Междуречье между какими реками. Древняя месопотамия. Правовые акты Вавилонии

Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат . Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. в Междуречье находились крупнейшие [ ] города с наибольшим числом прилегающих населенных пунктов. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье относят к одному из древнейших очагов цивилизации в 4-м - 3-м тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства , среди которых шумерские города Киш , Урук (библейский Эрех), Ур , Лагаш , Умма , семитский город Акшак , аморейский/шумерский город Ларса , а также государства Аккад , Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. - Вавилония . В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).

    Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что её начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам . Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

    Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

    Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы , с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников , которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран…, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.

    Вообще, с точки зрения Л. Мечникова, исторические реки являлись великими воспитателями человечества. «Все эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли. Все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, то в заразные болота….Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс…». Л. Мечников считал значимой ту мысль, что причину возникновения, характера первобытных учреждений, их последующей эволюции должно усматривать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населявших данную среду людей к кооперации и солидарности.

    Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких посёлков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. городские стены становятся атрибутом плотно заселённых пространств вокруг главных храмов.

    В соответствии с ещё одной точкой зрения подъём цивилизации обуславливался взаимодействием оседлого населения деревень и кочевников месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли кочевникам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.

    Хронология событий

    • Середина IV тыс. до н. э. - Урукская эпоха в Южной Месопотамии, начало эпохи бронзы. Складывание основ шумерской цивилизации, формирование номов, первые архивы хозяйственных документов, написанных пиктографическими знаками (напр. Табличка из Киша), углубление социального неравенства, развитие храмовых хозяйств, протогорода, урбанистическая революция, шумерские колонии в Верхней Месопотамии (Хабуба Кабира, Джебель Аруда), монументальные храмовые постройки, цилиндрические печати и др. В Верхней Месопотами - начало эпохи бронзы, формирование на местной основе протогородов (Телль Брак), шумерские колонии.
    • Конец IV - начало III тыс. до н. э. - период Джемдет Наср в Южной Месопотамии. Завершение формирования номовой системы, углубление социальной дифференциации, изображения лидеров; к концу периода - возникновение ранних государств и династий Шумера.
    • XXVIII - XXIV вв. до н. э. - Раннединастический период (сокращённо: РД) в Месопотамии. Расцвет шумерской цивилизации - города, государства, письменность, монументальные сооружения, ирригационные системы, ремесло, торговля, наука, литература и т. д. Подразделяется на три этапа: РД I, РДII и РД III.
    • XXVIII - XXVII вв. до н. э. - первый этап Раннединастического периода (сокращённо: РД I). Расцвет архаического Ура. Гегемония Киша в Шумере. Выдающиеся цари (лугали) I династии Киша - Этана , Эн-Мебарагеси . Легендарные правители I династии Урука - Мескианггашер (сын бога Уту), Лугальбанда , Думузи .
    • XXVII-XXVI вв. до н. э. - второй этап Раннединастического периода (сокращённо: РД II). Поражение войск кишского царя Агги под стенами Урука (правитель - Гильгамеш), падение гегемонии Киша. Вторжение эламитов в Ки-Ури и разорение ими Киша и воцарение там новой (II) династии. Урук - сильнейшее государство Шумера.
    • XXVI-XXIV вв. до н. э. - третий этап Раннединастического периода (сокращённо: РД III). Усугубление политической нестабильности в Шумере. Возвышение и расцвет Ура; гробницы I династии. Цари Ура - сильнейшие правители Шумера. Обособление Лагаша от кишской зависимости, укрепление этого государства при Ур-Нанше . Возвышение Лагаша при Эаннатуме . Череда пограничных войн между Лагашем и Уммой из-за плодородной равнины Гуэдинну. Объединение Ура и Урука в единое государство. Реформы лагашского правителя Уруинимгины и создание им древнейших законов. Лугальзагеси - единый правитель шумерских городов-государств. Война Лугальзагеси с Уруинимгиной. Восстание восточных семитов в Ки-Ури.
    • XXIV - XXII вв. до н. э. - Аккадская держава в Месопотамии. Восстание восточных семитов в Ки-Ури увенчалось успехом; руководитель восстания под именем «Истинный царь» (Саргон) нанёс поражение коалиции шумерских городов-государств и впервые в истории полностью объединил Шумер. Столица Саргона из Киша перенесена в Аккад, по названию которого новое государство и сама область Ки-Ури стали называться Аккадом. Укрепление государственности, борьба с сепаратизмом при преемниках Саргона - Римуше и Маништушу ; расцвет завоевательной политики при Нарам-Суэне . Засуха, сепаратизм, экономический спад и передвижения горных племен кутиев приводят к ослаблению Аккада. В XXII в. - междоусобица, потеря самостоятельности и уничтожение Аккадского царства кутиями.
    • XXII в. до н. э. - владычество кутиев в Месопотамии. Возвышение II династии Лагаша; правление Гудеа и его потомков. Восстание Утухенгаля в Уруке; свержение власти кутиев.
    • XXII - XXI вв. до н. э. - Шумеро-Аккадское царство (Держава III династии Ура) - крупнейшее государство Западной Азии. После смерти Утухенгаля власть переходит к Ур-Намму , столицей становится Ур. «Шумерское Возрождение». Правление Шульги - расцвет Шумеро-Аккадского царства. Расцвет шумерской литературы, архитектуры, искусства на фоне вытеснения шумерского языка аккадским в разговорной речи. В конце периода - экономический кризис, борьба с кочевниками-амореями . Набег эламитов в правление Ибби-Суэна и крушение державы.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Старовавилонский период в Нижней Месопотамии. На осколках державы III династии Ура возникает несколько государств, правители которых сохраняют титул «Царь Шумера и Аккада» : это Иссин и Ларса (оба в Шумере). Захват амореями месопотамских городов-государств, установление там аморейских династий. Сильнейшие аморейские царства - Ларса (в Шумере), Вавилон (в Аккаде), Мари (в Северной Месопотамии). Возвышение Вавилона, подчинение им Аккада. Борьба вавилонских царей с Ларсой за влияние в Шумере. Разгром Ларсы и объединение Месопотамских государств при Хаммурапи . Начало формирования народности вавилонян (из шумеров, аккадцев и амореев). Бурное развитие Вавилона, превращение его в крупнейший город Месопотамии. Расцвет экономики и культуры. Законы Хаммурапи . Ослабление Вавилонского царства при последующих царях. Возникновение Приморского царства на юге. Разгром Вавилонского царства хеттами и касситами в XVI в.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Староассирийский период в Верхней Месопотамии. После падения Шумеро-Аккадского царства независимость получили древние номы - Ниневия , Ашшур , Арбелы и др. Международная торговля через степи верховьев Хабура и будущей Ассирии. Попытки ранних правителей из Ашшура закрепиться на торговых путях - формирование ассирийского государства. Возвышение Мари, влияние Хеттского царства, расселение хурритов и амореев - кризис верхнемесопотамской торговли. Создание аморейским вождём Шамши-Ададом I обширной державы со столицей в Шубат-Энлиле (так называемая «Староассирийская держава»); подчинение им значительной части Верхней Месопотамии. Ослабление державы при преемниках Шамши-Адада и подчинение этих земель Вавилоном. Формирование народности древних ассирийцев на основе аккадоязычного населения и других семитов Верхней Месопотамии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Средневавилонский или касситский период в истории Нижней Месопотамии. Захват Вавилонии касситами и возрождение ими царства Хаммурапи в пределах Нижней Месопотамии. Разгром Приморья. Расцвет при Бурна-Буриаше II . Дипломатические отношения с Египтом и Хеттским царством. Ослабление централизации Вавилонии. Переселение новой волны семитоязычных кочевников - арамеев . Упадок Вавилонии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Среднеассирийский период в истории Верхней Месопотамии. Консолидация хурритского мира, возвышение государства Митанни . Противоборство Митанни, Хеттского царства, Вавилонии и Египта на Ближнем востоке. Ослабление Митанни. Первое возвышение Ассирии; превращение её в крупную региональную державу (при Тиглатпаласаре I). Внезапный упадок Ассирии в результате вторжения арамеев .
    • Рубеж II-I тыс. до н. э. - Катастрофа бронзового века на Ближнем Востоке. Упадок всех значимых государств, передвижения многочисленных племен - арамеев, халдеев, «народов моря» и т. д. Окончание эпохи бронзы и начало железного века. Начало арамеизации Месопотамии; арамейский язык и его диалекты начинают вытеснять аккадский из разговорной речи.
    • X - VII вв. до н. э. - Новоассирийский период в Верхней Месопотамии. Экономический и военно-политический подъём Ассирии на фоне упадка её соседей (второе возвышение Ассирии). Завоевательная политика Ашшурнацирапала II и Салманасара III . Временный упадок Ассирии (конец IX - первая половина VIII). Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии; разгром северосирийских государств, объединение Месопотамии, присоединение части Мидии. Саргон II , Синаххериб , Асархаддон : Ассирия - первая «мировая империя»; присоединение Египта. Ашшурбанапал : подавление восстаний, гражданская война и распад Ассирийского государства. После смерти Ашшурбанапала: война с Вавилоном, Мидией и скифскими племенами; уничтожение Ассирийского государства. Коренная территория Ассирии входит в состав Мидийской державы .
    • X - VI вв. до н. э. - Нововавилонский период в Нижней Месопотамии. Проникновение арамеев и халдеев в страну; кризис вавилонской государственности. Уния с Ассирией (Тиглатпаласар III - первый единый царь Ассирии и Вавилона). Укрепление халдеев в Нижней Месопотамии, халдейские правители в Вавилоне. Синаххериб и ужесточение политики по отношению к Вавилонии. Восстания против Ассирии и разрушение Вавилона. Восстановление Вавилона Асархаддоном. Мятеж Шамаш-шум-укина . Возобновление борьбы Вавилонии за независимость. Распад и гибель Ассирийского государства. Набопаласар - первый царь нового независимого Вавилона. Создание Нововавилонской державы. Навуходоносор II . Экономический, политический и культурный расцвет державы. Вавилон - крупнейший город мира; первый мегаполис. Внутриполитическая борьба после смерти Навуходоносора II. Набонид и борьба со жречеством. Война с Персидским государством и переход оппозиции Набонида на сторону врага. Битва при Описе. Войска Кира II без боя вступают в Вавилон.
    • 12 октября 539 г. до н. э. - персидские войска занимают Вавилон. Конец истории Древней Месопотамии как политически самостоятельного региона.

    Создание ирригации

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы , притока Тигра . Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата .

    Бассейн нижнего Евфрата - обширная плоская равнина, ограниченная с востока рекой Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор , а с запада - обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами - болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал - действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы - телли и зольные - ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь ещё не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Евфрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек (Керхе , Карун и Диз ; в древности они тоже впадали в Персидский залив , как и Тигр с Евфратом, но под углом в 90 градусов к последним) создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности «Горьким морем»), теперь протекает река Шатт-эль-Араб , в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр, имевшие ранее каждый своё устье и свои лагуны.

    Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел. Из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное - Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Ещё восточнее протекала река Тигр, но берега её были пустынны, кроме того места, где в неё впадал приток Дияла .

    От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причём с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, то есть к выделению специализированных ремёсел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов - с другой.

    При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжёлый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый свободный взрослый тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы - пахоту и сев - также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали.

    Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов (единицы административного деления), где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далекие страны отправлялись торговые агенты - тамкары - обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. плотно заселённые пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 - 2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учёт их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

    Возникновение письменности

    Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись . История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображённый предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «чёрный», «тёмный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т. п. Но скоро стали прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом со знаком ноги подсказывал чтение гена - «идущий», а знак кучи - ба - рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа - «стоящий» и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э.

    К этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т. п. знаки превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница - в удобстве заучивания и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и «детерминативами», то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

    Изучение языка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н. э.) и упоминающихся в надписях (примерно с 2700 г. до н. э.) собственных имен показало ученым, что уже в то время в Нижней Месопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) на двух совершенно разных языках - шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточносемитский язык, который позже назывался аккадским или вавилоно-ассирийским , относится к семитской ветке афразийской семьи языков . Как и ряд других семитских языков , он вымер до начала нашей эры. К афразийской семье (но не к семитской её ветви) принадлежал также древнеегипетский язык , в неё и поныне входит ряд языков Северной Африки , вплоть до Танганьики , Нигерии и Атлантического океана .

    Ранее IV тысячелетия до н. э., в долине Тигра и Евфрата ещё жило население, говорившее на сино-кавказских языках. После опустынивания саванн Сахары и Аравийского полуострова в IV тысячелетии до н. э. кочевые народы, говорившие на афроазиатских языках, заселяют дельту Нила, а позднее - Левант и Междуречье. До среднего течения Тигра осваивают одновременно семиты и шумеры. Верхнее течение неоднократно заселяли среднеазиатские кочевники. Большинство современных жителей Месопотамии генетически происходят с Армянского нагорья. Хурриты и хетты оставили многочисленные письменные памятники на севере Месопотамии. Хурриты, предположительно, являлись носителями сино-кавказских наречий, хеттский - древнейший письменный индоарийский язык, позаимствовал шумерскую клинопись.

    Что касается наиболее древних месопотамских письменных текстов (примерно с 2900 до 2500 г. до н. э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском языке. Это видно из характера ребусного употребления знаков: очевидно, что если слово «тростник» - ги совпадает со словом «возвращать, добавлять» - ги, то перед нами именно тот язык, в котором существует такое звуковое совпадение, то есть шумерский. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточносемитский язык, в Верхней Месопотамии преобладал хурритский.

    Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было. Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы - племена, номы, территориальные общины. Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково - «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил. Поскольку исторические события столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения древнейшей истории Нижней Месопотамии археологической периодизацией. Археологи различают Протописьменный период (2900-2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750-2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами).

    От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) - из г. Урук (ныне Варка) на юге Нижней Месопотамии и один, современный более позднему из урукских, - с городища Джемдет-Наср на севере (древнее название города неизвестно).

    Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур , расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля , которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза ещё в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

    Храмовое хозяйство

    Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна , принадлежавшего богине Инанне , вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей - во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам - жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн .

    Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской - обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известная и под другими титулами), также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством.

    Земля, выделенная эну, - ашаг-эн, или ниг-эн, - постепенно стала специально храмовой землей; урожай с неё шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма - его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже её возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает архив из соседнего с Уруком города - архаического

    История Месопотамии уходит в глубокое прошлое, еще к допотопным временам, о чем мы кратко говорили в одной из предыдущих глав. После потопа первыми протогосударственными образованьями Месопотамии становятся города Киш на севере и Лагаш на юге. Эти два города вели между собой частые войны, шедшие с переменным успехом. И если вначале победа склонялась на сторону Киша, то затем, благодаря своему воинственному царю Эаннатуме перевес получает Лагаш. В одной из битв этот царь разбивает союзные войска Уммы, Киша и Акшака. В честь этой битвы была выбита плита, носящая сейчас название "Стелы коршунов", где была показана победа Лагама, врагов которого пожирают коршуны. Преемник Эаннатумы - Энтемена также прославился своими походами. Затем следует период упадка Лагаша, в конце которого старая династия была низвергнута, а к власти в результате переворота пришел один из царских сановников Урукагин. Если начало правления этого царя отличалось успешными завоевательными походами и внутренними реформами, то уже через шесть лет наступил период кризиса, вызванный войной против Уммы и Урука (в Библии этот город назван Эрех), которую вел царь Урука Лугальзаггиси.

