Коррекция звукопроизношения. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств - дизартрия, при которой ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Актуальность и необходимость поиска условий повышения эффективности логопедической работы по формированию звукопроизношения определили цель исследования - разработка и апробация серии занятий, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Эффективность коррекционной работы во многом зависит от системы работы по преодолению нарушений в произношении детей.

После проведения комплекса диагностических методик, были получены данные, касающиеся уровня развития звукопроизношения детей. Выявилось, что нарушения произношения звуков носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замены) дефектах.

Результаты диагностики легли в основу коррекционной работы, которая была проведена с целью преодоления нарушения звукопроизноше- ния у дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась комплексно, систематически и целенаправленно. Была разработана и апробирована серия занятий, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Логопедическая работа осуществлялась поэтапно:

1.Подготовительный.

Цель этого этапа - подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

2. Этап постановки звука.

Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.

3. Этап автоматизации звука.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.

4.Этап дифференциации звуков.

Цель данного этапа - научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Причиной недостатков произношения детей при дизартрии является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, поэтому основное внимание в своей работе мы уделили развитию подвижности артикуляционного аппарата.

На первом этапе коррекционная работа проводилась одновременно по нескольким направлениям:

· нормализация мышечного тонуса лицевой мускулатуры;

· совершенствование моторики артикуляционного аппарата;

· развитие речевого дыхания;

· нормализация просодической стороны речи;

· развитие мелкой моторики;

· развитие фонематического восприятия.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Для того чтобы сгладить эти недостатки мы использовали в работе приемы самомассажа лицевой мускулатуры.

Так же особое внимание следует уделить артикуляционной гимнастике, цель которой - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремились выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой проводилась работа, направленная на выработку направленной воздушной струи.

Так же мы включили проведение упражнений для развития мелкой моторики рук, так как их выполнение индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. звукопроизношение дизартрия логопедический дошкольный

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков в работе с детьми использовали игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

На этапах автоматизации и дифференциации звуков мы реализовывали комплексный метод, так как одновременно велась работа над развитием слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Закрепление поставленного звука в словах сочетали с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

Структура, разработанных нами занятий, включает следующие этапы:

1. Организационный этап. Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя, побуждение интереса к познанию новых звуков, а такжекоррекция психоречевых функций;

2. Сообщение темы занятия. Цель этого этапа - направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

· уточняется артикуляция: положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

· демонстрируется "профиль" звука на рисунке;

· уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные; твердые или мягкие; глухие или звонкие;

· образное сравнение звука (звук [Р] - рычание тигра);

· определяется место звуков в звуко-буквенном городе.

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

· развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

· уточнение и расширение лексического запаса;

· развитие слухового внимания и зрительной памяти;

· овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

1. Физкультурная минутка.

Она тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

· снять усталость и напряжение;

· внести эмоциональный заряд;

· совершенствовать общую моторику;

· выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

7. Работа над предложением. .

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

* установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

* актуализация накопленного словаря;

* формирование связности и четкости высказываний;

* работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности - умозаключений;

* анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

8.Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа -- совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

· развитие воображения и творческой фантазии;

· развитие словотворчества;

· развитие мелодико - интонационных и просодических компонентов.

9.Итог занятия.

На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Обязательное условие - передача положительных эмоций.

Данная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии.

Работа по направлениям, отраженным в гипотезе велась комплексно. Нами были разработаны занятия с использованием сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, помогали удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.

По окончанию коррекционной работы был проведен анализ изменения уровня развития звукопроизношения дошкольников, с целью получения достоверных сведений об эффективности применения разработанной и апробированной нами серии занятий.

Как показало исследование дети стали четко произносить изолированные звуки, которые с трудом удавались на первом этапе исследования, также наблюдается значительное улучшение в произнесении звуков в слогах, в словах и предложениях

Таким образом, мы можем говорить об эффективности проведенной нами работы.

Библиографический список

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб, 1995. - СПб: Издательство "Библиополис", 1996 - 208 с.

