Технологическая карта урока биологии по фгос ооо (5 класс)

Закирова Олися Тельмановна

Предмет: биология

Класс: 7

Тип урока: Изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы

Цели

сформировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности высших споровых растений.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания о водорослях как о низших растениях; сформировать знания о происхождении высших растений, об особенностях высших споровых растений; сформировать представление о процессах жизнедеятельности споровых растений,

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать чувство товарищества, аккуратности.

Планируемый результат

Предметные :

1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности мхов, плаунов, хвощей и папоротников.

2. Составить общую характеристику высших споровых растений.

3.Выявить взаимосвязь особенностей строения и жизнедеятельности высших споровых растений с условиями их обитания.

4. Осуществлять классификацию представителей царства Растения.

Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Метапредметные:

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей ;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Личностные

Метапредметные (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция

Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель:

1) Актуализировать знания по теме «Водоросли»;

2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию(Слайд1)

1) Какая группа растений является наиболее древней?
2) Что подтверждает древность происхождения водорослей?
3) Почему водоросли получили такое название?

4)Вспомните, строение одноклеточных низших растений.

5) Строение многоклеточных водорослей.

Обосновывают выбор правильного ответа.

Отвечают на вопросы учителя.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Мотивационно –целевой этап. Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока.

Организует подводящий к теме диалог.Уже давно человек использует торф и уголь для решения

своих энергетических нужд. Как вы думаете, имеет ли какое -то отношение эти полезные

ископаемые к растениям?Некоторые растения накапливают много воды и удерживают ее, тем самым вызывая заболачивание земель. Болота являются источником торфа. Например, Сфагновые мхи образуют большие запасы торфа.(слайд 4)

(Помощь в определении цели и темы урока.) .(слайд 5, 6)

Ответы.

Формулируют тему и задачи урока.

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Организационно –деятельностный этап. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Сформировать знания о высших споровых растениях. выявить отличительные особенности споровых. Познакомить с многообразием и значением растений в природе и жизни человека

1)Организует обсуждение … . 2)Организует обмен мнениями.

Приложение 1

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

Первичное закрепление нового материала. Цель:

Организует самостоятельную работу.

Приложение 2

1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль.

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания во внешней речи.

1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Формирование УУД:

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Итоги урока, домашнее задание.

Объясняет сущность

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Формирование УУД:

(П) Извлечение необходимой информации.

(К) Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Приложение 1

Сначала растения могли жить в воде лишь на определенной глубине от поверхности. Какие условия позволили растениям освоить сушу? Как растения изменились вследствие приспособления к жизни на суше? Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим эти и другие вопросы.

Высшие растения - это новый этап эволюционного развития растительного мира. Почему водоросли называют низшими растениями? Что характерно для строения их тела? (слайд 7). Преимущественно тело высших растений дифференцированное на корень и побег, состоящий из стебля и листьев. К тому же есть расчленение тела на надземную и подземную части, согласно двух частей среды - наземно-воздушного и почвенного.

Что привело к таким новообразований в наземных растений?

С переходом от водного к наземному существование растения столкнулись с такими трудностями:

Обезвоживание. Как известно, для жизнедеятельности организмов нужна вода, а воздух - это среда, которая способствует высыхание. Поэтому наземным растениям нужно было выработать качество приспособления для добывания и запасание воды.

Размножение. Нежные половые клетки должны быть защищенными, а мужские гаметы (сперматозоиды) могут встретиться с женские гаметы только в воде.

Опора. В отличие от воды, воздух никак не поддерживает растение.

Питания. Для фотосинтеза нужны свет и углекислый газ, поэтому хотя бы часть растения должна находиться над поверхностью земли. А минеральные соли и вода содержатся в почве. Поэтому, чтобы их получать, другая часть растения может быть в почве и расти в темноте.

Газообмен. Для фотосинтеза и дыхание нужно, чтобы газообмен осуществлялся в атмосфере, а не в водяной смеси, что окружала растение.

Факторы окружающей среды. Вода, особенно когда ее так много, как, скажем, в озере или океане, обеспечивает большую стабильность условий окружающей среды. Наземное же среда чаще подлежит влияния таких изменчивых факторов, как температура, освещение и т.п.

