А китаев смык. Л.А. Китаев-Смык Эрос и Логос, яд матерной речи. Длительные деформации психологического пространства и "стресс жизни"

О моде.

Приведём фрагмент интервью с академиком Леонидом Китаевым-Смыком:

«Знаете, какое самое мощное оружие массового поражения на сегодня? — Стриптизёрши!

Оказывается созерцание обнаженных женских прелестей в большом количестве, как правило, заканчивается раком — у мужчин. И так называемое цивилизованное человечество погибнет не из-за какой-то там ядерной бомбы или недостатка ресурсов, а от избытка голых баб. После чего на планете останутся одни мусульмане.

Это не бред, и даже не пересказ футуристического романа. Подобный апокалипсис доказывает известный врач, готовивший ещё первых советских космонавтов, автор монументального исследования «Психологическая антропология стресса», академик Леонид Китаев-Смык. Самое интересное — выводы абсолютно светского ученого тесно перекликаются с постулатами основных религий, табуирующих чрезмерную эротизацию.

Свою голую правду академик раскрыл в интервью электронному изданию «Россия за жизнь».

— На протяжении последних десятилетий заболевания аденомой (доброкачественная опухоль) и раком простаты, как эпидемия, поражают мужчин в странах европейско-американской цивилизации. К началу нашего века уже у 40 % мужчин обнаруживается аденома, а у тех, кому старше 40 лет, это уже половина. В США патологоанатомы выявили рак простаты у 80 % мужчин, умерших старше 60 лет. Иначе говоря, многие из них просто не дожили до трагических проявлений этой болезни. Но парадокс: в мусульманских странах нет такого роста мужской онкологии!

— Почему? Казалось бы, страны Запада имеют более развитую медицину и в целом более высокий уровень жизни.

— Я пришёл вот к какому выводу. В странах, где господствует «общество потребления», в последние десятилетия становится нормой одежда, подчёркивающая и обнажающая женские прелести, говоря научным языком — вторичные половые признаки. Стали навязчивой повседневностью оголённые женские животы и пупки. Также соблазнительно раздражают обтянутые стрейч-джинсами округлые формы и распахнутые декольте…
Всё это сексуальные сигналы, пробуждающие желание.

В среднем городской мужчина видит подобные «сигналы» по 100 — 200 раз на дню — и от этого вожделение, не получив реализации, вытесняется в подсознание. Он его как бы не замечает, но кровь при этом получает андрогены.

Однако — и вот тут-то ключ к пониманию процесса! — андрогены вбрасываются в кровь не в большом (то есть онкологически безопасном) количестве, а со средней дозировкой, которая является канцерогенной.

В итоге часто возбуждающийся, но неудовлетворённый мужчина получает изнутри своего организма канцерогенную разрушительную атаку, которая приводит к печальному исходу.

— Извините, но по вашей логике получается — любое возбуждение должно приводить к соитию?
— Да, таков механизм, заложенный в природе. Эрос между мужчиной и женщиной — инструмент воспроизводства рода, он во всех проявлениях полезен организму. Потому, кстати, религия поощряет брак и супружеские отношения.

Приведу пример из жизни животных, для наглядности и понимания физиологии. Самка инстинктивно ищет лучшего самца, более способного для воспроизведения жизнестойкого потомства — и при этом отбраковывает, отвергает худших представителей. Но вожделение у тех ведь всё равно остаётся… оно не удовлетворено и подавлено… Содержание андрогенов у них в крови сохраняется среднеповышенным, то есть онкологически опасным. Они со временем теряют потенцию, а потом у них развивается рак. Таким образом, отбраковываются слабые, «не лучшие» самцы.

А в науке сейчас накапливаются данные о том, что аналогичные процессы происходят и у людей. Потому модное подчёркивание женских прелестей, провоцирующее сексуальное вожделение, следует рассматривать как создание «сексуального стресса». Из-за него включается сложный комплекс «сексуальной отверженности», завершающийся импотенцией и даже раком.

— И здесь — объяснение, почему богатые и развитые народы Запада вымирают?
— Да, конечно, это один из важнейших механизмов. Я сделал такой вывод и стараюсь публично донести его до всех: мода, обнажающая женщин, ведёт европейские этносы к депопуляции (вымиранию). Их место на земле замещают народы, хранящие целомудрие и закрытость своих женщин, и тем самым берегущих своих мужчин. В первую очередь, народы Ислама» («“Цивилизованное человечество” погибнет из-за голых баб» — 12.09.2010 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА

С.А. ТОХТАБИЕВ

Нальчик

Китаев-Смык Л. А . Психология стресса. - М.: Наука, 1983 г. - 367 с.

Монография Л.А. Китаева-Смыка представляет собой концептуальное и предметное исследование вопросов, связанных с проблемой психологической адаптации человека к экстремальной ситуации, способности противостоять экстремальным факторам среды, раскрытию возможностей человека, не проявляющихся в нормальных условиях его жизнедеятельности. Многие аспекты поставленной проблемы нашли отражение в современных научных исследованиях. Здесь имеют место как различные подходы, так и попытки создания единой синтетической картины (на методологическом уровне рассмотрения проблемы) экстремальности и сущности ее в процессах развития сложных адаптирующихся социальных систем.

Большое значение имеют работы, связанные с изучением механизмов адаптации человека в условиях нетрадиционных экстремальных ситуаций (имеется в виду выход человека в космос и изучение его организма при таких неспецифических условиях) .

Кроме того, в ряде исследований рассматриваются либо проблемы практической адаптации человека к экстремальной ситуации , либо изучается комплекс психологического и физиологического состояния человека в таких ситуациях .

В последнее время интенсивно изучаются экстремальные ситуации в деятельности малых групп и трудовых коллективов.

До настоящего времени практически не было работ, в которых была бы осуществлена систематизация проведенных исследований в области психологии стресса, лежащих в его основе механизмов адаптационного синдрома в связи с современным уровнем развития наук о человеке. Исследование Л.А. Китаева-Смыка вносит заметный вклад в развитие наук, в которых так или иначе рассматриваются экстремальные ситуации, и в первую очередь их психологический фактор.

Одной из существенных черт книги является ее проблемный характер. В ней последовательно раскрывается связь между конкретным осмыслением всего многообразия физиологических и психологических экстремумов.

