Русский язык 5 6 все правила

Человек и общество.
Часть 1.
1.Выберите понятие, характеризующее и общество и природу.
1.
2.
3.
4.
Развивающая система.
Способы взаимодействия людей.
Весь окружающий мир.
Этап исторического развития человечества.
2.Какой признак характерен для аграрного общества?
1.
2.
3.
4.
Основа производства – сельское хозяйство.
Используется машинная техника.
Развивается наука и образование.
Создаются компьютерные технологии.
3.К духовной сфере жизни общества относятся.
1. Классы, группы.
2. Мораль, наука.
3. Государство, партии.
4. Производство, распределение.
4.В государственной думе обсуждался вопрос о снижении налогов. К каким
сферам общественной жизни относится данный факт?
5.
3. Социальной и духовной.
4. Экономической и социальной.
1. Политической и экономической.
2. Политической и социальной.
5. 5.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является.
1. Быстрое развитие общества.
2. Постепенное развитие общества.
3. Качественные изменения.
4. Скачкообразные изменения.
6. 6.К глобальным проблемам не относится (-ятся)
3. Загрязнение Мирового океана.
4. Религиозные конфликты.
1. Угроза ядерной войны.
2. Нехватка природных ресурсов.
5. 7.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
6. А.Глобализация-это процесс усиления международных контактов.
7. Б.Благодаря глобализации, современный мир является целостным.
3. Верно А и Б.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
5. 8.Какая потребность относится к социальной потребности человека?
1. Творческой деятельности.
2. Самосохранении.
5. 9.Человек в отличие от животного:
3. Продолжении рода.
4. Физическом развитии.

3. Обучением.
4. Поведением.
называется:
1. Творчеством.
2. Деятельностью.
5. 12.Одним из признаков, отличающих игру от труда, является:
1. Действие согласно правилам.
2. То, что игра осуществляется группой друзей.
3. Наличие яркого воображения.
4. То, что игра осуществляется индивидуально.
6. 13.Садовник разводит новые сорта цветов. Какую деятельность он выполняет?
1. Социальную.
2. Духовную.
5. 14.К духовным относят потребность человека в:
1. Отдыхе.
2. Деятельности.
5. 15.Участие человека в общественной жизни характеризует его как:
1. Индивидуальность.
2. Индивида.
5. 16.Неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку,
3. Практическую.
4. Познавательную.
3. Творчестве.
4. Пище.
3. Творца.
4. Личность.
1. Использует предметы, данные природой.
2. Приспосабливается к окружающей среде.
3. Действует согласно инстинктам.
4. Осуществляет осознанные действия.
6. 10.И человеку и животному свойственно наличие:
1. Инстинктов.
2. Мышления.
5. 11.Активность человека, выражающаяся в преобразовании внешнего мира,
3. Речи.
4. Сознания.
отражает понятие:
1. Индивид.
2. Индивидуальность.
5. 17.Верны ли следующие суждения о социализации?
6. А.Социализация – процесс познания личностью самой себя.
7. Б.Социализация – это усвоение социального опыта, накопленного
3. Личность.
4. Гражданин.
человечеством.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
5. 18.Какую группу терминов объединяет, обобщает понятие «способности»?
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.

1. Потребность, мотив,
деятельность.
2. Задатки, одаренность, талант.
3. Цель, средства, результат.
4. Человек, индивид, личность.
5. 19.Верны ли суждения о свободе человека?
6. А.Свобода человека является синонимом раскованности.
7. Б.Свобода человека невозможна в современных условиях.
3. Верно А и Б.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
5. 20 К биологическим потребностям человека относится потребность в:
1. Самореализации.
2. Саморазвитии.
5.
3. Самосохранении.
4. Самоуважении.
6. Часть 2.
7. 1.В приведенном списке указаны черты сходства, а также черты отличия
потребностей человека от потребностей животных. Выберите и запишите в
первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую
колонку – порядковые номера черт отличия.
1. Питание.
2. Общение.
3. Деятельность.
4. Сон.
5. Черты сходства
6. Черты отличия
7.
9.
10.2.Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами, их
иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
8.
11.
ПРИМЕРЫ.
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
12.А.Государственная дума приняла закон о полиции.
1.Политическая
13.Б.В 2010г.,по сравнению с 2009г.,инфляция снизилась на 2%.
2.Социальная
14.В.Драматург написал киносценарий о выпускниках школы.
3.Экономическая
15.Г.К празднику Победы ветераны получили новое жилье.
4.Духовная
16.Ответ:
17.А
18.Б
19.В
20.Г

22.
24.
21.
25.
26.3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено
23.
буквой.
27.(А) Цена дружбы высока! (Б) Марк Туллий Цицерон считал, что истинная
дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
(В) Дружбе людей посвящали свои произведения выдающиеся писатели и
поэты.
28.Определите, какие положения текста
1) Отражают факты.
2) Выражают мнения.
29.
30.
Часть 3.
31. Современная экология теснейшим образом связана с физиологией,
биогеографией, генетикой и эволюционным учением, а также с науками о
Земле, такими как климатология, гидрология, геология и почвоведение.
Однако есть у экологии и свои особенности. Имея дело с организмами, ученые-
экологи изучают не столько процессы, происходящие внутри организма,
сколько их результаты. Экологи стараются разобраться в том, почему в разных
местах Земли встречаются такие непохожие организмы, почему они имеют
разную численность, как они взаимодействуют между собой, как в результате
их жизнедеятельности осуществляется круговорот веществ. Главная цель
экологии – понять, почему биосфера устроена так, а не иначе.
32. Человечество – неотъемлемая часть современной биосферы, и его место в
ней также исследуется экологами. Иногда экологию сводят только к изучению
взаимоотношений человека с окружающей природой или понимают под
экологией просто качество окружающей среды. И наконец, под экологией
понимают науку, познающую живой облик биосферы.
33.(Энциклопедия для детей. Биология.)
34.1.Составьте план текста, для этого выделите последовательно основные

35.2.С какими науками связана экология? Назовите четыре науки.
36.3.В чем, по мнению автора, заключается особенность экологии? Назовите
четыре особенности.
37.4.Как автор определяет главную цель экологии? Приведите фрагмент из
текста.
38.5.Что автор понимает под экологией? (Приведите не менее двух определений).
39.6.Приведите по два примера положительного и отрицательного влияния
человека на экологию.

40.
41.
42.

Сфера духовной культуры.
43.
44.1.К духовной сфере жизни общества относится:
1.
2. Премьера драматического
спектакля.
3. Производство компьютерной
техники.
4. Деятельность профсоюзов.
5. Разделение общества на классы.
3. Литература
4. Искусствоведение
4. Искусство управления
государством.
45.2.Слово «культура» в переводе с латинского означает:
1. Ведение домашнего хозяйства.
2. Взаимодействие людей.
3. Возделывание почвы.
5. 3.Что не относится к видам искусства?
1. Музыка
2. Живопись
5. 4.Наука, предметом изучения которой является мораль, называется:
3. Историей.
1. Этикой.
2. Эстетикой.
4. Педагогикой.
5. 5.Какие понятия относятся к категориям нравственности?
1. Комфорт и удобство.
2. Честность и справедливость.
5. 6.Что является отличительным признаком морали?
1. Изучение происхождения и исторического развития нравственности.
2. Обращение к сверхъестественным силам.
3. Оценивание человеческих поступков с точки зрения добра и справедливости.
4. Регулирование поведения человека в обществе.
6. 7.Верны ли следующие суждения о морали?
7. А.Мораль опирается на представления людей о прекрасном и безобразном.
8. Б.Человек осваивает моральные нормы в процессе воспитания.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
5. 8.Какая наука относится к гуманитарным?
1. География.
2. Геология.
3. Образ жизни и поведение.
4. Диалоги конфликт.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
3. История.
4. Биология.

