Первая эпидемия чумы в европе. История чумы: как боролись с болезнью в Средние Века. Современная характеристика бубонной чумы

Могила выглядит сделанной наспех, все тела были похоронены в один день и в очень простых гробах. Найденный рядом могильный камень датирован 1665 годом, поэтому археологи предполагают, что это одно из захоронений жертв «Великой чумы». Мы решили вспомнить, как проходили пандемии чумы в средневековой Европе, как реагировали на нее люди и к каким последствиям приводила чума.

Средневековые города - это сравнительно небольшая территория, ограниченная крепостной стеной. Внутри деревянные или реже, каменные дома, построенные вплотную друг к другу, чтобы сэкономить полезную площадь, стоят на узких улицах. Люди жили скученно и тесно, их понятия о чистоте и гигиене сильно отличались от современных. В домах, по большей части, старались поддерживать чистоту, хотя в средневековых книгах встречается рецепт на случай «если кому крыса лицо щипнет или омочит» 1 , а вот мусор и нечистоты выбрасывались прямо на улицы. С личной гигиеной тоже возникали проблемы. Каждый день люди мыли только руки и лицо - то, что видно всем. А вот полноценные ванны принимали редко: во-первых, нагреть большой объем воды было дорого и технически сложно, а во-вторых частое мытье не приветствовалось: оно считалось признаком себялюбия и потакания телесным слабостям. Общественные бани уже существовали, но были дороги. Поэтому сравнительно часто мыться могли себе позволить только богатые люди. Например, английский король в XIII веке принимал ванну раз в три недели. А монахи мылись и того реже, кто-то дважды в год, кто-то - четырежды 2 . В таких условиях вши и блохи были постоянными спутниками людей. То есть были созданы идеальные условия для возникновения и распространения эпидемий.

И эпидемия началась. Страшная пандемия чумы, названная современниками «Черной смертью», пришла в Европу в 1346 году. По самой распространенной версии, чума пришла с монгольскими войсками через Золотую Орду в Крым. Находившиеся в Крыму монголы осаждали древний порт Феодосию (Каффу). Сохранилось свидетельство очевидца осады, юриста Габриэля де Мюсси, которое, впрочем, некоторые ученые ставят под сомнение. Как описывает де Мюсси, осада была неудачной, и монголы, среди которых было много зараженных чумой, с помощью катапульт стали перебрасывать через стены города чумные трупы, чтобы заразить осажденных. В городе вспыхнула эпидемия. Корабли, направлявшиеся из Кафы в Европу, перенесли чуму с корабельными крысами, одеждой и тканями, кишащими блохами, и зараженными моряками. Из Италии и Южной Франции чума стала распространяться на север. До 1353 года чума прокатилась по всей Европе, от Испании до Скандинавии и Гренландии, и от Ирландии до Московского княжества.

В начале XIV века население Европы насчитывало от 70 до 100 миллионов человек . Во время пандемии 1346-1353 годов, по разным оценкам, умерли от 25 до 34 миллионов человек, от трети до половины населения Европы.

После окончания пандемии чума не ушла. Вспышки болезни разной силы повторялись по всей Европе каждые 10-15 лет, вплоть до конца XVIII века.

Жители Европы оказались абсолютно не готовы к этому бедствию. Вот что пишет очевидец эпидемии Бокаччо в «Декамероне» 3 .

Против этих болезней не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила какого бы то ни было лекарства... только немногие выздоравливали и почти все умирали на третий день после появления... признаков [чумы].
... [оставшиеся] в живых, почти все стремились к одной, жестокой цели: избегать больных и удаляться от общения с ними...
...Воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств.
...Не заботясь ни о чем, кроме себя, множество мужчин и женщин покинули родной город, свои дома и жилья, родственников и имущества и направились за город...
...Умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько издохшая коза...
Так как для большого количества тел... не хватало освященной для погребения земли... то на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы.

Сейчас мы знаем, что возбудитель чумы, Yersinia pestis , чумная палочка, циркулирует в популяциях грызунов и переносится блохами. Но чумную палочку открыли только в 1894 году.

В средние века причиной возникновения болезни считали Божью волю. Все происходит благодаря Богу, в том числе и недуги. Если врачу удавалось вылечить пациента, считалось, что в этом ему помогло Божье милосердие. Божьей волей вызвано и плохое расположение планет, которое ведет к накоплению в воздухе отравленных миазмов, вызывающих болезни. Когда французский король попросил профессоров медицины Парижского университета объяснить причины чумы 1348 - 1349 годов, ученые мужи ответили, что эпидемия наступила из-за «важной конъюнкции (соединения, совмещения) трех высших планет знака Водолея, которая вкупе с другими конъюнкциями и затмениями вызвала пагубное загрязнение окружающего воздуха; кроме того, это знак смерти, голода и других бедствий». 2


Непререкаемыми авторитетами в средневековой медицине были Гиппократ и Гален. Гиппократ считал, что болезни возникают из-за вдыхания воздуха, содержащего болезнетворные миазмы . Эпидемия, по Гиппократу, это похожие по симптомам заболевания людей, живущих на одной территории и вдыхающих воздух, отравленный миазмами, либо испарениями, поднимающимися из-под земли. Так как люди, живущие в одном месте, дышат одним и тем же воздухом, они заболевают одной и той же болезнью (отсюда и термин «поветрие»). Гиппократ советовал в случае эпидемии уехать из местности с зараженным воздухом. Поэтому во время эпидемии «Черной смерти» 1346 - 1353 годов бегство из зараженных городов было обычным, а больных чумой поначалу не изолировали, так как они не считались заразными. С другой стороны в Венеции уже тогда ввели карантин для приезжих с востока (от итальянского quaranta giorni - сорок дней). Приходящие корабли досматривали, и если на них обнаруживали больных или мертвых, корабли сжигали.

Приход чумы в Европу привел к появлению «чумных докторов». Их костюмы соответствовали средневековым представлениям о том, что причина болезни - отравленные миазмы. К больным доктора приходили (если приходили вообще) в длинных кожаных или холщовых халатах, длинных перчатках и высоких сапогах. Голову и лицо закрывала маска, пропитанная воском. На месте носа был длинный клюв, заполненный пахучими веществами и травами 1 . «Чумные доктора» отворяли кровь, вскрывали чумные бубоны и прижигали их раскаленным железом или прикладывали к бубонам лягушек, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Постепенно, по призыву властей или по собственному почину, ученые начали составлять письменные наставления, что и как надо делать при чуме, так называемые «чумные сочинения». Считалось, что полезно выпустить «отравленную моровым ядом» кровь. От жара и для подкрепления сердца на грудь следует наложить компресс в который хорошо бы добавить жемчуг, кораллы и красный сандал, а бедные могут приготовить компресс из пригоршни слив, кислых яблок, медуницы, лапчатки и других лекарственных трав. Если даже после компресса бубоны не рассасываются, надо поставить банки, чтобы вместе с кровью отсосать из тела яд 1 .


