Конспект урока внеклассного чтения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

Конспект внеклассного занятия

«По страницам любимых книг»

Скоробогатова Т.М.

Методист

Цели: 1. Формировать у учащихся интерес к чтению.
2. Развивать речь, коммуникативные навыки, творческие способности

3. Воспитывать бережное отношение к книге.

I. Орг. Момент. II. Ход занятия.

Учитель: Родная школа. Светлый зал.

Весёлый круг друзей.

Как много впереди у нас

Счастливых светлых дней!

Все эти дни когда-нибудь

Припомнятся друзьям…

Откроет книга нам.

Ученик: Нас манит даль седых морей

И горные хребты.

Пусть в жизни ярче и полней

Сбываются мечты!

Все эти дни когда-нибудь

Припомнятся друзьям…

В большую жизнь широкий путь

Откроет книга нам.

Сегодня у нас есть возможность полистать страницы любимых книг, вспомнить героев прочитанных сказок. Ваша задача правильно выполнять задания, быть активными и организованными.

1.Продолжите пословицы:

*Книга для ума, лучший друг.

*Книга поможет в труде, если нет хотения. *Кто много читает, встретился с другом.

*Хорошая книга, что дождик для поля.

*Не на пользу чтение, выручит в беде.

*Прочёл новую книгу, тот много знает.

2.«Угадайте сказки и их героев»

1.Парень слез с любимой печки,

За водой поплёлся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал.

2.На кочке болотной невестушка ждёт,

Когда же за нею царевич придёт.

3. А дорога далека, а корзинка нелегка…

Сяду на пенёк – съем пирожок.

4. У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

5. Старик в заснеженном лесу

Встретил девицу-красу.

Та красавица-девица -

Нечета своей сестрице:

И красива, и умна,

Трудолюбива и добра.

6. Нет ни речки, ни пруда…

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

7. Ох, и Петя – простота,

Не послушал он кота,

Захотел горошка -

Выглянул в окошко,

Ну а хитрая плутовка -

Хвать его за шею ловко…

Понесла его лиса

За дремучие леса.

8. Поучала лиса друга:

Если будет тебе туго,

Хвост свой в прорубь опусти,

Да подольше посиди,

А наловишь рыбы,

Скажешь мне «Спасибо!»

9. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?

10. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите, как звали ее?

11. На сметане мешан, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился …

12.Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки

Три кроватки и три кружки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

13. Сейчас потолкуем о книжке другой-

Тут синее море,

Тут берег крутой…

Старик вышел к морю.

Он невод забросил.

Кого он поймает?

И что он попросит?

14. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

15. Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

16. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка

Как она мала!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку?

17. Многим долго неизвестный

Стал он каждому дружок

Всем по сказке интересной

Мальчик луковка знаком.

Очень быстро и недлинно

Он зовется….

18. Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачек.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок …

19. Он дружок зверям и детям,

Он - живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовется …

20. Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор…

3. Отгадать название сказки, перечислить ее персонажей.

  1. – Здравствуй, бабушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха в ответ:

Вот там на гвоздике повесь!

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Где хошь, там и заночуешь!

Ах, ты хитрая жадина! Я тебе-то глухоту вылечу! Подавай на стол!

Да нечего, родимый!

Вари кашицу!

Да не из чего, родимый!

(«Каша из топора».)

  1. – Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Садись покуда кудель прясть.

Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка:

Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка в ответ:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест.

Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

(«Гуси-лебеди».)

3.Бабка охает:

Ох! Медведище чуть меня не задавил!

Внучка плачет:

Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

(«У страха глаза велики».)

4. Игра « Собери сказку»

В книгу сказок забрался злой волшебник и разрезал ножницами иллюстрации сказок. Давайте попробуем их восстановить.

5.« Сказочный мешочек»

Вопросы из мешочка:

  1. В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за подснежниками. И набрела девочка на большой костер, а вокруг него на двенадцати камнях сидело двенадцать человек. Как называется эта сказка? Назовите их имена. (« Двенадцать месяцев». Январь, февраль, …

2. Какие волшебные предметы есть в русских сказках? (палочка, гребень, топор, Шапка-невидимка, дубинка и т. д.)

