Кризис и периоды зрелости. Психология ранней взрослости, зрелость. Карьера и ее становление

    Границы зрелости (взрослости)

    Ранняя зрелость (молодость)

    Средняя зрелость (взрослость)

11.3.1. Профессиональная жизнь в средней зрелости

11.3.2. Семейная жизнь в средней зрелости

11.3.3. Личностное развитие в средней зрелости

    Поздняя зрелость (взрослость)

    Кризисы зрелости (взрослости)

11.1. Границы зрелости (взрослости)

Взрослость часто выпадает из сферы внимания психологии развития из-за того, что для определения нижнего порога зрелостинеобходимы знания о генезисе тех структур, которые обеспечиваютоптимальные режимы их функционирования, и знания о возрастных синдромах отрочества и юности, а для определения верхнего порога зрелости необходимы знания о старении и старости. Развитие и полу­чает свои характеристики из этих двух источников - процессов эволюции и инволюции психических функций.

Современная психология развития, будучи по преимуществу возрастной психологией ребенка и подростка, сосредоточила внимание на процессах физиологического созревания и развития психических функций, усвоения индивидом общественно-исторического опыта, становления личности, которые определяют наиболее общие модели психического развития человека. С этих позиций взрослость оказыва­ется лишь неким итогом бурных процессов развития и реализации ранеесформированных механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последуют жизненный спад и угасание психических функций. Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемоe более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира.

Вполне понятно, что такие установки не позволяли подойти взрослости, как к периоду развития и появления возрастных новообра­зований. Но целостная картина развития не может быть построена без учета периода зрелости; именно поэтому в его изучении исследовате­ли в последнее время все больше обращаются к педагогической производственной психологии, психологии творчества, социальной психологии и психологии индивидуальных различий.

Благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрас­те и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, осо­бенно в сфере интеллекта и личности современного человека. Глав­ным следствием этих онтогенетических изменений является расши­рение возрастного диапазона периода взрослости, его потенциалов трудоспособности, познавательного и личностного развития. Именно поэтому одним из фундаментальных разделов психологии развития должно стать изучение развития человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, предложившим называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает - апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) - наукой о периоде расцвета всех жиз­ненных сил человека.

Возрастные пределы взрослости определяются комплексом соци­альных и биологических причин в зависимости от конкретных соци­ально-экономических условий индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период взрослости от отрочества и юности, с одной стороны, и старости - с другой, а также в самой взрослости выделить отдельные макропериоды - раннюю взрослость, средний возраст, пожилой воз­раст. Но четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности.

Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юнос­ти (ее хронологические рамки - от 15-16 до 22-25 лет); средний возраст - с перио­дом молодости или «зрелости» (от 20-35 лет, по Д. Векслеру, 25-40 лет - Д. Б. Бромлей, 25-50 лет - Д. Биррен, до 36-60 лет по международной классификации возрас­тов); пожилой возраст - со старостью (от 55 лет и старше). Нижнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием профессионального учебного заведения и началом самостоятельной жиз­ни (18-22 года), а верхнюю - с выходом на пенсию (55-60 лет).

Экспериментальных оснований большинство из предложенных схем не имеют. К тому же остаются открытыми вопросы о том, существуют ли критические моменты и переходные состояния, разделяющие раннюю и среднюю взрослость, каков вообще характер психофизиологического развития в эти периоды: полностью ли стабилизирован функциональный уровень всех психофизиологических структур, каковы самые ранние проявления инволюции, каковы оптимумы психических функций в этом возрасте и т.д.

Б. Г. Ананьев указывал на несовпадение во времени на­ступления зрелости человека как индивида (физической зрелости), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). Тем не менее любопытно, что, как показывают современные исследования, именно в ранней зрелости происходит известное выравнивание темпов развития отдельных сторон личности (к старости их разновременность будет выражена сильнее всего), поскольку осуществлять полноценную жизнь человек не может, развиваясь только в одном каком-то направлении: во взрослости ему потребуются все ресурсы его личности.

