Творческий отчет учителя географии о своей работе. Творческий отчет на тему:новые технологии в обучении географии. задачи на воспроизведение имеющихся знаний

Творческий отчет учителя географии МОУ гимназия 46 Мериновой Л.И. в рамках Национального проекта «Образование»




Основные сведения Педагогический стаж 24 года Высшая квалификационная категория с 2000 г. Отличник народного просвещения 1996 г. Лауреат именной премии Губернатора Московской обл. в рамках Национального проекта «Образование 2008 г. Почетный знак «За доблестный труд» Главы Люберецкого района 2008 г. Руководитель кафедры учителей естественно-географического образования МОУ гимназия 46 с 2004 г. Эксперт ЕГЭ по географии в Люберецком районе с 2006 г. Дипломант I Научно-практической конференции педагогических работников Люберецкого района 2007 г. Член аттестационной комиссии МОУ гимназия 46 с 2007 г.




Темы самообразования Развитие интереса учащихся к географии с помощью разнообразных форм внеклассной работы 2003 – 2008 Создан музей «Природные и культурные достопримечательности регионов мира» Стенд «Геоновости» Проектная деятельность Летние задания Экскурсии Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам 2007 – 2009 Выступления на заседаниях РМО, ШМО в 2007, 2008 гг. Экспонат музея. Грамота с нулевого меридиана Великобритания 2007 г. Суздаль г. ЕНИСЕЙ Эта великая река Проект учащихся 7А класса Прохорова В. и Нежинского Н г.


Инновационные образовательные технологии Опорные логические конспекты 80 % Проблемное обучение 40 % Проектная деятельность 40 % Игровые технологии 30 % Здоровьесберегающие технологии 30 % Модульные технологии 20 % Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 20 %


Открытые уроки 2005 г.Русская Америка Урок–конференция 7 кл. Экология Малаховского озера Урок-экологический проект 7 кл г.Экскурсия по поселку Малаховка Урок–путешествие 6 – 7 кл г.Аномальные явления погоды января 2007 года Урок – конференция 8 кл. Экономические и социальные события России января 2007 года Пресс-конференция 9 кл. Загадки мирового океана Урок – игра 6 кл. Природа и страны Южной Америки Урок – путешествие 7 кл г.Проблемы независимости Косово и размещения ПРО в Европе Заседание политклуба 9 – 10 кл. Чрезвычайные ситуации в современном мире Урок-викторина 10 – 11 кл. Знатоки Южной Америки Турнир-соревнование 7 кл г.Озера, болота, искусственные водоемы Урок с использованием ИКТ 6 кл.






Внеклассные мероприятия Круглые столы Районные олимпиады 2004 – 2005 г.7 кл.Пономарева А.1 место 8 кл.Мазурин В.1 место 8 кл.Галкина Е.3 место 10 кл.Иванова А.3 место 2006 – 2007 г.9 кл.Каменкова К.2 место 2007 – 2008 г.10 кл.Каменкова К.2 место 2008 – 2009 г 11 кл.Шора Е.3 место 2009 – 2010 г 7 кл.Жаворонков А.1 место 7 кл.Меринов А.3 место Экскурсии Краеведческий музей г. Люберцы Защита проектов


Межрегиональная Ассоциация учителей географии России (РАУГ) Цели: консолидация сил учителей географии для повышения их профессиональной квалификации, углубление межрегиональных и международных связей, повышение уровня географического образования школьников, воспитание молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, интернационализма, любви к Родине, обеспечение социальной и правовой защиты учителей Задачи: помощь учителям географии в их профессиональной деятельности; организация научно-методических конференций, семинаров, встреч; разработка новых учебных программ, учебных и методических пособий, средств обучения географии; организация научных полевых экскурсий и экспедиций по Российским и международным маршрутам, методическая помощь в организации туристско-краеведческой деятельности учащихся; проведение независимой общественной экспертизы учебных и учебно-методических пособий и участие в аттестации учителей; оказание методической помощи в проведении областных (краевых), республиканских и Всероссийской олимпиад школьников по географии; укрепление профессиональных контактов с зарубежными учеными и педагогами, с национальными объединениями учителей географии; оказание безвозмездной помощи школам-интернатам детей-инвалидов детства и сирот в обеспечении дидактическими материалами и научно-популярной литературой по географии; содействие учителям географии в защите их правовых и социальных интересов. Создана 16 – 17 февраля 1995 г. на Учредительном собрании учителей географии