3. Способ передвижения бабы-яги. (Ступа)

4. Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)

5. Любимая книга Буратино. (Азбука)

6. Гордость Марьи- красы. (Коса)

7. Сестрица Иванушки. (Аленушка)

6. «Дополните имя сказочного героя»

  • Кощей…
  • Иван…
  • Баба…
  • Василиса…
  • Крошечка…
  • Мальчик…
  • Змей…

7.« Кому принадлежат эти слова?»

  • «Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны бока молока,

Полны рога творога,

Полны копытца водицы.» (Волку. « Волк и семеро козлят»)

  • «Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке.

Неси дедушке…» (Маше. « Маша и медведь»)

  • « Пыхтелки», «ворчалки»,

« Сопелки», « шумелки»… (« Вини-Пух»)

  • «Ничего на свете лучше нету.

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги.

Нам любые дороги дороги.» (Бременские музыканты)

  • «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!» (Царевна. «Сказка о мертвой царевне)

  • «Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей…» (« Доктор Айболит!)

«Я живу хорошо, у меня есть свой дом, он теплый. Недавно мы клад нашли и корову купили. У нас печка теплая. А здоровье у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал, старая шерсть сыплется, а растет новая - пушистая.» (« каникулы в Простоквашино»)

«Это неправильные пчелы… И они, наверное, делают неправильный мед… А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я… Не то, чтобы совсем не попал, но только в шарик…» (« Вини Пух»)

8. «Удивительные превращения»

  1. Гадкий утёнок.

(в лебедя)

……………………………………………

  1. Чудище из сказки

«Аленький цветочек»

(в принца)

……………………………………………..

  1. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К. Андерсена.

(в лебедей)

…………………………………………….

4. Братец Иванушка из сказки

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

(в козлёночка)

9. «Трудный путь»

  1. За мёдом Винни – Пух

(на воздушном шаре)

………………………………………..

  1. На юг лягушка-квакушка из сказки «Лягушка-путешественница»

(на прутике)

………………………………………….

  1. На крышу Малыш

(на Карлсоне)

…………………………………………..

  1. Дюймовочка в тёплые края, когда выбежала из норы крота.

(на ласточке)

III. Итог занятия.

- Какие же правила обращения с книгами помогают нам сохранить их?

  • Бери книгу только чистыми руками.
  • Оберни книгу, вложи в неё закладку.
  • Переворачивай страницы за верхний правый угол.
  • Не перегибай книгу при чтении.
  • Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
  • Если книга порвалась – подклей её.

Чтобы книги не обидеть –

В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.

ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

  1. Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
  2. Стимулирование читательского интереса.
  3. Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная : научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
  • Развивающая : развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
  • Воспитательная : расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится.

Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:

  1. В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
  2. При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
  3. Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
  4. В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
  5. Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).

В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.

Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.

Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.

Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.

И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5 КЛАСС

  1. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
  2. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  3. В. Драгунский «Денискины рассказы»
  4. В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
  5. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  6. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
  7. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  8. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  9. П. Треверс «Мери Поппинс»
  10. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  11. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
  12. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги)
  13. Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
  14. К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
  15. А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
  16. А.И. Свирский «Рыжик»
  17. М. Прилежаева «Семиклассницы»

6 КЛАСС

  1. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
  2. А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
  3. Дж.Свифт «Гулливер»
  4. Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
  5. В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
  6. В. Осеева «Динка»
  7. Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
  8. А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  9. Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник »
  10. Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
  11. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  12. А.Н. Толстой «Детство Никиты»
  13. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  14. Н.С. Лесков «Зверь»
  15. В. Гюго «Козетта»
  16. Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
  17. Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
  18. А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
  19. А.С. Пушкин «Дубровский»

7 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
  2. А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
  3. Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  4. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  5. Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
  6. А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
  7. Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
  8. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  9. М. Твен «Принц и нищий»
  10. А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
  11. Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»

8 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Большие надежды»
  2. В. Гюго «Отверженные»
  3. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
  4. В. Каверин «Два капитана»
  5. А. Дюма «Три мушкетёра»
  6. В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
  7. А. Фадеев «Молодая гвардия»
  8. В. Скотт «Айвенго»
  9. М. Рид «Всадник без головы»
  10. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
  11. Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
  12. А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
  13. К. Федин «Необыкновенное лето»
  14. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

9 КЛАСС

  1. А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
  2. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  3. Ф. Достоевский «Бедные люди»
  4. В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
  5. А. Беляев «Старая крепость»
  6. А. Кронин «Замок Броуди»
  7. У. Коллинз «Лунный камень»
  8. Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо »
  9. В. Обручев «Земля Санникова»
  10. Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
  11. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба

10-11 КЛАСС

  1. Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
  2. Л. Улицкая «Рассказы»
  3. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
  4. Г. Щербакова «Вам и не снилось»
  5. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Уточняю ещё раз, что список вариативный.

ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ)
Организационный момент Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии
«Шарики» По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями
«Имена» Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе
Конкурс кроссвордов Каждой группе ведущие выдают кроссворды
Театральный конкурс Изображение сцен из романа по группам
«Самый умный» Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке».
  1. События в романе происходят во времена правления:
    – Карла 9;
    – Генриха 4;
    – Франциска 1;
    – Людовика 13.
  2. Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была:
    – испанкой;
    – англичанкой;
    – француженкой;
    – немкой.
  3. События в книге начинаются:
    – в первый понедельник апреля 1625 года;
    – в первый понедельник апреля 1635 года;
    – в первое воскресенье 1625 года;
    – в первый понедельник 1623 года.
  4. Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля?
    – слугу;
    – коня;
    – сменить одежду;
    – шпагу.
  5. Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема?
    – 1;
    – 3;
    – 2;
    – 4.
  6. Как звали слугу Арамиса?
    – Базен;
    – Планше;
    – Гримо;
    – Мушкетон.
  7. В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески?
    – 1,5 тыс. пистолей каждая;
    – 2 тыс. пистолей за все;
    – 2 тыс. пистолей каждая;
    – 1,5 тыс. пистолей все.

«Краденая елка»

Конспект урока по внеклассному чтению

по рождественскому рассказу К.М.Станюковича «Елка»

(Технология «Шесть шляп мышления»)

Цель : 1.Актуализация нравственных проблем.

2.Ознакомление с заповедью «Не кради».

Задачи : обучение работе с литературным текстом, развитие творческого мышления, воспитание веры в добро, расширение словарного запаса учащихся, формирование личностных, познавательны, коммуникативных, универсальных учебных действий

Технология : развитие критического мышления, проблемное обучение.

Оборудование: текст рассказа и десяти заповедей по одному экземпляру на парту, кепки, интерактивная доска, компьютерная презентация, словарь устаревших слов.

Организационные мероприятия.

1.Распечатать текст рассказа и десяти заповедей в нужном количестве экземпляров.

2.Изготовить шесть кепок (красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов). Схема прилагается

Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель: ( целеполагание )

Слайд 2

Библиотекарь:

Ребята! Расскажите, что вы знаете о празднике «Рождество», какому событию посвящен праздник (Учащиеся рассказывают. При необходимости дополнить их рассказ) Рождество Христово один из главных христианских праздников, установленных согласно церковному вероучению в честь рождения Сына Божия Иисуса Христа. Отмечается Рождество по старому летоисчислению 25 декабря и, соответственно, 7 января по новому стилю. Двое евангелистов, Матфей и Лука повествуют об этом событии. Сохранилось и много устных преданий об этом чудесном событии.

Слайд 3

В маленьком городе Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в доме старца Иосифа жила дева Мария. Однажды Марии явился вестник божий архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

Страна Иудея тогда была подвластна Риму. По указу римского

императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились на родину предков в город Вифлеем. Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пещере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в кормушку для скота.

Слайд 4

Первым о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В ярком свете им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. Имя Иисус означает «Бог спасает» или «Спаситель».

Слайд 5

По преданию, на поклонение младенцу Иисусу с востока приходили мудрецы Каспар, Валтасар и Мельхиор и принесли Ему богатые дары – золото, ладан и смирну.

Рождество – чудесный, светлый праздник, который нашел свое отражение не только в народных традициях, но и в художественной литературе.

