Якутский словарь онлайн. Якутский русский словарь онлайн

Введение

    «Информационно общество» как результат развития постиндустриального общества.

    Влияние информационных технологий на все сферы жизни современного общества.

    Социально – философские оценки последствий возникновения глобальной электронной цивилизации.

    Заключение

Литература

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального общества.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:

* увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

* возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информационное общество в трудах философов XX века

Информационное общество - формировалось в трудах философов и социологов XX столетия, появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации.

В 40-е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями

в 50-е гг Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром.

В дальнейшем - развито в работах Ёнеджи Масуды (японский социолог, 1905-1995), Дэниэль Бэл - он говорит не об информационном обществе, а о постиндустриальном (это по сути одно и то же), некоторые специалисты говорят о понятии цивилизации.

Концепция информационного общества была подготовлена всем ходом западной социологической мысли. Традиционно западные социологи выделяли 2 сферы народного хозяйства - сферу материального производства и непроизводственную сферу. Затем стали выделять 3 сектора - первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность, и сфера услуг. Некоторые специалисты объявляют третий сектор основной характеристикой постиндустриального общества - основная масса населения задействована в сфере услуг.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Тип общества, приходящий на смену индустриальному, имеет несколько названий – постиндустриальное, постсовременное, информационное, технотронное, коммуникационное, супериндустриализм, сверхобщество, общество постмодерна и др.

Термин «постиндустриальное (ПИ) общество» был введен американским социологом Д.Беллом. В своей концепции он прогнозировал превращение капитализма, без классовой борьбы, лишь в результате НТП, в новую социальную систему (ПИ общество), свободную от противоречий индустриального общества. Социальная революция у него подменяется технологической, а бизнесмены-буржуа уступают место технократам и ученым.

ПИ общество характеризуется преобладанием в экономике информационно-коммуникационной сферы, где сервис преобладает над производством, т.е. главенствующей и определяющей выдвигается сфера услуг, а развитие информационных и коммуникационных технологий становится доминирующим направлением. Прежнее классовое деление общества, основанное на отношении к владению средствами деятельности, уступает место новому социальному структурированию на основе профессиональной занятости, уровня квалификации и образования, отношения к основным информационным источникам и потокам.

По определению самих приверженцев теории ПИ общества, это – общество «всеобщего благосостояния». Прежде всего, в данном типе общества происходит безостановочное и бесконечное умножение товаров и услуг. При этом производство услуг и информации преобладает над производством товаров. Вещи, предметы в сознании людей утрачивают свою объективную сущность, приобретя знаковое (символическое) значение.

Быстрота смены, текучесть товаров, вещей личного пользования становится феноменальной. Товары, не успев насытить рынок и «прижиться» у владельцев-потребителей, успевают устареть. Закономерным явлением становится поток, конвейер взаимосменяемых вещей, предметов обихода. Это же справедливо и для идей, услуг, информационных сообщений.

Главенствующее положение, преобладающее над производительной и творческой деятельностью, приобретает потребление, которое институализируется. Сама социальная система все более нуждается в людях не только в их качестве трудящихся и налогоплательщиков, а в качестве потребителей. Можно сказать, что человек из homo sapiens producentis (человека разумного производящего) превращается в homo sapiens consumentis (человека разумного потребляющего), а из homo economicus (человека хозяйственного) в homo informaticus (человека информационного). Потребление товаров переходит в новое качество – потребление услуг, а затем и в потребление информации.

Реальная жизнь подменяется неким информационно-потребительским пространством, а изначальная среда обитания (природа и общество) – искусственной средой техницизма и виртуальной реальностью. В отношениях, связях и деятельности людей преобладает участие символических посредников – и это отнюдь не только вещественные и реальные объекты-носители (деньги, эксперты), но и целиком выдуманные, искусственные институты и персонажи, населяющие особое информационно-виртуальное пространство. Люди общаются не друг с другом, а с виртуальными образами, обмениваясь информационными сообщениями. Этому предшествует обмен не «живых» человеческих существ, а обмен товарами и услугами, общение персон, одних социальных масок с другими.

Необходимо дать определение самому термину «виртуальный». Виртуальный означает – условный, возможный, вероятный. Виртуальность, например – способ построения программистом условной ЭВМ с удобными для пользователя характеристиками, а виртуальная память – используемая пользователем система запоминающих устройств компьютера в качестве общей единой памяти. Существует также (в квантовой физике) понятие виртуальных частиц, возможных (виртуальных) переходов, которые отличаются иной, чем для обычных, реальных частиц, связью между энергией, импульсом и массой.

