История древней африки и южной аравии. Древняя Африка

В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.

Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно.

Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание - в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…

Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова - они ведь были не чернокожими.

Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология - Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке - вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.

Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».

Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов - от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.

Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.

В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый - почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера - первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.

И второй вопрос - а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?

В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь - ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени - рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.

Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто - эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.

Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.

Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.

Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно - практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете - это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле - скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.

После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…

Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…

(оранжевый цвет), исламская культура (зелёный цвет), православная культура (бирюзовый цвет), буддийская культура (жёлтый цвет) и африканская культура (коричневый цвет)

Африканская цивилизация - согласно гео-политологу Хантингтону , одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское , но также иногда и православное : см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм , анимизм , язычество . В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

История

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет . Затем Нубия , Сонгай , Гао , Мали , Зимбабве . Последними, уже в XVIII веке , возникли Зулуленд и Матабелеленд . Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей , государство зулусов - Британской). К 1890 году , 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи , часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства - Либерия и Эфиопия . Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР , в 1922 Египет , в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии . Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой . На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий ; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка - самый бедный континент в мире , единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус .

См. также

Напишите отзыв о статье "Африканская цивилизация"

Примечания

Ссылки

  • «Столкновение цивилизаций » Хантингтона. Хантингтон С. . - М .: АСТ, 2003. - ISBN 5-17-007923-0

Отрывок, характеризующий Африканская цивилизация

Видение исчезло. А я, совершенно ошеломлённая, никак не могла очнуться, чтобы задать Северу свой следующий вопрос...
– Кто были эти люди, Север? Они выглядят одинаково и странно... Их как бы объединяет общая энергетическая волна. И одежда у них одинаковая, будто у монахов. Кто они?..
– О, это знаменитые Катары, Изидора, или как их ещё называют – чистые. Люди дали им это название за строгость их нравов, чистоту их взглядов и честность их помыслов. Сами же катары называли себя «детьми» или «Рыцарями Магдалины»... коими в реальности они и являлись. Этот народ был по-настоящему СОЗДАН ею, чтобы после (когда её уже не будет) он нёс людям Свет и Знание, противопоставляя это ложному учению «святейшей» церкви. Они были самыми верными и самыми талантливыми учениками Магдалины. Удивительный и чистый народ – они несли миру ЕЁ учение, посвящая этому свои жизни. Они становились магами и алхимиками, волшебниками и учёными, врачами и философами... Им подчинялись тайны мироздания, они стали хранителями мудрости Радомира – сокровенных Знаний наших далёких предков, наших Богов... А ещё, все они несли в своём сердце негаснущую любовь к их «прекрасной Даме»... Золотой Марии... их Светлой и загадочной Магдалине... Катары свято хранили в своих сердцах истинную историю прерванной жизни Радомира, и клялись сохранить его жену и детей, чего бы им это ни стоило... За что, позже, два столетия спустя, все до одного поплатились жизнью... Это по-настоящему великая и очень печальная история, Изидора. Я не уверен, нужно ли тебе её слушать.
– Но я хочу узнать о них, Север!.. Скажи, откуда же они появились, все одарённые? Не из долины ли Магов, случаем?
– Ну, конечно же, Изидора, ведь это было их домом! И именно туда вернулась Магдалина. Но было бы неправильно отдавать должное лишь одарённым. Ведь даже простые крестьяне учились у Катаров чтению и письменности. Многие из них наизусть знали поэтов, как бы дико сейчас для тебя это не звучало. Это была настоящая Страна Мечты. Страна Света, Знания и Веры, создаваемая Магдалиной. И эта Вера распространялась на удивление быстро, привлекая в свои ряды тысячи новых «катар», которые так же яро готовы были защищать даримое им Знание, как и дарившую его Золотую Марию... Учение Магдалины ураганом проносилось по странам, не оставляя в стороне ни одного думающего человека. В ряды Катар вступали аристократы и учёные, художники и пастухи, землепашцы и короли. Те, кто имели, легко отдавали катарской «церкви» свои богатства и земли, чтобы укрепилась её великая мощь, и чтобы по всей Земле разнёсся Свет её Души.
– Прости, что прерву, Север, но разве у Катар тоже была своя церковь?.. Разве их учение также являлось религией?
– Понятие «церковь» очень разнообразно, Изидора. Это не была та церковь, как понимаем её мы. Церковью катаров была сама Магдалина и её Духовный Храм. То бишь – Храм Света и Знания, как и Храм Радомира, рыцарями которого вначале были Тамплиеры (Тамплиерами Рыцарей Храма назвал король Иерусалима Болдуин II. Temple – по-французски – Храм.) У них не было определённого здания, в которое люди приходили бы молиться. Церковь катар находилась у них в душе. Но в ней всё же имелись свои апостолы (или, как их называли – Совершенные), первым из которых, конечно же, была Магдалина. Совершенными же были люди, достигшие самых высших ступеней Знания, и посвятившие себя абсолютному служению ему. Они непрерывно совершенствовали свой Дух, почти отказываясь от физической пищи и физической любви. Совершенные служили людям, уча их своему знанию, леча нуждающихся и защищая своих подопечных от цепких и опасных лап католической церкви. Они были удивительными и самоотверженными людьми, готовыми до последнего защищать своё Знание и Веру, и давшую им это Магдалину. Жаль, что почти не осталось дневников катар. Всё, что у нас осталось – это записи Радомира и Магдалины, но они не дают нам точных событий последних трагичных дней мужественного и светлого катарского народа, так как происходили эти события уже спустя две сотни лет после гибели Иисуса и Магдалины.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обзор древней и средневековой истории Африки Составитель Казанцева Л.В. Преподаватель ГБПО СО КУПедК

