Логопед заболевания. Кто такой логопед? И чем он занимается? Что входит в компетенцию врача Логопеда

Для многих людей слово «логопед» ассоциируется с образом героя Ролана Быкова в комичной сцене из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Образ логопеда, с характерными «фефектами фикции», можно сказать, стал визитной карточкой логопедов. Но всё это забавно, когда не касается проблем речи.

Люди не рождаются с уже сложившейся речью. Формирование речи происходит постепенно. Сначала ребенок учится правильному и четкому произношению звуков, постепенно связывая их в слова, которые потом пытается складывать в предложения и затем учится излагать свои мысли последовательно и конструктивно. Не всегда развитие речи происходит одновременно с умственным развитием человека. Очень часто бывает, что развитие речи происходит с некоторыми особенностями, которые поможет откорректировать специалист – логопед. Вообще, логопед – это специалист с педагогическим образованием, который корректирует и устраняет речевые нарушения у взрослых и детей. Основной задачей логопеда является изучение причин, механизмов, симптомов, структуры нарушения речи и системы коррекции этих нарушений. При работе с детьми задачи логопеда значительно расширяются. А именно, необходимо развитие внимания у детей, зрительной и слуховой концентрации, общего мышления ребенка, моторики мелкой и общей. Системный подход в образовательном процессе ребенка позволяет достичь высоких результатов. Задачи логопеда не имеют конкретных рамок, ведь вместе с коррекцией речи обогащается словарный запас, развивается связная речь, повышается уровень грамотности. Поэтому, специализация логопеда достаточно широкая и включает так же основы психопатологии, невропатологии, патологии органов слуха и речи.

Логопедия представляет собой раздел дефектологии – науки о речевых нарушениях и методиках их предупреждения, дальнейшей диагностики, и устранения. Предметом изучения логопедии являются симптомы, механизм, структура и течение различных нарушений речи и система коррекции этих нарушений.

Профессия логопеда относительно новая и не имела особой значимости, и признания до начала ХХ столетия. Проблемы с речью сами собой проходили с возрастом. Недостаток знаний в области логопедии, способствовал тому, что проблемы с речью долгое время считались физическим недостатком и их лечили как обычные болезни. И только в 50-десятых годах прошлого столетия установлена психологическая основа проблемы нарушения речи.

Каждый человек имеет социальную сущность и нуждается в постоянном общении с другими людьми. Общение является значимым аспектом в жизни людей. Проблемы с речью, дефекты дикции могут стать серьёзной причиной развития комплекса неполноценности. Многие общительные и компанейские личности не имели бы возможности быть таковыми, если бы ими своевременно не занялся логопед. Безусловно, неоценима роль логопедов в социуме, ведь их деятельность способна менять судьбы людей.

В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей. Эффективность деятельности логопеда лишь частично зависит от самого специалиста. Успешному результату коррекции речи могут мешать различные дефекты ротовой полости, челюстей, удаление которых не всегда возможно.

Кто такой логопед?

Кто такой логопед и каковы его цели и задачи? Это мы сейчас и выясним. Специалист по нарушениям речи у взрослых и детей, собственно, и называется логопедом. Как правило, логопед - это педагог, который корректирует, выявляет и устраняет речевые нарушения. Многие считают, что логопед корректирует проблемы звукопроизношения. Действительно же, задачи логопеда имеют гораздо более широкий спектр деятельности, включающий совершенство структуры слогов слова, формирование навыков звукового синтеза и анализа, совершенство грамотной и связной речи, навыки грамоте, коррекция нарушений чтения и письма. Совершенно очевидно, что профессиональная деятельность логопеда является многопрофильной и требует глубоких знаний педагогики и логопедии, психологии, основ невропатологии, анатомии, физиологии человека.

В виду того, что речь относится к высшей психической функции людей, деятельность логопедов направлена на развитие у ребенка психических процессов, а именно, концентрации внимания, восприятия, как слухового, так и зрительного, развития мышления, моторики, памяти. Оказание квалифицированной помощи ребенку становится невозможным, если логопед не владеет достаточными знаниями основ физиологии органов слуха, речи и зрения, невропатологии, анатомии человека. Ведь только системный подход к проблеме речевого нарушения может гарантировать эффективную коррекцию и успешный результат. Поэтому, сказать определенно - кто такой логопед, можно лишь объединив все эти навыки и специальности в одно общее понятие.

Когда следует обращаться к логопеду?

Достаточно часто родители детишек задают вопрос – когда следует обращаться к логопеду? Не следует откладывать визит к логопеду в случае, когда при общении с ребенком вы замечаете неправильное произношение звуков, заикание, непонимание речи, отставание речевого развития ребенка.