Слайд 6

Учитель:

В 19 веке появился литературный жанр – рождественский рассказ. Основателем жанра принято считать английского писателя Чарльза Диккенса, написавшего в 1843 году «Рождественскую песнь в прозе». В этом произведении он сформулировал основные темы «рождественской философии»: ценность человеческой души, память и забвение, любовь к человеку во грехе.

Особенность рождественского рассказа в том, герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для решения которого требуется чудо. И это чудо случается накануне Рождества. Финал рассказа всегда светлый и радостный.

Слайд 7

Традиция Ч.Диккенса была воспринята всей европейской литературой. Ярким образцом этого жанра принято считать «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена.

Из русских писателей рождественские истории и сказки писали Ф.М.Достоевский, А.И.Куприн, А.П.Чехов, Н.С.Лесков и другие.

Слайд 8

Один из таких рассказов под названием «Елка» написал русский писатель Константин Михайлович Станюкович. Станюкович родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна. Десятилетним мальчиком Станюкович стал очевидцем героической обороны Севастополя. Находясь с отцом в осажденном городе, он посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя, адмирал, с детства предназначил сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской кадетский корпус. Это был неумолимый и жестокий деспот, послуживший впоследствии прототипом литературного героя повести «Грозный адмирал».

Станюкович находит в себе мужество порвать с влиятельным отцом, лишиться наследства, выйти в отставку и начать жизнь скромного журналиста, полную лишений и тяжкого труда. В 1884 году Станюкович уезжает на юг Франции к больной дочери, где сближается с революционной эмиграцией. На обратном пути на границе он был арестован, препровожден в

Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь.

Морские рассказы проникнуты волнующей романтикой моря как символа борьбы и свободы, красоты и смелости; в то же время они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром современники Станюковича называли его Айвазовским слова.

Последние годы писателя были омрачены болезнью, нуждой и горем - смертью сына. Уехав лечиться за границу, Станюкович скончался в Неаполе 7 (20) мая 1903 года.

Слайд 9

Его рассказы о море и моряках любимы читателями и сейчас, но мало кто знает, что из тринадцати томов собрания сочинений, вышедшего при жизни Станюковича, "морские" рассказы и повести составляют только три.

Этот талантливый и умный, хорошо знавший жизнь и удивительно работоспособный писатель, честный труженик-просветитель, страстный поборник передовых идей шестидесятых годов создал множество "неморских" произведений, один из которых рассказ «Елка».

Библиотекарь : Ребята! Желающие почитать морские рассказы Станюковича могут взять их в нашей школьной библиотеке.

Слайд 10

Учитель: ( надевает синюю кепку ) Ребята! А теперь приступим к обсуждению рассказа «Елка». (Рассказ прочитывается учащимися дома. Если рассказ читается в классе вслух по цепочке, то для работы над рассказом понадобится два учебных часа))

Для этого мы разделимся на пять групп. Каждая группа получает головной убор определенного цвета. Что означает тот или иной цвет, вы можете прочитать на доске или на внутренней стороне козырька кепки.

1.Белая шляпа (аналитик). Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.

2. Красная шляпа (тонко чувствующий человек). Эмоции, интуиции, чувства, предчувствия. Говорит только о чувствах, которые возникали в ходе изучения материала. Не требуется давать обоснования чувствам.

3.Чёрная шляпа (пессимист). Осторожность. Суждения. Оценки. Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места. Желательно обосновать свою позицию.

4. Жёлтая шляпа (оптимист). Преимущества. Предполагает оптимистическое видение объекта обсуждения, поиск позитивных перспектив.

Желательно обосновать свою позицию.

5. Зелёная шляпа (креативщик, творческий человек). Творчество.

Различные идеи. Предложения. Нестандартный взгляд на проблему.

6.Синяя шляпа (координатор). Организация и координация. Подведение итогов. Избирает участников, распределяет роли (по цвету шляп), предоставляет им слово, определяет ряд вопросов, делает выводы, подводит итоги.

Учитель: ( надевает синюю кепку ) Ребята! В ходе обсуждения вы можете надеть шляпу, снять шляпу, сменить ее. Смена шляп приветствуется. Я предлагаю вначале выслушать аналитиков в белых шляпах . Какой мы уже обладаем информацией?