Таким образом, виртуальной реальностью является информационно-символическое содержимое Интернета, предметных (материальных) носителей информации, созданной человеком (персональных компьютеров, телевизионной, аудио- и видеоаппаратуры), электронных СМИ, равно как и информация, заложенная в книгах, прессе, любой печатной продукции, произведениях живописи и графики. Пространство мифа – это та же виртуальная реальность. Аналогичное можно сказать и о внутрипсихическом содержимом, мире сновидений. Менталитет человека, его психосфера, включает умозрительные образы, представления, мысли, фантазии, эмоции, чувства. Человек обладает способностью отражать и изображать свое бытие в словах (буквах-алфавите, цифрах-числах), рисунках, снимках, но, прежде всего, в воображении, представлениях и фантазиях. Конечно, он это делал всегда, отличаясь, тем самым, от животного мира. Особенность современного этапа человеческой жизнедеятельности заключается в том, что люди стали придавать миру эскапизма – миру человеческих грез, основанных на иллюзорном восприятии действительности – преобладающее над материальной действительностью (истинным бытием) значение. Окружающий человека предметный мир (состоящий из живой и косной материи) подменяется искусственной средой, виртуальным миром, содержимое которого – созданная человеком информация, искусственные образы и символы, и не более того.

Этот виртуальный мир, воспринимаемый объективно (как внешний объект), на самом деле субъективен, т. к. неотделим от самого человека, от его восприятия, представлений, мыслей, чувств. Существуя, на первый взгляд, объективно и независимо от сознания мыслящего субъекта, он в то же время как бы не существует, не мыслим отдельно от человека в его повседневной реальности. По большому счету этот мир (виртуальной реальности) не существует для животных и растений, он не имеет смысла и для неживой материи, он предназначен, важен и имеет значение лишь для человека. И оттого, насколько адекватно этот мир отражает (и изображает) реальное бытие, повседневную действительность, зависит психическое здоровье человека, его умственные способности.

Помимо культуры изменяется и сама социальная сфера (тип структурирования общества), а именно – вместо традиционного деления на экономические классы (собственников и наемных работников) и страты (низший, средний и высший), общество дифференцируется по профессиям, уровню образования и квалификации, по отношению к информационным источникам и процессам. Происходит своеобразное возвращение (откат) к «кланово-племенному» социальному устройству. По выражению А.Тоффлера, наступает «эпоха субкультур».

Еще один фактор – отношение и внутренняя сущность власти. В политической сфере подразумевается, что власть в свои руки поначалу возьмут представители технократии (ученые, инженеры, техники), а затем и адхократии (профессиональные управленцы и коммуникаторы), оттеснив прежнюю элиту – бюрократов и собственников-капиталистов.

Произойдет постепенное перераспределение собственности, которая перейдет к новым управленцам. Таким образом, будет создана новая элита – интеллектуальная и коммуникативная. Отношения в обществе будут определять не частные собственники и бизнесмены-капиталисты, а менеджеры, имиджмейкеры и медиа-деятели, эксперты и интеллектуалы.

Тем самым, утверждается, что частная собственность как социальный институт и экономический фактор потеряет свое преобладающее доныне значение. Новой формой собственности (и капитала) станут знания, информация, ноу-хау.

В ответ на это можно привести слова А.Зиновьева, справедливо отметившего абсурдность и подлость подобного утверждения. Весь мир заполонен всевозможной информацией, которая уже превратилась в ненужный хлам, и уж тем более которая не принесла никому особых богатств. Неимущие слои, как были нищими, таковыми и остались, несмотря на широкий доступ к неограниченной информации. Капиталом информация может стать лишь при ее применении в качестве технологий для производственной и иных сфер. Источником определенных доходов она может быть для тех категорий граждан, которые пользуются ею в силу своей профессиональной принадлежности и деятельности – ученые, творцы, журналисты, преподаватели, а также разведчики (скрытая информация). Для большинства же остальных людей весь этот массив информации по большей мере бесполезен.

Необходимо отметить также, что авторы – апологеты концепции постиндустриализма – противоречат сами себе. Если собственность перераспределяется, переходя от традиционных собственников-капиталистов в руки управленческо-коммуникативной элиты, то это еще не значит, что она исчезает совсем. И даже, если собственность примет иную форму, иной вид, она все равно остается собственностью в полном смысле этого слова. Собственность не исчезнет, как не исчезнет и социально-классовое разделение людей, членов общества. Они лишь примут видоизмененные формы, но сущность их останется та же – социальное неравенство и управление одних другими.

