Всуе законы писать когда их не исполнять. Напрасно законы писать, коль их не исполнять. Когда и как часто писать СМС

Конституция РСФСР 1937 года -

Конституция РСФСР 1925 года

Конституция РСФСР 1918 года

Конституционное развитие Российского государства (конституции советского периода)

Конституционное развитие Российского государства – сложный и противоречивый процесс, на который оказывали значительное влияние политические и экономические события, а также идеология государства конкретного исторического периода.

В Росси было принято 5 конституций.

Эта конституция была принята Пятым Всероссийским съездом Советов. Она была призвана закрепить и законодательно оформить приход к власти нового класса – пролетариата.

В основу этой конституции была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она отвергала принцип разделения властей как по горизонтали, так и по вертикали, отменяла частную собственность. В ней провозглашалось всеобщее вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии и полное разоружение имущих классов, а также лишение их всех политических прав.

Конституция 1918 г. была реальной, т.к. она обеспечивала диктатуру пролетариата и полностью соответствовала политике того времени.

Она была принята на основе первой Конституция СССР была 1924 г.

Необходимость в новой Конституции была продиктована изменениями в национально – государственном устройстве России и вхождением ее в состав СССР. Конституция РСФСР 1924 г. практически дублировала союзную.

была принята на основе Конституции СССР 1936 г. («Сталинской конституции»). Она закрепила победу социализма, установила новую систему органов государственной власти (Советы депутатов трудящихся вместо прежних Советов рабочих, красноармейских и казачьих депутатов). Выборы в Советы всех уровней стали прямыми, всеобщими и равными при тайном голосовании. В отличие от предыдущей, в Конституции РСФСР 1937 г. была предусмотрена глава «Основные права и обязанности граждан». Однако, как свидетельствует история, эта Конституция была принята в период жестоких политических репрессий, поэтому ее положения были фиктивны.

была принята на основе Конституции СССР 1977 г («Брежневской Конституции»).

Она объявила о полной и окончательной победе социализма и взяла курс на построение «развитого социализма».

Коммунистическая партия провозглашалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

Впервые во всей советской истории была закреплена возможность проведения референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни.

Важнейшим из вновь установленных прав стало право на обжалование в суд действий должностных лиц государственных и общественных органов, которое так и осталось нереализованным в рамках советской конституции.



Конституция РСФСР 1978 г. первоначально не расходилась в основных положениях с Конституцией СССР 1977 г. С 1989 г., в период бурного реформирования политической и экономической систем, отказа от коммунистической идеологии, курса на суверенитет России в российскую конституцию стали вноситься многочисленные изменения и дополнения, имевшие, как правило, принципиальный характер, среди которых можно отметить следующие:

1) изменена преамбула (введение) Конституции, из которой были исключены марксистско-ленинские идеологические постулаты;

2) кардинально изменена ст. 3 Конституции РСФСР - если в ней ранее закреплялся принцип полновластия Советов, то в новой редакции был закреплен противоположный принцип разделения властей;

3) ст. 6 Конституции 1978 г. перестала содержать указание на руководящую роль Коммунистической партии, а наоборот, провозгласила равноправие всех политических партий;

4) изменены почти все статьи главы 2 Конституции 1978 г. «Экономическая система», стало признаваться многообразие форм собственности и равная их защита законом;

5) глава 5 Конституции 1978 г. «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» стала называться «Права и свободы человека и гражданина»; в новой редакции ст. 31 Конституции 1978 г. провозглашалось, что права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью;

6) впервые закреплены такие нрава человека, как право на жизнь, право на информацию, право на альтернативную военной службу, право на свободное определение своей национальной принадлежности, право на предпринимательскую деятельность, право на необходимую оборону, право на судебную защиту, а также свобода передвижения, свобода мысли.

В 1991 г. был введен пост Президента РСФСР.

На I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

21 апреля 1992г. на VI Съезде народных депутатов РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию.

Однако, многие ее положения не соответствовали новым политическим и социально-экономическим реалиям. Например, провозглашенный принцип разделения властей противоречил действовавшему принципу «Вся власть Советам!».

Такие конституционные противоречия привели к противостоянию законодательной власти в лице Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета РФ и исполнительной власти в лице Президента РФ, что вылилось к осени 1993 г. в глубокий конституционный кризис, закончившийся роспуском Советов всех уровней, прекращением действия Конституции 1978 г. и принятием ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

На основе Конституции СССР 1978 года была принята Конституция РСФСР 1978 года. Она была введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года. Данная Конституция на последних этапах своего существования была нестабильной, в неё вносились множество изменений, в том числе и самые радикальные. Эти изменения касались не только содержания, но и сущности самой Конституции. Сначала в ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР,а за тем и как независимого государства после распада СССР.

Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития по-прежнему являлось построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

В Конституции сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

К тому же Конституция РСФСР изменилась и структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Всё это свидетельствовало о том, что значительно расширился предмет конституционной регламентации, о совершенствовании уровня формирования государственно-правовых институтов.

Впервые в прямой форме устанавливалось, что РСФСР является суверенным государством.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

В 1989 году началось реформирование Конституции, которое шло по линии постепенного изменения сущностных черт основного закона. В это же году в него было внесено 25 поправок. Процесс реформирования был ознаменован принятием таких законов как «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР». Эти законы существенно меняли систему органов РСФСР и систему выборов народных депутатов. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов, который избирал всеобщим тайным голосованием законодательный орган РСФСР- Верховный Совет. Впервые за всю история конституционного развития этот орган стал двухпалатным. В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

С учетом поправок 1989 - 1992 годов Конституция РСФСР пробрела принципиально новые черты:

отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия» и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества. 21 апреля 1992 года был принят закон № 2708-I, который исключал из текста Конституции упоминании об СССР и наименование РСФСР.

устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

признание приоритета прав человека и гражданина;

признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; допущение свободы экономической деятельности;

постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; введение института Президента.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов, срок полномочий Верховного совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий советов народных депутатов с 2 до 2,5 лет.

