Анализ рассказа студент. Анализ «Студент» Чехов






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» : философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении.

А какой я нытик? Какой я «пессимист»?
Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…
А.П. Чехов
.

Цель : раскрытие философской проблематики и значения евангельских тем и образов в рассказе А.П.Чехова «Студент».

Задачи:

  • определить функции пейзажа в рассказе;
  • рассмотреть персонажную систему;
  • раскрыть значение евангельского сюжета как философского и композиционного ядра рассказа;
  • выявить актуальность проблематики рассказа «Студент».

Студенты должны уметь:

  • выполнять текстуальный анализ произведения малой жанровой формы;
  • раскрывать значение евангельских тем и образов в произведении;
  • выявлять актуальность философской проблематики произведения классической литературы.

Оборудование: тексты рассказа А.П.Чехова «Студент», аудиозаписи музыки Альбинони, В.-А. Моцарта (отрывок из «Реквиема»), песня В. Бутусова «Мне снилось, что Христос воскрес…», книга А. Меня «Сын человеческий», распечатки с цитатами В.-А. Моцарта, Саади, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Блока.

ХОД УРОКА

Вызов

Вступительное слово учителя.

На прошлом занятии мы охарактеризовали основные особенности прозы А.П. Чехова, чьё творчество стало своеобразной завершающей страницей в развитии русской классики 19 века. Вы знаете, что он мечтал написать роман, но в историю нашей литературы вошёл как мастер малого жанра. Пожалуйста, вспомните, в чём своеобразие чеховского решения нравственно-философских проблем, волновавших его великих современников – Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.

(На страницах произведений Чехова нет развернутого изложения его философских взглядов и пространных философских монологов и диалогов героев (как, например, у Толстого и Достоевского). Философская проблематика его произведений как бы «вырастает» из бытовых реалий).

Верно! Подобное явление мы встретим и в рассказе «Студент», который нам предстоит изучить сегодня. Рассказ «Студент» выбран нами для изучения не в последнюю очередь потому, что сам Чехов считал его одним из лучших в своем творчестве. Об этом свидетельствует признание самого писателя, взятое в качестве эпиграфа к уроку.

СЛАЙД 2

Для названия темы урока взяты строки из самого рассказа: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» Философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении».

СЛАЙД 3 Теперь посмотрите на 3слайд, где есть сразу несколько картинок и текстов. C ейчас я прокомментирую содержание слайда, а вы, исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе занятия.

Итак, на слайде представлены, во-первых , слова А.П. Чехова, взятые нами в качестве эпиграфа. По воспоминаниям Ивана Бунина, на упрёки в пессимизме и отсутствии волевых героев, способных на поступок, А.П. Чехов отвечал: «А какой я нытик? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…».

Во-вторых , вы видите фото картины «Отречение апостола Петра» датского художника Карла Блоха, жившего в 19 веке и ниже те слова из 26 главы Евангелия от Матфея, которые иллюстрирует эта картина: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Эти слова цитирует и герой рассказа «Студент».

Наконец , самые неожиданные изображения и тексты – фото альбома «Крылья» (1995) группы «Наутилус Помпилиус» и В. Бутусова, а также начало песни «Мне снилось, что Христос воскрес, И жив, как я и ты».

Итак, повторяю: исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Возможные ответы студентов.

1) почему именно рассказ «Студент» А.П. Чехов назвал любимым? 2) какие философские проблемы поднял он здесь? 3) какую роль в раскрытии этой проблематики играет евангельская история об отречении апостол Петра? 4) наконец, как рассказ «Студент», написанный в конце XIX века, связан с нами, живущими в XXI веке? в чем его актуальность?

Спасибо!

СЛАЙД 4 . Итак, цель нашего урока – оттолкнувшись от частного – от конкретных бытовых ситуаций, изображенных А.П. Чеховым в рассказе «Студент», – определить его основную философскую проблематику, раскрыв значение евангельской истории об отречении апостола Петра в структуре произведения.

Осмысление

Обратимся к тексту рассказа, открывающегося описанием пейзажа : «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку . Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо . Запахло зимой».

Какой характер носит этот пейзаж, по какому принципу он построен?

(Пейзаж, открывающий рассказ, внутренне контрастен, его описание построено на столкновении двух начал, двух стихий).

Какие силы сталкиваются, вступают в борьбу?

(Сталкиваются добро и зло, холод и тепло, свет и тьма. Хрупкую гармонию тихого весеннего вечера нарушает вмешательство сил зла, которые временно одерживают победу).

В какой день развиваются события рассказа? (Действие происходит в Страстную Пятницу, накануне Пасхи).

Чем знаменателен этот день? СЛАЙД 5 .

