и т.д.);
  • описание личных и профессиональных качеств практиканта, отмеченных руководителем;
  • оценка, которую заслуживает практикант;
  • дата составления документа, подпись руководителя, печать.

Характеристика на студента проходившего практику на предприятии, нужна для того, чтобы оценить, каких профессиональных высот достиг студент. Это означает, что перечень функций и обязанностей должен быть максимально развернутым и полным.

Например, можно указать, что студент, практиковавшийся в банке, присутствовал на заседаниях кредитного комитета, участвовал в составлении базы данных клиентов, изучал внутренние нормативные акты и регламенты, помогал составлять досье вкладчиков и т.д.

В перечне качеств студента не принято писать негативные моменты, если этого не требует начальник. Можно отметить такие качества практиканта, как:

  • исполнительность;
  • внимательность;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • инициативность;
  • пунктуальность.

В характеристике с практики на студента следует описать качества, важные для работы в коллективе: коммуникабельность, дружелюбие, участие в общественной жизни, бесконфликтность. Дополнительный бонус – применение иностранных языков при общении с партнерами из других стран.

Характеристика должна составляться руководителем департамента, в котором студент проходил практику. Если этот сотрудник откажет учащемуся по причине высокой занятости, можно заполнить документ самостоятельно, руководствуясь имеющимися в интернете образцами. Главное – чтобы бумага была заверена уполномоченными лицами и оттиском печати. Так представители организации выражают свое согласие с ее содержанием.

Производственная характеристика на студента практиканта: образец

Высшие и средние образовательные учреждения могут организовывать разные виды практики: производственную, учебную, преддипломную. Форма характеристики студентов остается неименной, варьируются лишь описываемые обязанности, личные и профессиональные качества, отмечаемые в документе.

Цель составления бумаги – дать экспертную оценку знаниям практиканта и уровню профессиональной подготовки, полученной по итогам цикла. Принципы ее написания не меняются в зависимости от места проведения практики: будь то магазин, бухгалтерия крупной компании, цех производственного предприятия или детский сад.

Не существует четких законодательных предписаний, регламентирующих составление документа. Однако специалисты советуют во избежание проблем брать за основу пример характеристики на студента с места практики, предоставленный вузом или найденный на заслуживающем доверия ресурсе.

Документ может выглядеть следующим образом:

Характеристика

Характеристика выдана Петрову Иван Иванович по результатам прохождения производственной практики продолжительностью с 15.06.2016 г. по 02.07.2016 г.

На студента были возложены следующие обязанности:

Нужно перечислить все обязанности, порученные учащемуся.

За период прохождения практики Петров Иван Иванович проявил себя как надежный, инициативный, дисциплинированный и внимательный сотрудник, глубоко вник в содержание работы.

Студент показал глубокую теоретическую подготовку и способность применять знания на практике. Петров И.И. полностью справлялся с возложенными обязанностями, на 100% выполнил программу курса, проявил стремление к самостоятельной и исследовательской работе.

Петров И.И. заслуживает оценки «отлично».

Куда сдается характеристика с места прохождения практики?

Готовую бумагу, подписанную руководством и заверенную печатью фирмы, нужно сдать в деканат вуза. Она станет основанием для перевода студента на следующий курс или для допуска к защите выпускной работы. Это документальное подтверждение, что студент выполнил программу, разработанную в соответствии с требованиями Министерства образования.

Характеристика на студента, проходившего преддипломную практику, – не единственный бланк, подлежащий заполнению. Одновременно с ним подается справка о прохождении курса, подписанная наставником со стороны принимавшей организации, и отчет, сделанный студентом самостоятельно.