Если болезнь не удавалось вылечить, оставалось молиться, чтобы Божий гнев смягчился и эпидемия отступила. Во время эпидемий особенно популярными заступниками от чумы были Дева Мария, святые Себастьян и Христофор . Святого Себастьяна считали заступником, видимо, потому, что он пережил посланную стрелами смерть. Считалось, что только при заступничестве святого Себастьяна врач может успешно лечить чуму. Святой Христофор считался заступником потому, что он посвятил свою жизнь служению Христу и был одним из немногих, кто взаимодействовал с Иисусом: он перенес маленького Христа через реку.

Кроме уже существовавших святых, чума создала своего собственного, святого Роха . Это был реальный человек, французский дворянин из Монпелье, который ухаживал за больными чумой, а когда заразился сам, ушел в лес умирать. Как ни странно, он выздоровел и вернулся в родной город, где его приняли за шпиона и бросили в тюрьму. После нескольких лет в заключении Рох умер. Поклонение святому началось сразу после его смерти.

Во время чумы активизировалось движение флагеллантов («бичующихся»). Движение возникло в Италии в XIII веке и быстро распространилось в центральной Европе. К движению мог примкнуть кто угодно, независимо от возраста и социального положения. Флагелланты процессией ходили по улицам и, бичуя себя ремнем, хлыстом или розгами, с плачем и пением религиозных гимнов просили отпущения грехов у Христа и Девы Марии. В разгар эпидемии во флагеллантских процессиях стало принимать участие все больше и больше народу: молитвы наряду с бичеванием производили сильное впечатление на зрителей и к процессии присоединялись все новые участники. Так как флагелланты огромными толпами ходили из города в город, заходя в церкви и монастыри, они стали еще одним источником распространения болезни. В конце эпидемии движение стало терять популярность, начались трения с церковью. Проповеди светских участников движения, публичные покаяния, нелестные высказывания флагеллантов о монахах и священниках привели к тому, что в 1349 году папа издал буллу, признающую флагеллантские учения еретическими.

Городские светские власти в ответ на эпидемию, чтобы умерить Божий гнев, принимали законы против роскоши, устанавливающие правила ношения одежды, а также регулировавшие проведение церемоний крещения, венчания и погребения. Так, в немецком городе Шпайере после окончания «Черной смерти» был принят закон, запрещающий женщинам носить мужскую одежду, потому что «эта новая мода , попирая естественные различия между полами, ведет к нарушению нравственных заповедей и влечет за собой наказание Божье».

Чума привела к возникновению нового жанра в живописи и скульптуре. После эпидемии «Черной смерти», в 1370-х годах, начали появляться «Пляски смерти» - живописные и словесные аллегории бренности человеческого бытия: смерть ведет к могиле представителей разных слоев общества - знати, духовенства, крестьян, мужчин, женщин, детей.



Закончились вспышки чумы в Европе в разное время, где-то в XVII веке, где-то - в XVIII веке. И хотя сначала способы борьбы с болезнью выглядели, на взгляд современного человека, смешно, за триста лет жители Европы выработали ряд эффективных мер по борьбе с чумой. Например, в Англии во время эпидемии 1665 года городские власти приняли систему мер против распространения заразы.

В каждый церковный приход городские власти направили наблюдателей, которые должны были расспрашивать людей и узнавать какие дома заражены и кто заболел. Также в приходы направляли «осматривающих», женщин, которые осматривали заболевших людей и ставили диагноз, и к ним в помощь отряжали хирургов, которые должны были лечить исключительно заболевших чумой. Больных изолировали: либо помещали в специально учрежденный «чумной барак», где заболевшим обеспечивали хотя бы минимальный уход, либо запирали в доме вместе со всеми домочадцами. Зараженные дома метили алым крестом и словами: «Господи, смилуйся над нами!» и держали запертыми в течение месяца. У дома оставляли сторожа, который следил, чтобы никто не входил и не выходил из зараженного дома.

Умерших надлежало хоронить ночью, чтобы избежать скопления народа; родственникам и друзьям присутствовать на поминальной службе и при погребении не разрешалось. Мебель и вещи из зараженных домов продавать запрещалось. Для устранения заразы вещи и постель чумного больного должны быть проветрены и прокурены ароматическими веществами.

Кроме того, были сделаны распоряжения о поддержании в порядке общественных мест. Мусор с улиц должен вывозиться мусорщиками ежедневно, помойки и резервуары с нечистотами должны находиться как можно дальше от города. Крестьянам из окрестных деревень, приезжающим торговать на рынке, было предписано продавать все товары за пределами города. На рынках продукты регулярно осматривались, испорченные к продаже не допускались. Деньги на рынке не передавались из рук в руки, а опускались в предназначенную для этого миску с уксусом.

Было запрещено пускать в город бродячих нищих и попрошаек. Увеселения, приводящие к скоплению народа и публичные празднества тоже во время эпидемии отменялись 4 .

Возможно, по причине эффективности принятых мер во время эпидемии погибло 75 тысяч человек, 15 процентов из 460 тысяч жителей города, а не треть или половина населения.

Эпидемия 1665 года, вошла в историю как «Великая чума». Болезнь пришла в Англию из Нидерландов в конце 1664 года, и в июле 1665 добралась до Лондона. Эпидемия пошла на убыль только поздней осенью 1665 года, а окончательно вспышки чумы прекратились в Лондоне только в 1666 году, после Великого пожара , который бушевал три дня и уничтожил огромное количество домов в центре города, видимо вместе с крысами и блохами.

Так чума закончилась в Англии. В Европе было еще несколько сильных вспышек, но и они закончились в конце XVIII века.

В XI в Европе население стало резко расти . К XIV веку прокормить всех вдоволь было невозможно. Более или менее пригодные для обработки земли были задействованы. Неурожайные годы случались все чаще, так как климат Европы стал меняться – наступали большие холода и частые дожди. Голод не покидал города и деревни, население страдало. Но это было не самым страшным. Ослабленное население часто болело. В 1347 году началась самая страшная эпидемия.

На Сицилию пришли корабли с восточных стран. В своих трюмах они везли черных крыс, которые стали основным источником смертельного вида чумы. Страшная болезнь начала мгновенно распространяться по территории Западной Европы. Везде начали гибнуть люди . Одни больные умирали в долгих мучениях, а другие мгновенно. Больше всего страдали места массовых скоплений – города. Там порой не было людей, что бы хоронить умерших. За 3 года европейское население уменьшилось в 3 раза. Испуганные люди быстрее бежали из городов и еще больше разносили чуму. Тот период истории назвали временем «Черной смерти».