2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. -- 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

3. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. -- М., 2002

5. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. - М.: АРКТИ, 2003. -- 104 с.

6. Йощенко В.О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ. Сборник примерных форм документов и методических материалов - М.: АРКТИ, 2010. - 248с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Влияние логоритмических занятий на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Методы и приемы обучения и развития речи детей с нарушением просодической стороны речи средствами логопедической ритмики.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

    Дизартрия как нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи в результате нарушения иннервации мышц речевого аппарата. Просодика – ритмико-интонационные свойства, играющие немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Развитие звукопроизношения в онтогенезе. Причины возникновения дислалий. Дефекты строения речевого аппарата. Направления и методы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Принципы отбора игр.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2016

    Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической системы языка. Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2013

    Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе. Анализ нарушения звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и дислалией. Проблемы дифференциальной диагностики дефекта. Разработка рекомендаций по развитию звукового навыка у детей.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2015

    Развитие звукопроизношения у детей. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. Принципы и методы коррекционной работы. Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2012

    Логопедическая работа как средство преодоления нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Системная логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. Методические особенности логопедической работы.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2009

    Звуковой состав русского языка. Формирование звуковой стороны речи. Причины нарушений звукопроизношения. Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения. Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2010

    Особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием. Логопедическое экспериментальное обучение детей дошкольного возраста с дизартрией при ДЦП по формированию произносительной стороны речи.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Лингвистический и психопедагогический аспекты изучения звуковой стороны речи. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация работы по формированию и исправлению недостатков звукопроизношения у слабовидящих детей.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. В Юсуповской больнице применяется мультидисциплинарный подход к восстановлению речи у пациентов, страдающих различными видами дизартрии. В процессе реабилитации принимают участие неврологи, психологи, логопеды, реабилитологи. Каждому пациенту составляется индивидуальная программа коррекции дизартрии.


Выделяют следующие основные принципы коррекционной работы при дизартрии:

  • Комплексный подход;
  • Систематичность и регулярность;
  • Раннее начало восстановительной и коррекционной работы;
  • Развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания);
  • Развитие и формирование всей психической деятельности пациента;
  • Индивидуальный подход и формирование мотивации к занятиям.

Важным принципом коррекционной работы при дизартрии является раннее начало восстановительной и коррекционной работы. Это особенно важно при дизартриях, которые развились у пациентов с инсультом, после черепно-мозговой травмы, врождённых дизартриях и нарушениях речевой функции у пациентов, страдающих детским церебральным параличом. Работа по преодолению дизартрических нарушений всегда систематическая, длительная, кропотливая, регулярная. Логопедическая работа специалистов Юсуповской больницы направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие и формирование всей психической деятельности пациента и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания).

Курс логопедической работы длительный, он занимает несколько лет. Специалисты Юсуповской больницы выстраивают целую систему взаимоотношений с пациентом и его семьёй, используют методы стимуляции. При работе с пациентами используются различные игровые приёмы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии следующие:

  • Развитие фонематического внимания и восприятия;
  • Формирование речевого дыхания;
  • Преодоление нарушений голоса;
  • Работа над просодической стороной речи (ритмом, темпом, интонацией);
  • Развитие и формирование мимической и артикуляционной моторики;
  • Постановка звуков;
  • Формирование и развитие общей моторики и мелкой моторики рук.

В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя логопед параллельно ведёт работа по этим направлениям.

Этапы коррекции дизартрии

Первый этап коррекция стёртой дизартрии – подготовительный. Работа по преодолению расстройств речи начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению:

  • Обильного слюнотечения;
  • Пассивности мышц;
  • Недостатков фонематического внимания и восприятия;
  • Подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

На втором этапе работа логопеда направлена на преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи. Она заключается в постановке звуков. Третий этап – включение пациента в активное общение.

Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, уделяют внимание с раннего возраста. Пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, страдающего дегеративными заболеваниями нервной системы или детским церебральным параличом, обучают приёмам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, учат попеременно жевать правой и левой стороной рта.