Первая бумага подтверждает, что студент действительно посещал занятия и выполнял установленную программу. Вторая служит для изложения выводов, сделанных по результатам цикла: какие знания и навыки приобрел студент, какие новые цели и мотивации у него появились.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА 1. Дневник наравне с отчетом о прохождении практики является основным документом, по которому студент отчитывается о выполнении программы практики. 2. Во время практики студент ежедневно записывает в дневник все, что им проделано по выполнению программы. 3. Не реже одного раза в неделю студент обязан представить дневник на просмотр руководителю от учреждения, который подписывает дневник после просмотра, делает свои замечания и дает дополнительные задания. 4. По окончании практики студент должен представить дневник руководителю практики от учреждения для просмотра и составления отзыва. 5. В установленный срок студент должен сдать на кафедру отчет и дневник практики. Без дневника практика не засчитывается. ОБРАЗЕЦ ДНЕВНИКА прохождения практики Студента (ки)_______курса_________группы________ ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Место практики______________________________________________ (название предприятия, его организационно-правовая форма) Руководитель практики от предприятия__________________________ (фамилия, имя, отчество, должность) 11 Месяц и Подразделение Краткое описание Подпись число предприятия выполненной работы руководителя практики 1 2 3 4 Начало практики__________ Окончание практики_______ Подпись практиканта_________ Содержание и объем выполненных работ подтверждаю: руководитель практики от предприятия __________/ _______________ (подпись) (ф.и.о.) ПЛАН-ГРАФИК ПРАКТИКИ Дата, время Содержание и объем работы 12 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА УТВЕРЖДАЮ: Групповой методист ____________________ Сроки Отметка выполне учителя, №№ Содержание работы -ния руководител п/п я практики о выполнении I Знакомство с организацией II Непосредственно деятельность: -подготовить… -провести…….. -сопроводить….. -принять участие в….. - и т.д. III Методическая работа: -создать методическую копилку; - разработать…..; -принять участие в …. IV Исследовательская работа (по теме курсовой /дипломной работы(при наличии)): V Подведение итогов практики Студент_________________________(подпись, ФИО) 13 5. Характеристика студента-практиканта Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о практике. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению. Что пишут в характеристике на студента? Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты. Эта информация должна быть юридически достоверна. Информация о сроках прохождения практики. Может располагаться в произвольном месте характеристики. Описание должностных обязанностей студента. Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации. Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков. Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Оценка выполненной студентом работы. Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения. Характеристика профессиональных качеств студента: Проявляет внимательность к мелочам, особенно к отчетным документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере. Оценка личных качеств практиканта. Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде. Итоговая оценка. Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично". Печать, дата, подпись руководителя. Подпись должна быть заверена в отделе кадров. 14 Пример характеристики с места практики. Студентка Петрова М.А. проходит обучение по специальности 033200 (учитель иностранного языка) на третьем курсе РГППУ. За время прохождения педагогической практики на базе гимназии №155 показала себя хорошим организатором учебной и внеурочной деятельности учащихся. На уроках присутствует благоприятная психологическая атмосфера. Дружелюбно относится к детям. Студентка акцентирует внимание на личных мнениях детей, умело выслушивает их, не перебивая. На уроках четко ставит цели и задачи. Для ознакомления детей с материалом использует такие методы как информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения материала. Сохраняется логика урока, динамичность и связность. Время на уроке используется рационально, студентка способна формировать оценочно-эмоциональное отношение к миру. Петрова М.А. соблюдает на уроке правила охраны труда учащихся. Эффективно и целесообразно использует средства наглядности и ТСО, правильно организует общение учащихся на уроке. Петрова М.А. способна планировать воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей; организовывать, корректировать и регулировать общение и поведение детей, стимулировать их инициативность; анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность. Студентка является прекрасным партнером в общении (говорит выразительно, хорошо держит себя, владеет голосом). Петрова М.А. является человеком бесконфликтным, хорошо работает в коллективе. Человек добрый, отзывчивый, надежный, с разносторонними интересами, Петрова М.