Какая статья конституции защищает должников. Классный час (10 класс) на тему: защита отечества является долгом и обязанностью гражданина российской федерации

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Статье 59 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи сохранилась в окончательном варианте вынесенного на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. проекта Конституции, а затем и принятого Основного Закона, вопреки возражениям ряда участников Конституционного совещания, отождествлявших защиту Отечества с несением гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом и потому считавших ее излишней. Однако уже в тот период развития отечественной конституционно-правовой мысли для многих было очевидно, что такое отождествление различных по своей юридической природе, объему и характеру явлений, а также предъявляемых к гражданину требований, актуализируемых законодателем (и не только им) в различных формах и различными способами, не имеет под собой оснований. В равной мере представляется ошибочным сводить защиту Отечества к обеспечению обороны страны и безопасности государства, что тем не менее является традиционным для интерпретаторов комментируемого положения в настоящее время и вольно или невольно также ведет к отождествлению, но теперь уже государственной функции с одним из элементов конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Между тем уже из буквального смысла словосочетания защита Отечества можно сделать несколько выводов, имеющих существенное значение для адекватной интерпретации природы соответствующей конституционной обязанности, ее назначения, путей конкретизации и способов реализации: во-первых, речь идет именно о защите, т.е. отпоре агрессии или иным формам ущемления интересов Родины; во-вторых, речь идет не о "просто" государстве как корпорации, но об Отечестве - России в смысле страны, многонациональным народом которой как единой государственной гражданской нацией учреждено Российское государство в его современном виде (см. комментарий к ст. 1) и перед интересами независимого суверенного существования которого должны отступать различия в политических взглядах и социальных предпочтениях, оценки деятельности властей государства и его органов и адекватности их социального служения и т.п. В-третьих, словосочетание "защита Отечества" сопрягается со словами "долг" и "обязанность", а это означает, что защита Отечества является, с одной стороны, моральным обязательством каждого гражданина, выступающим в юридически оформленном виде и потому являющимся конституционной обязанностью, с другой - эта обязанность может быть конкретизирована актами законодателя. Стало быть, формы участия гражданина в защите Отечества могут определяться как законодателем (военная служба), так и в случае агрессии, оккупации и т.д. самим гражданином (партизанская борьба, саботаж решений оккупационных властей и т.п.). При этом именно защита Отечества, продиктованная любовью и уважением к Родине, легитимирует, например, ношение оружия и его использование без специального разрешения против живой силы и техники агрессора, разрушение с целью уничтожения или задержания вражеской армии коммуникаций, партизанскую борьбу, участники которой, как и лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления, наряду с лицами, входящими в состав Вооруженных Сил, согласно Дополнительному протоколу 1 от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны, обладают статусом комбатантов, т.е. законно воюющих, на которых распространяются законы и обычаи войны и т.п. В-четвертых, данная обязанность в части, не поглощаемой несением службы в соответствии с федеральным законом, в равной мере распространяется на всех граждан РФ независимо от пола, возраста и прочих обстоятельств и может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. В частности, природа и нормативное содержание защиты Отечества требуют также учета присутствующего в этой конституционной обязанности запрета коллаборационизма, т.е. сотрудничества граждан с властями агрессора, оказания им помощи в какой-либо форме и пр. Такое сотрудничество не может быть оправдано полом, возрастом, убеждениями, вероисповеданием или другими обстоятельствами. В-пятых, содержащаяся в комментируемой норме обязанность не только определяет поведение гражданина в связи с угрозами отечественной государственности извне, но и обязывает его противостоять любым внутренним угрозам суверенитету, независимости, территориальной целостности РФ, ее конституционному строю, от кого бы они ни исходили.

При этом из текста ч. 1 комментируемой статьи следует, что установленная ею обязанность относится к числу гражданских обязанностей, или "обязанностей, вытекающих из российского гражданства" (см. комментарий к ч. 2 ст. 62), которые возлагаются только на физических лиц, состоящих под личным верховенством Российского государства и связанных с ним отношениями гражданства. В частности, защита Отечества является долгом и обязанностью, понимаемыми в смысле ч. 1 ст. 59 Конституции, именно граждан РФ; только граждане РФ согласно ч. 2 данной статьи несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Это означает, что защита Отечества, как и несение военной службы, есть требования, обращенные к индивиду прежде всего как к сочлену государства.