Для заикания характерны судороги мышц лица, языка, губ и дыхательного аппарата ребёнка. По типу судороги могут быть тоническим, клоническим и смешанным. Клонические судороги характеризуются повторением одного звука или одного слога, например, «по-по-по-помоги», для тонических судорог характерно затруднение начала речи, когда ребенок как будто застрял на одном слове. В особо трудных случаях наблюдаются смешанные судороги, сочетающие характерные черты обоих типов судорог.

Кроме характерных судорог можно заметить характерные двигательные уловки – когда перед началом разговора ребенок совершает, какое либо движение рукой, например, поглаживание лба, носа, мочки уха. Заикание сопровождается речевыми уловками, когда ребенок перед началом речи длительно проговаривает один звук или повторяет многократно одно слово, например, «и-и-и-и-и», «да…да…да…да…».

Очевидные изменения в поведении ребенка, так же являются поводом срочного визита к логопеду. Когда ребенок стесняется своего заикания, становится замкнутым, то избегает общения даже с родителями. Вообще в дальнейшем, заикание значительно усложняет развитие личности ребенка, возможно развитие низкой самооценки. Не всегда переживания по поводу заикания, адекватны серьёзности заикания. Очень справедливо, среди логопедов бытует мнение, что заикание влияет, прежде всего, на личность, а лишь потом на речь.

Важным признаком заикания специалисты называют логофобии. Возникновение необъяснимого страха и боязни ситуаций, в которых может появится заикание, например, ответы на уроках в школе, обращение к незнакомым людям в нестандартных ситуациях.

Вопрос, когда следует обращаться к логопеду, нельзя оставить без конкретики относительно возраста пациентов. Обязательные визиты к логопеду специалисты выделили в несколько периодов. Итак, помощь квалифицированного логопеда необходима в случаях когда:

  • ребенок в возрасте двух-трёх месяцев не воспроизводит звуки гуления;
  • ребенок в возрасте шести-семи месяцев не лепечет;
  • малыш в возрасте одного года не произносит звуки;
  • малыш в возрасте двух лет не говорит слов;
  • всем детям в возрасте трёх лет необходима консультация логопеда;
  • ребенок в возрасте пяти лет трудно излагает свои мысли, строит предложения, пересказывает сказки и рассказы.

В ситуации, когда следует обращаться к логопеду, родителям необходимо сформулировать цели и задачи, которые требуют непосредственного участия квалифицированного специалиста. Такая формулировка может состоять из таких вопросов:

  • обучение правильному произношению звуков;
  • обучение навыкам составления рассказов, пересказов сказок;
  • обучение грамоте и письму;
  • устранение проблем нарушений письма и чтения;
  • обучение навыкам слоговой структуры слова;
  • растяжка подъязычной уздечки, мешающей правильному произношению звуков -л- и -р-;
  • логопедические массажи.

Какие анализы нужно сдать при обращении к логопеду?

Многие родители перед визитом к специалисту задают вопрос, какие анализы нужно сдать при обращении к логопеду? Важность первого визита к логопеду значительна, но, тем не менее, нет необходимости проведения каких либо анализов или лабораторных исследований. Как правило, все происходит в кабинете логопеда. Необходимо подробно рассказать логопеду о возникающих речевых нарушениях или отклонениях, на которые вы обращаете внимание. Подробность и детальность вашего рассказа поможет логопеду выбрать методику диагностики и дальнейшей коррекции речевых нарушений ребенка.

Любая диагностика нарушения речи начинается с опроса родителей о составе семьи, языковом общении ребенка, наследственности. Отвечая на вопросы логопеда, родителям необходимо быть предельно точными в ответах, ведь речь идет об их ребенке. Важной является информация о раннем детстве малыша, течение беременности, появление ребенка, физическое развитие младенца, когда он сказал первое слово и предложение.

Как показывает практика, первый визит к логопеду является ознакомительным, обследование проводится при следующих встречах, в виду, возможной застенчивости или стеснительности ребенка. Вполне возможно, что ребенок не будет отвечать на вопросы логопеда и тем более участвовать в играх и тренировках. Такие ситуации являются абсолютно нормальными. Незнакомая обстановка и условия, встреча с незнакомым человеком способствуют осторожному отношению ребенка. Квалифицированный специалист знает, как наладить личный контакт с ребенком.