В экономике, потеснив традиционную сферу бизнеса, вперед вырываются наукоемкие отрасли (биотехнологии, генная инженерия), в первую очередь, связанные с индустрией информации и коммуникации (микроэлектроника, информатика, робототехника). Основные производительные силы прошлого – люди и предметы труда, вытесняются на задний план новой производительной силой – наукой, новейшими информационными технологиями.

Уже сегодня можно говорить о том, что распространение средств и форм коммуникации – телевидения, радиовещания, телефонной и телетайпной связи, прессы, кинематографа, Интернета и «электронной почты», факсимильной связи – приняло невиданный размах, глобальный характер, практически объединив всю планету в единое, информационное пространство. Новейшие средства транспорта вкупе с новыми технологиями в области коммуникации позволили выйти на передний план свободе передвижения людей и идей между странами и континентами в считанные сроки. Благодаря «информовзрыву» и широкому, повсеместному распространению информационных и коммуникационных технологий, в повседневную жизнь и быт вошла цифровая техника, спутниковое телевидение и связь, Интернет и виртуальная реальность компьютеров.

Говоря об аналогии экономики с живым организмом, можно утверждать, что в ПИ обществе «нервная информационная система» гипертрофированно разрастается, имитируя функции «кровеносной производительно-распределительной системы». Поток материальных ценностей заменяется потоком идей и умозрительных образов.

Считается, что ПИ общество уже начало складываться (конец XX – начало XXI в.в.) в развитых странах Запада (США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия), знаменуя собой третью (новейшую и высшую, по определению западных футурологов) стадию общественного развития.

Переход всего мира к постиндустриализму отнюдь не закономерен, как и не неизбежен. Развитые индустриальные страны фактически находятся на этапе подобного перехода. В то же время большинство развивающихся стран сосредоточено на завершении процесса индустриализации, а отсталые страны – лишь в начале пути к модернизации. В мировом сообществе по-прежнему наблюдается неравномерность развития и неравенство – экономическое, социальное, политическое, военное.

На Западе (США, Канада, Западная Европа, Япония) утверждается ПИ общество, страны Юго-Восточной Азии («азиатские тигры») стучатся в двери «супериндустриализма». Ускоренными темпами модернизируют экономику «новые гиганты» - Китай, Индия, страны Ближнего Востока. Застыли в нерешительности, маргинализировались на время государства православной цивилизации (Россия, Украина, Белоруссия, Восточная Европа). Подавляющее же большинство отсталых стран находятся на пути модернизации своей экономики.

Подытоживая, можно еще раз привести характеристику основных черт ПИ общества. Постиндустриальное (информационное) общество – это такой тип общественного устройства, который приходит на смену индустриальному обществу, и в котором сфера услуг выходит на первый план, а роль, влияние и доля производственного сектора экономики значительно уменьшается и уступает место первой. Причем, основой этого процесса является НТП в целом и информационно-коммуникационный взрыв (т.е. бурное развитие индустрии микроэлектроники, информационно-вычислительной и коммуникационной техники) в частности.

В общественно-экономической жизни ПИ общества преобладают такие процессы, как создание национальных и международных банков данных, транснациональных средств и потоков коммуникации, распространение влияния СМИ в глобальном масштабе, опутывание всего мира сетью Интернета и мгновенной (посредством спутников) связи с любой точкой планеты.

В экономико-политической и духовной сферах – глобализация экономики, создание единой мировой системы торговли, экстраполяция Западом своих культурных ценностей и норм на остальные страны и народы мира (вестернизация), распространение идей либерализма и мондиализма в мировом сообществе.

Все вышеуказанное подразумевает ускоренную (по возможности) модернизацию отсталых и слаборазвитых стран (стран третьего мира) и переход к ПИ обществу развивающихся стран («второй мир»).

Современная среда функционирования организаций, управление в них и информационное обеспечение управления находится под воздействием революционных изменений в производстве и технологиях, прежде всего информационных.

В настоящее время информационная сфера приобретает принципиальное значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на первый план. Появление новейших технологий, построение глобальных, национальных и региональных информационных сетей и систем открывает не только технические, но и экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и обеспечения доступа к ним массового пользователя. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности, формирование информационного общества. Отметим ряд тенденций, появившихся в обществе, в связи с развитием ИТ.

1. Появление и развитие новых бизнес-моделей (Бизнес-модель – способ организации внутренней и внешней деятельности компании (предприятия). Прежде всего, это создание виртуальной экономики. Различные формы электронной коммерции и торговли – проявление такой экономики. Считается, что виртуальная индустрия станет одним из главных источников процветания и факторов развития экономики в течение последующих 10 лет.