Чума не разбирала ни королей, ни рабов. Европа была разделена на границы, что бы хоть как-то снизить распространение болезни.

В 1346 году генуэзцы напали на современную Феодосию. Впервые с истории было использовано биологическое оружие. Крымский хан выбрасывал трупы жертв чумы за осажденные стены. Генуэзцы были вынуждены вернуться в Константинополь, неся с собой страшное орудие убийства. В городе погибло почти половина населения.

Европейские купцы кроме дорогих товаров из Константинополя привозили чуму. Крысиные блохи были основными носителями страшной болезни. Первыми приняли удар портовые города. Численность в них резко уменьшалось.

Больных лечили монахи, которым по воле службы следовало помогать страдающим. Именно среди священнослужителей и монахов были наиболее массовые смерти. Верующие начали паниковать: если слуги Бога гибнут от чумы, так что же делать простому народу? Люди посчитали ее карой Бога.

Эпидемия чумы «Черная смерть» имела три формы:

Бубонная чума – появлялись опухоли на шеи, в паху и подмышкой. Их размер мог достигать небольшого яблока. Бубоны начинали чернеть и через 3-5 дней больной умирал. Это была первая форма чумы.

Легочная чума – у человека страдала респираторная система. Она передавалась воздушно-капельным путем. Больной умирал почти мгновенно - в течение двух дней.

Септическая чума – поражалась кровеносная система. Больной не имел шансов выжить. Начинались кровотечения из ротовой и носовой полости.

Врачи и обычные люди не могли разобраться в происходящем. От ужаса начиналась паника. Никто не понимал, как заразился Черной болезнью. На первых парах умерших отпевали в церкви и хоронили в индивидуальной могиле. Позже церкви были закрыты, а могилы стали общими. Но и они мгновенно заполнялись трупами. Умерших людей просто выбрасывали на улицу.

В эти страшные времена решили поживиться мародеры. Но они так же заражались и умирали в течение нескольких дней.

Жители городов и деревень боялись заразиться и закрывались в своих домах. Количество людей, способных работать, уменьшалось. Мало сеяли, и еще меньше собирали. Землевладельцы для компенсации убытков начали завышать земельную ренту. Резко возросли цены на продовольственные продукты. Страны-соседи боялись торговать друг с другом. Бедный рацион благоприятствовал распространению чумы еще больше.

Крестьяне старались работать только на себя или требовали за свою работу большую плату. Знать сильно нуждалось в рабочей силе. Историки полагают, что чума возродила средний класс в Европе. Начали появляться новые технологии и методы работы: железный плуг, трехпольная система засева. В Европе начался новый экономический виток в условиях голода, эпидемии и дефицитом продуктов. Верхушка власти начала по другому смотреть на простой народ.

Изменилось и настроение населения. Люди стали более замкнутыми, избегали соседей. Ведь чумой мог болеть любой. Развивается цинизм, а нравы поменялись на противоположные. Не было пиров и балов. Некоторые падали духом и проводили остаток жизни в кабаках.

Общество разделилось. Одни в страхе отказывались от большого наследства. Другие считали чуму перстом судьбы и начинали праведную жизнь. Третьи стали настоящими затворниками и ни с кем не общались. Остальные спасались хорошей выпивкой и весельем.

Простой народ начал искать виновных. Ими стали евреи и иностранцы. Началось массовое уничтожение еврейских и иностранных семей.

Но через 4 года эпидемия чумы «Черная смерть» в Европе в 14 веке утихла . Периодически она возвращалась в Европу, но не приносила массовых потерь. Сегодня человек победил чуму полностью!

Бубонная чума забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения. Из-за непредсказуемости болезни, а также невозможности на тот момент ее вылечить, среди людей стали процветать религиозные идеи. Обыденностью стала вера в высшие силы. В то же время начались преследования так называемых «отравителей», «ведьм», «колдунов», которые, по мнению религиозных фанатиков, наслали эпидемию на людей.

Этот период остался в истории как время нетерпеливых людей, которых сразил страх, ненависть, недоверие и многочисленные суеверия. На самом же деле вспышке бубонной чумы, конечно, есть научное объяснение.

Миф о возникновении бубонной чумы

Когда историки искали пути проникновения болезни в Европу, они остановились на мнении, что появилась чума в Татарстане. Точнее, ее принесли татары.

В 1348 году крымские татары во главе с ханом Джаныбеком во время осаждения генуэзской крепости Кафы (Феодосия) забрасывали туда трупы людей, ранее умерших от чумы. После освобождения европейцы стали покидать город, разнося болезнь по всей Европе.

Но так называемая "чума в Татарстане" оказалась не более чем домыслом людей, не знающих, чем объяснить внезапную и смертельную вспышку "черной смерти".

Теория потерпела поражение, поскольку стало известно, что пандемия не передается между людьми. Ею могли заразиться от мелких грызунов или насекомых.

Такая «общая» теория существовала достаточно длительное время и содержала в себе множество загадок. На самом же деле эпидемия чумы 14 века, как выяснилось позднее, началась по нескольким причинам.


Природные причины пандемии

Кроме резкого изменения климата в Евразии, вспышке бубонной чумы предшествовало еще несколько экологических факторов. Среди них:

  • глобальная засуха в Китае, за которой последовал массовый голод;
  • в провинции Хэнань массовое нашествие саранчи;
  • в Пекине длительное время господствовали дожди и ураганы.

Как и "Юстинианова чума", как называют первую в истории пандемию, "черная смерть" настигла людей после массовых стихийных бедствий. Она даже пошла по тому же пути, что и предшественница.

Снижение иммунитета людей, спровоцированное экологическим фактором, привело к массовой заболеваемости. Катастрофа достигла таких масштабов, что главам церквей приходилось открывать комнаты для больного населения.

Чума в Средние века имела также социально-экономические предпосылки.


Социально-экономические причины бубонной чумы

Природные факторы не могли спровоцировать столь серьезную вспышку эпидемии самостоятельно. Они были подкреплены такими социально-экономическими предпосылками:

  • военные действия во Франции, Испании, Италии;
  • господство монголо-татарского ига над частью Восточной Европы;
  • усиленная торговля;
  • стремительно развивающаяся нищета;
  • слишком высокая плотность населения.

Еще одним немаловажным фактором, спровоцировавшим нашествие чумы, стало убеждение, которое подразумевало, что здоровые верующие люди должны мыться как можно реже. По словам святых того времени, созерцание собственного нагого тела вводит человека в искушение. Некоторые последователи церкви настолько проникались этим мнением, что не погружались в воду ни разу за всю сознательную жизнь.

Европа в 14 веке не считалась чистой державой. Население не следило за утилизацией мусора. Отходы выбрасывали прямо из окон, помои и содержимое ночных горшков выливали на дорогу, туда же стекала кровь домашнего скота. Это все позже попадало в реку, из которой люди брали воду для приготовления пищи и даже для питья.

Как и "Юстинианова чума", "черная смерть" была спровоцирована большим количеством грызунов, которые жили в тесном контакте с людьми. В литературе того времени можно найти множество записей, посвященных тому, что делать в случае укуса животных. Как известно, крысы и сурки – переносчики болезни, поэтому люди панически боялись даже одного их вида. В стремлении побороть грызунов многие забывали обо всем, включая свою семью.


Как все начиналось

Точкой зарождения болезни стала пустыня Гоби. Где находится место, которое было непосредственным очагом, неизвестно. Предполагается, что жившие неподалеку татары объявляли охоту на сурков, которые являются переносчиками чумы. Высоко ценились мясо и мех этих животных. В таких условиях заражение было неизбежным.

Многие грызуны из-за засухи и других негативных погодных условий покинули свои убежища и переместились ближе к людям, где можно было найти больше пищи.

Провинция Хэбей в Китае пострадала в первую очередь. Там погибло не менее 90 % населения. Это еще одна причина, породившая мнение, что возникновение чумы спровоцировали татары. Они по известному Шелковому пути могли вести болезнь за собой.

Потом чума достигла Индии, после чего переместилась в Европу. Удивительно, но лишь в одном источнике того времени упоминается истинный характер болезни. Считается, что людей поразила бубонная форма чумы.

В странах, которых не коснулась пандемия, в Средние века поднималась настоящая паника. Главы держав отправляли гонцов за информацией по поводу болезни и заставляли специалистов изобретать лекарство от нее. Население некоторых государств, оставаясь в неведении, охотно верили слухам о том, что на зараженных землях идет дождь из змей, дует огненный ветер и с неба падают кислотные шары.


Современная характеристика бубонной чумы

Низкие температуры, долгое нахождение вне тела хозяина, оттаивание не могут уничтожить возбудителя "черной смерти". Зато против него эффективно солнечное воздействие и высыхание.


Симптомы чумы у человека

Бубонная чума начинает развиваться с момента укуса зараженной блохой. Бактерии попадают в лимфатические узлы и начинают свою жизнедеятельность. Внезапно человека одолевает озноб, у него повышается температура тела, головная боль становится невыносимой, а черты лица – неузнаваемыми, под глазами появляются черные пятна. На вторые сутки после заражения возникает и сам бубон. Так называют увеличенный в размерах лимфатический узел.

Человека, зараженного чумой, можно опознать сразу же. "Черная смерть" – болезнь, меняющая лицо и тело до неузнаваемости. Волдыри становятся заметными уже на второй день, а общее состояние пациента нельзя назвать адекватным.

Симптомы чумы у человека Средневековья, на удивление, отличаются от признаков болезни современного пациента.


Клиническая картина бубонной чумы Средневековья

"Черная смерть" – болезнь, которую в Средние века опознавали по таким признакам:

  • сильная лихорадка, озноб;
  • агрессивность;
  • непрерывное ощущение страха;
  • сильные болевые ощущения в груди;
  • одышка;
  • кашель с кровяными выделениями;
  • кровь и продукты жизнедеятельности становились черного цвета;
  • на языке можно было заметить темный налет;
  • язвы и бубоны, возникающие на теле, источали неприятный запах;
  • помутнение сознания.

Эти симптомы рассматривались как признак скорой и неминуемой смерти. Если человек получал такой приговор, он уже знал, что времени ему осталось совсем мало. Никто не пытался бороться с такими симптомами, они считались волей Бога и церкви.


Лечение бубонной чумы в Средневековье

Средневековая медицина была далека от идеала. Врач, приходивший осмотреть пациента, больше внимания уделял разговорам о том, исповедовался ли он, чем непосредственно лечению. Это было связано с религиозным помешательством населения. Спасение души считалось гораздо более важной задачей, чем излечение тела. Соответственно, хирургическое вмешательство практически не практиковалось.

Методы лечения чумы сводились к следующему:

  • разрезание опухолей и прижигание их раскаленным железом;
  • использование противоядий;
  • прикладывание к бубонам кожи пресмыкающихся;
  • вытягивание болезни при помощи магнитов.

При этом средневековая медицина все же не была безнадежной. Некоторые врачи того времени советовали больным придерживаться хорошего питания и ждать, пока организм самостоятельно справится с чумой. Это наиболее адекватная теория лечения. Конечно, в условиях того времени случаи выздоровления были единичными, но все же они имели место.

За лечение болезни брались только посредственные врачи или молодые люди, желающие получить известность крайне рискованным путем. Они носили маску, которая была похожа на птичью голову с ярко выраженным клювом. Однако такая защита спасала далеко не всех, поэтому многие доктора погибали вслед за своими пациентами.

Власти держав советовали людям придерживаться таких методов борьбы с эпидемией:

  • Бегство на большое расстояние. При этом нужно было преодолеть как можно больше километров очень быстро. Оставаться на безопасном от болезни расстоянии необходимо было как можно дольше.
  • Через зараженные места гнать стада лошадей. Считалось, что дыхание этих животных очищает воздух. С этой же целью советовали пускать в дома разных насекомых. В комнату, где недавно от чумы умер человек, ставили блюдце с молоком, поскольку считалось, что оно поглощает болезнь. Также пользовались популярностью такие методы, как разведение в доме пауков и сжигание большого количества костров рядом с жилым помещением.
  • Делать все необходимое, чтобы перебить запах чумы. Считалось, что если человек не чувствует вони, исходящей от зараженных людей, он достаточно защищен. Именно поэтому многие носили с собой букеты цветов.

Также доктора советовали не спать после рассвета, не вступать в интимную связь и не думать об эпидемии и смерти. В наши дни такой подход кажется сумасшествием, но в Средние века люди находили в нем утешение.

Конечно, немаловажным фактором, влияющим на жизнь во время эпидемии, была религия.


Религия во время эпидемии бубонной чумы

"Черная смерть" – болезнь, которая пугала людей своей неизвестностью. Поэтому на этом фоне возникали различные религиозные верования:

  • Чума – это наказание за обычные человеческие грехи, непослушание, плохое отношение к близким людям, стремление поддаться искушениям.
  • Чума возникла вследствие пренебрежения верой.
  • Эпидемия началась из-за того, что в моду вошли ботинки с острыми носками, что сильно разозлило Бога.

Священники, которые были обязаны выслушать исповедь умирающих людей, часто заражались и погибали. Поэтому нередко города оставались без служителей церкви, поскольку они боялись за свою жизнь.

На фоне накалившейся обстановки появлялись различные группировки или секты, каждая из которых по-своему объясняла причину эпидемии. Кроме того, среди населения были распространены различные суеверия, считавшиеся чистой правдой.


Суеверия во время эпидемии бубонной чумы

В любом, даже самом незначительном событии, во время эпидемии люди видели своеобразные знаки судьбы. Некоторые суеверия были совсем удивительными:

  • Если полностью обнаженная женщина будет перепахивать землю вокруг дома, а остальные члены семьи в это время будут находиться в помещении, чума покинет близлежащие места.
  • Если изготовить чучело, символизирующее чуму, и сжечь его, болезнь отступит.
  • Чтобы болезнь не атаковала, нужно носить с собой серебро или ртуть.

Множество легенд слагалось вокруг образа чумы. В них действительно верили люди. Они боялись лишний раз открыть дверь своего дома, чтобы не впустить внутрь чумной дух. Даже родные люди между собой ругались, каждый стремился спасти себя и только себя.


Ситуация в обществе

Угнетенные и напуганные люди со временем пришли к выводу, что чуму распространяют так называемые изгои, желающие смерти всему населению. Начались преследования подозреваемых. Их насильно тащили в лазарет. Многие люди, которых признали подозреваемыми, совершали суицид. Эпидемия самоубийств поразила Европу. Проблема достигла таких масштабов, что власти угрожали тем, кто покончит с собой, выставить их трупы на всеобщее обозрение.

Поскольку многие люди были уверены, что жить им осталось совсем немного, они пускались во все тяжкие: увлекались алкоголем, искали развлечений с женщинами легкого поведения. Такой образ жизни еще больше усиливал эпидемию.

Пандемия достигла таких масштабов, что трупы вывозили по ночам, сбрасывая их в специальные ямы и зарывая.

Иногда случалось, что больные чумой специально появлялись в обществе, стремясь заразить как можно большее количество недругов. Также это было связано с тем, что считалось, будто чума отступит, если передать ее другому.

В атмосфере того времени любой человек, по какому-либо признаку выделявшийся из толпы, мог считаться отравителем.


Последствия "черной смерти"

"Черная смерть" привела к значительным последствиям во всех сферах жизни. Наиболее значимые из них:

  • Значительно изменилось соотношение групп крови.
  • Нестабильность в политической сфере жизни.
  • Опустели многие деревни.
  • Было положено начало феодальным отношениям. Многие люди, в мастерских которых работали их сыновья, вынуждены были брать на работу мастеров со стороны.
  • Поскольку для работы в сфере производства не хватало мужских трудовых ресурсов, этот вид деятельности стали осваивать женщины.
  • Медицина перешла на новый этап развития. Стали изучаться всевозможные заболевания и изобретаться лекарства от них.
  • Прислуга и низшие слои населения из-за недостатка людей стали требовать для себя лучшего положения. Многие несостоятельные люди оказались наследниками богатых умерших родственников.
  • Были предприняты попытки механизировать производство.
  • Значительно упали цены на жилье и аренду.
  • В огромных темпах росло самосознание населения, не желающего слепо подчиняться правительству. Это вылилось в различные бунты и революции.
  • Значительно ослабло влияние церкви на население. Люди увидели беспомощность священников в борьбе с чумой, перестали им доверять. Снова вошли в обиход ритуалы и поверья, ранее запрещенные церковью. Начался век «ведьм» и «колдунов». Количество священников значительно снизилось. На такие должности часто принимали необразованных и неподходящих по возрасту людей. Многие не понимали, из-за чего смерть забирает не только преступников, но и хороших, добрых людей. В связи с этим Европа усомнилась в могуществе Бога.
  • После такой масштабной пандемии чума окончательно не покинула население. Периодически в разных городах вспыхивали эпидемии, унося с собой жизни людей.

Сегодня многие исследователи сомневаются, что вторая пандемия протекала именно в форме бубонной чумы.


Мнения по поводу второй пандемии

Существуют сомнения в том, что "черная смерть" – это синоним периода процветания бубонной чумы. Этому есть объяснения:

  • У больных чумой редко отмечались такие симптомы, как повышенная температура тела и воспаление горла. Однако современные ученые отмечают, что в повествованиях того времени присутствует множество ошибок. Более того, некоторые произведения являются художественными и противоречат не только другим рассказам, но и сами себе.
  • Третья пандемия смогла сразить только 3 % населения, тогда как "черная смерть" выкосила как минимум треть Европы. Но этому тоже есть объяснение. Во время второй пандемии наблюдалась жуткая антисанитария, доставляющая больше проблем, чем болезнь.
  • Бубоны, возникающие при поражении человека, располагались под мышками и в области шеи. Логично было бы, если бы они возникали на ногах, так как именно туда проще всего попасть блохе. Однако и этот факт не является безупречным. Оказывается, наряду с крысиной блохой распространителем чумы является человеческая вошь. А таких насекомых в Средневековье было много.
  • Обычно эпидемии предшествует массовая гибель крыс. Такого явления не наблюдалось в Средневековье. Этот факт также можно оспорить, учитывая присутствие человеческих вшей.
  • Блоха, которая является носителем заболевания, лучше всего себя чувствует в теплом и влажном климате. Пандемия процветала и в самые холодные зимы.
  • Скорость распространения эпидемии была рекордной.

В результате проведенных исследований было выяснено, что геном современных штаммов чумы идентичен болезни Средневековья, что доказывает, что именно бубонная форма патологии и стала "черной смертью" для людей того времени. Поэтому любые другие мнения автоматически перемещены в категорию неправильных. Но более детальное изучение вопроса все еще продолжается.

Чумная палочка (лат. Yersinia pesti s ) была идентифицирована (именно как чумная) лишь в 1894 году. В 19 веке появился и сам термин «чума». До того использовали термины «мор», «моровая язва», «моровое поветрие», «заповетрие», «черная смерть», а также «pest» и «plague» что чаще всего означает не чуму, а, скорее, казнь или бедствие. И многие ученые серьезно сомневаются в том, что нынешняя чумная палочка имеет отношение к средневековой «чуме».

Ниже обильно пересказываются выдержки из книги «Очерки истории чумы», авторы: Супотницкий Михаил Васильевич, Супотницкая Надежда Семеновна.

Сомнения учёных

Лауреат Нобелевской премии по биохимии Дж. Ледерберг (Lederberg J., 1997) обратил внимание на чудовищную смертность населения Европы (40 % в Марселе, 70 % в Тулоне, 90 % в Ревеле) во времена эпидемий «черной смерти», не характерную ни для одной из эпидемий чумы.

Более того, тела людей, погибших от «черной смерти», быстро чернели и выглядели как бы «обугленными». Это возможно, если гибели людей предшествовало массовое развитие геморрагий, однако такая неспецифическая реакция зависит от наличия в геноме человека специфической аллели (TNF2). Эта аллель - результат мутации гена TNF-a, и гомозиготные по ней индивидуумы составляют около 5% популяции. Не 90 % как в Ревеле, не 70 % как в Тулоне, и даже не 40 % как в Марселе.

Чумная палочка (Yersinia pestis ) вообще не синтезирует истинных экзотоксинов, которые способны вызывать основные симптомы «черной смерти».

Судите сами, инкубационный период бубонной чумы длится 3-6 суток, при легочной (очень редкой) форме - 1-2 дня. Температура тела повышается до 39°C и выше. Появляются озноб, сильная головная боль, головокружение, чувство разбитости, мышечные боли, иногда рвота. Все симптомы ясные и недвусмысленные. Однако в средние века начала эпидемии «черной смерти» не замечали; она обращала на себя внимание только после внезапной вспышки смертей. Так, в Авиньоне в январе 1348 года чуму обнаружили только после того, как все монахи местного монастыря (около 700 человек) умерли в одну (!) ночь. То же в Багдаде: смерть людей наступала через несколько часов (!) после начала болезни.

Вот интересный рисунок - довольно наивный, но от этого не менее ценный. Стрелы чумы посылаются сверху, одновременно с отравленным дождем из рук божества. И - важно - люди на рисунке, как, впрочем, на большинстве изображений, погибли одновременно.

А вот чума в Марселе 1720 года. Умирающие определенно совсем недавно были здоровы; у них были силы выйти на улицу, именно здесь их застала смерть. Как писали о Черной смерти в Прибалтике: «Люди, ходя, падают». Не в постели, куда обычно загоняет чумная палочка, а на ходу.

Ни на что подобное чумная палочка не способна. Так в 1896 году Yersinia pestis поразила Бомбей - второй по величине город Индии, однако Бомбей не вымер, а легендарную болезнь лично ликвидировал русский врач Владимир Аронович Хавкин - по сути, в одиночку - еще до открытия антибиотиков. Как хотите, но Yersinia pestis это не «черная смерть», и лауреат Нобелевской премии по биохимии Дж. Ледерберг абсолютно прав, утверждая, что клиническая картина средневековой «черной смерти», «подогнана» под клинику современной чумы.

Свидетельства очевидцев

Наиболее известная эпидемия чумы постигла цивилизацию в середине XIV века, в целом этот всемирный катаклизм (в моей базе катастроф он за № 72) содержит около 50 крупных бедствий и многократно повторенные основные признаки «вулканической зимы»:

  • беспрецедентные морозы;
  • землетрясения всеевропейских масштабов;
  • массовую гибель флотов;
  • сильные дожди и неурожай;
  • ураганы и наводнения;
  • голод и высокую смертность;
  • засухи и Великие пожары;
  • электрические атмосферные явления;
  • массовые психозы, ожидание конца света.
Собственно этот набор бедствий, включая потопы и дожди, землетрясения и трещины в земле, провалившиеся города, извержения и огненный дождь, и рисуют средневековые художники, желая показать все, что связано с Черной смертью.

Параллельно развивается и сама Черная смерть, и сразу видно, что на чумную палочку списали деяния, категорически ей не свойственные.

Проявления Чёрной смерти

1348 год. Подул сильный ветер, который разнес гниение по всей стране. Зловоние и смрад вскоре достигли самых отдаленных местностей, распространились по их городам и шатрам. Если этот запах вдыхали человек или животное, через некоторое время они обязательно умирали.

Именно так принесенная «нечистым порывом ветра с юга», казнь наводнила Европу, и этот взгляд на чуму продержался вплоть до второй половины XIX века. Вот картина с пояснением автора, что изображена не просто «plague», одна из казней египетских, а именно Черная смерть, чума.

И это тоже - Черная смерть.

1348 год. В стране кара-хитаев прошел сильный ливень. Вместе с дождевыми потоками смертельная зараза распространилась дальше, неся с собой гибель всему живому. После этого дождя погибли лошади и скот. Затем стали умирать люди, домашние птицы и дикие животные.

Вот как изображали «чумной ливень» - вплоть до конца XIX века.

1348 год. В начале 1348 года чума охватила округ Халеба, постепенно распространяясь по всей Сирии. Погибли все жители долин.

1348 год. Чума распространилась по всему востоку: по стране хана Узбека, землям Стамбула и Кайсарийи. Отсюда она распространилась в Антиохию и уничтожила ее жителей. Часть их, спасаясь от смерти, бежали в горы, но почти все они погибали в пути.

1348 год. Погибли арабы пустыни и жители гор и равнин. В городах Лудд и Рамле погибли почти все. Постоялые дворы, харчевни и чайханы были переполнены мертвыми телами.

1348 год. Вся Африка заполнилась мертвыми людьми и трупами неисчислимых стад скота и животных. Если забивали овцу, то мясо ее оказывалось почерневшим и зловонным. Изменился также запах и других продуктов - молока и масла.

1348 год. Ежедневно в Египте умирало до 20 000 человек, погибли почти все крестьяне. Трупов на дорогах было такое велико множество, что, заразившись от них, стали гнить деревья.

1348 год. «На востоке, рядом с Большой Индией, огонь и вонючий дым спалили все города», «между Китаем и Персией пошел сильный дождь из огня, падавший хлопьями, подобно снегу, и сжигавший горы и долины со всеми жителями», и сопровождаемый зловещим черным облаком, которое «кто бы ни увидел, тот умирал в течение половины дня».

Вот как рисовали чумной град. Обратите внимание на характер осадков.

1348 год. Смерть распространилась на города Даманхур, Гаруджа и другие, в которых погибло все население и весь скот. Прекратилась рыбная ловля на озере Баралас из-за смерти рыбаков, которые зачастую умирали с удочкой в руках. Даже на икринках выловленной рыбы обнаруживались омертвевшие места.

1348 год. Чума охватила все живое. Даже морских обитателей, птиц небесных и диких зверей.

1348 год. Только за один апрельский день в Газзе умерло более 22 тысяч человек. Смерть охватила все поселения вокруг Газзы, а случилось это вскоре после окончания весенней вспашки земель. Люди умирали прямо в поле за плугом, держа в руках лукошки с зерном. Вместе с ними погиб и весь рабочий скот.

Совершенно ясно, что Черная смерть, убивавшая людей за плугом, в седле, с удочкой или пиалой в руках - часто безболезненно и мгновенно - это не чумная палочка. Тем более что вместе с человеком, так же одновременно гибла скотина, дикие животные, птицы, рыба, морские твари и даже деревья. Ниже характерная средневековая картинка, и здесь показано то же самое: черная смерть убивает всех.

А теперь - статистика. В хрониках с 64 по 1885 год у меня числится 196 эпидемических лет и 177 «вулканогенных». Жесткие связи того и другого наблюдаются в 40 % случаев. Это крайне высокая доля. Выкладывать список в полном объеме немыслимо, поэтому я приведу лишь мизерную его часть.

79 год. Вулкан Везувий. Погибли Помпеи, Геркуланум и Стабия.
79 год. Чума в Риме.

651 год (л. м. 6144, р. х. 644). Падала с неба пыль и люди пришли в великий страх.
654 год. Чума в Северной Африке, Европе, Центральной и Южной Азии и Аравии.

1031 год. Солнце померкло... а диавол освободился из оков распятия Христова.
1031 год. Одно из первых описаний холеры в Индии.

1158 год. Исландия, вулкан HEKLA.
1158 год. Моровая язва в Новгороде.

1210-1211 гг. Исландия, вулканы KATLA, REYKJANES.
1212 год. Эпидемия в Эстонии и Ливонии

1333 год. Извержение Этны, сильные землетрясения в Гималаях.
1333 год. Чума в Европе, Эпидемии с ужасающей смертностью в Индии.

1416 год. Исландия, вулкан KATLA.
1417-1418 гг. Мор на Руси и во Франции.

1597 год. Исландия, вулкан HEKLA.
1598 год. Чума в Испании.

1650 год. Вулкан SANTORINI.
1650 год. Чума уменьшила население Барселоны вдвое.

1707 год. Извержение Санторини и Фудзи.
1709-1711 гг. Моровое поветрие в Киеве и во всей Европе.

Ясная связь между извержениями и чумой видна даже в частоте употребления этих двух слов в англоязычной печати с 1710 по 1840 год. Такая же связь видна и во французских источниках.

Эта связь длится вплоть до середины XIX века; ученые о ней хорошо осведомлены и даже подумывают о том, что вулканические аэрозоли способствуют размножению некоторых тлетворных бактерий. Однако все летописные эпидемии «чумы» жестко делятся на две категории: на те, что можно блокировать карантином, и те, что нельзя. И вот именно эти вторые и задавали тон вплоть до XVIII века.

А есть и предельно четкая связь между чумой и Великими пожарами. Сначала график:

А теперь - абсолютно правдивые изображения очевидцев. Вот чума в изображении Брейгеля. Главное действующее лицо здесь - пожары.

А на этой картине изображена в буквальном переводе «Великая Лондонская чума 1665 года».

Самое время вспомнить сочетание «Peshtigo Horror», которое относят ко ВСЕЙ серии северо-американских пожаров 1871 года. Дело в том, что Pest, Pesht - на половине европейских языков - означает буквально «Черная смерть», она же «мор», «моровое поветрие» и «заповетрие». В высшей степени сомнительно, чтобы горожане дали такое название своему городу. Скорее всего, перед нами свидетельство административного подлога: попытки скрыть красноречивый диагноз Pesht в названии безвестного городка. И вышло это столь же неуклюже, как попытка свалить мистический Чикагский пожар на ударившую по керосиновой лампе копытом корову миссис О"Лири.

И, тем не менее, Черная смерть это не огонь. Для абсолютного большинства Великих пожаров характерна рекордно низкая смертность от огня. Люди погибали не от огня и даже не от дыма, а от того, что этому сопутствует - от невидимой Черной смерти. Вот, е примеру, Черная смерть в Москве в 1771 году. Огня здесь совсем немного, а люди в панике.

Идентификация Чёрной смерти

Что такое чума на самом деле, медики описали еще в 1348 году. Вот цитаты из вердикта Парижского медицинского факультета (Documents inedits sur la grand peste de 1348. Paris, Londres et New-York, 1860). Если не обращать внимания на алхимический антураж, вердикт выглядит крайне достоверным.

«...в Индии и в странах Великого моря, небесные светила, которые борются с лучами солнца и с жаром небесных огней, оказывают... влияние на это море...»
Примечание : Полагаю, под светилами подразумеваются падающие в море раскаленные болиды наподобие того, что изображен в русской Библии. Либо, как вариант, вулканические бомбы.

Продолжение вердикта 1348 года
«От того рождаются испарения, которые помрачают солнце...
...солнце и огонь действуют так сильно на море, что они вытягивают из него большую часть вод и превращают эти воды в испарения, которые поднимаются в воздух, и если это происходит в странах, где воды испорчены мертвыми рыбами, то такая гнилая вода не может быть ни поглощена теплотою солнца, ни превратиться в здоровую воду, град, снег или иней; эти испарения, разлитые в воздухе, покрывают туманом многие страны. Подобное... случилось в Аравии, в Индии, в равнинах и долинах Македонии, в Албании, Венгрии, Сицилии и Сардинии, где ни одного человека не осталось в живых; то же самое будет во всех землях, на которые будет дуть воздух, зачумленный Индийским морем...»
Примечание : перед нами довольно точное описание последствий извержения (дождь из огня, хлопья, подобные снегу) и действия облаков вулканических газов (диоксид серы, фтор, диоксид углерода, сероводород, аммиак). Причем, массовость и скорость наступления смертей лишь добавляет реализма. Так, в 1902 году при извержении вулкана Маунт-Пеле на острове Мартиника газы, накрывшие территорию с радиусом 10 км, разом убили около 30 тысяч человек. А 10 км для газового облака далеко не предел.

Давайте оценим эту версию - хотя бы в общих чертах.

Маршруты Чёрной смерти

Часто в распространении Черной смерти винят купцов, но вот стандартная карта, показывающая очередность наступления «чумы». Главное, что здесь хорошо видно: чума не идет по торговым путям; она игнорирует Южный канал во Франции, Дунай, Рейн, Днепр. Будь это чумная палочка, скорость ее продвижения на трансконтинентальных транспортных путях была в сотни раз выше, чем в глубинке. Однако Черная смерть накрывает сразу целые районы - с юго-запада на северо-восток, полностью игнорируя движение людей и товаров - речными коридорами с юго-востока на северо-запад. Чума и купцы движутся под прямым углом друг к другу.
По сути, эпицентр «эпидемии» - известный своей вулканической активностью остров Сицилия; там, судя по вердикту медиков Парижа, погибло ВСЕ население, целиком.

Впрочем, неплохой кандидат и вулкан Санторини. Карта рассеивания тефры (пепельные выбросы) говорит о смещении выбросов точно в направлении Сицилии. По сути, перед нами самое начало линий первого этапа экспансии чумы.

Тот факт, что это извержение Санторини датировано 25 тысячами лет до нашей эры, не говорит ни о чем. Шкала датирования по углероду-14 настолько фантастична, что останки нубийцев, при жизни куривших и потреблявших кокаин отнесли на три тысячи лет в прошлое. Версия же о вулкане Санторини, как виновнике целой цепи катастрофических событий, крайне хороша, поскольку в этом районе видны несколько основных признаков вулканической зимы.