Работа в РАУГ Повышение квалификации Полевые практикумы 2007 г. Иркутск Институт повышения квалификации работников образования 2008 г. Пермь Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования июль 2007Байкал март 2008Снег и лед в природе Урала июль 2009Природно-хозяйственный комплекс Северо-Запада России


Работа в РАУГ Конференции Круглые столы В редакции газеты «Первое сентября. География»Работа с ГИС «Живая География» (Новенко Д.В.) «Школа Будущего» 2030 Москва, 2008 Мастер-классы Карелия, 2009 Вешкельская СОШ «Национальное блюдо карел – калитка» Урок – практикум по декоративно- прикладному искусству Карелии










Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.

1. Введение.

Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззренческое отношение наших воспитанников к окружающему миру и событиям, в нем происходящим. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий.

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.

Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурныеценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве,необходимо накопление больших географических познаний.

Что необходимо делать для накопления географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем - этого не изменить. Но как при этом не убить человечное в человеке - вот задача обучения и воспитания. Не озлобиться и не озлобить ученика. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. А делаю я это используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии. В настоящее время известно много таких технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения Особенности урока-диспута. В дидактике существуют разные классификации уроков: по способу их проведения (уроки - экскурсии, уроки самостоятельных работ и др.). По этапам учебного процесса (вводные, первичного ознакомления с материалом, тренировочные уроки); по главной дидактической цели (изучения нового материала, совершенствования знаний и умений, обобщающего повторения, комбинированный урок).В дополнение к типологии уроков по главной дидактической цели выделяются уроки проблемные и не проблемные. Проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению. Существует несколько типов проблемных уроков, об этом хорошо рассказывает в своих трудах Л.М. Панчешникова. . Основываясь на технологии проблемного обучения, Базина И.М. разработала технологию коллективной мыслительной деятельности (КМД). В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов. Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок". Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством". При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться". Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием" Урок-диспут состоит из трех основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. Тот вид диспута который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов. Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание,благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия. Обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы. Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Всем известны слова А. Сент-Экзюпери "Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения". Чтобы исключить неудачу такого урока следует помнить "Законы продуктивности" любого учебного процесса: · ободрение, похвала; · юмор, шутка, улыбка; · умеренные жесты, мимика; · призыв работать лучшие, быстрее; · направленное формирование оценочных суждений; · создание обстановки доверия, уверенности в успехе; · отступление, связанное с темой занятия; · преобладание положительных оценок; · организация деятельности (а не поведения); · активизирующий вопрос, который приводит к диалогу; · организация групповой работы; · целенаправленная ошибка; · размышление вслух; · удачная пауза, дающая время на обдумывание; · активность учащихся превышает активность преподавателя; Методические рекомендации по проведению урока-диспута. Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку-диспуту следует помнить: Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета (см. приложение № 1). 1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. 2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. 3. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса (см. приложение № 2). 4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся. Проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию. 5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения. 6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся. К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым - как по социальным причинам, так и по педагогическим. Здесь решаются задачи формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения). Я предлагаю проблемную дискуссию с выдвижением проектов. Руководитель четко должен выполнять следующие задачи:

В отношении проблемы

В отношении каждого участника

В отношении группы

Ясно и четко сформулировать проблему.

Проверить, насколько точно каждый понимает суть проблемы.

Поставить перед группой цель.

Разбить проблему.

Распределить функции и роли между участниками.

Установить регламент.

