Лирический герой есенина как выражение русской национальной психологии. Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина. Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина
«Письмо к женщине» - не единственный, но, пожалуй, наиболее яркий пример любовной лирики поэта. Написанное в 1924 году, оно стало отражением одной из важнейших доктрин молодого Советского Союза: личное есть политическое и общественное. В стихотворении Есенин не выносит свое личное, больное, любовное на всеобщий суд — но и отделить собственное увлечение от судьбы страны не может.
Основано «Письмо», как и остальная есенинская лирика, на реальных событиях и обращено к реальной женщине — бывшей возлюбленной поэта, которая на время написания стихотворения уже была замужем за другим. Зинаида Райх, которую несколько лет назад Сергей бросил в то время, как она была беременна вторым ребенком от него, стала супругой знаменитого театрального режиссера Мейерхольда. В 1924 она жила вполне счастливо, Мейерхольд признал есенинских детей своими, но поэт все равно чувствовал себя виноватым перед бывшей любовью. Так — в качестве покаяния — и появилось письмо.
Главная тема стихотворения
Центральной темой произведения является любовь — к женщине и к России. Лирический герой, которым является сам Сергей Есенин, в самом начале стихотворения вспоминает обстоятельства, приведшие к разрыву. Стоит отметить, что с его точки зрения инициатором является женщина, которая хочет идти дальше, к нормальной жизни, в отличие от мужчины, который на момент расставания живет не очень подобающе.
В некотором смысле это противоречит историческим реалиям: Райх ради новой женщины оставил сам Есенин. Она очень тяжело переживала разрыв, даже попала в клинику с душевным расстройством. Впрочем, современники отмечали, что Зинаида умела представлять самые разные события в нужном свете, так что не исключено, что «шальная жизнь», которая ее «измучила», как и речи об этом, действительно имели место быть.
Важно то, что тема любви — во всяком случае, к женщине, - в произведении является односторонней. Есенин говорит «Меня вы не любили», признавая тем самым отсутствие доверительных отношений между ним и Райх. Он не упрекает ее — лишь отмечает разочарование от того, что пытался связать собственную судьбу с человеком, который по сути своей ему чужд.
В стихотворении Есенин признает свою вину в том, что семья не выдержала испытаний, но отмечает, что все беды были от того, что он не понимал «куда несет нас рок событий» - революция, свершившаяся в России. Затем говорит о том, что изменился — стал спокойней, стал, по сути, другим человеком. И эти изменения связаны не столько с ним как с отдельной личностью, сколько со всей страной. «Смутное» время, когда Советы только зарождались, прошло, народ окреп, привык жить по-новому. И вместе со всеми жить по-новому привык лирический герой «Письма».
Он не пытается возродить былые чувства, признавая, что женщине, которую он когда-то любил, лучше без него — она замужем, муж ее «серьезный, умный». При этом поэт сохраняет теплые воспоминания о былой любви, подписываясь «Вас помнящий всегда».
Структурный анализ стихотворения
В произведении четко выделяются 2 части, разделенные и типографским способом — отточием, и содержанием, и эмоциональной наполненностью. «Тогда» описано в самых мрачных, неприятных красках. Есенин не жалеет сравнений, метафор и эпитетов. На строках «чтоб не смотреть людскую рвоту» перед внутренним взором читателя возникает все самое отвратительное и низменное, что только может быть.
Вторая часть спокойней и плавней, она пропитана светлыми чувствами и ощущением ясности сознания: поэт спешит сообщить бывшей жене благую весть о том, что он смог исправиться, смог изменить свою жизнь, обрести новую цель и новый смысл. Даже рифма здесь становится будто бы плавней и мелодичней, количество восклицаний снижается. А единственное по-настоящему экспрессивное выражение, «яростный попутчик», относится к приверженности Есенина идеалам советской власти.
«Письмо...» - значимое произведение, сочетающее в себе две непростые темы. Любовь личная и любовь общественная, женщина и отчизна, путь человека в непростую годину революции — обо всем этом пишет Сергей Есенин.
Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений. В жизни Есенина были периоды тяжелых противоречий, глубокого душевного отрешения, когда жизнь казалась ему невзрачным явлением. В этот период он писал о "черной жути", о "каменных руках", о голосе, превращающемся в предсмертный крик. Но даже в самых мрачных стихах присутствует мечта - мечта о . Сергей Есенин никогда не любуется дурным, но всегда его мучительно переживает:
Я обманывать себя не стану,
Налегла забота в сердце мглистом.
Невзирая на душевное беспокойство, в стихах Есенина ясно видны и милосердие, и сочувствие, и любовь ко всему живому в мире.
Ранние стихотворения поэта отличаются полнотой звуков, запахов, красок. Кругом - мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым. У его героини "красной рюшкою по белу сарафан на подоле". Простая крестьянская изба, родные места, в которых было проведено детство, сказочно описываются в стихотворениях:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети,
Где-то мышь скребетсяв затворенной клети...
В поэзии Есенина проявляется мужицкая практичность. Природа для него - богатство, которое ждет человеческих рук. Поэт стремится не просто передать радость, которую он испытывает, когда находится на лоне природы. Он пытается донести до читателя всю красоту и полноту жизни:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе
В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаилась боль, что обостряет восприятие красоты.