Если у старших детей наблюдаются ранние рефлексы (сосательный), проводят работу, направленную на затормаживание задержанных рефлексов. Логопеды используют приём механического препятствия для ненужного движения. Мышцы рта логопед фиксирует руками, непроизвольные движения языка фиксирует с помощью шпателя или прикусывания языка зубами. Для снятия содружественных движений подбородок фиксируется рукой логопеда. Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен при проведении артикуляционной гимнастики путём фиксирования рук ребёнка рукой логопеда.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед пациентом ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль и поощряют малейшие успехи. Сложно затормозить рефлексы в оральной области, так это зона жизненно важна и чувствительна. В ней весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: тактильная, вкусовая, температурная.

Для преодоления слюнотечения обучают пациента проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывают глотательные движения, запрокидывают голову назад и предлагают проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений можно дать пациенту печенье или булку и учить жевать перед зеркалом, чередую жевание с глотанием.

Пациента учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Он помещает свою руку под нижнюю челюсть, под подбородок, другую кладёт на голову пациента и смыкает челюсти путём лёгкого надавливания. Затем приучают пациента выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Пациента обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации. Учат произвольно расслаблять мышцы верхних и нижних конечностей, затем шеи и головы. Развивают способность различать напряжение и расслабление и регулировать по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Для расслабления применяют поглаживание, вибрацию и другие приёмы расслабляющего массажа. С этой же целью используют точечный массаж. Эту работу массажисты Юсуповской больницы проводят после консультации невролога и реабилитолога.

Логопедический массаж при коррекции дизартрии по Приходько

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия при дизартрии. Его применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц, изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата. Он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж по Приходько проводится на всех этапах коррекционного воздействия. Его используют на начальных этапах реабилитации, когда у пациента ещё отсутствует принципиальная возможность выполнить определенные артикуляционные движения. Дифференцированный логопедический массаж в Юсуповской больнице осуществляет старший инструктор ЛФК, который имеет знания по анатомии и физиологии мышц, речевого аппарата, прошёл специальную подготовку, в совершенстве владеет техникой массажа.

Реабилитологи обучают лиц, осуществляющих уход за пациентом с дизартрией, элементарным приёмам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Дифференцированный логопедический массаж необходим для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а в более тяжёлых случаях – для уменьшения степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:

  • Гиперкинезов (избыточных насильственных двигательных актов, возникающих помимо воли пациента);
  • Спастического пареза,
  • Атаксии (нарушения координации движений, не связанного с мышечной слабостью);
  • Синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

С его помощью активизируют те группы мышц периферического речевого аппарата, которые не могут полноценно сокращаться, или активируют новые мышечные группы, до этого бездействующие, стимулируют проприоцептивные ощущения, уменьшают выделение слюны. Логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс, подготавливает условия к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Сущность логопедического массажа состоит в нанесении механических раздражений:

  • Поглаживания;
  • Пощипывания;
  • Разминания;
  • Растирания;
  • Вибрации;
  • Поколачивания.

Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет реабилитологам Юсуповской больницы понизить мышечный тонус при спастичности мышц или повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. В дальнейшем у пациента формируются и осуществляются произвольные (активные), координированные движения органов артикуляции. Логопедический массаж выполняют в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяют мышцам периферического речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и щёк), поскольку они обеспечивают производство речи.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Коррекция произносительной стороны речи при дизартрии

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику (интонацию, мелодику, паузу, ударение, темп, ритм и тембр). Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Произношение звуков – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.

Коррекционная работа строится с учётом следующих принципов:

  1. Связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществляется не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность пациента в целом;
  2. Системного подхода. Произносительная сторона рассматривается в качестве системы, которая включает ряд компонентов. На их развитие направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, просодики);
  3. Принцип развития – предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у пациентов с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, которые могут быть выражены в разной степени. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Коррекционную работу направляют не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие упражнения, игры и моделирование. К наглядным – наблюдение, рассматривание профилей, схем, показ образца задания и способа действия. Основными словесными методами являются беседа, чтение, рассказ.