Вот ангельское воинство, под уничтожившее руководством Богоматери флот сарацин в битве при Лепанто (это как раз в зоне накрытия). Существует масса изображений этой битвы 1571 года, в том числе, и в виде лепнины на храмах. Здесь на военсовете у Богородицы ангелы горячо обсуждают план предстоящего дела.

А здесь битва уже началась, и Мария с мечом впереди, а вскоре вооруженные сияющими мечами ангелы примутся азартно резать глотки главным торговым конкурентам Венеции. Подобных изображений масса.

То, как это происходило в действительности, можно понять, отступив от этой даты в прошлое на 854 года (это почти точная разница между шкалами от Сотворения Мира по Августину и Самаритянской). Там все описано честно.

717 год сарацины со стыдом двинулись; при отступлении их буря от Бога заступлением Богоматери постигла флот их и рассеяла его: одних потопила у Прокописа и при других островах, других при водоворотах и при утесистых берегах; остальные проплыли Эгейское море, и вдруг постиг их страшный гнев Божий: огненный град ниспавши на них привел в кипение все море, и когда смола на кораблях растаяла, то они с людьми опустились на дно морское.

Не таков ли, как на этой картине извержения Санторини, был упомянутый «огненный град»?

А есть и еще одно свидетельство и в пользу вулканического характера чуда при Лепанто. Так, 21 сентября 1571 года, за 16 дней до падения огненного града «в воздухе стало бушевать огромное и сияющее пламя в форме колонны». Что ж, огненный столб от Санторини могли видеть за многие сотни километров, а как раз через два года после битвы при Лепанто, в 1573 году состоялось очередное извержение Санторини. Событие это нечастое, и проще допустить, что хронологи ошиблись на два года, чем случайность этого «совпадения».

Важно и то, что к политическим последствиям победа при Лепанто не привела - вообще, а расклад сил остался тот же. Нет и внятного объяснения, каким образом христианам удалось уничтожить ВЕСЬ османский флот. На турецких сайтах (там Лепанто пишется как Inebahti) тоже никаких деталей. Известно лишь число погибших турецких моряков - 140 тысяч. Флот пришлось создать заново - целиком, а людей обучать с нуля, то есть, погибли действительно ВСЕ. Представляют интерес и турецкие рисунки. Видны стрелы, но они самые обычные, не зажигательные. При этом на судах масса пятен огня - в самых неожиданных местах. Пушек на судах и ружей у стрелков не видно. Падающие сверху тела не похожи на ядра, поскольку многие из них не круглые, хотя рисунок в целом исполнен в высшей степени аккуратно.

Расстояние и площадь покрытия

Европе за Черной смертью далеко ходить не надо: в одной Италии четыре опаснейших вулкана: Этна, Везувий, Вулкано и Стромболи. А есть и тот же Санторини. А есть еще и напичканная вулканами Исландия. Сегодня ученые уверены, что две «эпидемии» смертей в Британии 1783 и 1784 года - результат извержения исландского вулкана Лаки. За восемь месяцев Лаки (не самый крупный вулкан) выбросил в атмосферу порядка 122 мегатонн диоксида серы, и часть этого газа достигла берегов материковой Европы.
Стоит помнить и об открытии ученых, сделанном при наблюдении рядового извержения вулкана Пинатубо (Филиппины, 1991). Образовавшийся пепельный столб вращался, бил молниями и вообще вел себя как стандартный циклон. А циклон может, не теряя содержимого, переместиться, практически куда угодно, и вывалить все, что в себе несет, где ему вздумается.

Аэрозоли и дожди

Важно и то, что вулканические газы ведут к образованию крайне ядовитых аэрозолей и кислотных дождей, и поэтому видно, что парижские медики проинструктировали людей вполне профессионально: «Остерегаться холода, сырости, дождя, ничего не варить на дождевой воде... особенно для тех, которые живут на берегах моря или на островах, на которые подул гибельный ветер».
Вот описание типичного действия вулканической аэрозоли (византиец Феофан, л. м. 5854, по р. х. 354 год, с поправкой на современную шкалу 361 или 362 год).

«Знамение креста само собою напечатлелось на воскрылиях покровов алтарных, на книгах церковных, облачениях и одеждах не только христиан, но даже иудеев, и притом не в одном лишь Иерусалиме, но и в Антиохии и других городах. Таким образом те из иудеев и эллинов, которые имели дерзость не верить, увидели на платьях своих множество крестов. Некоторые из сих крестов были черные».
Поясню: вулканические газы при соединении с атмосферной влагой образуют порядка шести-семи кислот - от азотной до плавиковой. Ясно, что когда капелька кислотного конденсата садится на ткань, она впитывается продольными и поперечными волокнами и вдоль них же расползается - крестообразно. Изменение цвета окраса ткани зависит от химической реакции данной кислоты с красителем, но возможно и простое обугливание волокон - так же строго крестообразно.

А вот типичный кислотный дождь, убивающий растительность и растворяющий известняк, датированный (Мхитар Айриванкский) 841 годом: «В продолжение трех ночей являлся огонь. Пошел дождь, который снимал кору с дерев и валил камни».

На это же указывает слово «plague»

Вот целая серия сходных названий черной смерти.

Pla - валлийский
plaag - африкаанс
plaga - исландский, испанский, каталанский, польский
plague - ирландский, словенский, английский
pllakos - албанский

Что означало в истоках это слово, проследить несложно, особенно если помнить, что средневековый мор тесно связан с признаками «вулканической зимы»: кислотными дождями и туманами и осадками из фтороводородного пепла.

Дождь:

La pluja - каталанский
ploaie - румынский
la pluie - французский

Морось:

Plugim - каталанский
При этом слово «maras» (почти русское «морось») в литовском языке - та же чума.

А вот ясная связь со словом «пляж», по смыслу означающим вовсе не место для купания, а (как и слово «плес») осадки из мелких частиц.

Пляж:

plage - французский
plaj - турецкий
plaja - румынский
platja - каталанский
playa - испанский

Важно, что каталанское название пляжа «platja» перекликается с русским «платье», то есть, покров. Македонское же «pokrov» означает пелену, а литовское слово «pelenai» означает «пепел». Как тут не вспомнить пеплос (др.-греч.) и peplum (лат.) - буквально, «плащ, покров»? Мы определенно имеем дело с тесно связанным кругом понятий.

Стоит видеть и то, что чума в галисийском и португальском («praga») имеет перекличку с общим для славянских языков словом «прах». А «пляж» на тех же языках выглядит как «praia». То есть, черная смерть имеет в языках связи именно с признаками «вулканической зимы»: моросью, дождем и ПОКРОВОМ из праха или пепла.