А климатические условия влияют на развитие общества. Влияние географической среды на развитие общества. Использование почв, растительного покрова, полезных ископаемых

«В XVIII в. Шарль Луи Монтескье в своем главном труде «О духе законов» выдвигает на первое место чисто географические факторы (климат, почва, территория) при рассмотрении условий, влияющих на развитие общественной жизни. Эти факторы, определяют психологию, нравы, обычаи люде, своеобразный дух народа, и соответственно строй общественной жизни, законы государства, деятельность законодателя». 5 Следует отметить, что для своего времени взгляды Монтескье носили прогрессивный характер. В XIX в. Бокль – один из буржуазных идеологов, которые закрепляли мысли о вечности капитализма – ставил жизнь общества в прямую зависимость от влияния климата, почвы, пищи, территории. Бокль выводил причины социального неравенства людей из природы, считая, что в Индии рабство было естественным состоянием значительного большинства людей. О Европе у философа более умеренное суждение. Здесь наблюдает Бокль уменьшение влияния физических законов и усиление влияния законов умственных. Вообще географическое направление использовалось в борьбе против материалистического понимания жизни.

Критическое отношение к концепции географического детермизма, представленной в работах Ш.Л. Монтескье, Бокля, Э. Реклю, выдвигавших идею об определяющей роли географической среды в формировании, например, классовых отношений, экономического и политического строя и т.д., отнюдь не должно приводить к отрицанию существенного воздействия географической среды на развитие общества. Но при этом чрезвычайно важно решить вопрос: насколько это развитие существенно? Чтобы ответ на вопрос был осознанным, необходимо учитывать, что понятия «природа» и «географическая среда» не совсем тождественны между собой, хотя в философии под влиянием кантовского противопоставления общества и природы их тождественность презюмируется.

Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество следует отнести к числу, так называемых открытых систем, которые обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. Общество черпает из природы продукты питания, сырье для изготовления средств производства, находит в ней различные источники энергии. Конкретные условия географической среды (включая климатические) представляют собой конкретные – положительные или отрицательные факторы развития производства и все общественной жизни. Это воздействие может быть прослежено по нескольким основным направлениям:

Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие отдельных отраслей производства. Уже первое в истории великое общественное разделение труда – отделение скотоводства от земледелия – происходило с учетом условий географической среды. Необходимостью такого учета руководствуемся мы и сегодня, размещая те или иные отрасли производства, прежде всего там, где для этого есть оптимальные географические условия;

Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет прежде всего о воздействии погодно-климатических условий (температура воздуха, осадки, сила ветра и т.д.). При одинаковой технической вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда могут быть различными в зависимости от этих условий;

Географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили бы все средства к существованию в готовом виде, они не имели бы стимулов к развитию. И напротив, - крайне суровая и однообразная среда оказывается также неблагоприятной. Конечно сами понятия «благоприятная» и «неблагоприятная» географическая среда не являются абсолютными (было время, когда Сибирь считалась крайне неблагоприятной для экономического развития);

Географическая среда влияет на темпы развития данного общества в целом, в том числе таким своим компонентом как географическое положение страны. Вспомним, как разительно изменились темпы развития Англии и Франции после перемещения к их берегам основных транспортных коммуникаций в связи с открытием Америки и морского пути вокруг Африки;

Географическая среда влияет на развитие производственных отношений. «Почему славянские народы не пришли к частной собственности на землю? … Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером почвы. … Первое условие земледелия здесь – это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства»; 6

