Южная америка влияние на природу. Географические пояса и природные зоны южной америки. Влияние человека на окружающую среду Южной Америки

В Южной Америке существует множество экологических проблем, вызванных техническим прогрессом и развитием экономики. Уничтожаются леса и загрязняются водоемы, сокращается биоразнообразие и истощается почва, загрязняется атмосфера и уменьшаются ареалы дикой природы. Все это в дальнейшем может привести к экологической катастрофе.
В городах южноамериканских стран образовались экопроблемы следующего характера:

  • проблема антисанитарии;
  • загрязнение воды;
  • проблема вывоза мусора и твердых бытовых отходов;
  • загрязнение воздуха;
  • проблема энергетических ресурсов и т. п.

Проблема вырубки лесов

Значительная часть материка укрыта тропическими лесами, которые являются легкими планеты. Деревья постоянно рубят не только для продажи древесины, но и для создания сельскохозяйственных угодий и пастбищ. Все это приводит к изменению лесной экосистемы, уничтожению некоторых видов флоры и миграции фауны. Чтобы сохранить лес, многие страны на законодательном уровне регулируют лесорубную деятельность. Существуют целые зоны, где запрещена, восстанавливаются лесные массивы и производится посадка новых деревьев.

Проблемы гидросферы

В прибрежных районах морей и океанов существует множество проблем:

  • чрезмерный вылов рыбы;
  • загрязнение воды мусором, нефтепродуктами и химическими веществами;
  • жилищно-коммунальные и промышленные стоки.

Все эти отходы негативно влияют на состояние водоемов, на флору и фауну.

Кроме того, по материку протекает много рек, в том числе крупнейшая река мира – Амазонка. Реки Южной Америки также страдают от человеческой деятельности. В акваториях исчезают многие виды рыб и животных. Также сильно осложнилась жизнь местных племен, которые проживали на берегах рек тысячелетиями, они вынуждены искать себе новые места обитания. Дамбы и различные сооружения привели к изменениям речных режимов и загрязнению воды.

Загрязнение биосферы

Источником загрязнения воздуха являются парниковые газы, которые выделяют транспортные средства и промышленные предприятия:

  • шахты и месторождения;
  • предприятия химической индустрии;
  • нефтеперерабатывающие заводы;
  • объекты энергетики;
  • металлургические заводы.

Загрязнению почвы способствует сельское хозяйство, в котором используются пестициды, химические и минеральные удобрения. Также истощается грунт, что приводит к деградации почвы. Происходит уничтожение земельных ресурсов.

Географические пояса и природные зоны Южной Америки

3.2 Влияние человека на окружающую среду Южной Америки

Особенности истории Южной Америки и, как следствие этого, большая неравномерность в распределении современного населения и относительно малая его средняя плотность обусловили значительную сохранность естественных условий по сравнению с другими материками. Большие пространства Амазонской низменности, центральная часть Гвианского нагорья (массив Рорайма), юго-западная часть Анд и тихоокеанского побережья долго оставались неосвоенными. Отдельные бродячие племена в амазонских лесах, почти не соприкасавшиеся с остальным населением, не столько влияли на природу, сколько сами зависели от неё. Однако таких районов становится всё меньше. Добыча полезных ископаемых, прокладка путей сообщения, в частности строительство трансамазонской магистрали, освоение новых земель оставляют в Южной Америке всё меньше пространств, не затронутых деятельностью человека. Добыча нефти в самой гуще тропических лесов Амазонии или железных и других руд в пределах Гвианского и Бразильского нагорий потребовала строительства транспортных путей в недавно ещё глухих и недоступных районах. Это, в свою очередь, привело к росту населения, истреблению лесов, расширению пахотных и пастбищных земель. В результате на природу с применением новейшей техники часто нарушается экологическое равновесие, разрушаются легкоуязвимые природные комплексы (приложение 2). Освоение и значительные преобразования начинались в первую очередь с равнины Ла-Плата, прибрежных частей Бразильского нагорья, крайнего севера материка. Районы, освоенные ещё до начала европейской колонизации, находятся в глубине Анд Боливии, Перу и других стран. На территории древнейших индейских цивилизаций многовековая деятельность человека наложила свой отпечаток на пустынные плоскогорья и склоны гор на высоте 3-4,5 тыс м.над уровнем моря. Сейчас численность населения Южной Америки составляет почти 320 млн человек, причём 78% приходится на долю городского. Рост крупных городов становится причиной возникновения серьёзных экологических проблем, характерных для урбанизированных территорий во всём мире. Это недостаток и низкое качество питьевой воды, загрязнение атмосферного воздуха, накопление твёрдых отходов и т.п.

Великие географические открытия

Соседка Португалии на Иберийском полуострове Кастилия в 1402 году предъявила свои права на Канарские острова, расположенные у западного побережья Африки...

Географические пояса и природные зоны Южной Америки

экваториальный лес саванна среда Южная Америка освоена человеком неравномерно. Густо заселены только окраинные области материка, главным образом побережье Атлантического океана и некоторые районы Анд. В то же время внутренние районы...

Грозовая деятельность в Закамье

Грозовая деятельность в Предкамье

Гроза принадлежит к тем явлениям природы, которые замечает самый ненаблюдательный человек. Ее опасные воздействия широко известны. О ее полезных последствиях знают меньше, хотя они играют существенную роль...

Изучение влияния хозяйственной деятельности на состояние почвенного покрова Костанайской области

Использование биоклиматических характеристик для оценки погоды

Климат - многолетний режим погоды на данной территории. Погоду в любой момент времени характеризуют определенные комбинации температуры, давления, влажности, направления и скорости ветра...

Колористика города Набережные Челны

Мерзлотные условия приморских низменностей Якутии

Вечная мерзлота хотя зачастую и создает проблемы, при умелом обращении с ней бывает и полезна. Для строительства дорог, зданий опасность представляют как протаивание, так и выпучивание грунтов. Провалы поверхности также бывают на пашнях...

Население и страны Африки

Южная Африка занимает узкую часть материка, лежащую к югу от водораздела рек Конго (Заир) - Замбези. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается, и в котловине лежит полупустыня Калахари. К краям плоскогорье постепенно повышается...

Особенности географического положения России

Климат с греческого - означает наклон Солнца, иначе сказать, полуденную высоту солнца. Древние географы делили Землю на климатические пояса в зависимости от этого явления и длины дня, принимая в расчет так называемые астрономические климаты...

Физико-географическая характеристика и экологические проблемы Мядельского района

Экономико-географическая характеристика Гренландии

Экономическая география

Используемые человеком природные богатства можно разделить на исчерпаемые и неисчерпаемые. К исчерпаемым богатствам относятся полезные ископаемые, к возобновимым - растения, животные и почвы...

Ответ оставил Гость

1. Зона экваториальных лесов занимает в Южной Америке гигантские площади Амазонской низменности, прилегающих подножий Восточных Анд, северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса. Эти леса называют сельвас, что в переводе с португальского означает “леса”. А. Гумбольдт предложил называть их гилеями (от греч. “гилейон” – лес) .

2. Зоны саванн, редколесий и кустарников расположены в основном в субэкваториальном и частично в тропическом климатическом поясах. Саванны занимают Оринокскую низменность, где их называют льянос, а также внутренние районы Гвианского и Бразильского нагорий (кампос) .

3. Зона субтропических степей, которые здесь называются пампой, располагается к югу от саванн тропического пояса. Почвы в пампе красновато-черные, образуются в результате перегнивания плотной растительности из дерновинных злаков – пампасова трава, ковыль, мятлик и др. Эти почвы имеют значительный гумусовый горизонт (до 40 см) и очень плодородны. Для естественных участков пампы типичны быстро бегающие животные – пампасский олень, пампасская кошка, ламы. По берегам рек и озер много грызунов – нутрия, вискача. В настоящее время естественные ландшафты в пампе мало сохранились: удобные земли распаханы (поля пшеницы, кукурузы) , сухие степи разделены на огромные загоны для крупного рогатого скота.

4. Зона полупустынь умеренного пояса преобладает на территории южной – суженной части материка, в Патагонии. Патагония находится в “дождевой тени” Анд. В условиях сухого континентального климата на сероземах и серо-бурых почвах (местами засоленных) распространен несомкнутый растительный покров. Он образован плотнодернинными злаками (мятликом, ковылем, овсяницей) и кустарниками, образующими колючие подушки (низкорослые кактусы, эфедра, вербена) . Среди эндемичных представителей животного мира Патагонии надо отметить скунса, магелланову собаку (похожа на лисицу) , страуса Дарвина (южный вид нанду) . Встречаются пампасская кошка и броненосцы, мелкие грызуны (туко-туко, мара и др.) .

5. В Андах характерна высотная поясность ландшафтов. Участки Анд, лежащие на разных широтах, отличаются количеством и составом высотных поясов. Наиболее полно спектр высотных поясов представлен в области экватора.

6. Зона широколиственных и хвойных лесов (это на юге Чили)

Вдоль Тихокеанского побережья идет особая смена меридиональных природных зон: в тропических широтах формируется зона пустынь и полупустынь тропического пояса (в Атакаме образуется формация лома, для которой характерны луковичные и клубненосные эфемероиды) ; в субтропическом поясе между 32-38° ю. ш. располагается зона сухих жестколистных средиземноморских лесов и кустарников. Южнее 38° ю. ш. в субтропическом поясе – зона постоянно влажных вечнозеленых лесов (зона гемигилей) , которая распространяется к югу и в пределы умеренного пояса до 46° ю. ш. Состоят гемигилеи из вечнозеленых южных буков, чилийских араукарий, “чилийских кипарисов” и др. древесных пород.

Люди стали оказывать значительное влияние на состояние окружающей среды тысячи лет назад. С увеличением количества людей на Земле это влияние стало только усиливаться. Обычно человек негативно воздействует на природу: сжигает леса, осушает реки, меняет баланс в экосистемах, трансформирует ландшафт местности, где живет.

Но бывают и исключения. Эндрю Трант (Andrew Trant), ученый из Университета Уотерлу, считает , что индейцы Северной Америки постепенно улучшали природу регионов, где они проживали. В этом исследовании также приняли участие специалисты из Института Хакаи и Викторианского университета. Ученые изучали историю развития экосистем региона, связывая эту информацию с данными археологических исследований.

Исследование проходило в ряде регионов Северной Америки. Ученые обнаружили 15 древних стоянок индейцев в Кальверте и островах Хекейт. Для поиска ученые использовали различные технологии, включая археологические методы, изучение ландшафта, сравнение растительности ряда регионов. Это позволило найти древние стоянки по отходам жизнедеятельности (мусорным кучам), разнице в pH и химическом составе почв.

Индейцы жили на побережье и островах Северной Америки тысячи лет. Все это время они взаимодействовали с окружающей средой. И это влияние было в большинстве случаев положительным. Например, деревья рядом со стоянками индейцев, где те проживали продолжительное время, были выше деревьев того же вида в местах, где люди не жили. Кроме того, эти деревья были более здоровыми.

«Невероятно осознавать, что в наше время, когда большинство исследований показывают негативное влияние человека на природу, открыт и обратный эффект», - говорит Эндрю Трант. «Эти леса процветали благодаря индейцам, жившим на побережье. Более 13 000 лет люди, которые здесь жили, а это 500 поколений, постепенно изменяли местный ландшафт и природу. Поэтому, когда мы смотрим на местность, которая на первый взгляд кажется дикой, нужно понимать, что это результат влияния человека».

Индейцы, жившие на побережье и островах, питались рыбой и моллюсками . Пищевые отходы они выбрасывали в специально отведенных местах. В итоге выброшенные ими за последние 6000 лет органические останки залегают под землей, занимая территории в тысячи квадратных метров. Толщина таких древних мусорных куч достигает в некоторых местах пяти метров. Благодаря отходам индейцев растения получали необходимые для жизни питательные элементы. В частности, это касается кальция, который растения получали из раковин съеденных индейцами моллюсков.

По мнению участников исследования, подобные результаты, скорее всего, будут получены и при изучении прибережных районов в других местах - не обязательно лишь в Северной Америке.

«Эти данные меняют наши представления о времени и влиянии на окружающую среду», - заявил Эндрю Трант. «Мы будем проводить дополнительные исследования для того, чтобы выяснить масштаб изменений».

Что касается заселения Америки индейцами, то, согласно новым данным, первые переселенцы попали в Америку около 23 тысяч лет назад. Это случилось во время последнего ледникового периода. Ряд ученых считает, что первые люди изначально оставались на севере, и только 13 тысяч лет назад началось разделение на северную и южную популяции. 5,5 тысяч лет назад на континент попали инуиты и эскимосы.

К сожалению, выяснить точную картину расселения и связать ее с временной шкалой не представляется возможным из-за отсутствия достаточного количества свидетельств ранних периодов существования человека в Америке. Больше всего археологических находок относятся к культуре Кловис . Свидетельства существования представителей этой культуры находят по всей территории Северной и Центральной Америки.

7 класс.

Цели урока

Образовательные:

    закрепить и углубить знания об основном законе географии - широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;

    изучить особенности природных зон Южной Америки.

    Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

Развивающие:

    продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;

    отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;

    развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.

Воспитательные:

    оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;

    воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат.

    Воспитывать у школьников бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:

    учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,

    тетради, таблицы для заполнения,

    мультимедийный проектор,

    рисунки учащихся,

    настенная карта Южной Америки.

Методы и формы : частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.

Изучение нового материала.

(ребята откройте атласы на стр. ПЗ. давайте посмотрим, какие природные зоны сформировались на материке).

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама, (записали природные зоны в тетрадь)

Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории- регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка - капибара, шиншиллы).

Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.

Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительности ь

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса - сельва

По обе стороны от экватора, на

Амазонской й

низменности

Экваториальный

пояс:

жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

Саванны

Оринокская

низменность,

Гвианское, Бразильское

плоскогорья.

Субэкватриальный: жарко, тропический пояс:

сухо и жарко

Красные ферраллитные

Акации,

пальмы, кактус,

мимоза,

молочай,

кебрачо,

кустарники,

бутылочное

дерево.

На месте

тропического леса

создаются

плантации

кофейных

деревьев

Степи - пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический

пояс:

тепло и влажно

Красновато-

черные

Ковыль,

просо,

камыши

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец,

пампасная кошка

Полу-пустын - Патагония

Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно "

Бурые,

серо-

бурые

Злаки,

подушкообразные

кустарники

Вискаша, нутрия, броненосцы


Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса - селъва

Экваториальный

пояс:

жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея

Вырубка лесов, которые дают много кислорода

Саванны

Оринокская

низменноеть,

Гвианское, Бразильское

плоскогорья.

Красные ферраллитные

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

На месте

тропического леса

создаются

плантации

кофейных

деревьев

Степи - пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Красновато-

черные

Ковыль,

просо,

камыши

Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев

Полу-пустыни - Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.

Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно

Бурые,

серо-

бурые

Вискаша, нутрия, броненосцы

    Ребята зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.

    1. Влажные экваториальные леса.

      Саванны.

      Степи - пампа.

      Полупустыни.

    Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.

    Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.

Как-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого,

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

Все хорошо, конечно, было,

Но.... цивилизация на Землю наступила.

Вырвался на волю технический прогресс.

Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,

И подарил земному населению

Адские свои изобретения.

    Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.

    Домашним заданием у вас было сформулировать правила бережного отношения к природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте заслушаем. Слайд по охране природы.

Для сохранения растительного и животного мира необходимо бережно относиться к природе, создавать особо охраняемые территории - заповедники, - национальные парки, создавать различные центры и организации по охране окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к природе зависит и наше с вами здоровье. Схему перечерчиваем в тетрадь.

III. Осмысление.

    Чем объясняется видовое разнообразие растительного и животного мира Южной Америки?

    Перечислить основные природные зоны Южной Америки, (по таблице)

IV. Подведение итогов.

    Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка «5»

    Оценить тех, кто отвечал в течение урока.

V. Домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.