Конституция 1978 года потеряла юридическую силу после принятия Конституции 1993 года. Вместе с тем 12 декабря 1993 года прекратила существование политическая система установленная Конституцией 1978 года в редакции 1989 года.

Структура

По структуре и содержанию соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР (статьи 1-30) (статьи 1-9) (статьи 10-18) (статьи 19-27) (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67) Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан (статьи 31-36) Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР (статьи 37-67) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР (статьи 68-84) Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР (статьи 68-77) Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика (статьи 78-81) (статьи 82-84) IV. Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания (статьи 85-103) (статьи 85-90) (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130) Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121) Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи 122-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (статьи 131-136) Глава 15. Верховный Совет автономной республики (статьи 131-132) Глава 16. Совет Министров автономной республики (статьи 133-136) VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов (статьи 137-144) Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов (статьи 145-151) VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет РСФСР (статьи 158-162) IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Суд и арбитраж (статьи 163-175) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР (статьи 180-183) XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения (статьи 183-185).

Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру:

I. Основы общественного строя и политики Российской Федерации (статьи 1-30) Глава 1. Политическая система (статьи 1-9) Глава 2. Экономическая система (статьи 10-15, 17-18) Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-25, 26-27) Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67 11) Глава 5. Права и свободы человека и гражданина (статьи 31-67 3) Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации (статьи 67 4 -67 11) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации (статьи 68-84) Глава 7. Российская Федерация - суверенное государство (статьи 68, 70, 71-72, 75) Глава 8. Республика в составе Российской Федерации (статьи 78-81 5) Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84 6) Глава 9 1 . Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 84 7 -84 15) IV. Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания (статьи 85-103) Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85, 86, 86 1 , 87, 90) Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации (статьи 104-130) Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации (статьи 104-121) Глава 13 1 . Президент Российской Федерации (статьи 121 1 -121 11) Глава 14. Совет Министров Российской Федерации (статьи 122-125, 127-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации (статьи 131-136) Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации (статьи 131-132) Глава 15 1 . Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (статьи 132 1 -132 2) Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации (статьи 133-136) VI 1 . Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 -136 6) Глава 16 1 . Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 -136 2) Глава 16 2 . Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения (статьи 136 3 -136 6) VII. Местное самоуправление в Российской Федерации (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления (статьи 138-145) Глава 18. Местная администрация (статьи 146-150) VIII. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 158, 160-162) IX. Правосудие и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Судебная система Российской Федерации (статьи 163-174) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица Российской Федерации (статьи 180-183) XI. Действие конституции Российской Федерации и порядок ее изменения (статьи 183-185).

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Также в преамбуле было сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил новую редакцию преамбулы. В ней отмечалось, что Съезд, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов СССР и выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет республики и заявляет о своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР.

9 декабря 1992 года из преамбулы было исключено упоминание о СССР, добавлено указание на признание приоритета прав человека и гражданина РФ.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». 15 декабря 1990 года эта формулировка была отменена, вместо этого было установлено, что РСФСР «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами».

21 апреля 1992 года к этой формулировке было добавлено указание о том, что РФ «есть суверенное федеративное государство...», «незыблемыми основами конституционного строя» которого являются народовластие , федерализм , республиканская форма правления . Наименования «Российская Федерация » и «Россия » Конституция объявляла равнозначными.

Статья 2 утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы . Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам.

15 декабря 1990 года было утверждено, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», а осуществляется им как через Советы, так и непосредственно .

Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма и давала его определение.

21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с которой система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами . Но принципу разделения властей противоречила часть вторая статьи 104 Конституции, которая предоставляла Съезду народных депутатов право решать любой вопрос, отнесенный к ведению РФ (в несколько усеченном виде пункт 26 статьи 109 предоставлял его и Верховному Совету). Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти , переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями.

Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался.

15 декабря 1990 года в новой редакции этой статьи было провозглашено, что «право собственности в РСФСР защищено законом», а 9 декабря 1992 года было установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются следующие ее формы: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов . V Съездом народных депутатов РСФСР в октябре-ноябре 1991 года эта статья была исключена.

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV - «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 92 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет.

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете (глава 13 ) и Совете Министров РСФСР (глава 14 ). Содержащаяся в этом разделе статья 104 предоставляла Верховному Совету (а с 27 октября 1989 года - Съезду народных депутатов) РСФСР всю полноту государственной власти; к исключительным полномочиям ВС РСФСР относилось (по первоначальной редакции): принятие Конституции и законов РСФСР, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.

27 октября 1989 года были введены нормы о Съезде народных депутатов РСФСР (новая редакция главы 13 ), а 24 мая 1991 года - отдельная глава 13 1 о Президенте РСФСР .

В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы (а с 27 октября 1989 года - и Съезды народных депутатов) и Советы Министров республик.

1 ноября 1991 года была введена глава о президентах республик РСФСР (глава 15 1 ), а 21 апреля 1992 года - отдельный раздел VI 1 , в котором были установлены органы исполнительной (администрация) и законодательной (Совет народных депутатов) власти краёв, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения (последние стали охватываться этой главой с принятием соответствующих поправок 9 декабря 1992 года).

Поправки

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки (например аналогичные июньским поправкам 1981 года в Конституцию СССР 1977 года), не вносились . Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988-1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высший органом государственной власти становился Съезд народных депутатов избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, сроком на 5 лет. Но Съезд не был постоянным органом - он собирался раз в год. Съезд народных депутатов избирал Верховный Совет РСФСР собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательной власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной как это было в 1938-1990 годах) палат - Совета Национальностей и Совета Республики, организацию работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета.

31 мая 1990 года число избираемых Съездом заместителей (не считая Первого заместителя) Председателя ВС РСФСР увеличено с одного до трех.

16 июня 1990 года была принята поправка, устанавливающая многопартийную систему в РСФСР. В отличие от союзного закона новая редакция 6 статьи Конституции РСФСР не упоминала о КПСС .

«Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,
- свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
- выражая волю народов РСФСР,

Подтверждает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Наряду с этим была изменена экономическая система Российской Федерации (разрешение частной собственности, хотя сам термин "частная собственность" тогда в Конституции не появился), создан Конституционный Суд РСФСР (избран годом позже) и должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого ВС РСФСР и утверждаемого Съездом. Закреплялось республиканское гражданство РСФСР (статья 31), из статей о политических правах граждан РСФСР были исключены положения о том, что эти права должны служить "интересам народа" и целям "укрепления и развития социалистического строя" (статья 49), "коммунистического строительства" (статьи 45, 49), в новой редакции была изложена статья о свободе совести и вероисповеданий. Была изъята обязанность граждан "беречь и укреплять социалистическую собственность", "бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру" (статья 59). В статье 57 об обязанности соблюдения законов на первое место была поставлена Конституция РСФСР (ранее - Конституция СССР). За РСФСР российским Съездом было конституционно закреплено право приостановления действия союзных актов, "ущемляющих суверенные права РСФСР" на территории РСФСР (ранее провозглашенное в Декларации о суверенитете). Автономные области вошли в РСФСР непосредственно, а за автономными округами закреплена возможность входить в край, область (т.е. они могли непосредственно войти в РСФСР по своему желанию). Исключена необходимость при разработке госпланов РСФСР исходить из госплана СССР; бюджет РСФСР выведен из бюджета Союза ССР. Упразднялись органы народного контроля (что закрепляло соответствующее постановление первого СНД) и (в одностроннем порядке) союзно-республиканские министерства, а также так и не сформированный Комитет конституционного надзора РСФСР (заменен Конституционным судом).

24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР по итогам референдума, прошедшего 17 марта 1991 года, был принят закон "О Президенте РСФСР" который вводил должность Президента к которому переходили функции высшего должностного лица РСФСР и главы исполнительной власти , самостоятельно формирущего правительство РСФСР (лишь на назначение Председателя Совмина требовалось согласие Верховного Совета РСФСР и утверждение его Съездом народных депутатов РСФСР), руководящего его деятельностью и правомочного приостанавливать акты нижестоящих исполнительных органов в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР (хотя последнее право было сохранено и за Правительством РСФСР). В мае 1991 года этот закон был утвержден Съездом, соответствующие изменения 24 мая 1991 года были внесены в Конституцию РСФСР. Совет Министров стал подотчётен только президенту, автономные советские социалистические республики были переименованы в советские социалистические республики в составе РСФСР (это переименование не согласовывалось с 85 статьёй конституции СССР ). Городские, сельские и поселковые Советы объявлены органами местного самоуправления , что противоречило статье 145 конституции СССР, согласно которой Советы народных депутатов являлись не «органами местного самоуправления », а «органами государственной власти в автономных областях, автономных округах, краях, областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно-территориальных единицах». Президент РСФСР вместо Верховного Совета был наделен полномочиями формировать Совет Министров , что противоречило статье 139 конституции СССР, согласно которой «Верховный Совет союзной республики образует Совет Министров союзной республики - Правительство союзной республики - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти союзной республики» . Местные администрации были в значительной мере выведены из под контроля Советов. Упразднялась система государственного арбитража , замененная системой арбитражных судов .

3 июля того же года на основании делегированных полномочий Верховным Советом РСФСР в конституцию были внесена поправка, утвержденная Съездом в апреле 1992 года, преобразовавшая Адыгейскую, Горно-Алтайскую, Карачаево-Черкесскую и Хакасскую автономные области в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР , что не соответствовало статье 87 конституции СССР, в которой эти республики продолжали быть автономными областями РСФСР

1 ноября 1991 года в конституцию были внесены поправки об учреждении поста президента в каждой республике и утверждении в качестве государственного флага РСФСР государственного флага, аналогичного флагу Российской империи . Этими же поправками из числа лиц, не имеющих избирательных прав, исключались лица, содержащиеся с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения. Президиум ВС РСФСР лишался права давать согласие на лишение депутатской неприкосновенности (это право от него передавалось Съезду); избрание Верховного Совета РСФСР Съездом стало называться формированием, а в Совет Национальностей теперь могли входить и депутаты от территориальных округов. Гимн РСФСР стал утверждаться Верховным Советом РСФСР (что отражало практику: Государственный гимн Российской Федерации 1990-2000 годов («Патриотическая песня » М. И. Глинки) был утвержден именно Верховным Советом), а в статье 166 Конституции закреплялась возможность суда с участием присяжных заседателей . Поправка продолжила линию на возрастающую самостоятельность РСФСР по отношению к СССР: статья 16 Конституции, закреплявшая экономику РСФСР как часть экономики Союза ССР, была исключена, а в статье 19 было установлено, что «государство способствует <...> всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей РСФСР» (ранее говорилось о нациях и народностях всего Союза ССР)

Была внесена поправка, переименовавшая ряд регионов: Ленинград был переименован в Санкт-Петербург (однако в статье 109 осталось слово «Ленинград» в родительном падеже), Горьковская область была переименована в Нижегородскую, Калининская в Тверскую, Куйбышевская в Самарскую. Председатель Верховного Совета России был наделён полномочиями вести переговоры и подписывать соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств. Также в конституцию был включен Федеративный договор от 31 марта 1992 года.