Выход высших растений на сушу произошел впервые в силурийский период палеозойской эры. На поверхность воды они смогли выйти только тогда, когда вокруг Земли образовался озоновый слой. Вспомните из курса естествознания, что такое озоновый слой, где он расположен, с которой вещества состоит, атомы какого химического элемента входят в его состав.

Появившись в совершенно новом воздушной среде, они постепенно приспособились к жизни в других условиях и в течение многих миллионов лет дали огромное разнообразие наземных растений, разных по величине и сложности строения.(слайд8)

Этими первыми растениями, которые вышли из воды, были высшие споровые растения. От чего пошло такое название растений? Название высшие споровые растения происходит от того, что основным способом размножения первых наземных растений, как вымерших, так и современных, было споровое размножения. К тому же, у них, как и у большинства высших растений, является дифференциация тела за органами. Поэтому высших растений, которые размножаются спорами, ботаники объединяют под общим названием - высшие споровые растения.

Мы очень мало знаем о первых растения, поскольку они все вымерли. Но ученые с отпечатками, оставленными древними растениями, смогли воспроизвести вид первых обитателей суши и изучить особенности их строения. Наука, занимается изучением ископаемых растений, является разделом ботаники и называется палеоботаника.

Классификация высших растений.

Высших растений насчитывают около 350 видов, которые распространены на всем земном шаре в разных климатических зонах. Отделы

1. Мохообразные.

2. Плауновидные.

3. Хвощевидные.

6. Покрытосеменные.

Физкультминутка

К споровым относятся растения, размножение и распространение которых осуществляется посредством спор. Высшие споровые растения: папоротники, плауны, хвощи, мхи.

В жизненном цикле высших споровых растений, как и у некоторых водорослей, чередуются особи бесполого и полового поколений, которые размножаются, соответственно, бесполым и половым путем. В полном жизненном цикле, который обеспечивает непрерывность жизни организмов, происходит чередование гаметофита (полового) и спорофита (бесполого поколения). На спорофите образуются органы бесполого размножения, на гаметофите – полового.

Высшие споровые растения после выхода на сушу в ходе эволюции претерпевали метаморфозы в двух направлениях. Так сформировались две крупные эволюционные группы – гаплоидная и диплоидная. К первой ветви относятся мхи, у которых лучше развит гаметофит, а спорофит занимает подчиненное положение. К диплоидной ветви принадлежат папоротники, хвощи и плауны. У них гаметофит редуцирован, и выглядит как заросток.

Отдел Моховидные . В этот отдел входит более 25 тыс. видов. Корней нет. Спорофит самостоятельно не существует, развивается и всегда находится гаметофите, получая от него воду и питательные вещества. Спорофит представляет собой коробочку, где развивается спорангий на ножке. Мох - неотъемлемая составляющая растительных сообществ тундры, болота, леса и т.д.. Вместе с лишайниками они первыми поселяются на безжизненных просторах и участвуют в начальных стадиях зарастания почв.

Мхи способны быстро поглощать влагу и долго ее удерживать, что приводит к постепенному заболачиванию земель. Болота являются регуляторами водного режима местности. Из них берут начало и питаются их влажной малые реки. Болото создает своеобразный микроклимат, кормит многих животных и служит убежищем для некоторых из них. Болота являются источником торфа. Нарастает торф достаточно медленно. За 10 лет его образуется лишь 1 см. Торф широко используется как топливо, теплоизоляционный материал, удобрение, сырье для химической промышленности и т.п.Торфяники могут иногда самовозгораться и быть причиной пожаров в природе. Основными образователями торфа является сфагновые мхи.Мох - мощные поглотители и накопители не только воды, но и различных химических элементов. Анализируя химический состав мхов, биологи помогают геологам выявлять полезные ископаемые. Чрезвычайная чувствительность мохообразных к изменениям газового состава воздуха используется как указатель загрязнения окружающей среды. Мох является ценным и удобным материалом для различных научных исследований. Мохообразные имеют применение и в медицине. Сфагнум издавна использовался как бактерицидное средство и заменял вату. Кукушкин лен используется в народной медицине как лекарство против легочных заболеваний, болезней мочеполовой системы, кожи, при ожогах. В последние годы исследуются противоопухолевые свойства мха.

Мохообразные по большей части не поедаются животными и мало повреждаются бактериями и грибами.