Географическая среда влияет на возникновение и специфические черты надстроечных явлений. Это относится в частности к политической надстройке, к государству. Продолжая приведенную мною в п. 5 мысль, Энгельс указывал, что на Востоке возникновение государства шло как бы впереди процессов классообразования, ускоряясь потребностями строительства огромных в масштабе всего региона оросительных систем. Человек – это существо социальное, но сущность человека определяется также и духовным критерием. Чтобы понять проблему природы и сущности человека, необходимо заметить, что географическая среда накладывает свой отпечаток и на духовную надстройку общества. Гегель начал свою «Философию истории» главой, посвященной географической основе всемирной истории. Гегель рассматривал природу как основу, на которой совершается развитие духа народа. И как бы не был излишне категоричен Гегель в своих рассуждениях и примерах, его мысль содержит большую часть истины. Воздействие географического фактора, в частности ландшафта на духовные феномены в свое время было прослежено Ф. Энгельсом при объяснении такой черты древнегреческой религии как политеизм, т.е. многобожие. Энгельс писал: «На долю Эллады выпало счастье увидеть, как характер ее ландшафта был осознан в религии ее обитателей. … Все ее ландшафты охвачены рамками гармонии. И все же каждое дерево, каждый источник, каждая гора слишком рельефно выступают на передний план; каждая отдельная часть природы в своей прекрасной завершенности претендует на собственного бога; каждая река требует своих нимф, каждая роща своих дриад, так создавалась религия эллинов. Другие местности не были так счастливы». 7 В качестве другого примера Энгельс избрал северогерманскую степь – однообразный ландшафт, по его мнению, наводит на монистическое миросозерцание. Аналогичным образом можно проследить воздействие географической среды на искусство. Если мы безошибочно отличаем друг от друга русские и молдавские, украинские и итальянские песни, то в немалой степени связано с тем, что географическая среда специфическим образом отражается в музыкальном ритме и напевности;

Географическая среда влияет на социально-психологический облик и настрой общества, то есть на его менталитет. Так, ограниченная в пространстве и не очень богатая природными ресурсами географическая среда стимулирует развитие в данном этносе чувства бережливости, в то время как кажущаяся безграничной в свое щедрости природа культивирует дух расточительства. Я полагаю, что такое отношение к земле, которое сейчас существует в России можно объяснить вышеуказанным моментом. Кажущаяся безграничность порождает наплевательское отношение к земельным ресурсам.

В заключение данной главы считаю нужным отметить, что степень влияния различных географических факторов на развитие общества в различные исторические эпохи была неодинакова. Так, с развитием производительных сил уменьшается зависимость страны от местоположения природных богатств. Но, как показывает исторический опыт, ослабление зависимости в одном отношении сопровождается усилением зависимости человека от природы в других отношениях.

1 Известно, что общество на планете Земля развивается неравномерно. На Земле одновременно существуют общности людей, находящиеся на разном этапе своего развития: от первобытнообщинного строя до социалистического, или от охотничье - собирательской культуры до постиндустриальной. Это можно объяснить только тем, что отдельные подсистемы общепланетарной системы, называемой обществом, развиваются с разной скоростью. Под скоростью развития социальной системы следует понимать количество пройденных ею стадий, или ступеней, за фиксируемый промежуток времени. Например, общество, развивающееся на территории современной Италии за более чем 0,5 млн. лет успело пройти такие стадии своего развития, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая, сменив при этом такие культуры, как охотничье - собирательская, аграрная и индустриальная. Примерно за это же время племена, обитающие в экваториальных лесах Африки, так и не вышли за пределы первобытнообщинного уклада с охотничье - собирательской культурой.

Причина такого явления кроется в различиях природно-климатических условий на планете Земля, что, в свою очередь, обусловлено географическим положением развивающегося общества. Если сравнить различные географические карты мира или полушарий, то можно увидеть, что как избыточно жаркие и влажные условия тропиков (полоса шириной около 40 о примерно между северным и южным тропиками), так и недостаточно теплые условия приполярных и полярных областей (круги с радиусом около 40 о от полюсов) тормозят развитие общества. В это же время наиболее оптимальными условиями для развития общества ограничены соответственно двумя оставшимися полосами в северном и южном полушариях с шириной около 30 о каждая. Например, такие известные древние цивилизации, возникшие на низменностях вблизи крупных рек и освоившие аграрную культуру, как Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай, Ацтеки, Инки, а затем и более поздние индустриальные и постиндустриальные цивилизации сформировались севернее или же южнее обозначенной нами сорокаградусной полосы к северу и к югу от экватора. В пределах сорокаградусных кругов вокруг северного или же южного полюса местные общности людей, например, северные народы Евразии и Северной Америки, не смогли выйти за рамки социального уклада, основанного на охоте, рыбной ловле и разведении животных, например, северных оленей и собак. Конечно же, в эту общую закономерность вносят коррективы теплые и холодные океанические течения, высота над уровнем мирового океана, горы, пустыни, а также явление континентальности. Например, индустриальное общество проникло в приполярные области на севере Европы и на северо-западе Северной Америки благодаря теплым океаническим течениям и не смогло распространиться к северу на северо-востоке Северной Америки благодаря холодному океаническому течению. Древняя цивилизация Майя сформировалось ближе к экватору благодаря холодному океаническому течению, а также возвышенности. Древняя цивилизация на территории современной Эфиопии сформировалась ближе к экватору благодаря возвышенности.

Интересно еще то, что наиболее оптимальные для развития общества тридцатиградусные полосы в северном и южном полушариях хорошо согласуются с законом золотого сечения. Так, ближняя к экватору граница этих полос является золотым сечением полуокружности планеты: для северного полушария - от южного полюса к северному (21 о с.ш. при округлении до целых градусов), а для южного - наоборот (21 о ю.ш. при округлении до целых градусов). Ближняя же к полюсам граница этих полос является золотым сечением четверти окружности планеты: для северного полушария - от экватора к северному полюсу (56 о с.ш. при округлении до целых градусов), а для южного - от экватора к южному полюсу (56 о ю.ш. при округлении до целых градусов).

Таким образом, социальные системы наиболее успешно развиваются в ограниченных природно-климатических условиях, и ухудшение последних как в сторону недостатка, так и в сторону избытка данного внешнего фактора приводит к сдерживанию развития социальной системы. Этот вывод можно рассматривать в виде закона, напоминающего известные экологические законы оптимума и толерантности В. Шелфорда.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Человек и ноосфера», 1-20 сентября 2004г. Поступила в редакцию 09.03.2005 г.

Библиографическая ссылка

Цюпка В.П. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 7. – С. 91-92;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8987 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1) климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде
2) взаимодействия природы и общества носит противоречивый характер
(какой правельный?)

Направления развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершеного к более совершеному, обозначается ловами...
1) социальная реформа
2) общественый прогресс
3) социальное движение
4) перестройка общества




1) экономической и духовной
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства

1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой




1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

А1. Ученые-обществоведы определяют общ

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство - это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик - всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов - уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков - людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4 . Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5 . Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6 . В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.


Вариант 11

А 1. К экономической сфере жизни общества относится

1) разработка и принятие законов

2) создание произведений искусства

3) организация выборов

4) производство продуктов питания

А 2. Понятие «личность» используется для характеристики

1) деятельности человека

2) совокупности социально значимых качеств человека

3) неповторимого своеобразия человека

4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

А 3. В результате землетрясения были разрушены и повреждены многие постройки. Этот пример иллюстрирует

1) влияние культуры на жизнь общества

2) глобальные экологические проблемы

3) воздействие природы на жизнь общества

4) влияние людей на природу

А 4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества

Б. Общество развивается независимо от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Что является отличительным признаком науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) открытие объективных законов природы

3) представление о добре и зле

4) использование художественных образов

А 6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали устанавливаются государством и являются общеобязательными.

Б. Нормы морали существуют только в письменной форме

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 7. Производительностью труда называют

1) количество продукции, произведенной за единицу времени



2) процесс производства товаров и услуг

3) выполнение работником только одной отдельной операции

4) разницу между доходом предприятия и общими издержками

А 8. Предприятие выплачивает своим работникам вознаграждение за труд. Это вознаграждение называется

1) прожиточным минимумом

2) прибылью

3) налогом

4) заработной платой

А 9. Работники небольшой фирмы выполняют заказы на ремонт и строительство дачных домиков. Вопросы о развитии фирмы и распределении прибыли они решают сообща. Какую форму собственности представляет фирма?

1) акционерную

2) государственную

3) кооперативную

4) общенародную

А 10. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Рынок регулирует производство и потребление товаров и услуг

Б. Развитие рынка неизбежно сопровождается экономическими кризисами

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 11. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку?

1) пассажиры

2) демократы

3) малоимущие

4) горожане

А 12. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса

2) социальной роли

3) достигаемого статуса

4) общественного престижа

А 13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Семья охраняет сферу личной жизни человека

Б. Основной функцией семьи является производственно-экономическая

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 14. Что является признаком любого государства

1) федеративное устройство

2) демократический режим

3) разделение властей

4) сбор налогов

А 15. Конституция РФ гласит, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право

2) пассивное

3) активное

А 16. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий

Б. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на духовную жизнь общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 17. Что является административным правонарушением

1) порча чужого имущества

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека

3) безбилетный проезд в автобусе

4) нарушение трудового договора

А 18. Гражданин взял в банке кредит на покупку земельного участка. Его отношения с банком регулируются нормами права

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) коммерческого

А 19. Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

1) обращаться в государственные органы

2) избирать и быть избранным

3) участвовать в управлении государством

4) платить установленные налоги и сборы

А 20. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Федеративное устройство РФ предполагает отсутствие у субъектов каких-либо суверенных прав

Б. Субъекты РФ выделены как по национальному, так и по территориальному признаку

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. Пятиклассник Андрей живет с родителями и старшей сестрой. Сравните две малые группы – семью и школьный класс, в которые входит Андрей. Запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – номера черт различия этих малых групп.

1) совместное хозяйство

2) родственные отношения

3) групповые нормы и правила

4) непосредственные личные контакты

В 2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

Виды доходов: Факторы производства:

А) рента 1) капитал

Б) прибыль 2) земля

В) зарплата 3) труд

Г) проценты


Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А Б В
краткое содержание других презентаций

«История принятия Конституции» - Попытка создания Конституции. Убийство Александра II. Из истории принятия Конституции. Конституция СССР. Конституция СССР 1936 года. Конституция 1977 года. Манифест Николая II. Конституция Российской Федерации. Восстание на Сенатской площади. Конституция РСФСР. Эпоха Великих реформ. Парламент. Конституционный проект.

««Общество» 9 класс» - Активность животного. А. Климатические условия влияют на развитие общества. Загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов. Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе? Биологическое и социальное в человеке. Межличностные отношения. Задание А3 (д.в. 2011г). Задание А12 (д.в. 2012г). Взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

««Правовое государство» обществознание» - Смешанная (полупрезидентская) республика (Франция, Россия, Австрия). Гражданское общество и правовое государство. Гарантии от всевластия какого-либо государственного органа. Тип государства, деятельность которого реально ограничена правом. Президентская республика (США, Страны Латинской Америки). Парламентская монархия (Великобритания, Швеция, Испания, Япония). Системы защиты прав человека. Русский философ Иван Александрович Ильин.

«Врач» - История профессии. Профессия «врач». Доминирующие виды деятельности. Человек-человек. Класс профессии. Условия труда. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. Врач - специалист с высшим медицинским образованием. Учебные заведения. Способность анализировать факты и логически мыслить. Личностные качества. Начиная с 17 века качество подготовки улучшается. Первой профессиональной клятвой врача стала клятва Гиппократа.

«Машинист локомотива» - Общая характеристика профессии. Формула профессии. Где можно получить профессию машиниста. Ознакомиться с особенностями профессии машиниста локомотива. Медицинские противопоказания. Требования к индивидуальным особенностям. Требования к профессиональной подготовке. Чтобы избежать ошибок, готовьтесь к выбору профессии заранее. Я выбираю профессию. Почему я выбираю эту профессию.

«Формы политического режима» - Выборность основных органов власти. Судебная власть. Демократия. Законодательная власть. Организация власти. Политический режим. Выборы. Признаки авторитарного режима. Формы тоталитаризма. Признаки демократического режима. Авторитарный политический режим. Политические режимы. Тоталитарный политический режим. Исполнительная власть. Авторитарный режим. Признаки тоталитарного режима. Виды политических режимов.