5. 9.Особенность науки проявляется в том, что она:
1. Использует язык формул и символов.
2. Воздействует на эмоциональную сферу.
3. Отражает мир в художественных образах.
4. Оценивает поступки людей.
6. 10.Верны ли следующие суждения о науке?
7. А. Историческая наука возникла одновременно с искусством.
8. Б. Цель науки – передача знаний новым поколениям.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
5. 11.Какую функцию науки характеризует пример открытия Исааком Ньютоном
3. Верно А и Б.
закона всемирного тяготения?
1. Мировоззренческую.
2. Социальную.
5. 12.Процесс приобретения человеком знаний о мире и приобщения к ценностям
3. Познавательную.
4. Образовательную.
культуры называется:
1. Образованием.
2. Воспитанием.
5. 13.Родители решили самостоятельно обучать своего ребенка. Данная форма
3. Социализацией.
4. Наукой.
обучения называется:
3. Обучение на дому.
1. Экстернат.
2. Семейное обучение.
4. Дистанционное обучение.
5. 14.С получением высшего образования связана такая профессия, как …
1. Стюардесса.
2. Инженер.
5. 15.Виктор К. учится в 9 классе экономического лицея и готовится к
3. Токарь.
4. Автомеханик.
государственной итоговой аттестации. На какой ступени образования
находится Виктор К.?
1. Общее основное образование.
2. Среднее (полное) общее
образование.
3. Дополнительное образование.
4. Начальное профессиональное
образование.
5. 16.Верны ли следующие суждения об образовании?
6. А.Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее
образование.
7. Б.Конституция РФ предусматривает возможность получения бесплатного
высшего образования на конкурсной основе.

1. Верно только А.
2. Верно только Б.
5. 17.Что является отличительным признаком религии?
1. Регулирование поведения людей.
2. Вера в сверхъестественные силы.
3. Стремление объединить
общество.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
4. Объединение нравственного
опыта поколений
5. 18.Суждение «относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились
к тебе» относится к:
3. Житейскому опыту.
4. Религии.
1. Науке.
2. Морали.
5. 19.К мировым религиям относятся:
1. Христианство, ислам, индуизм.
2. Буддизм, ислам, индуизм.
3. Христианство, ислам, буддизм.
5. 20.Право человека самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать,
4. Конфуцианство, язычество,
ислам.
называется:
1. Свободой совести.
2. Свободой слова.
5. Часть 2.
6. 1.Сравните право и мораль. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства права и морали, а во вторую – порядковые
номера черт отличия.
3. Свободой вероисповедания.
4. Свободой мысли.
1. Регулирует общественные отношения.
2. Выражает волю государства.
3. Утверждает в обществе принципы добра и справедливости.
4. Предполагает однозначность толкования.
7. Черты сходства
8. Черты различия
9.
11.
12.2.Установите соответствие между формами культуры и примерами их
10.
проявления: к каждому элементу, данному в первой колонке, подберите
элемент из второй колонки.
13.ПРИМЕРЫ.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.
14.А.Карнавальные шествия.
1.Элитарная.
15.Б.Мелодраматический сериал.
2.Народная.

16.В.Легенды и сказания о героях.
3.Массовая.
17.Г.Концерт симфонической музыки.
18.Д.Эстрада.
19.А
20.Б
25.
24.
29.
30.3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено
26.
27.
21.В
22.Г
23.Д
28.
буквой.
31.(А) В России каждый человек может исповедовать любые религиозные
взгляды, преследования за веру запрещены. (Б) Мир религии очень сложен. (В)
Разные народы по-своему искали смысл жизни, ответы на главные вопросы
существования человечества. (Г) Хороши все пути, которые ведут к миру и
согласию между людьми.
32.Определите, какие положения текста.
33.1.Отражают факты.
34.2.Выражают мнение.
35.Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих
положений.
37.А
41.
45.
36.Ответы.
38.Б
42.
39.В
43.
40.Г
44.
46.

Часть 3.
47. Семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения
человека и исторических судеб народа… Потому что институт семьи
представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает индивид.
Семья-это первая мастерская, куда он попадает для «переделки».. Изгладить
«письмена», вписываемые семьей в чистую книгу- родившегося человека,
трудно, почти невозможно. Они будут давать себя знать в течение всей жизни
человека, хотя бы он сам и не сознавал этого.
48. Сказанное имеет тем большее значение, что человек находится почти
исключительно в среде семьи не день и не два, а первые три-пять лет своей
жизни… Да и последующие годы он продолжает быть под непосредственным
влиянием семейной группы. Пожизненность и неизгладимость первых черт,
формируемых у ребенка семьей, следует прямо из того, что нашим родным
языком становится тот, который является языком семьи, наша религия
определяется, как правило, ею же, наши вкусы, материально-правовые
понятия и убеждения прививает семья; то же может быть сказано о нашей
одежде, манерах. Вплоть до нашей профессии и социального положения

49. Влияние семьи – первичное, влияние других общественных институтов
(школа, церковь, государство) – вторичное..
50. Поэтому каждый из нас в большей мере таков, каковым нас сделала семья. Ей
принадлежит заслуга во многих наших достоинствах, ее же виной являются и
наши недостатки.
51. Но этого мало. От характера семейного института в сильной степени зависит
не только поведение, качество и жизненная судьба отдельной личности, но и
социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба
целого общества.
52.
1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные
смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
2. Какие характерные черты личности, формирующиеся в семье, названы в
тексте? Укажите четыре черты.
3. На что, по мнению автора, влияет семья как институт социальной среды?
Укажите три направления этого влияния.
4. Приведите три примера влияния семьи на формирование качеств личности
ребенка. Укажите вначале качество, а затем приведите пример.
5. Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на
семейно-брачные отношения. С опорой на обществоведческие знания укажите
два исторических типа семьи. Напишите по два признака, характеризующие
каждый тип семьи.
6. Автор считает, что влияние семьи на формирование личности ребенка является
первичным, а влияние других общественных институтов, таких как школа,
церковь, государство, - вторичным. Согласны ли вы с точкой зрения автора?
Приведите два пояснения своей позиции. Приведите один пример.
53.
54.
55.
56.
57.

Экономика.
58.
59.1.Верны ли следующие суждения об экономике?
60.А.Экономика – это хозяйство в широком смысле этого слова,
осуществляющееся по определенным законам.
61.Б.Экономика – это наука, изучающая законы, по которым осуществляется
хозяйственная деятельность человека.
1. Верно только А.
2. Верно только б.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.

62.2.Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление экономики как
хозяйства?
1. Анализ рынка продовольственных товаров.
2. Изучение спроса на компьютерные игры.
3. Производство строительных материалов.
4. Разработка государственного бюджета.
63.3.Исчерпание запасов полезных ископаемых свидетельствует:
1. О безграничности потребностей.
2. Об ограниченности ресурсов.
3. О безответственном отношении людей к природе.
4. О совершенствовании техники.
64.4.Блага, не являющиеся объектами собственности и доступные каждому,
называются:
1. Личными.
2. Природными.
3. Свободными.
4. Государственными.
65.5.Что из нижеперечисленного может являться примером экономических благ?
1. Солнечное тепло.
2. Лесная поляна.
3. Подземный переход.
4. Все перечисленное.
66.6.Верны ли следующие суждения о собственности?
67.А.Собственность – это отношения между людьми по поводу владения,
пользования и распоряжения экономическими благами.
68.Б.Понятие «собственность» можно рассматривать в двух аспектах –
экономическом и юридическом.
1. Верно только А.
2. Верно только б.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
69.7.Написав доверенность на право управления автомобилем своему сыну,
гражданин А. реализовал такое право собственности как:
1. Владение.
2. Пользование.
3. Распоряжение.
4. Доверие.
70.8.В рыночной экономике главные вопросы решаются.
1. При свободном взаимодействии спроса и предложения.
2. Министерством экономического развития и торговли.
3. Учеными – экономистами.
4. В соответствии с принятыми в обществе традициями.