Отсюда, однако, не следует, что в защите России не могут участвовать иностранные граждане или лица без гражданства. Конституция не препятствует участию указанных лиц в защите Отечества или несению ими военной службы при условии, что это допускается федеральным законом и соответствует явно выраженной воле индивида. В связи с этим неприемлема трактовка комментируемой нормы как обращенной исключительно к гражданам России, любовь и уважение к которой далеко не всегда определяются формальной гражданской принадлежностью человека, но нередко являются проблемой нравственного выбора личности и ее сыновнего отношения к России как к Отечеству, нуждающемуся в защите.

Указанная интерпретация ч. 1 ст. 59 охватывает только один аспект ее содержательной характеристики. В связи с этим уместно отметить, что Конституция, как и учредительные акты большинства современных демократических государств, не предусматривает право на сопротивление угнетению, которое впервые было провозглашено Декларацией независимости США 1776 г. и Французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.*(736). Такая "сдержанность" Основного Закона связана с тем, что в обществе постепенно утверждается конституционная идеология демократии, в равной мере отвергающая рецидивы охлократии и популизма или олигархическое ее вырождение, и опирающаяся на принципы верховенства права и связанности государства конституционным строем. Подлинная демократия, институционализированная в Конституции и воплощенная в социальных отношениях и учреждениях, не нуждается в провозглашении права на сопротивление угнетению, которое в прошлом носило характер антиколониальной (США) или антифеодальной (Франция) гарантии.

Образующийся в связи с этим "пробел" восполняется указанием в Конституции на запрет присваивать власть в России, разделение властей и, следовательно, взаимные "сдержки и противовесы", обеспечивающие связанность власти основными правами, правовое государство, самостоятельную и независимую судебную власть, вне контроля которой не могут оставаться никакие правовые акты или действия (бездействие) должностных лиц, и т.п.

В качестве крайней меры выступает в этом случае защита Отечества. В данном контексте, вопреки распространенным в отечественном государствоведении представлениям, защита Отечества не сводится только к обязанности несения военной службы или участию в отпоре внешней агрессии и т.п., т.е. сопротивлению покушениям на государственное единство и целостность извне, а означает также сопротивление узурпации власти или противостояние покушениям на конституционный строй изнутри, от кого бы эти покушения ни исходили. И в этом последнем случае такая защита приобретает также коллективный характер. Причем она ориентирована не просто на единство и целостность государства как корпорации самой по себе, а на единство и целостность Отечества как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, организованного и функционирующего в соответствии с фундаментальными принципами конституционного строя, закрепленными в Конституции.

Для адекватной интерпретации ч. 1 ст. 59 следует иметь в виду, что при характеристике содержащегося в ней требования, обращенного к гражданину, конституционный законодатель воспользовался понятием долга, генетически вырастающим из этики и составляющим универсалию культуры. При этом обратим внимание на то, что термин "долг" при характеристике статуса человека и гражданина встречается в тексте действующей Конституции дважды - в ч. 3 ст. 38 и ч. 1 ст. 59, причем в последнем случае этот термин использован конституционным законодателем в сочетании с термином "обязанность". Одиннадцать раз Конституция пользуется словосочетанием "должны", "не должны" (ст. 15, 17, 21, 55, 56, 90, 92, 93).

Отсюда следует, что категория долга имеет не только этическое, но и юридическое значение и требует своего осмысления и учета как в науке конституционного права, так и в практике реализации Конституции; она сопрягается с категорией обязанности, но не сливается с ней; выступает ее этическим насыщением; является выражением привнесения в сферу конституционного регулирования нравственных начал; указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и правовой защите и не ограничивает личность в выборе способов и форм участия граждан в защите Отечества, поскольку такой выбор, продиктованный чувством гражданственности, не предопределен или не противоречит Конституции и федеральному закону. В данной части не государство диктует этические нормы поведения, но Конституция в качестве общеобязательного веления закрепляет выработанные развитием общества и воспринимаемые общественным сознанием (преамбула) в качестве единственно возможных стандартов поведения индивида этические нормы и принципы.