Отдел Плауновидные – очень древняя группа, к которой относятся как ископаемые, так и ныне живущие растения. Имеют длинные стелющиеся дихотомически ветвящиеся побеги, густо усаженные жесткими мелкими листьями.
Участие плаунов в растительном покрове невелико. В металлургической, авиационной, автомобильной промышленности споры используют для обсыпания стенок форм для фасонного литья. При этом отлитая деталь получается гладкой и не требует шлифовки. На 1 тонну литья необходимо 100 граммов спор. Благодаря большому содержанию жиров в спорах плаунов (около 49%) их применяют в медицине для лечения ран, как детскую присыпку, в фасонном литье для обсыпки стенок моделей, а также в пиротехнике. В лиственных лесах распространен плаун булавовидные. Он издавна использовался в быту. Веточками этого растения на праздники украшали помещения и создавали цветочные композиции. До сих пор в народе любят украшать плауна праздничные корзины с пасхальными яйцами на Пасху. Такое использование плаунов и их медленное воспроизведение в природе привело к тому, что плаун булавовидно стал редким растением.

Отдел хвощевидные. Многолетние травы лугов, болот, лесов и полей. От корневищ отходят придаточные корни и надземные побеги, имеющие типичное членистое строение. От узлов отходят мутовки бурых чешуйчатых листьев, сросшихся в трубчатое влагалище, и мутовки боковых побегов.Все тело хвоща пропитано кремнеземом, поэтому оно жесткое Хвощи быстро разрастаются и захватывают территорию с нарушенным естественным покровом. На полях и пастбищах они могут быть сорняками, которые трудно искоренить. Некоторые виды хвощей ядовиты. На лугах такие растения скот не ест, но они могут попасть в сено и вызвать отравление скота. Летние побеги хвоща. Роль хвощей в современном растительном покрове незначительна. Однако они, как и остальные вымерших высших споровых, образовали каменный уголь. Появление на огороде или поле хвоща свидетельствует о закисания почвы, что нежелательно для многих культур, например, таких, как кукуруза и фасоль. Животные почти не едят некоторые виды хвощей, у них большое содержание кремнезема. Хвощ болотный является ядовитым для животных. Хвощ полевой используют в народной медицине как мочегонное и кровоостанавливающее средство.
Отдел папоротниковидные. Преобладание долговечного листостебельного спорофита над м примитивным гаметофитом, наличие у спорофита крупных, обычно перисто-рассеченных, сложно устроенных листьев – вай, расположение спорангиев группами (сорусами) на нижней стороне листьев. Папоротникообразные входят в состав природных группировок, выполняют важную роль в накоплении органического вещества почвы. Корневища некоторых видов папоротников поедают животные. Как пищевое растение используют молодые листья и корневище орляка. Масаи Новой Зеландии, аборигены Канарских островов, индейцы Америки изготавливали из его корневищ хлеб или употребляли их в сыром виде. Зола этого папоротника содержит большое количество карбоната калия, который используют в производстве тугоплавкого стекла и мыла. Моющие и отбеливающие свойства орляка были известны задолго до появления мыла. Экстракт корневища щитника мужского используют в медицине как сильнодействующий глистогонное средство. Широко используют декоративные папоротники как комнатные растения и для создания цветочных композиций. Ископаемые папоротники образовали залежи каменного угля, а вымершие семенные папоротники считают эволюционными предшественниками всех семенных растений.

Древние папоротникообразные растения (видео)
Большое значение в истории Земли имели древовидные папоротники, хвощи и плауны, которые более 300 миллионов лет назад образовывали влажные заболоченные леса. Отмирая, деревья таких лесов (оставляли мощные отложения, которые спрессовались и образовали каменный уголь. Уголь - один из важнейших видов топлива. Он также является ценным сырьем для химической промышленности. Современные папоротники используют в качестве лекарственных и декоративных растений. Красивые декоративные папоротники. Можно видеть в водоемах, аквариумах, среди комнатных растений, и садах, скверах, парках.

Приложение 2

Заполнить таблицу. Сравнительная характеристика строения высших споровых растений и водорослей

Часть А. 1. Выберите правильный ответ.

1. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:

А. Многолетние растения Б. Образуют органические вещества В. Имеют стебель и листья

Г. Размножаются спорами

2. Ризоиды служат:

А. Для размножения Б. Для сохранения тела в вертикальном положении

В. Для прикрепления к почве Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

3. Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:
А. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды

Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев

В. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды

Г. В способах размножения. Размножаются семенами

Часть В. Задания на соответствие терминов.

Часть С. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, папоротник, сфагнум;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

(Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры. )

Технологическая карта открытого урока биологии

Тема урока: Грибы.

Цели урока: Обучающие:
раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

    Личностные:

    Метапредметные:

    Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    Выдвигают простейшие гипотезы;

    Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

    Работают с информацией и преобразуют её;

    Находят причинно-следственные связи;

    Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

    Предметные:

    Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

    Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

    Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

    Тип урока:

    По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

    По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

    По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

    Методы:

    Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

    Дополнительные:

    словесные (беседа, диалог);

    наглядные (работа с рисунками, схемами);

    практические (поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

    дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

    Средства обучения:

    Учебник Пономарева И. Н. Биология.. 5 класс. М.: Вента-Граф, 2012;

    Дополнительный текстовый материал;

    Презентация «Грибы»;

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, интерактивная система голосования.

    Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Перед уроком за 2 минуты до звонка звучит музыка природы и на экране природа. Звенит звонок и учитель читает стихотворение о природе под сопровождение музыки)

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На травинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Я неслучайно начала наш урок с этого прекрасного стихотворения. Мы должны охранять и беречь нашу природу, но для этого мы должны её изучить, чем мы и занимаемся.

Организация рабочих мест, приветствие

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

Какие царства живой природы мы с вами изучили?

Давайте вспомним отличительные признаки животных и растений.

Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей
Наличие хлоропластов
Фотосинтез. (Автотрофы).
Активное движение
Ограниченный рост
Отсутствие хлоропластов
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

Сейчас мы проверим как вы сможете распознать представителей этих царств

На доске: вывешены фотографии животных и растений и грибов

Классификация фотографий, вывешенных на доске.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Выберите из данных изображений представителей царства животных и представителей царства растений.

(работа на интерактивной доске)

Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки.

Фронтальная работа с классом

Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

У вас остались лишние организмы. Что за загадочные существа остались на нашей полянке?

Скажите ка вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока)

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, питания; узнать грибы нашей области.

Вернёмся к признакам царств растений и животных

И вдруг появляется грибок. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к грибу? (Интерактивная доска)
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течении урока.

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.

Отвечают на вопрос учителя:
Для грибов характерны следующие признаки растений:
Неподвижность
Неограниченный рост
Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
Отсутствие хлоропластов.
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала

Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая - говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.

В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 15 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получаете конверт с заданием.

Физкультминутка

Работа в группах

1 группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.58 и с помощью пластилина смоделируйте полянку из шляпочных грибов, указав все составляющие гриба. А затем расскажите о строении вашего гриба.

(работа с документ – камерой)

2 группа

Рассмотреть вопрос о питании грибов, используя данные учебника, Интернет. Представить все в виде презентации и рассказа. (Презентация по заранее приготовленному шаблону)

3 группа

Рассказать о грибах, встречающихся в нашей местности, используя книги о Липецкой области, Интернет. Представить все в виде брошюре и рассказа. (Брошюра по заранее приготовленному шаблону)

Каждая группа представляет свой наработанный материал перед классом. (Если презентация или брошюра, то заранее перекидывается на компьютер учителя.

По истечении 15 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

Как итог нашей работы давайте посмотрим видео об удивительном мире грибов (смотрим видео)

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.

Групповая работа обучающихся с последующей защитой у доски

Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Коммуникативные : постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Закрепление изученного материала

Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала. Включили пульты и приступаем к выполнению заданий

Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3.
По способу питания грибы

а) автотрофы
б) гетеротрофы 4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Выполняют тест

Оценивают себя

Выполняют индивидуальные задания .

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

Домашнее задание

П.13.

Спасибо за урок!!!

Высказывают мнение об уроке.