2. Изменение форм конкуренции. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, в новых условиях – это конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. Такая конкуренция часто разрушает старые промышленные структуры: скорость изменения бизнес-моделей оказывается более важной, чем разработка новой продукции. В связи с этим технология становится основной ведущей силой и определяет развитие бизнеса. Она позволяет даже маленьким организациям стать большими игроками на международном рынке. Это – огромный стимул для маленьких и средних организаций к внедрению технологий. Проблема заключается в том, что зависимость таких организаций от правильно выбранной технологии весьма велика. Важнейшее условие их выживания – наличие необходимой информации, основанной на ИТ и информации, получаемой из сети Интернет, и умение менеджеров пользоваться этой инфраструктурой.

3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления по мере увеличения скорости изменений. Ввиду того, что скорость изменений становится таким важным фактором, менеджеру важно иметь самую актуальную информацию. Подобная ситуация приводит к усилению роли ИС в организации, а также требует, чтобы ИС была самой современной. Кроме того, необходимо расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих работу с базами данных, имеющих разнообразную структуру данных и содержащих мультимедийные объекты с гипертекстовыми ссылками. (Гипертекст – метод представления текста, изображения, звука и видео, связанных друг с другом произвольной ассоциативной памятью.)


4. Создание локальных, многофункциональных проблемно - ориентированных ИС различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

5. Способность к взаимодействию. С повышением значимости информационного продукта возможность проведения идеального обмена этим продуктом между компьютером и человеком, или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих, это и проблема совместимости технических и программных средств.

6. В процессе глобализации бизнеса подразделения организации оказываются разбросанными по всему миру. Вследствие этого организации вынуждены шире использовать ИТ для поддержки управления.

7. Сокращение сроков планирования во многих отраслях до 3-5 месяцев.

8. Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации: передача функций управления из одной организации нескольким другим.

9. Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к созданию сетей, технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами.

10. Размывание границ между отраслями. В настоящее время организациям приходится не столько специализироваться на одной узкой области, сколько развиваться в области нескольких технологий.

11. Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. Формирование большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Появление новых возможностей концентрации и распределения информации, накопления, хранения и передачи знаний. В результате появляется возможность осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения. Развитие систем коммуникаций позволяет соединить рабочие места для обмена сообщениями и коллективной работы.

12. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде информации для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное время в удобной форме. Происходит включение в ИС элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, систем машинного перевода, распознавания образов и других технологических средств.

13. Интеграция всех бизнес-функций в одну модель. Организация должна производить свою продукцию качественно и очень быстро, при этом хорошо чувствовать изменения на рынке и в технологиях. Такая деятельность невозможна без построения сложных ИС, в которых все бизнес-функции интегрированы в единое целое. Эта модель может быть представлена в электронном виде и является информационной моделью организации. Наличие таких моделей означает, что менеджеры в организациях должны понимать их возможности, быть готовыми к принятию решений по их внедрению и адаптации, а также уметь работать в их среде.

14. Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Согласно современным представлениям ИС будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей фирмы. Это приводит к новым требованиям к ИС и их функциям. ИС должны порождать основанные на информации изделия и услуги, которые обеспечат фирме конкурентное преимущество на рынке.

15. Влияние ИС на организацию. Воздействие организации на ИС. ИС становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия правилам ведения бизнеса.

Артюхина Анна Сергеевна

студент 1 курса группы Т1, УТПиТ, г. Ульяновск

Тимошина Наталья Васильевна

научный руководитель, преподаватель УТПиТ, г. Ульяновск

Актуальность рассмотрения отношений «человек-компьютер» в различных социальных ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих социальных установок.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему аспекты развития электронных информационных технологий заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и социологии, отражающей сущностные характеристики личности в обществе.

Целью работы является выявление влияния информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Для достижения поставленной цели выявлялись проблемы и формы социализации студентов в информационном обществе.

Информационное общество определяется как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В настоящее время выделены характерные черты информационного общества: информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду; информация приобретает приоритет по сравнению с другими ресурсами; сформировано единство цивилизации путем автоматизированной генерации, поиска, хранения, обработки и использования знаний .

Перечисленные черты информационного общества порождают множество проблем, среди которых адаптация молодежи к новой информационной среде. Решение данной проблемы связано с внедрением в жизнь молодого человека огромного потока информации, который воспринимается им как достоверный и сам доступ к такой информации стал достаточно простым и быстрым. Однако молодые люди не всегда могут отфильтровать информацию, т. е. из всего потока отобрать ту, которая достоверна, нужна, полезна. Новые информационные технологии представляет собой массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Упрощается общение с компьютером, расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т. д.

