Экспедиции на южный полюс в 20 веке. Тайна экспедиции Роберта Скотта: как на самом деле погибли покорители Южного полюса. Что посмотреть на Южном полюсе

«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Руаль Амундсен, норвежский полярный исследователь; Роберт Скотт, английский офицер, полярник

Другие действующие лица

Англичане Э. Эванс, Л. Оутс, Э. Уилсон, Г. Боуэрс; норвежцы О. Вистинг, Х. Хансен и др.

Время действия

Маршрут

От Китовой бухты и берега пролива Мак-Мёрдо соответственно к Южному полюсу

Цель

Покорение самой южной точки планеты

Значение

Покорение Южного полюса. Опередив Скотта, Амундсен доказал, что в организации экспедиций не бывает мелочей

3264

Экспедиция на Южный полюс — аномальные шары провожающие исследователей в последний путь.

В начале этого года, в средствах информации уже говорилось об одной из значимых вех в науке. Российскими исследователями после почти 20 -летней работы было завершено бурение почти четырех километровой толщи льда .

Ученые рассчитывали что под огромной толщей льда, под его поверхностью, в своеобразной резервации закрытой от внешнего мира огромной толщей льда находятся организмы неизвестные современной науке. И это сможет приоткрыть тайны существования ледового панциря.

Но некоторые тайны, об экспедиции на Южный полюс поведал советский полярник Юрий Коршунов, которому посчастливилось выжить в экспедиции в Антарктиду в конце 1950 годов. Из шестерых исследователей ушедших к полюсу от станции Мирный, судьба позволила вернуться только двоим.

— Практически все время движения по маршруту держалась хорошая погода. Стоял полярный безветренный день с температурой в минус 30 градусов, — редкая погода для Антарктиды. За все три недели движения по маршруту мы не теряли время на ремонт транспорта, все было хорошо, слишком хорошо.

И первая неприятность не заставила себя ждать когда мы согласно замерам остановились в точке Южного магнитного полюса. Мы разбили лагерь, измотанные уставшие, отправились спать пораньше. Но сон к нам не приходил, чувствовалось какое-то смутное беспокойство. Одолеваемый этим неясным чувством я поднялся и вышел из палатки.

И сразу увидел, как метрах в трестах от вездехода словно резвясь на снегу скачет светящийся шар. Похожий на футбольный мяч, он также отскакивал от ледяной поверхности, вот только своими размерами он превосходил футбольный раз в сто. Я закричал, вызывая ребят из палатки. А шар в это время, словно заметив нас перестал подпрыгивать и медленно покатился к нам. При этом он на ходу начал менять свою форму превращаясь в некое подобие колбаски.

Вместе с формой менялся и цвет объекта, — он становился все темнее, а на передней к нам части колбасы, стала образовываться страшная морда чудовища без глаз, но имеющая провал напоминающий пасть, которая шевелилась от чего у меня сложилось впечатление, что пасть что-то говорит. А вот снег под колбасой шипел, словно она была раскаленная.

Александр Городецкий, фотограф экспедиции пошел навстречу колбасе непрерывно щелкая затвором камеры, — в это время старший экспедиции Андрей Скобелев, кричал ему чтобы он не смел подходить к объекту, и требовал вернуться на место. Однако Саша шел все ближе к колбасе. И вдруг эта штука быстро изменила форму превратившись в ленту, а вокруг Саши образовался светящийся нимб….Сашка громка и страшно закричал…камера выпала из его рук…

Тут же раздались два выстрела – Андрея Скобелева, и врача экспедиции Ромы Кустова. Грохот от выстрелов — как мне показалось – был такой словно рвались бомбы. И тут же от ленты брызнули искры, короткие молнии, и вся она как бы вспухла.

Я подбежал к Саше – он лежал ничком и был мертв. Его одежда превратилась в лохмотья, а спина затылок были словно обугленные. Ни чего нельзя было уже сделать – он уже умер. Камера оказалась расплавленной, а снег и лед, там где двигалась эта лента, оказались расплавленными на полметра глубиной и шириной около двух метров.