(В жизни православных верующих это в своем роде единственный по степени своей трагедийности день – день, когда пре дали и преда ли мучениям, распяли Спасителя – Иисуса Христа. Особенность богослужений в храме в этот день, наполненный особой скорбью по распятому Спасителю, такова, что христиане основную часть времени должны находиться в храме – только там и только так, молясь и скорбя всем приходом, всем православным миром, можно преодолеть зло и смерть, набирающие исключительную силу в этот страшный день).

Кем является главный герой рассказа Иван по происхождению, образу жизни, воспитанию и образованию? СЛАЙД 6, 7

(Главный герой рассказа – Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка, т.е. он принадлежит к духовному сословию, тесно связан с основами церковной жизни и прекрасно должен осознавать сущность событий Страстной пятницы…)

И что же? Как он ведет себя в этот день и как можно расценить его поступок ? СЛАЙД 6, 7

«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.

(Иван возвращается домой не из церкви, а из леса, не с соборной службы и молитвы (в которых он просто обязан участвовать), а с охоты… Своим поступком – уходом на охоту – он отрекается и от Христа, и от своих братьев – христиан).

Каково душевное состояние Ивана и чем оно может быть мотивировано?

«Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно . Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле» .

(Ему тяжело, тоскливо, неуютно, он подавлен и охвачен мрачным настроением, потому, видимо, что голос совести не дает ему покоя… Он чувствует, что поступил безнравственно…)

СЛАЙД 8

Прочитаем, о чем размышляет герой? В чем суть этих размышлений? Обратим внимание, что мысли его движутся от частного (бытового) к общему (глобальному, вечному): «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». СЛАЙД 9

(Студент размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед мраком и холодом, и герой уверяется в том, что зло неискоренимо, вечно, вездесуще. Справедливости и добра нет в мире – это открытие буквально леденит его сердце. Мысли Ивана удивительно напоминают раздумья еще одного студента – Родиона Раскольникова).

Однако в океане холодной мглы забрезжил свет костра. Огонь этот виден издалека. СЛАЙД 10

А.Фет"Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...» На одном из уроков, посвященных поэзии А.А. Фета, мы анализировали его стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» и говорили о том, насколько значимы и многоплановы в литературе образы костра, горящей свечи, света в окне. Огонь должен согреть и просветлить душу уставшего и запутавшегося человека… Произойдет ли чудо? Подойдем к огню вместе с Иваном и всмотримся в лица женщин.

СЛАЙД 10 …НА ВДОВЬИХ ОГОРОДАХ СВЕТИЛСЯ ОГОНЬ…

По какому принципу соотносятся портретные характеристики вдовы Василисы и ее дочери Лукерьи? " Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки… Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».

(В описании внешности двух женщин автор использует тот же принцип контраста, но за внешней противопоставленностью есть глубокое внутреннее единство этих образов, обусловленное некоей общей духовной основой: обе женщины – православные верующие и буквально с полуслова понимают Ивана, вспомнившего об апостоле Петре).

Какую евангельскую историю и в связи с чем вспомнил Иван ?

СЛАЙД 11 Отречение апостола Петра

«– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»

(Он вспомнил историю об отречении апостола Петра, видимо, потому, что сознательно или бессознательно он отождествляет себя с Петром. Эта история отвечает его душевному состоянию и поведению).

«Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»

СЛАЙДЫ 12,13 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ

Студент спрашивает о 12 Евангелиях, и женщины прекрасно понимают, о чем идет речь. В Страстной четверг – накануне Страстной пятницы – читается 12 отрывков, избранных из 4-х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Спасителя. Обратимся к страницам книги священника Александра Меня «Сын человеческий» и прочитаем отрывок из 16главы «Ночь в Гефсимании». Здесь повествуется о молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он любил уединяться для молитвы. Горячо молился Господь и накануне своих крестных страданий.

Послушаем чтение отрывков об этих событиях . Приложение 1 .

СЛАЙДЫ 14- 21

СЛАЙД 21 Поцелуй Иуды. Илья Глазунов.

Вернемся к тексту чеховского «Студента», к эпизоду, в котором говорится об отречении Петра. Любимый ученик трижды отрекается от учителя, которого любит «страстно, без памяти…»

СЛАЙД 22 Отречение апостола Петра

«– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания… Студент вздохнул и задумался.»

Какова реакция женщин на пересказ хорошо известного им эпизода?

«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». (Василиса плачет, а лицо Лукерьи искажается от боли).

Как относится Иван и женщины к Петру?

(События, произошедшие 19 веков назад, воспринимаются ими как сегодняшние. Это не христианский миф и не легенда, как сейчас модно говорить. Петр для верующих людей, истинных христиан – отнюдь не вымышленный персонаж, а реальный человек – живой, грешный, достойный сострадания. Это тот самый ближний, о любви к которому заповедовал Иисус. Чеховские героини живут в полном согласии с учением Христа. Василиса плачет вместе с Петром, как бы сочувствуя его судьбе, сочувствуя его горю, разделяя его нравственные муки и раскаяние).