Обращаясь к концепции стресса Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык останавливается как на апробированных, так и на спорных, вызывающих неоднозначную интерпретацию положениях его общей концепции.

Важное место в работе занимает анализ протекания стрессовых процессов. Это касается в первую очередь физиологии экстремального напряжения организма человека, что позволяет рассматривать психологические аспекты в связи со всеми ее уровнями, включая социальный.

Подробный анализ различных сторон адаптации организма человека к внешним экстремальным факторам среды позволяет автору дать определение кинетоза в широком смысле - как синдрома общей адаптации организма к субъективно невозможному фактору, проходящему в своем развитии через фазы активизации эмоционально-двигательного, вегетативного, интеллектуально-интроспективного и социально-психологического реагирования. Основной фактор, вызывающий кинетоз, - субъективная невозможность, субъективная невероятность текущей ситуации (с. 201).

Представляет интерес тот раздел книги, в котором говорится о психическом отражении экстремальной ситуации.

В работе строго прослеживается социальная обусловленность дистресса и эустресса в различных экстремальных ситуациях. «Присутствие людей является ценностным фактором среды» (с. 322), - пишет Л.А. Китаев-Смык, подчеркивая социальный характер всего многообразия специфических и неспецифических реакций человека на экстремумы среды. Спорно, конечно, выделение автором в этой связи двух тенденций в психологической сущности человека: альтруистической и эгоистической. Такое разделение может быть весьма условным, так как компенсаторные механизмы субъективной деятельности не всегда могут быть представлены однозначно в компенсаторных действиях человека. Работа дает возможность выявить качественную специфику психологического отражения и компенсаторных механизмов поведения человека в экстремальной ситуации. Книга Л.А. Китаева-Смыка позволяет связать в единую картину многоуровневый характер реакций организма человека и его деятельности в экстремальных ситуациях. Она имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяя научно прогнозировать стресс, а также управлять им в экстремальных ситуациях. Работа имеет большое практическое значение при необходимости стабилизации деятельности человека в различных экстремальных ситуациях.

Логическим завершением работы является рассмотрение глубинных, с точки зрения эволюционного подхода, механизмов адаптации в условиях стресса, а также индивидуальных особенностей, заложенных в биологической программе развития индивида и животных разного уровня организации.

на их основе субсиндромов стресса. Это позволяет говорить о многофакторности экстремальных ситуаций и дифференцированной их роли в общем процессе оптимизации субъектно-объектных отношений в процессах субъектной жизнедеятельности. А это очень важно, так как стресс, как это подчеркивает и сам автор, может играть не только деструктивную, но и конструктивную роль, являясь средством активизации духовных и физических сил человека. К недостаткам работы следует отнести чрезмерную увлеченность автора эмпирическим материалом. Кроме того, можно указать на неравноценность ее разделов по объему и обсуждаемым вопросам. Это касается в первую очередь того, что автор недостаточно внимания уделяет раскрытию социального феномена экстремальных ситуаций.

Эти и ряд других незначительных недостатков представленной работы объясняются, очевидно, ее информационной насыщенностью и ограниченностью поставленных в ней задач.

Часть I эмоции и воля

Л.А. Китаев-Смык. Психология и концепция стресса

Психическим проявлением синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный стресс». Термин яркий, но породивший разночтение обозначенных им явлений. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические симптомы, порожденные телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Термин «эмоциональный стресс» претерпел в научной литературе ряд трансформаций, сходных с теми, которым подвергался и термин «стресс». Первоначально некоторые авторы были склонны понимать под эмоциональным стрессом ситуацию, порождающую сильные эмоции, видимо, вследствие английского значения этого слова как «нарушение равновесия физических сил». Концепция стресса ввиду своей направленности на целостное понимание адаптивных реакций организма привлекла внимание специалистов по разработке режимов жизнедеятельности человека в экстремальных условиях. Будучи увлеченными изучением исключительно неблагоприятных для организма проявлений стресса, этим термином они обозначали те адаптационные эмоциональные реакции, которыми сопровождались вредные организму физиологические и психофизиологические изменения. Соответственно под эмоциональным стрессом понимались аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Когда же накопились сведения о существовании большого круга физиологических и психологических реакций, сходных при отрицательных и положительных эмоциональных переживаниях, т.е. о том, что неспецифичность проявлений собственно стресса сочетается со специфически дифференцированными эмоциями, под «эмоциональным стрессом» стали понимать широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.

Следует заметить, что Г. Селье склонен полагать, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс... Полная свобода от стресса означает смерть». Этим он подчеркивает, что неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критического опасного уровня взаимоотношений со средой. Являясь элементом жизненной активности, неспецифические адаптационные процессы (стресс) наряду со специфическими способствуют не только преодолению выраженной опасности, но и созданию усилий для каждого шага жизненного развития. Это замечание Г. Селье далеко не случайно. Ряд исследователей адаптации биологических систем склонны к поискам неспецифического субстрата, свойственного узким фрагментам адаптивной активности. Подобные поиски закономерны и, можно полагать, в определенном смысле плодотворны. Однако это влечет за собой присвоение термина «стресс» не общему адаптационному синдрому с его физиологическими, психическими и т.д. проявлениями, а отдельным комплексам показателей, неспецифическим только в своем регионе.

Поиски неспецифических реакций в мелких регионах адаптационной активности биосистемы, отличающихся собственными гомеопатическими признаками, по нашему мнению, заслуживают внимания. Они основаны на возможности, вероятно, бесконечного дробления биосистемы на подсистемы с их микрогомеостазом. Трудно указать границу допустимой «спецификации» феномена неспецифичности. Видимо, следует считаться со сложившимся терминологическим выделением следующих видов стресса: физиологического и эмоционального, физиологического и патологического, эмоционального и физического и др.

Итак, термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:

    сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

    сильные как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;

    неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

    неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.

