Каковы правила употребления деепричастных оборотов? Тест по русскому языку на тему: Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.

Тема 5. «Синтаксические нормы современного русского

Литературного языка»

Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения (Запишите исправленные предложения).

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 3. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 4. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 5. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 6. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 7. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 8. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 9. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 10. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения (Запишите исправленные предложения). Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 3. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 4. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 5. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 6. Эта пьеса современна и злободневная.. 7. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 8. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 9. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Итальянский язык казался особенно звонким в густом снегу засып_вшем пусты(н,нн)ые проспекты и дворцы Петербурга (К.Г. Паустовский). 2. Промороженные до звонкой ломкости скачут листья, собираясь в шумные вороха… и только человеческим бытием все связа(н,нн)о воедино в прочный и умный узел (Л. Леонов). 3. Усталый после семисоткилометровой дороги я медленно катил по улицам любимого города, где когда-то с жаром проводил свою юность (В. Аксенов). 4. Бледное от солнечных лучей море лежало неподвижно и тяжело, как мертвое (А.И.Куприн). 5. Невеста и ее мать заняты отцом уже давно пьяненьким всем улыбающимся; с веселой досадой он отпихивается от них (В. Распутин). 6. Утро тем не менее наступило солнечное прохладное (Л. Петрушевская). 7. И оба накл_нили головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо хотело поймать приближающийся шум пароходных колес, но звуки ночи тихие (не)ясные тысячу раз слышанные и все(таки) особенные и странные говорили об отсутствии человека (А. Серафимович). 8. Я вышел на ночную улицу и не узнал ее. Пустынная еще четверть часа назад она была сейчас забита молодежью (В. Аксенов). 9. А после, летом, она сияющая и обезумевшая, счастливая и молодая выращивала в благоухающем, воспрянувшем дачном саду неслыханные цветы выросшие из финских семян … (Т. Толстая). 10. Баржа и лодка возле нее (по)немногу терявшие очертания (не)ясно и темно рисовались у берега (А. Серафимович).

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия, деепричастные обороты, объясните условия их обособления. В каких случаях обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, не обособляются (не выделяются запятыми)?

1. Отражаясь и дробясь б_гровым отблеском у самой воды горел костер, и поплескивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвеш_нный котелок, ползали и шевелились ища чего-то по узкой полосе пр_брежного песку длинные тени, и задумчиво возвышался обрыв смутно краснея глиной (А. Серафимович). 2. Учился Саша шутя над учебниками не корпел (В. Чивилихин). 3. Павел сморщившись посмотрел на молодого франта придержал коня (К.Г. Паустовский). 4. Каштан сломя голову пустился бежать, а Яшка сидит, вцепился ногами в шерсть, крепко держится, а руками рвет Каштана за уши, щиплет шерсть клочьями (Б. Житков). 5. Проглотив добычу зимородок сел на ветку и опять погрузился в дремоту но услышав шум приближающейся лодки с криком понесся вдоль реки (В. Арсеньев). 6. Они под_ехали (в)плотную к костру сдерживая мотающих головами сторожко похрапывающих лошадей сидя прямо и крепко в седлах и концы винтовок поблескивали из-за спин (А. Серафимович). 7. Вскочит лошади на спину – лошадь топчется, гривой трясет, фыркает, а Яшка (не)спеша на другую перепрыгивает (Б. Житков). 8. Хотелось бросить все и вернувшись по следу назад поискать обходный путь (В. Чивилихин). 9. Галка встретила их на крыше и торжественно хлопая крыльями поздравила Митьку и Машу (В. Каверин). 10. Дома у себя читал он всегда лежа (А.П. Чехов).

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета. По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связываются с существительным согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже. Согласованные определения выражаются прилагательными (Я надену белую рубашку), местоимениями (Дай мне твою руку), порядковыми числительными (На третий день пути лыжники вышли на равнину), причастиями (Побледневшее небо стало опять синеть).

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы Чехова), притяжательными местоимениями его, ее, их (Это его дом), наречиями (Нам подали яйца всмятку), глаголом в форме инфинитива (Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху), словосочетаниями (Человек высокого роста , с усами, вышел из чащи).

Обособляются и выделяются на письме запятыми :

1. Распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного: Любопытен процесс, наметившийся в американском театре (Ю.М. Нагибин).

2. Два или несколько одиночных согласованных определений, стоящих после определяемого слова, в особенности, если перед ним уже есть определение: Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем (М. Горький). Одиночное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Мальчик, обиженный, покраснел (т.е. будучи обижен).

3. Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению: Мало обремененный бытовыми тяготами, он открыт всем впечатлениям мира (Ю.М. Нагибин).

4. Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются только тогда, когда имеют дополнительное обстоятельственное значение (причинное, уступительное, временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря (С.Т. Аксаков). Такие определения обычно могут быть заменены оборотом со словом будучи .

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Вариант 1

Теоретический вопрос

Научный стиль речи и его особенности

1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.9. (Регулируемая, регулировочная) система тормозных тяг и рычагов вышла из строя. 10. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 11. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 12. Главное для писателя – (духовный, душевный) мир человека. 13. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 14. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора. 15. Ревизорской службой установлен (непрерывистый, непрерывный) контроль маршрута.

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Запишите словами:

К 3567; без 2894; о 6347; над 54789; перед 77945

Задание 4. Образуйте формы мн.числа, обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь, доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

1. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 2. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 3. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 4. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил. 5. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 6. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 7. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 8. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 9. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 10. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев. 11. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет. 12. Инициатором пресс-конференции стала шведская делегация. 13. Мать колдовала ужин на кухне.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Вариант 2

Теоретический вопрос.

Оратор и ораторская речь. Риторические навыки и умения

Задание 1. Исправьте лексические ошибки.

1.Свободные вакансии у нас есть – приносите документы. 2. Собакевич и Чичиков проявили друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда Собакевич наступил на ногу Чичикову. 3. Таких добрых людей, как Метелица, можно считать престижными. 4. Обратно стало холодно. 5. Его не оставляло желание к свободе. 6. Когда идёшь по деревенской школьной улице, сразу же появляется воспоминание. 7. В этот день класс заработал 400 рублей денег. 8. США завязали войну с Ираком. 9. Пробуждающийся лес своей неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его. 10. Обидливый он человек, к нему не подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз подтвердился.

Задание 4. Подберите определения к существительным, согласуя их в категории рода:

Чай, какао, леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, бра, какаду, крупье, визави, кенгуру, Миссисипи, эскимо, шимпанзе, жюри, алиби, пани, протеже, инкогнито, мокко.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией. 11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады. 13. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 14. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 15. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Вариант 3

Теоретический вопрос.

Официально-деловой стиль речи

Задание 1. Исправьте лексические ошибки

1.Его обхватила лихорадочная любовь к вечерним прогулкам. 2.Сколько много уроков на дом задали! 3. Жители с большим удовольствием слушали воспоминания очевидцев того жестокого времени. 4. Покупайте шубы из меха енота, каракуля, норки, песца, мутона. 5. Маяковский в своем творчестве применяет сатиру. 6. Троекуров был роскошный помещик. 7. На поляне лежали лучи солнца. 8. Полоски на его тельняшке сказали, что Федя - храбрый человек. 9. Этот роман является типичным образом детективного жанра.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 4.Образуйте форму Р.п. от слов во мн. числе:

Апельсины, гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф, баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты, туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары, торты

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. По техническим причинам наш канал не работает. 2. С подростками регулярно проводятся беседы по морали и нравственности. 3. Минимальная пенсия увеличена более на сто рублей. 4. На заседании кафедры заслушали аспирантов. 5. Инициатором викторины стали старшеклассники. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Вариант 4

Теоретический вопрос.

Средства невербальной коммуникации

Задание 1. Выберите нужное.

1) (Подготовьте, приготовьте) домашнее задание. 2) Он (окончил, закончил) институт в прошлом году. 3) (Встал, стал) вопрос о переводе его в другой город. 4) Часы (стали, встали). 5) Она (одела, надела) пальто. 6) Просим (представить, предоставить) помещение под общежитие. 7) Наш сосед – (невежественный, невежливый) человек, он никогда не отвечает на моё «здравствуйте». 8) На его куртке какая-то необыкновенная (монограмма – монография). 9) Он – священник, то есть человек (душевного – духовного) звания. 10) Поставьте под документом свою (подпись – роспись).

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Запишите словами:

к 3567; без 2894; о 6347; над 54789; перед 77945

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Молодому композитору характерно использование фольклорных мотивов в творчестве. 2. Постепенно у меня начала вырабатываться объективная историческая оценка на личность. 3. По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом. 4. Прототипом Базарову является Печорин. 5. Революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени. 6. В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил лучшие женские качества: внутренняя гармония, естественность и доброта. 7 . Согласно распоряжения директора курение в институте запрещено. 8. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 9. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 10. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 11. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 12. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 13. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 14. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года. 15. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Вариант 5.

Теоретический вопрос.

Публицистический стиль речи

Задание 1. Раскройте скобки, выбирая подходяще слово. Обоснуйте свой выбор.

1)(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2)Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 3)Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4) В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 5) (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 6) Он (сыскал, снискал) к себе уважение как новатор, как человек творческой мысли.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Запишите числительные и существительные в нужной форме.

1)К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз подтвердился.

Задание 4. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор.

1) Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2)Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты- четырёх сирот – четверых сирот).3) В семье было (три сына – трое сыновей), все (трое – три) – прекрасные охотники. 4)Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5) При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6)Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 7)Его ждали около (полтора – полутора) часов.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Подготовка специалистов желает лучшего. 7. Сын озабочен здоровьем матери. 8. Я отдаю отчёт, что поступаю рискованно. 9. Тогда от разъярённого зверя отнимали бочку. 10. Еженедельно администрация района устраивает рейды по торговле. 11. Мы ещё спросим со всех прежних руководителей. 12. В детстве я мечтала выучиться на доктора. 13. Планы по картофелю в этом году выполнены. 14. Мы все переживали за наших фигуристов. 15. Пора подвести итоги о работе коллектива.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Вариант 6

Теоретический вопрос.

Язык художественной литературы

Задание 1.Исправьте лексические ошибки

1.Поезда пассажирского сообщения в летний период времени переполнены пассажирами. 2. Локомотивный состав находится на ремонте в локомотивном депо. 3. В институте разработаны новые методики и разработки по транспортной логистике. 4. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 5. Пострадавшие в аварии были госпитализированы в больницу. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Строители внесли огромную лепту в выполнение плана. 8. Состоялся первый дебют молодой актрисы на самарской сцене. 9. На соревнованиях по гонкам впереди лидирует гонщик из Тольятти. 10. Эти картины - неотъемлемая часть вернисажей. 11. Деревянная посуда расписана в духе народного фольклора. 12. Строительство нового корпуса вуза не должно замирать на мертвой точке. 13. Питательная маска хорошо подпитывает кожу. 14. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 15. Уже в начале творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. t6. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 17. Составлен и сдан отчет за февраль месяц. 18. Этот сборник стоит 90 рублей денег. 19. На предприятии наблюдаются незаконные расхищения имущества.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Напишите числительные прописью

Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется …. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4. Вставьте правильное окончание

Нов… тюль, зелен… такси, лечебн… шампунь, вкусн… кофе, зрел… кольраби, красив… Батуми, глубок… Миссисипи.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Они долго шли, ориентируясь на Большую Медведицу, боясь попасться кому-либо на глаза. 2. Пусть министр отчитается за срыв переговоров! 3. Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе. 4. Наряду с критикой следует всячески пропагандировать прогрессивные тенденции в нашем обществе. 5. Его замечания ни на чём не обоснованы. 6. Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога. 7. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 8. Составлен график по погашению задолженности по детским пособиям. 9. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу воспитанников! 10. Дело ускорения хода подготовки мер увеличения производства товаров повседневного спроса волнует каждого. 11. Состояние с подготовкой молодых специалистов остаётся неудовлетворительным. 12. По истечению положенного срока дивизия вернётся в Омск.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Вариант 7

Теоретический вопрос .

Основы мастерства ведения беседы и спора.

Задание 1. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки и отредактируйте предложения.

1.О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Замените цифры словами, поставьте сочетания числительных с существительными в соответствующей падежной форме. В случаях невозможности образования некоторых сочетаний подберите варианты, выражающие данное значение.

На высоте 900 000 метр..., до 500 учрежден..., около 44 барж..., располагать 100 рубл..., добираться в течение 23 сут..., работают 34 ясл... и более 52 детсад..., из 301 претендент... на первенство, более 43 кандидат... на призовые места, продолжаться 5,3 сек..., наблюдать 3 и более случ... заболеваний, около 90 километр..., по рубл... за штуку. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями. (Оба, обе) веселых друга расстались надолго.

Задание 4. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая. 2. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной. 3. Герои Бородино мне понравились своей преданностью к отчизне. 4. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло к огромным затратам. 5. Согласно заявления его перевели на другую работу. 6. Нельзя ли сделать два снимка: один – в профиль, другой – в анфас? 7. Возникшие благодаря этому серьёзные трудности совпали с тяжелыми стихийными бедствиями. 8. Гринёв никогда не позволял грубости к старику. 9. Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и алкоголя. 10. Благодаря Вас я узнала много нового о нашем городе. 11. Наверное, многие возмутятся на такое сравнение. 12. Но это не даёт никакой гарантии на то, что в уже отремонтированных домах не возникнут трудности с подачей воды. 13. Участки, занятые под овощными культурами, заметно расширяются. 14. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражён неосведомлённостью главного конструктора в основных производственных процессах