СЛАЙД 23

Профессор Московской Духовной Академии – М.М. Дунаев – говорил о героях чеховского рассказа: «Женщины, слушающие студента, несомненно, переживают рассказываемое в своей душе, и тем сопереживают его душевной муке. И студент понял, что через это переживание совершается незримое единение душ во Христе, какое только и может противостоять греху и унынию… Переживание предательства апостола Петра как своего собственного помогает студенту очиститься душою – и по-иному сознать жизнь». СЛАЙД 24 (цитаты И.Н. Сухих и Г.М.Фридлендера).

Обратимся к тексту и найдем подтверждение словам профессора М. М. Дунаева:

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

СЛАЙД 25 Альбом гр. «Наутилус Помпилиус» «КРЫЛЬЯ» (1995)

Спустя 101 год после появления чеховского «Студента», группа «Наутилус Помпилиус» выпустила альбом «Крылья» (1995 год), в который вошла песня «Мне снилось, что Христос воскрес…» Послушаем песню на стихи Ильи Кормильцева и подумаем, в чем переживания ее героя близки переживаниям чеховских героев? Приложение 2 .

Пока звучит песня , СЛАЙДЫ 26-29

Звучит сообщение по песне «Мне снилось, что Христос воскрес…». Приложение 2 .

Спасибо за сообщение! Надеюсь все почувствовали внутреннее сходство переживаний чеховского студента и героя песни В. Бутусова. Впрочем, несомненно и существенное различие, особенно касающееся финала двух этих произведений.

СЛАЙД 30 Каким настроением проникнут финал рассказа?

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Как и почему изменилось настроение Ивана? Какую истину открыл он для себя?

СЛАЙД 31

Прочитаем: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

(Общение с простыми русскими женщинами, искры их душевного тепла, веры и понимания согрели и душу студента, понявшего, что он не один. Мир, казавшийся ему «сиротским» и «опустевшим» (как герою Бутусова), вдруг обрёл гармоничность, появилось чувство причастности и единения с другими людьми. Внезапно его осенила ещё одна важная и мудрая мысль о том, что всё в жизни связано, ничто не исчезает бесследно, всё имеет свой глубокий смысл, и эта связь времен основана на вере, добре и любви, способных победить смерть и зло).

СЛАЙДЫ 32-33

Размышление

На этой стадии урока звучит заключительное слово учителя, происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения рассказа и просмотра отрывка из д/ф «Апостол Пётр», оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации. Результатом должно стать заполнение каждым студентом «двойных дневников». СЛАЙДЫ 35-36

Заключительное слово учителя.

СЛАЙД 34. Процитирую литературоведа Георгия Михайловича Фридлендера: «История, рассказанная чеховским героем, - это история о таком же, как они, деревенском человеке, простом рыбаке… Так же как чеховский студент и его слушательницы, евангельский Петр хорошо знал холод, бесприютность, материальные лишения, грелся у простого костра вместе с другими бедняками. … в минуту неожиданного испытания Пётр не мог совладать со страхом за себя и свою жизнь он испугался – и это заставило его отречься от своего Учителя. Но человек великой слабости, Пётр, по свидетельству Евангелия, стал человеком великой силы, он преодолел страх и мужественно проповедовал слово Учителя». К этим словам добавлю, что апостол Пётр после Воскресения Иисуса Христа стал мужественно проповедовать христианскую веру, невзирая на гонения преследователей и врагов христианства. Впоследствии он был распят, как и Христос .

СЛАЙД 34.

Итак, в финале рассказа герой движется в родную деревню, домой; из пустоты отречения и одиночества к своим ближним, из мрака и холода к рассвету. Свет зари символизирует начало нового этапа в жизни молодого студента Духовной Академии: торжество света над тьмой, верой над безверием и унынием, вечной памяти над равнодушием и беспамятством. Свет костра « на вдовьих огородах» согрел и просветлил его душу.

СЛАЙДЫ 37-38 .

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, к каким философским проблемам обратился здесь Чехов? О чем его рассказ «Студент» - эта удивительная жемчужина философской прозы XIX века?

(Рассказ этот о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии, о времени (о связи настоящего с прошлым), о судьбе христианства, о России, о нас с вами…)

И всё это на нескольких страницах. Именно евангельский эпизод об апостоле Петре, составляющий ядро «Студента», помог Чехову решить целый спектр философских проблем.

Думаю, нам удалось понять, почему этот рассказ Чехов называл любимым, надеюсь, полюбили это произведение и вы. Вот что значит русская классика! От неё во все стороны расходятся лучи – к прошлому, настоящему, будущему.