71.9.Андрей в школьной столовой за чай и булочку заплатил десять рублей. При
этом проявилась такая функция денег, как:
1. Средство платежа.
2. Мера стоимости.
3. Средство обращения.
4. Средство накопления.
72.10.Форма денег, появлению которой способствовали достижения НТР, - это:
1. Металлические деньги.
2. Бумажные деньги.
3. Кредитные деньги.
4. Электронные деньги.
73.11.В стране К. стремительно растут цены на все товары первой необходимости.
Это свидетельствует о наличии в стране:
1. Девальвации.
2. Инфляции.
3. Реструктуризации.
4. Приватизации.
74.12.Верны ли следующие суждения о рыночном механизме?
75.А.Рыночный механизм обеспечивает эффективное распределение ресурсов и
доходов.
76.Б.Чрезмерная монополизация рынка способствует более эффективному
функционированию рыночного механизма.
1. Верно только А.
2. Верно только б.
3. Верно А и Б.
4. Оба суждения неверны.
77.13.В стране Р. Резко возросли продажи сапожек- угги. Рост продаж может быть
вызван:
1. Ростом цен на угги.
2. Наступлением холодов.
3. Изменением моды.
4. Увеличением объема производства данных сапог.
78.14.Бригада рабочих цеха №2 из пяти человек выполнила за смену такой же
объем работы, какой за смену выполнила бригада рабочих цеха № 5 из семи
человек. Это характеризует бригаду цеха № 2 как:
1. Более трудоспособную, нежели бригада цеха № 5.
2. Бригаду с более высокой заработной платой, нежели бригада цеха № 5.
3. Более опытную, нежели бригада цеха № 5.
4. С более высокой производительностью труда, нежели бригада цеха № 5.
79.15.Налог, непосредственно взимаемый с какого-либо дохода или имущества,
называется:

1. Косвенным налогом.
2. Прогрессивным налогом.
3. Прямым налогом.
4. Регрессивным налогом.
80.16.Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
81.А.Государственный бюджет – это экономические отношения, возникающие по
поводу формирования и использования государственного фонда денежных
средств.
82.Б.Государственный бюджет РФ принимается в виде федерального закона
парламентом РФ.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
3. Верно только А и Б.
4. Оба суждения неверны.
83.17.Какую функцию государственного бюджета иллюстрирует ситуация:
государство осуществляет помощь социально незащищенным гражданам
посредством социальных выплат?
1. Контрольную.
2. Перераспределительную.
3. Регулирующую.
4. Добровольную.
84.18.К видам страхования относятся:
1. Договорное и принудительное.
2. Добровольное и принудительное.
3. Добровольное и обязательное.
4. Обязательное и свободное.
85.19.К функциям государства в условиях рыночной экономики относится:
1. Установление цен на товары первой необходимости.
2. Распределение ограниченных ресурсов.
3. Помощь предприятиям – банкротам.
4. Проведение антиинфляционной политики.
86.20.К обязательным расходам семьи относятся расходы:
1. На оплату коммунальных услуг.
2. На оплату услуг стилиста.
3. На туристическую поездку.
4. На билеты в театр.
5. Часть 2.
6. 1.Установите соответствие между функциями денег и их проявлениями; к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.
.
7. ПРОЯВЛЕНИЯ

8. А.Плата за кредит. 1)
Средство накопления.
9. Б.Выплата заработной платы. 2)
Мера стоимости.
10.В.Банковский вклад. 3)
Средство обращения.
11.Г.Покупка молока. 4)
Средство платежа.
12.Д.Уплата налогов.
13.Е.Оценка недвижимости.
14.2.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия традиционной и
рыночной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку-порядковые номера
черт отличия.
1. Наличие конкуренции.
2. Технический прогресс.
3. Имеет определенные мотивы и
цели.
4. Преобладание ручных ремесел.

5. Черты сходства
6. Черты отличия
7.
9.
10.3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено
8.

буквой.
11.(А) За январь – декабрь 2010 года инфляция на потребительском рынке
составила 8,8 %, как и годом ранее. (Б) Засуха, в результате которой потеряно
более трети урожая, наиболее значительно повлияла на рост цен. (В) Уровень
инфляции в 2011 году составит 6,5 %.
12.Определите, какие положения текста
1) Отражают факты.
2) Выражают мнения.
13.Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих
положений.
14.
А
17.
20.
15.
Б
18.
16.
В
19.
21.

Часть 3.
22.Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
23. Производством называется процесс воздействия человека на природу с
целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления
производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника.
Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля,
труд и капитал.
24. Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней можно разместить
фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты
относят к этому фактору все необходимые для производства природные
ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается
переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в
том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами
производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания,
сооружения, станки, машины и т.п., - все блага, которые созданы ради
производства.
25. Результат производства называется продуктом. Для изготовления продукта,
собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и
обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт. Каких
затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства – тот, при
котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами.
Поэтому важно использовать производительные ресурсы с более высокой
отдачей. Так, производительность труда измеряется количеством продукта,
которое производится в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять

деталей, а новичок на том же станке – только одну. Это значит, что
производительность труда опытного рабочего в пять раз выше.
26. Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов
труда, киловатт – часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов
потребуется затратить для производства данного продукта.
27.Вопросы:
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
2. Выпишите из текста определение производства. Что согласно тексту,
необходимо для осуществления производства?
3. Какие три фактора производства называет автор? Какие другие названия
даются им в тексте?
4. Во втором абзаце текста говорится о том, что включает в себя каждый из
названных в тексте факторов производства. Приведите еще по одному
элементу каждого из факторов.
5. В тексте говорится, что каждому производителю, и обществу в целом далеко
не все равно. Какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его
изготовление. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента,
подтверждающие вашу позицию.
28.
29.
30.
31.
32.

35.1.1;
Ответы.
Человек и общество.
Часть 1
2.1;3.2;4.1;5.2;6.4;7.3;8.1;9.4;10.1;11.2;12.1;13.3;14.3;15.4;16.2;17.2;18.2;19.4;20.
3.
36.Часть 2.
37.1.1 4 23
38.2.1342
39.3.211
40.

42.1.1;2.3;3.4;4.1;5.2;6.3;7.2;8.3;9.1;10.4;11.3;12.1;13.2;14.2;15.1;16.3;17.2;18.2;19.3;
Сфера духовной культуры.
Часть 1.
20.3

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.
В заключительном разделе - Приложения - вы найдёте памятки-руководства (как, например, выполнить работу над ошибками, как подготовиться к изложению и сочинению и др.), перечень основных орфограмм и перечень основных пунктуационных правил, другие полезные практические сведения.

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.

