Уровни образования в российской федерации. Уровни образования в России. Уровни профессионального образования. Высшее профессиональное образование

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений ; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц , общественных и государственно-общественных объединений , осуществляющих деятельность в области образования.

В РФ реализуются образовательные программы- это документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Они подразделяются на:

1. общеобразовательные (основные и дополнительные)- направлены на решение задач формирования общей культуры личности к жизни в обществе, на создание основы осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

2. профессиональные (основные и дополнительные)- направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования).

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом - нормативный документ, в к-ром зафиксирована: 1. максимальная нагрузка на учеников; 2. минимум содержания образ-х программ; 3. требования к подготовке выпускника школы.

21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа», направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

"Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - сказал Д.А. Медведев. - Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны".

Президент подчеркнул, что "это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования, которая широко обсуждалась в обществе".

19 января 2010 года на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Д.А.Медведев поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о реализации инициативы "Наша новая школа". На ее выполнение выделено более 15 млрд руб.

Ребенок как субъект и объект пед-го процесса. Индивидуальное развитие личности, социальные и биологические факторы развития и его движущие силы. Педагогическая антропология в России (К.Д.Ушинский, П.П. Блонский)

Ребенок как объект и субъект пед. процесса . В процессе воспитания централ.фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник. Чел-к рожд-ся сущ-вом почти исключ-но биолог-им. Обществ. существом, способным вступать в отно­шения с др. людьми, он становится в процессе разв-я. Становление собственно чел-ка в качестве обществ. существа, личности связано с разв-ем в условиях об­ществ. существ-я. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развив-ся как че­л-к. В связи с этим актуал-й становится проблема станов­ления субъектности воспит-ка в пед. процессе. Объектом дея-ти – чел-к, на к-го направлена дея-ть. Субъект - ребенок может выст-ть в условиях проявл-я собств. актив-ти,сотруднич-ва и заинтересов-ти. Индивид. развитие личности . Прежде всего чел-к развив-ся физич-ки. Изменяется вес ребенка, его рост,особенно интенсивно растет вес голов. мозга. Развив-ся чел-к и в физиол-м отношении:услож-ся и стабилиз-ся к концу школ. обучения кровообр-е и пищева­р-е, процессы нерв. деят-ти. Изменения происходят и в психике чел-ка: изменяется скорость протекания психич. процессов, формир-ся характер, развив-ся воля. Развитие чел-ка в социал-м отношении характер-ся усложнением отношений с людьми, общ-ом в целом. Биолог-е и соц-е факторы в развитии Соц-е (внеш-е) – соц.среда, проц-с воспит-я и биолог-е (внутр-е) – наследств-ть, собств. актив-ть человека. В завис-ти от ведущих факторов выдел-ют 3 осн. концепции разв-я чел-ка: биолог-я (чел-к –это природ. сущ-во и все поведение чел-ка объясн-ся присущ. ему от рожд-я потребностями,влечениями и задатками), социолог-я (чел-к рожд-ся как прород. сущ-во, а в послед-вии он социализир-ся), биосоц-я (псих проц-сы имеют биолог. природу, а направл-ть, интересы, способ-ти – соц-ю). Движущей силой разв-я чел-ка явл-ся противоречие, нап-р, между достиг-тым и необх-мым уровнем ЗУН. Благодаря К.Д. Ушинскому ХIХ в, ребенок стал рассматр-ся как предмет воспит-я с позиций новой науки - «пед. антропологии». Она изучает антрополог-е законы развития и формир-я образа ребенка в онтогенезе, т.е. в течение его индивид. жизни под влиянием родителей, педагогов, средств масс. информации, самовоспит-я и самосовершен-я всего жизн. пути и поиска смысла своей жизни, отрабатывает способы фиксации этого облика и его изменений под влиянием разл. факторов – природ-х, социокультур-х, воспит-я. Ушинский заложил основы спец. изучения чел-ка как воспитуемого и воспитателя с целью согласовать пед. теорию и практику с природой чел-ка, он был первым, выдел-им воспит-е как глав. фактор человеч. развития.. Блонский , разрабатывая проблему соотношения биолог-го и социал-го, отстаивал целост. процесс воспит-я детей с учетом особенностей дет. периода.

Понятие о дидактике. Возникновение и развитие научной дидактики (Я.А. Коменский, И.Г.Песталлоци, А.Дистервег). Образование как ценность, процесс и результат. Сущность, структура и функции процесса обучения.

