Изолированное произношение звуков С, Ш. Лепка из соленого теста

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: - Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Какое солнце?

Солнышко грустное?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Веет, свистит,

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......

а) Игра: «Солнышко - ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л - д: - Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)

Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)

Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)

Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)

В море синем паруса (шшшш....)

И пшениченька шумит (шшшш....)

И листочек шелестит (шшшш.......)

И ручей (ссссс......)

И оса кусается (сссс....)

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Губы - улыбаются.

Зубы - заборчиком.

Кончик языка - за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко - отдыхает, спит.

Губы - круглые как калачик.

Зубы - заборчиком.

Язык - круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Горлышко - отдыхает.

Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Выбирай платок,

Прыг - скок, прыг - скок,

Не поймаешь паучок.

Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

Звук (ш) - зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

(Предметные картинки)

Са - сани Ша - шапка

Со - сова Шо - шорты

Это - серп Ши - шило

Сы - сыр Ша - шарф

в) Игра «Мозаика»

Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,

Громкие звуки - красная фишка.

я - са аш - ас аша - аса шпа - спа

что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сани груша душ

сыр машина

шарф коса

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

миска - мишка

кашка - каска каша - касса

кошка - косичка

нас - наш вам - ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

7. Релаксация.

Игра «Релаксация»

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л - д: - Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Хвостиком посметала.

Дополните предложения, подобрав правильное слово

У Сони теплая. . . . . . (Шапка)

У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)

На столе стояла. . . . . . . (Миска)

В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)

Маша ела. . . . . . . . (Кашку)

Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)

Фронтальное занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков. Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Занятие на дифференциацию звуков [С]-[Ш] на основе приключения звуков.

Цель: дифференциация звуков С-Ш

Задачи: Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, чистоговорках и во фразовой речи. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Формировать фонематический слух. Продолжать учить звуковому анализу слов, закрепить навык преобразования прилагательных от существительных, деление слов на слоги, определение места звука в словах. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Материал: изображение замка Гласных звуков, картинка Страна Чудес с изображением предметов в названии которых есть звуки С и Ш, предметные картинки, картинки с кукушкой и Страшилой.

Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите какие там большие деревья(дети поднимают руки)

Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья(дети быстро шевелят пальчиками)

Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны(дети покачиваются и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки.ни ветки(садимся)

Как шумела листва от теплого ветерка(Ш-ш-ш)Как подул холодный ветер(С-с-с)Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.

Какой у нас звук С?-согл,твердый,глухой,струя холодная,посередине.

Какой звук Ш?-согл,тв,глухой,струя теплая,широкая.

Решили звуки отправиться в путешествие. И мы отправимся вместе с ними.Вот подошли звуки к Красному замку,какие звуки в нем живут?(гласные).Давайте подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А,что получилось?(слог СА)..(Со,СУ,Ша,Шо,Шу)

Познакомились слоги Са-Ша,Су-Шу,Со-Шо.Потом решили поговорить между собой.Сначала удивленно-Са-Са?Ша-Ша?.Потом восхищенно-Су-Су!Шу-Шу!.А потом грустно-Со-Со-Со.Шо-Шо-Шо.

Звук Ш просит назвать нас все «его» слова. А звук С «его».

Зашли звуки и к нам в гости, и спрашивают чем мы их обозначаем(звуковичками)

Выложим слоги-са,заменим гласный А на звук О.Какой получился слог? Со.А теперь заменим согласный С на звук Ш.Слог Шо.А теперь выложим слова Сначала Уши..а теперь усы.

Миска-мишка.

Физкультминутка:изобразите мимикой и позами предметы и существа,которые вы увидели в Стране Чудес.

На-на-на изображаем мы слона.Ву-ву-ву изобразим мы сову.Аф-аф-аф постоим как старый шкаф.Лет-лет-лет полетим как самолет.

У нас сейчас какое время года?Зима.И к нам прилетели волшебные снежинки с картинками.Вам нужно снежинки со звуком Ш положить в машину, а снежинки со звуком С-в сани.-где находятся звуки-в начале,середине или в конце?

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами и придумали они небылицы,повторяйте за мной:лон-лон-лон на лопате едет слон,СА-са-са на луне сидит лиса.

Смотрите, к нам прилетела птица.В ее названии есть слог куш,как она называется(кукушка). Она сообщила что звуки С и Ш попали к Страшиле,который живет один в замке.Он перепутал в словах звуки и даже перепутал слова. Мы сейчас отправимся к нему.

Послушайте что он натворил:Кошка ловит миску,мама моет мышку.На виду у детворы крысу красят маляры.Пожарный носит каску,Саша ела Каску.