Наши попытки связаться со станцией Мирный ни к чему привели, в эфире стояла какофония из свиста и рычания – до этого я не встречался со столь ужасной магнитной бурей. И обстановка со связью продолжалась все трое суток пока мы были на полюсе. Там на полюсе мы и похоронили Сашу.

А через двое суток все повторилось… погибли Кустов, Борисов, а затем Скобелев.

Мы молча работали снаружи, подавленные случившимся. Шары появились прямо из воздуха, один из них над Сашиным холмом, а минуту спустя еще два. Светящиеся шары объявились на высоте около сотни метров, в тишине опускаясь ко льду. И выписывая сложные траектории, направились к нам.

Я снимал замеры электромагнитных и спектральных параметров – приборы мы уже ранее установили в сотне метров от вездехода, Скобелев работал с камерой, фотографируя шары. Рядом стояли Кустов и Борисов – вооруженные карабинами. Как только им показалось, что шары начинают вытягиваться в колбасу они тут же начали стрелять.

Как только мы очнулись, шаров не уже не было, а в воздухе чувствовался запах озона. Борисов и Кустов лежали на снегу, мы тут же кинулись к ним. Но помочь им мы уже ни чем не могли. Скобелев стоял с прижатыми к глазам ладонями, фотокамера была метрах в пяти от него. Мы обрадовались – живой. Однако Андрей ни чего не помнил и не видел. Видимо он полностью потерял память – вел себя как маленький ребенок, не мог есть, только пил разбрызгиваю. На обратном пути Скобелев скончался…

Новой экспедиции к полюсу не было. Насколько мне известно, подобное произошло и с американской экспедицией 1962 года. Об этих экспедициях крайне мало известно, — с чем встретились исследователи на полюсе считается секретом.

Американская экспедиция к Южному полюсу.

В 1962 году, со станции Мидуэй, к Южному магнитному полюсу отправляется американская группа полярников из 17 человек. Казалось бы, учтен опыт советской экспедиции, крепкое финансовое обеспечение позволило вооружиться современным оборудованием. Экспедиция уходила на трех вездеходах, поддерживалась постоянная радиосвязь. Однако все тщетно, помыслы исследователей рухнули.

К счастью в американской экспедиции люди не погибли. Все 17 исследователей вернулись живыми, вот только их психическое состояние было плачевным. Они тут же были вывезены на родину, где многие из них стали пациентами психиатрической лечебницы. И снова отчеты попадают под гриф секретности, лишь пара публикаций в научных журналах да несколько статей в газетах.

В 1921 году, первым на полюсе побывал Роберт Фолкон Скотт, экспедиции американского исследователя удалось установить флаг. Однако на обратном пути исследователи погибли. Считается, что они сбились с пути, продовольствие закончилось и люди замерзли.

Однако у специалистов есть и другое мнение. Якобы с аномальными шарами повстречались еще первые путешественники к Южному полюсу. В 1966 году, аномальные шары получают имя – плазмозавры.

Как полагает американский физик Рой Кристофер, шары-убийцы не что иное как живые наэлектризованные существа – сгустки плазмы.

По его мнению, плазмозавры, обитающие на высотах 400-800 метров, существуют там в разряженном состоянии, и при этом остаются не видимыми. Но плазмозавры, обитающие на Южном полюсе, могут приближаться к Земле(на Северном полюсе подобных явлений не замечалось) а попадая в плотную среде, они и сами приобретают плотность и их можно наблюдать.

Как считает исследователь, аномальные шары – или плазмозавры- могут вызывать у наблюдателей галлюцинации, а также поражать их сильными электрическими разрядами. По мнению Роя Кристофера, отнесшего плазмозавров к живым существам, шары существовали на Земле еще до появления на ней органической жизни.

Ученые не сомневаются, что придет время, и все аномальное на Земле не будет представлять тайны, и загадка аномальных светящихся шаров будет разгадана. Но пока тайна шаров Южного полюса, как и неизвестная форма жизни в озере Восток представляет загадку.



План Скотта включал деятельность двух отрядов. Отряд под командованием Виктора Кемпбелла должен был пройти вдоль Великого Ледяного барьера до Земли Эдуарда VII. 26 января «Терра Нова» отправилась на восток, предполагаемым местом её базирования была Китовая бухта, которой Кемпбелл достиг 4 февраля. К великому изумлению британцев, в бухте стоял «Фрам» - судно снабжения экспедиции Руаля Амундсена. Командир Торвальд Нильсен не стал встречать гостей, но «Фрам» посетили сам Кемпбелл и лейтенант Пеннелл. Позднее Кемпбелл, Пеннелл и доктор Левик по приглашению Амундсена посетили базу норвежцев «Фрамхейм». Амундсен предложил англичанам располагаться поблизости, подчеркнув, что Антарктика открыта для всех. Однако результаты ледовой разведки показали Кемпбеллу, что Земля Эдуарда VII недоступна для исследования с моря. Амундсен, Нильсен и лейтенант Престрюд были приглашены на ланч в кают-компании «Терра Нова». Амундсен стремился разузнать побольше о моторных санях Скотта. Через полчаса после их ухода Кемпбелл поспешно покинул Китовую бухту.
«Терра Нова» в заливе Мак-Мердо

Вечером 10 февраля 1913 года в Лондоне стало известно, что «Терра Нова» вернулась на месяц ранее оговоренных сроков в связи с серьезной бедой. Тогда же было опубликовано «Воззвание к общественности» самого Скотта, написанное им перед смертью. Там анализировались причины провала экспедиции, причем особо оговаривались тяжелые погодные условия. Завершалось послание так:
Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге наших товарищей! Мои неровные строки и наши мёртвые тела должны поведать эту повесть, но, конечно же, наша великая и богатая страна позаботится о том, чтобы наши близкие были как следует обеспечены.
Премьер-министр Г. Асквит заверил Палату общин, что призыв Скотта будет услышан. Первый лорд Адмиралтейства У. Черчилль заявил, что вдова Скотта получит ту же пенсию, которая полагалась, если бы ее муж погиб на действительной службе и стал кавалером ордена Бани. То же касалось вдовы Эдгара Эванса.
Центральные английские газеты учредили фонды имени Скотта. Первой была газета Daily Chronicle, чей владелец внес в фонд 2000 фунтов. Газеты Австралии учредили «шиллинговые фонды» для оказания помощи иждивенцам погибших.
В Лондоне 15 февраля 1913 года был объявлен траур, причём король Георг V участвовал в панихиде как простой военнослужащий, без полагающихся королевских почестей.
Кэтлин Скотт получила известия о гибели мужа только 19 февраля, находясь на полпути между Таити и Новой Зеландией, куда направлялась встречать экспедицию.
Председатель Королевского географического общества лорд Н. Кёрзон заявил 15 февраля, что долг экспедиции Скотта составлял на тот момент 30 тыс. фунтов. В тот же день фонды Скотта были слиты в единый фонд, и требуемая сумма была собрана за три дня. К 8 июля фонд собрал 75 000 фунтов. После погашения долгов и выплаты пенсий 17 500 фунтов были выделены на публикацию научных результатов экспедиции; полку, где служил Л. Оутс, была предоставлена субсидия для установки ему памятника. Оставшаяся сумма в 18 000 фунтов была разделена на три части: на сооружение памятника погибшим, на установку мемориальной доски в соборе Святого Павла в Лондоне и на учреждение фонда для финансирования полярных экспедиций. Фонд был ликвидирован в 1926 году, все его средства были использованы по назначению.
"Хижина" Скотта в наши дни