Это значит, что, во-первых , взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться - достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых , взрослость определяется социально и юридически - с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих , взрослость - категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживания себя относящимся к определенной возрастной когорте. Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45 - 60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

Поскольку мы рассматривали юность, как период, завершающийся началом трудовой деятельности, то границами взрослости будем считать 18-22 – 55-60 лет с подразделением ее на периоды: раннюю зрелость (молодость) (18-22 – 30 лет), среднюю зрелость (взрослость) (30 – 40-45 лет) и позднюю зрелость (взрослость) (40-45 – 55-60 лет).

Раннюю взрослость часто называют молодостью, под­черкивая ее двойственный характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Примерами могут служить молодежные браки, которые часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и повсеместно распространенной неспособностью обеспечить общую, независимую от родительской поддержки жизнь. Другой пример: приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, побороться с косностью и консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем оптимизм и «максимализм» часто не подкреплены знаниями, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает их жить скромной жизнью ученика (которая в их сознании неотличима от роли школьника и от которой они хотели бы убежать, избавиться).

Двойственность усугубляется одной из известных особенностей этой фазы - выраженным инфантилизмом молодежи, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам. Речь идет не о сохранении детской свежести чувств, простоты и бесхитростности, а о распространенном «великовозрастном иждивенчестве», т.е. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека. Как про­блема они осознаются тогда, когда закрепляются и превращаются во внутреннюю позицию личности. В такой форме инфантилизм молодежи превращается в социальное явление со всеми своими последствиями

Фактор возраста имеет значение для становления психофизических функций. Так, исследования Е.Ф. Рыбалко показали, что оптимум цве­товой чувствительности, остроты зрения, многих сенсомоторных реак­ций (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, про­стых реакций и реакций выбора на различные сигналы) и т.д. наблю­дается около 20-25 лет. Косвенно об этом же свидетельствуют возрастные характеристики спортивных рекордов (возрастной диапазон - от 24 до 35 лет) и возраст победителей Олимпийских игр (для женщин это 23,6 лет, для мужчин - 25,3). Б.Г. Ананьев установил, что с 20 до 40 лет активно прогрессируют интеллектуальные и вербальные (второсигнальные) функции, даже после того, как сенсорно-перцептивные функ­ции снижают свой функциональный уровень.

От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесоматическое развитие, достигают сво­его оптимума физическое и половое созревание. Во многих странах возраст в 21 год (совершеннолетие) считается возрастом обретения самостоятельности и ответственности за себя и собственные поступ­ки. Многие авторы отмечают, что юность, молодость и взрослость постепенно проникают друг в друга: если сначала в молодости преоб­ладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характери­стиками взрослости. Вполне понятно, что ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является очень лабиль­ным, а потом стабилизируется и приобретает индивидуальные устойчивые черты.

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживание временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на всех предыдущих ступенях развития). Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к выражению. В первую очередь эти тенденции отчетливо проявляются в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. Для мужчин основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры - главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание собственного окружения - партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам в не меньшей степени, чем мужчинам. Если решение этих задач замедляется или фрустрируется, то внутренне это переживается как дефицит, недостаток, и человек бросает все силы, чтобы от него избавиться. Это требует от возраста развития в себе творческих способностей.

Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни - условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля. Одновременно это дает возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни. Способность личности разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу и определять стратегические цели являются мерилом ее человеческой зрелости.

Жизненная стратегия в молодости опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста. Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соот­носимую с рефлексией наличных возможностей. В.Т. Лисовский, исследовавший жизненные планы молодежи разного пола и возраста, отметил следующие тенденции. В группе лиц до 19 лет в первую очередь намечается решение задач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей и близкого человека. В группе 20-25-летних в качестве ведущей сохраняется ориентация на получение высшего образования и интересной работы. Актуальными остаются поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. В этом же возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность - многие молодые люди приступают к созданию собственной семьи. В возрастной группе от 26 до 30 лет жизненные планы приобретают несколько иной характер, т.к. большинство уже имеет свою семью и детей. Здесь усиливается забота о жилищных условиях, приобретении материальных ценностей, обеспечении и воспитании детей, хотя не утрачивает актуальности и необходимость повышения профессиональной квалификации, образования (с которыми часто напрямую связывают уровень жизни и обеспеченности семьи).