Поставить конкретную задачу, вопрос, на который необходимо ответить.

Спросить мнение каждого участника о решении поставленной задачи.

Выделить, сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения на решение задач.

Соблюдать этапность в решении проблемы.

Не допускать отклонений от поставленной задачи.

Сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры в которых участники задевают личность друг друга.

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

После каждого высказывания кратко, вслух выделить основные мысли участника.

Выразить вклад

Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально - 10 минут. По группам 15 минут Подводится итог 10 минут В зависимости от того, на сколько сложна задача и сколько вариантов ответов, время учителем может изменяться. В группах может быть "руководитель"(лидер), «генератор идей»,» функционер», «оппозиционер», «исследователь» и др. Задачи руководителя группы: 1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику по рассмотрению вопросов. 2. Не допускать оскорблений между участниками диспута. 3. Не допускать отклонений от поставленной задачи. Данные задачи как памятку можно оформить в виде стенда, или написать на классной доске. Генератор идей корректирует предложенные идеи и предлагает решение по идеям. Функционер – это ученик, который обрабатывает материал. Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы, факты, опровержения выдвинутым идеям.
С целью экономии учебного времени, лист для диспута готовится заранее, для каждого участника диспута.
Можно использовать следующие варианты диспута (см. приложение № 1). · · В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.

Подводится итог вместе с учителем. Если у ученика сумма индивидуального решения меньше, чем в группе, это значит у него знания не достаточно глубоки, так как он не смог доказать свою правоту в решении поставленной проблемы. Если сумма индивидуального решения больше коллективной, ученик не имеет достаточной информации по рассматриваемой проблеме, но умеет прислушиваться к мнению других, понимать их. Если сумма близка к нулю, или равна ему, ученик имеет глубокие знания и умеет применять в сложившей ситуации. Данные выводы можно, как и задачи руководителя оформить в виде стенда… 1. Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… 2. Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить… 3. Сумма = 0. Молодец, оценка "5". Вывод. Целесообразность проведения урока - диспута. Урок - диспут обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. Обручев В.А. говорил: "Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа". А загадки всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность - желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к природе. Все это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки. Такой вид диспута исключает беспорядок на уроке. При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников. Список литературы. 1. Баринова И. И., Ром В.Я. География России. М. Издательский дом "Дрофа" М, 1997. 2. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990. 3. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. М, 1998. 4. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. 6. Савина Н.Г. новые технологии обучения географии. Брянск, издательство БГПУ,2000. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998. 8. Скок Г,Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

Приложение 1

6 класс. Поверхность Земли в течение года освещается и нагревается неравномерно. Почему? Напротив каждой причины поставить порядковый номер. Под цифрой 1-самую главную причину. Под цифрой 5 возможно не имеющей значения в решении данной проблемы.

Причины

Индивидуальное
решение

Коллективное
решение

(-)

МЫ

(-)

1. Земная кора состоит из различных горных пород и минералов.

2. Подстилающая поверхность имеет различный цвет.

3. Влияние природного спутника.

4. Океан и суша нагреваются не одинаково.

5. Орбитальное движение и наклон земной оси.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

7 класс.

Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.

Предметы

Индивидуально

Коллективно

1. Крылья самолета

(-)

МЫ

(-)

2. 2 кг. Соли

3. Спички

4. Зеркальце

5. Фонарик

6. Парашют

7. Фотоснимок данной местности

8. Книга о съедобных животных в пустыни

9. Пистолет и 10 патронов

10. Пальто на каждого

11. 1 литр воды на каждого

Приложение 2

Урок по теме: Особенности рельефа Евразии. Задачи: Рассмотреть основные этапы образования рельефа материка, установить особенности размещения наиболее крупных форм рельефа; продолжить формирование умения работать с картами способом наложения; находить причинно-следственные связи. Оборудование: физическая карта Евразии, карта строения земной коры, настенные таблицы с изображением форм рельефа Евразии.

Ход урока

I Организацияучащихся на урок. Деление на группыпо 4 человека. II. Актуализациязнаний. Работа по заданию на стр. 204 учебника. III. Постановкаучебных задач. IV. Изучение нового материала. 1.Особенности рельефа Евразии. А) Исследование особенностей рельефа Евразии на основе анализа и сопоставлениякарт и использования текста учебника на стр. 205. Учащиеся заполняют таблицу.

Особенности рельефа

Примеры

Евразия значительно выше других материков.

На её территории расположены высочайшие горные системы земного шара

Равнины Евразии отличаются огромными размерами

В Евразии особенно велики колебания высот

Б) Анализ таблицы: Вопрос: Чем объясняются особенности рельефа Евразии? (учащиеся находят ответ в тексте учебника на странице 205 иподтверждают примерами с помощью тектонической карты). В) Прочитайте последний абзац статьи «Особенности рельефа Евразии» и ответьтена вопросы: 1.Что привело к образованию высочайших горных систем на материке Евразия? 2. Где и почему в Евразии образовались островные дуги и глубоководныежелоба? Г) Учитель дополняет, обобщает и делает выводы вместе с учениками посхеме: причина – следствие. 2. Основные формы рельефа. А) Описание форм рельефа, выбранных учащимися по типовому плану (смотристр. 277 учебника) . Б) Обмен информацией между группами. margin-left:36.0pt;text-align:justify;text-indent:-18.0pt">4. Области землетрясений и вулканов.

А) Вспомните, что называется сейсмическиактивной зоной?

Б) Учитель называет и показывает крупнейшие действующие вулканы. В) Диспут. Учащиеся получают карточки Почему наибольшее количество землетрясений наблюдаются вЕвразии.

Причины

Индивидуально

Коллективно

(-)

МЫ

(-)

1. Евразия единственный материк омывающийся всеми океанами.

2. На материке находятся самые высокие и низкие точки суши Земли.

3. Разнообразие рельефа.

4. В основании материка несколько платформ.

5. Повлияла хозяйственная деятельность .

· В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. · В первой колонке, коллективное, учащиесяставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номеразачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания. Подводится итог вместе с учителем. 1 Данные выводы можно оформить в виде стенда… Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо,необходимо повторить… Сумма = 0. Молодец, оценка "5". V . Итог урока. А) Общий вывод о взаимосвязи строения земной коры и рельефа. Б) Выставление оценок. VI . Домашнее задание:изучить текст стр.205 – 209, Подготовить сообщения на тему: «Разрушительное землетрясение в Армении1988 года», «Извержение вулканов и связанные с ними стихийные бедствия». 9 класс. Геополитическоеположение России. В 1991 году ухудшилось,и это отрицательно отразилось на её развитии.
Поставьте причины в порядке значимости.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Калининградская область изолирована от основной территории.

2. Россия не имеет общей границы с Узбекистаном.

3. Нет сухопутной границы с США

4. Уменьшилась площадь страны

5. Сузился выход к морям Атлантического океана

6. Резко сократилась граница с Польшей.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

9 класс. В чем причина большойконцентрации предприятий ВПК на территории Уральского экономического района.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Природные условия.

2.Природные ресурсы.

3. Наличие КБ.

4. Конверсия.

5. Исторический фактор.

МЫ

1. Англия является монархией.

2. И сейчас соединенное королевство имеет метрополии.

3. Специализация – овцеводство.

4. Английский язык прост для изучения.

5. Длительное историческое время Великобритания имела мощный морской флот.

6. Повлияло выгодное ЭГП.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ:НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Основной целью моей деятельности я ставлю создание оптимальной системы обучения, позволяющей создать условия для формирования и развития у ученика научных знаний, умений и навыков, соответствующих государственным требованиям к уровню подготовки учащихся по моему предмету, создание на базе полученных знаний целостной картины окружающего мира. Это достижимо, если учащиеся не заучивают механически предложенные знания, а глубоко понимают и воспринимают их. Именно такого глубокого осознанного усвоения знаний я и стремлюсь добиться. Кроме этого, моей целью является привитие интереса к предмету, развитие личности учащегося, воспитание умственной самостоятельности.

География - это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной компетентности формирую на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Мне хотелось бы, чтобы, окончив школу, ученик приобрел бы не только теоретические знания, а понимал суть природных явлений, видел за ними те физические процессы, что лежат в их основе, мог бы с легкостью, оперируя полученными знаниями, объяснить все происходящее вокруг него. Но пока окружающий мир и знания по географии, получаемые в школе, пересекаются лишь частично, не достигается желаемой гибкости ума и степени развитости практических умений, которые привели бы к желаемому результату. Одной из моих задач является - свести к минимуму это противоречие.

В моем распоряжении имеется кабинет, необходимая мебель, набор карт и таблиц, некоторый набор лабораторного и демонстрационного оборудования, коллекции горных пород и минералов. Из средств обучения использую наглядные пособия, картины, карты, атласы, диаграммы, дидактический материал, разноуровневый раздаточный материал, учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии, словари, художественную литературу. Всё оборудование мною используется в процессе работы, кое-какое приходиться делать самой, использовать в качестве демонстрационного оборудования игрушки, предметы быта, но в этом есть и положительные стороны.

Я постоянно работаю над оформлением кабинета. Здесь имеются различные стенды, которые периодически обновляются. Ученики обеспечены учебниками, причём в большей степени благодаря тому, что учебники покупают родители. Я приобретаю учебные пособия, подписываюсь на газеты и журналы. Постоянно пополняю свою методическую копилку раздаточным материалом, тестами, заданиями для контрольных, проверочных и самостоятельных работ, которые как приобретаю, так и составляю сама. Накапливаю материалы для олимпиадных заданий. Работаю над повышением своего педагогического мастерства. Принимаю участие в работе методического объединения учителей естественно-математического цикла, являюсь его руководителем. Посещаю открытые уроки учителей школы и района, многое беру на вооружение. Сама даю открытые уроки. Периодически прохожу курсы переподготовки. Последние курсы я проходила в марте 2014 года по теме "Конструирование уроков географии с использованием геоинформационных технологий, размещение их в информационной среде", которые помогли найти более эффективные средства и методы работы с детьми по географии.

Администрация школы создаст по мере своих сил необходимые условия для моей деятельности. Посещая уроки, дают полезные советы, рекомендации.

Под учебно-воспитательным процессом высокого качества я понимаю такое обучение, когда учитель четко знает, чего конкретно он хочет добиться от ученика на одном данном уроке, в течение четверти, года и всего курса, и, сотрудничая с учеником, уважая его как личность, применяя различные методы и средства, получает в результате своей деятельности от каждого ученика максимально возможный результат.

Для получения такого результата я использую такие методы обучения и воспитания:

Стремлюсь мотивировать познавательную деятельность ученика, в первую очередь за счет развития интереса к преподаваемому материалу.

Добиваюсь осознанного восприятия знаний.

Организовываю творческие и самостоятельные работы на уроках.

Организовываю работу ученика с учеником и источником знаний.

Стремлюсь создать ситуацию успеха.

Строю взаимоотношения с учениками на основе уважения к личности с одной стороны и требовательности с другой.

Регулярно использую повторение изученного материала.

Для мотивации деятельности учеников в начале изучения каждой темы,я стараюсь пробудить познавательный интерес, приведя примеры того, как важна в нашей современной жизни данная тема и как важно учащимся самим знать то, что мы будем в ней изучать, задавая ученикам вопросы, на которые они не могут ответить, но которые заинтересуют их, например в 5 классе при изучении темы «Явления природы»: «Почему, когда вы гладите кошку, возникают искорки?», «Что такое и как образуется молния?» «Почему на западном берегу в Южной Америке в умеренном поясе формируется пустыня?» и т. д. Кроме того провожу все эксперименты, какие возможны с имеющимся оборудованием. Это очень сильно подогревает интерес и помогает понять изучаемую тему.

Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и явления в нем. В этом помогает использование ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, дополненный картами и иллюстрациями, анимациями, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. В школе имеется кабинет информатики, интерактивная доска, что позволяет применять интерактивное оборудование, Интернет-ресурсы, интерактивные карты и видео материал, тестовые тренажеры в компьютерном варианте. Применение на уроках географии тестовых тренажеров создаёт у детей положительную мотивацию к учению, помогает ученику усвоить большой объем информации, повысить активность на уроках, уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации, управлять познавательной деятельностью школьников. Активно используя в обучении географии тестовые тренажеры можно достигать высоких результатов качества обученности по предмету.

В процессе педагогической практики, при организации подготовки учащихся к ВОУД по предмету география, работая с учащимися, имеющими разный уровень подготовки, столкнулась с главной проблемой - как же сделать урок более интересным и повысить интерес ребят к предмету. Ведь социальный заказ предполагает обеспечить каждому ученику возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами.

Таким образом, я убедилась, что в процессе обучения складываются противоречия между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

На уроке с проблемным изложением предлагаю детям занимательные задания. К примеру, при изучении темы «Ветер» в 6 классе предлагаю детям выбрать место для строительства котельной на твердом топливе с учетом розы ветров в нашей местности. Частично- поисковый и исследовательский метод провожу как при изучении нового материала, так и для закрепления.

Например, при изучении темы «Размещение предприятий черной металлургии» для облегчения задачи даю следующие вопросы и задания по таблице «Технико-экономические показатели крупных промышленных предприятий». Каково число работающих, сколько сырья, топлива, воды и так далее необходимо предприятию? Сравните с показателями других предприятий. Сделайте вывод. Считаю, что проблемное обучение действительно является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам географии, развитие творческих способностей. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности. На уроках широко осуществляю межпредметные связи с другими дисциплинами — с химией, биологией, физикой, историей, литературой.

На уроках даю творческие задания: написать эссе (например «Путешествие капельки воды», « Человек-царь природы?»), составить кроссворд, сочинить сказку, синквейн. Это, кроме интеллектуального развития, позволяет взглянуть на географию немного с другой стороны, по новому ее осмыслить.

Формы уроков, используемые мною, таковы: урок изучения и усвоения нового материала, практическая работа, урок-игра, КВН, конференция, урок по обобщению и закреплению знаний. Основной метод, используемый мною на уроках изучения и усвоения нового материала объяснительно-иллюстративный, он у меня получается лучше всего, но в силу того, что деятельность учащихся на таких уроках весьма ограниченна, я применяю и частично-поисковый, и поисково-исследовательский методы. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений - игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ. Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

На уроках использую как индивидуальные, так и групповые формы деятельности.

Большое внимание на уроках уделяю развитию речи учащихся, развитию способности четко сформулировать свою мысль, изложить и обосновать свои идеи.

Уделяю внимание работе с книгой, особенно таким её видам: краткий пересказ текста, выделение основной мысли, поиск ответа на поставленный вопрос, работа по рисунку, графику. Работа с текстом — это осмысление его содержания, отыскание в словаре значений новых слов, ответы на вопросы, предложенные учителем, формулировка собственных вопросов, поиск в литературе отрывков, подходящих для иллюстрации того или иного природного явления. Такая деятельность позволяет сформировать у школьников представление о целостной картине мира. Совокупность фактов, изложенных в текстах, имеет не только информационную значимость, но и побуждает к классификации явлений, определению их практической значимости. Работа с литературным текстом расширяет словарный запас, способствует развитию образности мышления, повышает культуру речи.

Стараюсь ко всему изучаемому материалу подобрать интересные примеры иллюстрации из окружающей природы, быта, составить задачи, связанные с жизнью.

