Что значит социально активный человек. Что такое социальная активность. Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение. "

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения

в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием -активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности. ^

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально

ЛИЧНОСТЬ

целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Со-

циальность может быть. раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями:

классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне

и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и

задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности,

т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые^на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей,

общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность,

умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в

противоположность личности пассивной) является сильное, устой-

  • 4 5-275

личность чивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы

(в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок,

его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру

и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на инте-

Направленность на определенные интересы, потребности, ценности. Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей. Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей.

ресы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в

пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня,

делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил,

потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и

развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рас-

ЛИЧНОСТЬ

сматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая ин-

"тегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя

с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность

Может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь,

высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и

деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные

личность ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных ^установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели,

дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели

в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития.

И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической

и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в

квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности (см. рис. ь6).

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах;

Социальная активность - это системообразующее качество,

характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в

личность

(Эгоцентрическая и альтероцентрическая направленность Моносоциоцентрическия направленность Направленность на определенные интересы, потребности. ценности

Полисоциоцентрическ;?я напрасленность Ориентация на общечеловеческие ценности

Принятие на уроцне чукств Принятие на "уровне знаний Принятие на уровневолевых устрем-лений, ^Принятие на уровне чувств, . знаний, волевых устремлс-ншй Хириктер и уровень принятия интересов, ценностей

Принятие на уровне чувств и волевых устремлений Принятие на уровне знаний ц чувств Принятие на уровне знаний и волевых устремлений

Характер творческий, нетворческий противоречивый и непротиворечивыйМасштабы и результаты (социальные роли и эффективность деятельности)Формы (ориентация на-многоплановое и однопланоиое пыражеине, связь форм) Характери уровень реализации потребностей интересов," ценностей

личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие,

это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Ос-

новными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и

умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь,

Структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических,

социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

Являясь объектом общественных отношений, личность вместе с тем является и их активным субъектом, способным изменять среду своего существования и самого себя.

В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.

Так, производственно-трудовая активность включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.

Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества.

Вторым важнейшим видом социальной активности является общественно-политическая социальная активность – мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.

Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире.

Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.

Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. С этой точки зрения социальная активность как значимый результат социального развития представляет собой социальное качество личности, отражающее отношение человека к социальной среде, к социальному опыту и способности самостоятельно разрешать проблемы социализации как свои, так и других, посредством оказания им помощи. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова – это ее связь с обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

Социальная активность личности – системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступить в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна.

Критерии социальной активности:

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества.

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует, прежде всего, анализа влияния новации общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различие понятий “человек”, “индивид”, “личность”, «индивид”?

2. Какова структура личности?

3. Что такое “социальный статус” и “социальная роль” личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

7. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание?

Отовсюду мы слышим такое понятие, как социальная активность. В школе мы должны быть активными, дома должны проявлять инициативу, на работе социальная активность приветствуется, да и проявление своего гражданского долгапо отношению к обществу никто не отменял.Так что же значит быть социально активным?

Давайте разберемся, социальная активность – это участие во всех общественных процессах. Будь то митинги, концерты, заседания и какие-либо скучные встречи собственников или участников чего-либо. На первый взгляд они не обещают ничего заманчивого, но к участию и проведению подобных мероприятий мы должны быть готовы. Сразу напрашивается вопрос, а зачем? Ответ будет таким же простым, как и вопрос. Потому, что мы все являемся частью общества. Игнорировать проводимые досуговые или информационные мероприятия очень глупо. Конечно сейчас полно отговорок, мол, и без меня разберутся, и от меня ничего не зависит. Но так ли это на самом деле? Цивилизованное общество, конечно, разберется, но наша цель стать частью этого общества, не пользоваться только благами потребления. Неужели вам не хотелось быть частью чего-тобольшого и прекрасного. Так почему не начать сегодня? Защищать свои права, права потребителя, отставить свою точку зрения.

Страх показаться не таким, как все. В театр ходит только определенный круг лиц, на собраниях выступают только умные, голосовать ходят те, кто разбирается в политике, а я ничего не умею, — скажете вы и останетесь дома. А если разобраться, то ведь по сути просто не хочу уметь, потому, что боюсь. Освободитесь от внутренних страхов и детских комплексов. Быть частью социальной жизни общества прекрасно, откройте для себя новый мир красок и новых знаний. Ежедневно для наших благ придумываются и разрабатываются новые методы и подходы к работе. Умные мира сего издают книги о том, как перестать себя мучить. Может сегодня тот день, когда пора выйти на улицу? Двери открыты для всех, не бойтесь показаться другим, все люди разные и, преодолев ваш страх, вы поймете, что каждый думает о себе, и по большому счету на вас не обращают внимания. На сайте сайт очень много полезных статей для всех тех, кто хочет узнать для себя что-то нового. Много статей, где говорится о защите прав потребителей.Ведь не каждый знает, что нужно делать и куда обращаться, если случилась какая-то беда.

фото blog.1and1.com

Также это касается наболевшей темы выборов, обычно фразу «Они и без меня решат» привычнее слышать от населения пожилого, которым уже не хочется вникать в сложные политические моменты и следить за нововведениями и обещаниями партий.И, между прочим, очередь из бабушек и дедушек создается еще до открытия участков! А все потому, что они не привыкли пускать все на самотек, они знают, что без них не решат! А молодежь, должна быть в этом плане менее скована, кому, если не молодым брать бразды правления в свои крепкие руки! Разумеется, принцип «меня не трогают и ладно» — не должен вообще появляться. Неужели все можно оставить так? Конечно, нет, пора срочно встать с дивана и начать действовать и приносить пользу миру и в первую очередь конечно себе.

Последствия игнорирования социальной жизни могут быть просто ужасны! Здоровье, как эмоциональное так и физическое. Эмоциональное заключается в постоянном информационном голоде, что очень опасно даже если вы его привыкли не замечать. Физическое, не двигаясь вы начинаете болеть и стареть.Постоянное чувство апатии, усталости преследует вас по жизни, до тех пор, пока вы окончательно не покроетесь уютным «мхом». Вы просто стоите на месте и не развиваетесь.

ВЫВОД. Не стоит бояться нового, за страшным понятием «социальная активность», если разобраться скрывается ваш шанс на самореализацию, познание мира и самосовершенствование. Сняв панцирь безразличия, вы легко сможете найти новых друзей, завести полезные знакомства и возможно встретить вторую половинку.

Социально быть активным —

Значит, мыслить позитивно,

Песни петь, митинговать!

Счастьем дом свой наполнять

И с друзьями зажигать!

Если думать что все плохо,

И без нас вполне логично

Справятся вполне прилично —

Апатично и уныло

Жизнь течет без позитива.

Нужно утром встать с улыбкой,

И вздохнувши полной грудью

Сделать жизнь свою красивой,

И украсить жизнь чужую!

фото curatti.com

Related posts:

Как развеселить себя, если скучно за компом

Чем заняться, чтобы заработать денег

Что такое испытательный срок и с чем его едят

Пять стрессовых ситуация на работе: причины и следствия