А. глубоко заинтересована в своей профессиональной деятельности. Студентка хорошо знает особенности жизни, традиции, обычаи страны преподаваемого языка и умело применяет эти знания при работе с детьми. Петрова М.А. – человек ответственный, на которого можно положиться. 15 Другой пример смотрите ниже: Характеристика студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11. Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:  Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.  Систематизация отчетной документации.  Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования. В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца. Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики. За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:  Составление проектных чертежей.  Монтаж базовых частей промышленного оборудования.  Корректировка рабочих параметров производственных установок. Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета. 16 Схема характеристики практиканта, проходившего практику в образовательном учреждении: 1. Ф.И.О. студента. 2. Место прохождения практики. 3. Класс (классы), где проходила практика, его профиль (гуманитарный, естественнонаучный и т.д.). 4. Количество проведенных уроков и внеклассных мероприятий. 5. Знание студентом нормативных документов, определяющих содержание школьного обществоведческого образования, учебной и учебно-методической литературы. 6. Владение студентом методикой преподавания предмета, знание современных технологий обучения. 7. Сформированность коммуникативных и организаторских умений и навыков. 8. Знание современных методик воспитательной работы, умение проводить внеклассную работу с учащимися различных возрастов. 9. Качества личности студента, способствующие (затрудняющие) прохождение практики. 10. Основные проблемы, возникшие в ходе прохождения практики. 11. Пожелания в адрес Института лингвистики РГППУ. 12. Оценка за практику. 17 6. Материалы оценки деятельности студентов в помощь руководителю- организатору практики и методисту ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ №1 Студента (ки) ___________ курса__________группы _____________________________________________________________ (ф.и.о) № Что оценивается (критерии) ОЦЕНКА руководителя (по п/п пятибалльной системе) 1 Объем и качество проделанной работы (оценка руководителя практикой от учреждения) 2 Комплексное применение теоретических знаний на практике 3 Достаточность первичной и вторичной информации для анализа 4 Системный анализ собранной информации 5 Самостоятельность студента в организации своей деятельности при выполнении задач 6 Четкость и своевременность выполнения программы практики 7 Научный подход в подготовке и проведении исследования, в анализе полученных результатов и формулировке выводов 8 Умение логично и доказательно излагать свои мысли 9 Обоснованность сделанных выводов, составление резюме исследования (при наличии) 10 Определение комплекса соответствующих мероприятий по решению выявленных проблем управления учреждением/предприятием Средний балл Общая рекомендуемая оценка по итогам практики:____________ Руководитель практики от вуза _________________________________ 18 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ №2 Студента (ки) ___________ курса__________группы _____________________________________________________________ (ф.и.о) № Что оценивается (критерии) ОЦЕНКА руководителя (по п/п пятибалльной системе) 1 Объем и качество проделанной работы (оценка руководителя практикой от учреждения) 2 Комплексное применение теоретических знаний на практике 3 Самостоятельность студента в организации своей деятельности при выполнении задач практики 4 Четкость и своевременность выполнения программы практики 5 Правильность ведения дневника практики 6 Умение логично и доказательно излагать свои мысли 7 Умения работать в коллективе 8 Аккуратность/пунктуальность/отзывчивость 9 Внешний вид студента на практике 10 Умение реагировать на критику Средний балл Общая рекомендуемая оценка по итогам практики:____________ Руководитель практики от вуза _________________________________ 19 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ №3 Студента (ки) ___________ курса__________группы _____________________________________________________________ (ф.и.о) № Что оценивается (критерии) ОЦЕНКА руководителя (по пятибалльной системе) п/п 1 Объем и качество проделанной работы (оценка руководителя практикой от учреждения) 2 Комплексное применение теоретических знаний на практике 3 Самостоятельность студента в организации своей деятельности при выполнении задач практики 4 Четкость и своевременность выполнения программы практики 5 Умение логично и доказательно излагать свои мысли 6 Терпимое отношение к людям 7 Справедливость 8 Толерантность 9 Оптимизм 10 Уважение коллектива 11 Стремление помочь своими знаниями и имеющимся опытом 12 Сопереживание 13 Наблюдательность 14 Такт 15 Эмпатия 16 Твёрдость в защите своего мнения 17 Предвидение, прогнозирование 18 Доброжелательная критика Средний балл Общая рекомендуемая оценка по итогам практики:____________ Руководитель практики от вуза _________________________________ 20