Во многом именно этим обусловлены способы выявления нормативного содержания комментируемого положения. Оно может как выводиться непосредственно из Конституции, поскольку ее положения в данной части достаточно определенны, так и устанавливаться законодателем в развивающих или конкретизирующих Конституцию законах. В связи с этим речь идет о конкретизации указанной конституционной обязанности законодателем, т.е. выявлении ее нормативного содержания в части, непосредственно не раскрытой в Конституции, форм и способов реализации, а также установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение. А это означает, что долг и обязанность гражданина защищать Отечество обладает объективно-субъективным характером: это субъективная по своей природе конституционная обязанность, поскольку может в определенных ситуациях быть реализована ее носителем в избранных им самим формах и адекватными им способами; это и объективно-правовое веление, поскольку требует законодательной актуализации в части, касающейся несения гражданином РФ военной службы или возможности ее замены альтернативной гражданской службой (см. комментарий к ч. 2 и 3 ст. 59). Существенное значение в связи с внутригосударственным аспектом защиты Отечества имеет законодательство, конкретизирующее условия и порядок реализации политических прав и свобод граждан, в том числе об общественных объединениях в различных организационно-правовых формах, порядке организации и проведения митингов, уличных шествий и демонстраций и др.

2. Из формулировки п. 2 ст. 59 вытекает, что военная служба является конституционной обязанностью граждан РФ, осуществляемой в соответствии с федеральным законом. Основным законом, регулирующим отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также порядок поступления граждан РФ на военную службу, является Закон о воинской обязанности. Данный Закон допускает и регулирует порядок поступления на военную службу также иностранных граждан. Важно подчеркнуть, что, в отличие от ранее действовавшего законодательства, этот Закон установил и урегулировал осуществление военной службы по призыву и добровольное поступление на военную службу (по контракту).

Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, железнодорожных войсках, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе спецсвязи и информации, федеральных органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и др.

В связи с многообразием форм, в которых граждане осуществляют обязанность военной службы, кроме указанного Закона отдельные вопросы регулируются также Федеральными законами "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации"; Уставом внутренней службы, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил России, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также Указом Президента РФ "Об утверждении военной доктрины Российской Федерации" и другими актами.

В содержание военной службы, осуществляемой в форме воинской обязанности, входят: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время, в условиях чрезвычайного положения особенности исполнения военной службы определяются Федеральными конституционными законами "О военном положении", "О чрезвычайном положении".

Учитывая важность и сложность организации военной службы, законодательство возлагает обязанности на руководителей ряда государственных органов и организаций: военные комиссариаты; руководителей организаций, ответственных за военно-учетную работу; органы внутренних дел; органы ЗАГС; органы дознания и предварительного следствия; федеральные суды; органы здравоохранения и др. Кроме того, ряд органов непосредственно осуществляют меры по обязательной подготовке гражданина к военной службе - получение начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, подготовка по военно-учетным специальностям, медицинское освидетельствование.

Обязанность военной службы носит всеобщий характер, за исключением категорий граждан, четко определенных законом. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Не призываются на военную службу граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности освобождены от исполнения этой обязанности (ст. 23); освобождены от призыва; не подлежат призыву; получившие отсрочку от призыва на военную службу. Следует отметить, что в последние годы количество таких граждан резко увеличилось как по объективным, так и по субъективным причинам. Увеличение числа оснований для получения освобождения от военной службы или призыва, а также неблагоприятная демографическая ситуация в стране и слабое состояние здоровья значительной части призывников привели к серьезным затруднениям в комплектовании войск.

