Доклад: Профессиональные функции педагога, особенности его профессии. Особенности педагогической деятельности

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Модуль: Введение в педагогическую деятельность

Рабочая тетрадь

по дисциплине Педагогика

Структура курса «Введение в педагогическую деятельность» состоит из взаимосвязанных тем (Профессия педагога и его роль в современном обществе, педагогическая деятельность, личность педагога и его профессионально значимые качества, профессионально - педагогическая культура педагога, общение как основа педагогической деятельности, современная система отечественного образования, профессионально-личностное становление и развитие педагога). Учебные занятия включают элементы рефлексивной деятельности, коллективные, групповые и индивидуальные творческие задания, различные тестовые методики.

Рабочая тетрадь поможет Вам в получении информации об основных направлениях педагогической деятельности, осмыслении педагогических понятий, формировании педагогической позиции и культуры учебного труда; в применении активных и интерактивных методов обучения в ходе лекций, семинарских занятий, а также во внеаудиторное время. Поощряется самостоятельное изучение различных источников информации, использование мультимедиа, а также опыта педагогов-новаторов.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ФИО студента ______________________________________________

Факультет __________________________________________________

Курс _______________________________________________________

Группа _____________________________________________________

Горно-Алтайск 2014

1. Дайте определение следующим понятиям:

Профессия

___________________________________________________________________

Специальность

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Специализация________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Квалификация_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Квалификационная характеристика_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания об особых требованиях, предъявляемых к педагогической профессии. Выскажите свое мнение в соответствии с заданным началом (по выбору):

«Раньше я не задумывался над этой проблемой, но сегодня...»;

«Мне кажется, что в этой проблеме главным является...»;

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»;

«По моему мнению, главное предназначение педагога...»;

«Предназначение педагога заключается в...»;

«В результате ознакомления с высказываниями, я задумался...»,

«Рассматриваемая сегодня проблема помогла мне...» и т.п.

Главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, дабы воспитать у них человечность (Я.А.Коменский).

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель... воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, художник (Д.С. Лихачев).

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - это... творение человека (В.А.Сухомлинский).

Сложились две точки зрения по поводу общедоступности педагогической профессии. Согласно первой педагогической профессией может овладеть каждый: человеку предопределено биологическое созидание индивида, следовательно, он наделен и способностью к социальному созиданию растущего человека. Согласно второй - для педагогической профессии должны быть определенные показания: природные предпосылки, педагогическая направленность, определенные качества и способности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расположите основные этапы становления и развития педагогической профессии во временной последовательности. В качестве формы фиксации используйте хронологическую таблицу:

4. Напишите эссе:

Почему я выбрал(а) профессию педагога.

Портрет преподавателя.

Как я готовил(а) себя к выбору профессии.

Я и профессия педагога.

Мой идеал преподавателя.

Педагог будущего.

Моя первая учительница.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте схему «Педагогические специальности».

6. Подберите примеры педагогических специализаций на современном этапе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ»

Контрольная работа по дисциплине:

««Профессиональная этика и этический кодекс учителя »

на тему:

«В чем состоит основное содержание профессионального кодекса

современного педагога? .»

Выполнил: слушатель курсов:

Ермолаева Вера Алексеевна

учитель МБОУ СОШ №2

г. Шахтерска

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 1-2

2. Теоретические аспекты и содержание профессионального кодекса современного педагога. 2- 7

3.Профессиональная характеристика педагога. 7-9

4.Этический кодекс педагогов 9-13

Заключение 13-14

Литература 14

    1.Введение

    Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений. Вместе с тем, государство предъявляет новые требования к содержанию образования и качеству образовательных услуг.

    Ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, безусловно, является преподаватель. Поэтому вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.

    Актуальность темы: Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

    Цель : Рассмотрение содержания профессионального кодекса современного педагога.

    Задачи:

    1. Определить сущность понятия «профессиональный кодекс педагога».

    2. Рассмотреть содержание профессионального кодекса современного педагога.

    Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

    2. Теоретические аспекты и содержание профессионального кодекса современного педагога.

    Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации отечественного образования перед преподавателем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи. Среди них следует отметить такие, как объективная оценка качества знаний учащихся на современном этапе развития образования, освоение новых информационных технологий, адаптация молодых учителей и организация наставничества. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался

    специфический тип деятельности, назначения которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на

    учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом – деятельности его развития, воспитания, обучения.

    Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки:

    дидактики;

    частных методик;

    теории воспитания.

    В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых "Профессиональным кодексом учителя". Проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ".

    Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями

    учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение. В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ". Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ". Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".

    В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: "Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования ".

    Напомню, о "Профессиональном кодексе учителя " заговорили еще летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны ", – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика " Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.

    АлдарДамдинов, в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно ".

    В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.

    Но не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно

    обновляется. Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения ".

    3.Профессиональная характеристика педагога.

    Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую.

    Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

    Потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

    Тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

    Понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

    Умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

    Знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

    Способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

    Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

    Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

    Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

  1. Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого

    в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

    4.Этический кодекс педагогов

    Этический кодекс педагогов – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, который принимается ассоциацией педагогов или союзом профессиональных работников и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности. Особенность его такова, что он декларирует основные требования, не давая им объяснений.

    Необходимость кодекса педагогов обусловлена проблемной ситуацией: удержание идентичности образовательного учреждения в ситуации, характеризующейся массовизацией образования и доминированием рыночной парадигмы «сферы услуг»;

    дуализм самоидентификации, требующий интеграции двух форматов – этика профессии и этика корпорации;

    распространенность «антикодексных» стереотипов.

    Мотивы разработки кодекса:

    внешняя обусловленность: забота о репутации, доверии общества, о конкурентоспособности и т.п.;

    внутренняя корпоративная обусловленность: необходимость самокритики о степени реализации своей миссии, многообразие мотивов работы преподавательского корпуса и мотивации учащихся, «работающее» на понижение идентичности педагогической работы; острота профессионально-нравственных и внутрикорпоративных конфликтов.

    Цель кодекса:

    1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;

    2) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;

    3) демонстрация готовности бороться с наглым и циничным попранием профессиональных и корпоративных норм;

    4) укрепление ценностей ответственности и критической рациональности в педагогической среде;

    5) оказание помощи в ситуациях морального выбора;

    6) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов;

    7) использование кодекса в самопознании, самоопределении и нравственном развитии педагогов.

    Появление кодексов этики – процесс, имеющий свои закономерности. Прежде всего, отметим общее определение кодексов. Так, в Большой Советской энциклопедии даются два определения кодекса:

    Кодекс (лат. codex первоначально – ствол, бревно, затем – скрепленные деревянные таблички для письма, книга) – одна из форм книги: скрепленные с одной стороны тетради из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов пергамента или папируса, а с позднего средневековья – бумаги. Форму кодекса сохраняют и современные книги.

    Кодекс – единый систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы права, регулирующие определенную отрасль общественных отношений (например, уголовный кодекс, гражданский кодекс)

    Главное в данных определениях, что послужило основой для использования понятия “кодекс” в сфере этики, - принцип упорядочения, систематизации. В частности, в “Словаре по этике” отмечается: кодекс этический – это свод моральных норм, предписываемых к исполнению.

    а) определять принятые нормы профессионального поведения;

    б) пропагандировать высокие стандарты практики;

    в) обеспечивать членов организации нормами для самооценки и др. Необходимость кодексов в деятельности педагогических учреждений определяется предельной ответственностью, которую несут педагоги. От их действий в значительной степени зависит жизненный сценарий другого человека. Наличие этического кодексаповышает вероятность совпадаемости фактического поведения педагога с ожидаемым. В кодексе первейшее значение придается утверждению ответственности как гаранта доверия, а, следовательно,надежности педагога-профессионала.

    При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель должен оговорить, что учитель имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием этического кодекса. Предполагается, когда сотрудники будут знать что правильность, справедливость, пристойность их поступков описаны в кодексе, который все могут прочитать и оценить недостойное поведение с точки зрения этого кодекса, тогда будет действовать фактор, порождающий потребность беречь свою репутацию, чтобы не быть отвергнутым. Следование Кодексу – внутреннее решение, свободное решение, но не частного лица, а профессионала, отвечающего перед профессией и за профессию, за ее соци­альную миссию, а потому –

    решение ответственное. Работающий в организации обязан подчинить свою профессиональную ответственность корпоративной, так как его профессия служит достижению общей цели организации. Но в профессиональной среде, которая выступает референтной группой, его профессиональная ответственность за совершаемые действия превыше корпоративной ответ­ственности. И если эти два вида ответственности приходят в противоречие друг с другом, перед человеком встает дилемма: уйти из организации или быть подвергнутым остра­кизму профессиональным сообществом». Из глубины веков идут требования к педагогу. Народ всегда предъявлял к нему повышенный интерес, хотел видеть своего педагога свободным от всех земных недостатков.

    Ещё в самом начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, которые не устарели по сей день. Я.А.Коменский считал, что главное назначение педагога состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

    Учителя должны были быть образцом: простоты- в пище и одежде, бодрости и трудолюбия- в деятельности, скромности и благонравия- в поведении, искусства разговора и молчания- в речах. А также подавать пример « благоразумия в частной и общественной жизни».

    Я.А.Коменский требовал, чтобы педагог внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивая от себя детей своим суровым обращением, а привлекая их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

    А вот учитель русских педагогов-К.Д.Ушинский предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без « глубоких и разносторонних знаний. Но и одних знаний мало».« Надо иметь, - считал он, ещё и твердые убеждения». Без них нельзя стать настоящим педагогом-воспитателем юношества: «… главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением».

    Заключение

    Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

    Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и

    стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

    В содержании профессионального кодекса современного педагога ведущее место занимает позиция педагога - система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.

  1. Список литературы

    1. Азаров, Ю. Искусство воспитывать / Ю. Азаров, - М.: 1978 - С. 247-268.

    2. Гришин, Э. Книга для учителя / Э. Гришин, - Владимир: 1976 - С. 174-177.

    3. Котигер, Я. Педагогическая этика / Я. Котигер, В. 1984 - С. 79-81.

    4. Кукушин, В. Введение в педагогическую деятельность / В. Кукушин, - М.: Март, 2005 - С. 17-19.

    5. Лавриненко, В. Психология и этика делового общения / В. Лавриненко, -М.: Юнити, 2002 - С. 342-349.

    6. Морозов, А. Деловая психология / А. Морозов, - Санкт-Петербург: Союз, 2002. - С. 25-28.

Профессиональные функции - это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Они касаются отношений с детьми (воспитанниками) и их родителями, с коллегами (учителями) и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями. Если вести дальнейшее изложение вопроса по такому пути, то трудно будет “объять необъятное” и прийти к каким-либо определенным выводам. Поэтому мы сведем виды педагогической деятельности в пять групп, исходя из их ведущего содержания, раскрывающего основное направление этой деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога.

1. Воспитательная функция. Она основная, постоянная по времени, непрерывная как процесс и самая широкая по охвату людей. Она никогда не прекращается, относится ко всем возрастным группам людей и происходит решительно повсюду. “Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом”. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой. Поэтому эту профессиональную функцию педагога мы вправе считать основной и всеохватывающей.

2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. Систематическим обучением может заниматься только достаточно подготовленный профессионал. И в то же время обучение представляет собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Следовательно, обучающую функцию педагога мы отнесем к числу важнейших профессиональных.

3. Коммуникативная функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения. Педагог именно благодаря общению, в процессе общения воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу. Значит, и коммуникативная функция есть профессионально-педагогическая. Она настолько важна, что в последнее время исследованием проблем педагогического общения и педагогики общения занимаются многие ученые педагоги (И. И. Рыданова, Л. И. Рувинский, А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик и др.), психологи (С. В. Кондратьева, К. В. Вербова, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский и др.).

4. Организаторская функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие или дело следует организовать, когда (день и час) и где (школа, класс, музей, лес и т.п.) его провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (оформление) понадобится. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат. Вот почему мы организаторскую функцию считаем профессионально-педагогической.

5. Коррекционная функция связана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. Ее же результат не всегда и не сразу бывает таким, каким был мысленно (идеально) задуман, какой ожидался. Педагогу по ходу работы приходится вносить коррективы (исправления) в свои действия и действия воспитанников. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым. Этим и объясняется, что коррекционная функция также является профессиональной для педагога.

В педагогике и психологии есть и другие суждения о профессиональных функциях (и соответствующих педагогических способностях) учителей. Так, хорошо известны и получили широкое признание исследования психолога Н.В. Кузьминой, проведенные еще в 60-е годы. По ее мнению, основные профессиональные функции учителя следующие: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая (первоначально она не значилась). С ее точкой зрения наш подход совпадает в коммуникативной и организаторской функциях.

Совсем другую классификацию профессиональных функций учителя предлагает психолог А. И. Щербаков. Это две большие группы: а) общетрудовая, куда входят те функции, которые исследованы Н.В. Кузьминой, гностические заменены исследовательскими и б) собственно педагогическая. Смысл такой классификации состоит в том, что первая группа функций действительно может быть отнесена не только к педагогической профессии, но и ко многим другим.

Представляют интерес подход и суждения ученых Ю.Н. Кулюткина (педагог) и Г.С. Сухобской (психолог) о функциональных ролях учителя. В своей работе на разных этапах учебно-воспитательного процесса учитель выступает в роли практического исполнителя собственных планов, затем - в роли методиста и исследователя. Ученые справедливо отмечают, что один и тот же учитель в зависимости от этапа учебно-воспитательной работы выступает то в одной, то в другой, то в третьей функции.

Таковы некоторые подходы разных педагогов и психологов к рассмотрению профессиональных функций педагога.

Остается сказать, что профессиональные функции педагога только условно могут быть рассмотрены раздельно, а на самом деле они взаимосвязаны. Так, мы уже говорили, что обучающая функция является частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все другие, организаторская соотносится со всеми предыдущими и коррекционная является условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, значит, связана с соответствующими функциями.

У каждой профессии есть особенности, у педагогической - тоже. Рассмотрим их.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни.

2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая: концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.

3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) - постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу.

На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

6. Из названных особенностей вытекает следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Для сравнения возьмем овощевода, полевода. Каков урожай - они узнают осенью, т.е. через 4-5 месяцев. Пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и т.д. Не то - педагог. О том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например, шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.

8. Учитель не имеет права на ошибку - в его руках - судьба человека.

Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники - это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело- педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант- это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь - к учителю.

Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложьвшейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.

10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии.

Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий. Так, гуманизм свойственен и педагогу, и врачу; многофакторность деятельности - агроному; отдаленность результатов деятельности во времени - лесоводу. Не случайно профессию педагога сравнивают со многими другими, например, профессией архитектора, садовода, артиста, инженера, капитана дальнего плавания и т.п., подчеркивая отдельные черты и некоторые особенности, в чем-то их сближающие. Но это лишь подтверждает мысль о разностороннем и, меж тем, - специфическом, самобытном характере педагогической деятельности. И все эти сравнения есть не что иное, как художественный образ многогранной профессии педагога, учителя.

Роль педагога в современном обществе.

В настоящее время в России и за рубежом актуален вопрос профессионального имиджа в целом и имиджа педагога в частности. Несомненно, восприятие представителей той или иной профессии остальными членами общества основывается на престиже профессии, отношении общества к представителям этой профессии. В случае учителя это восприятие, возможно, влияет еще и на процессы обучения и воспитания, которые значительно зависят от взаимодействия между учителем и остальными субъектами образовательной системы.

Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в современном обществе?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. В условиях модернизации российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов возрастает роль педагога. В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.

Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.

Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная технологизация учебного процесса.Школы западных стран заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой, компьютерами, интеракционными системами.Усиленнаятехнизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии. Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком.

В МБОУ «Лицей» города Абакана, высоко развито преподавание предметов в совокупности учителя и компьютерных технологий, но роль учителя остается на первом месте. Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания. В лицее используются электронные учебники, мультимедийные технологии, возможности интернета, позволяющие всем участникам процесса оптимизировать свою деятельность. В школесуществует собственный сайт, который обеспечивает интерактивную коммуникацию, отражает жизнь сегодняшнего дня лицея.

Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но в конце столетия он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по своему характеру.

Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

В помощь молодым педагогам лицея активно работает клуб молодых педагогов «Призвание». Приходя в педагогическую деятельность молодой учитель сразу получает методическую поддержку, возможность развития своих личностных качеств как в профессиональной деятельности, так и в социальном направлении.Также функционирует Многопрофильный комплекс непрерывного образования – Кафедра развивающего обучения, которая строит свою работу в тесной связи с научно-методическим советом лицея, методическим кабинетом ГУО, учебно-методическими кабинетами ХАКИРО и ПК, различными учебными и научными заведениями региона. При кафедре функционирует школьные методические объединения и развивающие центры. На сайте лицея создано Виртуальное агентство инновационных технологий, в рамках которого мы делимся своим опытом с коллегами города и республики.

Социальным заказом общества на данный момент является развитие творческой, социально ответственной личности, способной к гибкому принятию социально-культурных, экономических инноваций и построению успешного профессионального и личностного маршрута самореализации. Таким образом, можно констатировать, что высокий уровень социальной ответственности активизирует страх перед неудачей в процессе достижения желаемых целей. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам преодолеть этот страх, и стать активными членами общества, готовыми к социальной ответственности. В МБОУ «Лицей» для помощи учащимся в профессиональном становлении внедрены различные профили обучения, отвечающие социальному заказу современного общества: физико-математический, инженерно-технологический, социально-экономический, биолого-химический и энергетический профили. Учителя осуществляют свою деятельность от запроса обучающегося, создают условия для устранения дискомфорта, помогают дальнейшему развитию личности через сотрудничество. Создана комфортная среда взаимодействия: «Учитель-Ученик», «Ученик-Учитель», «Учитель –Учитель», «Учитель-Родитель».

Изучая роль педагога в современном обществе интересно изучить цифры, приведенные Фондом общественное мнение (ФОМ) по данным опроса населения «Учитель: престиж профессии и необходимые качества», обобщившие результаты нескольких опросов общественного мнения 2001 – 2014 гг. Увеличилось количество россиян, считающих, что профессия учителя пользуется уважением: 54 % в 2014 г. по сравнению с 32 % в 2001 г. Однако в оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Если в 2012 г. ее оценивали «удовлетворительно» 40 % респондентов, то в 2014 г. этот показатель составил 37 %. «Хорошие» и «отличные» оценки в 2012 г. выставили 33 % опрошенных; в 2014 г. – 41 % респондентов. «Плохие» и «очень плохие» – 10 % в 2012 г., 7 % в 2014 г. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению оценки качества работы учителя, но не более того.

Говоря о качествах, которыми должен обладать учитель, россияне в 2014 г. назвали приоритетными:

образованность, профессионализм, хорошее знание предмета – 32 %;

любовь к детям – 18 %; терпение, сдержанность, спокойствие – 17 %;

доброта, отзывчивость, душевность – 16 %.

Учитель - личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс школы; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Одной из форм содействия формированию созидательных ценностей является работа учащихся над индивидуальными итоговыми проектами под руководством педагогов. В лицее учащиеся имеют возможность работать над выбранной темой исследования индивидуально с педагогом начиная с пятого класса, представляя итоговый продукт исследования в конце учебного года в 8 классе.

Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники. Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся. Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения.

Так какой же он, современный учитель и какова его роль в обществе?

Ещё Сократ, открывший в Древней Греции академию для молодёжи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам.

Учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!

Список используемых источников

1.Везико Н.В. Педагогическое эссе «Роль педагога в современном обществе»// .

2.Даутова Ю.Р. Статья «К вопросу о сущности инклюзивной компетентности педагога» //Сборник Problemsofmoderneducation с.163.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для высших и средних педагогических учебных заведений. – М., 2000, с. 46.

5. Электронный ресурс//Мазитова Р.Р. Педагогическое эссе "Роль педагога в современном обществе"//[сайт]: , дата обращения: 28.08.2015.

6. Товпинец А. Н. Статья « Образ учителя в современном массовом сознании» //сборник Problemsofmoderneducation с.178.

7. Электронный ресурс// Фонд Общественного Мнения. Учитель: престиж профессии и необходимые каче-ства. [сайт]: URL: , (дата обращения: 03.09.2015).

8.Яковлева И.Л. Статья «Роль Кафедры Развивающего обучения в формировании учителя нового мышления», 2013г.

9. Электронныйресурс//Professor Peter Dolton, Dr. Oscar Marcenaro-Gutierrez, Varkey GEMS Foundation, Global Teacher Status Index.: [ сайт]: URL , (датаобращения: 28.08.2015).