А как надо правильно сказать?

Чтобы страшила все вернул на место давайте образуем для него добрые слова от слов которые я назову:Ласка-какой будет Страшила-Ласковый.Доброта-добрый.Смелость-смелый. Слава-славный.

Молодцы!У нас все получилось!

***Страшила предлагает нам выполнить интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка-осень-куст и соедините слово..получилось слово Сок.Шуба-утка-мак получилось Шум.

Отгадайте загадки:теплая,пушистая,греет нас зимой(шуба)сколько слогов.посчитай. Мягкие лапки,а в лапках царапки(кошка).Четыре братца под одной шляпкой стоят(стол).

Молодцы!

Давайте выучим стихотворение про звуки.

Не путайте спеша звук С со звуком Ш

Мохнатенького мишку не называйте миской

А если кот съел крысу не говорите крышу.

Молодцы ребята.Вам понравилось путешествие. С какими звуками мы путешествовали?


Тема: Дифференциация звуков С – Ш.

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки С-Ш.

2. Продолжать работу над развитием фонематического восприятия и анализа.

3. Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.

4. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными причинами (Я отдам лисе, потому что…).

5. Закрепление образования: а) притяжательных прилагательных и б) существительных в Д.п.

6. Развитие способности детей к составлению творческих рассказов по предметным картинкам.

7. Развитие зрительного внимания (восприятие изображения предмета в зашумлённых условиях).

8. Закрепление представления детей о диких животных.

Ход занятия:

  1. Л.: Ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопрос? Какое время года изображено на ней?Д.: Зима. Л.: А как вы догадались? Д.: На деревьях нет листьев, на земле лежит снег. Л.: А теперь, попытайтесь увидеть и назовите тех, кто спрятался в зимнем лесу? Д.: Белка, рысь, мышка…

Л.: Какие это животные? Д.: Дикие. Л.:Кто ещё живёт в зимнем лесу? Д.:Сорока, ворона, сова. Как назвать их одним словом? Д.: Птицы.

  1. Л.: Ребята, посмотрите на фланелеграф. Кто здесь изображён? Д.: Дикие животные. Л.: А чего у них не хватает? Д.: Хвостов. Л.: Вот, послушайте, какая произошла история с дикими животных. Однажды ночью поднялся сильный ураган. Ветер шумел, свистел. А утром, когда животные проснулись, они не нашли своих хвостиков. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Собрались они искать свои хвосты. Ребята, давайте поможем животным! Д.: Давайте. Л.: Но ветер не просто оторвал хвостики, но ещё и спрятал их и сказал животным следующее: «Каждый из вас должен задать детям свое задание и если они справятся с ними, то хвостики вернутся к вам».
  2. Л.: А кто нам встретится первым в зимнем лесу, вы узнаете отгадав загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета.

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Заяц: Зимой я весь день сплю, ем ночами, грызу кору деревьев. Лапки у меня к зиме обрастают шерстью, делаются широкими и пушистыми. На них я бегаю по снегу, как на лыжах. А вот вам моё задание. Заяц даёт конверт. Каждый из вас, по очереди, сделает следующее, выберет глазками одну картинку, назовёт её и определит количество слогов в слове, которое он выбрал.

Слова: сосулька, парус, груша, стог, душ, сочок, шкаф.

Л.: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, давайте, посмотрим вокруг, может быть, мы еще что-нибудь увидим. Ой, что я нашла! Хвост. Юля, кому ты отдашь его? Юля: Я отдам хвост зайцу. Потому что, это заячий хвост.

  1. Л.: Попробуйте, отгадать кто следующий нам встретиться?

Разбойник он серый,

Нет ему веры,

Он клыками щёлк

Кто это? (Волк)

Волк: Серый, злой, голодный я брожу зимой.

Зубами стучу, по лесу в поисках добычи рыщу. (Волк даёт детям мешок).

Беда у меня. Не знаю, что и делать.

Л.: Ребята, волк рассказал мне, что собрался на день рождение к лисе и мишке-косолапому. Купил им в подарок игрушки, а кому какие подарить не знает. Берите по одной игрушке. Лисе мы подарим игрушки в названии, которых слышится звук С, а мишке - звук Ш.

Игрушки: Сова, свинья, слоник; петушок, мышка, кошка, лошадка.

Д.: Сову надо подарить лисе, потому что в названии слова «сова» слышится звук С и т.д. Л.: Ребята, кто из вас мне скажет, где слышится звук С в названиях этих игрушек? Д.: В начале слов. Л.: А где звук Ш слышится в названии этих игрушек? Д.: В середине слов.

