Сочинение на тему образ родины в поэзии есенина. Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях)

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX века:

Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.
Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты – русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
……….
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.
Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть ». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора ». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то ».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Рус ью «избяной» , судьба которой отождествлялась с судьбой деревни . Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок » становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы ». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину ».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема любви и образ Родины в поэзии С. Есенина

Родные. Родители. Родина. Эти слова знакомы каждому. И взрослые, и дети с трепетом относятся ко всему, что связано с этими словами. Теплом, нежностью и, конечно же, любовью наполняют они сердце любого из нас. А как об этом говорят известные поэты и писатели? Я хочу поразмышлять о том, как тема любви и Родины звучит в произведениях великого русского поэта Сергея Есенина.

Сергей Есенин – поэт неординарного дарования, творящий на рубеже двух эпох. Будучи рождённым в крестьянской семье, он воспринимает мир по-особенному, с крестьянским уклоном. Он не может представить себя без Родины, без родных мест. Родина для Есенина – это средняя полоса России, село Константиново. Есенин называет родину кроткой, милой:

Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу!

Не может Есенин жить вне родных мест. Он считает, что деревня – это духовное единение, это тот счастливый мир, без которого нет жизни. Деревянная Русь любима поэтом до сердечной боли:

Гой ты, Русь моя родная.

Хаты – в ризах образа...

Христианские идеалы – неотъемлемая часть восприятия Есениным Родины, это живая связь между прошлым и настоящим.

Красота родных русских раздолий, язык людей, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звучит народная душа, - всё это было для поэта органически родным и близким.

Русь в дореволюционном поэтическом мире у Есенина многолика: задумчивая и нежная, нищая и весёлая. Для Есенина Русь – и царевна, и обычная крестьянка. В одном верен Есенин: ни на что не поменяет он свою дорогую страну:

«Не надо рая. Дайте Родину мою…»

Но творчество Есенина пропитано ещё одним высоким чувством – любовью, душа поэта не может не метаться и не сгорать от этой страсти. Первая любовь великого поэта вылилась в стихи, написанные в начале ХХ века…Эти стихи похожи на народные песни по своему настроению, они также полны деревенского фольклора, мелодичности и нежности. Поэтому первые творения молодого поэта переполнены «жизнью»: в них он описывает и мягкую зелень полей, и багряные краски зари, и белизну дыма черёмухи, и песок неба, который поражает своей голубизной.

С.А. Есенин через стихотворения смог передать все душевные переживания, которые ему пришлось перенести. Это и радостные встречи с возлюбленной, и та тоска от разлуки с ней, и грусть, разрывающая его сердце, и отчаяние, переполнявшее сознание. Но опять же, по словам поэта, его лирика «полна только одним – любовью к Родине». Любовь к девушке, женщине у него раскрывается в любви к родным местам. Образ березки – любимого дерева всего нашего народа - это одушевленный образ, через который ощущается и связь с родиной, и связь с женщиной. И вот мы уже видим березку, ставшую собеседником, другом, доверителем тайн.

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Берёза является любимым образом поэта, она метафорически становится его возлюбленной: берёзка-девушка с зелёным подолом платья, с которым играет лёгкий ветерок... Мир любви Есенина – это мир одушевлённой, живой природы, это тот мир, в котором жил сам поэт. В свои стихи из поэзии природы он привнёс целомудренность весны и чувственность лета. Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа…

Но после революции Родина представляется уже совсем иной. Меняется есенинский мир, меняется восприятие. Край кажется осиротелым, и слова «Вот так страна!» - звучат уже неоднозначно.

Привычный мир родной природы похож уже на какую-то загадочную картину, но картину из прошлого: «Я уходящих в грусти не виню» - скажет поэт.

Рядом с поэтическими деталями земного мира – образ мифологический, образ розового коня, весны, жизни, нового. Это и тоска по уходящему, и затаённый страх о будущем: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…»

Там, в далеком яблочном дыму, остаётся счастливое прошлое, и зовёт таинственное будущее. Есенин, пытаясь понять новую Русь, тоскует по прошлой, уходящей жизни, по той стране и укладу, которых больше никогда не будет.

В поэме «Анна Снегина» тесно переплелись тема Родины, тема природы, тема любви. В душе остались «золотые далёкие дали», но родные сердцу образы трансформируются в менее привлекательные, будущее Родины туманно и в душе поэта поселяется неопределённость… Образ Родины для Есенина становится уже не таким привлекательным.

Мне сложно принять «нового» Есенина… Моему сердцу ближе прежний настрой его произведений, тогда каждая строчка его поэм, стихов «дышала» добротой, нежностью, любовью, читая их, ты в душе соглашался с тем девизом, которым были пропитаны все строчки его стихотворений… Есенин «кричал»:

«Я люблю тебя, Родина милая…»

Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая, нет ничего милее родного края. С какой любовью написаны слова « страна берёзового ситца». Так может писать только человек, влюблённый в свою родину, её природу. Поэт «золотой бревенчатой избы», каким он сам себя величает.

Вот Есенин пишет о любви к своей кроткой родине, и сам удивляется, за что он её так любит. Эх, не надо было ему уезжать в столицу! Отняли у него любовь к родным просторам, лесам и полям. Надо было оставаться в родных местах. Может и жив бы остался.

Ну, кто ещё так может описать осеннюю берёзовую рощу? Она у поэта золотая. Разве, что Пушкин может посоперничать со своим «… в багрец и золото одетые леса…» Берёзки у него совсем как девчата. Сонные, с растрёпанными шелковистыми косами, зелёными серёжками. Утренняя роса на листьях деревьев и траве – как россыпи серебра.

Береза для Есенина символ России. Она у него и в «юбочке белой», поэт мысленно обнимает её тонкий гибкий стан, как будто обнимает девушку с золотистыми косами, одетую в простой холщовый крестьянский сарафан.

Вот и улетающий клин печальных журавлей в осеннем небе. Они покидают насиженные места, улетают на зимовку в тёплые края и «… не жалеют больше ни о чём…» У него поле – малиновое, синь небесная падает в реку.

Есть в его лирике не только восторженные, но и грустные строки. Русская деревня того времени – полуразрушенные крестьянские дома, некоторые деревни вообще заброшены, низкие околицы, чахнущие деревья. Он так и пишет «…край ты мой пустырь..» Нескошенные поля, лес да убогий монастырь. Но всё-равно этот пейзаж ближе Есенину, чем столица. Но город наступает, грядёт индустриализация.

Поэт указывает России на то, что она «… волочится сохой по полям…», ему больно видеть обнищание народа. Он поверил большевикам. Он уверен, что они сделают страну сельскохозяйственной республикой, которая будет кормить и поить весь мир молоком. Но это так и осталось в мечтах. Сейчас разваливается то, что ещё не развалили.

Став взрослым Есенин воспринимает Россию по-другому. Он не идеализирует село. Он видит опустевшие сёла, заброшенные поля, сгнившие погосты, избы-развалюхи. В стране идёт гражданская война. Брат пошёл на брата, сын на отца. А сейчас и войны нет, а в некоторых местах пейзажи почти такие же.

Через восемь лет он вернулся на родину. И чувствует себя чужим, иностранцем среди односельчан. Ничего не понимает. Выросло молодое поколение, которое читает не его стихи, а Демьяна Бедного. Он с горечью констатирует, что его поэзия никому не нужна, и сам он здесь никому не нужен.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

В творчестве Есенина тема Родины занимала завидное место. Сергей Александрович всем своим образом до сих пор ассоциируется с Россией, с берёзками… Но конечно, в жизни и творчестве всё было сложней.

Сергей Александрович родился в деревне, поэтому как никто знал и любил родную природу. Он поэтически всё воспринимал, воспевал и берёзки, и поля… Каждый ручей! Стихов, иллюстрирующих это множество. Особенно мне нравится стихотворение «Моя Родина», из которого сделали песню.

После нескольких очень активных лет творчества, жизни в столицах, после, собственно, революции поэт возвращается в родную деревню. В стихотворении «Русь советская» революция, которую автор сравнил с ураганом, уже прошла, многих друзей нет, он и сам чувствует свое «увядание», видит новых людей с другими интересами. Поэт не узнаёт на малой родине даже собственного деда. Его младшая сестра знает научный коммунизм лучше самого Сергея… Но ему всё равно, какой режим, он всё равно любит Россию, пусть и советскую.

Думаю, что революцию и новый строй Есенин воспринимал, как поэт (как, кстати, и многие), романтично. Вот в стихотворении «1 мая» он просто описывает праздник, демонстрации, радостных и красивых людей. И он признаётся, что нельзя это не полюбить… Он пьёт под «чью-то речь», ведь Есенин признался, что далёк от политики. В поэме «Анна Снегина» тот же мотив. Поэт понимает, что не в дворянке Анне беда, не в полупьяных крестьянах – спасенье. Просто пришел момент переворота мира, нужно это принять.

Кстати, в Родине для Сергея Александровича всегда было любимо нечто дикое. Не зря поэт создал произведение о Пугачёве. Или в «Богатырском посвисте» нарисован портрет-образ силы родной земли. Все враги, которые хотели бы от неё «откусить», жутко боятся нашего народа.

И при всём этом я вижу, что для Есенина наша страна часто печальная, бедная-несчастная. К примеру, стихотворение «Край ты мой…», где родная деревня заброшена. В стихотворении «Топи да болота» показана грустная красота нашей природы.

Также важно, что Сергей Александрович часто использовал напевность из народного творчества, разные обороты из песен, сказочные образы.

Очень много стихов Есенина о Родине, которые цитируются, читаются в школе, декламируются известными актерами… Всё-таки этот образ был для Сергея Есенина основным. Он сам признавался, что свою «кроткую родину» ставит выше всего.

Несколько интересных сочинений

    Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

  • Анализ рассказа Макар Чудра Горького 11 класс

    В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою
теплынь.
С.Есенин.

За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая:
каждый ведь любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что
любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин?
Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля,
деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей,
даже кабаки- словом, за все то, что входит в плоть и кровь,
становится частью бытия. Очень точно об этом сказал Пушкин:
"Привычка свыше нам дана, замена счастию она". Чувствуя, что
значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал
настроение русских эмигрантов, которым, как и героине поэмы
"Анна Снегина", так часто снились ограда, калитка, береза и
ель.
Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта
о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел
"большой". Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Не
раз он гордился мощью своей страны, ее необъятностью. "Я буду
воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названь-
ем кратким "Русь",- пишет он в стихотворении "Русь советская".
Он счастлив тем, что сын великого народа, великой революцион-
ной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в конце
жизни в "Письме к женщине" он восклицает:

Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно
это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не
найдешь цитаты. А здесь другая "беда": не знаешь, какую выб-
рать! Это, верно, потому, что чуть ли не в каждом своем произ-
ведении поэт так или иначе говорит о Родине. В "Стансах" он
сам объясняет особенность своего творчества: "Но более всего
любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла".
Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту
тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина
с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших
стихотворений его о любви в сборнике "Персидские мотивы":

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!
Потому, что с севера, что ли
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной зем-
ле! Наверное, тема моего сочинения годится для большого лите-
ратурного исследования. Мне же остается сказать о самом, самом
главном, как я его понимаю.
Родина- это прежде всего ее природа, так мог бы сказать
Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо
только сельский житель способен так ее одухотворить. Вообще же
ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способ-
ности одушевлять природу. Любимый образ- березка- становится у
него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ве-
тер. Клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; го-
рящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки
других, не менее удивительных метафор и образов составляют как
бы особый мир- мир живой и думающей природы, в котором всю
жизнь жил поэт, и который он гостеприимно распахнул для нас.
В городе все было по-иному. Поэтому, наверное, так радо-
вали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возв-
ращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие
годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто
бывал там и, по воспоминаниям его сестер, "каждый раз приезжая
в Константиново, был по-настоящему счастлив, что... вновь в
родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь".
Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно,
он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих
на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух
чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль
за то, что уходит в прошлое то, что очень ему дорого. В начале
20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении "Я
последний поэт деревни..." он пишет: "Не живые, чужие ладони,
этим песням при вас не жить!" Он горюет, что "стальная конница
победила живых коней". Эта боль отболела, видимо, только после
посещения заграницы, ибо поэт восклицает: "Полевая Россия! До-
вольно волочиться сохой по полям!"
Не один год "железный гость", "каменные руки шоссе", сда-
вившие "за шею деревни", и другие поэтические образы терзали
поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия
к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, вой-
дем в "Русь кабацкую". Это страшный мир людей, прожигающих
жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал
свое громадное умственное и нравственное превосходство над
этими подонками и мерзавцами. В то же время они-часть России.
Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соот-
ветствующее сравнение: "Любил он родину и землю, как любит пь-
яница кабак". Порой поэт говорит, что он такой же, как они,
такой пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей наск-
возь. Он знает, что "таких не подмять, не рассеять, бесшабаш-
ность им гнилью дана". Но это тоже Родина. Недаром Есенин за-
канчивает это стихотворение: "Снова пьют здесь, дерутся и пла-
чут..." горечью:

Ты, Рассея моя... Рас...сея...
Азиатская сторона!

1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше
верил в будущее страны:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Это очень плодотворный в творческом плане год. Но освобо-
диться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да,
страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание- все это и другое
привели к трагическому концу. Но для нас поэт остается живым,
всегда его творчество вливает нам "в грудь теплынь", учит
по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запре-
ты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена
не могли заставить забыть его, ибо в его "глазах прозрений
дивный свет".
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки
Н.А.Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не
посылала миру..." Тогда бы заглохла лиричность и поэтичность -
светлые родники человеческой души.