В частности, в разделе "Морфология" подробно рассматриваются все части речи - самостоятельные и служебные, в разделе "Синтаксис" - простые и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные) предложения, а также предложения с прямой речью. Все определения и правила иллюстрируются многочисленными примерами, взятыми из художественных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика. Графика. Орфоэпия 8
Состав слова и словообразование 18
Лексика и фразеология 26
Морфология 34
Самостоятельные части речи 37
Имя существительное 37
Имя прилагательное 50
Имя числительное 58
Местоимение 68
Глагол 79
Причастие 90
Деепричастие 95
Наречие 97
Служебные части речи 100
Предлог 100
Союз 104
Частица 109
Орфография 112
Перечень основных орфограмм, изучаемых в 5-9-м классах 113
Синтаксис 154
Предложение 154
Простое предложение 155
Сложное предложение 171
Сложносочинённые предложения 172
Сложноподчинённые предложения 173
Сложные бессоюзные предложения 177
Пунктуация 180
Перечень основных пунктуационных правил, изучаемых в 5-9-м классах 181
Приложения 201
Приложение 1. Памятки-руководства 201
Приложение 2. Условные обозначения 206
Приложение 3. Перечень основных орфограмм 207
Приложение 4. Перечень основных пунктуационных правил 211
Приложение 5. Виды разбора 212
Литература 220

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник по русскому языку, 5-9 класс, Стронская И.М., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 5-11 класс, Справочные материалы, Хлебинская Г.Ф., 2011
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014

Следует отметить, что в 5 классе школы уделяется внимание повторению основ русского языка, которые были изучены школьниками в начальной школе. Кроме того, ученики более глубоко начинают изучать многие понятия русского языка. А именно, школьники более детально подходят к изучению:

  • понятие речи и ее необходимости человеку;
  • фонетики;
  • графики;
  • пунктуации;
  • орфографии;
  • слова и его строения;
  • текста.

Правила русского языка для пятого класса

Рассмотрим основные правила русского языка, изучаемые в 5 классе.

Правило проверки безударной гласной в корне: нужно подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная стоит под ударением(если слово проверить невозможно, то оно словарное, и его нужно выучить. Правило проверки непроизносимых согласных: подбери однокоренное слово, в котором эта согласная произносится отчетливо. Правило правописания согласных в корне слова: подбери однокоренное слово, в котором после согласной стоит гласная или буквы л, м, н, р. Сочетания жи, ши - пиши с буквой и, чу, щу - с буквой у, ча, ща - с буквой а. Предлоги пиши отдельно от других слов. Мягкий знак пиши только на конце существительных третьего склонения. Разделительный твердый знак пишется перед буквами е,ё, ю,я после приставок на согласную. В корне слова под ударением пишется ё, а не о (исключения:крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).

Запомни правила о чередовании гласных в корне слов:

  • -лаг-/-лож-;
  • -раст-/-рос (исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.);
  • -тер-/-тир-;
  • -кос-/-кас-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-;
  • -стел-/-стил-; -бер-/-бир-; -гор-/-гар-; -зор-/-зар-;

Пиши мена собственные только с большой буквы. Буква и после ц пишется в словах, оканчивающихся на -ция. Не пишется раздельно с глаголом. В корнях с чередованием букв е/и пишется буква и, если в суффиксе есть буква а. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Запятая всегда ставится в предложении перед союзами а, но. Запятая ставится в предложении между однородными членами. Обращение всегда выделяется запятыми. Прямая речь всегда пишется с большой буквы и выделяется кавычками. Простые предложения в сложном выделяются запятыми.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ В русском языке 6 основных гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [ы] [э] 10 букв, обозначающие гласные звуки: аоуыэ яёюие Е Ё Ю Я – вначале слова, после гласной и ъ, ь [эй] [йо] [ну] [ма] [эй]ль - ель по[йо]т - поэт в[ну]н - вьюн [ма]ма - яма


СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Мягкие Звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б] [в] [г] [д] [з] Глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [ с] [п] [ф] [к] [т] [ с] НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Твёрдые Мягкие Звонкие: [л] [м] [н] [р][л] [м] [н] [р] [й] Глухие: [х] [ц][х] [ч] [щ] Шипящие: [ж] [ч] [щ] [ш]



















При зна -ки Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемее дополнение Определе- ние Обстояте- льство Что обозначают О ком или о чём говорится Действие предмэта, его состояние, чувства На какой предмэт или явление направлено действие Признак предмэта Как, когда, где, по какой причине совершаэтся действие вопросы Кто? Что? Что делаэт? Что делал? … Вопросы косвенных падежей Какой? Чей? Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Как выражены Им. сущ.; местоимением; сочэтанием слов Глаголом; им.прилагательными мсуществительным Им.сущ.; местоимением Им. прил.; Им.сущ. Им.сущ.; наречием пример Мысобиралишшикив еловом лесу.


СУФФИКСЫ (существуэт много различных суффиксов, вот некоторые из них) Существительные Глаголы -к- -ик- -ек- -ник- -ова- -ева- -ива- -ыва- -чик- -щик- Прилагательные -тель- -л- -коньки--ск- -еньк--чив- -лив- -очки--ист- -ышк- - шик--ущ- -ок- -ин- -н- -от--уват- -ость--еват-




ЧАСТИ РЕЧИ Имя существительнее Имя прилагательнее Глагол кто? что? какой? какая? какее? какие? что делати? что сделати? что делал? предмэт признак действие дом трава ребёнок кошка зелёный (лес) сильная (рука) школьнее (задание) лэтние (дни) увидэть лэтати прибежати читати


ЧАСТИ РЕЧИ Местоимение НаречиеЧислительнее кто? что? как? когда? зачем? где? куда? откуда? почему? сколько? который? какой? указываэт на предмэт признак действия количество и порядок предмэтов я ты он она оно они налево поблизости тихо справа впереди издалека и др. пять - пятый тридцати- тридцатый сто- сотый




Падежи имен существительных Название падежа Падежные вопросы Предлоги Именительныйкто? что? Родительныйкого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Дательныйкому? чему?к, по Винительныйкого? что? под, за, про, через, в, на Творительныйкем? чем? за, между, над, под, с Предложныйо ком? о чём?в, о, об, на, при






Склонение имен прилагательных ПадежМ.р.Ж. р.Ср. р. Именительный -ий, -ый-ая, -яя-ее, -ее Родительный -его, -ого-ей, -ой-его, -ого Дательный -ему, -ому-ей, -ой-ему, -ому Винительный -его (ий), -ого (ый) -ую. –юю -его (ее), - ого (ее) Творительный -им, -ым-ей, -ой-им, -ым Предложный -ем, -ом-ей, ой-ем, -ом
ГЛАГОЛ Неопределённая форма глагола Что делати?Что сделати? Решати отвечати Решжить отвэтжить Изменение глаголов по временам Настоящее время Что делаэт? Смотрит, пилит рисуэт Прошедшее время Что делал? Что сделал? Смотрел, пилил рисовал Будущее время Что будэт делати? Что сделаэт? будэт смотрэть, посмотрит будэт пилжить, распилит будэт рисувати, нарисуэт


Спряжение глаголов -ешь, -ёшь -эт, -эт I спряжение -ем, -ём -эте. -эте бржить -ут. -ют -ишь -ит II спряжение -им -ите -ат, -ят -эть, -ати, -оть, -усть, -быть-жить Глаголы, которые относятся ко II спряжению: Гнати, дышати, держати, зависэть, Видэть, слышати и обидэть, А ещё терпэть, вертэть, Ненавидэть и смотрэть.

1.Безударная гласная в корне .

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на неё падало ударение.

Го ра – го ры

Бо ролся - бо рется

Неприми римый – ми р

2.Чередование гласных в корне .

    1. В корнях гор - гар под ударением пишется буква А, без ударения – О (зага р – заго релый)

      В корне зор – зар, под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – А (за рево, за рница, оза рять, зо рька)

      В корне клон – клан под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – О (скло ниться, кла няться, покло н, накло ниться)

      В корнях кос – кас пишется буква А, если после корня есть суффикс А, если нет этого суффикса, то пишется буква О. (ка сание, прико снулся)

      В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж пишется О (предла гать, предло жить)

      В корнях раст – рос перед СТ, Щ пишется буква А. если нет СТ,Щ пишется буква О (ра стет, поро сль) Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

      В корнях Бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер- тир, блест – блист, жег – жиг, стел –стил пишется буква А, если после корня есть суффикс А. (соберу – собирать, стелить – постилать)

3.Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц в разных частях слова.

1.В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Е (Ё). (в родственных словах и формах этого слова без ударения пишется буква Е. (вечёрка – вечер, дешёвый – дешевле) Исключения: шов, шорох, шорник, капюшон, крыжовник, обжора, чащоба, мажор

Следует различать:

А) существительное – ожог, поджог, глаголы – ожёг, поджёг

Б) в словах иноязычного происхождения:

жокей, жонглёр, шокировать, шоссе, шофёр.

В) в именах собственных: Печора, Печорин, Шостакович

2. После Ц в корне под ударением пишется буква о. безударную

гласную после Ц надо проверить ударением. (цоколь, целиком –

целый)

3.В окончаниях, суффиксах имен существительных и

прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – Е (сундучок, шалашом, большого, рыжего, галчонок, борцом, пунцовый)

4 .На конце наречий под ударением пишется буква О, без

ударения – Е (горячо, кипуче)

5 .Под ударением пишется буква Ё

а) в окончаниях глаголов (бережём, печёт),

б) в глагольном суффиксе –ёвыва (затушёвывать)

в) в суффиксе –ёр существительных (дирижёр, стажёр)

г) в суффиксах -ённ, -ён страдательных причастий,

отглагольных прилагательных,если они образованы от

глагола на -ить (завершённый- завершить, тушёный - тушить)

д) в местоимениях (о чём, нипочём)

4. Гласные ы, и после Ц в разных частях слова.

1. В корне слова после Ц пишется буква И (цифра, цирк) Исключения:

цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкнуть)

2.В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква И

(акация, лекция, делегация)

3.В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы (птицы, страницы,

Синицын)

5. Звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить написание парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. (зуб – зубы, легкий – легок)

6. Непроизносимые согласные в корне слова. (сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался чётко. (радостный – радость, свистнуть – свистеть)

Но: сн – чудесный – чудеса.

7. Разделительный Ъ и Ь

Ъ

Ь

1. Перед буквами Е,Ё, Ю,Я

после приставок

на согласный

(объездить, разъединить)

1. Перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И

в корнях, суффиксах, окончаниях.

(барьер, вьюга, лисьи, соловьиный)

    В сложных словах

(трехъярусный, межъярусный)

В иностранных словах:

адъютант, объект, субъект и др. бульон, батальон, синьор и др.

8. Мягкий знак после шипящих.

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных женского

рода (ночь, рожь)

1. В существительных мужского рода (нож, грач)

2. Во всех формах глагола

(пишешь, разжечь, улыбаешься)

2. В существительных множ. числа

(много туч, около луж)

3.В наречиях на Ж, Ш, Ч (вскачь,

сплошь) Исключения: уж, замуж,

невтерпеж.

3. В кратких прилагательных (горяч,

хорош, могуч)

4. В частицах (лишь, ишь, бишь)

9. Гласные Ы –И после приставок .

После приставок на согласный пишется буква Ы , если слово, от которого оно образовано, начинается с буквы И (безыдейный – идея, подытожить – итог, разыграть – игра)

После приставок сверх-, суб-, транс-, меж - пишется буква И (межинститутский, сверхинтересный, субинспектор).

10. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Слитно:

1.Образованные от подчинительного словосочетания (древнегреческий – Древняя Греция, вагоноремонтный – ремонт вагонов)

2. Употребленные в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся)

Через дефис:

1.Обозначают оттенок цвета (светло-розовый, красно-коричневый)

2.Образовано от существительного, пишущегося через дефис (юго-западный – юго-запад)

3.Между частями прилагательного можно вставить союз «и» (русско-немецкий - русский и немецкий, выпукло-вогнутый – выпуклый и вогнутый).

4.Образованные из сочетания существительного и прилагательного, но с перестановкой этих элементов (литературно-художественный – художественная литература)

5.Имеющие на конце первой основы сочетание -ико (химико–фармацевтический).

Раздельно:

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного. Наречие выступает в роли члена предложения, указывающего на степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный) или, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на –ски в значении «уподобления» (чертовски хитрый).

11. Не с разными частями речи.

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляются (все части речи)

нельзя, ненавидеть, невидаль

Есть противопоставление с союзом «А» или оно подразумевается (сущ., прилаг., наречие на О,Е)

не правда, а ложь

Можно заменить синонимом или близким по значению выражением (сущ., прилаг., наречие на о,е )

неправда – ложь, неизвестный – чужой)

Есть слова «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не» и др.

(прилагательное, наречие на О,Е)

Ничуть не интересный, вовсе не красиво

Нет зависимых слов и противопоставления с союзом «А»

(причастие)

неприклеенный, несказанный

Есть зависимые слова или противопоставление с союзом «А» (причастие)

не сказанный вовремя

С глаголами, деепричастиями

(не нашёл, не выясняя)

С наречиями не на –О,Е (не по-товарищески)

С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями (некого, несколько, негде)

С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не у кого, не с кем)

12. Одна и две буквы Н в суффиксах .

Части речи

НН

Существительные

Гостиная, труженик, травник

На стыке морфем

Полтинник, подоконник

Прилагательные

В суффиксах -ин, -ан, -ян

Гусин ый, кожан ый

Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный

1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на Н (туманн ый)

2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн (искусственн ый, авиационн ый)

Искл.: ветреный

Причастия и отглагольные прилагательные

1) в кратких страдательных причастиях (ошибка исправлен а)

2) в полных причастиях и отглагольных прила-гательных, образован-ных от глаголов несовершенного вида (крашен ый – нет приставки и зависимого слова)

Искл.: медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный)

1) если в слове есть приставка, кроме не- (засушенный)

2) если к ним относятся зависимые слова (сеянная через сито)

3) если в слове есть суффикс –ова,-ева (оцинкова нн ый)

4) если слово образовано от глагола совершенного вида (лишённ ый – лишить)

Наречие

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы

(туманн о – туманн ый, взволнованн о – взволнованн ый)

23. Буквы Е, И в падежных окончаниях имен существительных .

1. у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах (в траве – 1 скл., П.п., по дороге – 1 скл., д.п.)

1. у существительных 1 склонения в родительном падеже (у реки – 1 скл.,Р.п)

2. у существительных 2 склонения в предложном падеже (в доме – 2 скл, П.п.)

2. у существительных 3 склонения (у матери, в ночи)

3. у существительных на –ий, -ие, -ия, -мя в родительном, дательном и предложном падежах

(прикрепить к стремени (на –мя)), сорвать с акации (на – ия))

24. Спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

ІІ спряжение І спряжение

на –ить на –еть, -ать, -уть, -ыть, -ти, -чь

кроме: брить, стелить (1 спр.) кроме:

гнать, держать, слышать, дышать

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть (2 спр.)

в окончании пишется буква И в окончании пишется буква Е

красит – красить колет – колоть, гонит –гнать (искл.)

при нахождении неопределённой формы берите глагол того же вида (украсит – украсить)

Правописание приставок.

1. Буквы З-С на конце приставок .

В приставках воз-вос, без- бес, из –ис, низ –нис, раз – рас, чрез – чрес перед звонкими согласными пишется буква З , перед глухими согласными – буква С.

(Раз дать – рас кусить, без звучный – бес сердечный)

Приставки З не бывает: сбить, срубить, сбежать

В словах здесь, здание, здоровье нет приставки.

В приставке раз (рас) – роз (рос) без ударения пишется буква А, под ударением – буква О. (развалить – розвальни, рассыпать – россыпь)

2. Приставки пре -, при-

Пре-

при-

1.Возможна замена приставки словомочень, весьма.

(Пребольшой – очень большой)

1.Пространственная близость

(около) – пришкольный, приморский

2.Приближение, присоединение,

прибавление (прибывать, привинтить,

примкнуть)

2.Близкое к значению «пере»

(преображать, преградить)

3.Неполное действие (приоткрыть)

4.Доведение действия до конца

(придумать)

Правописание суффиксов

1. Суффиксы –ЕК, -ИК существительных

Чтобы правильно написать суффикс, надо слово просклонять (поставить в форму родительного падежа). Если гласный выпадает, то пишется суффикс -ЕК, если не выпадает, то надо писать суффикс –ИК (замочек – замочка, пальчик – пальчика)

2. Суффиксы глаголов -ова (-ева), -ыва (ива)

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то надо писать суффиксы –ыва,-ива.

Если оканчивается на –ую,-юю, то надо писать суффиксы –ова, -ева.

(беседова л, беседова ть – беседую, рассказыва л – рассказываю )

3. Суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ащ,-ящ.

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то надо писать суффиксы –ущ, -ющ.

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то надо писать суффиксы –ащ, -ящ.

(колющий – колоть (1 спр.), красящий – красить (2 спр.))

4. Суффиксы причастий –ЕМ, -ОМ, -ИМ

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффикс –ЕМ,-ОМ, если от глагола 2 спряжения, то суффикс -ИМ

(видимый – видеть (2 спр.), сжигаемый – сжигать (1 спр.))

5. Буквы О,А на конце наречий с приставками –ИЗ,-ДО, -С

Если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок, то пишем букву А.

Если наречия образованы от прилагательных, в которых есть эти приставки, то пишем букву О.

(до суха – сухой , до срочно – до срочный)

На глухо, в лево (нет приставок –из, -до, -с)

6. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных.

Суффикс –К- пишется:

1) в прилагательных, имеющих краткую форму (колк ий – колок, вязк ий – вязок)

2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на к,ч,ц (немецк ий – немец, ткацк ий – ткач)

В остальных случаях пишется суффикс –СК- (французск ий – француз )

7. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-

После букв д – т, з – с, ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется щ. (переплёт чик , каменщик – нет букв д,т, з,с,ж)

8. Гласные перед -Н, -НН в суффиксах причастий, перед суффиксом глагола прошедшего времени –Л-.

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глагола на –ать, -ять, то перед Н,НН пишется буква А,Я (увеша нный – увешать ).

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глаголов, оканчивающихся не на –ать,-ять, то перед Н,НН пишется буква Е

(засуче нный – засучить , краше ный – красить ).

Дефис между частями слов.

    Дефисное написание наречий .

С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе:

1) приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и (по-новому, по-товарищески)

2) приставку в-,во- и суффиксы –ых, -их (во-вторых, в-третьих)

3) приставку кое- (кое-как)

4) суффиксы -то, -либо, -нибудь (колда-либо, где-нибудь)

5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни (мало-помалу)

    Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-либо-, нибудь пишутся через дефис (кое-кто, какой-нибудь)

    Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с Л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно. (пол-луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома,)

    Междометия, образованные повторением основ (ох-ох)

    Частицы –то, -ка присоединяются к другим словам через дефис. (стал-то, возьми-ка)

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов.

    Предлоги с другими словами пишутся отдельно. (на реке, на мне, к пяти)

    Производные предлоги , образованные на основе наречий, пишутся слитно (ехать навстречу делегатам).

    Пишутся слитно производные предлоги: ввиду (= по причине), вроде (=подобно), насчет (=о), вместо, наподобие, вследствие (по причине)

Поговорить насчет экзаменов , но положить деньги на счет (сущ.)

Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по

причине, в целях, со стороны).

    Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же, то же, что бы. В этих сочетаниях частицы же,бы могут быть опущены или переставлены на другое место.

Мать училась в институте. Отец тоже там учился.

То же слово, да не так молвить.

Морфология (части речи).

Грамматические признаки самостоятельных частей речи.

Часть речи

Грам. значение

Вопрос к нач. форме

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксич.

роль в предложении

Имя существи-тельное

Предмет

Кто? что?

Одуш.-неодуш., собств. или нариц., род, склонение

Падеж, число

Подлежащее,

Дополнение

Имя прилага-тельное

Признак

Какой? Чей?

Качественное, относительное притяжатель-ное; полное- краткое, степени сравнения

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

(краткое прил.)

Имя числи-тельное

Количество, порядок при счете

Сколько? Который?

Простое-составное, количествен-ное, порядковое, собиратель-ное

Падеж, число, род (у порядковых)

В составе любого члена предложения, определение (порядковые)

Местоиме-ние

Значение части речи, вместо которой употребля-ется

Кто? Что? Какой? Сколько? Который?

Разряд, лицо (для личных)

Падеж (для некоторых), число, род

Любой член предложения

Глагол

Действие, состояние

Что делать? что сделать?

Вид, переходность, спряжение, возвратность

Наклонение, время, число, лицо или род

Личные формы – сказуемым, н.ф. – любой член предложения

Причастие

Признак предмета по действию

Какой?

Что делающий? Что сделавший? и др.

Действитель-ное или страдатель-ное, время, вид

Падеж, число, род, полное или краткое

Определение

Деепричас-тие

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

Как?

Вид, возвратность

Нет

обстоятельство

Наречие

Признак действия или другого признака

Как? Где? Куда? Когда? Зачем? и др.

Степени сравнения

Нет

обстоятельство

Разряды имен прилагательных.

Разряд

Признаки

Примеры

Качественные

1.Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

2. обозначают различные качества предметов: цвет, внутренние качества человека, душевное состояние, возраст, величину предмета; качества, воспринимаемые органами чувств и др.

3. могут иметь уменьшительно-ласкательные суффиксы –ист, -оват, - -еньк и др.

4. могут иметь краткую форму и степени сравнения

5. образуются сложные прилагательные и прилаг. С приставкой не-

6. сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно и др.

Приятнее

Больна

Слишком лёгкий светлый – светлый

нелёгкий

Относительные

1.отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

2. обозначают материал, из которого сделан предмет; время, место, назначение предмета и др.

3. имеют суффиксы –ан, -ян, - ск-, -ов-,

4. не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения

5. не сочетаются с наречиями очень, слишком.

Деревянный

Морской

Притяжательные

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

2.обозначают принадлежность к какому-нибудь лицу или животному

3. имеют суффиксы –ов, -ев, -ин, -ын, -ий

Лисий, отцов, волчий

Разряды местоимений.

Разряд

Местоимения

личные

1 лицо: я, мы

2 лицо: ты,вы

3 лицо: он,она,оно,они

Возвратное

Себя

Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, свой

Вопросительно-относительные

Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, что-либо и др.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего

Указательные

Тот, этот, такой, таков, этакий, столько

Определительные

Сам, самый, всякий, весь, каждый, любой, иной, другой

Разряды имен числительных.

По зачению

По строению

количественные

Порядко-вые

Простые

Сложные

составные

Целые

Дроб-ные

Собиратель-ные

Три,

Двадцать пять

Одна треть,

Полтора

Двое

Трое

семеро

Третий, тридцать пятый

Четырнадцать, тридцатый

Пятьсот, стотысячный

Сто семьдесят третий, три целых восемь десятых

Наклонение и время глагола.

Изъявительное

Условное

Повелительное

Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности

Обозначает действие, которое возможно при каком- либо условии (читал бы, прочитал бы)

Обозначает действие, к совнершению которого говорящий побуждает кого-либо (советует, просит, приказывает)

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делает?

Что делал?

Что сделал?

Что будет делать? (будущее сложное)

Что сделает? (будущее простое)

Читает

Читал, рассказал

прочитает

Образование причастий

От основы глагола настоящего времени

От основы инфинитива

Причастия настоящего времени

Причастия прошедшего времени

Действительные

Страдательные

Действительные

страдательные

1 спр.

2 спр.

1 спр.

2 спр.

Вш

Енн

Нн

Ущ, - ющ

Ащ

Ящ

Ем

Ом

Им

Ым

Болеющ ий

Кричащ ий

Озаряем ый

Храним ый

Скакавш ий

Нёсш ий

Вытащенн ый

Увенчанн ый

вымыт ый

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Суффиксы -а,-я

Суффиксы

Вш

Вши

Лежим – лёжа

Сидим – сидя

Подумать – подумав , подумавши

Увлечься - увлекши сь

Разряды наречий по значению.

Разряд наречий

Вопросы, на которые отвечают наречия

Примеры

Образа действия и степени

Как?

Каким образом?

Быстро, весело, по-новому, частенько, великолепно

Меры и степени

Сколько? Сколько раз?

В какой степени?

В какой мере? Насколько?

Чуть-чуть, слгка, немного, впятеро, слишком, совершенно, вполне, дважды

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, издали, повсеместно

Времени

Когрда?

Как долго?

С каких пор?

До каких пор?

Теперь, скоро, издавна, сейчас, накануне, днем, ночью, летом, рано

Причины

Почему?

Отчего?

По какой причине?

Сгоряча, сослепу, поневоле

Цели

Зачем?

Для чего?

С какой целью?

Нарочно, назло, намеренно

Особую группу составляют местоименные наречия:

    Указательные наречия – здесь, там, туда, оттуда, тогда

    Неопределенные наречия – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где

    Отрицательные наречия – нигде, никогда, никуда, негде

    Вопросительно-относительные наречия – где, куда, когда, зачем, почему.

Сирень цветёт (когда?) весной . (наречие)

За весной (когда? За чем?) наступит лето. (существительное)

Наречия с приставками надо отличать от созвучных сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Сначала было трудно. (когда? – обстоятельство – наречие)

С начала года (сущ. с предлогом, т.к. есть зависимое слово) .

Заболел, поэтому и не пришел. (наречие, почему?)

По этому мосту движение закрыто. (прилаг., по мосту (какому?) – определение)

В дали голубой крутится песок. (в чем? Где?)

Вдали назойливо играл пастух. (наречие, где?)

Слова категории состояния – обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, обидно, смешно, радостно). Они употребляются в односоставных безличных предложениях и являются сказуемым.

Образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий .

Части речи

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

Имя прилагательное

Ее (-ей)

Ше

Сильнее

Раньше

Реже

более…

менее…

Более сильный

Менее строгий

Айш (ий)

Ейш (ий)

Строжайший

сильнейший

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

Глубже всех, наиболее качественный

Наречие

Ее (-ей)

Ше

Сильнее, раньше, реже

более…

менее…

Более сильно

Менее строго

Айше

Ейше

Строжайше

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

глубже всех,

наиболее качественно

Чтобы отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия, надо посмотреть, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от существительного, то это сравнительная степень прилагательного (в предложении является сказуемым) – лицо тоньше , класс дружнее .

Если зависит от глагола, то это наречие (в предложении является обстоятельством) – нарезать тоньше , запеть дружнее.

Служебные части речи.

Предлог – служит для связи слов в словосочетании и предложении. Бывают простыми и составными, производными и непроизводными.

непроизводные

Производные от

Наречия

Существительного

Деепричастия

В, к, с, у, о, на, при, за, от, через и др.

Вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг

Вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в отношении, в отличии от, по направлению к, ввиду, в заключение, сверх, в связи, в силу

Благодпря, спустя, несмотря на, невзирая на, исходя из

Союз – служит для связи однородных членов и частей сложного предложения. Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Разряды союзов по значению.

Сочинительные

Подчинительные

1. Соединительные (и это, и то): и, да, также, тоже, не только…но и, как…так и

1. Изъяснительные: что, будто, чтобы

2. Противительные (не то, а это): но, а, да, зато, однако

2. Обстоятельственные:

Время: когда, лишь, пока, едва, как только, после того как, прежде чем, только лишь

Цель : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, ради того чтобы

Сравнение: как, как будто, словно, точно

Причина: потому что, так как, оттого что, ибо

Условие: если (бы), ежели

Следствие: так что

Уступка: хоть, несмотря на то что, пусть, пускай

3. Разделительные (или то, или это): или, либо, ни…ни, то…то, то ли… то ли, не то…не то

Частица - передаёт оттенки значения и служит для образования некоторых форм самостоятельных слов. По значению бывают формообразующие, смысловые. По разряду – простые, сложные, составные.

(даже, именно, все-таки, всего-навсего, вряд ли, как бы не и др.)

Разряды частиц по значению и функции.

Смысловые (выражают различные значения)

Формообразующие

(образуют формы слова)

1. Отрицание: не, ни

1. форму условного наклонения глагола: бы, б

2. Утверждение: да, так, точно, как же, ага, угу, определенно

2. форму повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Усиление: даже, даже и, аж, и, уж, же, ещё, все-таки, ну

3.форму сравнительной и превосходной степени прилаг.: более, менее, самый

4. Вопрос: разве, неужели, ли, что ли, а, что, как, ну как, а что, если

    Восклицание: что за, как, ну и

    Сомнение: вряд ли, едва ли, авось

7. Уточнение: именно, точно, в точности, прямо, чуть, всего-навсего, хоть, хотя бы, почти

8. Выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти, исключительно

9. Указание: вот, а вот, вон, а вон, это

10. Смягчение требования: -ка

Различение частиц Не и Ни

Частица НЕ

Частица НИ

Не – значение отрицания

Миша не пошёл на каток.

Не Миша пошёл на каток, а Юра.

Ни – отрицательная частица с усилительным значением:

А) усиление отрицания

На небе не было ни одного просвета.

Нет ни ветра, ни солнца, ни шума.

На небе ни облачка.

Две частицы НЕ – значение утверждения

Не могу не рассказать об этой поездке. – Должен рассказать.

Б) усиление утверждения

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (везде погляжу)

Могут быть слова: где ни, кто ни, что ни и др.

Междометие – не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия используют для выражения:

    Чувств, эмоций (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, восторга, печали и др.): ах, да ну, браво, боже мой, вот это да, Бог с тобой.

    Речевого этикета (приветствия, прощания, пожелания, благодарности, просьбы и др.): спасибо, благодарю, до свидания, прощай, прости, пожалуйста, всего хорошего, здравствуйте.

    Команды, приказа, просьбы: на, фас, тсс, алло, бай-бай, стоп, цып-цып.

Синтаксис.

Словосочетание несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

По главному слову словосочетания бывают именные (главное слово – имя прилагательное, имя существительное, местоимение), глагольные (главное слово –глагол, причастие, деепричастие), наречные (главное слово – наречие).

Виды связи слов в словосочетаниях (по зависимому слову).

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже (прилаг., причастие, местоимение = прилаг., порядковое числительное)

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (существительное, местоимение = сущ.)

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

(наречие, деепричастие)

Предложное

(с предлогом)

Беспредложное (без предлога)

К опытному педагогу

Росли у дороги

Освоение земель

Работать увлеченно

Виды предложений.

Виды предложений

Примеры

По характеру выражаемого отношения к действительности

Утвердительные (утверждают связь между предметом речи и тем, что о нем говорится).

Отрицательные (отрицается связь между предметом речи и тем, что и нем говорится).

Печален долгий вечер в октябре.(И.Бунин)

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем. (А.Пушкин)

По количеству грамматических основ

Простые (состоят из одной грамматической основы)

Сложные (состоят из двух и более грамматических основ)

Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. (Н.Рубцов)

Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины. (А.Фет)

По характеру грамматической основы

Двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого)

Односоставные (грамматическая основа состоит либо только из подлежащего, либо только сказуемого)

Любил я осень позднюю в России. (И.Бунин)

Уже совсем рассвело. (К. Федин)

По наличию второстепенных членов

Распространенные (имеют в своем составе грамматическую основу и второстепенные члены предложения)

Нераспространенные (имеют только грамматическую основу)

Две капли брызнули в стекло.(А.Фет)

Озеро белело. (И.Бунин)

По условиям контекста и речевой ситуации

Полные (все необходимые члены предложения присутствуют)

Неполные (один или несколько членов предложения пропущены)

Весь город лежал во тьме.(А.Фадеев)

Всё мне послушно, я же – ничему. (А. Пушкин)

Виды сказуемого.

Простое глагольное выражается одной глагольной формой

Составное

Глагольное вспомогательный глагол мочь, желать, хотеть, начать, продолжать, кончать или краткое прилаг. Рад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив

Именное

Глагол-связка быть, стать, делаться, являться, становиться, казаться, называться + именная часть: имя сущ., прил., числит., мест., крат.прич., наречие

Сменялись в детстве радугой дожди. (С.Маршак)

Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов)

Стало белым золото креста. (С.Маршак)

Второстепенные члены предложения.

Определение

(какой? какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) подчеркивается волнистой линией

Дополнение

(кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) подчеркивается пунктиром

Обстоятельство

(где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)

подчеркивается пунктиром с точкой

Согласованное

(прилагат.,причастие, местоимение = прил., порядковое числ.)

Прямое (вин. падеж без предлога)

Образа действия (как? Каким образом?)

Несогласованное

(имя сущ.)

Косвенное (косвенные падежи или вин.падеж с предлогом)

Места (где? Куда? Откуда?)

Времени (когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?)

Причины (почему? По какой причине?)

Меры и степени (В какой мере? В какой степени?)

Цели (зачем? С какой целью?)

Условия (при каком условии?)

Уступки (вопреки чему?)

Виды односоставных предложений и способы выражения главного члена предложения.

Именные

Глагольные

Назывное предложение (главный член предложения – подлежащее, имя сущ. в И.п.)

Полночь. Мгла и ветер .

Определенно-личное (глагол 1,2 лица, ед., мн. числа; изъяв., повел. наклонение)

Еду. Пойдешь гулять? Идём со мной.

Неопределенно-личное (глагол 3 лица, мн.числа, наст., буд. времени; мн.ч. Прош.вр.)

Вите подарили плеер.

Безличное (безличный глагол, личный глагол в значении безличного, инфинитив, слова категории состояния, краткое страд причастие, слово нет )

Темнеет. На улице холодно.

Обобщенно-личное (глагол 2 лица, ед. ч.; 3 лица мн.ч. наст. или буд.вр.; 2 лица повел наклонения)

Цыплят по осени считают.

Виды определений.

Однородные

Неоднородные

Характеризуют предмет с одной стороны (между ними можно поставить союз И)

Характеризуют предмет с разных сторон, например, по цвету и размеру (большой красный мяч), между ними нельзя поставить союз И)

Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос

Поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое сущ. и другое определение (красный мяч какой? большой)

Связаны между собой сочинительной связью, т.е. не зависят друг от друга

Лишены перечислительной интонации

Произносятся с перечислительной интонацией

Обособленные члены предложения.

І. Обособленные определения .

Любые определения в виде словосочетания (прич. оборота, адъективного оборота) или отдельных слов выделяются запятыми с одной стороны или с двух (внутри предложения), если:

    Относятся к личному местоимению

Измученные, грязные, мокрые , мы достигли берега.

    Стоят после определяемого существительного.

Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака , вставал во всём своём величии. (Б.Полевой)

    Перед определяемым существительным, если выражают причину.

Гонимы вешними лучами , с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (А.Пушкин)

ІІ. Обособленные приложения .

Приложения на письме выделяются запятой или двумя запятыми внутри предложения, если:

    Они относятся к личному местоимению

Нас, врачей , поражает это поистине безграничное терпение. (Н.Островский)

    Распространенные приложения, стоящие после определяемого существительного.

Ананас, чудесный дар природы тропиков , похож на большую кедровую шишку весом в два-три килограмма .

    Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеет причинное значение.

Коренной моряк , Воропаев впервые увидел море уже будучи взрослым. (П.Павленко)

ІІІ Обособленные обстоятельства.

1. Обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, всегда на письме выделяются запятыми.

Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое.

Волны несутся, гремя и сверкая , чуждые звезды глядят с высоты.

2. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на В домах, несмотря на ранний час , горели лампы .

Примечание:

не обособляются

    Деепричастия со значением наречия. Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь . (не двигаясь = неподвижно)

    Устойчивые сочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. Работал он не покладая рук .

ІV. Обособленные уточняющие члены предложения.

К уточняющему обособленному члену предложения можно поставить дополнительный вопрос Где именно? Как именно? Кто именно? Когда именно?

1. Обстоятельства места и времени: Слева, у плотины , стучали топоры.

2. Определения: В ней господствовали коричневый, почти красный , цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря.

3 . Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи союзов то есть, или , а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например .

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением , говорил по-русски .

    Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, наряду с, сверх и др .

У всех, за исключением комиссара , дела шли хорошо.

Вводные слова и предложения.

Группы вводных слов по значению

пример

Различная степень уверенности:

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, действительно и др.)

б) меньшая степень уверенности (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй)

Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.

Кажется , ваша история там наделала много шуму.

Различные чувства (к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению)

К счастью , наши кони не были измучены.

Источник сообщения (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, мо мнению кого-либо)

По мнению врача , больного выпишут из больницы через неделю.

Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.)

Во-первых , надо выучить правило.

Итак , одно желание пользы заставило меня напечатать этот отрывок.(М.Лермонтов)

Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др.)

Одним словом , у этого человека наблюдалось стремление создать себе футляр.(А.Чехов)

Вводные слова и предложения следует отличать от других членов предложения (вводные слова не являются членом предложения, они грамматически не связаны с другими словами, их можно из предложения убрать).

Распечатка страниц:

13,14 15,12

11,16 17,10

9,18 19,8

7,20 21,6

5,22 23,4

3,24 25,2

1,26

СБОРНИК

ПРАВИЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