    Крупнейшие города - Иссин, Ларса, Урук, Мари, Эшнунна, Вавилон. Самая характ-ная черта развития того времени борьба между племенами и племенными объединениями. Характерное политическое образование того времени - племя или племенное объединение с городом в качестве его центра. В таких городах повалялись свои династии, выходившие на политическую арену Мемопотамсой истории. В 1900-1800 появился ряд городов аморейских племён, идеалом которых было гос-во III дин. Ура, пытались показать себя их приемниками, заимствовали их титулатуру. Города вели между собой постоянную борьбу.

    В Сев. Месопотамии Шамши-Адад I (1813-1781), сын аморейского вождя, подчинил огромную территорию включ. Ашшур на сев. и Мари на юге. Он питался создать центрелизованное гос-во, ликидировав номовую сис-му, заменяя её на сис-му военных округов. Но Шамши-Адад имеприя распалась.

    После этого крупнейшие города находились в постоянной борьбе друг с другом. Хаммурапи (1792-17500) из династии Вавилона сумел объединить почти всю Нижнюю Месопотамию. Законы Хаммурапи.

    Вавилон - крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н. э., Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов "Баб-илу" - "Врата бога". Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н. э). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги, царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н. э). Навуходоносор II (604-561 до н. э) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Макеонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н. э. на месте Вавилона остались лишь развалины. С 1899 по 1914.

    Урук (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка) - город-государство шумеров в Междуречье (Южный Ирак).

    Город Урук состоял из слившихся поселений Э-Ана, Урук и Кулаба. Общинными богами Урука были Ан и Инанна. К этому же ному относились также возникшие позже города Ларса (Ларса [м] , ныне Сенгере) у соединения Евфрата и Итурунгалем (общинным богом Ларсы был бог Уту), Куталлу (ныне Телль-Сыфр), а также и один из древнейших городов Двуречья - Бад-Тибира ("Крепость медников").

    В XXVI веке до н. э. , начиная с Гильгамеша, правители Урука господствовали в Южном Двухречье. Однако oколо XXV веке до н. э. гегемония в регионе перешла к городу Уру.

    Ур - один из древнейших шумерских городов древнего Междуречья. Ур был расположен на юге современного Ирака, на западе от реки Евфрат.

    Ном Ур - Ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль-Обейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.

    Эриду (также Эридуг, Урудуг, Эреду) - древний город в десяти километрах на юго-запад от Ура. Эриду - самый южный из конгломерации городов, выросших рядом с храмами, почти в пределах видимости друг от друга, в Шумере, на юге Междуречья. Скорее всего, он был основан прямо на побережье Персидского залива, рядом с устьем Евфрата, однако из-за накопления илистых наносов на береговой линии в течение тысячелетий остатки города сейчас находятся на некотором расстоянии от берега в Абу-Шахрайн в Ираке.

    Эриду - возможно, самое древнее городское поселение Шумера, выросшее в 4-5 тысячелетии до н. э. Археолог Кейт Филден пишет, что древнейшее деревенское поселение, появившееся около 5000 до н. э., выросло в значительный город, в котором дома были построены из кирпича и тростника, к 2900 году. В то время город занимал площадь 8-10 га. К 2050 до н. э. город потерял свое значение. Над восемнадцатью древними храмами в Амар-Син был обнаружен в более поздних слоях недостроенный зиккурат (2047-2039 до н. э). Продолжительная заселенность города и практикование в нем религиозных культов свидетельствуют о местном происхождении шумерской цивилизации. Город был раскопан Иракским департаментом античности между 1946 и 1949.

    Киш - древний город, существовавший на территории Междуречья (Ирак), в 18 км к Северо-Востоку от Вавилона.

    Город Киш (совр. Телль-Ухаймир) был основан в конце 4-го тыс. до н. э. на месте более древних поселений. Общинным богом Киша был Забаба. К ному Киш относился и несколько более поздний город Хурсанг-калама (букв. "Лесистая гора страны").

    В 28 в. до н. э. был центром 1-го объединения шумерских племён. В начале Раннединастического периода в Кише правила полулегендарная I династия Киша, известная только по "Царскому списку".

    Лагаш - древний город-государство шумеров, существовавший на территории Междуречья (Ирак). Город был населен преимущественно шумерским населением, которое занималось как и в остальных шумерских городах земледелием и торговлей.

    Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э. О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. "Место ворон", совр. Эль-Хибба) в Нгирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Нгирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. "Священный город" - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвященных Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности "писца страны без возраста", и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

    Умма - древний город шумеров, на территории Междуречья (современный Ирак).