Заполнение «двойных дневников». Приложение 3 .

А теперь посмотрите на слайд и в распечатки: вам предложена подборка цитат выдающихся представителей мировой культуры. Используя методику «Двойной дневник», раскройте смысл данных цитат и выскажите своё мнение, какую из них и почему можно взять эпиграфом к нашему уроку по рассказу "Студент"?

Список литературы.

  1. Звиняцковский В.Я. Начинаю с Чехова// Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 1. С. 6-12.
  2. Сухих В.Н. Жизнь человека: версия Чехова// Чехов А.П. Рассказы из жизни моих друзей. – СПб., 1994.
  3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л., 1971. С. 135-137.
  4. Харитонова О.Н. Философская проблема А.П. Чехова «Студент» на уроке литературы в X классе// Литература в школе. 1993. № 6. С.51-54.

Назвал написанный в 1894 году рассказ "Студент" самым любимым из всех своих произведений. Писатель создал его в возрасте 34 лет. В этой статье представлен рассказ Чехова "Студент", анализ его идейно-художественных особенностей. Произведение даже по меркам прозы Чехова можно назвать кратким. Автор его как-то сказал, что "краткость - сестра таланта". По объему чуть более 3 страниц занимает рассказ Чехова "Студент". Анализ его, однако, показывает, что произведение оставляет впечатление законченности и художественного совершенства.

События в произведениях Чехова

Невозможно до конца объяснить и понять суть прекрасного. Мы можем только приблизиться к пониманию. Такое впечатление от пьес и рассказов Чехова нередко. В них как будто ничего не происходит. Но это видимое впечатление. Речь должна идти, на самом деле, об особом характере события в художественном мире этого автора. Это событие чаще всего невидимое. Оно происходит в душе, в сознании героя. Человеку вдруг открылось что-то в жизни, или не замечаемое прежде стало заметным, или его точка зрения на что-то изменилось, или казавшееся прежде чем-то оказалось совсем другим. Дальнейшие события зависят именно от этого, невидимого. Из него проистекают мироощущение героя, его видимые поступки, отношения с окружающими людьми.

Именно о таком событии - рассказ Чехова "Студент". Анализ показывает, что и в этом произведении наблюдается переход героя произведения из одного душевного состояния в другое, противоположное.

Композиция рассказа

Предельно четкой и простой выглядит композиция делящегося на 3 части рассказа. Вначале - исходное мировосприятие и настроение Ивана. Затем - встреча на "вдовьих огородах" как толчок к перемене. И в конце произведения - новое отношение к миру и новое настроение. В заключительной и начальной частях рассказа можно заметить использование сходных синтаксических конструкций: "думал о том, что...", "ему казалось, что...". Такая перекличка придает построению рассказа еще большую ясность.

Чехов - "Пушкин в прозе"

За видимой краткостью и простотой разворачиваются глубочайшие перспективы и горизонты, которые можно отыскать, прочитав рассказ Чехова "Студент". Анализируя творчество этого автора, Лев Толстой неслучайно назвал Антона Павловича "Пушкиным в прозе". Как Александр Сергеевич первым в отечественной литературе разработал язык поэзии, которому стало доступно все, включая тончайшие душевные движения и законы мироздания, так и Антон Павлович в языке русской прозы завершил подобные поиски.

Рецензия на "Студента" Чехова может о том, что в рассказах Антона Павловича повествование называют слитным. У него с пейзажем сливаются бытовые зарисовки. И то, и другое проникнуто настроением воспринимающего героя. А тот не просто воспринимает природу, реагирует на быт, окружающий его, но вместе с тем может задумываться о связи времен, размышлять о законах бытия, о путях человечества. Чрезвычайно емкая, насыщенная картина мира получается в итоге. При этом она представлена на малом пространстве - точно так же, как и в лирических стихотворениях, созданных лучшими русскими поэтами.

Исходное настроение главного героя

Настроение Ивана Великопольского, героя рассказа, сначала - враждебности, неустроенности мироздания и окружающей жизни. Если всмотреться, можно заметить, что уже в первых абзацах присутствует три стихии, три начала. Это история, быт и природа. Именно они определяют мировосприятие главного героя. В природе это побеждающий весну холод, в повседневности - тоска, невежество, голод, лютая бедность; в русской истории - дурная бесконечность, ведь "эти ужасы были, есть и будут".