Уделяю внимание патриотическому воспитанию, знакомя учащихся с ролью ученых нашей страны в развитии географических знаний. Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности. Так как я считаю, что проблема преподавания состоит не только в том, что бы научить на данном уроке, но и в том, чтобы ученики не забыли через полгода, что они изучали, а для этого необходимо повторение. Поэтому, кроме повторения тех вопросов, что непосредственно связаны с темой данного урока, я стремлюсь повторять весь уже изученный материал. Для этого я использую вопросы для повторения по материалу курса географии, начиная с 6 класса, они пронумерованы и розданы ученикам. Почти на каждом уроке я уделяю немного времени для повторения: ученики либо задают вопросы друг другу, либо я задаю вопросы им по пройденному материалу. Это не дает учащимся забыть тот материал, что они изучали ранее и способствует осознанному восприятию нового. Кроме того в конце темы провожу обобщающее занятие, где мы вспоминаем все, что изучили, выделяем основные вопросы, обсуждаем, что именно важного и интересного для себя узнал каждый из них.

То, как усвоен материал данного урока, всегда контролирую при помощи различного типа самостоятельных работ, индивидуальных и групповых (в том числе и тестовых), устного опроса, географических диктантов. Проводя тот или иной контроль, я не только фиксирую уровень знаний учащихся, но и исследую результаты. Это позволяет мне скорректировать дальнейшую деятельность, спланировать работу по устранению пробелов знаний, индивидуальную работу с учащимися.

Если необходимо, провожу консультации по разъяснению не понятых тем. Разрешаю пересдать материал в течение определенного срока, добиваясь тем самым достаточно высокого уровня знаний учащихся по географии.

Учитывая, что от эмоций детей, от их личного отношения к учителю также зависит успешность усвоения материала, стремлюсь каждого ученика поставить в ситуацию успеха, используя разноуровневые задания, оценить хороший ответ не только оценкой, но и похвалить устно, причем не только сильного ученика за пятерку, а учитывая индивидуальность каждого, за какой-то трудно достижимый для данного ребенка результат. Считаю, что ни в коем случае нельзя оскорблять ученика, даю понять, что его негативный результат меня огорчает, нацеливаю на то, что, приложив старание, ситуацию можно исправить. Стремлюсь на каждом уроке поставить перед учениками конкретную, достижимую цель. Сильной стороной своей деятельности я считаю то, что я рассматриваю ученика как равноправного сотрудника, воспитываю интерес к своему предмету, переосмысливаю свой опыт с целью совершенствования своей деятельности.

Считаю, что актуальной задачей развития современного образования является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации. С этой целью провожу работу по выявлению талантливых учащихся, имеющих высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал. Для себя выделяю принципы работы с такими учащимися:

Максимальное разнообразие возможностей развития личности;

Возрастание роли внеурочной деятельности;

Индивидуализация, дифференциация обучения;

Создание условий для самостоятельной работы учащегося.

На своих уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы - умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления - преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Стараюсь побуждать учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит меня в новую позицию - быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Всех своих учеников вовлекаю в творческую работу. Внеурочная работа с учащимися так же дает положительные результаты: увеличивается число участников и призеров школьной и районной предметной олимпиады по географии. В основном добиваюсь позитивных результатов в работе с одаренными детьми по предмету. Мои ученики занимают призовые места на районных олимпиадах по географии.(2010 год- 1 место Жолудева Д, 2011 год -2 место - Жолудева Д, 2014 год - 2 место Степанец Н) Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать свои замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность. Убеждена, что участие в конкурсах,формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.

На уроках географии со слабоуспевающими учениками использую личностно - ориентированный подход, обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. С новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому я практикую для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

С 2012 г. работаю над темой самообразования «Использование компьютерных технологий как средство повышения эффективности урока географии». Разработала перспективный план самообразования. Подготовила доклад по теме самообразования, с которым выступила на школьном методическом объединении учителей в 2014 году. В докладе рассмотрены как теоретические, так и практические вопросы по теме. Предлагаются задания и упражнения различного характера, используемые мною на уроках географии. В 2014 году выступила на районных педагогических чтениях с докладом «Повышение качества и эффективности географического образования» Моя работа была внесена в районный сборник педагогических чтений по распространению передового педагогического опыта. Ежегодно провожу предметные недели и внеклассные мероприятия.