    Умма (шумер. Убме, нане Джоха). Общинный бог Шара (воскресающий и умирающий бог плодородия).

    Вся известная история этого города прошла в войнах с городом Лагаш. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш. В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а Умма вынуждена подчиниться Лагашу. Следующий энси, Энкале возможно был ставленником лагашского царя Эанатума и выплачивал тому дань.

    Ниппур (по-шумерски Нибру, современный Ниффер, или Нуффар, Ирак) - священный город древних шумеров, находившиеся в Южном Междуречье (совр. Ирак). В Ниппуре находился храм главного бога шумеров - Энлиля.

    В 18 в. до н. э. Ниппур был захвачен Вавилонией, позже имел внутреннюю автономию.

    Аккаде - город на севере Нижней Месопотамии. Столица государства Аккад при Саргоне Древнем и его преемниках.

    Точное местоположение в настоящее время не установлено, город находился на территории номов Киш или Сиппар, и до захвата власти в нем Саргоном имел второстепенное значение. Бытует мнение, что город был основан самим Саргоном, но имеются указания на то, что город существовал и ранее.

    Исин - древний город в центральной части Нижней Месопотамии. После падения империи III династии Ура цари I династии Исина правили этим городом более двухсот лет (с 2017 по 1794 г. до н. э.).

    Во время правления узурпатора Ишби-Эрры (2017 - 1985 г. до н. э.) и его преемников власть Исина распространилась в направлении Ниппура, Дильмуна, Элама, Ура и Дёра.

    Ниневия - с VIII-VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик.

    Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV-XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни. Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII-VII вв. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала. В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.

    Ну?зи (Нузу, Гасур) - древний город в северной Месопотамии, к востоку от реки Тигр (современный Ирак), который населяли хурриты. Входил в государство Митанни. На месте древнего города сейчас располагается поселение Юрган-тепе.

    Нимруд (aссир. Калху, библ. Калах) - древний город в Месопотамии. Его руины находятся юго-восточнее города Мосул у реки Тигр в Ираке.

    Нимруд был основан в XIII веке до н. э. Салманасаром I и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 до н. э. был разрушен мидийцами и халдеями

    Элам - историческая область и древнее государство (III тысячелетие - сер. VI в. до н. э), располагавшееся к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья (территории современных иранских провинций Хузестан и Луристан). Центр (столица) - город Сузы.

    Сузы (др. -греч. Упыуб, перс. ФжФ, ивр. щещпэ, Суса, Шуш) - один из самых древних городов мира, основанный по оценкам около 4000 до н. э. , первые следы обитания датируются 7000 до н. э. . Керамика с рисунками, найденная при раскопках, датируется 5000 до н. э. . В V веке до н. э. богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей (Ахеменидов).

    Древний дворец эламских царей был построен на искусственном холме. Дарий I нашел его слишком тесным для себя и перестроил по своему вкусу; при Артаксерксе I он сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, отстроен заново. Сузы лежали в долине между притоками Тигра Хоаспом и Эвлеем и получили свое название на эламитском (Сусан или Шушун) от множества лилий, которыми изобиловала эта местность.

    Ура?рту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, арм. ????????, тур. Urartular, перс. ЗжСЗСКж) - древнее государство в юго-западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту, как союза племен, документально подтверждено с XIII, как государства с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии . Государство Урарту оказало большое влияние на Армению, которую считают "наследницей" Урарту, а также на культуры и государства Южного Кавказа.

    Ассирия - В 668 до н. э. состоялась Битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стеллы Ашурбанипала, в которых он похваляется победам и опустошениям. Госудаство Элам через 10 лет прекратило своё существование.

    Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали.

    Вконтакте

    Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.

    Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.

    Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.

    Культура Междуречья

    В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо , а через некоторое время – как словесно-слоговое.

    Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

    При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

    В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

    • Шамаш (бог Солнца);
    • Син (Бог Луны);
    • Эа (бог Воды);
    • Иштар (богиня плодородия и любви).

    Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше . Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

    На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

    Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

    В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты , а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

    Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и , два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по . Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

    Древние города Междуречья

    Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:

    • Аккадское;
    • Шумеро-Аккадское;
    • Старовавилонское.

    В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон .

    Шумерские города-государства

    По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.

    Аккадское царство

    Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство , являющееся одним из самых древних.

    Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.

    В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.

    Старовавилонское царство

    В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.

    В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания . В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.

    Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами и нахождения археологических артефактов.

    Ассирия

    Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство . Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.

    Сравнение ранней и поздней древности

    Ранняя древность Месопотамии Поздняя древность Месопотамии
    Экономика Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться
    Формы государственного устройства Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой
    Религиозные особенности Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм
    Рабовладение К рабам относились, как к людям, их работа была временной К рабам относились, как к вещам

    В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия , имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.