Одним из главных направлений осуществляемой в последние годы военной реформы в нашей стране является переход на контрактную систему комплектования. Этот переход затруднен в связи с историческими, экономическими и другими факторами. Гражданам РФ, а также при определенных условиях иностранным гражданам предоставлено право поступления на военную службу в добровольном порядке (по контракту). Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

К иностранным гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются особые требования: владение государственным (русским) языком РФ; соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям с прохождением профессионального психологического отбора. Кроме того, иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, а также законно находиться на территории РФ. Закон также предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту для граждан женского пола, не пребывающих в запасе. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Особые условия заключения контракта установлены для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступившим на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и боевым знаменем воинской части. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, дает обязательство соблюдать Конституцию, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Права и обязанности граждан, проходящих военную службу, установлены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 14.07.2008). Они пользуются основными правами граждан РФ с некоторыми исключениями. В частности, они не могут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели, участвовать в забастовках. Кроме того, для ряда прав установлен особый порядок их реализации (право на свободу передвижения, на труд, на отдых, свобода слова и т.д.).

3. В ряде комментариев к Конституции, изданных в последние годы, утверждалось, что введение альтернативной военной службы впервые осуществлено в Конституции 1993 г. Это неточно. Еще в царской России согласно Уставу о воинской повинности верующие-менониты освобождались от ношения оружия и направлялись для прохождения службы в пожарных командах, мастерских Морского ведомства и командах Лесного ведомства. Этот институт существовал и после Октября 1917 г. В 1919 г. был принят Декрет СНК РСФСР об освобождении от военной службы по религиозным основаниям и замене ее санитарной службой в госпиталях или иной общественно-полезной работой по выбору призываемого. Институт альтернативной гражданской службы был отменен в 1939 г.

В 1982 г. в текст ст. 45 действовавшей тогда Конституции РСФСР была принята поправка, предусматривающая право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Конституция 1993 г. расширила основания для замены военной службы, закрепив в ст. 59, что гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит не только вероисповеданию, но и его убеждениям, а также по иным основаниям, установленным федеральным законом.

Такой закон был принят только в 2002 г. - Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в ред. от 06.07.2006). В период времени между принятием Конституции 1993 г. и указанного Закона сложилась достаточно противоречивая судебная практика. Одни суды, основываясь на принципе прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15) признавали это право в своих решениях, другие - отказывали, ссылаясь на отсутствие федерального закона. Дважды к этому вопросу обращался и Конституционный Суд. В своем Определении от 26.09.1996 N 93-О он установил, что отсутствие закона, регламентирующего порядок и условия прохождения альтернативной гражданской службы, не может служить препятствием для реализации гражданином права на замену военной службы альтернативной. В Постановлении от 23.11.1999 N 16-П Конституционный Суд указал, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

В дополнение к Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе" Правительством РФ было принято постановление от 28.05.2004 N 256, которым утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Это право возникает в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Данное право распространяется на граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. На альтернативную службу не направляются те граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву, имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Прохождение альтернативной службы носит, как правило, экстерриториальный характер, т.е. ее несение осуществляется за пределами территории субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает. Однако в данном Законе установлены основания для возможного прохождения альтернативной службы на территории субъекта. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, определяются Положением, утвержденным Правительством. Установлены повышенные сроки альтернативной службы по сравнению с военной службой. Так, для граждан, проходящих альтернативную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, этот срок - полтора года превышает срок действительной военной службы. Для проходящих альтернативную службу в иных органах и организациях этот срок составляет от 42 до 21 месяца в зависимости от срока призыва (ст. 5 Закона).

Текст Ст. 59 Конституции РФ в действующей редакции на 2017 год:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает обязанность по защите Российской Федерации. Формулировка указанной нормы характерна двумя особенностями. Во-первых, Конституция РФ указывает на «долг и обязанность», имея в виду не только юридический, но и моральный аспект рассматриваемой обязанности. Во-вторых, Конституция РФ говорит об обязанности гражданина РФ защищать Отечество, опять-таки подчеркивая особый моральный характер данной юридической обязанности. При этом, в отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России.

Законодательство РФ вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории*(279).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституции России не противоречит ни существующие положения об обязательной службе по призыву, ни введение добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

Федеральный закон, о котором упоминает Конституция РФ, — это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(280). Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. — 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу — в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры у увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы.

Перечень таких возможных исключений уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами*(281).