2 слайд

Описание слайда:

Африка - прародина человечества Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

3 слайд

Описание слайда:

Ущелье Олдувай - территория множества находок доисторического периода. Археологами Луисом и Джонатаном Лики на территории ущелья на протяжении 30-60-х гг. XX века велись масштабные раскопки, при этом наиболее важные открытия, часть из которых стала существенной ступенью в деле исследования происхождения человека, сделаны ими в 1959-1963 гг. В частности, были найдены останки Homo habilis (древность свыше 2 млн лет), напоминавших австралопитековых обезьян, но уже перешагнувших рубеж, отделявший человека от животного царства. Был также обнаружен череп австралопитека, расколотые кости убитых на охоте животных и очень грубые каменные орудия, относящиеся к древнейшей эпохе палеолита (т. н. олдувайская культура). Вышележащий слой (древность 1,4-1 млн лет) содержал помимо каменных орудий кости людей, занимавших промежуточное положение между Homo habilis и питекантропом. В ущелье расположен музей антропологии и эволюции человека «Олдувай Годж», в котором представлены останки предшественников современного человека, останки доисторических животных, бивни мамонтов.

4 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Одни из самых древних образцов черепов гоминидов. Череп Австралопитека африканского. Объём мозга 520 см3. Крупная лицевая часть не сильно выдвинутая вперёд. Надглазничные валики не очень большие. Череп Австралопитека Бойса. Объём мозга 530см3. Очень крупная лицевая часть далеко выдвинутая вперёд. Очень большие надглазничные валики. Череп Человека умелого. Объём мозга 680см3. Маленькая лицевая часть не сильно выдвинутая вперёд. Мелкие надглазничные валики. Т. О. размер мозга - примерно в два с половиной раза меньше мозга современных людей. Зато размерами он был как мы, рост 1,8-1,7 метра, да и весом природа не обидела этого гоминида 65-80 кг.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самые известные рисунки первобытной эпохи находятся во французской пещере Ласко и Каповой пещере на Урале, на скалах Тассили в Африке. Художники каменного века отлично делали отдельные рисунки, но не научились собирать их в большие картины, где все связано общим смыслом. Не любили также рисовать людей, охотно делали только изображение животных.

12 слайд

Описание слайда:

Артефакты древней истории Африки Наскальная живопись в Тассили-и-Аджер в алжирской Сахаре Аджер.IV тыс. до н.э. Изображение лучника. Тассили-и-Аджер. Аджер.IV тыс. до н.э.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Негоидный тип Характерны: различный рост, удлинённые конечности (особенно руки), темная кожа, курчавые волосы, широкий плоский нос, толстые губы, прогнатизм. Распространена в Африке, к югу от Сахары. Прогнатизм предполагает выступающие вперёд челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа. Эти черты создают острый лицевой угол.

15 слайд

Описание слайда:

Капоидная раса бушменская малая раса в составе большой Африканской негроидной расы. В настоящее время обитает в пустынных и полупустынных районах Южной Африки.

16 слайд

Описание слайда:

Пигмеи (греч. Πυγμαϊοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

17 слайд

Описание слайда:

Эфиопская раса имеет некое сходство с негроидной группой, но по строению лицевого скелета эфиопская группа резко отличается от негроидной расы. Цвет кожи хоть и коричневый с красноватым оттенком, но, как правило, светлее чем у негрских народов, хотя некоторые группы эфиопской расы обладают одними из наиболее тёмных в мире оттенками кожи, вьющиеся волосы, обычно, не достигают характерной для негров курчавости, полные губы не настолько вздутые, как у представителей негроидной расы.

18 слайд

Описание слайда:

Берберы (самоназвание амазиг, амахаг - «человек»; кабильск Imaziɣen) - общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного города на севере. Численность 11,52 млн человек (1992 г.). Говорят на берберо-ливийских языках. По религии - в основном мусульмане-сунниты.

19 слайд

Описание слайда:

Зулу́сы (зулу amaZulu, англ. Zulus) - африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в 19 и 20 веках. В эпоху апартеидазулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

20 слайд

Описание слайда:

Масаи полукочевой африканский народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной Цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Африка – родина множества уникальных цивилизаций В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Набата), расцвет которой пришёлся на период существования Мероитского царства (VI век до н. э. - IV век н. э.). На обломках последнего образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.

24 слайд

Описание слайда:

Древние свидетельства о занятиях населения В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э). Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.

25 слайд

Описание слайда:

Развитие ремесел и торговли В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Это способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

26 слайд

Описание слайда:

Протогосударства древней Африки Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII-VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.

27 слайд

Описание слайда:

Условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния: Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере; прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья-великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией и др.

28 слайд

Описание слайда:

Примеры древних цивилизаций Африки На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.

29 слайд

Описание слайда:

Начиная с 3 века до н.э. происходит активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни. Величайшая в мире пустыня Сахара делит Африку на две неравные части. В меньшей из них - Северной Африке - находились Египет, Карфаген и другие древние государства. К югу от Сахары простирается Тропическая Африка.

30 слайд

Описание слайда:

Напата город на западном берегу Голубого Нила, располагался на 400 километром севернее Хартума, современной столицы Судана. Был основан около 1450 г. до н.э. нубийцами. Через 600 лет он стал столицей Куша. После того как столица была перенесена в Мероэ, Напата стала религиозным центром. В 24 г. н.э. была разрушена римлянами при царствование царицы Аманирене. Римлянами командовал префект Египта Гай Петроний.

31 слайд

Описание слайда:

Воссоздание храма Амона в Джебель-Баркал при фараонах XXV династии. Изображение бога Амона.

32 слайд

Описание слайда:

Этруски, ушедшие к истокам Тигра и Евфрата, тоже разделись на два потока около 4 тыс. лет назад. Один поток людей ушёл к южному берегу Чёрного моря в район Каппадокии Понтийской (Турция), а второй поток народа ушёл через Палестину и северный Египет в восточную часть Ливии в район Киренаики, что у Средиземного моря. Здесь 3,8 тыс. лет назад они основали своё государство со столицей в оазисе Куфра (юго-восток Ливии).

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Аксумское царство Возникло во II в. н. э. на севере современной Эфиопии. В IV в. Аксумом правил царь Эзана. В V - VI вв. христианство стало в Аксуме господствующей религией. Аксумское государство перестало существовать в IX – X вв.

35 слайд

Описание слайда:

Аксум, Аксумское царство - могущественное государство, существовавшее в 2 - 11 веках на территории современной Эфиопии. Столицей государства был Аксум. В 3-4 веках произошло возвышение Аксума. В IV веке при царе Эзане Аксум господствовал в Северо-Восточной Африке и Красноморье, соперничая с Византией. С 6 века государственной религией стало христианство. С 8 века начался период упадка, и в первой половине XI века Аксум распался. Под его властью находилась огромная территория вдоль побережья Красного моря и часть Аравийского полуострова, включая красивейший город того времени Йемен. Он располагался на пересечении торговых путей из Сирии, Ирана, Ирака, Турции и Египта. Аксумиты вели торговлю золотом, слоновьей костью, живыми зверями и их шкурами, ароматическими смолами, изумрудами, а также рабами.

36 слайд

Описание слайда:

37 слайд

Описание слайда:

Большие доходы от торговли (золото, изумруды, слоновая кость, звериные шкуры). Изготовление статуй и громадных каменных обелисков. Правитель – «царь царей».

38 слайд

Описание слайда:

Государство Гана Одно из самых ранних государств возникшее в западной части Африки, создана народом сонинке на территории современных Мавритании и Мали. По преданиям, Гана возникла в конце III - начале IV в. В 1076 г. Гану разгромили племена берберов - альморавидов, населявшие Сахару.

39 слайд

Описание слайда:

Гана, государство, существовавшее на территории. южной части современной Мавритании и западной части Республики Мали. По преданиям, государство Гана (ср.-век. государство) (другое название Аукер или Аухар) сложилось в 4 в. Этническую основу Гана (ср.-век. государство) составили сонике - один из народов группы манде. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство; значительного развития достигла обработка металлов. Столица Гана (ср.-век. государство) - Кумби-Сале играла важную роль в караванной торговле солью и золотом, а также рабами со странами Северной Африки. Сведений об общественном строе Гана (ср.-век. государство) почти не сохранилось; можно предположить, что в Гана (ср.-век. государство) проходил процесс сложения раннеклассового общества. Расцвет Гана (ср.-век. государство) относится к 9 - середине 11 вв. В 1076 Гана (ср.-век. государство) была на короткое время завоёвана Альморавидами. В начале 13 в. правители Мали, одной из южных провинций Гана (ср.-век. государство), распространили свою власть на всю территорию Гана (ср.-век. государство), образовав государство Мали. По имени средневекового Гана (ср.-век. государство) названо современное государство Гана.

40 слайд

Описание слайда:

41 слайд

Описание слайда:

Государство Мономотапа Образовалось в XIV в. В юго-восточной части африканского континента, в междуречье рек Замбези и Лимпопо. В XVII в. единое государство распалось на множество мелких владений.

Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.

Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной . Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь - человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.

Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV-III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.

Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина - высотой около 15 м - для снабжения города Мемфиса . Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.

Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений - городов. В V-III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица - Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.

В III-I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.

Африканская цивилизация очень непохожа на другие «мировые региональные цивилизации». Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой. Подобное сосуществование географы называют «естественным встраиванием в природу». Полный симбиоз человека и природы определил очень многое в традиционной африканской жизни - от особенностей психологии людей до специфических типов хозяйства.

Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.

В любом справочнике вы найдете данные, свидетельствующие о низкой урожайности в растениеводстве, о малой продуктивности животноводства. При этом «за кадром» остается важнейшая специфическая черта традиционного африканского хозяйства - его максимально высокая продуктивность в расчете на единицу вложенного труда!

После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.