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и професси­ональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой пред­почтет попробовать себя в разных качествах, намечая разные перспективы самореализации, и только после этого определит для себя главнейшие позиции. Один видит свои перспективы только при обес­печенном «тыле» и старается либо подольше не отрываться от роди­тельской семьи, либо сразу решить для себя задачу создания соб­ственной семьи и рождения ребенка; другой может хотеть подольше сохранять личную свободу для того, чтобы сначала утвердить себя, посмотреть мир, «встать на ноги» и т.п.

Уже в подростковых и юношеских жизненных планах видны эти различия: одни видят свое будущее в социальных достижениях (зна­ния, должности, карьера, служение Отечеству и т.д.), другие - в личном способе самовыражения (дружба, интересное общение, семья), тре­тьи - в творчестве (мечты стать писателем, художником, композито­ром). Жизненная стратегия молодости в самом общем виде определя­ется как приведение в соответствие своей личности, характера, ин­дивидуальности с выбранным способом самореализации в обществе, среди других людей. Возраст дает для этого знание и понимание само­го себя, ведущие к осознанию того, что искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать и реализовывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы индивидуальные возможности и достижения становились основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств.

В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие - важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способ­ностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей - онопозволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму, хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт.

Социальные источники молодежной бездуховности надо искать там, где нет точек соприкосновения между обыденным и возвышенным в жизни - жизнь человека может обедняться в этом возрасте только им самим. С бездуховностью непосредственно связана безнравственность как отсутствие святынь, авторитетов, идеалов и норм жизни (не столько юридических, сколько этических). В молодом возрасте оформляется способность и потребность в нравственной саморегуляции, т.е. совесть, поскольку никто другой (родители, учителя) теперь напрямую не контролируют поведение и способы удовлетворения потребностей личности - происходит передача ответственности самому человеку за самого себя. В ряде случаев молодой человек оказывается неспособным принять на себя эту ответственность.

Психологическое содержание стадии ранней зрелости составляет стремление организовать свою жизнь, включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми. Все вместе это определяет характер социальной активности в молодости. На этой возрастной стадии молодой человек не боится утраты «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими».

Молодой человек психологически готов к близости. Он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных груп­пах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Молодость психологически нуж­дается в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнера и вступление в брак - одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.

Избегание переживаний и контактов, требующих близости, из-за тревожной боязни утраты собственного «Я» в молодости может при­вести к чувству изоляции («где-то там кипит настоящая жизнь, а я здесь один, никому не нужный...»), глубокого одиночества и после­дующему состоянию полной самопогруженности и дистанцирования от любых попыток сблизиться извне. Вместо чувства близости и откры­тости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлинить дистанцию, не пускать других на свою психологическую «территорию», в свой внутренний мир.

Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает лю­бовь - одна из важнейших человеческих ценностей, открываемых мо­лодостью. В молодости особое значение имеет эротическая сторона любви, желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это жела­ние по самой своей природе исключительно, а не всеобще, поэтому Э. Фромм называет эротическую любовь самым обманчивым видом любви.

Э. Эриксон считает, что именно по отношению к молодому чело­веку, а не к юноше и тем более к подростку, можно говорить об «истинной генитальности», поскольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествовавших этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего «Я» или результатом фаллических (ва­гинальных) стремлений к победе в соперничестве, что превращало юношескую сексуальную жизнь в генитальную битву. Прежде чем будет достигнут уровень сексуальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности: каждый из партнеров в действительности старается лишь прийти к самому себе.

На этапе молодости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретаться зрелое, мудрое. Э. Фромм отмечал разницу между такой детской любовью и любовью ной. Незрелая любовь следует принципу «Я люблю, потому что меня любят»; в основе зрелой любви лежит принцип «Меня любят, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен», зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».

С развитием способности любить связано развитие объекта любви. На последующих возрастных ступенях любовь как важнейшее социально-психологическое обретение человека не покинет его, но во многом изменит свое качественное содержание в связи с рождением детей, появлением новых отношений с собственными родителями, с наращиванием социального и личностного, эмоционального опыта, переживанием невозвратимых утрат и т.д.

Молодость дает опыт способности любить, формирует понимание, что любовь - это не только отношение к какому-то конкретному человеку, но и более общая установка, ориентация характера, определяющая отношение человека к миру в целом, а не только к объекту любви. Однако большинство молодых людей связывают ее только объектом, но не с собственной способностью любить.

Э. Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желание помочь ему в жизни; материнской (отцовской) любви - установок, которые привьют ребенку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать, как прекрасно жить; любви к самому себе - не в смысле фрейдовского нарциссизма или эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию свободе; любви к Богу как к жизненному принципу, уважения мирового порядка и гармонии.

Стремление принадлежать другому человеку, жить с ним общей жизнью может стать основой брака и последующего создания семьи. Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либе­ральное понимание отношений между полами и форм семейно-брачных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остают­ся важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаше всего лежит эмоциональное и сек­суальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).

Молодость предъявляет собственные требования к брачному парт­неру. Так, в частности, идеальная жена должна продемонстрировать такие качества, как верность, опрятность, трудолюбие, скромность, честность и добросовестность, чуткость и заботливость, умение вести домашнее хозяйство, а идеальный муж - верность, честность и доб­росовестность, трудолюбие, чуткость и заботливость, опрятность, ум и скромность.

В любых взаимоотношениях выделяют два независимых фактора - власть, т.е. способность заставить партнера делать, что ты хочешь, и статус - желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. С точки зрения этих двух критери­ев Т. Кемпер выделяет 7 типов отношений в любовной паре :

1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и властью, поскольку каждый из них может «наказать» другого лишением своей любви;

2) братская любовь, основанная на взаимно-высоком статусе и низкой власти (отсутствии возможности к принуждению);

3) харизматическая любовь, в которой только один партнер обладает и статусом, и властью, а другой - только статусом (модель «учитель-ученик»);

4) «измена» - один партнер обладает и властью, и статусом, а другой - только властью (модель супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т.е. теряет статус);

5) влюбленность - один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой - ни тем и ни другим (модель «безответной», односторонней любви);

6) «поклонение» - один партнер обладает статусом, не обладая властью; другой не обладает ни тем и ни другим (модель влюбленности в литературного или киногероя, певца и т.п.);

7) любовь между родителем и маленьким ребенком: высокий статус и низкая власть у ребенка; низкий статус и высокая власть - у родителя.

Как отмечала В. Сатир, семейная жизнь создается, а не вырастает просто из сексуального влечения партнеров друг к другу. Семью создают не столько отношение «мужчина-женщина», сколько отношение «родитель-ребенок». Возможность создать семью требует совместимости во многих сферах жизни (от сексуальной сферы до управления предметным и социальным миром), своеобразной практической этики взаимоотношений. Семейная жизнь предполагает создание и поддержание общего комфортного психологического (экзистенциального) пространства, защищенного от отчуждения; каждый из супругов решает, чего он хочет - быть для партнера другом, любовником или супругом.

Широко известна нестабильность брака в молодости. Среди браков, заключенных в этот период, в среднем 60% распадаются, причем этот процент еще выше в среде служащих и лиц с высшим образованием. Одновременно отмечается тенденция молодых женщин воздерживаться от рождения детей в первые годы брака, а иногда и позже из-за желания осуществиться как личность, реализоваться как профессионал. Каждый седьмой молодой человек предпочитает вообще не вступать в брак (и при этом иметь достаточно постоянного сексуального партнера или не иметь). В последние годы нарастает тенденция к формированию повозрастных пар и рождению женщинами одного и даже нескольких детей «для самой себя» в «удобное для самой себя время»: например, 30-летняя женщина с ребенком может иметь бойфренда 22-25 лет и моложе. Итогом становится частичное вымывание мужской роли из процесса воспитания детей, поскольку каждый 8-й ребенок растет без отца и приобретает соответствующие жизненные установки. В более широком смысле можно говорить о том, что в современном мире размывается институт семьи как структуры из взрослой пары и детей.