Многих родителей пугают диагнозы логопеда, например, дизартрия, дислалия. Но такие логопедические заключения не являются медицинским диагнозом и содержат рекомендации по устранению речевых нарушений. Необходимо обращать внимание на тот факт, что коррекция речевых нарушений в равной степени зависит от участия в этом процессе родителей ребенка. Длительность процесса коррекции напрямую зависит от серьезного отношения к логопедическим занятиям ребенка и его родителей. В некоторых случаях обязательно присутствие на занятиях родителей. Успешный результат коррекции дефектов речи возможен при усилиях всех участников этого процесса, а именно, ребенка и его родителей и логопеда.

Консультация логопеда очень важна и любое беспокойство в вопросе нарушений речи оправдано. Обращаясь за помощью к логопеду своевременно, вы значительно поспособствуете успешному решению проблем, если таковые имеются.

Какие методы диагностики использует Логопед? Давайте подробнее рассмотрим, какие методы диагностики использует логопед в своей практике. С целью выявления дефектов речи, прежде всего, проводится речевое и физикальное обследование ребенка. Логопеду необходимо досконально оценить уровень речевого развития ребенка. Для этого нужно выяснить правильность произношения звуков, уровень его словарного запаса и умение использовать его при общении, правильность формирования фраз. Уровень речевого общения с учетом возраста ребенка. У ребенка школьного возраста дополнительно оценивается уровень грамотного письма и чтения, уровень развития образного мышления, способность ориентировки в пространстве, навыки рисования, конструировать. Очень важна оценка логического мышления и умения последовательного изложения своих мыслей. Логопеду важно знать предпочтения ребенка в играх, его заинтересованность играми. Формирование умения грамотной речи ребенка происходит при условии эмоционального развития ребенка и его потребностей в общении с людьми. Оценка уровня эмоционального развития очень важна при обследовании ребенка логопедом.

При обнаружении нарушений в речевом развитии ребенка, задачи логопеда заключаются в определении причин и механизмов этого нарушения и определения стратегии коррекционного обучения или лечения с применением лечебно-восстановительных мер.

В настоящее время родители максимально занимают своего ребенка музыкой, спортом, изучением иностранных языков, игнорируя тот факт, что ребенок на родном языке изъясняется недостаточно хорошо. Это конечно дело родителей, но не нужно ребенка перегружать информацией, ведь пределы человеческих возможностей не безграничны, всё должно быть в меру и своевременно.

Своевременность обращения к специалисту, собственно и определяет, какие методы диагностики использует логопед.

Чем занимается логопед?

Педагогическая специализация обуславливает то, чем занимается логопед. Основной задачей логопеда является оценка речевого развития ребенка. Путем выяснения уровня развития ребёнка, например, правильности произношения звуков, достаточности запаса слов, умения составления фраз, практических навыков речевого общения, логопед составляет общую картину речевого развития ребенка и определяет приоритетные направления своей деятельности.

У ребенка школьного возраста оцениваются навыки грамотного письма и чтения. Как правило, у детей старшего возраста оцениваются неречевые способности, степень развития образного мышления, возможность ориентироваться в пространстве, навыки рисования, конструирования, логического и конструктивного мышления, навыки последовательного изложения мыслей. К тому же важно знать игровое предпочтение ребенка, во что ему больше нравится играть, разнообразие игр интересующих его, а так же степень заинтересованности определенной игрой. Деятельность логопеда не ограничивается только лишь коррекцией произносимых звуков. Прежде всего, логопед развивает внимание ребенка, его восприятие слуховое и зрительное, развивает узнавание и различение предметов ситуаций у ребенка, развитие памяти и логического мышления. Это способствует успешному образовательному процессу обогащению словарного запаса ребенка, развитию грамотной речи.

При обнаружении у ребенка отклонений в речевом развитии от детей его возраста, логопеду необходимо выяснить основные причины и механизм таких отклонений. Определить приоритетные направления корректировки речевых отклонений, методики их корректировки, участников процесса корректировки, при необходимости других лечебно-восстанавливающих методах. Определить чем конкретно занимается логопед, достаточно сложно, в виду многопрофильности этой профессии. В каждом отдельном случае определяется индивидуальная методика коррекции речевых нарушений.

Вообще, логопедическая практика включает корректировку таких речевых отклонений:

  • дефекты при произношении звуков, дизартрия, ринолалия, дислалия;
  • нарушение речевого темпа и ритма, брадилалия, заикание, тахилалия;
  • голосовые нарушения, афония, дисфония;
  • речевое недоразвитие, потеря дара речи, афазия, алалия;
  • нарушение письменной речи, дислексия, дисграфия;

Все эти речевые нарушения объединены в такие группы:

  • нарушения при произношении звуков или фонетическое неразвитие речи (сокращенная аббревиатура ФНР);
  • нарушения произношения звуков, сочетающиеся с неразвитием фонематического слуха или способности различать звуки (ФФНР);
  • нарушения произношения звуков, проблемы с лексикой, грамматикой, связной речью, и других языковых структур или общее неразвитие речи (ОНР).

Какие заболевания лечит логопед?

Давайте подробнее рассмотрим, какие заболевания лечит логопед. Итак, мы уже выяснили, что логопедическая специализация имеет многопрофильный характер. Этот факт обуславливает множество заболеваний по профилю логопеда. К таким можно отнести заикания различных степеней, картавость, шепелявость, гнусавость, отсутствие способности произношения слов в определенном порядке, отсутствие способности составлять логические предложения, лечение дислексий различных степеней. Речевые дефекты могут обуславливаться врожденными пороками, например, заячьей губой или дефектами постановки речи.

Нередки случаи обращения взрослых людей к услугам логопеда или фонопеда.

Это, как правило, связано с нарушением работы речевого аппарата, вызванным несчастным случаем или перенесенным заболеванием.

Логопеды практикуют лечение пациентов, которым вследствие онкологических заболеваний удаляют гортань, пациентов с поражениями отделов головного мозга, спровоцированного склеротическими явлениями или опухолями головного мозга, пациентов с нарушениями целостности гортани и других заболеваний в следствие которых, нарушается речевая функция. В таких случаях методика лечения назначается индивидуально и зависит от причины речевых нарушений.

Детские логопеды практикуют в своих методиках лечения речевых нарушений у детей применение всевозможных игр, стараясь максимально создать благоприятную обстановку для свободного самовыражения ребенка.

Методики лечения достаточно разнообразны. Например, попытки погасить свечку или надувание мыльных пузырей способствует развитию способности придавать губам определенное положение и развивает способность контролировать дыхание. Высовывая язык, перед зеркалом или показывая его логопеду, ребенок узнает о возможных движениях языка. Такие упражнения способствуют тренировке мышц, которые активно участвуют при произношении звуков. Логопед обучает пациента правильному дыханию, а лишь потом начинают вырабатывать правильный речевой голос. После этого начинается обучение общей артикуляции.

Большое значение имеют регулярные постоянные тренировки артикулярного аппарата, которые возможны в результате диалога ребенка и взрослого человека. Своеобразная тренировка артикулярного аппарата происходит при жевании твердых яблок или моркови. Как правило, дети пытаются повторять звуки, которые говорит им логопед. Очень часто, достаточно логопедических упражнений чтобы ребенок избавился от косноязычия. Развивающие игры, рассматривание всевозможных картинок способствует правильному формированию речевого развития, обучению правильному составлению слов и предложений и развитию выразительной и связной речи.

И всё же, какие заболевания лечит логопед. Прежде всего, это нарушение звукового произношения или дизартрия и дислалия, нарушение речевого темпа или заикание, речевые расстройства, связанные со слуховыми нарушениями, потеря дара речи, речевое недоразвитие или алалия и афазия, дефективный прикус.

Советы врача логопеда не будут лишними и пригодятся родителям деток разного возраста, тем более, что проблемы с речью в настоящее время явление достаточно частое.

Специалисты-логопеды отметили такую закономерность – у детей, имеющих проблемы с речью наблюдается отсутствие аппетита. Съесть яблоко или морковь становится целой проблемой. Это объясняется тем, что челюстные мышцы у таких детей слаборазвиты, что собственно и тормозит развитие артикуляционного аппарата. С целью развития челюстных мышц и артикуляционного аппарата необходимо приучать ребенка к жеванию корочек подсушенного хлеба, можно даже сухарей, целых овощей и фруктов, небольших кусков мяса. Для развития мышц языка и щек можно научить ребенка надувать щеки и перекатывать воздух из щеки в щеку.

Важно развитие мелкой моторики, ребенку необходимо как можно больше двигать пальчиками, например, нажимать клавиши телефона, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Такие тренировки пальчиков необходимо проводить регулярно. По мере развития моторики пальчиков, речь ребёнка формируется и становится понятнее.

Развитию моторики способствует занятие лепкой. Но при этом необходимо следить за тем, чтобы малыш не брал в рот пластилин.

Многие родители не дают в руки ребенку ножницы. В продаже есть специальные ножницы для детей, исключающие возможность ранения. Вырезание такими ножницами будет отличной тренировкой, развивающей моторику детских пальчиков.

Немногие знают, что звуки речи образуются воздушной струей, которая выходит их легких в гортань, через глотку и ротовую полость.

Нормальное звукообразование возможно благодаря правильному речевому дыханию, создающему условие для нормальной громкости речи, сохранению плавной речи, выразительности и интонации. Нарушенное речевое дыхание может быть результатом общего ослабления аденоидного разращения, всевозможных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка провоцирует такие нарушения речевого дыхания, нерациональное использование выдоха, неполное возобновление запасов воздуха. У ребенка с ослабленным выдохом-вдохом очевидны трудности с громкостью речи, произношением фраз.

Нерациональное расходование воздуха нарушает плавность речи, в виду того, что ребенку необходимо сделать вдох на середине фразы. Очень часто ребенок с такими проблемами может недоговаривать слова и в конце фразы перейти на шепот или заканчивая длинную фразу, ребенок говорит на вдохе, при этом речь будет судорожной, нечеткой, с захлебываниями. Короткий выдох не дает сделать ребенку логическую паузу в речи и он говорит быстро.

Развивая у ребенка речевое дыхание, прежде всего, нужно сформировать правильный, достаточной силы, плавный выдох ртом. Этот выдох должен быть постепенным. Ребенку нужно объяснить необходимость постепенного выдоха и экономного расходования воздуха.

Очень важно развивать у ребенка способность направления воздушных потоков в определенном направлении. Это можно практиковать во время игр с ребенком. При этом необходимо постоянно следить за правильностью дыхания ребенка.

Правильному вдоху предшествует правильный ротовой выдох. Выдох делается набором полной груди воздуха через нос. Выдыхать нужно воздух плавно без толчков. При выдохе губы нужно складывать трубочкой, не сжимая и не надувая щеки. Выдыхать воздух необходимо через ротовую полость, недопускается выдох воздуха через нос. Чтобы ребенок ощутил, как воздух выходит через ротовую полость, зажмите кратковременно ему ноздри. Выдох должен быть полным, до полного выдоха воздуха. Следите за тем, чтобы во время разговора или пения ребенок не набирал воздух частыми короткими вдохами.

Проведение игр развивающих дыхание ребенка, имейте в виду возможное головокружение у ребенка. Следовательно, необходимо ограничение по времени длительности таких игр или чередование с другими развивающими упражнениями.

Безусловно, роль родителей и близких людей при речевом развитии ребенка значительна. В некоторых случаях достаточно сконцентрировать внимание малыша на правильном произношении звуков, и он с удовольствием повторяет эти звуки. При возникающих трудностях произношения звуков, необходимо дополнительное развитие артикуляционной мускулатуры при помощи специальной гимнастики. Если по истечении месяца проведенных занятий произношение не улучшилось, необходима консультация логопеда. Дальнейшие непрофессиональные занятия с ребенком могут способствовать развитию неправильного произношения или вообще нежелания ребенка чем-либо заниматься.

Родителям малыша необходимо следить за своей речью, ведь они пример для подражания и первые слова ребенок слышит именно от родителей.

Родителям нужно общаться с ребенком как с равным. Исключается искажение звукопроизношения по типу «сюсюкания», «лепетные» интонации, подражание речи ребенка так же исключаются. Речь родителей должна быть четкой, умеренного темпа.

При общении с ребенком не употребляйте сложные для восприятия выражения и обороты и труднопроизносимые слова. Ваша речь должна быть максимально простой для восприятия ребенка.

Значение незнакомых слов и выражений нужно объяснять ребенку в доступной и понятной для него форме. Исключается передразнивание или раздраженное корректирование речи ребенка, ни в коем случае не наказывайте ребенка за ошибки в речи.

Большая польза от чтения ребенку стихотворений соответствующих его возрасту. Развитие слухового внимания, подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики кистей рук, безусловно, способствуют правильному развитию речи.

Как правило, общаясь со сверстниками, при условии, что это нормальная языковая среда, возможно позитивное влияние на речевое развитие малыша. Но не всегда ребенок в состоянии самостоятельно решить речевые проблемы. Достаточно много взрослых людей имеют речевые дефекты – является доказательством этому. Поэтому очень важно, если у ребенка есть нарушения речи необходимо проконсультироваться с логопедом. Успешное исправление речи в большей степени зависит от своевременного начала коррекции этих нарушений. Выявление проблемы в речевом развитии на ранних стадиях гарантирует в большинстве случаев достижение успешного результата. Родителям необходимо помнить, что эффективная коррекция речи ребенка зависит от общения и игр в домашних условиях и закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом.

Малышам с явными речевыми дефектами необходима квалифицированная помощь логопеда, при этом не стоит забывать об адекватной помощи родителей. Основные советы логопеда, прежде всего, заключаются во внимательном общении с ребенком и своевременном обращении к услугам специалиста при обнаружении нарушений речи.

В своей практике часто сталкиваюсь с тем, что родители моих маленьких учеников не в полной мере понимают содержание деятельности логопеда, да и вообще сущность моей профессии. Предлагаю вместе разобраться с мифами и заблуждениями относительно того, кто же такой на самом деле этот специалист.

Начнем с самого распространенного тезиса и сразу же опровергнем его: логопед - не врач ! Это педагог. Мы получаем педагогическое образование. Если быть более точными - специальное педагогическое. Поэтому детки, с которыми мы занимаемся - не пациенты, а ученики. Соответственно, и методы, которые я и мои коллеги используем в работе, предполагают не медицинское, а педагогическое воздействие.

Конечно, бывают логопеды с первым (или вторым) медицинским образованием, но это совсем не означает, что его имеют все специалисты по развитию речи. При этом любой логопед во время учебы достаточно подробно изучал детскую невропатологию. Он знаком со всеми неврологическими диагнозами, способен расшифровать ваши медицинские карты и заключения невролога, имеет чёткие знания о работе мозга, строении речевого аппарата, периферической и центральной нервной системы и так далее. Не зря говорят, что профессия логопеда стоит на стыке двух наук - медицины и педагогики. И в своей работе нам зачастую приходится работать в контакте с врачами (невролог, отоларинголог и другие специалисты) для того, чтобы максимально эффективно оказать помощь ребенку.

Следующий миф связан с утверждением о том, что логопед - это специалист, который занимается исключительно постановкой звуков. Стоит упомянуть о своей профессии, как люди тут же выстраивают ассоциации с «исправлением звука Р», борьбой с «шепелявостью» и «картавостью». Тут я хочу пояснить, что звукопостановка - это наиболее очевидная, так скажем, заметная для окружающих часть работы логопеда. А между тем мы работаем над развитием речи в целом! А это и звуковая сторона, и фонематическое восприятие, и лексика (расширение и активизация словарного запаса), и грамматика, и просодика (интонация, дикция и прочее). То есть мы охватываем абсолютно все компоненты речи, и работа над отдельными из них подчас гораздо сложнее, чем постановка того или иного звука.

Теперь предлагаю ближе рассмотреть непосредственную деятельность логопеда и сразу же разобраться с еще одним заблуждением. Почему-то считается, что в процессе занятий и постановки звуков логопед обязательно будет залезать ребенку в рот различными штуками (имеются в виду зонды и зондозаменители). Многие родители очень боятся этого, и их неверный настрой передается малышам. В ряде случаев без этого, к сожалению, не обойтись. Но тогда грамотный специалист готовит к таким манипуляциям ребёнка и проводит их очень деликатно, не вызывая никакого дискомфорта у малыша, а также соблюдая все правила гигиены. А вообще, в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, а просто используя профессиональные «секретики».

А в заключение опровергну еще один миф: логопед - не волшебник ! Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя и, конечно, самого ребёнка. Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий всё равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут всё как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребёнка , как вы понимаете, играет ключевую роль!

Занимается коррекцией нарушений речи как у детей, так и у взрослых.

В современной практике используются педагогические, психотерапевтические методы коррекции, аудирование (прослушивание аудиозаписей) и многое другое.

Лечение у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее.

Что входит в компетенцию врача Логопеда

Его задача - всесторонне оценить состояние речи ребенка.

Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это - «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка.

Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопеда - понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

Какими заболеваниями занимается Логопед

- нарушения произношения звуков (дислалия и дизартрия);
- нарушения ритма и темпа речи (заикание, реактивное заикание);
- расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
- недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
- неправильный прикус.

Какими органами занимается врач Логопед

Логопед корректирует дефекты речи.

Когда следует обращаться к Логопеду

- позднее развитие речи;
- нарушения понимания речи или дефектное звукопроизношение;
- заикание.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка.

По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я... а я... а я...”).

Личностные изменения ребенка.

Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Когда и какие анализы нужно делать

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Логопед

Проводится физикальное и речевое обследование ребенка, с целью выявления дефектов речи. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Малышам очень полезно заниматься лепкой. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

07.12.2018

Специалисты Орхусского университета (Дания) совместно с учеными Квинслендского университета (Австралия) утверждают, что дефицит витамина D в крови новорожденного, в последствии повышает риски развития шизофрении в зрелом возрасте

Специалисты Калифорнийского университета (США) разработали лекарственную форму для борьбы с болезнью Альцгеймера

16.05.2018

Специалистам удалось установить, что использование комплекса препаратов, которые содержат белковые молекулы, могут продлить период времени до наступления деменции.

Медицинские статьи

Диагноз «глиобластома» воспринимается пациентами как приговор, однако в настоящее время врачи способны продлить жизнь пациентам с этим агрессивным видом опухоли мозга.

Методика обработки зубов с сохранением пульпы при изготовлении коронок не часто практикуется врачами-ортопедами, так как осложнения от перегрева нерва во время обработки, приводили к воспалению и зубы начинали болеть под коронками

В период освоения физического мира у ребенка возникает потребность все делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребенок...

Как удалить зубной камень в домашних условиях? Зубной камень это отвердевший зубной налёт, образующийся на поверхности зубов. В этой статье рассмотрим народные методы удаления зубного камня в домашних условиях.

Как выбрать зубную пасту и какая зубная паста лучшая? Тюбик зубной пасты - привычный гость на полочке в ванной. Все мы с самого детства знаем - чтобы зубы были здоровыми, их следует чистить пастой.

Логопед – это специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза).

Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.

Логопедия представляет собой раздел дефектологии – науки о речевых нарушениях и методиках их предупреждения, дальнейшей диагностики, и устранения. Предметом изучения логопедии являются симптомы, механизм, структура и течение различных нарушений речи и система коррекции этих нарушений.

Какими заболеваниями занимается логопед

В область задач хорошего врача логопеда входит множество направлений, которые связаны с нарушениями произношения звуков, нарушения ритма речи, расстройства, которые вызваны какими-либо переживаниями, заикание, недоразвитая речь или неправильный прикус. Поэтому лечение у этого врача рекомендуется начинать с относительно раннего возраста.

  • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
  • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
  • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
  • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
  • дислексия (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
  • ринолалия (то есть гнусавость);
  • мутизм (отказ от речи) различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
  • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

При каких симптомах обращаться к логопеду:

Когда следует обращаться к логопеду

  • позднее развитие речи;
  • нарушения понимания речи или дефектное звукопроизношение;
  • заикание.

Основным признаком-симптомом заикания являются судороги в мышцах лица, губ, языка, дыхательного аппарата ребенка.

По характеру они бывают клонические, когда ребенок повторяет один звук или один слог (“по-по-по-пойдем”). И бывают более тяжелые судороги – тонические – когда ребенок просто не может начать говорить, как бы застревает на слове. Могут быть и судороги смешанного типа.

Помимо судорог родители могут заметить и другие признаки заикания – это двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: подергивает мочку уха, постукивает рукой.

Речевые уловки – человек, чтобы начать говорить, проговаривает длительно звук или многократно повторяет одно и то же слово (“э-э-э-э-э”, “А я... а я... а я...”).

Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания. Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом.

Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице.

Советы врача логопеда не будут лишними и пригодятся родителям деток разного возраста, тем более, что проблемы с речью в настоящее время явление достаточно частое.

Развитие челюстных мышц и артикуляционного аппарата

Специалисты-логопеды отметили такую закономерность – у детей, имеющих проблемы с речью наблюдается отсутствие аппетита. Съесть яблоко или морковь становится целой проблемой. Это объясняется тем, что челюстные мышцы у таких детей слаборазвиты, что собственно и тормозит развитие артикуляционного аппарата.

С целью развития челюстных мышц и артикуляционного аппарата необходимо приучать ребенка к жеванию корочек подсушенного хлеба, можно даже сухарей, целых овощей и фруктов, небольших кусков мяса. Для развития мышц языка и щек можно научить ребенка надувать щеки и перекатывать воздух из щеки в щеку.

Развитие мелкой моторики

Важно развитие мелкой моторики, ребенку необходимо как можно больше двигать пальчиками, например, нажимать клавиши телефона, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Такие тренировки пальчиков необходимо проводить регулярно. По мере развития моторики пальчиков, речь ребёнка формируется и становится понятнее. Развитию моторики способствует занятие лепкой. Но при этом необходимо следить за тем, чтобы малыш не брал в рот пластилин.

Многие родители не дают в руки ребенку ножницы. В продаже есть специальные ножницы для детей, исключающие возможность ранения. Вырезание такими ножницами будет отличной тренировкой, развивающей моторику детских пальчиков.

Речевое дыхание

Немногие знают, что звуки речи образуются воздушной струей, которая выходит их легких в гортань, через глотку и ротовую полость. Нормальное звукообразование возможно благодаря правильному речевому дыханию, создающему условие для нормальной громкости речи, сохранению плавной речи, выразительности и интонации.

Нарушенное речевое дыхание может быть результатом общего ослабления аденоидного разращения, всевозможных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка провоцирует такие нарушения речевого дыхания, нерациональное использование выдоха, неполное возобновление запасов воздуха. У ребенка с ослабленным выдохом-вдохом очевидны трудности с громкостью речи, произношением фраз.

Нерациональное расходование воздуха нарушает плавность речи, в виду того, что ребенку необходимо сделать вдох на середине фразы. Очень часто ребенок с такими проблемами может недоговаривать слова и в конце фразы перейти на шепот или заканчивая длинную фразу, ребенок говорит на вдохе, при этом речь будет судорожной, нечеткой, с захлебываниями. Короткий выдох не дает сделать ребенку логическую паузу в речи и он говорит быстро.

Развивая у ребенка речевое дыхание, прежде всего, нужно сформировать правильный, достаточной силы, плавный выдох ртом. Этот выдох должен быть постепенным. Ребенку нужно объяснить необходимость постепенного выдоха и экономного расходования воздуха.

Очень важно развивать у ребенка способность направления воздушных потоков в определенном направлении. Это можно практиковать во время игр с ребенком. При этом необходимо постоянно следить за правильностью дыхания ребенка.

Правильному вдоху предшествует правильный ротовой выдох. Выдох делается набором полной груди воздуха через нос. Выдыхать нужно воздух плавно без толчков. При выдохе губы нужно складывать трубочкой, не сжимая и не надувая щеки. Выдыхать воздух необходимо через ротовую полость, недопускается выдох воздуха через нос. Чтобы ребенок ощутил, как воздух выходит через ротовую полость, зажмите кратковременно ему ноздри. Выдох должен быть полным, до полного выдоха воздуха. Следите за тем, чтобы во время разговора или пения ребенок не набирал воздух частыми короткими вдохами.

Проведение игр развивающих дыхание ребенка, имейте в виду возможное головокружение у ребенка. Следовательно, необходимо ограничение по времени длительности таких игр или чередование с другими развивающими упражнениями.

Безусловно, роль родителей и близких людей при речевом развитии ребенка значительна. В некоторых случаях достаточно сконцентрировать внимание малыша на правильном произношении звуков, и он с удовольствием повторяет эти звуки. При возникающих трудностях произношения звуков, необходимо дополнительное развитие артикуляционной мускулатуры при помощи специальной гимнастики.

Если по истечении месяца проведенных занятий произношение не улучшилось, необходима консультация логопеда. Дальнейшие непрофессиональные занятия с ребенком могут способствовать развитию неправильного произношения или вообще нежелания ребенка чем-либо заниматься.

Следите за своей речью

Родителям малыша необходимо следить за своей речью, ведь они пример для подражания и первые слова ребенок слышит именно от родителей.

Родителям нужно общаться с ребенком как с равным. Исключается искажение звукопроизношения по типу «сюсюкания», «лепетные» интонации, подражание речи ребенка так же исключаются. Речь родителей должна быть четкой, умеренного темпа.

При общении с ребенком не употребляйте сложные для восприятия выражения и обороты и труднопроизносимые слова. Ваша речь должна быть максимально простой для восприятия ребенка.

Значение незнакомых слов и выражений нужно объяснять ребенку в доступной и понятной для него форме. Исключается передразнивание или раздраженное корректирование речи ребенка, ни в коем случае не наказывайте ребенка за ошибки в речи.

Большая польза от чтения ребенку стихотворений соответствующих его возрасту. Развитие слухового внимания, подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики кистей рук, безусловно, способствуют правильному развитию речи.

Консультация у логопеда

Как правило, общаясь со сверстниками, при условии, что это нормальная языковая среда, возможно позитивное влияние на речевое развитие малыша. Но не всегда ребенок в состоянии самостоятельно решить речевые проблемы. Достаточно много взрослых людей имеют речевые дефекты – является доказательством этому. Поэтому очень важно, если у ребенка есть нарушения речи необходимо проконсультироваться с логопедом.

Успешное исправление речи в большей степени зависит от своевременного начала коррекции этих нарушений. Выявление проблемы в речевом развитии на ранних стадиях гарантирует в большинстве случаев достижение успешного результата. Родителям необходимо помнить, что эффективная коррекция речи ребенка зависит от общения и игр в домашних условиях и закрепления знаний, полученных на занятиях с логопедом.

Малышам с явными речевыми дефектами необходима квалифицированная помощь логопеда, при этом не стоит забывать об адекватной помощи родителей. Основные советы логопеда, прежде всего, заключаются во внимательном общении с ребенком и своевременном обращении к услугам специалиста при обнаружении нарушений речи.

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.