Природные условия Африки, для которых характерны высокие температуры и влажность, ведет к быстрой порче продуктов, что ограничивает возможности их хранения. Африканцы давно уже поняли, что в этих условиях просто неразумно заготавливать впрок какие-либо продукты (или сырье для их последующего изготовления). Поэтому «единственно надежной формой их сбережения и накопления становится охрана и умножение их естественных источников (т. е. природной среды)». За многие сотни и даже тысячи лет африканские крестьяне отработали свои методы в растениеводстве, подобрали подходящие к местным условиям сорта растений, разработали свою систему содержания скота. В Африке традиционно выращивают культуры с различными сроками их уборки, посевная продолжается почти круглый год. Основная идея подобной агросистемы состоит в том, чтобы собирать урожай частями, но несколько раз в год. Именно этим можно объяснить, что главными продовольственными культурами, выращиваемыми в Африке, стали просо, сорго и другие, которые по европейским меркам относятся к неэффективным (они малоурожайны).

Тропики и экваториальный пояс представляют собой очень хрупкую экосистему, нарушения в которой из-за хозяйственной деятельности человека чрезвычайно болезненны. Плодородие почв быстро иссякает, нужно переходить на другой участок, давая «утомленному» несколько лет отдохнуть. Теперь всем известно о вреде подсечно-огневого земледелия в Африке, но забывают о том, что катастрофические масштабы подобного землепользования характерны для территорий, на которых внедряется «европейский интенсив». Африканцы всегда знали, до каких пределов можно расчищать и сжигать лес, на сколько лет нужно оставить невспаханным тот или иной участок. Применительно к Африке говорят даже о т. н. лесном земледелии, при котором получение самого урожая является лишь одним из многих его и часто даже далеко не самым главным.

Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!

Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей - одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко - не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой.

Совершенно непохожа на европейскую и африканская семья, которая включает в себя не только ныне здравствующих, но и умерших и даже еще не родившихся. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни - так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него. «Живые буквально ходят по могилам родных, признавая их продолжающееся присутствие в мире и почитая их жертвоприношениями, едой и питьем, поминанием их имен, заклинаниями и ритуалами, данными в честь умерших именами детей». Поэтому говорят, что в африканской семье всегда присутствуют «живые покойники». Живые, однако, должны заботиться не только об умерших, но и о тех, кто должен родиться, «высвободить их из небытия, дать им форму, тело, допустить к участию в жизни общества».

Большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Во все другие страны европейский империализм и поселенцы привнесли элементы западной цивилизации. В Южной Африке поселенцы из Голландии, Франции, затем из Англии насадили мозаичную европейскую культуру. Что самое главное, европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка “ниже” Сахары (субсахарская) может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.

Религия является центральной, определяющей характеристикой цивилизаций, и, как сказал Кристофер Даусон “великие религии - это основания, на которых покоятся великие цивилизации”. Из пяти “мировых религий” Вебера, четыре - христианство, ислам, индуизм и конфуцианство - связаны с основными цивилизациями. Пятая, буддизм - нет. Почему так случилось? Как ислам и христианство, буддизм рано разделился на два течения и, как христианство, не выжил на земле, где зародился. Начиная с первого столетия нашей эры одно из направлений буддизма - махаяна - было экспортировано в Китай, затем в Корею, Вьетнам и Японию. В этих буддизм был в различной степени адаптирован, ассимилирован местными культурами (в Китае, например, в форму конфуцианства и даосизма) или запрещен.

Таким образом, в то время как буддизм остается важной составляющей культуры в этих обществах, они не являются частью буддийской цивилизации и не идентифицируют себя подобным образом. Однако в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже существует то, что можно по праву назвать буддийской цивилизацией теравады. Кроме того, население Тибета, Монголии и Бутана исторически приняло ламаистский вариант махаяны, и эти общества образуют второй район буддистской цивилизации. Однако наиболее важен тот факт, что существует явное отличие буддизма, принятого в Индии, от его адаптации в существующую культуру в Китае и Японии. Это означает, что буддизм, являясь одной из главных религий, не стал базой ни для одной из основных цивилизаций.