Упражнения для развития вокала, голоса . Лучшие, проверенные способы для тренировки голосовых связок

Красивый, звонкий, низкий голос всегда привлекает внимание других людей к своей персоне. Такому человеку с хорошо развитым голосовыми связками достаточно сказать пару слов, как другие люди обращают на него внимание. Окружающим просто интересно становится узнать об обладателе такого замечательного голоса. Звучащим, низким голосом, прежде всего, следует обладать мужчинам. Тогда на него женщины будут обращать намного больше внимание, будут стремиться с ним заговорить (читать также – ?). Ведь согласитесь, что приятно, когда будучи в ресторане и сказав что-то официанту или человеку, с которым пришел в это заведение, на тебя завороженно оглядываются все женщины, да и мужчины тоже. С развитым голосом не рождаются – его приобретают. Как тренируют мышцы для их роста (например, для того, чтобы лучше были развиты их постоянно тренируют), так и голос следует тренировать. Порой, чтобы иметь хорошо поставленный голос можно обойтись без специальных тренировок. Но просто так он не приходит. Всё равно человек его как-то развивает — например, постоянно общается и следит за своей дикцией или часто поет песни под гитару. То есть, он систематически не осознавая того тренирует свои голосовые связки.

Развивать голос полезно не только певцам, людям, выступающим на сцене со своей речью, но и обычным людям. Есть некоторые упражнения, которые изменят ваш голос в лучшую сторону. Да и вы точно приобретете на рынке большее преимущество. Люди неосознанно тянутся и больше проявляют симпатию к тому человеку, у кого красивый и развитый голос. И это не случайно. Ведь мы же живем в обществе, где нам постоянно приходится общаться с другими людьми.

Человек, который обладает развитым голосом может не только стать популярным певцом, но и легко найдет себе партнеров по бизнесу, его с большей вероятностью примут на любую работу, связанную с общением или произношением слов. Взлет по карьерной лестнице таким людям обеспечен.

Как поставить (развить, тренировать) голос самостоятельно дома?

Доверие вызывают глубокие и низкие тона голоса. На такой голос обращают внимание и его приятно слышать. Поэтому, если у вас высокий голос, то нужно придавать ему больше выразительности и развивать его. Чем у человека ниже голос, тем его обладатель больше производит впечатление серьезного и уравновешенного человека.

Упражнения для развития голоса

Предлагаемые далее упражнения желательно выполнять каждый день, лучше всего с утра, чтобы с ранних часов зарядиться энергий с помощью этих упражнений на целый день. С помощью данных упражнений вы не только разовьете свой голос, но и улучшите свое общее состояние здоровья.


Встаньте перед зеркалом. Сделайте вдох и на выдохе произносите каждый звук по отдельности до тех пор, насколько у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

1) звук – И –

2) звук — Э –

3) звук – А-

4) звук – О –

5) звук – У –

Последовательность данных звуков не случайна. «И » — самая высокая частота, с которой вы начинаете упражнение по развитию голоса. Если при произношении данного звука ладонь положить на голову, то можно ощутить небольшую вибрацию кожи. Это свидетельствует об улучшении кровообращения. Звук «Э » активизирует область горла и шеи – приложив руки к шее, вы можете это почувствовать. Звук «А » положительным образом воздействует на область грудной клетки. Произнесение звука «О » усиливает сердечное кровоснабжение, а звук «У » оказывает благотворное воздействие на нижнюю часть живота. Один за другим медленно произносите данные звуки три раза подряд. Если хотите, чтобы ваш голос был более глубоким и низким, то нужно чаще в течение суток произносить звук «У».

Далее активизируем область живота и груди – для этого следует с закрытым ртом произносить звук «м». Три раза проделайте упражнение на звук «М». В первый раз совсем тихо, во второй раз уже громче, и в третий раз как можно громче, чтобы напряглись голосовые связки. Если положите на живот ладонь, то ощутите сильную вибрацию.

Пристальное внимание нужно уделить звуку «Р», так как он придает голосу энергичность и силу, способствует улучшению произношения. Проведите предварительную подготовку, чтобы расслабить язык: кончик языка поднимите к небу за передними верхними зубами и «порычите» будто трактор. Выдохните, вдохните и начинайте рычать: «рррр». После рычания эмоционально и выразительно произносите следующие слова, выделяя букву «р»:

— сирень

— и прочие.