Организация времени в рассказе

Пристальное внимание, которое уделяет автор организации в рассказе времени, бросается в глаза не сразу. Это сочетание различных его измерений, в которых происходит событие. По своему времени живет каждая из трех перечисленных выше стихий. Вечер в природе сменяется ночью, зиму должна сменить весна, однако зима берет над ней верх, и это знак царящей в природе дисгармонии. В повседневности, в быту также свои временные мерки: перед приближающимся праздником - пост, и в такой жизни обычное состояние голода лишь усиливается и продлевается. Время в истории движется по замкнутому кругу. Ивану кажется, что ничего не изменится от того, что пройдет еще 1000 лет.

Все эти направления времени пересекаются в сознании главного героя, которого создал А. П. Чехов ("Студент"). Всеобщее невеселое настроение, чувство отчаяния, безнадежности, угнетенности возникают на их пересечении.

Иван рассказывает женщинам историю из Евангелия

Но вот Иван случайно знакомится с работающими на огороде двумя женщинами. Что-то - то ли желание согреться от этого общения, то ли сходство окружающей обстановки, костер темной весенней ночью - заставляет главного героя заговорить и рассказать вдовам историю из Евангелия, пришедшую ему на память. Ею продолжается рассказ Чехова "Студент". Краткий пересказ этой истории следующий: в ней говорится о том, как в столь же холодную весеннюю ночь у костра проявил слабость. Он решил отречься от своего учителя Иисуса, которого очень любил, и сразу же пожалел об этом. Однако то, что рассказывает женщинам Иван - это не проповедь, не поучение. В его рассказе Петр предстает обыкновенным человеком, которому присущи и способность к раскаянию, и слабость. В этом предании и в том, как его пересказывает юноша, соединяются красота и правда прекрасных слов и человеческих чувств, простых и вечных.

Реакция женщин на рассказ

Далее происходит то, что можно назвать маленьким чудом. Неграмотные, простые женщины так естественно и живо реагируют на рассказ Ивана, как будто (делает умозаключение главный герой) все происходившее 19 веков назад в ту страшную ночь имеет к их жизни, к ним самим прямое отношение. В ответ на рассказ Ивана старуха заплакала, а дочь ее, забитая мужем деревенская баба, тоже выразила по-своему жалость. В этом - своя красота и своя правда: люди друг друга поняли, испытали похожие чувства, откликнулись на прекрасное одинаково. Значит, не только бедность, мрак, голод и холод "были, есть и будут", но и правды и красоты, объединяющее людей. Такую мысль проводит в рассказе А. П. Чехов. Студент наглядно в этом убеждается.

Еще одно измерение времени

Тут Ивану открывается и вступает в рассказ еще одно измерение времени. Оно отлично и от исторического, и от бытового, и от природного. Это вечные законы и вечное время, которые имеют отношение ко всем людям. Они направляли жизнь человека тогда, 19 (теперь уже 20) веков назад, и составляют и поныне главное на земле и в человеческой жизни. Ощутить это вечное время, заметить непрерывную цепь связи, существующую между временами - значит, очутиться над дисгармонией природы, истории и повседневности, ощутить, что законы бытия непреходящи.

Образ огня в произведении

Так, к концу рассказа расширяется горизонт, будто в сознание героя проникает некий свет. Образ огня, света проходит через все произведение, связывая 3 его части. Огонь упоминается в начале рассказа. Он светится на вдовьих огородах у реки. Однако этот далекий огонь (о его источнике мы еще не знаем) не может разогнать вечернюю мглу. Он только подчеркивает мрачность и пустынность мест, по которым идет Иван. Огонь этот не успокаивает, а лишь усиливает отчаяние главного героя.

Уже вблизи мы наблюдаем огонь во второй части, когда костер описывает Антон Чехов ("Студент"). Он горит сейчас, у него греет руки главный герой произведения. Однако этот костер живо напоминает Ивану о другом, который описывается в вечной книге. Двумя концами одной цепи, связывающей во все времена людей, показались герою евангельский костер и костер, увиденный им на вдовьих огородах.

Огонь в начале третьей части упоминает в последний раз А. П. Чехов. Когда студент оглянулся, огонь костра спокойно и одиноко мигал в темноте. Возле него уже не было видно людей. Костер остался прежним. Но видение огня здесь обогатилось дополнительным, особым смыслом. Он отделился от своего конкретного источника. Теперь это будто не материальный огонь, а озаривший сознание Ивана, осветивший главному герою произведения дальнейший путь. Это символ, но отнюдь не искусственный, а, как и в других произведениях Чехова, естественно и непринужденно вырастающий из повседневности, из самой жизни.

Новое настроение Ивана

Радостно, светло кончается рассказ. Кажется, что ничего не изменилось за этот вечер ни в истории, ни в быту, ни в природе. Однако в событие свершилось. Полному сил молодому юноше сознание связующей века красоты и правды дало возможность увидеть мир иначе, преодолеть отчаяние и уныние. Теперь студенту жизнь кажется полной высокого смысла, чудесной и восхитительной.