Кто главные герои?

Что произошло?

Когда происходит действие?

Где происходит действие?

Как ведут себя герои?

Завязка, кульминация, развязка.

О чём рассказ?

( Учащиеся рассказывают, как обитатель трущобы «майор» в рождественский сочельник украл серебряные ложки и на вырученные деньги купил елочку для мальчика, жившего с ним)

Какая нам еще нужна информация? Все ли слова вам понятны? Давайте поработаем со словарями. (Учащиеся называют непонятные слова а «аналитики» их находят в словаре)

Словарная работа

Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кацавейка, дворянская рука, пестун, скептицизм,

Ч.2. Абордировал фразой, швейцары, кабак, скаред, картуз с большим козырем, вдова городового, сиделец.

Ч.3. Полштоф

Библиотекарь: ( надевает синюю кепку ) Теперь предоставим слово тонко чувствующим читателям в красных шляпах. Обосновывать свои высказывания не нужно

Какие чувства испытали? Менялись ли они?

Какие моменты особенно взволновали?

Как относитесь к героям? Менялось ли отношение на протяжении чтения?

Какое впечатление произвёл рассказ?

(Если учащиеся не называют чувства сострадания, жалости, то координатор называет их сам)

Учитель: ( надевает синюю кепку ) Прошу приготовиться

пессимистов в черных шляпах.

Что было трудно?

Что непонятно?

Что не принимаете в героях и событиях?

Слайд 11

Библиотекарь: ( надевает синюю кепку ) Ребята! Кто из вас знает, что такое «Десять заповедей» (Учащиеся отвечают) Согласно Библии, четыре тысячи лет назад, Бог дал людям десять заповедей, по которым они должны жить, чтобы быть счастливыми. Произошло это на горе Синай. Заповеди были начертаны на двух каменных досках – скрижалях.

Слайд 12

Теперь внимательно прочтите заповеди (выделенное жирным шрифтом) и скажите, какую из них «майор» нарушил? (Учащиеся называют восьмую заповедь «Не кради», оправдывают «майора», так как он старался для больного мальчика. Учащимся надо напомнить, что восьмая заповедь очень короткая, категоричная и не предполагает исключений. К тому же «майор» не забыл и про себя, купив полштоф водки и закуску )

Ребята! Давайте вспомним еще одного героя рассказа. Это кухарка генеральши. Что вы скажете о ней? (Никому из ребят она не понравилась ) А ведь кухарка попыталась помочь «майору», впустила его на кухню. А что сделал он? Украл серебряные ложки. Ребята, давайте продолжим сюжет рассказа и представим, что будет с кухаркой, когда генеральша узнает о пропаже. Скорее всего кухарка будет уволена, так как ее хозяйка «чистый скаред». Получается, что счастье «майора» и мальчика построено на несчастье другого. Что же делать? Неужели ситуация столь безвыходна? Что скажут оптимисты в желтых кепках ?

Что вызвало положительные эмоции, какие моменты или персонажи?

Что нового узнали?

Принимаете ли вы финал?

( Учащиеся могут сказать: «Все нормально закончилось и не надо усложнять», «Заповеди написаны очень давно, поэтому их не надо соблюдать»).

Учитель: ( Надевает синюю кепку ) Ребята! Несогласным с такими высказываниями предлагаю надеть зеленые кепки . Какие нестандартные выходы из ситуации предложите? (Зеленая шляпа самая популярная и переходит с головы на голову. Учащиеся предлагают «майору» взять кредит в банке, ограбить банк, попросить взаймы у родственницы мальчика, просить милостыню. Самое оригинальное предложение заключалось в следующем. «Майору» в близлежащих кабаках спиртное наливали в кредит. Ему следовало набрать спиртного в разных кабаках, потом продать и на вырученные купить елку. А с долгами можно расплатиться позже, прося милостыню)

Библиотекарь: ( надевает зеленую кепку ) Ребята! Я тоже хочу предложить решение проблемы. Возможно, «майору» следовало бы помолиться и уповать на Бога? Но «майору» не пришло это в голову и он опустился до воровства.

Напомню вам слова Христа из Евангелия: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». Говорят, что Бог не дает человеку испытаний выше его сил.