Индивидуальная работа

Личностные : имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Одним из эффективных методических приемов можно считать использование технологических карт урока, которые помогают учащимся самостоятельно постигать новое, развивать логическое, критическое и даже творческое мышление. Применение таких карт наиболее результативно в малых группах или при работе в парах. Структурируя в технологических картах алгоритм мыслительной деятельности, учащиеся отрабатывают не только интеллектуальные навыки, но и навыки презентации результатов работы. Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать. Помогает в этом технологическая карта, преимущества которой заключаются, прежде всего, в чётко прописанных требованиям к знаниям и умениям учащихся. Технологические карты представляют собой модернизированные планы уроков. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На уроках в основном используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны. Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. На занятиях больше внимания уделяется самостоятельной работе с текстом и рисунками учебника, решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т.е. ведущей является самостоятельная работа учащихся на разных этапах урока. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы. В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке. Учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

Предлагаю несколько технологических карт уроков в 9 классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9 класс)

Технологическая карта по биологии
Учитель биологии: Тазмина Наталья Феликсовна
Место работы: МБОУ г. Абакана СОШ №2
Предмет: биология
Класс: 6
УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. М.: Дрофа, 2013 г.
Тип урока: изучения нового материала
Методы урока: прием обучения, метод мотивации учебной деятельности, метод формирования новых умений, метод
контроля результатов обучения
Тема урока: Клетка – живая система
Цель урока: Развитие умения изучать и сравнивать строение растительной и животной клетки, определять взаимосвязь
функции и строения органоидов.

п/п
1
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организация
начала урока
Формировать умения
готовности к началу
учебной
деятельности,
Организационный момент: Приветствие,
создание доброжелательной и рабочей
атмосферы урока, отметка отсутствующих
детей.
Приветствие
учителя,
Ученики встали,
настроились на
УУД:
Личностные,
Познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
Личностные,
коммуникативные,
регулятивные

2
Мотивация
учебной
деятельности
работу, проверили на
столах наличие
учебника, тетради,
дневника,
письменных
принадлежностей.
Отгадывают загадку
Запись учащимися
числа, темы урока.
Формулируют цель и
задачи урока,
записывают в тетради
вопрос к уроку.
Слушают,
рассматривают
таблицы «Строение
клетки»
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
организации учебного
места.
Развивать
способности
целеполагания,
определение задач
урока.
Развивать умения
формулировать
собственное мнение,
аргументировать
свою точку зрения,
слушать и оценивать
мнения других детей
Стимулировать
познавательный
интерес школьников,
подготовить к
восприятию учебного
материала
Актуализация: Ребята, для того, чтобы знать, что
мы будем сегодня изучать, нам нужно разгадать
ЗАГАДКУ:
Материи мельчайшая частица­
Меня не видит глаз,­ так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я? (Клетка)
Ребята, давайте определим цель и задачи нашего
урока. Попробуем сформулировать и записать
вопрос по теме нашего урока, в конце занятия
мы послушаем некоторые из них и выясним,
получили ли вы ответы на них.
5 учеников читают стихотворение:
Загляни на часок
В нашу клетку – теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит –
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетке пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.

Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Давайте, вспомним строение клетки – ее главные
части, повторяем правила работы с
микроскопом.
Готовимся к изучению строения клетки.
Приступаем к изучению микропрепаратов
«Строение клеток лука», «Лист Камелии»,
«Эпидермиса», «Нервные клетки».
Приступаем к обсуждению. Какие части клеток
хорошо видны в световой микроскоп? Какие
части клеток не видны, почему?
Вашему вниманию будет предложен
видеофрагмент «Строение клетки»
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
Вспоминают,
называют и
показывают главные
части клетки,
повторяют правила
работы с
микроскопом.
Готовят и
настраивают
микроскопы к
работе.
Рассматривают
микропрепараты.
Обсуждают, делают
выводы.
Дети смотрят
видеофрагмент
«Строение клетки»,
после просмотра
повторяют
органоиды клеток и
отличительные
особенности
растительной и
животной клетки
3
4
Актуализация
опорных
знаний
Получение
новых знаний
Вспомнить строение
клетки, ее главные
части.
Повторить правила
работы с
микроскопом.
Продолжить
совершенствование
умения работы с
микроскопом.
Изучить строение и
функции частей
клетки – цитоплазму,
клеточную мембрану,
ядро.
Охарактеризовать
органоиды клетки –
Эндоплазматическая
сеть, рибосомы,
лизосомы,
митохондрии,
клеточный центр,
вакуоли, пластиды.
Уметь выявлять
взаимосвязь между
строением и
функциями всех
частей клеток.
Изучить способы