Мысль Чехова

Это лишь кажется ему или она такова на самом деле? Что хотел показать нам Чехов ("Студент")? Тема произведения - смена ощущений одного молодого человека (студенту всего 22 года) или же непреходящие, вечные закономерности бытия? Из рассказа однозначного ответа не следует. Чехов говорил, что давать советы не дело художника. Его задача заключается в постановке вопросов. Это следует учитывать, анализируя произведение "Студент" Чехова. Важно, чтобы были правильно поставлены вопросы о том, из чего и как складывается наше отношение к жизни и мировосприятие. Не только дисгармонии и ужасам есть место в мире. В нем можно найти красоту и правду. А безнадежность и отчаяние порой уступают место надежде и радости.

Кажется, прост человек, а придёт суровая беда в большом или малом, и поднимется в нём великая сила — человеческая красота.
А. Н. Толстой

Литературоведы считают, что рассказ «Студент» (1894) отражает новый этап в творчестве Чехова. В своих предыдущих произведениях писатель утверждал положительный идеал, беспощадно высмеивая-разоблачая в современной ему русской действительности холопство («Толстый и тонкий»), насилие («Хамелеон», «Унтер Пришибеев»), пошлость («Смерть чиновника»), праздность («Свистуны»), дикость («Трифон»). В «Студенте» автор выражает свой положительный идеал серьёзно, без привычной насмешки — герою рассказа Ивану Великопольскому жизнь в конце концов кажется «полной высокого смысла». Если в ранних произведениях Чехова русская жизнь конца XIX века представлялась в виде отдельных сценок-эпизодов, не связанных причинно-следственными отношениями с прошлым и будущим, то в «Студенте» писатель определил общие принципы человеческого существования. Правда и красота — вот в чём смысл жизни, с точки зрения автора. Эти ценности справедливы для любой эпохи. В некоторые моменты истории отдельные люди и даже государства могут отступать от них, но человечество всё равно движется по пути прогресса благодаря правде и красоте. Итак, «Студент» — философский рассказ о том, «чем люди живы» (Л.Н.Толстой).

Для рассмотрения «вечной» философской темы о смысле жизни Н.С.Лескову, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому надо было сочинять роман, а А.П.Чехову достаточно написать маленький рассказ. И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, чтобы раскрыть образ героя (Обломова, Базарова), подбирают важные эпизоды из его биографии: столкновение с идейными противниками; отношения с друзьями, любимыми женщинами, родственниками; поведение в критических ситуациях и т.п. А Чехов, сознательно приближая свои произведения к реальной жизни, стремится изображать не подобранные (А.П.Чудаков «Мир Чехова: Возникновение и утверждение» М., 1989, с.228), а самые заурядные ситуации, ибо характер человека обнаруживается и в большом, и в малом, например в случайном разговоре у костра по дороге домой.

В начало произведения Чехов помещает безрадостные мысли студента о «лютой» бедности русской жизни: «...такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше». Подобный угрюмый пессимизм, исторический и философский, писатель объясняет не только реальным состоянием русской жизни, но и плохим настроением самого студента. Он с утра ушёл из дома на охоту и за целый день одинокого блуждания по лесу устал и очень проголодался. Однако «ему не хотелось домой», потому что там, он знал, ему не дадут горячего ужина. В Страстную пятницу Великого поста должно вспоминать страдания Христа и поститься самым строгим образом — и мать Ивана целый день ничего не варила. Кроме того, погода стояла не по-весеннему холодная, «по лужам протянулись ледяные иглы».

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана, и он, греясь у вдовьего костра, вспомнил, что девятнадцать веков назад «точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. (...) Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь (...)! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!». Иными словами, библейский эпизод появляется в рассказе по ассоциации, которая родилась в голове студента духовной академии. Иван рассказывает вдовам, как апостол Пётр из страха трижды отрёкся от Иисуса. Хотя общечеловеческие истины о правде и красоте формулирует в рассказе студент, можно утверждать, что автор согласен со своим героем, потому что находит в поведении самого Ивана правду и красоту. Студент рассказывает евангельский эпизод с собственными дополнениями, которые касаются, главным образом, физического и душевного состояния апостола. Эти добавления свидетельствуют о понимании-сострадании молодого героя Петру (красота) и о признании силы характера в Петре, несмотря на его страх и отступничество (правда).

Если в Евангелии на слёзы несчастного Петра («И исшед вон, плакася горько») никто не реагирует, то в чеховском рассказе, «всем своим существом» сочувствуя Петру, плачет Василиса, а у Лукерьи такой вид, будто она с трудом сдерживает сильную боль. Направляясь домой и обдумывая реакцию вдов на свой рассказ, Иван приходит уже к оптимистическому взгляду на окружающий мир: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». А если так, то, думает студент, «прошлое (...) связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого», значит, человек не отделён, а включён в мир природы и людей. Так Иван преодолевает чувство одиночества, и, хотя сумерки, усталость, холод, голод, Страстная пятница никуда не исчезают, жизнь начинает представляться студенту «чудесной».