9 декабря 1992 года в конституцию были внесены очередные поправки. Из преамбулы было исключено упоминание об СССР, включено упоминание о признании приоритета прав человека и гражданина. Из 7 статьи конституции, где говорилось, что политические партии, общественные организации и массовые движения действуют рамках закона, было исключено упоминание о Конституции и законах СССР, включено указание о иных (помимо республик) субъектах, акты которых должны соблюдаться партиями, организациями и движениями; запрещено создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти и незаконных вооруженных формирований, вместо недопустимости действий партий, организаций и движений по свержению советского конституционного строя и нарушению целостности социалистического государства было закреплено положение о недопустимости свержения конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации. Введено положение о том, что собственность в следующих ее формах: частной (понятие частной собственности в Конституции появлялось впервые и включало собственность юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместная, общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений - признается и защищается; запрещалось использование собственности в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан; смягчены ограничения по обороту земельных участков. Из 30 статьи, где говорилось об обеспечении безопасности и обороноспособности страны, было исключено упоминание о Вооружённых силах СССР. Города республиканского подчинения (Москва, Санкт-Петербург) были переобразованы в города федерального значения. Однако, в статье 153 Москва и Санкт-Петербург продолжали упоминатся как города республиканского подчинения . Верховный Совет был наделён правом давать согласия на назначение на должность министра иностранных дел, министра обороны, министра безопасности, министра внутренних дел; назначать председателя Центрального банка; обеспечивать совместно с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституций республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Президент был наделен полономочиями Верховного главнокомандующого Вооружёнными Силами Российской Федерации, назначать на должность и освобождать от должности высших должностных лиц Вооружённых Сил Российской Федерации и присваивать высшие воинские звания в порядке, определяемом законом. Совет Министров стал подотчётен не только президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету, как это было до мая 1991 года. Также было установлено что в случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации . Этим же законом закреплено положение о избрании судей КС РФ съездом и введены нормы о мировых судьях.

На следующий день была внесена поправка, разделяющая Чечено-Ингушскую АССР на Ингушскую Республику и Чеченскую Республику .

Конституционный кризис и принятие новой Конституции

Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности после распада СССР, была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Органические законы на основе Конституции 1978 года

  • Закон РСФСР "О выборах в Верховный Совет РСФСР" от 8 августа 1978 года
  • Закон РСФСР "О Совете Министров РСФСР" от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР "О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР" от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР "О краевом, областном совете народных депутатов РСФСР" от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР "Об автономных округах РСФСР" от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР" от 8 июля 1981 года
  • Закон РСФСР "О порядке отзывов народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР" от 8 июля 1981 года

Органические законы на основе Конституции 1978 года в редакции 1989 года

  • Закон РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" от 14 июля 1990 года
  • Закон РСФСР "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР" от 30 октября 1990 года
  • Закон РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР" от 15 октября 1990 года
  • Закон РСФСР "О вступлении в должность Президента РСФСР" от 27 июня 1991 года
  • Закон РСФСР "О порядке отзыва народного депутата РСФСР" от 17 мая 1991 года
  • Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" от 6 апреля 1991 года

Примечания

  1. Верховный Совет не мог решать вопросы, отнесенные к исключительному ведению Съезда народных депутатов
  2. Норма, введенная в союзную Конституцию в 1981 году, присутствовала в Конституции РСФСР 1978 года с самого начала
  3. главы государства , хотя этот термин в Конституцию не включили в силу существования союзного государства (СССР), частью которого являлась Российская Федерация
  4. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  5. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  6. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика
  7. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 19. Местные органы государственной власти и управления
  8. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Новая Конституция РСФСР.
//Правоведение. -1978. - № 3. - С. 7 - 17
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Новая Конституция РСФСР.

      Новая Конституция РСФСР

      Принятие 7 октября 1977 г. новой Конституции СССР вызвало необходимость привести в соответствие с ней конституции союзных республик 15 марта 1978 г. был опубликован для всенародного об-суждения проект Конституции РСФСР, 1 а вскоре за этим были опуб-ликованы проекты конституций и других союзных республик. Высшие органы государственной власти Российской республики в четвертый раз обратились к имеющему весьма важное государственное значение вопросу о Конституции республики.

      10 июля 1918 т. V Всероссийский съезд Советов, руководствуясь решениями партии большевиков, опираясь на первые декреты Совет-ской власти, указания В. И. Ленина, утвердил первую в мире Совет-скую Конституцию, закрепившую установленную в октябре 1917 г. диктатуру пролетариата в щелях построения социализма. 2 В. И. Ленин, разъясняя основные положения этой Конституции, говорил: «Bce су-ществовавшие до сих пор конституции стояли на страже интересов господствующих классов. И только одна Советская Конституция слу-жит и будет постоянно служить трудящимся и является могучим ору-дием в борьбе за осуществление социализма». 3

      В связи с образованием ib 192:2 г. Союза Советских Социалистических Республик 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов окон-чательно утвердил (принятую 6 июля 1923 т. II сессией ЦИК СССР) первую Конституцию Союза ССР. 4 В соответствии, с ней были внесены изменения и дополнения ib конституции союзных республик. В частно-сти, постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г. утвержден измененный и дополненный теист Конституции РСФСР, от-разивший основные начала Конституции 1918 г. и объединение Рос-сийской республики на основе добровольности и равноправия с дру-гими Советскими союзными республиками в единое (союзное государство. 5

      Построение основ социализма в нашей стране обусловило приня-тие Чрезвычайным VII Всесоюзным съездам Советов б декабря 1936 г. навой Конституции СССР. 6 Руководствуясь ею и теми изменениями, которые произошли ib республиках, съезды Советов союзных республик приняли соответственно переработанные тексты их конституций. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов 21 января 1937 г. была утверждена Конституция РСФСР. 7

      Сказанное свидетельствует о мобильности советского конституционного законодательства, о там, что оно, отражая достигнутые на-шим обществом рубежи, активно (способствует (реализации (внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государ-ства.

      Обсуждение проекта новой (Конституции РСФСР и проектов кон-ституций других союзных республик вновь показало монолитную спло-ченность многонационального (советского народа вокруг Коммунистической партии, ее ленинского Центрального Комитета. Оно явилось новым шагам в дальнейшем развитии социалистического демократиз-ма, мобилизации политической и производственной активности трудя-щихся. В ходе обсуждения проекта Конституции РСФСР было вне-сено около 10 тыс. предложений и поправок, из которых многие вклю-чены в текст Конституции. 12 апреля текущего «года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняты Декларация о принятии и объявлении Конституции (Основного Зако-на) РСФСР и Закон о порядке введения ее в действие. Новая Консти-туция республики опирается на.политические, экономические, социаль-ные, нравственные и юридические идеи и принципы Конституции Сою-за ССР 1977 г., развивает и конкретизирует ее (Применительно к усло-виям РСФСР.