проникновения в
клетку различных
веществ – пиноцитоз,
фагоцитоз.
Физминутка. Упражнения: наклоны тела и головы, вращение рук. Гимнастика для глаз.
С помощью текста, рисунков учебника называем
сравнения растительной и животной клетки.
«Сравнение растительной и животной клеток».
Органоиды
5
6
Первичное
закрепления
знаний
Закрепить
полученные знания
путем выявления
сравнения
растительной и
животной клетки.
Контроль,
самоконтроль,
самопроверка
знаний
Провести первичную
диагностику
усвояемости знаний
темы урока.
Продолжить
совершенствование
умения осуществлять
контроль и
самоконтроль
1. Дополните предложения.
Внутренней средой клетки является
ЦИТОПЛАЗМА. В ней располагается ЯДРО и
многочисленные органоиды. Она СВЯЗЫВАЕТ
органоиды между собой, обеспечивает
перемещение различных веществ и является
СРЕДОЙ, в которой идут различные процессы
жизнедеятельности.
Важнейшая часть клетки – ЯДРО. В нем
Животная
клетка
+
+
+
+
+
+
+
Растительная
клетка
+
+
+
+
+
Ядро
Цитоплазма
Мембрана
ЭПС
Рибосомы
митохондрии
Лизосомы
Хлоропласты +
+
Клеточная
стенка
Для закрепления выполняем задания с
дополнениями предложения и на выявления
ошибок в предложении.
Сравнивают: находят
общее и различия.
Регулятивные,
Коммуникативные
Регулятивные,
Коммуникативные,
Познавательные.

Технологическая карта урока (План – конспект)

Глава 11 «Строение и функции клеток»

Урок №1. Тема "Прокариотическая клетка"

1. ФИО – Перковская Ольга Владимировна
2. Место работы - МАОУ «Молчановская СОШ № 1» с. Молчаново, Томская область
3. Должность - учитель биологии
4. Предмет - биология
5. Класс - 9
6. Тема - Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.
7. Учебник - «Биология. Общие закономерности», 9 класс, Мамонтов С. Г., Захаров В.Б., Сонин Н. И.: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - 10-е изд., переработ. - М.: Дрофа, 2014. - 287 с.
8. Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий
9. Задачи:
Метапредметные, предметные
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регуляторные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Развивающие
развитие самостоятельности и интереса к данному разделу темы;
продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы при изучении темы;
раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции
Образовательные:
Обеспечить усвоение учащимися знаний о строении, процессах жизни бактерий;
подвести учащихся к выводу о значении первых организмов в природе и значении в жизни человека;
создать представление о двух уровнях клеточной организации: эукариотическом и прокариотическом;

Сформировать у учащихся знания о бактериях и синезелёных.
Воспитывающие:
развивать интерес и бережное отношение к природе;
продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира.

10. Тип урока: изучение материала, первичное закрепление знаний.
11. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
12. Оборудование: ноутбук, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии, таблицы прокариотической и эукариотической клеток, ролик, информация с дополнительной литературой, (приложение 1)
13. Образовательный канал
Тема урока «Прокариотическая клетка».
№ Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и их коррекция. Модуль 1: К-типа Анализируют и отвечают на карточки, просмотривают информацию на электронных карточках (роликах, без звука) и записывают на доску все знания по бактериям, которые у них восстановились (или не записывают, если материал не вспомнился, а опрашивается другой ученик) Сообщает тему урока.
Даёт задание по новой теме, в ходе выполнения которого, требуется восстановить знания полученные при изучении бактериальной клетки (7 класс).
Записывается информация в «Бортовой журнал».

3.Целеполагание, мотивация. Модуль 2:И - типа
Записывают тему урока в тетрадь, а далее просматривают знакомую или незнакомую информацию, её записывают.
Объявляются цель и задачи урока Обращает внимание на тот материал, который удалось восстановить учащимся о прокариотах.
4.
Изучение нового материала
Модуль 2:И-типа
«Прокариоты»/анимация, сравнительная таблица «Прокариоты и эукариоты»
Прослушивают сообщение.
Получают задания. Просматривая ролик надо выделить особенности строения, процессы и роль прокариот.
Изучают теоретический материал в процессе просмотра ролика и работая с текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь.