Главная цель среднего профессионального образования - подготовка компетентного специалиста и воспитание высоконравственной личности. Поэтому так важно провести исследование влияния современных информационных технологий на социализацию молодого человека, и определить пути перспективного направления по воспитанию современной молодежи в информационном обществе.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Цель процесса социализации - вхождение человека в общество. Социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Составляющими параметрами социализации являются:

·Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.

·Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

·Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Информационные технологии являются макро- и мезофакторами, так как составляют неотъемлемую часть средств массовой информации, используются в образовательном процессе и в воспитательных целях. Анализ результатов проведенного в нашем исследовании социологического опроса студентов Ульяновского техникума питания и торговли подтверждают мнение о том, что информационные технологии способствуют появлению новых форм становления личности молодого человека. Существует даже особая классификация молодежи по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

В нашем исследовании получены следующие результаты по уровню владения информационными технологиями.

Таблица 1.

группа

Краткая характеристика

% от общего числа студентов

«умники»

Студенты владеют приемами поиска, обработки и хранения информации, обладают большим объемом ресурсов, руководствуются современными модернистскими ценностями, активно осваивают новые технологии

«продви-нутые»

«реальные пацаны»

Молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое.

Любят компьютерные игры и умеют общаться по электронной почте. Это молодые люди с отсутствием четких ценностных позиций.

«новые бедные».

Направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется интернетом

Как следует из представленной таблицы достаточно большое число студентов («умники» и «продвинутые») хорошо ориентируются в информационных технологиях. Однако анализ высказываний этих студентов по вопросам морали и нравственности показывает, что часть из них не проявляют чувств сострадания, жалости, стремления оказать помощь, поддержку товарищам и др. Человека они воспринимают как некий объект компьютерной игры. Среди них есть такие, которые занимаются компьютерным мошенничеством. Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Следует задуматься и о «массе» студентов, которые не имеют четких положительных и разумных ценностных позиций. Многие студенты из этой группы выказали явный индивидуализм и безразличие к коллективу, использование интернета для них в основном - компьютерные игры и «желтая пресса»

«Реальные пацаны» и «новые бедные» имеют более высокий нравственный потенциал, не втягиваются в сомнительные группировки. Становление их жизненной позиции более устойчивое и конкретное. Все студенты этой группы высказали свою цель - достичь высокого профессионализма, вести здоровый образ жизни.

На процесс социализации влияет характер общения молодежи. Общение в современном мире резко отличается от общения тридцатилетней давности, где основным средством были письма, телефонная связь. Общение по мобильному телефону и через интернет изменило характер общения. В письме человек грамотно и логично излагает свои переживания, мысли, литературно оформляет текст. В настоящее время текст писем по интернету - очень краткие, не требуют осмысления и обработки. Это оказывает самое отрицательное влияние на развитие у молодежи речи, как устной, так и письменной. В ходе исследования был проведен эксперимент, по выявлению умения студента сделать сообщение о каком-либо событии, художественном произведении; пересказывать содержание научно-популярного текста. В результате только 3 % студентов смогли достаточно полно и грамотно выполнить это задание. Остальные либо зазубривали некоторые предложения (20 %), либо вообще отказывались пересказать текст (77 %). Таким образом, информационные технологии, с одной стороны расширяют кругозор молодежи, ее информированность в современном мире, но с другой стороны приводят к пассивному восприятию информации, без ее осмысления и переработки в сознании.

Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

Остановимся на влиянии современных информационных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на уроках мультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом дома. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний. В нашем эксперименте, преподаватель (обществознание - Тимошина Н.В.,) предложила студентам осуществить поиск информации по интернету по заданной проблеме. Опрос студентов после завершения такого задания показал, что студенты более осмысленно осуществляли поиск информации, осуществляли ее отбор, переработку и составляли текст сообщения. По высказываниям студентов - это довольно трудная работа, но интересная. Надо отметить, что при выполнении таких заданий студенты проводили у компьютера дома то же время. Но меньше играли в компьютерные игры, общались по электронной почте «просто-так». Современные информационные технологии, по мнению студентов, позволяют получить достаточно прочные и объемные знания.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Итак, положительное влияние информационных технологий на социализацию молодежи: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, организации досуга, дополнительного заработка. Отрицательное воздействие информационных технологий на процесс социализации молодежи заключается в том, что определенные сайты интернета и программы телевидения в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации, что дезориентирует молодежь.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. Информационные технологии усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

Список литературы

  1. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? //Информационное общество, 2002. Вып. 1. С. 5-7.
  2. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 2,С. 3-14.
  3. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.: Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.
  4. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: Институт системного анализа РАН, 2007.