Схема анализа лирического произведения. Стихотворение «Зимнее утро

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

4. Образный ряд стихотворения.

Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

5. Основные черты лирического героя.

Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовка и пр.

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения

употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж ад но глядишь», «самолёты несутся с ве рк ая ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой, стоит

один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Возможны и бессоюзные сравнения:

Заутра казнь, привычный пир народу...

Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты .

Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.

Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

В каждый гвоздик душистой сирени ,

Распевая, вползает пчела.

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков ...

___________

Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда ...

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег...

Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм .

В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

Аллегория надежды – якорь.

Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Всяк заплачет.

В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

От в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Стихотворения–загадки - распространённое явление и в поэзии футуристов:

И лишь светящаяся груша

О тень сломала копья драки,

На ветке лож с цветами плюша

Повисли тягостные фраки.

На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей .

(С.Есенин.)

В этой жизни помереть не трудно –

Сделать жизнь значительно трудней.

(В.Маяковский).

Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость...

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

«Светила нам только зловещая тьма » (А.Ахматова);

Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

Примеры оксюморона:

    Люблю я пышное природы увяданье.

    О, как мучительно тобой я счастлив .

    Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

    Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

    Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений.

Ирония – скрытая насмешка.

Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

«Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

Или в басне «Стрекоза и Муравей»:

«Ты всё пела? Это – дело » -

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

Гипербола образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

«Любовь мою, как апостол во время оно,

По тысяче тысяч дорог разнесу »

(В.Маяковский).

Литота – преуменьшение.

Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке»:

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить ...

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

Зато читал Адама Смита ...

(А.С.Пушкин)

Не то на серебре , на золоте едал ...

(А.С.Грибоедов)

Потому, что здесь порой

Ходит маленькая ножка ,

Вьётся локон золотой...

(А.С.Пушкин)

Все флаги в гости будут к нам –

Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами .

«Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки ...

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

Отсель грозить мы будем шведу .

Мы все глядим в Наполеоны .

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы!

Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

(Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).

Фигуры речи

(синтаксис, построение)

Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова .

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

________ (Г.Р.Державин)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой...

__________ (А.С.Пушкин)

Ты богат, я очень беден:

Ты прозаик, я поэт .

(А.С.Пушкин)

Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

И где ж Мазепа ? Где злодей ?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А.С.пушкин. «Полтава»)

Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду. Загоню. Доконаю. Замучу !

(В.Маяковский)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка .

(М.Лермонтов)

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец .

(А.С.Пушкин)

Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, как бы на меня не кручина,

Ни о чём-то бы я не тужила .

В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.

Лирическим героем стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» владеют печальные воспоминания о прошлой жизни («Напоминают мне оне/ Другую жизнь и берег дальный»), ушедшей любви («Черты далекой бедной девы»). Мотив воспоминаний усиливается троекратным повтором слова «напоминают», глаголом «воображаю» вместе с существительным «призрак», и по контрасту звучит слово «забываю» (всего один раз). То есть, воспоминания сильнее желания забыть. Важно отметить и кольцевую композицию стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам. Кроме того, важную функцию выполняют и эпитеты, и ряды однородных членов с повторяющимся союзом «и»: «И степь, и ночь – и при луне/ Черты далекой бедной девы».

Какую роль в раскрытии главной темы стихотворения играют эпитеты?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» написано о любви, но о любви ушедшей, поэтому оно наполнено мучительной грустью. В экспозиции появляются две темы: звучащая мелодия, ее исполнительница и воспоминание лирического героя, но обе эти линии сливаются в одну – воспоминания об ушедшей любви, рождённые музыкой. Атмосфера грусти, воспоминаний достигается, помимо других выразительных средств, и с помощью эпитетов: «печальной» (дважды повторяется), «жестокие (напевы)», «(призрак) милый, роковой», «бедной (девы)». Все они создают образ любви, от которой невозможно уйти, освободиться – «роковой». Но я отнесла бы к разряду эпитетов и определения: «дальный», «другую», «далекой», потому что, на мой взгляд, в данном стихотворении они являются средством выразительности: «недосягаемый» берег, «утраченная» жизнь, «недоступная» дева.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» со стихотворением Е.А. Баратынского «Разуверение». В чём состоит различие душевных состояний, переживаемых лирическими героями двух стихотворений?

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» о любви. Лирическим героем стихотворения владеют печальные воспоминания. Память о «милом», но в то же время «роковом призраке» тяжела для поэта, он стремится уйти от этих мыслей. Увидев другую женщину, он забывает «другую жизнь и берег дальний», но все же песня возвращает воспоминания. Поэтому он просит:

Однако воспоминания сильнее желания забыть. Отсюда и кольцевая композиция стихотворения, с помощью которой создаётся ощущение постоянного возврата к «роковым» образам.

Романтическая элегия Баратынского о разочаровании. Ощущение усталости от любви передают глаголы (большей частью – в повелительном наклонении), употребляемые с отрицательной частицей НЕ: «не искушай», «не верю», «не множь», «не заводи», «не тревожь».

Лирический герой Баратынского не верит в любовь и даже не пытается преодолеть разочарование. Слово «любовь» только однажды появляется в тексте – в самой последней строке – и то с отрицательной частицей НЕ. Особую роль в стихотворении играют повторы: приставки раз- (раз-уверения, раз-очарованному), корня слова («не верю», «не верую», «разуверение»).

Часть 2

Философские раздумья в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о «вечных» вопросах. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя на них ясных ответов. Обратимся к стихам великого русского поэта.

В своей философской лирике А.С. Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа – высшие философские ценности для поэта.

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. Он прощается не только со «свободной стихией», но и с романтическим мироощущением.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей;

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Поэтическое изображение моря сочетается с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» – Наполеона и Байрона. Звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные современники Пушкина.
В последних строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые бескрайние просторы, в последний раз любуется его «торжественной красой»:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Композиционно многие стихотворения поэта основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма.

В стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» ,1830г.) трагическая тональность первой части: «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море» сменяется мажорным аккордом»:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Тревожное звучание элегии – отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным смыслом существования является чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания.

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. По знакомой дороге из Михайловского в Тригорское поэт видит три сосны, которые приветствовали его прежде шорохом своих вершин:

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась...

Настроение поэта сменяется чувством веры в грядущее. Вид трёх сосен, стоящих теперь в окружении «молодой семьи», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях, что рано или поздно на его место придёт новое поколение, которое поэт приветствует:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум…

И обо мне вспомянет.

Стихотворение «Вновь я посетил…» – о вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять своё место, исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Вариант № 1313

Часть 1

Вариант 2

О каких противоречиях размышляет поэт в стихотворении «Невыразимое»

«Что наш земной язык пред дивною природой?» – такой риторический вопрос ставит перед собой и нами Жуковский. Несовершенен, беден наш язык. Но яркие черты природы «ловит мысль крылата, и есть слова для их блестящей красоты». Однако существуют, по мнению Жуковского, совершенно невыразимые явления – это «то, что с красотою слито», то есть, чувства, мечты… «Какой для них язык?» – восклицает справедливо поэт.


Михаил Юрьевич Лермонтов, являясь человеком особенным, одаренным острым, думающим умом, ясно видел то огромное расстояние, что отделяло его от всего остального общества 19 века. В свои 26 лет Лермонтов смог очень глубоко познать человеческую душу, он смог понять мир вокруг него, но сам остался не понят никем. Это недопонимание, постоянное духовное одиночество нашло отражение в творчестве поэта, став одним из основных мотивов его лирики. Стоит отметить, что эта тема у Лермонтова, будучи романтической, раскрывается с двух сторон, как в стиле Байрона, так и в его собственном.

Например, стихотворение "И скучно и грустно...":

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Любить.., но кого же? на время- не стоит труда, &񗝘А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

Лирический герой его стихотворений, не находя удовольствия в общении с другими людьми, тяжко ощущая всё лицемерие и мелочность их характеров, презирает остальное общество и старается от него отделится, при этом понимая всю тщетность одинокого существования.

Это вызывает еще большее негодование и озлобленность героя.

Похожее виденье одиночества представлено в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...":

Выхожу один я на дорогу;

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и пока!

Я б хотел забыться и заснуть!

Герой, презирая мирские радости и наслажденья, самовольно обстрагируется от остального мира, предпочитая не заводить каких-либо крепких отношений, обрекая себя на одиночество. И поэтому, не имея близких людей, лирический герой с логической точки зрения не видит в жизни какого-либо смысла.

Но вот в стихотворении "Стансы" лирический герой отдаляется от мира и остается один не по собственной воле, но волею судьбы. Он полон жизни, он чувствует и любовь, и страдание, но все же он одинок.

Мне любить до могилы творцом суждено!

Но по воле того же творца

Всё, что любит меня, то погибнуть должно

Иль, как я же, страдать до конца.

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижен стою,

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмет он мою;

Я не чувств, но поступков своих властелин,

Я несчастлив пусть буду - несчастлив один.

Вот пример из стихотворения "Пусть я кого-нибудь люблю":

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно;

Враждебной силою гоним

Я тем живу, что смерть другим:

Живу - как неба властелин -

В прекрасном мире - но один.

В итоге, мотив одиночества был очень близок М.Ю.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одним из ближайших друзей Пушкина был князь Петр Андреевич Вяземский. Еще ребенком Пушкин видел его в доме своих родителей, их личное знакомство произошло в марте 1816 года, когда Петр Андреевич вместе с Карамзиным и Жуковским посетил Царскосельский лицей. Пушкину было 16 лет, Вяземскому 23. С этого времени началась дружба, которой Пушкин очень дорожил.

Все они были членами литературного общества "Арзамас", в которое приняли и "надежду нашей словесности", так написал о Пушкине Жуковский Вяземскому. Все "Арзамасцы" имели литературные прозвища. "Сверчок", как окрестили Александра Сергеевича, был самым юным в этой компании и самым талантливым. "Асмодей" - Вяземский был на семь лет старше Пушкина. Молодой А. Пушкин назвал «Арзамас» «школой гармонической точности».

Местом собрания петербургских литераторов был тогда салон А. О. Смирновой - Россет, оставившей замечательные записки о них. Из них узнаём мы прозвища знаменитых поэтов: Пушкин – Сверчок, Искра; Жуковский – Бычок; Вяземский – Асмодей, аббат Тетю. Последние было дано ему в честь известного персонажа, одержимого чёрными мыслями («драконы аббата Тетю»), ибо Пётр Андреевич был ипохондриком, редко пребывавшим в добром расположении духа.

В арзамасские годы началась и интенсивная переписка Вяземского с Пушкиным, длившаяся до смерти последнего.

Вяземский был воспитан в духе патриотизма и привык к мысли о том, что каждый человек должен заботиться о благе и процветании общества. Карамзин-историк научил его спорить и вникать в глубины исторических событий, Карамзин-писатель вырастил Вяземского - поэта. Вяземский не признавал никаких авторитетов, только раз в жизни сделает исключение - признает духовное первенство Пушкина. Существенным было влияние Карамзина и на Пушкина: великий историк и литератор был образцом мудрости и таланта для начинающего гения.

Князь Вяземский получил отменное образование. В его жизни были не только паркеты бальных зал, было и Бородинское сражение 1812. Он записался в Московское ополчение, пулям не кланялся - под ним было убито две лошади. За участие в боях и личную храбрость князь награжден орденом Станислава 4 -ой степени. После пожара Москвы уволен из армии и в чине коллежского асессора направлен служить в Варшаву.

Его свободолюбивые идеи тогда окончательно оформились. Он сблизился в Варшаве со многими, кто потом принимал участие в декабристском мятеже, польском народно-освободительном движении 1830-х. Князь составлял записку об освобождении крестьян, проект которой должен был быть подан на рассмотрение императору Александру I. Но декабрьская вьюга сменила императоров на престоле, либеральным мыслям пришел конец, и "декабриста без декабря" хоть и не засадили в Шлиссельбург или Петропавловскую крепость, но имя взяли на заметку и уволили от службы "без прошения". Вяземский с горечью писал Жуковскому: «Благородное негодование - вот современное вдохновенье!" Этим же благородным негодованием были полны и поэтические строки Вяземского, которые не могли пройти сквозь цензуру, но расходились в рукописях и становились известны деятелям декабристского мятежа. За князем была установлена негласная слежка.

Разгром движения декабристов был для него огромной личной драмой. Он терял друзей, единомышленников, просто знакомых. Опальное положение Вяземского длилось долгих девять лет! В 1828 г. оно осложнилось клеветническим доносом на якобы непристойное поведение. Однако от мысли эмигрировать пришлось отказаться. Дети часто болели, средства уходили на их лечение. Кроме того, убежденный враг реакции, он, как дворянин, принадлежал "к оппозиции Его Величества". Князь выбрал свою дорогу, решив, что ради чести древнего имени и будущего детей он должен примириться с правительством. В декабре 1828 - январе 1829 года Вяземский пишет свою "Исповедь" - документ, в котором с достоинством излагает взгляды и идеи, принося извинения императору за резкость, с которой он высказывал их. Исповедь князя была в феврале 1829 года отослана Жуковскому в Петербург, а через него передана графу Бенкендорфу, затем императору Николаю I. Тот потребовал от Петра Андреевича извинений перед собою и братом своим, наместником Варшавы. Раскаявшийся получает уже в феврале 1830 года первое государственное назначение - чиновник по особым поручениям при министре финансов. Через год Вяземский становится камергером Двора Его Величества, а затем назначен вице - директором департамента внешней торговли. Позднее Вяземский служил в министерстве народного просвещения на должности заместителя министра просвещения, и в плодах тогдашних реформ и расцвета Российской Академии Наук есть и его заслуга. Но не забывал князь и о музах, живых и поэтических.

Александр Пушкин, друживший с Петром Вяземским, бывал в имении Вяземских в Остафьеве не раз. Особо запомнился обитателям усадьбы его приезд в декабре 1830 года. Осенью Пушкин уехал для литературной работы в поместье Болдино. В то время в Москве и окрестностях вспыхнула эпидемия холеры, был объявлен карантин, и поэт оказался отрезанным от Москвы, от дома невесты Натальи Гончаровой. Как только эпидемия пошла на убыль, Пушкин отправился в столицу, по пути заехав в Остафьево. И вот в Остафьеве Пушкин читал свои новые произведения князю Петру.