Упражнение 41. Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «темного царства». 2. Идя на свой первый бал , у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М.Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган , Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Все вложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нем нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 16. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 17. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 18. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 19. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
Упражнение 42. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям. Подумайте, какие из плеонастических сочетаний закрепились в языке , а какие противоречат языковой норме.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания , громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены , мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени , постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперед, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее , ценные сокровища, темный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 43. Исправьте предложения. Объясните Ваши действия. С каким видом речевой избыточности Вы столкнулись при правке предложений?
1. Знаменитый режиссер поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость , директор СПАТ-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актер не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы. 16. Промышленная индустрия начала развиваться в регионе уже в XVIII веке. 17. Продолжительность процесса плавки длится более трех часов времени. 18. В центре города сохранится существующая сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. 21. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять собой единый монолит. 22. Толпа быстро кинулась на Швабрина. 23. Еще юным подростком он совершил смелый поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг. 25. Осенний парк кажется грустным и печальным. 26. В кассе завода не более тысячи рублей денег.

Упражнение 44. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.). Отредактируйте предложения.
1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. 3.Когда окончательно будет закончен ремонт , никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шоферского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьезными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растет, и уже появились свободные вакансии. 17. Четко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 20. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Займите мне, пожалуйста, триста рублей. 21. Он давно увлекался народным фольклором.

Литература
1. Балашова Л.В, Дементьев В.В. Курс русского языка. Саратов, 2005.

2. Виноградов С.Н. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Методические материалы к практическим занятиям. Н. Новгород, 1996. 3. Виноградов С.Н. Упражнение и задания по морфологии. Методическое пособие для студентов-филологов. Н. Новгород, 2002. 4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 1980.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2008.

Действие, обозначаемое деепричастием(деепричастным оборотом),относится, как правило,к подлежащему данного предложения, например:Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием,не совпадают,употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно , например:«Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза» (переходя относитсяк стрелочнику , аоглушил к свистку ). Встречающиеся у писателей-классиковотступления от этой нормы представляют собойлибогаллицизм ,либо результат влияния народного языка, например:Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресить ту форму жизни, которая была при деде (Л. Толстой).

В ряде случаев возможно употребление деепричастного оборота, не выражающего действия подлежащего:

    если производитель действия, обозначенного деепричастием, совпадает с производителем действия, обозначенного другой глагольной формой(инфинитивом, причастием, деепричастием), например:Автору было предложено внести в рукопись дополнения, учитывая изменения, происшедшие в жизни общества за последнее время; Ничем нельзя было удержать напора волн, нахлынувших на берег, сметая все на своем пути;

    в безличном предложении при инфинитиве, например:Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня для отдыха. Если же в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, то употребление последнего стилистически неоправданно, например.« Уезжая из родного города, мне стало грустно»; « Прочитав вторично рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке».

Не отвечает норме употребление деепричастного оборота в страдательной конструкции, так как производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например:« Получив признание широких читательских масс, книга была переиздана».

Деепричастный оборот обычно предшествует сказуемому, если обозначает:

    предшествующее действие, например:Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери... (Горький);

    причину другого действия, например:Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой (А. Первенцев);

    условие другого действия, например:Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно (В. Панова);

Деепричастный оборот обычно следует за сказуемым, если обозначает:

    последующее действие, например:Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке (Горький);

    образ действия, например: Тут, около телег, стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками от дождя (Чехов).

Деепричастные обороты синонимичны другим конструкциям. При выборе нужного варианта учитываются его грамматико-стилистические особенности.

Деепричастный оборот придает высказыванию книжный характер.Преимуществомэтой конструкции по сравнению с придаточным обстоятельственным предложениемявляетсяегосжатость. Ср.:Когда вы будете читать эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места. Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.

С другой стороны, преимуществом придаточных предложений является наличие в них союзов, придающих высказыванию различные оттенки значения, которые теряются при замене придаточного предложения деепричастным оборотом. Ср.:когда он вошел..., после того как он вошел..., как только он вошел..., едва он вошел... и т.п. и синонимическийвариантвойдя, указывающий только на предшествующее действие, нолишенный тонких оттенков временного значения.При использовании деепричастного оборотав подобных случаяхследует потерю союза восполнять, где это необходимо, лексическими средствами, например,войдя... он сразу же (тотчас же, немедленно и т.п.).

Деепричастные обороты могут быть синонимичны и другим конструкциям. Ср.:

ходил, укутавшись в теплую шубу ходил, укутанный в теплую шубу; смотрел, высоко подняв голову смотрел с высоко поднятой головой ; торопился, предчувствуя что-то недоброе - торопился в предчувствии чего-то недоброго ; читал рукопись, делая выписки читал рукопись и делал выписки.

Задание 21. Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 22. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 26. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 27. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.