Формулирует вопросы и задания.
1 ряд. Записать информацию о строении (стр.123 контроль по рисунку);
2 ряд. Записать информацию по процессам (стр. 124 контроль по тексту);
3 ряд. Записать информацию по роли в природе и жизни человека.
Инд. сильн. Задания по прокариотам и эукариотам (стр.121 и 122). Сравнить и найти особенности каждой группы.
5. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных ситуациях. Проверяют полученную информацию.
Разбирается схема особенностей прокариот и эукариот при участии группы сильных учеников. Коррекция и комментарии ответов учащихся по заданиям.
6.Закрепление знаний.
Модуль 3: П –- типа
Выполняют практические задания задание с использованием компьютера и ЭОР.
Комментирует задание.
7. Подведение итогов урока Формулируют выводы по уроку.
Выставляют оценки. Обобщает.
Оценивает работу учащихся.
8. Домашнее задание Варианты заданий:
Прочитать стр. 122-124 учебника, подготовить тонкие и толстые вопросы, синквейн «прокариоты» и «эукариоты».
Записывают домашнее задание.
Формулирует домашнее задание. Предлагает различные варианты выполнения.

Приложение 1.
Всюду жизнь: бактерии, живущие в экстремальных условия х.

Природа. Наука. Питательный уран.
Ученые из Университета Престона обнаружили бактерий, живущих на глубине 2,8 км под землей. До недавнего времени они были совершенно изолированы от поверхности и, как оказалось, полагались на урановые руды в качестве источника энергии для жизни. Скальная кора Земли фактически не изведана на глубинах более полукилометра. Найденные организмы живут в другом полностью отличном от нашего мире. Ученые исследовали заполнившийся водой разлом на одном из золотых рудников около Йоханнесбурга, ЮАР. Они взяли пробы воды, просачивавшейся в шахту с большой глубины. Анализ ДНК показал присутствие в пробах воды нескольких видов бактерий, среди которых доминировал новый вид бактерий Firmicutes. В замкнутой подземной среде бактерии Firmicutes играют ту же роль, что на поверхности играют фотосинтезирующие организмы. Эти бактерии усваивают первичную энергию, чтобы передать ее всем членам сообщества. На поверхности первоисточником энергии для всего живого является энергия Солнца. А вот под землей, как утверждают ученые, первичным источником энергии служит радиация урановых руд. Именно она позволяет бактериям расщепить воду на водород и кислород, а также способствует формированию сульфатов из содержащих серу полезных ископаемых. Найденный вид Firmicutes, использует для своего питания комбинацию водорода и сульфатов, а отходы жизнедеятельности этой бактерии могут служить источником пищи для других микроорганизмов, живущих глубоко под землей. Анализ возраста разлома и генетический анализ бактерий показали, что от своих наземных сородичей они были полностью изолированы от 3 до 25 миллионов лет назад.
Под океанским дном
Ученые из британского университета Кардиффа нашли живые микроорганизмы при бурении океанского дна. Они выяснили что на глубинах в 400-800 метров ниже дна, в толще древних отложений и пород живут миллиарды бактерий. Возраст некоторых экземпляров оценивается в 16 миллионов лет. Исследователи полагают, что именно в подобных условиях, в глубинах донных пород, более чем 3,8 миллиарда лет назад зародилась жизнь и лишь позднее, когда среда на поверхности стала пригодной для обитания - жизнь проникла в океан и на сушу. По некоторым оценкам, эта бактериальная биосфера, расположенная под морским дном, очень велика и по массе превосходит все бактерии, живущие на суше. Потому она оказывает заметное влияние на геологические процессы, на баланс диоксида углерода и другие жизненно важные процессы. Возможно без таких подземных бактерий у нас не было бы нефти и газа.

Подледный улов
Российские и французские ученые, при глубинном бурении на антарктической стации Восток, во льду, поднятом с многокилометровой глубины обнаружили следы бактерий, до сих пор встречавшиеся лишь в некоторых горячих источниках. Бурение остановлено за несколько десятков метров от крупнейшего подледного озера Восток, но в поднятых образцах льда уже есть следы воды из озера, которые попали в верхний слой льда в результате перемешивания или землетрясения. Образцы льда содержат полосы темного осадка. В этом осадке и были найдены генетические следы бактерий, которые обычно живут при температуре 50-60 градусов Цельсия. Возможно это связано с тем, что озеро Восток имеет некоторую гидротермальную систему, которая подогревает воду. Жизнь в озере Восток может быть близким аналогом жизни, которая, вполне вероятно, существует подо льдом некоторых спутников планет-гигантов, в частности, на спутнике Сатурна Энцеладусе.