Постоянная черта в поэзии Сергея Есенина - неразрывная связь с жизнью простого народа. Это обстоятельство показывает нам, что родная земля была для него источником поэзии, наделила его народной мудростью. Гражданская война, годы разрухи не изменили веры Есенина в его идеалы. Первые послевоенные стихи были исполнены патриотизма, желания изменить крестьянскую жизнь в лучшую сторону. Наступление города на сельскую жизнь ассоциируется со всем плохим:
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас, как падаль и мразь.
В поздних же стихах Есенина наблюдаются сквозные образы. Поэт любил, когда первая строка повторяется как завершающая. Во многих его стихотворениях строка становится похожа на морскую волну, которая непрерывно сменяется другой:
К черту я снимаю свой костюм английский...
Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки...
Время не властно над поэзией Есенина. Лично для меня стихотворения Есенина были и будут образцом искренности, добра и любви ко всему живому. Мне кажется, что от поэзии Сергея Александровича Есенина просто невозможно устать. Его поэзия - это вечность!
Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шер-шеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь -- Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина "закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знако мых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
« Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.»
Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта -- вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта -- светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари...”), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период -- какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная -- не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:
«…Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.»
Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему -- тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:
« Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.»
В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты -- в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):
« И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:
О Русь -- малиновое поле
И синь, упавшая в реку...»
Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “...Россия! Роса и сила и синее что-то...”).
Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный...”), с другой -- воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:
« Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.»
Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя “последним поэтом деревни”. Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:
« Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались...
(“Русь советская”) »
« И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”...
(“Возвращение на Родину”) »
Любовь -- это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:
« Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.»
«...моя тихая радость --
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.) »
Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Не жалею, не зову, не плачу...”. Смысл их и основные идеи сходны:
« Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...»
« Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.»
Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” -- это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость -- кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
« Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне. »
И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
« В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей. »
(“До свиданья, друг мой, до свиданья”)
Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь -- гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.
О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. Ежегодно к ним прибавляются новые и новые публикации. Есть среди них работы обстоятельные, написанные со знанием дела, с пониманием своеобразия есенинского таланта и особенностей времени, наложившего на него свой отпечаток. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал в своих стихах и поэмах сам Есенин.
Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод». Он шел к читателю, как идут к близкому человеку, как идут к другу - с открытой душою. Качество, важное в каждом художнике и особенно драгоценное в лирическом поэте. И потому мы, нынешние читатели Есенина, знакомы с ним как бы лично, знаем его так, как не знаем порой иного своего приятеля.
Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплещу в слова».
«Кудрявый и веселый» юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир».
Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «...Куда несет нас рок событий...»
Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином...»
Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. И это не «лирический герой» поэзии Есенина, это сам Есенин - «вот такой, какой есть...» Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 1925 года, заканчивается словами: «Что касается остальных автобиографических сведений - они в моих стихах».
Это верно, в его стихах таких сведений немало. Из них мы узнаем, как зовут его мать и отца («Где тут живет Есенина Татьяна?» и «Какой счастливый Александр Есенин!»), что у него есть сестры («Здесь жизнь сестер...»), где он бывал («Прощай, Баку!..» или «Я быстро умчался в Питер...»), с кем встречался («Поэты Грузии! Я нынче вспомнил вас...» или «В стихию промыслов нас посвящает Чагин...»)...
Но самое главное - в стихах Есенина запечатлены биография его души, движение его чувств и мыслей, движение, определяемое течением жизни, бытия.
«... Я... наверно, навеки имею нежность грустную русской души», - сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Разбуди меня завтра рано...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...» - и вы не сможете не согласиться с поэтом. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Стихи, обращенные к матери... Сколько русских поэтов прикасалось к этой священной теме, и только, Пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.
О первом чтении Есениным «Письма к матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов:
«Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне
, Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».
Так же близко к сердцу принимают есенинское «Письмо...» и современные слушатели и читатели.
Сердечно, просто, без ложного умиления и фальшивого пафоса обращается поэт к сестре, деду, любимой, другу...
Но стихи Есенина - это не только нежность, задушевные интонации, не только мягкая, застенчивая улыбка. Это и непримиримое, гневное слово в адрес зла, несправедливости, лжи, жестокости, бесчеловечности.
«Монархия! Зловещий смрад!» - в двух словах заклеймена вся отвратительная сущность самодержавия.
Этот хлеб,
Что жрете вы,
- Ведь мы его того-с...
Навозом...
Вы - «салонный вылощенный сброд» царской России.
Спите, любимые братья.
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.
Как бы ни были различны интонации, ритмы, пафос в есенинских стихах, их не спутаешь ни с чьими другими. Ибо на них, говоря словами великого Саади, - «чекан души» поэта. Будь он в радости или в горе, будь он спокоен или разгневан - мы безошибочно узнаем его по дыханию стиха, по внутреннему огню, освещающему каждую строфу.
И по той беспощадности, с какой говорит он о своих горьких заблуждениях и ошибках...
Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.
Литературное направление и жанр
Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г. он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в. литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам. Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.
Жанр стихотворения «Край любимый» - пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.
Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.
Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.
В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.
Тропы и образы
Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый». Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.
Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя . Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.
Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка . Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.
Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.
Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли. Употребление однокоренных слов (тайна и затаил ) подчёркивает важность этих мыслей.
В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.
- «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина