Кто такая мессалина в древнем риме. Скандальная мессалина. Мессалина – ключевая фигура в Римской империи

История мира знает не только хороших персонажей, но и антигероев, злодеев или же тех, чьи имена стали нарицательными. Многие века чересчур любвеобильных женщин сравнивали с Мессалиной, которая была супругой римского императора Клавдия. В наше время таких женщин называют куртизанками или же существует даже научный медицинский термин - нимфоманки. Жизнь ее окутана легендами и возможно многое стало преувеличенным и приобрело гипертрофированный вид. К сожалению, достоверно о жизни Мессалины мы сегодня уже узнать не можем, но тем не менее ее образ вошел не только в истории о любви, но и в историю живописи.

Ханс Макарт Шарлотта Вольтер в образе Мессалины, 1875

(Исторический музей, Вена)

Мессалина родилась в 25 году нашей эры (по другим источникам в 20 или 26 годах) в семье консула Марка Валерия Мессалы и девочку нарекли по имени отца Валерией (Валерия Мессалина), так было принято у знатных патрициев того времени. Если в семье рождалось несколько девочек, то их просто нумеровали - Первая, Вторая и т.д. Мессалина же была единственной дочерью и номера не имела.

В возрасте 14 лет ее выдали замуж за дядю императора 50-летнего Клавдия. Тогда еще правил Калигула, который устроил из дворца бордель и давал пышные пиры, заканчивающиеся оргиями. Все это наблюдала молодая девушка и, как говорят сейчас, "наматывала себе на ус". Мессалина не была в большом восторге от своего супруга: Клавдий был немолод, хром, заикался, а также считался в своей семье дурачком. "Да он глупее моего Клавдия! " - говорила его мать про какого-нибудь не очень умного. При дворе Калигулы Клавдий фактически был шутом. Хотя... Хотя среди историков есть мнение, что Клавдий был весьма ученым человеком и неплохим, разумным политиком. Но многолетние насмешки при дворе и постоянный страх за свою жизнь парализовали волю этого человека и он в самый решительный момент самоустранялся.

Камея Мессалина с детьми (Фото из Википедии)

Клавдий был чрезвычайно любвеобилен. Мессалина родила ему сына и дочь - Октавию и Британика. Но она не заботилась о них, - так же, впрочем, как не заботились и об ее воспитании. Спустя некоторое время путем интриг и заговоров Клавдий пришел к власти и в 41 году нашей эры стал императором и начал свое правление, а вместе с ним и Мессалина.

Мессалина вела себя как капризный ребенок, сметая с дороги тех, кто ей мешал. Именно в это время проявилась еще одна неприглядная черта императрицы - крайняя распущенность. Многие женщины Древнего Рима развлекали себя рабами, пленниками и гладиаторами. Императорской супруге тоже не возбранялись эти игры. По вечерам Мессалина являлась в публичный дом, где отдавалась всякому посетителю, который платил обычную, не слишком большую, цену за сексуальные услуги. Императрица не слезала с ложа всю ночь.

Сведомский П. А. Мессалина 1900

"Мессалина вела жизнь распутную и разнузданную и побуждала к беспутству также других женщин, заставляя многих из них отдаваться своим любовникам в самом императорском дворце, причем на глазах собственных мужей , - сообщал историк Дион Кассий. - Тех, кто для подобных забав одалживал своих жен, она особо отмечала и ценила, награждая их почестями и должностями. Тех, кто упорствовал и не хотел подчиниться такому сраму, она всячески преследовала ".

Гюстав Моро Мессалина 1874

Она процарствовала семь лет и... влюбилась. Влюбилась в красавца патриция Гая Силия. Осыпав его подарками и наградами, украсила его дом дорогой мебелью из императорского дворца. А потом просто развела его с его женой и заняла ее место на супружеском ложе. Некоторые историки считают, что законный супруг спокойно подписал ее брачный договор с любовником. Мессалину, мол, совершенно не волновало, что она выходит замуж при живом муже. Едва Клавдий отправился на отдых в деревню, она устроила пышную свадьбу с Силием.

Гравюра Маркантонио Раймонди, 16 век

Клавдию донесли и донесли все в деталях и подробностях. Утром следующего дня после свадьбы Клавдий отправил в тюрьму всех гостей Мессалины и самого Гая Силия, но сама императрица избежала такой участи, т.к. стражники не посмели ее арестовать. Попытки вымолить прощения у Клавдия закончились ничем и казни следовали одна за другой. Были казнены многие любовники Мессалины, а затем и Гай Силий. Участь Мессалины решилась довольно скоро - один из приспешников императора послал к Мессалине двух людей, которые объявили ей, что император послал их убить ее и закололи ее мечами. Так Мессалина заплатила за свой любвеобильный нрав. Клавдий же был спустя некоторое время отравлен матерью Нерона, а тот в свою очередь отправил в мир иной и свою жену Октавию, дочь Мессалины и чуть позже отравил и сына Мессалины Британика. Зло рождает зло.

Анри де Тулуз-Лотрек Мессалина 1900

Анри де Тулуз-Лотрек Мессалина 1900-1901

Имя Мессалины было почти забыто, до наших дней дошло лишь несколько ее портретов и то на монетах. После смерти Мессалины римский Сенат решил предать ее имя забвению. Во исполнение этого решения были разбиты все ее статуи и затерты все изображения. Античные авторы сделали имя Мессалины символом нимфомании и всевозможных излишеств. Ювенал в своих сатирах называет Мессалину "августейшей блудницей" и "царственной проституткой". Вот эти строки: "Как только засыпает ее муж, она меняет свое императорское ложе на убогую постель. Императорская проститука надевает плащ с капюшоном и покидает покои всего с одной служанкой. Пряча свои черные волосы под белым париком, она входит в духоту убого борделя. Ей отведена отдельная комната, на которой значится ее псевдоним, Лициска. Она прячет грудь в ажурную сетку из золота, оставаясь почти обнаженной и в таком виде предлагает себя посетителям заведения. Она показывает всем свой обнаженный живот, из которого вышел благородный Британник. Она ласкает тех, кто приходит к ней и не забывает назвать цену за услуги. А когда содержатель притона закрывает его, она уходит последней, так и не утолив своей страсти. Она уходит, утомленная мужчинами, но не удовлетворенная ."

Как она выглядела на самом деле никто не знает, поэтому обычно ее наделяют благородной полнотой и чертами зрелой искушенной в любви женщины. Те художественные изображения Мессалины, что мы видим на картинах художников, это всего лишь плод их фантазии и мастерство их рук, тем более, что тема очень интересная и наверняка может привлечь к холстам зрителей.

Афиша-презентация оперы "Мессалина" в казино Монте-Карло, 1896

Её мать и отец были двоюродными братом и сестрой по материнской линии. Матерью Марка Валерия была Клавдия Марцелла Младшая , дочь Октавии Младшей от первого брака с Гаем Клавдием Марцеллом . Октавия же родила и Антонию Старшую, после того, как была выдана Октавианом за Марка Антония в 40 году до н. э. Таким образом, по женской линии Мессалина происходила от сестры Августа и принадлежала к императорской семье.

Что касается отца Марка Валерия, то существуют две теории:

  • по первой, наиболее распространённой, он был сыном Марка Валерия Мессалы Барбата Аппиана (консула 12 года до н. э.), урождённого Гая Клавдия Пульхра, усыновлённого в род Валериев Мессал. В пользу этой теории говорит так же то, что у отца Валерии была родная сестра, носившая имя Клавдия Пульхра , поскольку была рождена до усыновления Гая Клавдия.
  • по второй версии Марк Валерий был сыном Марка Валерия Мессалы Мессалина (консула 3 года до н. э. и 3 года н. э.), сына знаменитого политика и оратора Марка Валерия Мессаллы Корвина (консула 31 года до н. э.).

Жизнеописание

Кровные родственные связи Мессалины с 4 императорами

О детстве Мессалины известно немногое. Однако в юные годы она была весьма популярна и влиятельна при дворе Калигулы . Её дядя Гней Домиций Агенобарб был мужем Юлии Агриппины - сестры императора. Скорее всего именно та обстановка, которая царила на разгульных пирах Калигулы и сформировала характер этой женщины, хотя античные авторы утверждают, что Мессалина начала разгульную жизнь ещё в возрасте 13 лет.

В 38 году император Калигула выдал её замуж за своего дядю Клавдия, который вдобавок приходился двоюродным братом её матери. Брак этот, скорее всего, был средством объединения двух ветвей династии Юлиев-Клавдиев - собственно Клавдиев и Домициев Агенобарбов.

Развратное поведение

Имя Мессалины, благодаря античным историкам, стало нарицательным в описании развратных и сексуально-озабоченных женщин. В основном, её поведение характеризуют как оскорбительное и постыдное, а саму её - как жестокую, скупую и глупую нимфоманку . Наиболее часто в своих работах её упоминают Тацит и Светоний . Оба они пишут о том, что под вымышленным именем Лициска Мессалина либо сама владела одним из римских лупанариев , либо же приходила туда в качестве , чтобы удовлетворить свою похоть.

Об этом же пишет древнеримский поэт Ювенал в своих «Сатирах» :

Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было С Клавдием: как он заснёт, жена его, предпочитая Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой Блудная эта Августа бежала от спящего мужа; Чёрные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась В тёплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем, Лезла в каморку пустую свою - и, голая, с грудью В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски; Лоно твоё, благородный Британник, она открывала, Ласки дарила входящим и плату за это просила; Навзничь лежащую, часто её колотили мужчины; Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила Грустно она после всех, запирая пустую каморку: Всё ещё зуд в ней пылал и упорное бешенство матки; Так, утомлённая лаской мужчин, уходила несытой, Гнусная, с тёмным лицом, закопчённая дымом светильни, Вонь лупанара неся на подушки царского ложа. (Сатира VI. 115-133, Перевод Д. С. Недовича)

Также описывают, что Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.

Развратных женщин история знала немало, и распутным поведением в Риме никого было не удивить в то время, но ненасытный сексуальный аппетит Мессалины поражал даже видавшую виды римскую общественность. Обывателей больше всего возмущало, что Мессалина, потерявшая невинность в возрасте тринадцати лет, выставляла своё беспутство напоказ, безмерно гордясь им.

Всё вышеописанное происходило не только во времена Калигулы, но и позже, когда Клавдий уже стал императором. Около 40 года Мессалина родила ему дочь, Клавдию Октавию, а в 41 году - сына и наследника, которому Клавдий дал когномен Британник в честь своего планируемого в то время похода в Британию.

Историки в жизнеописаниях Мессалины проявили удивительное единодушие: по их мнению, Мессалина не пропускала ни одного красавчика. И долгое время ей всё чудесным образом сходило с рук. Клавдий пламенно осуждал и изобличал разврат придворной знати, но не ведал, что творится у него дома. Приближённые не решались открыть ему глаза, опасаясь гнева коварной женщины. Ведь, хоть Клавдий и правил Римской империей, самим императором безраздельно правила Мессалина. Однажды, например, прелестница влюбилась в первого среди римских актеров Мнестера. Красавчик попытался увильнуть от чести быть возлюбленным жены императора. Тогда Валерия пожаловалась Клавдию, что какой-то актёришка осмеливается не подчиняться её воле, не уточняя, правда, какой именно. Император призвал Мнестера к себе и приказал тому выполнять все пожелания своей жены. Молодому человеку пришлось подчиниться приказу императора и занять его место в супружеской постели.

Власть

Камея, изображающая Мессалину с детьми, Британником и Октавией

Мессалина обладала полным влиянием на нового императора. Видя это, римский Сенат признавал в ней полноправную правительницу. В честь дня её рождения проводились игры, ей воздвигались статуи. Также Сенат собирался провозгласить её Авгу́стой, однако Клавдий запретил делать это.

Поскольку Клавдий был намного старше её и далеко не молод, то в политике Мессалина сосредоточилась на том, чтобы после смерти Клавдия обеспечить переход власти к своему сыну - Британнику . Ради этого она всегда старалась показать себя вторым человеком в государстве. Даже на триумфе Клавдия в 43 году она ехала сразу за его колесницей, и только после неё шли полководцы. Такое её положение давало ей возможность стать номинальной правительницей, если смерть Клавдия случится до совершеннолетия сына.

Необходимо отметить, что среди римской знати были не только противники, но и союзники Мессалины. Одним из них был Луций Вителлий, консул 34 года , правитель Сирии в ранге проконсула в 35 году , цензор 48 года , отец будущего императора Вителлия . За его поддержку Мессалина дозволила ему заботиться о её обуви. Показывая свою преданность, он носил одну из туфель Мессалины у себя на груди, под тогой , и, периодически вытаскивая оттуда, прилюдно покрывал её поцелуями.