Период молодости с рождением детей привносит в жизнь челове­ка и новые социальные роли, и напрямую сталкивает его с историчес­ким временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли мате­ри и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специ­фику процесса взросления.

Мать и отец для ребенка - это не просто самобытные личности, это еще и представители институтов социализации, носители опре­деленных экзистенциальных ценностей, норм и правил жизни в об­ществе. До рождения ребенка человек мог быть воплотителем преиму­щественно собственных представлений о жизни (интериоризованных от родителей или усвоенных в подростково-юношеских группах), но, став родителем, он уже связан необходимостью представить для ре­бенка модель правильной жизни, контролировать следование этой модели и доказывать ее истинность. Но для того, чтобы сформировать для ребенка эту модель, молодой человек должен сам для себя ре­шить вопрос, что есть правильная жизнь, и это делает освоение роди­тельской роли одновременно личностной задачей человека.

130. Для периода зрелости характерно:

а) неравномерность и гетерохронность развития;

б) самореализация в активной деятельности;

в) неспособность к активной деятельности;

г) прекращение личностного развития;

131. В период ранней зрелости преобладает:

а) активное формирование профессионального статуса, создания семьи и определения своего пути в жизни;

б) жизненное самоопределение;

в) максимальная самореализация сущностных сил человека;

г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

132. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего раз­вития духовных, интеллектуальных и физических способ­ностей человеческой личности, - это:

а) подростковый период;

б) юношеский период;

в) период зрелости;

г) период старости (геронтогенез).

133. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых
лет, наиболее характерен для периода:

а) старости;

б) кризиса 30 лет;

в) средней взрослости;

г) подросткового возраста.

134. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

а) 35-40 лет;

б) 20-35 лет;

в) 40-55 лет;

г) 20-30 лет.

135. В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:

а) были осуществлены только фундаментальные задачи предыдущих возрастов;

б) сопровождается всегда;

в) при достижении полной интеграции;

г) у людей с проблемами в детстве.

136. Центральным новообразованием человека пожилого возраста является:

А) изменение социального статуса;

Б) жизненная мудрость;

В) ускоряющееся биологическое старение;

Г) все ответы верны

Психодиагностика и психокоррекция, психоконсультирование и психотерапия

137. Специфические черты психокоррекционного процесса:

а) ориентация на здоровую личность

б) ориентация на личность с психическими заболеваниями

в) ориентация на личность с соматическими нарушениями

г) все ответы верны

138. Основные направления психокоррекции психического развития:

а) оптимизация социальной ситуации развития

б) развитие видов деятельности

в) формирование возрастно-психологических новообразований

г) все ответы верны

139. Виды психокоррекции психического развития по форме работы с клиентом:

а) групповая

б) смешанная

в) программированная

г) все ответы верны

140. Психокоррекция психического развития по масштабу решаемых задач:

б) частная

в) специальная



г) все ответы верны

141. Виды психокоррекции психического развития по характеру направленности:

а) симптоматическая

б) индивидуальная

в) групповая

г) все ответы верны

а) личности

б) познавательной сферы

в) межличностных отношений

г) все ответы верны

143. Виды психокоррекции психического развития по продолжительности:

а) короткая,

б) сверхкороткая,

в) серхдлительная,

г) все ответы верны

144. Одним из основных элементов коррекционной ситуации является:

а) пациенты

б) клиенты

в) группа

145. Оценка эффективности психокоррекции психического развития зависит от позиций

а) клиента

б) психолога

в) лиц из окружения клиента

г) все ответы верны

146. Первая монография «Диагностика психического развития» была написана коллективом под руководством:

а) Л.С. Выготского

б) И.П. Павлова

в) И. Шванцары

г) Ж. Пиаже

147. Психотерапия – это

а) лечение

б) воздействие

в) содействие изменениям

г) все ответы верны

148. Психоконсультирование в мире насчитывает

а) более 400 подходов

149. Психологическое консультирование – это

а) запрет

б) совет специалиста по какому-либо вопросу

в) давление

г) лечение

150. Качества эффективного консультанта:

а) способность выслушать

б) толерантность

в) эмпатия

г) все ответы верны

Правильные ответы на тестовые задания

В А В Г Б Б В В Б А Б
Б Б Б Б Б А А В А Г В
А В А А А В В Б В В Б
А А Б А Б В А Б А Б Б
В Б Б В Г А А Б Г Б А
В В А Б В А А Г В А Б
Г Б В В Б Г Г Г В А А
А В А Б А Г Б А А А А
Г А Б Б А А В А В Б Б
А А б Б Б А В А Б А А


А Б В А
А В В Г
Г А А Г
А Г Б Б
В В Г Г
Б В Г В
Б В А Г
А А Г А
А Б А Б
Г Б Г Г

Составитель: Прудникова И.И.

Вопросы к экзамену

СР (СМПД), ОЗО, 3 курс

1. Возрастная психология как практико-ориентированная наука

2. Предмет и цели возрастной психологии.

3. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

4. Методы исследования возрастной психологии

5. Значение возрастной психологии в практике социальной работы.

6. Проблема соотношения обучения и развития.

7. Периодизация психического развития.

8. Кризисы в развитии личности человека.

9. Исследование человеческого развития.

10. Теории развития человека.

11. Наследственность и среда.

12. Новорожденность как кризисный период

18. Ранняя взрослость как психосоциальная категория.

19. Средняя взрослость как психосоциальная категория.

23. Методы исследования в социальной психологии.

24. Самость и «Я-концепция» личности.

25. Личность в социальном мире.

26. Поведение личности и социальная установка.

27. Социализация личности: социально-психологический аспект.

28. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

29. Сущность и виды деформации социальных отношений и общения.

30. Психология межличностного воздействия.

31. Малая группа как социально-психологический феномен. Динамические характеристики малой группы. Взаимодействие индивида и малой группы.

32. Психология социальных групп.

33. Понятие о психотерапии

34. Связь психотерапии с другими науками.

35. Виды психотерапии.

36. Основные психотерапевтические направления.

37. Методы психотерапии.

38. Факторы, влияющие на эффективность психотерапевтического процесса.

39. Классический психоанализ.

40. Индивидуальная психотерапия А.Адлера.

41. Аналитическая теория К.Г. Юнга

42. Гуманистическое направление в терапии Э. Фромма

43. Психодрама.

44. Логотерапия.

45. Психосинтез Р.Ассаджиоли.

46. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

47. Экзистенциальная психотерапия

48. Позитивная терапия (терапия, центрированная на клиенте).

49. Телесно-ориентированная психотерапия.

50. Рационально-эмотивная терапия (А.Бандура).

51. Различия между психологическим консультированием, психологической коррекцией и психотерапией.

52. Основные принципы психологического консультирования и психологической коррекции.

53. Цели и задачи психологического консультирования и психологической коррекции.

54. Области применения психологического консультирования и психологической коррекции.

55. Виды психокоррекционной работы.

56. Виды психокоррекционных программ.

57. Показания к индивидуальной психокоррекции. Особенности индивидуальной психокоррекции.

58. Виды групповой психокоррекции. Применение групповой психокоррекции.

59. Фундаментальные составляющие процесса становления консультанта (самопознание, самонаблюдение, самопонимание).

60. Этические и правовые обязательства специалиста, осуществляющего психокоррекционные и консультативные мероприятия.

61. Факторы, влияющие на процесс консультирования, психокоррекции.

62. Качества и характеристики отношений, оптимизирующих консультационный и психокоррекционный процесс.

Составитель: Прудникова И.И.

Знания, умения и навыки

по дисциплине «Психологические основы социальной работы»

СР (СМПД), ОЗО, 3 курс

В ходе изучения дисциплины «Психологические основы социальной работы» студент должен:

знать:

· Основные понятия и категории возрастной психологии, социальной психологии, психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции;

· Основные задачи развития на различных возрастных этапах и закономерности протекания возрастных кризисов;

· Современные теории, объясняющие психосоциальное развитие на различных возрастных этапах;

· Основные методы социально-психологического исследования и психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции;

· Особенности познания, общения и взаимодействия людей, а так же факторы, обуславливающие специфику совместной деятельности;

· Этические и правовые аспекты консультирования и психокоррекции;

уметь:

· Уметь ориентироваться в психологических закономерностях развития человека на всех возрастных этапах;

· Уметь определять психологические методы по описаниям;

· Уметь определять нормативные возрастные кризисы в развитии личности;

· Уметь планировать и проводить исследование (анкетирование, тестирование, беседу);

· Уметь делать социально-психологический анализ ситуации из жизни;

· Уметь подбирать психолого-педагогические упражнения, игры для социальной работы.