Заключительное «упражнение Тарзана», которое также является хорошей профилактикой к инфаркту миокарда и простудным заболеваниям (например, к , ). Встаньте прямо, сделайте вначале глубокий выдох, а потом глубокий вдох. Руки сожмите в кулаки. Произносите громко звуки из первого упражнения (-И-Э-А-О-У-) и одновременно колотите руками по своей груди, как это делал Тарзан из именитого фильма. Начинайте со звука – И – и колотите себя по груди, потом звук – Э – и так далее. Заканчивая упражнение, вы заметите, как очищаются от слизи легкие, дыхание становится более свободными, и вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавляя тело от всего ненужного. Упражнение Тарзана следует делать только по утрам, так как он обладает активизирующим и возбуждающим действием.

Спустя три месяца выполнения данных упражнений по развитию голоса сравните свой результат с тем, который был в начале тренировок. Для этого перед началом выполнения упражнений запишите свой голос на магнитофон, прочее звукозаписывающее устройство. Вы убедитесь, что за это время ваш голос значительно изменился. Он стал обладать большей силой, а значит, что вы можете говорить более убедительно и лучше воздействовать на других людей через свои слова.

В результате тренировки по развитию голоса глубже и спокойнее становится не только голос, но и ваши мысли. Чем ниже и глубже голос, тем глубже он оседает в сознании, а значит, большее влияние оказывают ваши слова на других людей. Никогда не прекращайте работать над своим голосом – ведь это в некотором смысле – ваша визитная карточка. Если перестать над ним работать, то он увянет, как и мышцы увядают, если спортсмен перестает их качать.

Нам часто не нравится, как звучит голос в записи, или во время публичных выступлений, когда мы нервничаем. Французский профессор вокала Филипп-Николя Мело уже много лет помогает певцам и обычным людям научиться управлять голосом. Он поделился с нами простыми упражнениями, которые можно выполнять дома ежедневно. По словам Мело, уже спустя неделю практики вы заметите первые результаты.

Сделайте из левой ладони «ракушку» и приложите ее к левому уху - это будет наушник. Правую поднесите ко рту - она станет микрофоном. Сделайте пробу, как звукорежиссер: громко считайте, произносите разные слова, играя со звуком. Ежедневно выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение 9 дней. Поняв, как окружающие слышат ваш голос, вы сможете улучшить его звучание.

…«застревает» в горле

Делайте зарядку для лица. Цель - освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произносите слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой. Повторите упражнение 30 раз, а потом произнесите небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе. При выступлениях голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта - легче выполнять посылаемые мозгом команды.

…не звучит

5–10 минут в день громко читайте какой-нибудь текст, но без согласных звуков. Так, фраза «Пять упражнений, чтобы полюбить свой голос» будет звучать как «я-у-а-е-и-о-ы-о-ю-и-о-о-о». Согласные действуют как трамплин, заставляя гласные звуки вибрировать. Перечитайте тот же отрывок текста, на этот раз чеканя согласные. Голос обретет интенсивность вибрации и звучания, при этом вы не будете утомляться, а понимать вас станут лучше.

…слишком тихий

Положите руки на солнечное сплетение. Вспомните что-то, что очень вас рассердило. Произнесите любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка. Выпустите гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот. Старайтесь чаще выражать таким образом свои эмоции - грусть, гнев, радость. Голос станет насыщенным, менее официальным, более искренним.

…обезличенный

Стоя босиком, спокойно дышите, надувая живот при каждом вдохе. Медленно переносите упор стопы с пятки на носок и обратно. Продолжите с закрытыми глазами. Если ваша энергия слишком сконцентрирована в области головы, вы потеряете равновесие. Перестаньте контролировать себя и сосредоточьтесь на стопах. Это упражнение поможет вам лучше распределять энергию. Вы лучше «обживетесь» в своем теле, и тембр голоса станет богаче.

В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.5

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.8

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.


Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.

  1. Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
  2. Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.9

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.


Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

Свободное резонаторное звучание

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения "собачка", "лягушка ловит комара". Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Вокальные упражнения.

Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Источник: rockvocalist.ru

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.