Ой, смотрите хвост. Саша, кому ты отдашь его? Я отдам хвост волку, потому что это волчий хвост.

В награду волк дарит нам по гусёнку.

  1. А сейчас мы отдохнём!

Мы проверили осанку

И свои лопатки.

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк-воришка.

Вот свернулся ёж в клубок

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

  1. Л.: А сейчас еще одна загадка.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)

Лиса: Конечно, же я лиса. Я хитрая и ловкая. Шёрстка у меня пушистая и рыжая. Я лисичка смышлёная и люблю сочинять разные небылицы. Хочу, чтобы и вы мне рассказали «небылицу». (Лиса дает ребятам корзинку с картинками.)

Садимся в кружок. Берём по три картинки. И сочиняем рассказы.

Л.: Ой, хвост! Дима, кому отдашь хвост? Дима: Я отдам хвост лисе, потому что это лисий хвост.

Лиса дарит по цыплёнку.

  1. Л.: А вот и следующий наш гость.

Где живёт он?

В самой чаще.

Самой, самой, настоящей

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мёд

Сладкоежкою слывёт

Ещё могу сказать

Очень любит он поспать. (Медведь).

Медведь: Я мохнатый и большой. Бурый мишка я. Люблю я сладкое поесть и всласть поспать. Вот моё задание (Достает конверт с полосками бумаги и стишками). Садимся за стол. Рисуем столько палочек на листочке, сколько услышите слов в стихотворении со звуком С:

Вот у дома старый пёс.

Лёг, уткнувшись в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит

Может, дремлет, может спит.

Со звуком Ш:

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы, греть ладошки

Мишутке-крошке.

Л.: Молодцы, справились и с этим заданием. А чей это хвост, Настя? Это медвежий хвост. Я отдам этот хвост медведю.

Медведь дарит клубнички.

  1. Под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка

Белочка - умелочка.

Наша белочка-мастерица

Сшила кофточку – лисице,

А зайчику - тапочки

На четыре лапочки.

Медвежонку распашонку,

Даже серому волчишке

Шапку сшила и штанишки.

Грибы она сушила,

И зверей она кормила.

Всё умеет белочка

Белочка – умелочка.

Белка: Заходите ко мне в гости.

Я умею сочинять даже стишки. Для вас я тоже сочинила и сейчас прочитаю их вам.

Положила в плошку каску и т. д.

Л.: Белочка, наверное, специально переставила слова в стишках, чтобы нас посмешить. Давайте, исправим ее.

Л.: Ой, посмотрите, что я нашла. Кому ты отдашь хвост, Сережа? Сережа: Я отдам белке, потому что это беличий хвост.

Белка: Угощайтесь, гости дорогие. Белочка угощает всех орешками.

Л.: Ребята, а с какими животными мы сегодня повстречались? А какие звуки мы учились различать? Молодцы!


Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

Задачи : 1. Образовательные :

Уточнить представление ребенка о звуках [С] , [Ш].

Учить дифференциацировать звуки [С] , [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивающие :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С] , [Ш] ;

Развивать фонематический слух на звуки [С] , [Ш] ;

Развивать речевое дыхание;

Развитие мелкой моторики рук;

3. Воспитательные :

Формировать положительную мотивацию к занятиям;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование :

Индивидуальное зеркало;

Игрушки со звуками [С] , [Ш] в названиях;

Сюжетные картинки,

Проектор

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок : ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер : с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок» .

Артикуляционная гимнастика.

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд) .

Решила покатать всех на качелях.

Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд) .

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

2. Дифференциация изолированных звуков .

Как произносится звук [ с ] ? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ] ? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай» . Когда услышишь звук [ с ] , надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ] .

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

Молодцы, ребята.

3. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в слогах.

Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки » . Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са - ша са - са - ша со - ша са - ша - ша су - шу са - ша - са сы- ши ша - ша - са ша - са ша - са - са шо - со ша - са - ша шу - су ши - си

4. Дифференциация [С] , [Ш] в словах.

Дети садятся на места. Педагог : Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш , но когда подул ветерок, эти звуки потерялись . Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.

«Разложи картинки» .

Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок ? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ] . В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ] . (игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).

Проверка.

Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением : «Я положил в сумку собачку» . А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Я предлагаю игру «Найди домик»

Возьмите карточки с рамками и фишками. Следующее задание : надо определить место звука в слове . Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.

5. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо» . Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.

Са-са-са - у Маши две косы.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки .

6. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши? Давайте вспомним :

Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.

В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки» .

Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.

Итог занятия.

Педагог : «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу) . Вот мы и дома.

Давайте вспомним : Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук

и.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - различение.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] - [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» - «з».

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» - капли дождя стучат по крыше; «Г» - горошины падают в банку. (Показываю.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [р]-[л] 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «Р» - тигр рычит (язык поднят наверх и там пляшет); «Л» - самолёт летит высоко.

Тема. Звуки Ш-С.

Цель - дифференциация звуков ш-с.

1. Закреплять навык дифференциации свистящего и шипящего звуков по артикуляционным признакам, в слогах, словах, названиях кар-тинок, во фразе;

2. Корригировать и развивать слуховое внимание при выполнении упражнений на дифференциацию звуков, упражнении на преобразо-вание слогов, развивать фонематическое восприятие путем диффе-ренциации изолированных звуков, в слогах, словах; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при отборе картинок на определенный звук; мелкую моторику рук при вы-полнении упражнения пальчиковой гимнастики; навык связного устного высказывания работе над пересказом цепного текста; раз-вивать смысловую догадку с помощью игры «Путаница».

3. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, доброже-лательность, умение выслушивать собеседника.

Оборудование. Индивидуальный раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Карта не только покажет дорогу, но и поможет ниче-го не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Вот домик, в котором живут мышка и слоник. Они отправятся в путешествие вместе с нами. Отправляемся в путь!

Что ты видишь в самом начале? (снежинку и змею)

2. Повторение.

Уточнение артикуляции звуков С и Ш.

Давай покажем мышке и слонику, как дует холодный ветерок и как шипит змея.

Упражнение «Холодный ветерок».

Упражнение «Змея шипит».

Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Давай вспомним, как правильно мы произносим эти звуки. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [ш], [с]?

Для звука Ш

Губы округлены.

Зубы сближены, видны.

Широкий кончик языка поднят к бугоркам.

Воздушная струя теплая.

Для звука С

Губы -в улыбке.

Зубы - сближены, видны.

Кончик языка - широкий, за нижними зубками.

Воздушная струя холодная.

3. Сообщение темы занятия.

Путешествуя по карте, мы будем учиться различать звуки С и Ш. А мышонок и слоник будут нам помогать.

Развитие фонематического восприятия. Игра «Внимательные ушки».

Сейчас ты будешь внимательно слушать. Если услышишь звук [ш], подними змейку, если звук [с] - снежинку: ш, п, с, т, а, р, ш, л, ко, ша, ма, со, вы, аш, ук, ас, шапка, каток, бананы, машина, сапоги, вагон, усы, урок, лес, лодка, малыш.

4. Закрепление нового материала.

Дифференциация звуков в слогах. «Скажи наоборот».

СА - ША АС - АШ

СО - ШО ОС - ОШ

СУ - ШУ УС - УШ

СЫ - ШЫ ЭС - ЭШ

Пальчиковая гимнастика.

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит: Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .

А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать! " Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Дифференциация звуков в словах.

Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно помочь слонику выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], а мышке - картинки, в названии которых слышится [ш]. Мышка соберет свои картинки в мешок, а слоник - в сумку.

Вишня, петух, груша, носки, ландыш, муха, смородина, яблоко, капуста, санки, камыш, кукла, автобус, улитка, шапка.

Что собрала в мешок мышка? (Мышка собрала вишню, грушу, ландыш, камыш, шапку) .

Что нашел слоник? (Слоник нашел носки, смородину, капусту, санки, автобус) .

Запомни эти картинки.

Составление и пересказ рассказа «День рождения мышки».

Прошли мы по дорожке и нашли конверт. Давай посмотрим, что в нем. Здесь картинка. Да это за-колдованный рассказ. Помоги мне его расколдовать!

«День рождения мышки».

Мышка пригласила на день рождения … (слона) .

Слон подарил ей … (ромашки) .

Ромашки понравились … (мышке) .

Мышка угостила слона … (ананасом) .

Послушай, какой у нас получился рассказ.

А теперь ты попробуй мне его рассказать.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни картинки, которые собрали мышка и слоник, и вернись назад по дорожке.

Ребенок вспоминает картинки.

А домой мы вернемся по короткому пути.

«Путаница». Вот и домик мышки и слоника. Вошли зверята в дом и стали сочинять стихи да все пе-репутали.

Помоги им, исправь их ошибки:

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Миша пляшет в «Машке»,

Кашу дали «маске».

5. Итог занятия.

Молодец! На этом наше путешествие подошло к концу.

Какие звуки мы учились различать?

Что тебе понравилось на занятии?