Коррекция интонации и фонетической стороны речи

Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:

  • Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
  • Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Дифференциация различных видов интонации.

Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.

Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме. Реализуя это направление, развивается стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графических навыков, конструктивного праксиса, мышления, памяти.

Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:

  1. На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
  2. Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
  3. Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
  4. Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1982. - С.307-308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва - Пермь. - 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. - С.608.

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Коррекция звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии . Наиболее распространенным является метод, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без нее.

При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребенка и на специфические приемы постановки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической системы языка в норме. При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа - писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Затем новый звук закрепляется в различных слогах. При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Работа проводится путем подражания. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.

Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.

Основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков. Используются приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное значение имеет применение дифференцированного массажа (расслабляющего и укрепляющего) с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата, а также артикуляционной гимнастики. Логопедическая работа включает развитие речевого дыхания, интонационно-методической стороны речи, фонематического восприятия.

Работа проводится в различных типах логопедических учреждений: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в речевых отделениях психоневрологических больниц. При более легких (стертых) формах дизартрии работа проводится в поликлиниках, на логопедических пунктах общеобразовательных школ.

####################################################

Необходимо проведить специфическую целенаправленную работу по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

В основе коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетических нарушений речи у детей с дизартрией рекомендуется придерживаться следующих теоретических положений:

1. Положения об уровневой организации построения движений (Н.А. Бернштейн).
Уровневая организация построения движений позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить их роль в регуляции движений и действий. Концепция о системной организации двигательной функции, о взаимодействии ее разных звеньев, позволяет в случае нарушения двигательной функции компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального обучения и упражнений.

2. Положения о роли кинестезий в управлении движениями, взаимодействии кинестетической и кинетической основы движений (П.К. Анохин, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия).

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных двигательных навыков (А.Р. Лурия). Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта с реально воспроизведенным. Непрерывные обратные сигналы, поступающие от выполняемого движения, сопоставляются с запланированным действием и составляют содержание обратной афферентации (П.К. Анохин). Обратная кинестетическая афферентация лежит в основе накопления опыта для управления движением речевых органов (Н.И. Жинкин).

3. Положение о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина).
При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии.

4. Положения о психофизиологических механизмах овладения звукопроизношением (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев).

Во многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. При этом звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, артикуляторном, акустическом. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих полиморфное единство речевой системы. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы.

Логопедическое воздействие необходимо строить с учетом следующих принципов:

Принцип системности. Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.

Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы. Новые задания первоначально даются на простом лексическом материале. После того, как умственное действие будет усвоено, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Становление умственных действий - длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.

Принцип учета ведущей деятельности возраста . Игровая деятельность является важным процессом познания (Д.Б. Эльконин). В игре ребенок сосредотачивается не на обучающей ее стороне, а на развлекательной. Поэтому освоение и закрепление приобретенных навыков и умений проходит для ребенка незаметно, естественным путем. Данный принцип учитывался при организации логопедических занятий с детьми.

Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
А также необходимо строить логопедическое воздействие с учетом общедидактических принципов : принципа наглядности, доступности и прочности знаний.

Отметим, что в современном мире уже разработан ряд классических методик, которые уже нашли широкое применение в логопедии написанных знаменитыми исследователями О.В. Правдиной, Г.В. Чиркиной Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой и др.. Коррекция звукопроизношения осуществляется с опорой на различные методы: наглядные, словесные, практические.

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному произношению и воспроизведению звука.
Задачи:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

Требования к гимнастике:

  • Кратковременность - 2-3 минуты, но многократно.
  • Опора на различные анализаторы.
  • Упражнения выполняются легко и без утруждения.
  • Последовательность от статических к динамическим упражнениям.

Если артикуляционная схема не сформирована совсем, тогда используют пассивную, пассивно-активную гимнастику. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике, производимой по инструкции логопеда (О.В.Правдина, Г.В.Чиркина).