    Ассирия : Ашшур · Ниневия · Нузи · Нимруд Вавилония : Вавилон Элам : Сузы Урарту Митанни Племена Хурриты Амореи Касситы Халдеи Кутии Хронология Цари Шумера Цари Аккада Цари Ассирии Вавилонские цари Язык Клинопись Шумерский · Аккадский Эламский · Хурритский Мифология Энума элиш Гильгамеш · Мардук Нибиру · Тиамат

    Междуре́чье (Двуре́чье , Месопота́мия , греч. Μεσοποταμία , арм. Միջագետք ) - область между реками Тигр и Евфрат , на территории современного Ирака , одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

    Обзорная карта Месопотамии

    Города-государства

    Письменность

    История

    • вторая половина IV тыс. до н. э. - появление чётких признаков цивилизации. Города окруженные стенами, с царским дворцом, храмами богов, ремесленными кварталами. Появление письменности.
    • XXVIII в. до н. э. - город Киш становится центром Шумерской цивилизации.
    • XXVII в. до н. э. - Ослабление Киша, Правитель города Урук - Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука и Урук становится центром Шумерской цивилизации.
    • XXVI в. до н. э. - ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур
    • XXIV в. до н. э. - город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннтатум реорганизует армию, вводит новое боевое постороение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения подстрекаемые жречеством. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина.
    • 2318-2312 гг до н. э. - правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений со жречеством Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Уруинимгина проводит ряд реформ либерального характера, которые улучшали положение не только жречества, но и рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор.
    • 2318 гг до н. э. - Зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером.
    • XXIII в. до н. э. - объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I.
    • XXI в до н. э. - вторжение с востока и запада многочисленных племён эламитов и аморитов. Исчезновение шумеров как народа с политической арены (уже авторы библейских преданий ничего не знают о его существовании).
    • XIX-XVIII вв. до н. э. - возвышение нового царства со столицей в Вавилоне , близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение Хаммурапи Месопотамии и Сирии.
    • XVI в. до н. э. - возникновение в верхнем течении Тигра ассирийского царства с главными городами Ассуром и Ниневией - столицей Нина и Семирамиды.
    • 743-735 гг. до н. э. - царствование Набонассара . Начало регулярных астрономических наблюдений.
    • 729 г. до н. э. - захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III.
    • 680-669 г. до н. э. - царствование ассирийского царя Асархаддона .
    • 538 г. до н. э. - персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию.
    • 336 г. до н. э. - Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов.
    • II в. до н. э. - Вавилон уже мёртвый город и лежит в руинах.
    • I в. до н. э. - последние дошедшие до нас клинописные таблички.

    Культура Междуречья

    Основная статья : Вавилоно-ассирийская культура

    Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н. э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства - Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии - с другой.

    Древнейшая культура Месопотамии - шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур, время расцвета которого некоторые ученые относят к 3800-3700 году до нашей эры. Не намного моложе его древний шумерский Урук, Шуруппак.

    Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») - древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и бесповоротность смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг - области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (правил в 1792-1750 г до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

    Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры в нашей повседневности.

    См. также

    Источники

    Важнейшие памятники

    1. Надпись-поэма о постройке храма Гудеей.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Междуречье" в других словарях:

      Междуречье … Орфографический словарь-справочник

      Геогр. обл., Аргентина. Территория между реками Парана и Уругвай называют чаще Энтре Риос (исп. Entre Rios) между рек, хотя известно и название Месопотамия (исп. Mesopotamie) из др. греч. месос середина, потамос … Географическая энциклопедия

      См. Месопотамская низменность …

      Территория, расположенная между двумя или несколькими реками и включающая водораздельное пространство с прилегающими склонами долин … Большой Энциклопедический словарь

      МЕЖДУРЕЧЬЕ, междуречья, ср. (книжн.). Местность между двумя реками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      МЕЖДУРЕЧЬЕ, я, род. мн. чий, ср. Местность между двумя или несколькими реками, включающая водоразделы и прилегающие склоны долин. | прил. междуречный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    История Древнего Востока Вигасин Алексей Алексеевич

    Месопотамия (Междуречье)

    Месопотамия (Междуречье)

    Природные условия в низовьях Тигра и Евфрата трудно назвать особо благоприятными. Из-за гнилых болот район был опасен для здоровья. В древнейшую эпоху основные орудия труда изготавливались из камня и дерева, но здесь не было ни того, ни другого. Строительным материалом служили камыш и глина. Можно предположить даже, что первоначально население появилось здесь не по доброй воле, а было оттеснено сюда более сильными племенами. Но именно Нижнее Междуречье стало колыбелью самой ранней цивилизации Азии.

    Ирригационная система Месопотамии имела несколько иной характер, чем в Египте. Долина Нила орошалась во время разлива великой реки, и основной заботой египтян было сохранение воды на полях до наступления времени сева: с помощью дамб они сооружали своего рода бассейны. В Двуречье же разливы Евфрата и особенно Тигра были нерегулярными, нередко бурными и порой затрудняли сельскохозяйственные работы. Местная система ирригации была основана на рытье каналов, по которым воду можно было подавать на поля. Постоянное орошение речной водой, быстро высыхающей под жарким южным солнцем, приводило к серьезной беде – засолению почв и последующему катастрофическому снижению урожаев.