Очевидно, что пересказ библейского сюжета разграничил в произведении философский пессимизм и оптимизм студента. Что же понял молодой человек в вечер Страстной пятницы, что заставило его столь кардинальным образом поменять своё отношение к миру? Пессимизм Ивана был связан с тем, что он смотрел на жизнь со стороны, отделяя себя от окружающего мира, то есть как эгоист. При такой точке зрения всё хорошее сосредоточивается в самом эгоисте, а мир, конечно, из рук вон плох, причём неизменно и всегда плох. Оптимизм появился у Ивана тогда, когда он поместил свою неповторимую личность внутрь мира и, подобно Пьеру Безухову, почувствовал своё бессмертие, потому что окружающий мир — «всё это моё, и всё это во мне, и всё это я» (Л.Н.Толстой «Война и мир», 4, 2, XIV). Так человек, не теряя своей индивидуальности, оказывается связан со всем миром и со всеми людьми, бывшими, настоящими и будущими, то есть становится необходимым звеном в великой исторической цепи человечества.

Что же объединяет людей? Студента осеняет мысль, что это красота и правда, которые он открыл сейчас в давно известной ему библейской истории и в поведении вдов. В саду первосвященника Христос страдает за своё гуманистическое религиозное учение (правда) и, несмотря на побои и грозящее распятье, не отрекается от него (красота). Апостол Пётр, отрекаясь от учителя во дворе первосвященника, убеждается, что сам — слабый человек (правда), хотя несколько часов назад гордо отделял себя от обыкновенных смертных и говорил Христу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». Понимая своё малодушие и ничтожность по сравнению с Христом, Пётр одновременно сочувствует учителю, плача о нём (красота). Василиса не разумом, а душой постигает подвиг Христа и поведение Петра (правда) и плачет о них, жалея обоих (красота).

После разговора с вдовами об апостоле Петре Ивану «показалось, что он только что видел оба конца... цепи», соединяющей всех людей в мире — и выдающихся героев (любимого ученика Христа), и заурядных деревенских жителей (Василису, Лукерью, да и самого студента): Иван «дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» конец цепи. Финал рассказа подтверждает, что молодой человек (хотя бы на время) выбирает оптимистический взгляд на мир, потому что по дороге домой «жизнь казалась ему восхитительной».

Итак, Чехов, как и любой большой писатель, стремится определить главную философскую идею, которая выразила бы суть человеческой жизни. Чеховские герои из рассказов, более поздних, чем «Студент», пытаются обрести эту общую идею-опору в любви («Маленькая трилогия»), в семье («Душечка»), в труде («Ионыч»), но всё безрезультатно. Поэтому в некоторых литературоведческих работах можно даже прочитать, что Чехов вообще не нашёл свою «общую идею».

Почему же тогда любимым, по свидетельству И.А.Бунина, своим рассказом писатель считал «Студента»? Именно в этом рассказе Чехов сумел представить своё оригинальное понимание «вечных» мировоззренческих вопросов. Человек не одинок в мире — он связан с множеством людей в пространстве (Иван и вдовы) и во времени (Иван и апостол Пётр). Эта духовная связь придаёт отдельному человеку силу и наполняет его жизнь высоким смыслом. Иван Велико-польский специально не задумывается над смыслом жизни, подобно героям Л.Н.Толстого или Ф.М.Достоевского, но сами жизненные обстоятельства наталкивают чеховского героя на философские размышления, внешне (но только внешне) очень простые и неокончательные.

Вспомнив Евангелие и реакцию Василисы на свой рассказ, Иван Великопольский решает для себя, что, «по-видимому, главное в человеческой жизни и вообще на земле» — правда и красота. Оба названных понятия весьма сложны в определении, именно поэтому их трудно оспорить в целом. При этом Чехов прекрасно осознаёт, что человек, живущий в реальном мире, в отличие от литературного героя, постоянно испытывает влияние со стороны этого мира и, следовательно, его мировоззрение может изменяться. В финале чеховского рассказа выражено сомнение, что герой раз и навсегда определил для себя смысл жизни. Достаточно обратить внимание на авторские оговорки — «ему было только двадцать два года», «жизнь казалась ему...» — и на тот факт, что молодой человек так и не доходит до дома: писатель оставляет его на пути к родной деревне. Так Чехов подчёркивает относительность философской идеи рассказа и, следовательно, не навязывает читателю понимание жизни, сформулированное студентом духовной академии Иваном Великопольским.