При помощи своих союзников Мессалина либо удаляет из Рима, либо лишает жизни всех, кто, по её мнению, мог встать на её пути. Среди её врагов были почти все члены династии Юлиев-Клавдиев, которые сами, или дети которых, могли претендовать на место императора: Юлия Ливилла ; Юлия Ливия; Гай Азиний Поллион , консул 23 года , сын Випсании Агриппины от Гая Азиния Галла ; Поппея Сабина Старшая, дочь римского консула и триумфатора времен Тиберия Гая Поппея Сабина; консула и 46 годов Децима Валерия Азиатика, поскольку он являлся шурином одной из жен Калигулы, Лоллии Паулины , и, теоретически, мог претендовать на власть. Также из Рима был удалён Сенека .

Такая политика не могла не сформировать партию недовольных. В середине сороковых годов эти люди сплотились вокруг племянницы императора - Юлии Агриппины. Пользуясь любовью императора, Агриппина смогла устоять против козней Мессалины, направленных против неё и её сына, малолетнего Нерона , а открыто настоять на расправе с Агриппиной Мессалина не могла.

Судьба детей Мессалины тоже была трагичной. 1 января 49 года Клавдий женился на Агриппине. Наследником был признан Нерон, который позже и стал императором. Клавдия Октавия стала его первой супругой, которую по его приказу убили в 62 году в ссылке. Британник погиб ранее. Он был отравлен Нероном в 55 году вследствие интриг Агриппины.

В искусстве

  • Джованьоли, Рафаэлло , «Мессалина» .

В честь неё названы

  • (545) Мессалина (англ.) русск. - астероид, открытый в 1904 году.
  • Pheidole spinulosa messalina
  • «Мессалина» - песня группы Jane Air

Литература

  • Дион Кассий , «Римская история», LX, 14-18, 27-31
  • Иосиф Флавий , «Иудейские древности», XX, 8
  • Иосиф Флавий, «Иудейские войны», II, 12
  • Ювенал , «Сатиры», «Сатира VI», 115-133

По мере роста могущества и богатства Рима одежда римлянок становилась богаче и утонченнее; расширилась цветовая гамма: коричнево-золотистая,золотисто-желтая, лилово-зеленая, светло-лиловая с желтым, голубовато-серая, розовато-сиреневая и.т.д.

Обилие рабов привело к тому, что почти все домашние заботы римских женщин легли на рабские плечи. У римлянок появилось много свободного времени и все больше и больше они могли заниматься собой: своим телом, лицом, прической, нарядами - в общем, красотой. И они покоряли округлостью плеч, широкими бедрами, выпуклой тугой грудью, золотистыми волосами.

Изобретенные Востоком благовония и притирания наводнили Рим и... будоражили римских мужчин призывно-томными ароматами.

Рим вступает в «эпоху кокетства, флирта и... необузданного разврата». Процветали законодательницы мод - свободные куртизанки высокого ранга, всеми доступными и недоступными средствами стремившиеся устроить свою жизнь.

Самый «счастливый билет» «вытянула» Валерия Мессалина (25-48 гг. н. э.) - третья жена императора Клавдия. Эта похотливая красавица с золотисто-пепельными волосами и огромными глазами цвета морской волны, обрамленными очень длинными и густыми ресницами, с высокой упругой грудью и стройными, словно литыми, бедрами стала апофеозом разнузданного разврата в истории Рима. Но рассказ наш не об этом, а том, что Мессалина - одна из тех красавиц античности, что довели уход за своим телом до уровня высокого искусства.

Римлянки злоупотребляли духами, которые изготовлялись из ароматических веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии. Для этой цели часто употреблялись и росшие в Италии лилии, ирисы, нарциссы, пестумские розы, пахучий тростник. Духи добавляли в лорогие вина, подливали в светильники, ими обрызгивали арену цирка и сцену в театре.

Отметим, что духи тогда были не такими, к каким привыкли мы. Это были густые мази. В парфюмерных лавочках продавали все необходимое для ухода за лицом, косметические средства отдельно для женщин и мужчин.

Мессалина имела специальные несессеры, или как их тогда называли, «женский мир», т. е. необходимые наборы женских принадлежностей: серебряные четырехугольные зеркала, покрытые узорами на обратной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки в различных изящных коробочках; ножницы ; баночки с румянами, помадами, белилами; алебастровые сосудики и флакончики из оникса с духами и притираниями и многое другое.

Во времена Империи модницы стали тратить на косметику огромные деньги. Жены императоров, в частности Валерия Мессалина, и вовсе не знали здесь ограничений. Особо ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства.