    В сельском хозяйстве Нижнего Двуречья, помимо зерновых и бобовых, важнейшую роль играла финиковая пальма: ее плоды ели сырыми и сушеными, из них варили пиво, древесина (впрочем, невысокого качества) шла на топливо и на постройки, а листьями покрывали крыши домов.

    В III тысячелетии до н. э. здесь появляется письменность, что знаменует переход к цивилизации. Основным материалом для письма была глина – главное богатство страны. После того как значки перестали рисовать на мягкой глине, а начали выдавливать острым концом тростниковой палочки, их линии приобрели форму клинышков. Возникла система письма, которую по внешней форме знаков называют клинописью. Она постепенно распространилась по всей Передней Азии. Документы, написанные на глине, не подвержены тлению или гниению, они не горят, а, напротив, закаляются в огне пожаров. Благодаря этой счастливой случайности – выбору материала для письма – современные исследователи располагают бесчисленным множеством глиняных табличек или их фрагментов из стран клинописной культуры.

    Письменные свидетельства позволяют узнать, какие языки были распространены в Передней Азии, какие народы обитали здесь в глубокой древности. Ведь народы бесписьменные для нас, как правило, безгласны и часто даже безымянны. Этнолингвистическая карта Передней Азии начиная с III тысячелетия до н. э. выглядела следующим образом.

    Изобретателями клинописи были шумеры, обитавшие в Нижнем Двуречье. Не установлены родственные связи шумерского языка ни с одним из известных древних или современных языков мира. Судя по тому, что некоторые географические названия в этом районе не имеют шумерской этимологии, они могли быть заимствованы у местного «дошумерского» населения. Но связать этот гипотетический субстратный язык с каким-либо из тех, которые знакомы по письменным памятникам, не удается. Вполне вероятно, что и некоторые культурные достижения, которые мы склонны приписывать шумерам, на самом деле заимствованы ими у племен, первоначально заселявших низовья Евфрата и Тигра.

    Клинописная табличка

    К северу от шумеров, в Месопотамии и почти на всей территории Передней Азии, с глубочайшей древности жили племена, говорившие на семитских языках. Восточная группа этих языков представлена аккадским языком (с его диалектами – вавилонским и ассирийским), ближе к Средиземному морю распространены были западносемитские наречия амореев, финикийцев, арамеев, евреев. На семитских языках говорили и в Аравии. Само название «семиты» пошло от известного библейского генеалогического мифа, согласно которому все эти народы являются потомками Сима – одного из сыновей Ноя, спасшегося в ковчеге после Всемирного потопа.

    Как уже говорилось, в далеком родстве с семитскими языками Передней Азии находятся языки Северо-Восточной Африки (древнеегипетский, берберо-ливийские, кушитские и чадские). Одно время последние объединяли в отдельную группу и называли хамитскими (по имени Хама – родного брата библейского Сима). Но сейчас ученые полагают, что специфической близости между этими наречиями Африки не существует, хотя все они по отдельности связаны родством с семитскими языками. Поэтому для обозначения данной лингвистической семьи название «семито-хамитская» изменили на «афразийская».

    Ряд языков Передней Азии не входит в афразийскую семью. Например, ближайшие соседи шумеров – эламиты, жившие к юго-востоку от них, между низовьями Тигра и Персидским заливом, говорили на особом языке, отдаленные родичи которого обнаруживаются лишь на юге Индии. В Верхней Месопотамии и Закавказье издавна жило хурритоязычное население, создавшее во II тысячелетии до н. э. государство Митанни. Дальним (и не прямым) потомком хурритов были урарты, обитавшие в I тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье. Хурритский и урартский связывают с некоторыми языками современного Кавказа (главным образом Дагестана).

    В клинописных документах нередко упоминаются племена, относительно языка которых не сохранилось достоверных свидетельств. В таких случаях историк ощущает свою беспомощность: ведь это может быть либо иное наименование хорошо известной народности, либо совершенно новая, не известная науке этническая группа. Но бывало и так, что составитель древнего текста, не будучи специалистом – этнологом или лингвистом, в одном термине объединял группы, не имевшие между собой ничего общего ни по языку, ни по происхождению.

    Исследователи пытаются увязать определенные археологические культуры, определяемые по материальным признакам (таким, как тип керамики, жилища, украшений, орудий труда), с носителями того или иного диалекта. Таким образом можно было бы выйти далеко за хронологические рамки, обусловленные появлением письменных документов (т. е. живых свидетельств разговорных языков). Изучая историческую лексику того или иного языка, ученые в состоянии реконструировать в общих чертах тип культуры народа, который на этом языке разговаривал. Скажем, обилие в языке терминов, связанных с разведением лошадей, заставляет искать носителей данного языка среди культур, знавших развитое коневодство.

    Но, двигаясь по этому пути, следует соблюдать максимальную осторожность, ибо между археологической культурой и группой носителей определенного языка может и не быть однозначного соответствия. На близких наречиях могут говорить племена оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов, а сходные элементы материальной культуры – принадлежать носителям таких языков, которые не имеют между собой ни малейшего сходства. Несмотря на привычную в бытовом обиходе нечеткость употребления лингвистических и антропологических терминов, в научном исследовании их смешение недопустимо. Родство языков может быть строго доказано, но из этого вовсе не следует кровное родство всех носителей этих языков. Прекрасно говорящий по-английски темнокожий житель штата Нью-Йорк отнюдь не является потомком тех англичан, которые несколько веков тому назад осваивали Северную Америку.