( надевает синюю кепку ) Ребята! Давайте подведем итоги. Судя по тому, как активно вы участвовали в обсуждении рассказа, он вам понравился. Вы узнали, что в жизни добро и зло тесно переплетены. Порой очень сложно их отличить и принять единственно правильное решение. Только от вас самих зависит, сотворите вы зло или добро, ведь человек рожден свободным в своих поступках.

Как сделать кепку.

    Лист цветного картона формата А 4 закруглить с одного конца.

    Сделать сгиб, как на фото.

    Сделать пять надрезов до сгиба.

    Свободные концы получившихся шести полосок соединить скрепками.

Идея, текст: Тимербаева М.И.

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

УРОК

Путешествия

В 3 КЛАССЕ

В.П. Катаев

«Цветик-семицветик»

Дата проведения: 27.10.201 5год

Провела:

учитель начальных классов

Митюхина Л.И

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Урок – путешествие

В.П. Катаев «Цветик-семицветик».

Цель урока: обогащать читательский опыт детей.

Задачи:

Образовательная: знакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией;

Коррекционно – развивающая : коррекция и развитие мыслительной деятельности(выявлять главную мысль произведения, развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения);

Воспитывающая : воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске).

Ход урока:

I . Организационный момент.

II .Актуализация знаний. Слайд 1.

Ребята, посмотрите какую книгу я вам принесла сегодня на урок?

Как она называется? («Цветик - семицветик»)

А какие еще произведения Валентин Петрович Катаев мы чители с вами не так давно («Грибы»).

III Основная часть.

– Валентин Петрович Катаев – замечательный советский писатель. Он написал много книг, как для взрослых, так и для детей. Об одной из них мы сегодня и побеседуем.

– Ребята, а знаете ли вы, что эта сказка была написана автором в 1940 году? Ей больше 60 лет. Когда я была такой же, как вы, я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила её. Росли мои дети, и с ними я тоже читала эту сказку. Я уверена в том, что ваши родители, старшие братья и сёстры тоже читали эту книгу, и она, безусловно, им понравилась. Проходят годы, но интерес к книге В. П. Катаева не проходит – подрастающее поколение – вы и ваши сверстники – с удовольствием читает её. В чём же секрет? Вот в этом мы сейчас с вами и попытаемся разобраться. По-смотрите, пожалуйста, на нашу книжную выставку.

– Что вы видите.

– Вы правы, это книги В. П. Катаева «Цветик-семицветик». Все они разные по оформлению, так как изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. Рассмотрим их.

– Какая книга, на ваш взгляд, самая красивая, красочная?

– Вы правы, книга, которая издана совсем недавно самая красивая: она необычной формы, бумага плотная и белая, иллюстрации яркие и выразительные. Однако хочу обратить ваше внимание на тот факт, что книги по внешнему виду разные, несут в себе одну и ту же информацию, в них одна и та же сказка.

– Прочтите ещё раз название книги. Почему она называется «Цветик-семицветик»?

– Прочтите, что написано внизу под названием книги? (Сказка.)

– Чем сказка отличается от обычного рассказа?

– Вы в свободное время начали чтение этой книги. Кто из вас согласен с тем, что это сказка? (В ней говорится о фее, о волшебстве, у нее счастливый конец.)

– Кто помнит начало сказки? (Если учащиеся затрудняются ответить, учитель читает начало сказки до эпизода встречи Жени с волшебницей.)

– Как звали девочку? Куда она пошла? Что купила?

– Что произошло с Женей по дороге домой?

– Значит, она заблудилась. Она оказалась в незнакомом месте. (К доске выходят две подготовленные ученицы.)

Чтение начало сказки, и конца сказки.

Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

Давайте все вместе вспомним и произнесем волшебные слова:

Физкультминутка:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по - моему вели…

Анализ сказки.

Ребята, чему учит эта сказка? Какое желание оказалось важным и самым нужным? Как вы оцениваете поступок Жени?

А сейчас ребята мы проверим на сколько хорошо вы знаете эту сказку.

Презентация – викторина.

IV Итог урока

Ребята, что вам больше всего понравилось в сказке и почему?