М.А. Поваляева предлагает ряд упражнений для развития моторики артикуляционного аппарата. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных движений.

1) Упражнения для мимических мышц лица
2) Упражнения для щек
3) Упражнения для губ
4) Упражнения для челюсти

М.Е. Хватцев предложил методику по выработке контроля за положением рта.

2. Развитие речевого дыхания:

Требования:

Научить ребенка диафрагмальному дыханию, уметь осуществлять ротовой и носовой выдох, привлечь зрительную опору (зеркало). Сила и длительность выдоха, умение осуществлять форсированный (резкий и сильный) и фиксированный (длительный и плавный) выдох, направление выдоха. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи, умение осуществлять длительное произношение согласных. Дыхательные движения должны выполняться легко и непринужденно. Правдина рекомендует петь.
Статические упражнения - без отклонений конфигурации - принятие, удержание, подсчет.
Динамические упражнения - выполняются в полном объеме без синкенезий и с постепенным нарастанием темпа.

3. Уточнение артикуляции опорных звуков:
В зависимости от нарушения могут быть разные опорные звуки. Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.

4. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:

1) Дифференциация не речевых звуков;
2) развитие умения различать высоту,
3) силу и тембр голоса на одинаковом речевом материале;
4) дифференциация слов близких по звучанию;
5) различение слогов;
6) соотношение звука с образом не речевого;
7) развитие элементарных навыков звукового анализа.

5. Развитие мелкой моторики

6. Общедидактические задачи.

Ребенка нужно познакомить с оборудованием логопедического кабинета, познакомить с занятием, с правильным поведением на занятиях, сформировать у ребенка мотивацию к занятиям.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Ф.Ф. Рау выделяет 3 способа постановки звука по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

Постановка звука

Цель: научить правильно произносить изолированный звук.

Различают три основных способа постановки звука:

Первый способ - по подражанию , когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха, или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки.

Второй способ - с механической помощью . Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится, помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ - смешанный , когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Автоматизация звука (выработка)

Цель: научить легко и не принужденно произносить звук во всех позициях словосочетания и во всех позициях в слове.

Дифференциация звуков

Цель: научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Последовательность работы над звуками Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:
1) Степенью доступности звуков для произношения и постепенностью
перехода от меньших произносительных трудностей к большим. Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия "орального образа звука". Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: [а], [о], [у], [э], [и], [п], [б], [м], [ф], [в], [ш], [ж], [л], [с], [т], [к] (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них - [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка.

Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а [ф], [в], [х] - самые лёгкие среди фрикативных.
2) Артикуляционной и акустической близостью звуков. Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких, по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.
3) Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] - более легкий.

Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова).
1. Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).
2. Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О.В. Правдина).
3. Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О.В. Правдина).
4. Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания).
5. Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
6. Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях.
7. Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: Сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков в речи.

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.

Формирование коммуникативной деятельности - это важнейшее направление в решении задач становления личности ребенка.
Коррекционная развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушениями речи.

Основным средством коррекции нарушений артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Её цель - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

У детей дошкольного возраста с дизартрией значительно более длительные сроки работы над каждым звуком. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Работать необходимо не только над звукопроизношением, а так же над дыханием и артикуляционным укладом. Чем раньше начнется коррекционная работа над звукопроизношением, тем благоприятнее прогноз.

Таким образом, методики коррекционной работы по устранению недостатков сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией традиционно включают три этапа работы: I этап - подготовительный (Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию звукопроизношения. Коррекция первичных нарушений); II этап - формирование первичных произносительных умений и навыков (Цель: коррекция фонетических нарушений); III этап - формирование коммуникативных умений и навыков (Цель: введение новых речевых навыков в спонтанную речь. Предупреждение вторичных нарушений).

Основным средством коррекции нарушений артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика, совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией значительно более длительные сроки работы над каждым звуком. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

Подготовила учитель-логопед Кузеванова М.В. МБДОУ комбинированного вида детский сад №43 город Апатиты Мурманской области
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Немало важным направлением логопедической работы при коррекции звукопроизношения является непосредственно вызывание конкретного звука, его автоматизация и дифференциация.
В постановке звуков используется принцип индивидуального подхода.
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Уточнять гласные звуки, желательно в такой последовательности: (Э,А,И,Ы,О,У). Добиваться нужно четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно- взрывные звуки. Затем уточняют щелевые звуки. И в конце работаем над переднеязычными звуками.
ГласныеЭ, А,И,Ы,О,У
Согласные:
СонорныеМ,Н,Й,Л,Р
Смычно- взрывныеП,Б,Т,Д,К, Г-К
ЩелевыеФ, В
ПереднеязычныеС, З.Ш-Ж,Х.Щ,Ч.Ц
Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
Прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
Возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
Опорой на тактильно-вибрационный контроль.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
1 ЭТАП РАБОТЫ – ПОСТАНОВКА ЗВУКА
Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Они ничем не отличаются от постановки звуков, например при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Наиболее распространенным является метод так называемой фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребенка пассивно придает необходимую позицию для произнесения того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка, пластмассовые палочки различных видов и целый ряд других приспособлений. Внимание ребенка привлекается к ощущению положений артикуляционных органов. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без неё. Сроки работы над каждым звуком значительно больше, чем те, которые обычны в работе с дислаликами:
1.не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;
2.необходимо работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;
3.последовательность работы над звуками диктуется постепенно усложнением артикуляционных установок.
2 ЭТАП РАБОТЫ – АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА
Автоматизация поставленных звуков проводится также как и во всей логопедической работе: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и стихах, автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах, а уже в конце в разговорной речи.
Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным А, поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируется звук с гласным Ы. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с А и У. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным Э обычно не используется, т.к они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т.п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных.
Схема автоматизации звука в слоге:
СГ (согласный – гласный - «прямой слог, открытый»);
ГС (гласный- согласный – «обратный слог, закрытый»);
ГСГ (гласный - согласный-гласный – «интервокальная позиция»);
ССГ;
ГСС.
В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е.Хватцева. При начальной автоматизации звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком:
1)Шипяшие - перед О,У (губы выпячены); «пушок, шепот», «шуба, шум, журка»и т.д.
2)Свистящие – перед И,Ы (губы растянуты в стороны и сближены); «Сима, сито, зимы, сыт, сыр» и т.д.
3)Звук Л – в сочетании с А и Ы.(«лапа, лыко, палата, салат») и т.д.
4)Звук Р – после Т и Д. («травка, тропка, дровни, друг, дружба») и т.д.
5)С, З,Ш – в открытом слоге;
6)Взрывные Ц,Ч,Щ,К – в закрытом слоге.
В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
Сначала звук автоматизируется в словах с простой слоговой структурой, затем в словах более сложной слоговой структуры, содержащих сочетание этого звука с правильно произносимыми звуками.
Закрепление звука в предложениях, чистоговорках, стихах, тексте проводится в той же последовательности.
Необходимым условием успешной автоматизации звука, по мнению Т.Б.Филичевой, является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Требование соблюдения строгой последовательности при работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным от элементарного повторения слов к называнию предметов, действий, воспроизведению по памяти стихов и далее к пересказу, и наконец, к свободному речевому общению. Упражнения должны проводится длительно и систематически, он легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много умения и такта, чтобы заставить ребенка их производить, а кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Одной из таких форм являются подвижные и настольные игры.
3 ЭТАП РАБОТЫ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.
Дифференциация – это различение звуков на слух.
Изначально проводим обследование ребенка на наличие дифференцировок. Могут не дифференцироваться следующие пары звуков: С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, Л-Р и т.д.
Дифференциация проводится в той же последовательности, что и при автоматизации: слоги, слова, фразы.
В конце хотелось бы добавить, что основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков. Используются игровые приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и в дальнейшем коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога и родителей.