    Языки распространяются или умирают (последнее происходит не всегда вследствие физического истребления их носителей): история Древнего Востока дает тому множество примеров. Этнические группы порой неузнаваемо меняют свой облик, стиль жизни, одежду, занятия, религию, культурные и бытовые привычки, язык. Они смешиваются, дробятся, сближаются друг с другом или, напротив, расходятся. Народы не вечны (даже в странах Древнего Востока с его тысячелетней историей и устойчивыми формами жизни), но они в каком-то смысле и неуничтожимы: в генах людей, их языках, культуре сохраняется наследие немыслимо глубокого прошлого.

    Из книги История сексуальных запретов и предписаний автора Ивик Олег

    Клинописные запреты. Древний Ближний Восток. Междуречье Существует версия, что сексуальная история человечества началась в междуречье Тигра и Евфрата. Ведь именно здесь, на равнине, ограниченной двумя великими реками, Армянским нагорьем и Персидским заливом,

    Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

    Месопотамия Город-государство Вавилон. Ассирийцы. Навуходоносор. Наука в ВавилонеМесопотамия, плодородная земля между реками Тигр и Евфрат, где сегодня находится Ирак, была одним из первых мест, в которых люди стали селиться общинами (см. Древняя цивилизация/Первые

    Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

    Книга I Египет и Междуречье

    Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

    Окско-волжское междуречье и его значение Под совместным действием изложенных условий, ботанических и гидрографических, с течением времени на равнине обозначился сложный узел разнообразных народных отношений. Мы уже видели, что Алаунское плоскогорье служило узловым

    Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора Бацалев Владимир Викторович

    Междуречье: бесконечная смена эпох Уже упомянутый в главе о Всемирном Потопе Леонард Вулли раскопал Смоляной холм - так арабы называли гору, где был закрыт от любопытных глаз великий Ур, город-государство, один из многих городов древней Месопотамии.Много блестящих

    Из книги Засекреченная Курская битва. Неизвестные документы свидетельствуют автора Замулин Валерий Николаевич

    «Держаться до последнего». Окружение советских войск в междуречье Северного и Липового Донца Когда знакомишься с боевыми документами соединений обеих сторон, действовавших в районе Прохоровки, создается впечатление, что боевые части, службы обеспечения и, конечно же,

    автора Коллектив авторов

    МЕСОПОТАМИЯ Месопотамия (Междуречье) - равнина в бассейне Тигра и Евфрата, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата. Сейчас она в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делится на две части: Нижнюю Месопотамию, лежащую в

    Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

    МЕСОПОТАМИЯ Хронология III - середины II тысячелетия до н. э. опирается на царские списки в сочетании с историко-астрономическими расчетами, позволяющими точно датировать падение династии Хаммурапи 1595 г. до н. э. Средневавилонская хронология определяется в значительной

    Из книги Фельдмаршал Манштейн - лучший полководец Гитлера автора Дайнес Владимир Оттович

    Глава 7 В междуречье Днепра и южного Буга Верховное Главнокомандование вермахта, не сумев остановить Красную Армию на Днепре, планировало в конце 1943 г., опираясь на каневский выступ и никопольский плацдарм, отбросить ее за реку и восстановить сухопутные коммуникации с

    Из книги История разводов автора Ивик Олег

    Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

    автора Егоров Вадим Леонидович

    Пруто-Днестровское междуречье Аккерман (Белгород, Маврокастро, Монкастро, ныне Белгород-Днестровский). Город находился на правом берегу Днестровского лимана, на развалинах древнегреческой Тиры. Археологическими раскопками вскрыты значительные по мощности наслоения

    Из книги Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. автора Егоров Вадим Леонидович

    Днестровско-Днепровское междуречье Сведения об оседлых населенных пунктах Золотой Орды в этом регионе крайне малочисленны и скупы. Это, однако, не означает, что их здесь не было, а свидетельствует о недостаточной археологической изученности района. Собранные к

    Из книги Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. автора Егоров Вадим Леонидович

    Волго-Уральское междуречье Обширный район между реками Волгой и Уралом представляет собой полупустынные и степные пространства, более пригодные для ведения хозяйства кочевого типа. Оседлое население в XIII–XIV вв. здесь было крайне редким, сосредоточиваясь почти

    Из книги Социализм как явление мировой истории автора Шафаревич Игорь Ростиславович

    § 1. Месопотамия Государство в Месопотамии развилось из основанных на широком использовании ирригации хозяйств отдельных храмов, собиравших вокруг себя значительное число сельскохозяйственных рабочих и ремесленников. Такой тип организации жизни сложился в древнем

    Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

    3. На старых шведских картах «Рим новый» действительно изображался на Руси, в Междуречье Оки и Волги Естественно ожидать, что если «античный» Рим действительно был основан на Руси и долгое время, в XIV–XVI веках, находился в Междуречье Оки и Волги, то, несмотря на