Для всего имелись свои притирания: тело и лицо обрабатывались пальмовым маслом, руки - мятным маслом, волосы - мазями из майорана (эфирно-масличного растения). Раз в неделю римлянки делали маски для лица из бобовой муки, замешанной на ослином молоке. Особой популярностью пользовались ночные маски для лица из миндального масла и парного молока молодой коровы.

Молодость кожи сохраняли с помощью аппликаций из трав, воска, камеди и разнообразных жирных притираний. В ходу было средство от морщин из душистого льняного масла и животных жиров. Самым действенным средством считался массаж кусочком льда.

Жены римских патрициев ежедневно принимали молочные ванны, при переездах за ними перегоняли стада ослиц, в молоке которых они купались. Не меньшей популярностью пользовались ванны из фруктовых соков и лепестков алых роз. Особо состоятельные дамы выходили в свет лишь после часовой розовой ванны. Куртизанки и патрицианки делали эпиляцию, ежедневно всевозможные притирания различными косметическими средствами интимных частей тела.

При нанесении грима они пользовались сажей, сурьмой, белилами и киноварью. Модной считалась сильная бледность, поэтому дамы натирали лицо, спину, грудь и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для придания коже белизны. Так модницы зарабатывали себе хроническое отравление свинцом. Пудрились глиной с острова Хиос или порошком из экскрементов крокодила. Особым шиком считалась диасразмата - прообраз современной компактной пудры: прессованная высушенная смесь из бобовой и пшеничной муки. Румянец делали с помощью винных дрожжей и охры, глаза подводили сурьмой, карандашами или просто сажей от сжигания особой эссенции. Губы подкрашивали отстоем красного вина или растительной краской. В употреблении косметики римские дамы не знали меры и не заботились об естественности. Римские женщины времен Империи обязательно утром и вечером чистили зубы толченым жемчугом и кораллом либо порошком из мелко тертого рога или пемзы. В случае необходимости вставляли искусственные зубы. В ходу были и искусственные накладные брови, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры. Однако все это было доступно лишь знатным женщинам, бедные и рабыни наводили красоту при помощи масок из ячменного теста с яйцом.

Валерия Мессалина, стремящаяся выглядеть элегантной и богато одетой дамой, огромное значение придавала чувственному восприятию форм своего тела, используя для этого некоторые интимные принадлежности женского туалета.

Так, чтобы максимально долго сохранять стройность, она, подобно другим римлянкам, туго бинтовала специальной длинной полосой ткани особой выделки («зона») талию и бедра. Получалось нечто вроде современного женского нижнего белья. Мессалина весьма ревниво следила за формой своей груди, приподнимая ее снизу неким подобием современного бюстгальтера - надетой на голое тело повязкой из эластичной мягкой кожи (мамилларе - сородич греческого аподесмия). Так возникла мода на высокую вздымающуюся грудь. Пояс (строфиум ) она носила высоко, под грудью.

Как известно, Рим во времена Империи сделался средоточием моды подобно теперешнему Парижу и римские куртизанки с патрицианками уделяли огромное значение прическе. Валерия Мессалина обожала менять свой облик с помощью причесок. Ей нравились и кудряшки вокруг лба, и так называемый «греческий узел» с прямым пробором, и круглая завивка с начесыванием волос. Можно было встретить ее с высокой прической из локонов, укрепленных на веерообразном металлическом каркасе, отчасти напоминавшем русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде «корзиночки». Если своих волос не хватало, добавляли чужие.

Кстати, римлянки от природы обычно имели темные волосы и по римским законам не должны были изменять их цвет, но они считали, что черный цвет волос их грубит, и подобно своим землячкам - итальянкам времен Ренессанса (венецианским и неаполитанским дамам) - предпочитали светлые, золотистые волосы, красиво сочетавшиеся с карими глазами. С этой целью римлянки обычно применяли различные осветлители. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и особых знаний. Поэтому специально обученные рабыни выполняли эту работу в несколько этапов, одна из них мыла и просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая смазывала волосы помадой, а третья укладывала их. Чаще всего для обесцвечивания волосы натирались дрожжами или жидким мылом из козьего молока (либо жира) с золой бука, а затем сушились на солнце. Случалось модница перебарщивала в употреблении сильно обесцвечивающего щелочного состава и даже лысела. Тогда на помощь ей приходил парик.

Особенно модны были парики из белокурых, почти белых (бесцветных) волос, наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики. Парики рыжего цвета носили в основном танцовщицы, куртизанки и... императрицы.

Кстати, уже тогда считалось, что рыжие «не как все». Рыжеволосые женщины выглядят намного сексуальнее, нежели обладательницы волос другого цвета. Даже при отсутствии макияжа и в обыкновенном одеянии они притягивают к себе взоры каждого мужчины вне зависимости от возраста и социального положения. Именно среди рыжих во все эпохи было наибольшее количество...стерв! Примечательно, но жрицами в Риме могли стать лишь римлянки с рыжими волосами и зелеными глазами, что в природе, как известно, встречается весьма редко...

Валерия Мессалина отличалась особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Она отдавала предпочтение серьгам в виде маленьких полушарий (их Мессалина надевала по несколько штук одновременно) и в форме больших капель из очень дорогих индийских жемчужин. Но более всего обожала она появляться при дворе вся сплошь усыпанная жемчугом, под которым не было никакой одежды.

Когда наступил упадок, а затем и падение «Вечного города», исчезла и былая роскошь, в том числе и в одежде. Наступила эпоха деградации, естественной и неизбежной. Античность ушла в прошлое.

Плохо закончила свои дни и Валерия Meccaлина - первая модница и первая... куртизанка Римской империи. По приказу ее супруга-рогоносца она была заколота его гвардейцами-преторианцами в знаменитом Лукулловом саду, первый хозяин которого навсегда вошел в историю своим непревзойденным стремлением получить от жизни максимум удовольствий. До сих пор, когда люди хотят выразить свое восхищение увиденным мероприятием, они говорят: «О, это был Лукуллов пир!» Для Мессалины вся жизнь была Лукулловым пиром, на котором она поражала всех не только ненасытностью и плотскими удовольствиями, но чувственными нарядами, которым был столь присущ один из главных принципов современной моды: умелое сочетание открытых и закрытых частей тела..

Мессалина. Она мечтала и жила с мечтой о любви!

Имя этой влиятельной и властолюбивой римлянки уже давно приобрело символическое значение. Обычно так называют женщину, которая занимает высокое положение в обществе и имеет распутные наклонности.

Возможно, Мессалина и обладала какими-то положительными душевными качествами, однако прежде всего она была красивой женщиной, поэтому историкам было проще изображать ее ветреной и сладострастной.

Наиболее часто в своих трудах Мессалину упоминают Тацит и Светоний. Летописцы характеризуют её поведение как оскорбительное и постыдное, а саму ее как жестокую и тщеславную нимфоманку.

Однако сегодня учёные ставят под сомнения объективность древних авторов. Кто знает - возможно у тех были свои причины очернить имя Мессалины?

Валерия Мессалина была дочерью Марка Валерия Мессалы Барбата, консула 20 года, происходившего из патрицианского рода Валериев. Матерью Мессалины была Домиция Лепида Младшая, дочь Луция Домиция Агенобарба (консула 16 до н. э.) и Антонии Старшей. Примечательно, что родители Мессалины были двоюродными братом и сестрой по материнской линии.

Марк Валерий, будучи сенатором, превыше всего ценил добродетель. Однако его жена не была ни хозяйственной, ни добродетельной.

Полагают, что Мессалина росла в атмосфере моральной распущенности. А о её детстве известно немногое. Однако в юные годы она была весьма популярна и влиятельна при дворе императора Калигулы. Её дядя Гней Домиций Агенобарб был мужем Юлии Агриппины - сестры императора. Скорее всего именно та обстановка, которая царила на разгульных пирах Калигулы и сформировала характер этой женщины, хотя античные авторы утверждают, что Мессалина начала разгульную жизнь ещё в возрасте 13 лет.

В 38 году император Калигула выдал её замуж за своего дядю Клавдия. Брак этот, скорее всего, был средством объединения двух ветвей династии Юлиев-Клавдиев — собственно Клавдиев и Домициев Агенобарбов. Мессалине едва исполнилось 15 лет, она была молода, красива и самолюбива. Клавдий, которому было уже за 50, легко поддался любовным чарам.

Однако счастливой семейной жизни у пары не получилось. Мессалине быстро наскучил трясущийся, занятый науками, любящий выпить старик. Родив ему дочь и сына, она сочла свои супружеские обязанности выполненными и принялась искать любовные приключения на стороне. С этого момента по Риму и разошлись слухи о непристойном поведении жены императора.

Рождение легенды.


История знала немало падших женщин, и распутным поведением в Древнем Риме было сложно удивить, но ненасытный сексуальный аппетит Мессалины поражал даже видавшую виды римскую общественность. Обывателей больше всего возмущало, что Мессалина, потерявшая невинность в возрасте тринадцати лет, выставляла своё беспутство напоказ, безмерно гордясь им.

Античные историки пишут о том, что под вымышленным именем Лициска Мессалина либо сама владела одним из римских лупанариев, либо же приходила туда в качестве проститутки, чтобы удовлетворить свою похоть. Также описывают, что Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.

Любопытно, что все жизнеописания Мессалины сходятся в том, что она не пропускала ни одного привлекательного юноши. И долгое время ей всё чудесным образом сходило с рук. Клавдий пламенно осуждал и изобличал разврат придворной знати, но не ведал, что творится у него дома. Приближённые не решались открыть ему глаза , опасаясь гнева коварной женщины. Ведь, хоть Клавдий и правил Римской империей, самим императором безраздельно правила Мессалина.

Однажды прелестница влюбилась в первого среди римских актеров Мнестера. Красавчик попытался увильнуть от чести быть возлюбленным жены императора. Тогда Валерия пожаловалась Клавдию, что какой-то актёришка осмеливается не подчиняться её воле, не уточняя, правда, какой именно. Император призвал Мнестера к себе и приказал тому выполнять все пожелания своей жены. Молодому человеку пришлось подчиниться приказу императора и занять его место в супружеской постели.

В 43 году до н.э. Клавдий повёл войска в Британию, и Мессалина осталась одна, предавшись самому откровенному разврату. После укрощения Мнестера она осмелела и всячески побуждала знатных римлян пользоваться её благосклонностью. Тот, кто отказывался, обвинялся в каких-нибудь государственных преступлениях. Наконец, дворцовые интрижки пресытили Мессалину, и она решила искать приключения в самых людных частях города.

Набросив на голову покрывало, заходила она в таверны и тёмные переулки в поисках мужчин. Во время одной из таких прогулок она напилась до такой степени, что танцевала обнажённой на деревянных подмостках Форума. В другой раз переделала дворцовую спальню в публичный дом. Написав на дверях имя самой известной проститутки, она разделась, покрыла тело позолотой и пригласила мужчин входить и получать удовольствие за установленную законом плату. Разумеется, торговля шла весьма бойко.

Мессалина и власть в империи.

Мессалина обладала колоссальным влиянием на мужа. Видя это, римский Сенат признавал в ней полноправную правительницу. В честь дня её рождения проводились игры , ей воздвигались статуи. Также Сенат собирался провозгласить её Авгу́стой, однако Клавдий запретил делать это.

Поскольку Клавдий был намного старше её и далеко не молод, то в политике Мессалина сосредоточилась на том, чтобы после смерти Клавдия обеспечить переход власти к своему сыну - Британнику. Ради этого она всегда старалась показать себя вторым человеком в государстве. Даже на триумфе Клавдия в 43 году она ехала сразу за его колесницей, и только после неё шли полководцы. Такое её положение давало ей возможность стать номинальной правительницей, если смерть Клавдия случится до совершеннолетия сына.

При помощи своих союзников Мессалина либо удаляла из Рима, либо лишала жизни всех, кто мог встать на её пути. Среди её врагов были почти все члены династии Юлиев-Клавдиев, дети которых, могли претендовать на место императора. Такая политика не могла не сформировать партию недовольных. В середине сороковых годов эти люди сплотились вокруг племянницы императора - Юлии Агриппины. В 47 году один из приближённых вольноотпущенников Клавдия, казначей империи Марк Антоний Паллас, становится любовником Агриппины. Являясь противниками Мессалины, они разрабатывают планы передачи власти не Британнику, а Нерону.

Однако необходимость в данном заговоре отпала, когда Мессалина совершила свою единственную ошибку в борьбе за власть.

Заговор Мессалины.

В 48 году до н. э. Мессалина обратила внимание на Гая Силия, молодого римского красавца. Верхом бесстыдства было то, что перед каждой оргией Гай отсылал из дома свою жену. При этом Мессалина вовсе не старалась скрывать то, что она связана с Гаем. Она посещала его дом в сопровождении пышного кортежа.