Задания

Вариант-1

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: младенчество, младший школьный возраст, молодость.

2. Определить метод исследования по следующему описанию: для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель).

3. По описанию ситуации межличностных отношений между учителем и неуспевающим учащимся определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на человека, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Вариант-2

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: раннее детство, подростковый возраст, зрелость.

2. Определить метод исследования по предложенному описанию. С целью изучения общительности испытуемому ему был задан ряд вопросов о том, как он быстро или медленно знакомиться с новыми людьми, непринужденно или натянуто ведет себя в новой компании, разговорчивый или нет с людьми. На данные вопросы испытуемый дал ответы: быстро, непринужденно, много друзей и достаточно разговорчив.

3. По описанию ситуации межличностных отношений между родителем и недисциплинированным подростком определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на участников, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Вариант-3

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: дошкольное детство, юность, старость.

2. Определить метод исследования по следующему описанию С.Л.Рубинштейна: в возрасте шести с половиной лет Н. хорошо справляется с заданиями, в которых требуется сопоставить предметы. При этом проявляется способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями.

3. По описанию ситуации межличностных отношений между воспитателем и пассивным ребенком определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на участников, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Методика проведения практических знаний, умений и навыков проводится по 3 вариантам, в каждом из которых три задания.

Перечень заданий составила: Прудникова И.И.

Зрелый возраст

2.1 Зрелость как психологический период. Периодизация зрелости

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека.

Зрелость -- это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость -- это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет -- это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность -- стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота -- добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком - либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности -- в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня).

На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества:

1) более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней;

2) принятие себя, других и природы;

3) спонтанность;

4) сосредоточенность на проблеме;

5) отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности);

6) независимость от культуры и окружения;

7) постоянная свежесть оценок;

8) социальное чувство;

9) глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения;

10) демократический характер;

11) нравственная убежденность;

12) невраждебное чувство юмора и креативность.

Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

Необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

В каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

Быть честным с самим собой и принимать на себя ответственностъ, не бояться не понравиться другим людям;

Необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста -- сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально - психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости -- с точки зрения ее продолжительности и потенциала.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой

ступени зрелости(20 -- 42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.

Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни -- от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком -- и творчески и

физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания.

Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни.

Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

По возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом в г. Москве в 1965г, средний (зрелый) возраст так же разделяют на 2 периода. Первый период: 22 - 35 для мужчин, 21 - 35 для женщин и второй период: 36 - 60 для мужчин, 36 - 55 для женщин.

Возрастная периодизация Д. Б. Бромлей (1966 г.) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии:

1) ранняя взрослость (21 - 25 лет);

2) средняя взрослость (25--40 лет);

3) поздняя взрослость (40--55 лет);

4) предпенсионный возраст (55--65 лет).

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40--45 лет), среднюю взрослость (от 40--45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития B.B Бунак (1965 г.) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст 22 - 28 лет для мужчин и 21 - 26 для женщин; второй возраст 29 - 35 лет для мужчин и 27 - 32 -- для женщин. Зрелый период: первый возраст 36-45 лет для мужчин и 33 - 40 лет для женщин; второй возраст 46 - 55 лет для мужчин и 41 - 50 -- для женщин.

Видный отечественный психолог Б. Г. Ананьев писал:«Жизненный путь человека -- это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой -- целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути».