Отметим, что норма, установленная частью третьей комментируемой статьи, имеет смысл только в случае наличия в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет когда-либо осуществляться исключительно в добровольном порядке по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Данный Закон, прямо предусмотренный частью третьей комментируемой статьи, принимался с большим трудом и вступил в силу только с 1 января 2004 г. Многие недостатки этого Закона обусловлены именно сложностями его принятия.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Долг и обязанность

Защита Отечества - это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества - это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, - говорил писатель И. С. Тургенев (1818-1883), - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым, мужественным характером.

Путешествие в прошлое
Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.
Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.
Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек.\

На военную службу призываются граждане Российской Федерации от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Граждане, поступившие на военную службу по контракту, проходят её в срок, указанный в контракте. Гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание заключить с Министерством обороны контракт, подаёт заявление в военный комиссариат, где он состоит на учёте, или в воинскую часть. В контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и условия контракта, такие, как исполнение общих контрактных, должностных и специальных обязанностей, а также его права, включая получение льгот, гарантий и компенсаций.

Для военнослужащих установлена военная форма одежды и знаки различия.

Жил на свете человек
Иван Никитович Кожедуб (1920-1991) родился в семье крестьянина. Учился в химическом техникуме, а в 1940 г. пошёл на военную службу и поступил в авиационное училище. С начала Великой Отечественной войны он сам стал в авиашколе готовить военных лётчиков. Возвращаясь усталым домой с учебного аэродрома, Иван Никитович думал лишь об одном: как попасть на фронт. Командование не отпускало его, но он добился своего. В марте 1943 г. Кожедуб прибыл на фронт и стал рядовым лётчиком-истребителем. Затем он был назначен командиром звена, потом стал командовать эскадрильей. Он участвовал в 120 воздушных боях, в которых, проявив исключительное мужество, сбил 62 вражеских самолёта. Ему трижды было присвоено звание Героя Советского Союза. В конце войны Кожедуб стал заместителем командира авиаполка, а в 1985 г. - маршалом авиации. После Великой Отечественной войны Иван Никитович много сил и времени уделял работе с молодёжью, написал книгу о своей жизни «Служу Родине».

Учимся быть мужественными

Вот некоторые советы, которые давал замечательный педагог В. А. Сухомлинский.

  • «Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей.
  • С детства учись быть верным слову. Верность слову - нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать...
  • Силы твои могут быть слабые и ограниченные, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым...
  • Воспитывай в себе с малых лет волевую устремлённость, стойкость и выдержку...
  • Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил, и они превращаются в холодный пепел. Мужество - это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
  • Если ты прошёл равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость - это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью...

Посвятить свою жизнь защите Отечества - честь юноши...»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Офицерский час: воспитателя ГПД ГБОУ кадетская школа г.Павловска Маркевич Г.М

Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации? -беречь и охранять природу, исторические и культурные памятники, помогать родителям, платить налоги – это обязанности всех, кто проживает в России.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Подумай, почему слова «долг» и «обязанность» стоят рядом?

Что побудило миллионы советских людей встать на защиту своего Отечества? А только ли с оружием в руках можно защищать свою Родину?

Трижды Герой Советского Союза. Сбил 62 вражеских самолёта.

Как вы понимаете словосочетание «регулярная армия»? Зачем она нужна государству? Когда в России начала формироваться регулярная армия?

Драгун, гренадер и знаменосец

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Военная служба

воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов Несение боевого дежурства Участие в учениях и походах кораблей Выполнение приказов, отданных командиром Оказание помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф

Общие: -быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу; -дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; -совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; -быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну. Должностные (например, обязанности офицера). Специальные (например, обязанности часового)


Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.


Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на АГС и прохождения АГС определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает на дополнительное основание замены военной службы альтернативной гражданской – принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:

  • призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы;
  • призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
  • призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Законом АГС определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. На АГС не могут быть направлены граждане, которые подлежат зачислению в запас: АГС – это деятельность, осуществляемая теми, кто должен быть призван на военную службу, если бы не имел оснований для направления на АГС. Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не годными к военной службе, не направляются на АГС, т.к. подлежат зачислению в запас. Строго по тексту закона (п. 2 ст. 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), на АГС не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.


Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека , относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.


Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники.


При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.