      В Преамбуле ярко отражены победоносный путь, пройденный народом РСФСР после создания Советского государства - основного орудия защиты революционных завоеваний, строительства (социализ-ма и коммунизма, а также руководящие идеи и принципы нового Ос-новного Закона Российской республики, аналогичные идеям и прин-ципам Конституции СССР 1977 г. Отражая их, Конституция РСФСР вместе с тем фиксирует положения, присущие (конституции каждой со-юзной республики, например предоставление гражданам других союз-ных республик одинаковых прав с гражданами РСФСР (от. 31), и положения, относящиеся только к Российской республике, например об основах правового положения автономных округов (ст. 84), кото-рых в других союзных республиках нет. Диалектическое сочетание в конституциях союзных республик всеобщего, особенного и единичного обусловило существенные отличия их структуры от структуры Консти-туции СССР. Структура новой Конституции РСФСР, закрепившей но-вый рубеж (развития нашего общества, отличается и от структуры ее предыдущих конституций.

      Являясь Основным Законом республики, Конституция РСФСР в (системе государственных актов республики (является ведущим, обла-дающим высшей юридической силой.

      Ст. 1 гласит: «Российская Советская Федеративная Социалистиче-ская Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интелли-генции, трудящихся всех наций и народностей (республики». В этой статье выражена тождественность, идентичность социалистической природы и общенародного характера Российского государства с об-щесоюзным Советским (социалистическим государством. Вместе с тем в ней отражена федеративная форма и другие особенности Российского государства.

      Из 15 союзных республик РСФСР по количеству населения, тер-ритории - самая крупная. Из 260 млн., населяющих Союз ССР, в ней проживает 136,5 млн. чел., что составляет более 52% всего населения Союза ССР. Из 22,4 млн. кв. км. территории Союза ССР она зани-мает более 17 млн. кв. км 8 , что составляет около 76% территории страны.

      РСФСР занимает ведущее место в стране по своим природным богатствам, экономическому и научному потенциалу.

      В 1976 г. из 1111 млрд. квт.-час. произведенной в СССР электро-энергии на долю РСФСР приходилось 686 млрд. Из произведенной в СССР в 1976 г. (в сопоставимых ценах 1973 г.) валовой продукции сельского хозяйства на 117438 млн. руб. в РСФСР произведено про-дукции на 53971 млн. руб. 9

      Политическую основу РСФСР, так же мак и других «союзных рес-публик, составляют Советы народных депутатов, через которые народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть. Советы и все другие орланы нашего государства действуют на основе демокра-тического централизма, социалистической законности, обеспечивают охрану «правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

      Так же как Конституция СССР, Конституция РСФСР закрепляет руководящую и направляющую роль Коммунистической партии Совет-ского Союза в советском обществе. Вооруженная марксистско-ленин-ским учением, партия определяет генеральную перспективу раз-вития общества, линию внутренней и внешней политики СССР. Поло-жения (Конституции о руководящей роли КПСС в нашей стране под-вергаются злобным нападкам реакционеров в капиталистических странах. Л. И Брежнев говорил: «Коммунистическая партия действу-ет в рамках Конституции СССР. Но буржуазным критикам до этого дела нет. Они хотели бы ослабить роль партии в советском обществе, так как вообще мечтают ослабить нашу страну, наш социалистический строй, погасить наши коммунистические идеалы. К счастью, это не в их силах... роль Коммунистической партии будет все более возрастать. И это ведет не к ограничению, а ко все более глубокому развитию со-циалистической демократии - в полном соответствии с Программой нашей партии». 10

      Основу экономической системы РСФСР, так же как всей страны, составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистической (собственностью является также иму-щество профсоюзных и иных общественных организаций. Экономика РСФСР является составной частью единого (народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

      Трудящиеся РСФСР (настойчиво борются за осуществление истори-ческих решений XXV съезда КПСС. «В 1977 году по сравнению с 1975 годом национальный доход и объем промышленного производства рес-публики возросли на 10 процентов. Среднегодовой объем валовой про-дукции ib колхозах и совхозах за два года десятой пятилетии увели-чился против уровня прошлой пятилетии на 9 (процентов, а производ-ство зерна - на 14 процентов. Возросли производство и закупки продуктов животноводства». 11

      Новый импульс развитию экономики РСФСР и всей страны дала поездка Л. И. Брежнева по районам Сибири и Дальнего Востока.

      Так же как Конституция СССР, Конституция Российской респуб-лики отражает заботу партии и, государств а об охране и обеспечении воспроизводства природных богатств и улучшении окружающей чело-века среды (ст.ст. l1, 12, 18, 72, 125, 139).

      Социальную основу РСФСР, как и других союзных республик, составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

      Конституция республики, так же как Конституция СССР, указы-вает на цель расширения реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для вceстороннего развития личности.

      В гл. 4 Конституции формулируются основные положения о внеш-неполитической деятельности РСФСР и защите социалистического Отечества. Новые советские конституции по-прежнему служат делу мира на Земле, делу защиты социалистических завоеваний, мирного трута советского народа.

      Во время посещения Тихоокеанского флота в апреле 1978 г. на борту крейсера «Адмирал Сенявин» Л. И. Брежнев говорил: «Мы со-вершенствуем нашу оборону с единственной щелью: надежно защитить завоевания Великого Октября, прочно охранять мирный труд советских людей, наших друзей и союзников». 12

      Статьи II раздела Конституции РСФСР «Государство, и личность» отражают подлинно демократический правовой статус граждан РСФСР, находящихся на ее территории граждан других союзных республик, а также Основы правового положения иностранцев и лиц без гражданства.

      Конституция закрепила равенство граждан перед законом, их равноправие, в частности мужчин и женщин, граждан различных рас и национальностей во всех областях экономической, социальной и культурной жизни и широкий круг обеспеченных условиями развитого социализма прав и свобод - право на труд, на отдых, на охрану здо-ровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, пол-ной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормиль-ца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творче-ства, право участвовать в управлении государственными и обществен-ными делами, в обсуждении м принятии законов и решений общегосу-дарственного и местного значения, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

      В интересах народа и в щелях укрепления и развития социали-стического строя гражданам РСФСР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

      В соответствии с щелями коммунистического строительства граж-дане РСФСР имеют право объединяться ib общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятель-ности, удовлетворению их многообразных интересов.

      Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, т. е. право ис-поведовать любую религию или не исповедовать (никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Семья находится под защитой государства. Гражданам гарантируется непри-косновенность личности и жилища. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраня-ются законом. Уважение к личности, охрана прав и свобод граждан-обязанность всех государственных органов, общественных организаций должностных лиц. Граждане РСФСР имеют право на судебную за-щиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право обжаловать действия должност-ных лиц, государственных и общественных органов. Они имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями госу-дарственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

      Весьма важное значение имеет указание Конституции на неотде-лимость прав и свобод граждан от исполнения ими своих обязанно-стей.

      Л. И. Брежнев говорил; «Нужно, чтобы каждый советский чело-век ясно сознавал, что главная гарантия его прав в конечном счете - это мощь и процветание Родины. А для этого каждый гражданин дол-жен чувствовать свою ответственность перед обществом, добросовест-но выполнять (свой долг перед государством, перед народом». 13

      Конституция фиксирует наиболее важные обязанности граждан РСФСР. Она требует от них соблюдать Конституцию СССР, Консти-туцию РСФСР и советские законы, уважать травила социалистиче-ского общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина, добросовестно трудиться, беречь и укреплять социали-стическую собственность, оберегать (интересы Советского государства, способствовать укреплению его, могущества и авторитета. Защита со-циалистического Отечества - священный долг каждого гражданина РСФСР, (воинская служба - его почетная обязанность. Долг каждого гражданина РСФСР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского много-национального государства. Гражданин РСФСР обязан уважать пра-ва и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиоб-щественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка, заботиться о (воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического об-щества. Граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранении исторических памятников и других культур-ных ценностей. Интернациональный долг гражданина РСФСР - со-действовать (развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению (всеобщего мира.

      Эти реальные права, свободы и обязанности граждан РСФСР укрепляют в них чувство гордости за свою свободную, действительно демократическую социалистическую Отчизну, освободившую трудя-щихся страны от эксплуатации, от национального и иного неравнопра-вия, впервые в мире построившую зрелое социалистическое общество.

      Главное направление в содержании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик - расширение и углубление советской социалистической общенародной демократии. Председатель Комиссии Верховного Совета РСФСР по подготовке проекта Конституции РСФСР, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС депутат М. С. Соломенцев в докладе на внеочередной седьмой сессии Верховного

      Совета РСФСР девятого созыва говорил: «Линия на последователь-ное углубление социалистического демократизма проходит через весь исторический опыт советского конституционного творчества, на-чиная с первых ленинских декретов. Социалистическая демократия открывает широкий простор для раскрытия и действенного проявления таланта, знаний, инициативы, энергии народа». 14

      Новые конституции союзных республик - это новый ответ лицемерным защитникам «прав человека» в США м других капиталисти-ческих странах, новое доказательство реальности (надежд народов этих стран на лучшее будущее.

      Из союзных республик, объединенных в Союз ССР, Россий-ская является федеративной, что обусловливает значительную специ-фику ее Конституции, особенно в национально-государственном и административно-территориальном устройстве республики (раздел III), в структуре и полномочиям ее высших и местных государственных ор-ганов (разделы TV, V, VI, VII, VIII, IX), а также в ряде иных во-просов.

      РСФСР - суверенное советское социалистическое государство, ко-торое в щелях успешного строительства (коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны, в результате свободного самоопреде-ления наций, на основе добровольности и равноправия вместе с дру-гими советскими социалистическими республиками объединилась в Со-юз Советских Социалистических Республик - единое союзное много-национальное государство.

      Исходя из этого РСФСР обеспечивает за Союзом ib лице его выс-ших органов государственной власти и управления права, определен-ные ст. 73 Конституции СССР. Вне пределов, указанных в этой (ста-тье, РСФСР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории и сохраняет за собой право свободного выхода из СССР. Территория республики не может быть, изменен а без ее согласия.

      РСФСР? наиболее многонациональная в стране. Кроме русских, составляющих более 82,% ее населения, в республике проживают свы-ше 100 других национальностей. 15 В ней состоят 16 автономных рес-публик, имеется 6 краев, 49 областей, 2 города (республиканского под-чинения (Москва и Ленинград), 15 автономных областей 16 и 10 авто-номных округов. 17

      В ст. 72 Конституции РСФСР в полном соответствии со ст. 73 Конституции СССР определены основные вопросы ведения республи-ки в лице ее высших органов государственной власти и управления. Кроме того, РСФСР определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства. Республика участвует в решении вопросов, от-несенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР (в его обе палаты от РСФСР избираются депутаты иго (нормам, указанным в ст. 110 Конституции СССР), в Президиуме Вер данного Совета СССР (в него от РСФСР избирается один из заместителей Председателя), в Правительстве СССР (ib его состав входит по должности Председа-тель Совета Министров РСФСР) и других органах Союза ССР. По запросам, относящимся к ее ведению, РСФСР (координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений н организаций союз-ного подчинения.

      РСФСР имеет право вступать в отношения с иностранными госу-дарствами, участвовать в деятельности международных организаций. Конституция определяет остовы правового статуса автономной республики. АССР - Советское социалистическое государство, находящееся в составе РСФСР и иве пределов прав Союза ССР и РСФСР самостоятельно решающее вопросы, относящиеся ж его ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики.

      В Конституции РСФСР определяются основы правового статуса
      автономной области. Она состоит в РСФСР и входит в край. Закон об автономной области принимается Верховным Советом РСФСР по представлению (Совета народных депутатов автономной области. За ее органами государственной власти и управления обеспечивается право сношения с органами государственной власти и управления РСФСР как через (краевые органы, так и непосредственно. Конституция указывает, что автономный округ находится в составе края или области. Закон об автономных округах принимается Верховным Сове-там РСФСР.

      На основе принципа демократического централизма в Конституции республики отражена единая система ее государственных органов, сроки их полномочий, порядок образования, основы компетенции и порядок подчинения.

      В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. (в отличие от Конституции РСФСР 1937 г.) срок полномочий Верховного Совета РСФСР и Верховных Советов автономных республик увеличен с четырех до пяти лет, срок полномочий местных Советов - с двух до двух с половиной лет.

      Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными во все Советы народных депутатов (по Конституции РСФСР 1937 г. депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета АССР мог быть избран гражданин, достигшим 21 года). В соответствии с Конституцией СССР зафиксировано новое правило, согласно которому гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

      Конституция отразила основные полномочия, права и обязанности народных депутатов.

      Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР.

      Законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по его ре-шению.

      Изменена организация выборов ib Верховный Совет РСФСР Вме-сто выборов по норме: один депутат на 150 тыс. населения (в Верхов-ный Совет девятого созыва избрано 904 депутата), установлено, что Верховный Совет РСФСР состоит из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам также c равной численностью населения.

      Право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР предоставлено Президиуму Верховного Совета РСФСР, Совету Ми-нистров РСФСР, автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета РСФСР, его депутатам, Верховному суду РСФСР, Прокурору РСФСР, а также общественным организациям ib лице их общесоюз-ных и республиканских органов.

      Проекты законов и другие важные вопросы государственной жиз-ни республики решением Верховного Совета РСФСР либо его Прези-диума могут быть вынесены на народное обсуждение.

      Все эти и другие изменения в организации деятельности Вер-ховного Совета РСФСР (способствуют укреплению его связи с наро-дом, дальнейшей активизации деятельности депутатов, постоянных и юных комиссий.

      Очередные сессии Верховного Совета РСФСР, так же как и ра-нее, будут созываться два раза в год. В связи с этим он избирает свой постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета, под-отчетный ему во всей деятельности и осуществляющий в пределах пре-дусмотренных Конституцией функции высшего органа государствен-ной власти РСФСР в период между его сессиями. Количество членов Президиума увеличивается с четырнадцати до двадцати человек. Ст. ст. 115 и 116 Конституции значительно расширяют полномочия этого органа.

      Повышается роль постоянных комиссий Верховного Совета. Пре-дусмотрено также, что Верховный Совет РСФСР создает, когда соч-тет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по лю-бому вопросу. В связи с осуществлением контроля за деятельностью всех подотчетных Верховному Совету государственных органов он об-разует Комитет (народного (контроля, возглавляющий систему органов народного контроля в РСФСР.

      Конституция предусматривает принятие Регламента Верховного Совета РСФСР.

      Высшим исполнительным и распорядительным органом государст-венной власти РСФСР является Совет Министров - Правительство РСФСР, образуемое в соответствии со ст. 123 Конституции.Верхов-ным Советом, перед которым он ответствен и подотчетен. В период между сессиями Верховного Совета Совет Министров РСФСР ответ-ствен перед Президиумом Верховного Совета, которому подотчетен.

      Важное значение имеет положение Конституции о том, что Совет Министров регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом РСФСР. Конституцией установлены основные полномочия Правительства РСФСР. Для решения вопросов, связанных с обеспе-чением руководства народным хозяйством, и других вопросов государ-ственного управления, в качестве постоянного органа Совета Минист-ров действует его Президиум.

      Конституцией определяются основы полномочий союзно-республи-канских и республиканских министерств, государственных комитетов РСФСР и порядок подчинения этих органов.

      Компетенция Совета Министров РСФСР и его Президиума, по-рядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов РСФСР определяются и а основе Конституции Законом о Совете Министров РСФСР.

      Конституцией определены основы организации и деятельности выс-ших органов государственной власти и управления автономной рес-публики.

      На основе Конституции СССР и конституций Российской, Узбек-ской, Грузинской и Азербайджанской союзных республик всенародно обсуждены и будут приняты конституции состоящих в них автономных республик. «С их принятием, - сказал Л. И. Брежнев, - будет завер-шена большая и напряженная работа по конституционному оформле-нию общественной и государственной жизни зрелого социализма, по созданию фундамента всей системы законодательства общенародного государства». 18

      Наиболее разветвленную, непосредственно связанную с гражда-нами демократически централизованную систему органов государст-венной власти в РСФСР представляют собой местные Советы народных депутатов - краевые (их в республике? 6), областные (49), авто-номных областей (5), автономных округов (10), районные (1783), го-родские (всего 996, из них республиканского, областного, окружного подчинения - 541, районного подчинения-454), «районные городские (314), поселковые (2015), сельские (22710). 19

      Конституция определила важную роль местных Советов народных депутатов в решении всех вопросов местного значения, в проведении в жизнь решений вышестоящих государственных органов, в руковод-стве на своей территории государственным, хозяйственным и социаль-но-культурным строительством, в обеспечении соблюдения законов, в охране государственного и общественного порядка, прав граждан, в со-действии укреплению обороноспособности страны.

      Она возложила на них контроль за соблюдением законодательст-ва расположенными на их территории предприятиями и организациями вышестоящего подчинения, координацию и контроль их деятельности по ряду вопросов.

      Местные Советы осуществляют юною деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, (вовлекают их в ра-боту постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других под-отчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.

      Сессии местных Советов, кроме поселковых и сельских, созыва-ются не реже четырех раз в год, сессии поселковых и сельских Сове-тов - не реже шести раз в год.

      Повышается роль постоянных комиссий местных Советов.

      Конституция установила, что исполнительные комитеты, являю-щиеся исполнительными и распорядительными органами местных Со-ветов народных депутатов, не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также и а собраниях трудовых «кол-лективов и по месту жительства граждан.

      Конституция установила порядок непосредственной подотчетности, основы компетенции исполнительных комитетов, а также основы образования и подчинения отделов и управлений (исполнительных (комите-тов. Перечень их отделав и управлений и порядок образования уста-навливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик.

      Вытекающее из новой Конституции РСФСР изменения и допол-нения предстоит внести в действующие законы республики о сельском, поселковом, городском, районном, в городе, районном Советах, а также на основе Конституции СССР и РСФСР принять законы в других звеньях местных Советов народных депутатов.

      Исходя из роли планирования как главного инструмента реали-зации экономической политики партии и государства Конституция в разделе VIII отражает основные положения о цели и содержании перспективных и текущих планов экономического и социального раз-вития республики, порядке их разработки, обсуждения и утверждения, а также организации их выполнения и отчетности о выполнении. Тем же разделом установлены основные положения о содержании, порядке разработки и отчетности об исполнении государственного бюджета РСФСР.

      Раздел IX Конституции («Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор») содержит основополагающие нормы, определяющие принци-пы организации и деятельности государственных органов, обеспечива-ющих строгое соблюдение ленинского принципа социалистической за-конности в РСФСР.

      Правосудие осуществляется только судами, образуемыми на на-чалах выборности судей и народных заседателей, которые ответствен-ны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть отозваны в установленном законом порядке.

      Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осущест-вляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народ-ных заседателей, пользующихся при осуществлении правосудия всеми правами судии. Судьи и народные заседатели независимы и подчиня-ются только закону. Эти и другие демократические принципы совет-ского правосудия способствуют полному соответствию деятельности судебных органов ib республике интересам общества и личности, ох-ране от всяких посягательств закрепленного Конституцией обществен-ного и государственного строя, прав и свобод граждан, прав и охра-няемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

      Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреж-дениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража.

      Высший надзор за точным и единообразным исполнением зако-нов субъектами права, перечисленными в ст. 176 Конституции, осуще-ствляется как Генеральным прокурором СССР непосредственно, так и через подчиненного ему Прокурора РСФСР и нижестоящих прокуро-ров. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Гене-ральному прокурору СССР.

      Советская прокуратура выполняет важные функции по дальней-шему укреплению социалистической законности. Одна из ее централь-ных задач - осуществление надзора за тем, чтобы все законы и иные акты государственных органов РСФСР издавались на основе и в со-ответствии с Конституцией РСФСР, как этого требует ст. 184.

      Немаловажным является введение государственного гимна РСФСР, утверждаемого Президиумом Верховного Совета республики.

      Принятие новых советских конституций развитого социалистического общества выдвинуло перед общей теорией государства и права, всеми отраслями советской юридической науки и особенно перед нау-кой советского государственного (конституционного) права множе-ство (новых задач в разработке как общих, так и частных теоретиче-ских проблем, а также практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию (Социалистической демократии и укреплению со-циалистической законности, по приведению текущего законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, 20 текущего законо-дательства союзных республик в (соответствие с новыми конституциями.

      Одной из центральных задач советской юридической науки оста-ется участие в подготовке Свода законов СССР и сводов законов союз-ных республик. Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г. «Вопросы Свода законов СССР» одобрены схема и основные принципы форми-рования материалов Свода. Утвержден план подготовки и издания Свода, одобрен перечень актов, подлежащих разработке и включению в Свод. В выполнении этой широкой программы активное участие при-званы принять советские юристы - ученые и практические работники. 21

      Вместе с тем неотложной задачей является составление новых учебных пособий по советскому государственному (конституционному) праву, внесение необходимых изменений и дополнений в пособия по общей теории государства и права, а также отраслевым юридическим наукам.

      Научная и издательская работа в области правоведения нуждает-ся в совершенствовании ее планирования и координации, что позволит наиболее эффективно использовать творческие возможности уче-ных юристов, повысить уровень подготовки кадров правоведов в стране.

      Все предыдущие конституции РСФСР были могучим орудием строительства социализма - первой фазы коммунистического общест-ва в Российской федерации. Взаимодействуя с Конституцией СССР, на основе которой они принимались, а также с конституциями других союзных республик, конституция РСФСР активно способствовали реализации внутренней и внешней политики КПСС и Советского госу-дарства. Новая Конституция республики, закрепляющая победу раз-витого социализма, с возросшей силой (служит делу строительства высшей фазы коммунизма в нашей стране, делу мира, демократии и социализма во воем мире.

      1 См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 марта 1978 г. (Ве-домости Верховного Совета РСФСР, 1978, № 11, ст. 290).

      2 См.: СУ РСФСР, 1918, № 51, ст. 582.

      3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 535.

      4 См.: Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1924, № 2, ст. 21.

      5 См.: СУ РСФСР, 1925, № 30, ст. 218.

      7 См.: СУ РСФСР, 1937, № 2, ст.11.

      8 См.: СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1977 года. At, 1977, с. 13, 25.

      9 См.: Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М., 1977, с. 202, 279.

      10 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 6. М., 1978, с. 533.

      11 Соломенцев М. Российская федерация: осуществление социально-эконо-мической программы партии. - Коммунист, 1978, № 5, с. 30.

      13 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 6, с. 381.

      14 Соломенцев М. О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и итогах его всенародного обсуждения. - Советская Россия, 1978, 11 апр.

      15 См.: Союз равных. Справочник. М., 1972, с. 16-17.

      16 Адыгейская автономная область находится в составе Красноярского края, Горно-Алтайская - в составе Алтайского края, Еврейская - в составе Хабаровского края, Карачаево-Черкесская - в составе Ставропольского края, Хакасская- в соста-ве Красноярского края.

      17 Агинский Бурятский автономный округ находится в составе Читинской обла-сти, Коми-Пермяцкий - в составе Пермской области, Корякский - в. Камчатской об-ласти, Ненецкий - в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) - в Красноярском крае, Усть-Ордынский Бурятский - в Иркутской области, Ханты-Мансийский - в Тюменской области, Чукотский - в Магаданской области, Эвенкийский - в Красноярском крае, Ямало-Ненецкий - в Тюменской области.

      18 Выступление Л. И. Брежнева на заседании Президиума Верховного Совета СССР 16 мая 1978 г.- Правда, 1978, 17 мая.

      19 См.: СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1977 года, с. 16.

      20 См. по этому вопросу постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1977 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 5,1, ст. 764), а также постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1977 г. (СП СССР, 1978, № 2, ст. 8).

      21 См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 15, ст. 239.

    Информация обновлена :11.12.2003

    Сопутствующие материалы:
    | Книги, статьи, документы