Упр.1

Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр.1

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3

РО-О"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4

PO-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упр.1

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.

https://сайт/wp-content/themes/blade/images/empty/thumbnail.jpg 150 150 Наталия Врублевская Наталия Врублевская https://secure.gravatar.com/avatar/cbf8a4c8147e50b6c1be7d1c5a9c41ef?s=96&d=blank&r=g 18.08.2014 18.08.2014

Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь.

Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно важно иметь тем людям, кому в силу профессии приходится много говорить. Как бы ни были полезны и интересны излагаемые ими сведения, они не будут восприняты слушателями, если говорящие сообщают их нечленораздельно, монотонно слабым невыразительным голосом. Не каждому повезло иметь от природы красивый по тембру мелодичный голос, но каждый при желании, сильной мотивации и настойчивости как с помощью специалистов, так и самостоятельно может улучшить свой голос, сделав его более благозвучным и выразительным.

Красивый голос отличается звучностью, мелодичностью, выразительностью, гибкостью, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, четкостью произношения слов, малой утомляемостью. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.
Дискомфортно слушать писклявый, гнусавый, сиплый, скрипучий, дрожащий, резкий, пронзительный, невнятный, монотонный, слишком громкий или тихий голос.
В большинстве случаев причинами неприятного голоса являются телесные и психологические зажимы, неправильное дыхание, недостаточная тренированность голосовых мышц, недостатки дикции, а также нездоровье.

Для того чтобы правильно оценить свой голос, наговорите какой-нибудь текст, например, прочитайте короткий рассказ или перескажите фильм в обычной свойственной вам манере общения, используя диктофон или любое другое средство аудио- и видеозаписи, а затем прослушайте запись.

Скорее всего, собственный голос покажется вам неузнаваемым. Это объясняется тем, что звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри, в результате мы слышим сочетание двух голосов: первый голос проходит через мягкие ткани лица и кости черепа, а второй, тот, что слышат все остальные – распространяется по воздуху. А звук в разных средах передается по-разному. Этим и объясняется несоответствие, которое так удивляет и в большинстве случаев вызывает недовольство и неприятие собственного голоса, когда слышишь его в записи. По этой же причине человек слышит сам себя не так, как окружающие, которые воспринимают его речь именно так, как он звучит на записи. Свой голос сами мы слышим значительно ниже, чем он кажется окружающим. Еще раз внимательно и критически прослушайте запись своего голоса и, учитывая собственные субъективные впечатления от него, сделайте вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, и если нужно, то от каких его неприятных качеств вы хотели бы избавиться.
Намереваясь самостоятельно улучшить звучание своего голоса, вы должны быть готовы к тому, что придется потратить несколько месяцев упорного труда, пока не появятся заметные улучшения. И лучшим помощником в этом вам будет какое-либо звукозаписывающее устройство, которое даст возможность контролировать результаты исправления голоса. Залог успеха - в коротких, но регулярных занятиях. Заниматься надо каждый день (лучше всего в одно и то же время) по 20-30 минут.

Работу по улучшению голоса нужно начинать с выработки правильной осанки и управления своим дыханием. Нарушения осанки приводят к нарушению функции органов дыхания. При хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть легким и свободным.

Существует множество упражнений, предназначенных для выработки правильной осанки. Начните с самых простых.

— К ровной стене без плинтусов встаньте спиной так, чтобы ее касались пятки, ягодицы, лопатки и затылок. Голову держите прямо: линия подбородка должна быть параллельна полу. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит осанка правильная. Минуту постойте в таком положении и сделайте 7 глубоких вдохов-выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Мысленно представив, что стена прилипла к вашей спине и вы уносите ее с собой, походите по комнате — чем дольше, тем лучше.

— Положите на голову толстую книгу в твердой, но не глянцевой обложке и походите с этим грузом по комнате, балансируя руками. Попытайтесь сделать несколько приседаний или танцевальных па, стараясь не уронить книгу. Оба упражнения старайтесь выполнять как можно чаще.

— Во время ходьбы представляйте, будто к вашей макушке привязана нить, за которую кто-то тянет вас вверх, а к плечам – еще две нити, слегка отводящие их назад. В результате грудь распрямится, спина станет ровной, живот подтянется.

Правильное речевое дыхание

Следующий этап - освоение т. н. диафрагмального дыхания, которое позволяет получить приятный грудной голос, добиться его большей звучности и силы, выработать четкую и внятную речь. При диафрагмальном дыхании вдох и выдох совершаются в результате сокращения диафрагмы — самой длинной мышцы, разделяющей грудную и брюшную полости. Растягивая нижнюю часть легких, куда обычно не поступает кислород, диафрагма дает возможность дышать, говорить и петь, используя весь объем легких. Диафрагмальное дыхание создает необходимую опору звуку, помогает распределять выдох на равные порции, чтобы увеличить количество произносимых слов. В процессе дыхания живот на вдохе должен выпячиваться, а не втягиваться. Хорошо управляемое речевое дыхание отличается коротким, бесшумным вдохом и длительным, экономным, плавным, непрерывным выдохом. Соотношение длительности вдоха и выдоха должно составлять примерно 1:15 -1: 20. Очередной вдох надо делать по мере физической необходимости быстро и незаметно.
Научиться дышать с помощью диафрагмы помогает, к примеру, такое упражнение. Встаньте прямо, стопы поставьте параллельно и равномерно распределите нагрузку на них. Расслабьте руки, живот и нижнюю челюсть. Ноги немного согните в коленях. Расслабленные руки поднимите вперед и вверх, сделайте короткий вдох, затем сразу же бросьте руки вниз, одновременно слегка приседая. При этом сделайте выдох, произнося «У-уфф!» (или «Ух ты!», «Вот и все!», «Наконец-то!») так, как вы бы сделали, закончив тяжелую работу.

Освоив короткий выдох, постепенно удлиняйте его, медленнее произнося более длинные фразы и при этом глубже приседая. Старайтесь равномерно распределять объем выдоха на всю длину фразы. Произносить можно, к примеру, такие фразы: «Конец — делу венец», «Делу - время, потехе — час», «Тише едешь — дальше будешь» и т.д. Во время выдоха голос должен звучать максимально полно, не прерываясь.
Освоить диафрагмальное дыхание вы сможете, если будете регулярно произносить на одном выдохе, не добирая воздух , каждую строфу стихотворения в переводе С.Я.Маршака “Дом, который построил Джек” или скороговорку: «Как на горке, на пригорке, стояли 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т. д. (Интересно, сколько Егорок получится у вас на одном выдохе?).
Из существующих разнообразных дыхательных упражнений и приемов, помогающих добиться желаемого звучания голоса, особенно полезно применять парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, участвующие в образовании голоса.

Укрепить дыхание и улучшить звучание голоса можно, занимаясь пением. Дыхательную систему хорошо укрепляет надувание воздушных шариков. Для тренировки плавности выдоха рекомендуется также использовать губную гармошку. Глубоко вдохнув воздух, дуть в нее надо плавно, с одинаковой силой так, чтобы полностью освободить легкие. Это будет и дыхательной гимнастикой, и массажем гортани одновременно.

Внимание! Не следует выполнять дыхательные упражнения после еды.

Для того чтобы улучшить звучание голоса, нужно главным образом развивать такие его качества, как сила, тембр и гибкость. Регулярное выполнение упражнений для развития голоса в то же время дает и заметный оздоровительный эффект, благоприятно влияя на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышая интенсивность обменных процессов, а также устойчивость эмоционально-психического состояния.

Для развития силы голоса нужно тренировать умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Сила голоса зависит от объемности дыхания.
— Произносите один слог громче, другой - тише: ам-ом ум-эм ым-им.
— Произносите громко-тихо-громко следующие междометия: «ай - ай - ай», «ой - ой - ой», «эй - эй - эй».
— Имитируйте рычание собаки («р»), гудок парохода («у»), вой ветра («в»), жужжание пчелы («ж»), писк комара («з») и т.п., произнося звуки тише или громче в зависимости от степени удаления воображаемого объекта.
— Произнесите слоги с распевной интонацией в виде гаммы, то есть повышая тон звучания голоса при переходе к каждому следующему слогу, затем произнесите их в обратном порядке - сверху вниз: ма-мо-му-мэ-мы-ми.
Повторите каждое упражнение три раза, соблюдая правильную технику дыхания.

Тембр голоса больше всего зависит от индивидуальных свойств и строения голосовых связок, плотности их смыкания, объема и формы резонаторов и трахеи. На тембр оказывают влияние движения мышц, глотки, мягкого неба, губ, щек, языка, нижней челюсти. Изменить природный тембр голоса невозможно, но вполне реально с помощью упражнений обогатить и облагородить его, окрасив обертонами.

— Встаньте или сядьте, выпрямив спину. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею как можно дальше вперед, оставайтесь в этом положении несколько секунд. Затем, не запрокидывая голову и слегка опустив подбородок, оттяните шею до предела назад, оставайтесь в таком положении несколько секунд. До легкого утомления делайте плавные движения шеей вперед — назад, произнося при этом слова «вперед - назад».

— Открыв рот, высуньте язык как можно дальше вперед и вниз к подбородку, затем наклоните голову вниз. Потом поднимите язык вверх к носу и одновременно поднимите голову вверх, не запрокидывая ее и как можно сильнее вытягивая при этом шею. Повторите упражнение несколько раз.

— Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн» «бонн», «димм». Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь вибрации в области носа и верхней губы.

— Глубоко вдохните. На одном выдохе произносите сначала коротко, а затем протяжно один из слогов: мо-моо, му-муу, ми-мии, мэ-мээ.

— Встаньте прямо, сложив руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе длительно и протяжно произносите гласные «у» и «о». Затем на выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око»,«окно», «олово».

— Произнесите одно за другим слова «Галя» и «голубь» с мягким фрикативным (украинским) «г», при этом первое слово надо произнести, не напрягая горло, но напористо — так, чтобы звук шел словно прямо из живота, второе же слово нужно протяжно пропеть. Повторите 8 раз, записав на диктофон. Через неделю ежедневных упражнений сделайте новую запись, сравнив с первой.

— В течение 1 минуты пощелкайте языком, изображая цоканье копыт, при этом меняйте положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Обратите внимание на изменение окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. При выполнении упражнения можно использовать мелодию какой-либо песни.

— Откройте рот, зажмите нос пальцами. Дыша ртом, в течение 3-5 минут читайте любой текст.

— Опустите голову, прижав подбородок к груди, на выдохе глубоким голосом произносите «о-о-о» или «у-у-у», пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать по ней ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний. Упражнение помогает улучшить звучание грудных, низких звуков.

При разговоре человек звучанием своего голоса может выражать радость, удивление, сочувствие, просьбу, приказ, угрозу, презрение и т. п. Способность сознательно и без труда изменять интонацию в соответствии с содержанием произносимого называется гибкостью голоса. Интонации — это «подъемы» и «спуски» голоса, которые придают речи выразительность и эмоциональную окраску. Интонация может как кардинально поменять смысл сказанного, так и усилить впечатление от вашей речи.
Уместно вспомнить здесь высказывание Ираклия Андроникова: «Простое слово «здравствуйте» можно говорить ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов».
Чтобы речь была не монотонной, а яркой и интересной для восприятия, нужно с помощью простых упражнений обогатить ее новыми интонационными моделями. Для начала попробуйте произносить слова «да» и «нет» с разной интонацией (удивленно, бодро, неуверенно, испуганно, возмущенно и т. д.).

Включите диктофон и произнесите следующие фразы с предложенной интонацией:
— «Умница! Молодец!» (с восторгом, иронично, гневно).
— «Я этого никогда не забуду» (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
— «Вы поняли меня?» (доброжелательно, сухо, официально, с угрозой).
— «Я не могу здесь оставаться» (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
Прослушайте запись. Проанализируйте, удалось ли вам передать нужные эмоции при помощи интонации? Для этого упражнения можно использовать и любые другие высказывания.

— Несколько раз прочитайте вслух стихотворение или небольшой отрывок из пьесы, с каждым новым прочтением подбирая новые интонации.

— Руководствуясь принципом «слушать – слышать – воспроизводить», внимательно слушайте, как говорят радио- и телеведущие или артисты, анализируйте, с какой интонацией они произносят тот или иной текст, и повторяйте его за ними.

Чтобы ваша речь стала более выразительной, старайтесь мысленно представлять себе то, о чем вы говорите, однако избегайте при этом неестественности и театральности.

Упражнения для улучшения дикции

Человека даже с приятным голосом, но невнятной речью слушать очень трудно: приходится либо пропускать мимо ушей часть того, что он сообщает, либо переспрашивать много раз. Вот почему ясная и четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. Наиболее распространенные недостатки дикции — слишком торопливая «скомканная» речь, небрежное, неразборчивое произнесение звуков, проглатывание окончаний слов, речь «сквозь зубы» и т. п.

Скованные, зажатые или вялые артикуляционные органы (нижняя челюсть, язык, губы, глотка, гортань) вызывают неясное, смазанное произношение звуков. В том числе и ударных гласных, в которых во многом проявляется качество голоса. По этой причине занятия по улучшению голоса должны дополняться упражнениями для устранения недостатков дикции. Следует заметить однако, что исправлять такие недостатки дикции, как картавость, шепелявость и гнусавость нужно с помощью логопеда. А вот избавиться от «каши во рту» вполне можно самостоятельно. Для этого надо

* выполнять артикуляционную гимнастику , контролируя правильность выполнения движений при помощи зеркала:

— Нижней челюстью медленно и мягко совершайте движения влево и вправо, вперед и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

— Плотно сжав зубы, растяните губы в улыбке, затем вытяните их трубочкой, повторите 5 раз, закончив улыбкой.

— Как можно сильнее надуйте щеки, затем резко выпустите воздух. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта. Повторите так несколько раз.

— Высунув язык, делайте им движения влево, вправо, вверх, вниз, описывайте им круги слева направо, затем справа налево, после этого описывайте им восьмерки или другие цифры.

Выберите пять простых скороговорок, сначала проговаривайте их медленно, утрированно четко произнося все гласные и согласные, затем постепенно ускоряйте темп. Когда вы будете читать их легко и свободно, выберите следующие пять, посложнее и т. д. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон, чтобы заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

Не открывая рта, гортанью и языком выполняйте все необходимые движения, как при обычном произнесении звуков. В результате будут получаться мычащие, не похожие на произносимые звуки. Не смущайтесь, так и должно быть. Если в течение 5-10 минут вы будете произносить с закрытым ртом какую-нибудь фразу, то через некоторое время осознаете, что она понятна окружающим. Это сложное, но очень эффективное упражнение.

Приведенные в статье упражнения являются лишь начальными этапом работы над голосом. Но если их выполнять регулярно, то даже не очень красивый и слабый голос можно развить, укрепить и сделать благозвучным и выразительным.

    https://сайт/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь. Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно […]

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно — аналогия с ударом кулака

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар , все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей :

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

Например:

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

Например:

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно . Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык !

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 — 4 минуты.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем .

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

Произноси эти звуки в том самом порядке , в каком они указаны:

При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

Пройдись по этим звукам 2 раза . Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

Это расслабляет и открывает твое горло.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

5. Мычание

Мычать — это значит тянуть звук «М». Это известное упражнение в постановке голоса для пения, и его необходимо выполнять правильно.

При правильном мычании должны чесаться губы.

Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

Ошибки:

  1. Не набирайте слишком много воздуха.
  2. Не нужно мычать как корова. Это нисколько не эффективно и никак не поможет развитию.
  3. Во время мычания и постановки голоса у мужчин или женщин могут появиться болевые ощущения в горле. Сразу же прекращайте, если начались такие симптомы.
  4. Во время этого упражнения не пытайтесь брать высокие запредельные ноты. То есть мычите на нейтральной громкости, которая вас никак не напрягает.
  5. Не надо напрягать мышцы лица или челюсть. Все в спокойном расслабленном положении, так же как и при произнесении короткого звука «М».

6. Сними напряжение с горла и рта

Порядок выполнения:

Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

  • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
  • Открывается голос и горло.
  • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
  • Глубже начинаешь дышать.
  • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре.

Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

7. Хорошая растяжка шеи

Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

Как выполнять :

  1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
  2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
  3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

8. Повторение слова «Глап»

Суть упражнения в том, что:

  • Голос становится громче, чище.
  • Становится легче контролировать и проецировать его.

Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

Смысл этого в том, что:

  1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
  2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
  3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

10. Упражнение для дикции

Произносим любой текст закрытым ртом

Как выполнять в деталях :

  1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
  2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
  3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и .

Какие плюсы можно выделить :

  • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
  • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше , если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

  • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
  • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Выбери себе 2 — 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально.

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Не забываем про уверенность

Уверенность — это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.