И, наконец, ещё одна из специфических проблем -- это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости -- это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: несовпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:

I. Ранняя взрослость от 20 до 40.

II. Средняя взрослость от 40 до 60.

III. Поздняя взрослость от 60 и старше.

Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

Возраст - этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Данное определение не рассматривает изменений социального статуса личности и её ролей, связанных с изменением количества прожитых лет и накопленным социальным опытом. Рассматривая данную категорию в зависимости от цели исследования можно пользоваться различными её аспектами. Так, например, календарный возраст показывает количество лет, прожитых индивидом от рождения до данной точки отсчёта.

Данный аспект, безусловно, важен при исследованиях, т.к. значительное количество прав и обязанностей граждан, с точки зрения действующего законодательства, привязано именно к календарному возрасту. Однако такой общей характеристики зачастую бывает недостаточно для изучения и определения статуса и условий и форм жизнедеятельности конкретного индивида. Условия жизни (политические, экономические, социальные, экологические и пр.), в которых проходило формирование, развитие, жизнедеятельность индивида, могут иметь общие черты в условиях социума в определённый конкретно-исторический период, но они при этом не идентичны.

Большое значение имеют также наследственный фактор и образ жизни, избранный индивидом или навязанный ему извне его социальным окружением или жизненной ситуацией.

Следовательно, с учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит, и их итоги к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными. Поэтому при необходимости используются и другие характеристики возраста.

Характеристика реальный, биологический или физиологический возраст указывает на степень изношенности или, наоборот, сохранности организма человека по отношению к средней ожидаемой в данном возрасте или периоде жизни в конкретных культурно - исторических условиях. Причём в значительном количестве случаев реальный возраст может не совпадать с календарным возрастом, что объясняется как медико - биологическими, так и психологическими и социальными причинами.

Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости от конкретных исторических условий, уровня развития общества, принадлежности к социальной группе, а также индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид может ощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от темперамента, характера, эмоциональности, состояния здоровья и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних по отношению к нему обстоятельств и других причин.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, с ожиданиями и требованиями общества по отношению к социальной роли индивида, его статусу в данном возрастном периоде. Определяя сущность данного понятия, Г. Крайг приводит следующий пример: «На 50 - летнего мужчину с тремя детьми смотрят иначе, чем на 50 - летнего холостяка, завязывающего знакомства в баре, в поисках партнерши...».

Очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов - внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своём развитии опережает ключевые социальные события, или опережает их. К ключевым событиям относят обучение в ВУЗе, вступление в брак, рождение детей, достижение определённого социального статуса. Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий.

Восприятие здоровья как ценности

Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, физических способностей...

Зрелый возраст

Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением. К. Ригель считал...

Исследование жизненных ценностей разных поколений

Основанием для изучения вопроса об изменениях, происходящих с системой ценностей человека в течение его жизни в данной работе будут концепции индивидуальной системы ценностей, разработанные в психологии...

Конфликт как источник профессиональной зрелости коллектива

Руководителей-практиков давно волнует вопрос о том, как измерить степень зрелости той или иной рабочей группы, перевести качественную характеристику в количественные показатели. Интересную методику разработали немецкие специалисты В...

Кризисы взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет

психологический взрослость зрелость самопознание Период взрослости -- наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода...

Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного развития в родительстве Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека...

Личностное развитие в родительстве

Согласно общепринятым представлениям, зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет (Хухлаева О. В) и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных...

Проблемы, связанные с внешностью и имиджем, у людей без видимых отличий

Интерес к самопроцессам возник у специалистов, занимающихся социальной и возрастной психологией, в 1990-е гг., но в то время мало кто занимался ролью внешности в этих процессах. Однако если говорить об исследованиях внешности...

Психологические факторы стремления к изменениям в период взрослости

Период взрослости -- это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше)...

Психологический портрет Адольфа Гитлера

гитлер личность психологический В феврале 1914 Адольфа Гитлера вызвали в Австрию, чтобы провести медицинское освидетельствование на годность к военной службе. Но, как "слишком слабого и негодного к службе в армии", его освободили...

Социально-психологические особенности группы

Развитие рабочих кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях...

Шестая психологическая стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости...

Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения...

Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона

Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах...

Формирование готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В истории развития психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности...