Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Начало работы по построению. аутистического спектра в Ленинградской области

Наталья Курышева
Исполнение ФГОС на завершающем этапе дошкольного образования

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни , предъявляя ребенку новые правила и требования, к которым нужно

адаптироваться и привыкнуть.

Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования . Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Преемственность детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни , нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Преемственность способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от формирования у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду учат размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

ФГОС ДО предусматривает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования .

Основанием преемственности д/с и школы выступают целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

В нашем дошкольном учреждении познавательно-исследовательская деятельность проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО : образовательная деятельность осуществляется с использованием современных образовательных технологий современных образовательных технологий .

Реализация проектов «День птиц» , «День Земли» , «Люблю тебя, мой край родной» и т. д. показали большую заинтересованность всех участников процесса : детей и взрослых (родителей и педагогов) . Каждый реализованный проект транслируется на большом экране с помощью презентаций.

Воспитанники с удовольствием принимают участие в создании дидактических игр с использованием информационно-коммуникативных технологий. Движущаяся картинка легка для детского восприятия, собирает внимание детей, интересна сама по себе. Так дошкольники лучше усваивают изучаемый материал, проявляя больший интерес к знаниям.

Педагоги подготовительной группы прошли курсы повышения квалификации «Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники » по программе «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ». Таким образом , дошкольники получают квалифицированную помощь в освоении такого трудоемкого, но очень увлекательного процесса конструирования. Наши воспитанники участвовали во всероссийском конкурсе по робототехнике «Икаренок» . На городских соревнованиях мы представляли 2 проекта - «Строители города будущего» и «Мы – военные» . Дети получили дипломы и подарки. Проект «Мы – военные» прошел в региональный конкурс. Наши дети получили замечательные подарки, а д/с - денежный сертификат на покупку конструктора. Большую и важную поддержку дошкольникам оказывают родители . Без их активного участия не обходится ни одно мероприятие. Для совместного представления опыта по конструированию на конкурсе дети вместе с родителями изготавливали поделки, придумывали костюмы, декорации.

Наши воспитанники очень любят играть с конструктором, мы используем его и в образовательной деятельности , и на различных праздниках и развлечениях.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

В нашем д/с проводится огромная работа в этом направлении. Эта тема отражается и на занятиях, и в индивидуальной работе, и в работе с родителями. В календарно-тематическом планировании заложены темы «Азбука вежливости и доброты» , «Давайте дружить» ; ситуативные разговоры, беседы, игры также помогают воспитанникам активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В нашей группе создана развивающая среда в соответствии с требованиями Стандарта, поэтому дети с удовольствием играют в различные игры, выполняя необходимые правила, сами могут придумывать сюжеты игры, сами следят за соблюдением правил.

Поэтому следующий ориентир позволяет нам говорить о том, что к концу учебного года ребенок будет обладать развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Работа по развитию речи у нас ведется в соответствии с реализуемой в детском саду Программой. Но некоторые дети не могут выразить свои мысли, затрудняются в составлении рассказов, пересказе художественных произведений. В основном, это дошкольники , имеющие заключения ПМПК и диагнозы общего недоразвития речи. Коррекция речи воспитанников в нашем детском саду осуществляется с помощью учителя-логопеда.

В нашей группе развитию моторики уделяется большое внимание на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, конструированию и, конечно же, в свободное от занятий время. У детей хорошо развита моторика, практически у всех детей этот навык развит в соответствии с их возрастом.

Таким образом , к концу года у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Этот ориентир тесно связан с познавательно-исследовательской деятельностью. Так, ребенок участвует в реализации проектов, тем самым можно говорить о том, что - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети подготовительной группы большие почемучки, но они не только задают кучу вопросов, но и сами ищут на них ответы, объяснения происходящее. У наших детей имеется хороший багаж знаний об окружающей действительности, о природе, о родном крае и Родине.

Дошкольная образовательная организация и начальная школа должны составить единый план, включающий в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений : совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.

Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями .

Формы осуществления преемственности :

I. Работа с детьми :

1) экскурсии в школу; (осуществляется)

2) посещение школьного музея; (осуществляется)

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; (осуществляется)

4) участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок; (осуществляется)

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

(осуществляется)

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

8) участие в театрализованной деятельности;

9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. (осуществляется)

II. Работа с педагогами :

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

2) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

3) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями :

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОУ и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций . Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.

Выиграют от этого все, особенно дети.



Компетентностный подход в дошкольном образовании

  • На этапе завершения дошкольного детства в качестве возрастных характеристик выступают:

  • Компетентность;

  • Творческие способности (креативность);

  • Любознательность (исследовательский интерес);

  • Инициативность (самостоятельность, свобода,

  • независимость);

  • Коммуникативность (социальные навыки);

  • Образ «Я» (базовое доверие к миру);

  • Ответственность, произвольность.


Модель выпускника ЦРР «Лира»


I. Здоровье и физическое развитие.

  • 1.1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

  • 1.2. Физически подготовлен к продолжению обучения.

  • владеет своим телом, различными видами движений на уровне соответствующем его возрасту;

  • хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

  • подвижен, ловок.

  • 1.3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

  • сформированы основные гигиенические навыки, элементарные представления о пользе занятий физической культуры;

  • сформированы основы безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.


II. Все виды детской деятельности.

  • 2.1. Умеет играть, рисовать, конструировать.

  • 2.2. Способен создавать художественные изображения из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

  • 2.3. Охотно занимается физическим трудом, откликается на просьбу о помощи.


  • 3.1. Кругозор выпускника:

  • Любит Россию и малую Родину, сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

  • устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

  • 3.2. Речь выпускника:

  • устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

  • речь фонетически и грамматически правильная;

  • использует речь как инструмент мышления.

  • 3.3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

  • любознателен, активен;

  • способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.


III. Развитие познавательной деятельности.

  • 3.4. Сформированы интеллектуальные умения :

  • определяет содержание, смысл анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове;

  • сформированы операции анализа, обобщения, сравнения;

  • способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

  • сформированы элементы учебной деятельности;

  • 3.5. Произвольность психических процессов, внимания, памяти, мышления:

  • ребенок способен сосредоточено работать в течение 20 мин.;

  • способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

  • способен достичь поставленной цели;

  • способен управлять своим поведением.

  • 3.6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

  • развиты художественное мышление, сенсорные способности;

  • умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.


IV. Социальное развитие.

      • 4.1. Общение со сверстниками:
    • избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
    • владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения;
    • готов к коллективным формам деятельности.
      • 4.2. Принимает, соблюдает социальные и этические нормы.
      • 4.3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, миру, к самому себе.
      • 4.4. Способен давать адекватную оценку своим поступкам

V. Мотивационная готовность к обучению в школе.

  • 5.1. Желает учиться в школе.

  • 5.2. Имеет познавательный и социальный мотив учения.



Матрица компетенций выпускника


Физическая подвижность

  • переносит знакомые способы двигательной деятельности в любимые игры;

  • высокий уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств;

  • активно включается в выполнение физических упражнений и движений;

  • удерживает цель и понимает смысл двигательных заданий;

  • уверенно, самостоятельно, точно выполняет задания;

  • действует в общем темпе и ритме;


Сформированность привычек к ЗОЖ

  • самостоятельно выполняет все допустимые культурно-гигиенические навыки;

  • проявляет инициативу и независимость, хорошо воспроизводит действия в соответствии с образом;

  • стремится оказывать помощь взрослым, сверстникам испытывающим затруднения.



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умеет выбирать вид, смысловую роль, партнера по игре и игрушку;

  • умеет ухаживать за животными и растениями;

  • быстро включается в игру и предметно – творческую деятельность;

  • умеет проговаривать вслух последующее действие;

  • умеет соединять при конструировании разные по форме, цвету, объему, материалу детали;

  • обладает навыками безопасного поведения на улице, в общественных местах, дома;

  • умеет работать в коллективе, группе, паре.


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • Умеет общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру);

  • Умеет выразить свои мысли, чувства, желания

  • Быстро, точно исполняет словесную инструкцию;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре.


Ценностно-смысловая компетенция

  • Ценностно-смысловая компетенция :

  • Имеет элементарные представления о полезности физической активности и личной гигиены;

  • Сформированы ценности здорового образа жизни;

  • Видит красоту живой и неживой природы;

  • Умеет работать в коллективе, группе, паре;

  • Умеет бережно относиться к окружающей природе;

  • Умеет терпимо относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности;

  • Переживает за живое существо, другого человека, за успешное завершение начатого дела;

  • Способен не обижать, не унижать, не ущемлять интересы другого ребенка – становление образа «Я».


  • Владеет названиями предметов и явления, их свойств, умеет рассказать о них;

  • Умеет употреблять в речи слова в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы;

  • Устная речь грамматически правильна;

  • Описывает игрушку, картинку, самостоятельно сочиняет сказку;

  • Умеет проговаривать вслух последующие действия;

  • Умеет реализовать творческий замысел в рисунке, лепке, аппликации, конструировании;

  • Умеет выбирать и пользоваться материалом для реализации своего творческого замысла;

  • Умеет различать геометрические формы;

  • Может применить мерку как способ измерения количества длины, высоты, ширины, объема, веса;


Учебно- познавательная компетенция

  • Умеет сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу;

  • Умеет различать число предметов и их признаки;

  • Умеет составить число из единиц;

  • Умеет считать (прямой, обратный счет «двойками», «тройками»;

  • Умеет пользоваться знаками + -;

  • Знает значение слов «Сегодня», «завтра», дни недели и т.п.;

  • Умеет взвешивать различные предметы;

  • Имеет начальные представления о природных богатствах;

  • Умеет отличать живую природу от неживой;

  • Задает вопросы, экспериментирует;

  • Может объединить предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт).


Общекультурная компетенция

  • Сформирована привычка слушать художественные тексты (внимательно, не перебивая читающего);

  • Умеет различать произведения искусства различных видов и жанров;

  • Имеет общие представления о видах и жанрах музыкального искусства;

  • Умеет импровизировать в процессе издания собственных продуктов творческой деятельности;

  • Умеет участвовать в театральной деятельности;

  • Знаком с театром в качестве зрителя;

  • Имеет навыки кукловождения в различных видах кукольных театров;

  • Имеет начальные представления об истории цивилизации;

  • Владеет навыками взаимодействия с представителями разных культур и народов;

  • Владеет начальными навыками выражения эмоциональной экспрессии (выражение радости, печали).


Информационная компетенция

  • Ребенок многое узнает из книг, из просмотренных телепередач, из разговоров со сверстниками и случайно услышанных на улице;

  • Умеет использовать и назвать источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям;

  • Умеет обращаться к собственному опыту, имеющим знаниям, умениям .


компетенция =

  • Право +


Генеральная цель программы развития «ЦРР-Д/с «Лира»:

  • ПРОТИВОРЕЧИЕ: Между необходимостью развития современных ключевых компетенций от дошкольного детства до окончания школы и отсутствием педагогической практики реализации компетентностного подхода

  • в образовательном процессе ДОУ.

  • ПРОБЛЕМА: Обеспечения педагогических условий для развития современных ключевых компетенций в образовательном процессе Центра развития ребенка «Лира».

  • Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.

    Нашу дошкольную образовательную организацию (далее ДОО) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.

    Организуя работу с детьми с РАС, мы понимали, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. В нашей ДОО выстроена особая внутренняя структура – и временная, и пространственная. Четкий режим дня, продуманное расписание образовательной деятельности, адаптивная среда – дает детям внутреннюю уверенность, ощущение комфорта, помогает переключиться с одного вида деятельности на другой. Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:

    • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
    • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
    • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
    • комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
    • взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
    • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.

    Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

    Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.

    Коррекционную работу с детьми с РАС проводим в два этапа:

    1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
    2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.

    Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия. В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:

    • Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
    • Принимать его таким, какой он есть.
    • Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
    • Придерживаться определенного режима дня.
    • Соблюдать ежедневные ритуалы.
    • Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
    • Не повышать голос и не издавать громких звуков.
    • Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

    Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Дневники наблюдений» , «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития» .

    Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой нами работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.

    Предметно-развивающая среда нашей ДОО учитывает интересы и потребности детей с РАС, служит компенсации имеющихся у них нарушений. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка, есть его любимые игрушки и предметы. Дети с РАС любят играть в одиночку, нередко – в обособленном месте. Чтобы привлечь внимание детей к взаимодействию с другими детьми (для развития коммуникативных навыков) мы используем в работе хороводные игры, игры с правилами, игры с водой, игры, направленные на развитие мелкой моторики, специально организованное сенсорное пространство.

    В ДОО функционирует сенсорная комната. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Она воздействует на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Занятия в ней способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у детей с РАС.

    Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, специально созданных условий.

    Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является всеобщее образование. Особое внимание специалистов привлекают проблемы инклюзивного обучения. Главным направлением в деятельности ДОО, реализующей инклюзивную практику, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных» .

    Существует достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, возможное психолого-педагогическое сопровождение которых не отражено в существующих в настоящее время в образовательных программах. Причина этому - нарушение развития или расстройства поведения разной сложности, которые приводят к социальной дезадаптации ребёнка. К таким нарушениям можно отнести расстройства аутистического спектра (РАС). Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, ориентацию ребенка во внешнем мире, формирование психологических предпосылок обучения. Перечисленные выше обстоятельства актуальны для разработки данной программы. Новизна данной программы заключается в том, что на сегодняшний день не существует специальной программы для осуществления коррекционной работы с детьми с диагнозом РАС. Основная идея нашей коррекционной программы - обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей от 4 до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, в частности РАС, и особыми образовательными потребностями для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности. Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления: 1. Коррекция эмоциональной сферы - установление положительного эмоционального контакта с ребенком; - выработка положительной эмоциональной реакции на занятие; - обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства; - развитие форм взаимодействия. 2. Формирование поведения - привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности; - формирование целенаправленного поведения путем пассивного либо активного участия педагога в разнообразных действиях ребенка; -формирование мотивации к работе и достижению значимого результата; - организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого. 3. Социально-бытовая адаптация - формирование навыков самообслуживания, опираясь на стереотипные способы общения ребенка с окружающим; - воспитание культурно-гигиенических навыков. 4. Развитие и коррекция познавательной сферы - формирование произвольного внимания; - формирование простейших математических представлений (один/много, большой/маленький, больше/меньше): - знакомство с основными цветами, простейшими формами; - формирование способности зрительного соотнесения формы, размера, цвета; - формирование пространственных представлений. 5. Развитие и коррекция коммуникативной сферы - формирование коммуникативных навыков у ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. 6. Развитие общей и мелкой моторики и графомоторных навыков - развитие общей и тонкой моторики. . Работа по программе делится на 3 этапа: Подготовительный (сентябрь-октябрь)- на данном этапе происходит комплексное диагностическое обследование детей, основанное на тесном сотрудничестве специалистов Центра: психолога, логопеда, дефектолога, невролога, психиатра. Диагностический этап предполагает сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика психического и речевого развития ребенка на базе ПМПК МОУ ППМС ЦДК «Шанс» отражена в диагностической карте. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы. . Основными задачами диагностического процесса являются 1) выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур; 2) построение индивидуальной коррекционной программы с учетом выбора коррекционного направления (подхода) и методологической базы с их последующей реализацией. . А также на данном этапе происходит установление контакта с аутичным ребенком и его адаптация к новым условиям. Основной (октябрь-март) - построение индивидуальной коррекционной работы. Он включает в себя: выбор основного коррекционного подхода, разработка индивидуального коррекционного плана развития, формирование «учебного поведения», опора на наиболее развитые навыки поведения для формирования новых умений, коррекция отклонений в психическом развитии ребенка. В зависимости от результатов диагностики, разрабатывается индивидуальный план развития ребенка. Этот этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-развивающей работы. Конечная цель реализации программы состоит в том, чтобы помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков. Заключительный (апрель-май) - итоговая диагностика. Совместный анализ результатов коррекционной работы специалистов. Выводы о проделанной работе. Диагностика. Диагностическая таблица была разработана специалистами центра опираясь на труды следующих авторов: И. Ю. Левченко, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. Структура занятий. Организуя занятия педагогу необходимо учитывать, что дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Поэтому каждое занятие должно иметь четкую структуру: 1. Приветствие - как ритуал; 2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию; 3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий) и подкрепления. 4. Прощания, как ритуал. . Основу занятий с ребенком составляет игровая деятельность, способствующая активно формировать становление речи, активировать основные психические процессы, обучать методам взаимодействия в коллективе. Игры желательно использовать с четко установленными правилами. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и игра для него была неким ритуалом, который так любят дети с РАС. Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазл, начните с картинки из двух-трех элементов. Если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайте с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и прочного толстого шнурка. На начальных этапах работы используются подкрепляющие стимулы, которые необходимы для поддержания интереса к занятию. Подкрепление - это стимул, появление которого сразу же после или во время поведенческой реакции приводит к увеличению вероятности этого поведения в будущем. При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнения произвольных действий. Им свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

    Организация комплексного сопровождения детей с расстройствами

    аутистического спектра в Ленинградской области

    Хотько С.В.,

    Комитет общего и профессионального образования

    Ленинградской области,

    Санкт-Петербург, Россия,

    Большая площадь Ленинградской области и разбросанность мест проживания детей с расстройствами аутистического спектра осложнили работу по построению в регионе модели комплексного сопровождения детей с аутистическими чертами. Описаны этапы работы и перечислены учреждения и организации, участвующие в процессе построения модели комплексного сопровождения детей и их родителей.

    Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, Ленинградская область, комплексное сопровождение, сетевое взаимодействие.

    Для цитаты:

    Хотько С.В. Организация комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. - . doi: 10.17759/autdd.2017150401

    Хотько Светлана Валерьевна , заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

    Особенности Ленинградской области,

    осложняющие организацию комплексной

    работы служб сопровождения детей с РАС

    Для понимания условий, затрудняющих организацию доступной помощи детям с РАС, в которых работают службы сопровождения в регионе, следует привести статистику.

    Ленинградская область с запада на восток протянулась на 500 км, а наибольшая протяженность с севера на юг составляет 320 км. В области проживают почти 1 млн. 800 тыс. человек. Регион включает 1 городской округ и 17 муниципальных районов , в состав которых входят 64 городских и 135 сельских поселений , т.е. преобладает сельская местность. Администрация Ленинградской области располагается в Санкт-Петербурге. В половине городских поселений население составляет более 10000 человек, а самыми крупными являются города Гатчина, Выборг и Всеволожск. Детей в Ленинградской области более 278 тысяч.

    По данным Пенсионного фонда, 1,7% детей региона имеют инвалидность, из этого числа обратились и получают социальные услуги 1,3% семей с детьми. В 392 детских садах обучаются более 81 тыс. детей, в том числе более 10 тыс. детей с ОВЗ и почти 500 детей-инвалидов. В 373 школах обучаются более 152 тыс. школьников, из них 8 тыс. детей с ОВЗ и более 2 тыс. детей с инвалидностью.

    По результатам мониторинга, в Ленинградской области на всех уровнях образования обучаются 115 детей с расстройствами аутистического спектра, в том числе в детских садах – 55, а в школах – 60 детей. На сегодняшний день обучение детей с РАС организовано в 24 детских садах и 33 школах, в том числе в 10 школах, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями. Большинство детей имеют задержку психического развития или умственную отсталость.

    Из сопоставления численности детей, имеющих аутистические расстройства, и общей характеристики региона становится понятным, что дети с аутизмом проживают в разных частях огромной по площади Ленинградской области, а учитывая психологические особенности детей, организовать их обучение в отдельных образовательных организациях и даже в отдельных классах в настоящее время в области не представляется возможным. Поэтому перед регионом была поставлена цель создать такую модель сопровождения детей с РАС, которая в существующих условиях и при использовании всех имеющихся ресурсов региона была бы экономически обоснована.

    Задачи построения модели

    сопровождения детей с РАС

    При построении модели комплексного сопровождения детей с РАС специалисты учитывали запросы семей и потребности детей в социальной адаптации, обучении и медицинском обслуживании, максимально обеспечивая взаимодействие всех участников процесса сопровождения. Решение этих задач было невозможно без комплексного подхода к организации дела: мониторинга численности детей, информирования населения о проблемах РАС, подготовки специалистов и методических пособий, поддержки семей, имеющих детей с РАС, координации работы органов социальной защиты, образования, здравоохранения региона, трансляции и обобщения опыта работы, расширения спектра услуг, оказываемых детям и семьям.

    Начало работы по построению

    модели сопровождения

    В апреле 2017 г. было проведено рабочее заседание группы представителей органов образования, здравоохранения и социальной защиты региона: Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, областного психоневрологического диспансера Ленинградской области и Ленинградского областного института развития образования. В результате заседания подтверждена необходимость развития межведомственного взаимодействия для оказания эффективной комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в регионе.

    В мае 2017 г. подписано соглашение между Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Московским государственным психолого-педагогическим университетом о сотрудничестве в целях развития в Ленинградской области системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра. В рамках этого соглашения запущен процесс сотрудничества с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, в котором накоплен большой опыт работы с такими детьми. Следует отметить, что регион уже получает серьезную научную, методическую и практическую поддержку от ФРЦ. Рабочая группа специалистов различных сфер из Ленинградской области посетила в Москве Федеральный ресурсный центр и Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», ознакомилась с моделями оказания помощи детям с РАС в условиях мегаполиса в отдельной образовательной организации.

    С 1 сентября 2017 г. на базе Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создано структурное подразделение «Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с РАС», специалисты которого начали осуществлять методическое сопровождение педагогов, деятельность по поддержке родителей, имеющих детей с РАС. Специалисты регионального ресурсного центра прошли бесплатное обучение в Федеральном ресурсном центре.

    В регионе разработан проект плана действий по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на территории Ленинградской области, который в ближайшее время будет утвержден Распоряжением Правительства Ленинградской области. В региональный план мероприятий Правительства Ленинградской области «Десятилетия детства» будут включены мероприятия плана действий по организации комплексного сопровождения детей с РАС. По плану предусматривается мониторинг численности детей, разработка необходимой методической и нормативной базы, мониторинг качества оказываемых услуг, обучение и сопровождение специалистов, разработка и проведение мероприятий для детей.

    13 ноября 2017 г. в рамках задачи информирования населения и специалистов о проблемах РАС в Ленинградской области был проведен первый вебинар для родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими РАС. На вебинаре выступили главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава в Северо-Западном Федеральном округе; руководитель областного ресурсного центра рассказал о его возможностях и о перспективах работы; заведующий кафедрой коррекционной педагогики Ленинградского областного института развития образования сообщила об особенностях организации обучения детей с РАС; также был представлен опыт работы с детьми, имеющими РАС, в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивангородский центр ранней помощи для детей с ОВЗ».

    Ежегодно в регионе проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня распространения информации о проблемах аутизма (2 апреля).

    Комплексное сопровождение детей с РАС

    в Ленинградской области

    Комплексное сопровождение детей с РАС в Ленинградской области осуществляется учреждениями образования, социальной защиты и здравоохранения.

    Процедуры диагностики и установление диагноза проводятся в медицинских учреждениях, откуда детей направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию и в региональный ресурсный центр для определения условий организации обучения, получения консультаций и для составления программы индивидуального сопровождения. Для получения статуса ребенок-инвалид дети направляются на медико-социальную экспертизу. В медицинских учреждениях подбирается при необходимости медикаментозное лечение.

    Обучение детей организуется в ресурсных классах и группах общеобразовательных организаций по месту жительства детей. В организации учебного процесса принимают участие тьюторы.

    Социальное сопровождение детей с РАС и их семей проводится в учреждениях социального обслуживания в муниципальных районах Ленинградской области.

    В течение всего срока обучения осуществляется сопровождение ребенка, родителей и специалистов, работающих с детьми с РАС, специалистами психолого-медико-педагогического школьного консилиума и при необходимости специалистами регионального ресурсного центра.

    В Ленинградской области создана многоуровневая система психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

    Областной и муниципальный уровни психолого-медико-педагогического сопровождения Ленинградской области сегодня представлены 18 районными (по одной в каждом муниципальном районе и городском округе) и одной региональной психолого-медико-педагогической службой, что свидетельствует о решении задачи получения данной услуги.

    Одним из важнейших звеньев системы сопровождения обучающихся в Ленинградской области являются психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений.

    За последние три года значительно возросло число специалистов служб сопровождения в общеобразовательных муниципальных организациях, в том числе педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и тьюторов.

    Областным законом об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов утверждены повышенные нормативы финансирования детей с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, с учетом тьюторского сопровождения (при соответствующем заключении ПМПК), обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области.

    Несмотря на то, что в сельской местности существует проблема педагогических кадров, на сегодняшний день проблема решается привлечением молодых специалистов, организацией профессиональной переподготовки педагогических работников учреждений и четким построением сетевого взаимодействия.

    Необходимое оборудование закупается в рамках реализации государственных программ Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» и «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области».

    Опыт системной работы с детьми с РАС в учреждениях

    Ленинградской области

    В настоящее время уже можно говорить об имеющемся положительном опыте работы с детьми с РАС в различных учреждениях Ленинградской области.

    Во всех образовательных организациях , где учатся дети с аутизмом, созданы специальные образовательные условия с учетом потребностей каждого ребенка: информированные специалисты, адаптированные образовательные программы, комфортное образовательное пространство, зонированные помещения, имеются отдельные помещения для индивидуальных занятий, спроектированы интерактивный пол, интерактивные столы, приобретены специальное учебное оборудование, пособия и приспособления (например, для предупреждения у детей дезадаптивного поведения из-за сенсорных перегрузок используются наушники, для неговорящих детей и детей с речевыми проблемами - коммуникативные доски). Для детей с РАС специально организуются учебная деятельность и время перемены.

    В работе педагогов и специалистов службы сопровождения используются, методы и приемы, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка, – расписания, методы альтернативной коммуникации, арт-терапия, игротерапия, элементы телесной и песочной терапии, наглядные методы и информационно-коммуникативные технологии.

    На каждого ребенка в учреждении разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, осуществляется постоянный мониторинг его состояния и динамики развития, по результатам которых программа корректируется.

    Учреждениями проводится большая работа с родителями детей с РАС, а также с другими участниками образовательного процесса, направленная на понимание особенностей детей и на формирование у детей стереотипа учебного поведения и навыков взаимодействия. Важная цель педагогов – добиться от окружения ребенка с РАС его принятия.

    Опыт Приозерской школы-интерната подтверждает, что планомерная работа с ребенком и его окружением позволяет от индивидуальных занятий с тьютором в специально оборудованном помещении школы или на дому постепенно перейти к обучению в ресурсном классе при постоянном сопровождении тьютора, а со временем включаться во фронтальную работу класса.

    С 2016 г. в структуре государственного учреждения здравоохранения «Ленинградский областной психоневрологический диспансер» функционирует «Кабинет диагностики и лечения расстройств аутистического спектра». Цель работы кабинета – обеспечение качественной и своевременной профилактической, квалифицированной лечебно-диагностической помощи пациентам с РАС. Важными задачами в работе кабинета являются: осуществление ранней диагностики РАС; оказание комплексной медико-психологической и социальной помощи детям и подросткам, имеющим аутистические черты, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ. В основу работы кабинета положен бригадный принцип. Бригада формируется из лечащего врача-психиатра, клинического психолога, психотерапевта и логопеда. Благодаря бригадному подходу осуществляется выявление и своевременная диагностика нарушений психоэмоционального развития у детей, уточнение диагноза и особенностей состояния для подбора адекватных видов терапии и лечебной тактики. В реабилитационных целях используются семейная психотерапия и арт-терапия. В настоящее время в «Кабинете диагностики и лечения расстройств аутистического спектра» наблюдаются 64 ребенка.

    В условиях реабилитационного центра дети с РАС получают медицинскую реабилитацию с использованием лечебной физкультуры, ручного и аппаратного массажа, физиотерапевтического лечения, которое включает в себя и водолечение. Для оздоровления и для снятия повышенной тревожности у детей активно используются галокамера («соляная пещера») и массажные комплексы с применением метода эластичного псевдокипящего слоя.

    В Ленинградской области в комплексном сопровождении детей с РАС и семей их воспитывающих активно участвуют учреждения системы социальной защиты населения – центры и отделения социального обслуживания, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям. В настоящее время 18 учреждений социальной защиты населения оказывают социальные услуги детям с РАС и их семьям.

    В целях продуктивной коррекционно-образовательной деятельности, реабилитации и социализации детей с расстройством аутистического спектра в центрах реабилитации детей-инвалидов разработаны и реализуются специальные программы.

    Сопровождение ребенка с РАС невозможно без поддержки семьи. В 2013 г. специалистами Реабилитационного центра для детей с органичными возможностями «Дарина» Гатчинского муниципального района для обмена опытом между родителями и оказания им психологической поддержки организован «Клуб родителей детей с РАС» .

    Основной целью всей проводимой работы с детьми и молодыми людьми с РАС является их максимально возможная социальная адаптация и интеграция в общество. В учреждениях соцзащиты и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи работают группы социализации , которые совместно посещают дети и родители. Основные задачи таких групп – формирование социальной мотивации, развитие у детей и взрослых коммуникативных навыков, в том числе с использованием средств дополнительной коммуникации; усвоение и закрепление правил поведения в различных социальных ситуациях; овладение приемами саморегуляции, развитие у детей произвольности,. В коррекционной работе с детьми, имеющими РАС, используется множество методов и приемов, среди них - иппотерапия, широкоприменяемая для социализации ребенка, развития у него координации, моторики и речевых навыков.

    Государственное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» создано в 2015 году, основной вид его деятельности - профессиональное обучение молодых людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, расширение возможностей их последующего трудоустройства и занятости путем развития трудовых навыков, сопровождения профессиональной ориентации.

    Примером результативного сопровождения ребенка с РАС служит история выпускника Лесобиржской школы-интерната, который, имея расстройство аутистического спектра и легкую степень умственной отсталости, по окончании школы поступил на обучение в Мультицентр социальной и трудовой интеграции и успешно освоил профессию изготовителя художественных изделий из бересты. Благодаря тесному взаимодействию учреждения с родителями молодого человека было организовано семейное предприятие по изготовлению изделий из бересты. Сегодня молодой человек вместе с родителями принимает активное участие в областных выставках и других мероприятиях, проводит мастер-классы, обучая приемам этого ремесла.

    Однако, несмотря на существующую практику и имеющиеся ресурсы для сопровождения детей с РАС, в Ленинградской области остается ряд проблем и требующих решения вопросов по координации деятельности организаций системы комплексной помощи детям с РАС и их семьям; по эффективному обмену накопленным опытом, его анализу, обобщению и дальнейшему распространению; по унификации программно-методических ресурсов; совершенствованию системности и преемственности комплексной помощи, по повышению уровня информированности специалистов различных организаций и населения в вопросах оказания комплексной помощи детям РАС. Также признана необходимость увеличения числа организаций, включенных в сетевое взаимодействие.

    Открытие в Ленинградской области и развитие «Регионального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС» позволит решить поставленные задачи.