Двух поэтов связывала многолетняя дружба. После женитьбы Вяземского молодой Пушкин подружился и с его женой Верой, а позднее дружил и с их сыном Павлом. С княгиней поэт был откровеннее, чем с князем. Только ей он доверил свою последнюю тайну, рассказав о предстоящей дуэли. Венчался Пушкин с Натальей Гончаровой в Москве, и посаженой матерью на их свадьбе предстояло быть княгине Вяземской, но болезнь помешала ей приехать в Москву. Перед свадьбой поэт последний раз посетил подмосковное имение Вяземских. Это было на святки.

Вяземский - активный корреспондент Пушкина в годы южной ссылки. По-видимому, в этот период он отвечал на пушкинские письма не менее интенсивно, чем в последующие годы, хотя писем Вяземского этих лет сохранилось очень мало. Пушкин и Вяземский напропалую острят, не стесняются в выражениях, бесцеремонно изливают друг другу литературную желчь. Игровое соседствует в этой переписке с серьезными проблемами, историческими, политическими, профессиональными, книгоиздательскими. Вяземский был университетом Пушкина. Пушкин же представлял для поэта-собеседника тот тип ученика, о котором мечтает настоящий учитель, - живой, требовательный, с непрестанными вопросами, неуступчивый и неугомонный. Пушкин, бесспорно, во многом продлил литературную молодость и зрелость Вяземского, невольно побуждая его оставаться на переднем крае. Пушкину было дано увидеть в Вяземском проницательность и глубину.

Сохранилось огромное количество писем Пушкина к князю - семьдесят четыре. Чуть больше было только к жене. Вспоминая о Пушкине, Вяземский говорил: "Он судил о труде моем с живым сочувствием приятеля и авторитетом писателя и опытного критика, меткого, строгого и светлого. Вообще, хвалил он более, нежели критиковал. День, проведенный с Пушкиным, был для меня праздничным днем».

Вяземский сознательно и бессознательно пытается загладить невольную свою вину перед поэтом: был самым близким другом, а не сумел спасти, помочь, уберечь! Вяземский не защищался от этих обвинений - косвенных и прямых. Он так и пронес тяжесть их до самого конца. Его письмо о последних днях и минутах жизни Пушкина, написанное по просьбе В. А. Жуковского, исполнено горячей любовью к Пушкину. Там есть строки: "Разумеется, с большим благоразумием и меньшим жаром в крови и без страстей Пушкин повел бы это дело иначе. Но тогда могли бы мы видеть в нем, может быть, великого проповедника, великого администратора, великого математика, но на беду, провидение дало нам в нем великого Поэта".

Пушкин прожил 37 лет. Вяземский жил долго, видел много, всех знал и во всем участвовал. Все почти девяносто лет Петр Андреевич жил не то чтобы в оппозиции, но ни к кому не присоединяясь.

Много сходного, даже общего было в жизни Вяземского и Пушкина, во многом их судьбы повторялись. В творчестве двух лицейских друзей мне показались очень интересными два стихотворения: стихотворение «Воспоминание» А. С. Пушкина и «Жизнь наша в старости – изношенный халат» П. А. Вяземского. Привлекла общность тем стихотворений, но вместе с тем и разность философского отношения к жизни, разность настроений лирических героев. Мне захотелось сопоставить стихотворения, найти в них общие и отличительные черты.

Перед собой я поставила цель сравнить стихотворения двух лицейских друзей, написанных на одну тему, найти общие и отличительные черты.

Стихотворение «Воспоминание» и «Жизнь наша в старости – изношенный халат» принадлежат перу двух лицейских друзей – Александра Сергеевича Пушкина и Петра Андреевича Вяземского. «Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском тонких слов, и шутками богатый» - так Пушкин охарактеризовал друга-поэта в одном из стихотворных посланий. Позднее Вяземский, как и большинство поэтов пушкинской поры, был отнесён к разряду второстепенных.

Пётр Андреевич был первым, кто оценил талант Пушкина. Вот что пишет он в 1815-м году Батюшкову: «Что скажешь о сыне Сергея Львовича? Чудо и всё тут. Его «Воспоминания в Царском Селе» вскружили нам голову с Жуковским. Какая сила, точность в выражении, какая твёрдая и мастерская кисть в картине. Дай Бог ему здоровия и учения, и в нём будет прок, и горе нам. Задавит, каналья!»

Перечитаем стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминание».

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень,

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток:

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,-

Но строк печальных не смываю.

А вот стихотворение Петра Андреевича Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат».

Жизнь наша в старости - изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Сердечной памятью еще живет в утрате,

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С её ущербами и грустным поворотом,

Я холю свой халат с любовью и почетом.

Эти два стихотворения разделяет почти полвека. Стихотворение Пушкина написано в 1828 году, когда автору было 29 лет. Вяземский написал своё стихотворение в промежутке между 1875 – 1877 годами, то есть в зрелом (82 – 84г.) возрасте. Известно, что стихи являются прямым отражением настроения автора, передают душевные оттенки его жизни.

Каким же был для Пушкина 1828 год? Это был сложный период в личной жизни поэта, сложный период взаимоотношений его и власти. Продолжается давнее следствие по поводу свободолюбивого стихотворения «Андрей Шенье», где Пушкина обвиняли в крайних революционных взглядах, появляется смелая, преступная с точки зрения официальной церкви поэма «Гавриилиада». Департамент гражданских и духовных дел обвиняет Пушкина в издании «прежде дозволения цензуры» своих стихотворений. 18 августа 1828 года столичный генерал - губернатор Голенищев - Кутузов предписал обер-полицмейстеру: “известного стихотворца Пушкина обязать подписке, дабы он впредь никаких сочинений, без рассмотрения и пропуска оных цензурою, не осмеливался выпускать в публику под опасностью строгого по закону взыскания, и между тем учинить за ним безгласный надзор”. Пушкин вынужден был дать унизительную подписку, явно определившую его “новый статус”. Всё это не могло не сказаться на поэте, ощущавшем себя совершенно одиноким.

Вяземский в старости лет остался почти один – не осталось почти никого из друзей юности. Он всегда смиренно довольствовался ролью поэта второстепенного, не смея претендовать на лавры Жуковского, Пушкина. «Как писал я, потому что писалось: так и жил я, потому что жилось», - говорил о себе Пётр Андреевич, восхищаясь «подвижничеством» своих друзей. Последние годы его жизни протекали монотонно и однообразно: «Теперь поздно и рано. Поздно – потому, что железо остыло, а должно ковать его, пока оно горячо, пока не развлеклось оно новыми именами, новыми предметами. Рано – потому, что не настала ещё пора, когда старое так состарится, что может показаться новым и молодым» - так писал он о предложении написать мемуары. Пётр Андреевич, действительно, с каждым годом становился всё более одиноким. Один за другим уходили его друзья, а он оставался старожилом, пережившим свою эпоху.

Вяземский страдал длительной бессонницей, хандра стала одной из главных тем его поздних стихов. Нервное заболевание Вяземского усугублялось смертями родных (умерли восемь из девятерых его детей), одиночеством, забвением его как поэта. Несмотря на это, темы его позднего творчества были разнообразны: от пейзажной и философской лирики до политических и сатирических стихов. Вяземский называл себя «мыслящим поэтом». Он скончался 10 ноября 1878 года в Баден-Бадене, не дожив всего несколько недель до выхода первого тома своего собрания сочинений – «выставки жизни своей». Когда-то он написал: «моя речь ещё впереди: стоит только дождаться удобного часа, а он пробьёт уже без меня, но пробьёт». Час этот пробил, и всем нам пора вспомнить забытые имена из далёкого нашего прошлого, среди которых и имя князя Вяземского

Перейдём к сравнению этих стихотворений. Оба стихотворения можно отнести к философской лирике, так как в них напрямую поднимаются вопросы смысла жизни, её значимости для человека.

Стихотворение Пушкина – лирическая пьеса – признание, откровение. В своем окончательном печатном варианте «Воспоминание» содержит 16 стихов. В черновом варианте стихотворения было еще 20 строк, которые при публикации Пушкин отбросил. В них раскрывалось точное до деталей содержание воспоминаний, давались намеками указания реальных прототипов. Отбросив эти подробности, Пушкин сделал свое стихотворение более обобщенным и философски общезначимым.

Стихотворение Вяземского, как и Пушкина, тоже обладает лиризмом, так как больше всего внимания в нём уделяется именно описанию чувств лирического героя.

Временным и смысловым фоном пушкинского произведения является атмосфера ночи, создающая колорит лирического повествования. Ночь для поэтов-философов – это главное условие углубленного познания мира и самого себя. Такой она часто бывала в философских пьесах немецких романтиков и русских любомудров. Ведь не случайно требование философской поэзии с особой силой прозвучало именно после 1825 года. В годы трагической переоценки ценностей, в переломные для русской культуры годы для всякого независимого ума, мучительно искавшего выход из неразрешенных и неразрешимых противоречий жизни, оставался едва ли не единственный достойный путь: уйти с поверхности в глубину, начать работу исследования, углубленную работу познания и самопознания. Это становится общим сознанием для большинства русской интеллигенции. То, что Пушкин прямо не выступал с требованием «поэзии мысли», дела не меняет. Это в нем жило, это было его внутренним убеждением и стремлением и именно потому нашло отражение в его творческих исканиях.

Стихотворение «Воспоминание» обращено к внутренней жизни человека, насыщено углубленным психологизмом. «Воспоминание» - это поэзия мысли, и вместе с тем это стихотворение углубленно-психологическое. Обратиться к воспоминаниям лирическому герою легче ночью, когда «умолкнет шумный день», когда «наляжет ночи тень». У Пушкина ночь существует во времени и со своими приметами: она не просто есть, она наступает, она в движении, читатель едва ли не видит её - «полупрозрачная наляжет ночи тень». У Пушкина ночь не только условие для познания самого себя, но и нечто самоценное. Она существует и сама по себе, становясь чем-то материальным. Все эти особенности придают живую теплоту и конкретность признанию лирического героя, которое составляет содержание стихотворения.

В стихотворении Вяземского нет указания на конкретное время, воспоминания проходят чередой, они нахлынули, увлекли, погрузили в прошлую жизнь.

Пушкин и Вяземский поднимают проблему прошедшего, проблему воспоминаний. Но отношение к этим воспоминаниям у них совершенно противоположное. Остановимся на этом подробнее.

«Длинный свиток» воспоминаний у Пушкина не доставляет радости и наслаждения, потому что он исполнен всего того, что герой хотел бы забыть, вычеркнуть из своей жизни:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью

Может, именно поэтому они приходят к нему ночью, когда дневные заботы перестают отвлекать и не дают забыться. Лирический герой Пушкина испытывает отвращение к своему прошлому: он совершил много ошибок, он стыдится своих поступков, но он и не может отречься от былого, не может ничего изменить:

Но строк печальных не смываю.

Всё прошлое – это его прошлое, хотя и не особо приятное. «Строки» -метафора, обозначающая его прошлую жизнь. В «часы томительного бденья» в нём горят «змеи сердечной угрызенья». Это совесть – строгий судия, лучший ориентир в его жизни. Она не даёт ему покоя, она движет целую череду «тяжких дум», подавляет тоской его ум. И хотя это воспоминание «безмолвно», оно настолько сильно, что заставляет героя трепетать и проклинать прошлую жизнь.

В стихотворении Петра Вяземского использована развёрнутая метафора: жизнь – халат. Халат у него и есть символ жизни, «халат изношенный» - символ жизни в старости. Как относится к ней лирический герой? В отличие от героя Пушкина, он дорожит этой жизнью, для него, уже состарившегося и вспоминающего свою жизнь, даже грустные события былого имеют прелесть:

Ещё люблю подчас жизнь старую свою

С её ущербами и грустным поворотом

Потери и грустные повороты жизни не расстраивают его, ведь они тоже являются частью его жизни, поэтому он дорожит ими, как боец дорожит своим простреленным в бою плащом. Герой стихотворения тоже немного «совестится» («и совестно носить»), угрызается за какие-то моменты жизни, но сама жизнь для него ценнее («жаль оставить»), ведь она своя. Герой по-философски мудро понимает, что сейчас нельзя её переписать заново, проиграть набело, а нужно принять, как брата. Для него «чернила» жизни куда ценнее дорогих узоров, ведь всё пережито лично, прочувствовано лично и составляет богатейший багаж. Вяземский выражает благодарность за свою жизнь:

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью ещё живёт в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Как у Пушкина, так и у Вяземского в стихотворении просматривается мотив Поэзии: герой Пушкина остаётся верен «печальным» строкам, а герой Вяземского бережёт на своём халате «отпрыски пера», которые знают и «светлую радость», и «облачную печаль», и «помыслы», и «таинства», и «быль». Поэзия всегда для поэтов была искренним выражением всех радостей и печалей. Достаточно прочитать всего несколько сочетаний, чтобы убедиться, как творчество много значило в их жизни.

В стихотворении Вяземского, в отличие от пушкинского, нет столь мучительных раздумий лирического героя:

И на неё легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

Герой утверждающе смотрит на прошлое, даже в грустном, трагичном он смог увидеть прелесть, так как в нём «отзыв наш родной», «сердечная память». Эти противоречия памяти души и реальной жизни великолепно подчёркивает оксюморон: «прелесть грустная», «дневной закат». Кажется, что чем больше жизненных перипетий, тем дороже эта жизнь для лирического героя:

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почётом.

Лирический герой Вяземского принимает жизнь полностью: для него имеют значение не только радости и победы, но и утраты, «и жалобы и пени». Для его старческого сознания любая страница молодости приятна для перечитывания. Герой же Пушкина испытывает не тихую радость, как у Вяземского, а накал эмоций. Он не может ничего изменить, и напрасны все его проклятья, жалобы и слёзы. Его состояние ярко выражено в стихотворении. У Вяземского тоже присутствует мотив невозвратимости утраченного и невозможности что-либо переделать: «Нельзя нас починить и заново исправить». Но прошлое вполне заменяет лирическому образу автора будущее и настоящее, он говорит о нём, используя тёплые, нежные эпитеты: «отзыв наш родной», «сердечная память», «светлая радость», «облачная печаль». В таких эпитетах выражается лёгкость воспоминаний лирического героя Вяземского.

Герой стихотворения Вяземского как никто близок своему автору. Впрочем, Пётр Андреевич мало обращал внимания на «подарки судьбы»: «На долгом веку моём был я обстрелян и крупными похвалами и крупною бранью. Всего было довольно. Выдержал я испытание и заговора молчания, который устроили против меня. Я был отпет: кругом могилы моей, в которую меня живого зарыли, глубокое молчание. Что же? Всё ничего. Не раздобрел, не раздулся я от первых, не похудел – от других. Натура одарила меня большой живучестью и телесною, и внутреннею. Это может быть досадно противникам моим. Я здоров своим здоровьем и болен своими болезнями. Чужие не могут придать мне здоровья, не могут со стороны привить мне и недуги. Злокачественные поверия и наития бессильны надо мною».

Для пушкинского лирического героя воспоминания – тяжёлый груз, от которого он не в силах избавиться. В прошлом он не находит «светлой радости», и грусть, приходящая к нему из прошедшего, далеко не светла. Прошлое мешает ему в настоящем, возвращаясь бессонными ночами и мучая его. Как близки эти чувства самому Пушкину, получившему от жизни множество горестных ощущений. Именно в отношении к воспоминаниям и заключается главное различие стихотворений Пушкина и Вяземского.

Обратим внимание на художественные особенности обоих стихотворений. Язык стихотворения «Воспоминание» - это в большой мере язык «державинский», язык высокого звучания. Ю. Н. Тынянов называл такой язык «изысканно-архаическим». Книжно-приподнятые слова, слова «традиционно - витийственные» («смертного», «немые стогны града», «умолкнет», «томительного бденья» - вот выразительные приметы этого языка, который должен выразить не просто мысль, а мысль философскую, обобщенную. У Пушкина архаизмы кажутся более «предметными» и почти вовсе не отвлеченными. Они предметны даже не сами по себе - это-то вообще едва ли возможно, - а потому, что они всегда попадают в предметный контекст. В таком контексте они словно оживают, конкретизируются, вбирают нечто в себя от вещественного. Так, «немые стогны града» у Пушкина воспринимаются именно потому, что они немые в своей относительной конкретности. Использование архаизмов в стихотворении подчёркивает серьёзность переживаний героя. «Полупрозрачная ночи тень» - этот эпитет, на мой взгляд, вызывает ассоциации с белыми ночами Петербурга, и мы словно видим место действия.

Метафоры, употреблённые Пушкиным в стихотворении, достаточно эмоциональны и экспрессивны: «горят во мне змеи сердечной угрызенья», «мечты кипят», «тяжких дум избыток». Они передают переполненность героя чувствами; при внешнем бездействии в нём кипит сложная, нередко мучительная духовная жизнь. Метафора «свиток воспоминанья» передаёт, как мысли о прошедшем посещают героя; его внутренний взор уходит во всё более отдалённые дни и не может остановиться на чём-то радостном – все воспоминания вызывают горечь, стыд, отвращение к себе.

Метафоры у Пушкина носят особенный характер. Они более свободны: они не есть готовый символ философского или иного значения, они не направляют поэтический рассказ, а, как правило, возникают как бы непроизвольно, очень органично, по ходу поэтического раздумья. Так это, в частности, и в интересующем нас стихотворении «Воспоминание».

Ещё более поэтичным кажется стихотворение Вяземского. В нём использовано огромное количество художественных средств. Как очаровывают нас его эпитеты: «светлая радость», «облачная печаль», «грустный поворот», позволяющие по-другому относиться к своей жизни, пусть даже и имеющей ошибки. На некую уступчивость героя перед своей судьбой указывает оксюморон: «прелесть грустная», «дневной закат». Сколько смысла несут точные сравнения: «как с братом брат», «как боец свой плащ», в них верность, преданность своей жизни, осознание её самоценности. Всё стихотворение Вяземского наполнено метафорами, имеющими широкие и значительные обобщения: лохмотья жизни – перипетии жизни, чернила – горести, отпрыски пера – память жизни. Всё это не самоцель автора, а свидетельство высокого таланта, таланта лирика и философа.

Рассмотрим метрику стихотворений. Стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминание» не разбито на четверостишия и состоит из 16 стихов, которые легко делятся на катрены. Стихотворение Вяземского состоит из шести четверостиший, чётко отделённых пробелами. Обращает на себя внимание и тот факт, что пушкинское стихотворение – это одно сложное предложение, начинающееся с придаточного времени и условия. И это не случайно: горестные воспоминания не доставляют удовольствия лирическому герою, и он «выплёскивает» их сразу, на одном дыхании, в едином порыве высказаться. Герой Вяземского наслаждается своими воспоминаниями, поэтому произносит множество предложений – признаний. В обоих стихотворениях использованы сложные синтаксические конструкции, включающие и обособленные члены предложения. На это указывает и большое количество различных знаков препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).

В мелодии стиха, особенно в звучании первой строки, у Пушкина и Вяземского можно легко услышать совершенное сходство. Оба стихотворения написаны ямбом. В первой строке у Вяземского есть спондей (удвоенный ударный слог): «Жизнь наша в старости – изношенный халат». Как Пушкин, так и Вяземский используют перекрёстную рифмовку (авав). У Пушкина каждая вторая и четвёртая строки в четверостишии написаны пятистопным ямбом, а у Вяземского – шестистопным. В обоих стихотворениях одинаково чередуются мужские и женские рифмы.

Вяземский и Пушкин – два гениальных поэта, оставивших золотое наследие русской литературе и мировой культуре. Изучив биографии двух поэтов, ознакомившись с их стихотворениями, я пришла к выводу, что между ними было много схожего. Одинаковыми оказались жизненные трудности, вызванные сложными отношениями с властью, одинаковыми были и проблемы, связанные с изданием их произведений. Оба поэта почувствовали опалу со стороны царя.

Пётр Андреевич, восхищаясь талантом Пушкина, не раз пенял ему за незаконченность многих его творений. Между тем князь очень дорожил мнением Александра Сергеевича о своём творчестве. Именно ему первому прочёл он написанную им биографию Фонвизина и был счастлив одобрительным отзывом своего друга: «день, проведённый у меня Пушкиным, был для меня праздничным днём».

Анализируемые стихотворения показывают, что их лирические герои по-разному относятся к своему прошлому, по-разному оценивают свой жизненный багаж. Герой Пушкина преисполнен тяжких дум, испытывает угрызения совести, подавлен тоской. Нет света в его жизни, как и не было его в жизни самого Пушкина. Лирический герой есть отражение душевного состояния поэта в конце двадцатых годов. Пушкин долго не мог оправиться от ощущения боли за гибель своих друзей после участия их в восстании на Сенатской площади, тяжким грузом на его плечах лежали и проблемы с царской цензурой, мучило его и недоброжелательное отношение высшего общества, начавшего травлю поэта. Всё это и нашло отражение в стихотворении.

Лирический герой Вяземского – человек, по-иному смотрящий на трудности жизни. Он умеет мудро отнестись к болям и бедам, он ценит жизнь в самой её сути, он трепетно относится к каждому моменту. И это тоже не случайно. Слишком много потерь пережил Вяземский: потери детей, родных и близких, друзей. Во время панихиды по Александру Сергеевичу Вяземский и Жуковский положили в гроб свои перчатки. Затем Пётр Андреевич покинул церковь и разрыдался. Люди, знавшие его, были поражены этим. Пожалуй, это был единственный случай, когда этот часто надменный и холодный человек, всегда скрывавший свои чувства под маской иронии, дал волю слезам. Позже никто и никогда не видел их Вяземский тяжело переживал гибель Александра Сергеевича: «Пушкин был не понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями. Признаюсь и прошу в том прощения у его памяти, я не считал его до такой степени способным ко всему. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого, скрытого самоотвержения». После гибели Пушкина в стихах Вяземского появляются мотивы одиночества и тоски о прошлом.

В целом, эти стихотворения двух лицейских друзей – две стороны, два разных взгляда на жизнь. Один – резкий, бескомпромиссный – у молодого Пушкина, другой – логичный, мудрый - у зрелого Вяземского. Оба взгляда верны и оправданны.

Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.

Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.

Зимнее утро

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры,
    Навстречу северной Авроры 1
    Звездою севера явись!

1 Авро́ра -богиня утренней зари в древнеримских мифах. Поэт говорит о «северной Авроре», то есть о заре на севере, в России.

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела -
    А нынче... погляди в окно:

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Весёлым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?

    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

Размышляем о прочитанном

1. Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?

2. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин, противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.

3. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях, которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего сверкающие картины зимнего морозного утра?

Фонохрестоматия

«Зимнее утро»

1. Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?

2. Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?

3. Постоянна ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при этом передать движение, изменение чувств, настроений, переживаемых лирическим героем.

Совершенствуйте свою речь

Как вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный», «открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся бегу»?

Творческое задание

Постарайтесь создать небольшие устные сочинения: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро». Попробуйте использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

Обратим внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный!».