"Студент" - один из любимых рассказов самого автора. Несмотря на его небольшой объём, открывает много смыслов. Понять глубину рассказа и его философское содержание помогает библейский подтекст, который понять ученику без помощи учителя и комментированного прочтения сложно. такой урок можно использовать и 10 классе, во время изучения творчества Чехова, в 11 классе на уроке внеклассного чтения. На его примере хорошо обучать учащихся примеру анализа прозаического текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент»

Комментированное чтение.

Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе. С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов. Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения, духовное содержание «Студента» остаётся для многих закрытым.

Задача: раскрыть духовное содержание рассказа

Цели урока:

Продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста

Помочь увидеть глубокий смысл рассказа благодаря знакомству с библейским сюжетом и его толкованием, помочь раскрыть замысел использования его в данном рассказе

Сегодня наш разговор и наша встреча с А.П. Чеховым особенные. Мы сегодня прикоснёмся к рассказу, который, по воспоминаниям родственников и современников писателя, был его самым любимым. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость - сестра таланта”, - сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства. До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. После прочтения этого рассказа Л.Н.Толстой скажет о том, что Чехов – это «Пушкин в прозе» . Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все - от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, - так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.

С чего же начинается рассказ?

Кто его главный герой?

(Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное).

В каком он находится настроении, из чего это видно?

(Аанализируем пейзаж, находим ключевые слова. Делаем вывод: все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное)

Меняется ли его настроение на протяжении рассказа?

( В конце рассказа всё преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского).

Что же так повлияло на Ивана Великопольского?

Встреча с женщинами-вдовами? Евангельский рассказ? Слёзы и смущение женщин?

(Именно эмоции женских персонажей в связи с рассказом студентом библейского сюжета переворачивают всё в душе Ивана)

Почему Иван рассказывает именно этот сюжет из Библии?

Необходимо задать ряд вопросов-подсказок.

Где учится студент? Что такое «страстная пятница» и что должны делать верующие люди в этот день?

Подвести ребят к пониманию того, что Иван совершает грех как будущий священник уже потому, что не участвует в богослужении. Грех уныния и безысходности овладевает им, становится понятно, почему именно этот сюжет так волнует его.

Подготовленный учащийся рассказывает о смысле этого эпизода из Евангелия.

Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?

(Иван именно теперь вдруг увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения.

Какое слово помогает почувствовать и понять это?

(Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, тоже раскаялся).

Реакция женщин на рассказ Ивана?

(Василиса заплакала, Лукерья покраснела. Было видно, что она словно сдерживает сильную боль)

Зачитайте, о чём после этого размышляет Иван.

(Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (зачитать текст от слов: «Работники возвращались с реки» до слов: «…имеет к ней какое-то отношение».) Результатом общения Ивана с женщимами стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Что думает студент о Василисе?

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.

Где, по-вашему, кульминация рассказа?

(Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа).

Изменилось ли что-то внешнее вокруг главного героя? Докажите.

(Вокруг него ничего внешне не изменилось).

Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха»).

В чём, по-вашему, мастерский замысел автора?

Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Обратимся к тексту.

«Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Почему так? (Есть что-то общее и очень важное для всех людей, независимо от их возраста, социального положения). Обратимся к тексту.

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».

С чем связана его радость?

Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Как вы понимаете, что понял всё-таки Иван и отчего ему стало очень хорошо?

Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем .

Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя?

(В последнем фрагменте текста)

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

В чём же обретает смысл жизни наш студент, так разочарованный в ней в начале рассказа?

(В поисках этой самой правды, в красоте человеческой души и красоте человеческих взаимоотношений)

- В чеховском рассказе очень важен мотив света.

Где мы можем это наблюдать в тексте? Как вы его понимаете?

(Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу. Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу. А в конце рассказа он уже видит зарю и идёт в этом направлении – к свету…)

Вернёмся к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…». Как вы понимаете эти символические детали?

(Гора – это символ восхождения, а река – символ обновления, новой жизни…)

Сообщение подготовленного ученика о преображении на горе Фавор(сюжет из Евангелия). Восхождение на гору напоминает нам о горе Фавор, куда взошёл Господь со своими учениками и преобразился.

Что произошло с Иваном с этой точки зрения?

(Преображением можно назвать и всё, что произошло с Иваном в этом рассказе).

А теперь обратимся к названию рассказа, которое первоначально звучало «Вечером». Почему автор изменил название?

За вечером наступает ночь, а в рассказе всё иначе. Название студент более глубоко отражает идею произведения. Студент - это вера. Это надежды. Это устремлённость в будущее.

Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопрос:

Как вы понимаете процитированные строки из стихотворения Тютчева?


Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей. — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо. — Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть. Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой. — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. — Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.