Отчёт о полярной трагедии был прочитан в Королевском Альберт-холле 21 мая 1913 года капитаном 2-го ранга Эвансом. На докладе присутствовали около 10 тыс. человек. Все участники экспедиции были награждены полярными медалями Королевского географического общества и короля, а Крин и Лэшли - удостоены медали Альберта за спасение капитана Эванса. Офицеры и матросы получили денежную премию.
Монумент в память о погибших на мысе Эванс

Памятник Скотту, сооружённый на средства фонда его имени, был открыт в 1925 году в Девонпорте. Мраморный памятник работы Кэтлин Скотт воздвигнут в Крайстчёрче (Новая Зеландия), ещё один поставлен в Порт-Чалмерсе, откуда Скотт отбыл в свою последнюю экспедицию. Памятники Скотту сооружены в Кейптауне и Портсмуте (последний - также работы К. Скотт). Кэтлин Скотт была и автором памятника шефу научной группы - Эдварду Уилсону в Челтнеме, открытого в 1914 году.
По инициативе французского полярника Жана-Батиста Шарко в Швейцарских Альпах, где испытывались моторные сани Скотта, был сооружен мемориальный гурий, воспроизводящий могилу Скотта на шельфовом леднике Росса. Обелиск установлен и в Норвегии - у подножья ледника Хардангер

Карта Южного полюса, описание туристических зон. Фото, видео, описания и отзывы туристов о Южном полюсе.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Мифически недоступное место планеты, на которое нога человека ступила всего каких-нибудь сто лет назад, Южный полюс - пункт притяжения для увлечённых туристов-экстремалов и самое дорогое туристическое направление Земли. В год на его ледяной шапке имеют возможность постоять не более сотни путешественников - те, кого не испугаешь трудными климатическими условиями и высотой в 2800 метров над уровнем моря, равно как и более чем солидной стоимостью тура - от 45 тысяч USD. Путешествия сюда проводятся лишь пару месяцев в году - в разгар антарктического лета, приходящийся на декабрь - январь. Сделать автопортрет-отражение в зеркальном шаре, обозначающем Южный полюс, удостовериться, что компас всё же продолжает показывать на юг, и прогуляться пешком от нижнего «пупа» Земли до американской станции «Амундсен - Скотт» - вот лишь неполный список развлечений, доступных туристам на Южном полюсе.

Немного географии

Южный полюс - точка, через которую проходит воображаемая ось вращения Земли, диаметрально противоположная Северному полюсу . Располагается она практически в центре материка Антарктида ближе к его тихоокеанскому побережью. Ближайший географический район Антарктиды - знаменитый и исключительно живописный шельфовый ледник Росса, именуемый первыми исследователями континента не иначе как непреодолимой границей к его внутренним территориям.

Подобно тому, как Северный полюс имеет координаты 90° северной широты, Южный с точностью до наоборот может похвастать лишь широтой, так как меридианы здесь сходятся в одну точку, и долгота отсутствует. Так что его точные координаты - 90° южной широты. По этой же причине отсюда во все стороны - только север, что подтверждает курьёзный указатель на Южном полюсе с четырьмя N во все стороны света.

Толщина льда в районе Южного полюса - более 2800 метров, под которыми расположен собственно материк Антарктида.

И истории

Честь покорения Южного полюса принадлежит норвежцу Руалю Амундсену. Знаменательное событие произошло 14 декабря 1911 года, когда исследователю в компании пяти соратников удалось достичь крайней южной точки Земли и зафиксировать своё точное положение приборами (из которых у экспедиции был только секстант). Попытавшийся повторить подвиг Амундсена англичанин Роберт Скотт хоть и достиг Южного полюса 33 днями позже, однако вернуться к «цивилизации» не смог: все члены экспедиции погибли на обратном пути. Следующие люди на полюсе появились лишь через 44 года - в 1956 году, когда здесь совершил посадку американский самолёт и была основана полярная база «Амундсен - Скотт». Сегодня именно сюда прибывает большая часть туристов, собирающихся покорить Южный полюс, который, к слову, расположен всего в 100 метрах от станции.

Туристические экспедиции на Южный полюс проводятся в декабре - январе, когда столбик термометра показывает порядка -22...-26 °С.

Климат Южного полюса

Южный полюс - крайне холодное и мало приспособленное для жизни место планеты. В отличие от побережья Антарктиды, где годовая температура колеблется в пределах 0...-35 °С, на полюсе значительно холоднее. Туристические экспедиции проводятся сюда в декабре - январе, когда столбик термометра показывает порядка -22...-26 °С.

Впрочем, путешественников размещают в палаточном лагере станций «Юнион Глейшер» или «Новолазаревская», где климат более благоприятный: порядка -5...-10 °С снаружи и до +15 °C в палатке, которую отлично прогревает незаходящее солнце.

Полярный день на Южном полюсе длится с 23 сентября по 21 марта, а с середины мая до конца июля здесь царит полная и непроглядная полярная ночь, лишь изредка озаряемая северным (вернее, южным) сиянием. И даже в пик полярного дня солнце не поднимается выше 23° над горизонтом - примерно как в Москве в феврале.

Точка Южного полюса обозначена зеркальным шаром около 30 см в диаметре, установленном на красно-белом полосатом столбе, и флагами стран-освоительниц Антарктиды вокруг.

Как посетить Южный полюс

В отличие от Северного полюса, вариантов покорения которого - вагон и маленькая тележка: хочешь, на борту круизного судна, хочешь, на вертолёте, хочешь, на лыжах или собаках, на Южный полюс можно прибыть исключительно по воздуху.

В настоящее время последователей Амундсена и Скотта доставляют на южный «пуп» две компании: первая работает с американским лагерем «Юнион Глейшер», куда приземляются рейсы из Пунта-Аренаса , вторая - с русской базой «Новолазаревская», принимающей борта из Кейптауна . Выгадать в цене не получится: учитывая то, что туристы не бедные, компании согласованно работают по принципу «у нас не каждый день бывают Рокфеллеры».

С «Юнион Глейшер» и с «Новолазаревской» на полюс путешественников доставляют на американских самолётах DC-3 или BT-67 - с виду, обычных «кукурузниках» с внешними винтами, однако идеально подходящих для сложных антарктических условий. Они приземляются на аэродроме американской базы «Амундсен - Скотт» в буквальном смысле слова в шаговой доступности от Южного полюса. Церемония «покорения» крайней южной точки Земли, обязательная фотосессия, «звонок маме» с Южного полюса по спутниковому телефону и экскурсия по базе - и на крайнюю нижнюю точку карты мира можно смело втыкать кнопку.

Что посмотреть на Южном полюсе

Южный полюс - место ради места, а не ради достопримечательностей. Здесь одновременно мало и много того, на чём можно задержать взгляд. С одной стороны, однообразные снежные ландшафты, перемежаемые невысокими горами, уходящие за горизонт. Ни животных, ни птиц, не говоря уже о лютиках-цветочках. Даже собственно точка Южного полюса ничего выдающегося из себя не представляет: зеркальный шар около 30 см в диаметре, установленный на красно-белом полосатом столбе, и флаги стран-освоительниц Антарктиды вокруг. С другой стороны, вокруг Южного полюса есть масса всего необычного и интересного. Хотя бы удивительный быт антарктической станции «Амундсен - Скотт»: растапливание снега, снегомобили на гусеничном и колёсном ходу, взлётно-посадочная полоса на идеально ровной ледяной поверхности... наконец, довольно комичные правила пользования туалетом с поправкой на суровые условия Антарктики. Да и само путешествие до Чили или ЮАР (где до или после экспедиции можно задержаться на пару-тройку дней) способно подарить массу незабываемых впечатлений.

В 1910 году стартовала Британская антарктическая экспедиция на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом. Основной политической целью экспедиции было достижение Южного полюса. Экспедиция была разделена на два отряда: научный — для зимовки в Антарктике — и судовой. Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Научный отряд включал двенадцать учёных и специалистов. Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того, и другого. Но к собакам Скотт относился крайне отрицательно.

15 июля 1910 года «Терра Нова» отплыла из Кардиффа. Роберта Скотта на борту не было: борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами, он присоединился к команде только в Южной Африке. Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена — Леона: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие.

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела. Он отплыл из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе. С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.

1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой. 9 декабря начали встречаться паковые льды, 10 декабря экспедиция пересекла Южный полярный круг. Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток). Было истрачено много угля и провианта.

1 января 1911 года члены экспедиции увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.

2 Мыс Эванса

Экспедиция «Терра Нова» состояла из двух партий: Северной и Южной. В задачи Северной партии входили исключительно научные изыскания, тогда как Южной — покорение полюса.

С конца января до начала апреля участники экспедиции осуществляли закладки продовольственных складов для похода к полюсу. 16 февраля 1911 года на 79° 29" ю. ш. в 150 милях от мыса Эванса был заложен склад Одной Тонны, названный по весу снаряжения, оставленного там. 23 апреля наступила полярная ночь. Началась зимовка.

13 сентября 1911 года Скотт объявил команде свои планы: к полюсу отправляются двенадцать человек, но непосредственно на Полюс должны были прибыть четверо, остальные — оказывать им поддержку по пути. В составе полярной группы должны были быть два навигатора (Скотт и Отс), врач (Уилсон) и опытный моряк (Эдгар Эванс).

Полюсный отряд был разделён на три группы. Группа на мотосанях стартовала 24 октября и должна была привезти три тонны припасов на 80°30" ю. ш. Первые сани окончательно вышли из строя 1 ноября, вторые — через 87 км от Углового склада. После этого люди были вынуждены впрячься в упряжку сами и тащить её 241 км до условленного места, имея нагрузку на каждого свыше 2 центнеров.

Скотт выступил на пони 1 ноября, достигнув лагеря Корнер 5 ноября. Дневные переходы пришлось ограничить 15 милями, чтобы не перегружать пони. 7 ноября Скотта догнал Мирз, возглавлявший третий отряд, шедший на собаках. Склада Одной Тонны достигли 15 ноября, дав команде сутки отдыха. В тот же день команда лейтенанта Эванса обустраивала склад 80°30" ю. ш. В сутки они проходили до семнадцати миль.

3 Ледник Бирдмора

Первую лошадь пришлось застрелить 24 ноября. После этого Дэй и Хупер были отправлены на базу. В группе Скотта до 28 ноября оставалось восемь пони. 4 декабря экспедиция достигла «Ворот» ледника Бирдмора. 5 декабря началась сильнейшая пурга, продолжавшаяся четверо суток, и положение экспедиции было отчаянным. Путешественники смогли двинуться только 9 декабря, ненастье сбило экспедицию с запланированного графика на 5−6 дней. У подножья ледника пристрелили всех лошадей. Подъём на ледник был разведан Шеклтоном и имел длину 120 миль. Оставшиеся без тягловых средств двенадцать человек были разделены на три «упряжки». Подъём был крайне тяжёл: из-за рыхлого снега удавалось пройти не более четырёх миль в сутки. 17 декабря был устроен склад Середины Ледника. Далее переходы составили по 17 миль, но группа на пять дней отставала от графика Шеклтона. 20 декабря на базу были отправлены Аткинсон, Райт, Черри-Гаррард и Кеохэйн.

4 января должна была уйти последняя вспомогательная группа из четырех человек, однако Скотт решил взять к полюсу пятого члена команды — Бауэрса. При том, что провиант и снаряжение были рассчитаны на четырёх человек, включая место в палатке и число лыж (без них пришлось обходиться Отсу).

4 Достижение Южного полюса

5 января полюсная группа достигла 88° ю. ш., до полюса оставалось 120 миль. Переходы всё усложнялись: снег напоминал песок, скольжение почти отсутствовало. 15 января был заложен Последний склад, до полюса оставалось 74 мили. К этому времени члены команды были уже сильно истощены, а у Эдгара Эванса проявились признаки цинги. В последний рывок к полюсу было решено идти налегке, оставив на складе запас провианта на 9 дней.

17 января англичане достигли полюса через 34 дня после команды Амундсена. Для «окружения» полюса команда прошла одну милю прямо и три мили в правую сторону.

18 января Бауэрс обнаружил палатку Амундсена «Пульхейм» в двух милях от лагеря Скотта. Скотт поначалу считал, что норвежцев было двое, но в палатке были письма к Скотту и норвежскому королю, а также записка с отчётом норвежской команды, из которой выяснилось, что экспедиционеров было пятеро. Резко ухудшилась погода: начался снежный буран, заносивший следы, температура составляла −30 °C.

Скотт писал в своем дневнике: «Сбылись наши худшие или почти худшие опасения. Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили! Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей».

5 Обратный путь. Гибель

21 января началась сильная пурга, удалось пройти только 6 миль. 23 января Эванс обморозил нос и сильно повредил руки. Очередного промежуточного склада удалось достигнуть только 25 января. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в ледниковые трещины. Скотт повредил плечо, а Эванс, очевидно, получил сильное сотрясение мозга. Он больше был не в состоянии тянуть сани, а сил его хватало только чтобы не отставать от остальных.

Спуск по леднику продолжался с 7 по 17 февраля, причём последние три дня экспедиционеры голодали: выбившись из графика, они не могли дойти до склада. 17 февраля скоропостижно скончался Эдгар Эванс. Он был похоронен в леднике. До базы оставалось 420 миль.

В лагере у подножья ледника Бирдмора экспедиционеры сменили сани и отправились в дальнейший путь 19 февраля. До Южного ледникового склада группа Скотта дошла только 24 февраля, обнаружив, что осталось мало керосина: он испарялся из негерметичных бидонов. Дневные переходы составляли 13 миль. Температура ночью опускалась до −40 °C.

К 1 марта экспедиционеры достигли склада «Середина ледника», вновь обнаружив катастрофическую нехватку керосина: его не хватало до следующего склада. К тому времени только Скотт продолжал вести дневник и отсчитывать время. Дневные переходы составляли не больше 1 мили, участники экспедиции катастрофически теряли силы. Отс получил сильное обморожение обеих ног, началась гангрена. 16 марта, Отс, не в силах идти дальше, покинул палатку в снежный буран. Больше его не видели. К этому времени экспедицию отделяли от склада 26 миль.

21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановиться в 11 милях от лагеря «Одна тонна». Дальнейшее продвижение стало невозможным из-за сильного бурана. 23 марта у них закончилось топливо. К 29 марта положение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам командир отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции.

На вторую зимовку на мысе Эванса остались 13 человек, группа Кемпбелла (6 человек) находилась в полной изоляции на Земле Виктории. Зимовка на базе Скотта была крайне тягостной в психологическом отношении, ибо все понимали, что произошла катастрофа. Научные работы, тем не менее, продолжались в полном объёме.

Исполнявший обязанности командира Аткинсон 29 октября 1912 года начал поиски останков группы Скотта. 10 ноября поисковая группа достигла Склада Одной Тонны и двинулась на юг, предполагая идти до ледника Бирдмора (Аткинсон полагал, что несчастье случилось на перевале). Однако уже 12 ноября они обнаружили палатку Скотта, почти занесённую снегом.

Аткинсон составил описание увиденного и забрал дневники членов экспедиции и непроявленные фотопластинки, которые хорошо сохранились за 8 месяцев полярной ночи. Тела не тронули, только убрали подпорки палатки, её полог послужил саваном погибшим. После этого над останками была построена снежная пирамида, увенчанная временным крестом из лыж.

22 января 1913 года «Терра Нова» покинула пролив Мак-Мёрдо. 10 февраля экспедиция вернулась в порт Оамару (Новая Зеландия), откуда были посланы известия в Лондон и Нью-Йорк.