Мы полагаем возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса.
Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
СТРЕСС — «ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ»
1.1. Концепция стресса Г. Селье
Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса (5). Основные положения концепции Г. Селье и их развитие (10).
1.2. Психология и концепции стресса
Корреляция физиологических и психологических показателей стресса (24). Психологические исследования стресса (28). Рефлекторно-эмоциональный стресс (41).
1.3. Методолого-методические основания исследований стресса
Методические принципы исследовании стресса (44). Экстремальные воздействия и стрессоры (49).
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА 57
2.1. Общие закономерности эмоционально-поведенческих реакций при стрессе
Индивидуальные различия эмоционально-поведенческой активности при стрессе (58). Микроструктура активной формы эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса (59). Пассивная форма эмоционально-поведенческого реагирования пристрессе (62). Активность или пассивность? (G9). Феномен "активной гуманизации" (74).
2.2. Эмоции и поведение людей при кратковременном гравитационном стрессе
О классификации реакций в невесомости (76). Поведенческие реакций людей при кратковременной невесомости (77). Особенности реагирования людей с профессиональным летным опытом на кратковременное невесомость (87). Сопоставление индивидуальных различий реакций в начале действия невесомости в авиационном и в космическом полетах (88).
2.3. Операторская деятельность при гравитационном стрессе
Об органах управления полетом (89). Скорость движений (91). Координация движений (92). Сила движений (105). Сенсомоторные реакции при воздействии на человека кратковременных линейных ускорений (108), Рекомендации к конструированию тренажеров для сохранения навыков ручного управления при действии гравитационных стрессоров (110).
2.4. Поведение людей при кратковременном акустическом стрессе
Акустический стресс «ударного» типа (114). Психологические аспекты акустического стресса (124). Психофизиологические аспекты акустического стресса (128).Клинико-психологические аспекты акустического стресса (130).
ВЕГЕТАТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
3.1. Общие закономерности усиления превентивно-защитной вегетативной активности при стрессе
3.2. Вегетативные реакции при кратковременном гравиинерционном стрессе
3.3. Вегетативные реакции при длительном гравиинерционном стрессе 172
3.4. Системный подход к решению проблемы «болезни укачивания» . 184
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. КОГНИТИВНЫЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
41. Общие закономерности изменения познавательных процессов при длительном стрессе
«Эмоциональность» мышлении при стрессе (203). Активизация мышления при стрессе (204). «Уход» от решения стрессогенных проблем (207). Сон и стресс (209). Восприятие и стресс (210).
4.2. Изменение зрительного восприятия при кратковременном гравиинерционном стрессе
4.3. Пространственная ориентация человека при длительном гравиинерционном стрессе
4.4. Особенности памяти при длительном гравиинерционном стрессе. 246
4.5. Влияние эмоционального стресса на осознание и запечатление информации и па формирование поведения
4.6. Отражение в сознании эмоциональных факторов
Критика концепции «ужаса смерти» (253). О некоторых стрессовых эмоциональных состояниях (2(50).
5 ОБЩЕНИЕ ПРИ СТРЕССЕ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА
5.1. Социально-психологические исследования стресса
5.2. Общая структура изменений общения в экстремальных условиях 280
5.3. Проксимические переменные при стрессе
5.4. Стресс при неожиданном «вторжении» в личное пространство. . 305
5.5. «Межличностная территория» при хроническом дистрессе
«Вторжение» на межличностную территорию при хроническом дистрессе (316). «Совместимость» членов изолированной группы (320).
6 ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЛ СТРЕССА
6.1. О роли генотипа в организации поведения при стрессе
Экскреторная и двигательная активность при стрессе (32(5). Генетическая обусловленность экскреторной и двигательной активности при стрессе (327). Двигательная и экскреторная активное» при адаптировании к экстремальному фактору (329).
6.2. Поведение при стрессе в эволюционном аспекте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

О синдроме «счастья свободного общества» и «сила духовности»

Проблема свободы всегда актуальна. Надежный путь к ней в обретении духовности. Не имея возможности подробно анализировать синдромы «всеобщей свободы», «экстремального свободолюбия», все же привлеку внимание читателя к тому, что оптимальное переживание счастья бывает при массовом, вернее, при всеобщем переживании обретенной свободы Такие случаи ликующего счастья бывают не часто в жизни людей, еще реже - в больших социальных сообществах; именно «случаи», т. к. они непродолжительны.

Достоверные источники свидетельствовали, что такое «счастье обретенной (вернее, предвосхищаемой) свободы» ощущали многие жители больших городов России с февраля по октябрь (ноябрь) 1917 г. После отречения царя в столице российской империи люди разных сословий радостно общались, и им казалось, что они понимают друг друга. Возбужденные толпы сбивались в многолюдные митинги [Суханов Н Н., 1991]. Пламенным ораторам внимали жаждущие счастья свободы массы И они уже были счастливы верой, что сбывается что-то долгожданное. Радость надежд на лицах окружающих людей дарила счастье каждому.

Такое «всеобщее счастье свободы» наблюдалось в августе 1991 г. около московского Белого дома. Лица нескольких тысяч людей, собравшихся там, излучали радость, глаза искрились ликованием. Результаты опросов и анкетирования, проведенных нами, свидетельствовали о разных степенях фелицитарности (счастливости) собравшихся - от «радостной бодрости» до «несомненного счастья».

Другой недолгий период «счастья общей свободы от страха смерти» был с августа по сентябрь 1996 г. в Чечне, т. е. короткое время после окончания первой чеченской войны Еще недавно жестоко сражавшиеся чеченские боевики с российскими военными создавали различные совместные комитеты и комиссии для организации мирной жизни и порядка в городах. Опросы (по определенной схеме), свободные (скрытые) интервью показали, что у значительной части чеченских боевиков и мирного населения г Грозного и у дислоцированных там российских солдат и офицеров сразу после окончания боев возникло не просто радость от того, что жизнь стала безопасной. Более того - многие ощущали «никогда не бывавшее счастье», «совершенно неожиданную радость», «чувство прощения врагов», «ощущение всеобщего веселья». Было отмечено, что в тот краткий период времени отчетливо снижалась острота горя по погибшим родственникам, страх перед неопределенным будущим, негативные переживания из-за утраты жилья и имущества. В основе этих эмоциональных фелицитар- ных сдвигов прослеживались ощущения «общей безопасности», всеобщей радости.

Автор этих строк помнит как тогда в г. Г розном к нему подошел смеющийся французский корреспондент с радостным восклицанием: «Леонид! Я теперь никого не боюсь». Действительно, не было ни перестрелок, ни захвата заложников. Это всем казалось невозможным и радостным. Напомню, тогда, после первой «чеченской войны», у чеченцев не было такого ожесточения против российских войск, как после «второй чеченской войны».

Чувство раскрепощения, предвосхищение безмерной самореализации и, главное, радость за всех людей вокруг окрыляет человека правом быть самим собой, одухотворенным любовью к счастливым окружающим.

Феномены «всеобщего счастья свободы» воспроизводятся во время традиционных ритуальных карнавалов, святочных гуляний и др. [Бахтин М.М., 1965]. Без таких массовых регулярных, интенсивных, но кратковременных обретений счастья в социумах, в государствах начинает культивироваться порочный гедонизм: культ себялюбия, эгоизм массового одиночества, массовые юморины «несмотря ни на что», как пиры во время чумы, сексуальные извращения, страсть к обогащению, лишенная чувства ответственности перед обществом, перед историей и т. п.

Лакунарные проявления «всеобщей свободы», дарящие переживания счастья, могут быть, во-первых, в отдельных общинах, религиозных, отгороженных от мира своими убеждениями и в территориально изолированных (в последнем случае весьма вероятно и, напротив, несчастье бесчеловечности). Во-вторых, чувство, условно говоря, «нашей свободы», вернее, осознание коллективного права на власть одной группы над многими людьми возникает в сообществах заговорщиков-революционеров, в бандитских группировках, у членов государственных силовых структур (спецслужб). В-третьих, такое ощущение корпоративного счастья есть в группах людей рискованных профессий, как у военных (спецназ, ОМОН, разведка и контрразведка), так и гражданских людей (летчиков, монтажников-высотников, геологов в опасных экспедициях) и у спортсменов экстремалов (альпинистов, парашютистов и др.). Такие спортивные увлечения позволяют хотя бы на время уйти от монотонной стрессовой обыденности и жить с риском, но с уверенностью в себе и во всех членах своей группы.

Продолжительность «счастья общей свободы» в узких сообществах поддерживается, во-первых, селекцией членов группировки: отбором пассионарных и выбраковкой усталых, вялых, неуживчивых. Во-вторых, должны иметься реальные права и организационные, экономические, людские силы для активных действии «за» или «против» чего-то. «Счастье общей сплочен ности» генерируется на путях достижения общей цели: в борьбе с врагом за идею, либо в молитвенных бдениях и аскезе и пр. Это создает основу для самореализации членов групп через самоотверженность. Вспомним призыв из песни: «Мы все на бой пойдем за власть Советов. И, как один, умрем в борьбе за это».

Счастливые люди красивы, особенно если воодушевлены всеобщей свободой, правом на победы грядущую или обретенную Оказавшись среди счастливых и свободных, проникаешься их ликованием. Возможно, иллюстрация этого на страничке дневника европейского путешественника-этнографа N, жившего в 2002 г. в хасицкой общине г. Хеврона в Израиле. Община обосновалась в центральном квартале, окруженном сотнями домов, населенных палестинцами. В то время в Израиле уже два года было «чрезвычайное положение», из-за него в Хевроне введен «комендантский час», палестинские магазинчики и мелкие мастерские были закрыты, палестинцам запрещено появляться в еврейском квартале. Его окружали посты израильских «десантников» («красных беретов») и «пограничников» («зеленых беретов»). Это не мешало палестинским снайперам постреливать в окна домов хасидской общины. Одна еврейская девочка была убита. Но хасиды были воодушевлены тем, что спустя тысячи лет обрели право и свободу жить на земле своих праотцев. Вот страничка из путевого дневника, на которой описаны особенности хасидской общины в Хевроне:

«- Все женщины безмятежно-сексуальны. —

Все мужчины спокойно-мужественны. —

Все дети счастливы любовью к ним. —

Все старухи игриво-восхитительны. —

Все старики отрешенно-мудры. —

Все девушки бурно-игривы и непорочно-женственны —

Все юноши-солдаты торжественно-воинственны —

Все офицеры уверенно-внимательны. —

Все еврейские дома красивы в новизне архаической изощренности —

Все дома палестинские таинственно-опасны или глухомрачны. —

Все палестинцы с застойной печалью и обидой в глазах или торжественным негодованием на лицах. —

Все палестинские лавки и магазины Хеврона будто построены навсегда запертыми. —

Все улочки пугаюше-кривы».

Можно ли в эмоциональном иакале хасидов Хеврона видеть «счастье свободы» ? Ведь и свобода передвижения была ограничена переулками их квартала, и «свободно» выглядывать в окна было небезопасно. Но радость, воодушевленная «обретением своей тысячелетней истории» и своей отвагой, как первым шагом в «будущие тысячелетия свободной Родины» давали членам общины счастье стойкости и значимости своего высокого предназначения. Нельзя забывать еще два обстоятельства: —

значимость враждебных сил, в победе над которыми и обретаешь счастье свободы; —

отбор (селекцию) членов корпорации (общины), способных побеждать. Ведь тревожные, несмелые да и просто трепетные родственники и друзья общинников-хасидов боялись и страдали за них далеко от Хеврона.

«Корпоративная свобода» экстремальных сообществ наделяет своих адептов не только эустрессом (приятным стрессом) благодаря самореализации и «свободе властвования», но и морально- этическими переживаниями. Если корпорация, рискуя жизнью своих членов, служит нуждам окружающих людей, т. е. благим целям, добру, то это развивает у экстремальных профессионалов достойные психологические качества (духовность) [Зинченко В.П., Моргунов Е.Б., 1994; Шадриков В.Д., 1995, Дикая Л.Г., Крылова Г.Ю., 2007].

Стойкая совокупность наилучших моральных и этических качеств, которые дополняют понятие духовность, формируется у профессионалов высшего класса, например, действующих в системе «человек - летательный аппарат» (у летчиков, космонавтов). Их личностные достоинства проходят экстремальный отбор подчас с трагической «выбраковкой». Важнейшим фактором раскрытия их духовности становится реализация с ответственностью за жизнь: «Спастись самому, спасая летальный аппарат», «Спасти жизнь людей на земле ценой собственной жизни, отведя горящий самолет, чтобы он разбился вне населенной местности» (см. об этом [Пономаренко В.А., 1998]). Постоянная готовность к подвигу такими профессионалами не осознается (не рефлексируется), но они, несомненно, живут в атмосфере счастья своей духовности, не избегая житейских невзгод и горестей. Многие годы работая в Летноисследовательском институте (г. Жуковский), автор этих строк, участвуя в обеспечении полетов летчиков-испытателей, был свидетелем проявлений их профессионального мастерства, неотделимого от духовности.

В преступных экстремальных корпорациях, противостоящих общественным интересам, весьма вероятны всеобщая подозрительность, озлобленность и утрата духовности. При изучении преступных сообществ мне приходилось видеть, что главенствующим чувством их участников становится тотальный страх, ощущаемый как постоянное беспокойство, настороженность, подозрительность ко всем: «Я боюсь тебя, ты боишься меня». Это становится ведущим фактором общения в криминальных группировках, как уголовных, так и тех, что «под крышей» государственных учреждений. Страх перед всем и всеми, страх из-за своей антиобщественной (античеловеческой) сущности деформирует личность, лишает духовности и ведет к «выгоранию личности», «выгоранию души» [Китаев-Смык Л.А., 1989). Бесстрашие «выгоревшей личности» и навязчивое стремление рисковать своей жизнью и жизнями безвинных жертв обуславливается неосознаваемым стремлением прекратить для себя пытку страхом, чувством вины и обреченностью на наказание. Склонность к смертельному риску бездуховной личности и смелость одухотворенного человека - абсолютно разные человеческие сущности.

В мире «свободных людей», человек счастлив и их счастьем и сам по себе. Наверное, есть две обязательные (достаточные ли?) ипостаси этого состояния. В своей «Сутре о счастье» известный психотерапевт Николай Линде указал минимум два источника, два условия счастья человека: внутреннюю гармонию, согласие с самим собой и благорасположение к нему счастливого мира. «Счастье - это не когда человек удовлетворил все свои потребности, а когда он вошел в такое состояние, где его переполняют добрые чувства и энергия жизни, которые требуют самореализации. При этом он чувствует, что его возможности неограниченны, он свободен и автономен. Счастье - это открытые возможности, чем больше индивид ощущает внутреннюю гармонию, согласие с самим собой и благорасположение к нему внешнего мира, тем более он счастлив. Но благорасположение мира он ощущает потому, что он не защищается от мира, он отказался от брони своего характера, и его мышечный панцирь расслабился. В этом случае он непосредственным образом получает столько энергии, что «мало не покажется», он оказывается в раю, никуда не перемещаясь физически, не меняя обстоятельств своей жизни. Энергия просто переполняет его, избыток энергии и делает его счастливым. Кроме того, он не скован своим панцирем, а больше ничто и не может его сковать, а значит, все дается легко, все доставляет удовольствие» [Линде Н., 2008, с. 3].

В начале XXI века в российском научном мировоззрении сохраняется недоверие к понятию «духовность». Произнесенное или написанное, это слово у многих пробуждает смущение, как перед мистицизмом и клерикализмом. Однако, как пишет В.П. Зинченко: «Не попробовать ли вернуться к хорошо забытой духовной антропологии? Психологи (не только отечественные) довольно легкомысленно передали ее по ведомству теологии, религии и занялись, как им казалось, настоящим полезным делом. Здесь не место оценивать, как религия распорядилась или распоряжается духовностью. Замечу лишь, что ей никто и никогда не передавал исключительных прав распоряжаться ею. Духовность - более широкое понятие, чем религиозность. Она может быть вполне светской» [Зинченко В.П., 1994 а, с. 43; Зинченко В.П., Моргунов Е.В., 1994, с. 305]. Уместно вспомнить выдающегося философа М.К. Мамардашвили. Он писал: «Вне духовного содержания - любое дело - это полдела. Не пред- ставлляю себе филисофии без рыцарской чести и человеческого достоинства. Все остальное - слова» [Мамардашвили М.К., 1990, с. 199]. Современная политическая антропология рассматривает «счастье свободного общества» неотделимым от отрицания расовой дискриминации [Савельев А.Н., 2007].

Как возникает, чем или кем формируется духовность? «Возникают резонные вопросы: как человек справляется со сложностью созданного им мира? Как этот мир становится (если становится) его достоянием, второй природой, которую не так легко отличить от первой. Поэтому не лишено основания замечание М.К. Мамардашвили, что природа не делает людей. Человек делает себя сам. И в этом смысле он сам - искусственное существо, артефакт или, точнее, артеакт. Идея о том, что не факт, а акт - принадлежит П.Ф. Флоренскому» [Зинченко В.П., 1997 а, с. 242].

Всякий ли способен созидать свою духовность, осмысливать свое достоинство? «К несчастью, не так уж мало людей, которые мыслят, точнее, принимают решения по механике условных рефлексов. Они, видимо, не подозревают о том, что И.П. Павлов предупреждал: мышление - это не рефлекс, это другой случай» [Зинченко В П., 1997 а, с.153].

Итак, по многим признакам было замечено, что более полное, более сильное ощущение счастья человек испытывает в кругу людей, как и он, переживающих радости общей раскрепощенности, свободы. Это соответствует категорическому императиву И. Канта, который является одним из основных антропологиче ских принципов: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого, так же как к цели, и никогда не относился к нему, как к средству» [Кант И., 1965, с. 270]. Антропологическая парадигма счастья, согласно Канту, в том, что его источник в человеколюбии, в положительной духовности, а его цель - идеальное счастье во всеобщем радостном благополучном человеколюбии. Это аристотелевское понимание счастья как высшей цели человека и человечества.

Однако, Кант выступает против эвденомии, т. е. безудержного гедонизма.

В русской художественной и философской литературе до начала XX в. утверждалось, что счастье - в творческой реализации личности («Персонализм»). Но это личное, персональное счастье часто лишает человека сопереживаний со счастьем и несчастьями окружающих людей. Хуже того, гедонизм может обеспечиваться бедами других людей.

Анализируя антропологию счастья, И.В. Сидоренко пишет: ?Подвижническое служение высшим ценностям ведет к отказу от гедонистического и ’’персоналистического» счастья, к выходу за конвенциональную антропологическую границу. При этом совершается идентификация с высшими ценностями, что дает психологическую защиту и обретение сущности антропологической границы, связанной с понятием идеального счастья» [Сидоренко И.В., 2006, с. 80]. МаркТвен высказывал эту мысль кратко: «Горе нужно переживать в одиночестве, но радость, чтобы познать в полной мере, нужно разделить с другим человеком». Психологические исследования могут свидетельствовать о положительной корреляции между счастьем и экстраверсией [Аграйл М., 2003, с. 32]. Иными словами, можно ли сказать, что обращенность к миру людей чаще усиливает счастье, чем горе?

Можно сожалеть (?), но «счастье всеобщей свободы» недолговечно. Массовые иллюзии освобождения, надежды на лучшее, эмоции радости, овладевшие людскими массами, наделяют их огромной силой. Ею всегда успевают воспользоваться в своих интересах политические «гении» (лидеры, энергично устремленные к личным целям, не видящие, кроме них, ничего). Из-за этого энергия «счастливо-свободных» масс, увы, почти всегда разрушает существовавшие стабильность и порядок в обществе. Авторитарные диктаторы инвертируют (переворачивают) эту массовую энергию, превращая карнавальную свободу революции в «революционную» диктатуру. При этом используются террор и устрашение людей для их разобщения. Цикличность чередования массовой псевдосвободы и реального террора направлены на девальвацию духовности населения [Орлова Э.А., 1993].

И все же эволюция человечества свидетельствует о непреложности категорического императива, сформулированного И. Кантом, о приоритете духовности в культурном и социальном развитии людей.

Однако не только история, но и современность дают много поводов для сомнений в приоритете добра и духовности. XX в. двумя мировыми войнами и массовым изуверством тоталитарных империй дискредитировал достижения предыдущих столетий на путях гуманизации человечества. И даже предотвращение мировых войн во второй половине XX в. достигалась не миролюбием, а угрозой оружием массового уничтожения. Начавшееся столетие ознаменовалось тем, что из-под прессинга этой угрозы выскользнули демоны страсти к смертоубийству в виде массового терроризма: государственного (в локальных войнах) и религиозного (рядящегося под джихад, т. е. «священное усилие»).

Понимая, что военный стресс - это «стресс смерти» (он существенно отличается от уже хорошо изученного «стресса жизни») и требует изучения его актуальных и новых закономерностей, я, начиная с 1995 г., исследовал отдельные проявления стресса войны в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики.

Еще до этого мной (с группой студентов-волонтеров) проведены психологические исследования мирного населения при

Рис. 48 1993 г у Белого дома в Москве (интернет-ресурс)

угрозу начала гражданской войны в 1991 и 1993 гг. у Белого дома в Москве.

Чрезвычайно важно во время войны спасать мирное население, оказавшееся оставленным на территории, охваченной боевыми действиями. Эта задача не умаляется даже тем, что население помогает боевым отрядам, укомплектованным из жителей данного региона

Некоторые результаты изучавшихся мной указанных феноменов представлены ниже.

www.med24info.com

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие «профессиональный стресс».

2. Что такое «эмоциональный стресс»?

3. В чём заключается понятие «коммуникативный стресс»?

4. Что означает понятие «информационный стресс»?

5. Что означает понятие «хронический стресс»?

6. В чём заключается понятие – «профессиональное выгорание»?

7. Перечислите общие стрессоры в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

8. Перечислите специфические стрессоры в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

9. Назовите формы профессионального выгорания.

а) нормативно-правовые акты

1. ФЗ РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

2. ФЗ РФ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. ФЗ РФ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».

6. Приказ от 02.09.2013 г. № 660 МВД РФ «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

б) основная литература:

8. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс-менеджмент. – Спб.: Питер, 2012.

9. Кибанов А. Я. Управление конфликтами и стрессами. М.: Проспект, 2013. – 88 с.

10. Китаев-Смык Л.А.. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. М.: НФП «Смысл», 2012. – 570 с.

11. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.

12. Формирование психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации / ДГСК МВД России; сост. Т.А. Буткова [и др.]. – М., 2011.

13. Щербатых ЮВ. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2012. – 256 с.

в) дополнительная литература:

1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: 1999. — 86 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЕ, 2006.

3. Виилма Л. Понимание языка стрессов. – М.: АСТ, 2006.

4. Ежова Н.Н. Настольная книга психолога-практика. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2011.

5. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога-консультатна организации. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2010.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса Психологическая антропология стресса. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.

7. Кинан К. Управление стрессом. – М.: Эксмо, 2006.

8. Красиков Ю.В. Стресс, постстрессовые состояния и основы организации реабилитационной работы. – М.: МГУ, 2007.

9. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

10. Полякова О.Н. Стресс. Причины. Последствия. Преодоление. – М.: Речь, 2008. – 144 с.

11. Солдатова И.Ф. Организация психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: методическое пособие / И.Ф. Солдатова; ДКО МВД России – М., 2010.

12. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. – М.: Когито-Центр, 2007.

13. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. Практическое руководство. Комплект из 5 тетрадей – М.: Когито-Центр, 2007.

кафедры юридической психологии

полковник полиции И.Ю. Кобозев

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 1999. – 352 с.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, — 2008. – 256 с.

Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ, 2000. – С.104 – 105.

Занковский А.Н. (Бодров В.А. Информационный стресс, с.147).

Наенко Н.И. Психическая напряженность. -М.:Изд-во МГУ,1976,-112 с.

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1990.

Исследование уровня стресса персонала в компании

Понятие стресса и его основные характеристики. Причины и последствия профессионального стресса для психики человека. Квалификационная характеристика персонала, методы и выборка исследования. Профилактика и организационные методы управления стрессами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

— При напряженной работе нужно искать возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10 — 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

— Обязательно нужно разряжать свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально — одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не нужно хлопать дверью и кричать на коллег, а найти способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломать пару карандашей или порвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Наконец, можно дать любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис).

Стараться не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно человек умеет выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы — это всего лишь один из многих видов одолевающих стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. — М.: Речь, 2011. — С. 272..

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

В каждой стране проблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решается по-разному. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары по резиновой кукле, изображающей хозяина фирмы. В Китае перед работой или во время обеденного перерыва сотни тысяч людей делают комплексы оздоровительного ушу и тадзицюань. В Индии популярна так называемая офисная йога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можно делать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу, любят создавать на предприятиях кабинеты психической разгрузки.

К одному из важных профессиональных качеств современного руководителя относится его способность к управлению стрессами в производственном коллективе. Очевидно, что ни один рабочий процесс не может обходиться без тех или иных стрессов, что крайне негативно сказывается на выполнении поставленных производственных задач.

Понятие стресса в последнее время стало объектом изучения не только прикладной психологии, но и менеджмента, и теории организации производства. Руководитель любого уровня должен владеть методами управления стрессами с целью минимизации их негативного воздействия. Известно, что высокий уровень производственного стресса ведет к синдрому профессионального выгорания, который особенно хорошо изучен у менеджеров. Результатом этого является не только резкое снижение трудовой мотивации, но и прямое падение работоспособности и значительный рост заболеваемости сотрудников не только психическими, но и соматическими расстройствами. В связи с этим в психологии разработано большое количество организационных методов управления стрессами.

В курсовой работе выполнен анализ стрессового уровня на примере ООО «Эльдорадо». Эта организация широко известна в России и особенно в Санкт-Петербурге как один из крупнейших дистрибьюторов детских товаров.

Анализ профессионально-квалификационных характеристик персонала «Эльдорадо» показал, что в целом они соответствуют задачам, которые ставят руководство организации. Положительным моментом является ежегодный рост доли сотрудников, имеющих высшее образование. В первую очередь это относится к менеджерам. С учетом того, что ООО «Эльдорадо» реализует тысячи наименований товаров со всего мира, именно менеджеры вынуждены постоянно контактировать с поставщиками и покупателями и поэтому они представляют собой наиболее подверженную стрессу группу сотрудников компании.

В связи с этим в курсовой работе было выполнено исследование стрессовой ситуации менеджеров по продажам ООО «Эльдорадо» в количестве 32 человек. В процессе исследования стрессовых ситуаций использовалась методика опросника «Поведения и переживания», связанного с работой (AVEM), на основе которого было выделено 4 группы менеджеров с различным уровнем стресса и эмоционального выгорания. В дальнейшем для группы менеджеров в 24 человека, показавших высокий уровень синдрома профессионального выгорания, было выполнено исследование с помощью опросника «Удовлетворенность работой» Т.И. Ронгинской.

Результаты выполненного исследования показали, что значительная часть менеджеров — 75% имеют симптомы профессионального стресса выгорания (тип В), а 12,5% находятся в группе риска.

Результаты анализа опросника «Удовлетворенность работой» показали, что наименьшую удовлетворенность вызывают факторы материального вознаграждения, социального престижа профессии менеджера и трудных клиентов, которые имеют самые высокие ранги. Главной причиной этого является низкий уровень психологической подготовленности менеджеров, что обуславливает высокий уровень реакции на психотравмирующие ситуации в их профессиональной деятельности.

На основании результатов выполненного исследования в третьей главе курсовой работы разработаны рекомендации сотрудникам ООО «Эльдорадо» по профилактике и преодолению профессионального стресса. Первое направление касается методов регулирования стрессами, а также путей аутогенной тренировки и релаксации. Отдельно выделены возможные направления профилактики стрессов для руководителей и подчиненных данной компании.

Реализация указанных направлений на практике позволит существенно снизить уровень стресса в условиях деятельности ООО «Эльдорадо».

1. Абабков В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. — М.: Речь, 2010. — 192 с.

2. Алехин А.Н. психические расстройства в практике психолога. — СПб.: Сенсер, 2008. — 140 с.

3. Алиев Х. М. Метод «Ключ». Разблокируй свои возможности. Реализуй себя! Выключи стресс и проблемы. — СПб.: Питер, 2009. — 224 с.

4. Алиев Х. М. Укрощение стресса. — М.: Эксмо, 2011. — 296 с.

5. Аллен Д. Как поддерживать дела в порядке. Принципы полноценной жизни без стресса. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 400 с.

6. Амосов В.Н. Стресс и хроническая усталость. Как перестать нервничать и начать жить. Лучшие методы. — СПб.: Вектор, 2009. — 128 с.

7. Бал В., Кемпбелл М., Макдауэл-Ларсен Ш. Усиливаем стрессоустойчивость. Как успешно нейтрализовать негативный стресс. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 112 с.

8. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. — М.: речь, 2010. — 192 с.

9. Винокур В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»). — СПб.: Издательство СПб МАПО, 2009. — 224 с.

10. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

11. Вуд Е.А. 10 шагов на пути управления своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, стресса и депрессии благодаря исцелению личности человека. — М.: ИГ «Весь», 2010. — 320 с.

12. Гайсельхард Р., Хофманн-Буркард К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. — М.: Омега-Л, 2008. — 128 с.

13. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — М.: Смысл, 2008. — 268 с.

14. Иванилов И.Ю. Здоровье менеджера. Как его сохранить. — М.: Вершина, 2009. — 224 с.

15. Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. — М.: Речь, 2011. — 352 с.

16. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010. — 640 с.

17. Джордан М. 7 секретов личной силы. Как освободиться от всех форм стресса. — М.: София, 2010. — 160 с.

18. Дмитриева Н.В. Стресс. Информационно-волновые механизмы и диагностика. — М.: Либраком, 2012. — 200 с.

19. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.

20. Золотова Т.Н. Психология стресса. — М.: Книголюб, 2008. — 192 с.

21. Кавпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться. Практическое руководство психотерапевта. — М.: Наука и техника, 2012. — 288 с.

22. Каматтари Дж., Баскаков В. 10 + 1 методов расслабления. — М.: Институт общих гуманитарных исследований, 2012. — 160 с.

23. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс — менеджмент. — СПб.: Питер, 2012. — 208 с.

24. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами. — М.: Проспект, 2013. — 88 с.

25. Кириллов И. Стресс — серфинг. Стресс на пользу и в удовольствие. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 210 с.

26. Кичаев А. Кризис и стресс. Пособие по приручению. — М.: Речь. 2009. — 256 с.

27. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 944 с.

28. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. — М.: Смысл, 2012. — 464 с.

29. Курпатов А. 5 спасительных шагов. От депрессии к радости. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 224 с.

30. Курпатов А. Стресс и депрессия. — М.: Олма Медиа Групп, 2008. — 224 с.

31. Ларош Л. Расслабься и улыбнись — пока не поздно! Как бороться со стрессом с помощью чувства юмора. — М.: Попурри, 2009. — 208 с.

32. Леш М., Фердер Г. Кинезиология. От стресса к гармонии. — М.: Издательство Вернера Регена, 2009. — 112 с.

33. Лупьян В.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 124 с.

34. Льюис Д. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 240 с.

35. Мэйзел А.Э. 10 секунд дзен. 12 магических формул, которые помогут вам управлять стрессом. — М.: Попурри, 2009. — 288 с.

36. Маккей М., Дэвис М., Феннинг П. Как победить стресс и депрессию. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.

37. Мерфи Дж. Как избавиться от страхов и тревог с помощью подсознания. — М.: Попурри, 2013. — 240 с.

38. Меткалф Ф., Галлахер Б. Будда в офисе. 108 древних истин о переменах, стрессе, деньгах и успехе. — М.: София, 2013. — 192 с.

39. Нестерова О.В. Управление стрессами. — М.: Синергия, 2011. — 320 с.

40. Павлов А.Д. Стресс и болезни адаптации. — М.: Практическая Медицина, 2012. — 304 с.

41. Пигулевская И. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым. — М.: Центрполиграф, 2012. — 128 с.

42. Полякова О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление. — М.: Речь, 2008. — 144 с.

43. Прокофьев А. Шкала стресса. — М.: Захаров, 2009.- 288 с.

44. Пурисов И.А. Центральная нервная система. — М.: Амфора, 2013. — 64 с.

45. Руссел Дж., Кон Л. Стресс-анализ. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 128 с.

46. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.

47. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.

48. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

49. Серван-Шребер Д. Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа. — М.: Рипол Классик, 2012. — 352 с.

50. Сиворд Б.Л. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту. — М.: ИГ «Весь», 2010. — 320 с.

51. Сайт ООО «Эльдорадо» Компания ООО «Эльдорадо» — одна из крупнейших в России сетей магазинов бытовой техники и электроники. http://www.eldorado.ru/company/

Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)

Работа для меня — самое важное в жизни

Когда требуется, я работаю до изнеможения

Моя работа всегда должна быть выполнена безупречно

После окончания рабочего дня я забываю о работе

Если я не добиваюсь успеха, я быстро сдаюсь

По моему мнению, трудности существуют для того, чтобы их преодолевать

Меня нелегко вывести из состояния спокойствия

Моя прежняя профессиональная жизнь была весьма успешной

Я могу быть доволен(а) моей прошлой жизнью

Мой спутник/ моя спутница (с которым (ой) меня связывают тесные личные отношения) обнаруживает понимание моей работы

Работа значит для меня все

Профессиональная карьера значит для меня немного

Во время работы я не щажу своих сил

Я лучше проверю еще несколько раз, чем сдам рабочий результат с ошибками

Даже в свободное время мои мысли заняты также рабочими проблемами

Мне очень тяжело справиться с неудачей

Если у меня что-то не получается, то я говорю себе: «Нет, попробую еще раз!»

Я беспокойный человек

На моем прежнем профессиональном пути я переживал больше успехов, чем поражений (неудач)

В общем и целом я счастлив(а) и доволен(а)

Моя семья не очень интересуется моими проблемами по работе

Я мог(ла) бы быть совершенно счастлив(а) и без моей работы

Я считаю себя достаточно честолюбивым(ой) в том, что касается моего профессионального развития

Пожалуй, я работаю больше, чем нужно

Для вопрос чести не сделать на работе ни одной ошибки

После работы я могу легко от всего отключиться

Профессиональные провалы могут легко отбить у меня всякое желание работать

Неудачи меня не обескураживают, а побуждают еще к большим усилиям

Я думаю, что я человек достаточно импульсивный

Пока у меня еще не было настоящих профессиональных достижений

У меня есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом

Со стороны моего спутника/ моей спутницы (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) я хотел(а) бы большей заинтересованности моими профессиональными задачами и проблемами

Работа мне нужна как воздух

Я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других

Я склонен(а) к тому, чтобы работать на пределе своих сил

Что бы я ни делал(а), это должно быть (сделано) безупречно

Конец рабочего дня есть конец рабочего дня, и после этого я не растрачиваю себя уже на мысли о работе

Если у меня что-то не получается по работе, то это меня сильно угнетает

Я уверен(а), что смогу хорошо справиться со всеми требованиями, которые мне предъявит в будущем жизнь

Я думаю, что для окружающих я источник спокойствия

В моем профессиональном развитии мне практически все удавалось

Я не могу ни в чем пожаловаться на свою жизнь

В моей семье я всегда нахожу поддержку

Я не знаю, как бы я жил(а) без работы

У меня большие планы на мое профессиональное будущее

Режим моего дня характеризуется постоянной нехваткой времени

Для меня работа выполнена только тогда, когда я полностью удовлетворен(а) результатом

Рабочие проблемы занимают меня в течение всего дня, до самой ночи

Я легко падаю духом, если, несмотря на мои усилия, не достигаю успеха

Неудача может пробудить во мне новые силы

Практически во всех ситуациях я могу оставаться спокойным(ой) и рассудительным(ой)

Моя прежняя жизнь характеризуется профессиональными успехами

Некоторыми сторонами жизни я изрядно разочарован(а)

Иногда мне хотелось бы больше поддержки со стороны окружающих меня людей

В жизни есть вещи важнее работы

Профессиональный успех является для меня важной жизненной целью

Я все свои силы отдаю работе

Мне неприятно, если я должен(а) закончить работу, которая могла бы быть сделана еще лучше

Мои мысли почти все время крутятся вокруг работы

Если я с чем-то не справился(лась), то это отбивает у меня желание работать дальше

Если мне что-либо не удается, я упорствую и прилагаю все усилия, чтобы добиться успеха

Стрессовые ситуации и волнение вокруг меня оставляют меня равнодушным(ой)

Мои профессиональные достижения говорят сами за себя

Найдется совсем немного таких счастливых людей, как я

Когда мне нужны совет или помощь, всегда кто-нибудь оказывается рядом