За период с 2010 по 2014 годы я добилась следующих результатов:

Успеваемость учащихся стабильно составляет - 100%.

Позитивная динамика «качества знаний»

Учебный год

Качество знаний

Учащиеся постоянно выбирают географию для итоговой аттестации.

С 2014-2015 учебного года являюсь классным руководителем 5 класса. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи, которые я поставила перед собой как классный руководитель. За три четверти провела много интересных мероприятий. Это разнообразные игры, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Уделяю внимание работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания, посещаю трудные семьи, провожу индивидуальную работу. Изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат. Мои уроки и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей. С первых дней пребывания в школе, выясняю уровень личной, нравственно-волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их сердцам, работаю над сплочением класса как коллектива. На классных часах знакомлю с родным селом, столицей нашего государства, с символикой - это важные моменты гражданского воспитания. Уделяю внимание воспитанию гражданского отношения к семье. На классных часах и во внеурочное время провожу мероприятия, которые учат правилам ПДД, умению оказывать помощь в экстренных ситуациях, правилам поведения на улице и дома, чтобы не случилось беды.

Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.

Творческий отчет учителя Осиповой И.И.

МБОУ ООШ № 1 имени М. А. Погодина

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс: сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

В настоящее время в педагогическом лексиконе прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Так что же такое педагогическая технология?

    • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

      Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)

      Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

      Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

      Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

      Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

      Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)

      Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

      Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)

Таким образом, образовательная технология – это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На мой взгляд более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам дл отдельных дидактических задач.

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессором, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Я использую первый вариант на уроках географии.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистко-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преоблающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Цели:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

Подготовка личности «информационного общества»;

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения:

    Обучение – это общение ребенка с компьютером.

    Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

    Диалоговый характер обучения.

    Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

    Взаимодействие ребенка с компьютером, может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – объект.

    Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

    Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

    Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети, а также дисками с программами.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимают технологии ввода, систематизации, хранения и представления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной её формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме – формате). Для целого ряда традиционного перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, направления: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие.

Базы данных используются в обучении для оперативного представления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащей дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительная в данный момент, так как он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логии ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia , наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. (пример видеоролик Армения, фото)

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем – подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других – важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного осознания.

(пример диск 6 класс)

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закрепления, повторения, контроля ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet .

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерное видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

    Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

    Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

    Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

    Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителя и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными командами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander , Windows и прочие) и владение их функциями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальное представление об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet :

    переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

    привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

    интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Компьютерные технологии позволяют успешно осуществить работу над проектами. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой стороны, разработку проблемы целостно.

В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

Помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

Сам является источником информации;

Координирует весь процесс;

Поддерживает и поощряет учеников;

Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.

Пример социального проекта «Тепло ваших сердец». (презентация)

Компьютерные технологии позволяют развивать познавательные и коммуникативные потребности (запросов) учащихся:

    Потребность (запрос) в знаниях:

Мировоззренческих (для формирования собственного миропредставления и мировоззрения);

Ориентировочных (для овладения способами деятельности, адаптации и самореализации);

Оценочные (для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, явлений, фактов).

    Потребность (запрос) в овладении способами деятельности (умениями: организационно-практическими, интеллектуальными, исследовательскими, коммуникативными.

    Потребность (запрос) в установлении определенных отношений с другими людьми по поводу изучаемого материала (интеллектуальное сопереживание)

Ученики 7 - 9-х классов ежегодно участвуют в школьных и городских олимпиадах по географии. Кроме того, учащиеся старших классов школы принимают активное участие в работе школьного научного общества, результатом их деятельности являются участие в ежегодной городской научно-практической конференции «С мечтой о будущем», участие в городских и областных конкурсах.