Дидактика – учение об образовании и обучении личности. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.

Предмет дидактики : связь преподавания и учения, их взаимодействие.

Впервые термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику Ян Аммос Коменский (1592-1670)-основоположник научной дидактики. Труд «Великая дидактика» содержит характеристику принципов обучения (наглядности, последовательности, сознательности, доступности, прочности знания и др.) и классно-урочной системы. Первым заговорил о необходимости спец.подготовки учителя, сформулир. требования к личности учителя, предложил понятие школьного учебного года с его делением на учебные четверти, ввёл каникулы, понятие урока, класса. И.Песталлоци (1746-1827)Труд «Как Гертруда учит своих детей». Разработал метод элементарного образования, согласно которому процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко всё более сложному. Основоположник концепции «формального образования»: предметы преподавания рассматрив-ся как средство развития способностей. Разработал методику первоначального обучения детей. А.Дистервег (1790-1866) Труд «Руководство к образованию немецких учителей». Разработал дидактику развивающего обучения. Главн. задача обучения - развитие умственных сил и способностей детей. Назначение учителя-развит. самодеятельности детей. Успешность обучения обеспеч. учителем.

Образование как ценность:

1)Государственная. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В законе РФ «Об образовании» указано: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» (Статья 1). 2)Общественная . Образование закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие. Образование призвано воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. 3)Личностная. Индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.

Обучение – целенаправленный специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников.

Структуру процесса обучения можно представить двумя способами:

1)по деятельности учителя и учащихся: процесс обучения= преподавание (деятельность учителя)↔учение(деятельность учащихся) 2)по компонентам: а)целевой (представление о конечном результате); б)содержательный (отбор содержания учебного материала); в)мотивационно-стимулирующий (мотивы социальные(оценка, отметка, похвала, создание ситуации успеха), мотивы познавательные (игра, новизна, интересные исторические сведения)); г)операционно-деятельностный; д)контрольно-корректировочный; е) оценочно-результативный.

Функции процесса обучения: образовательная (вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использования на практике); воспитательная (обучение воспитывает всегда, но не автоматически, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно поставленных задач воспитания); развивающая (осуществляется наиболее эффективно пи специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности ученика).

Понятие о содержании образовании (СО), федер. госуд. образов. стандарте (ФГОС) , образовательн. программе, учебном плане, учебной программе.

Сушест-ют 3 основ-х подхода к рассмотрению данного понятия СО: 1 . СО – педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе; 2 . СО как совок-ть ЗУиН, кот-е дол.быть усвоены учениками. Здесь рассматр-сь сов-ть с т.з. востребованности; 3(!). СО как педаго-ки адаптированный соц-ый опыт человечества,к-й явл-ся тождественным по структуре чел-ой культуре во всей ее полноте. Выдел-ют след.виды соц-го опыта:1-знания о природе, творчес.дея-ти, технике и т.д.; 2-опыт практичес. д-ти (опыт осуществления известных способов д-ти,включая и умения, навыки;3-опят твор-й д-ти;4-опыт осуществления эмоционально-ценностного отношения к миру, общ-ву, ч-ку, природе. Принципы и критерии отбора содержания общего образования: 1. пр-цип соответствия СО во всех элементах и на всех уровнях конструирования требований развития общ-ва: науки, куль-ры и личности;2 . пр-цип единой содерж-ой и процессуалной стороны обуч-ния;3 .пр-цип струк-го един-ва СО на разн.уровнях его формирования, т.е. дол. соотве-ть др.другу след.доку-ты,в к-х отраж-ся СО: учеб.план,учеб.программа, ГОС,учеб-ки и учеб.пособия, а т/же пед.дея-ть, личность учащ-ся; 4 .пр-цип гуманитаризации СО: «Гуманитар-ция ЕН знаний»-использ-е сведений,текстов из гуман-х наук в естес.-науч-х; 5. пр-цип фундаментализации СО: наука и тех-ка развив-ся и на кажд.этапе уч-ик дол.усваивать не тол.новые, но и баз.уровень; 6 . принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Уровни отбора СО: 1-ур-нь общего теорет.обр-я-ГОС и учеб.план; 2-ур-нь учеб.предмета-учеб.программа; 3-ур-нь учеб.материала-учеб-ки, учеб.пособия.

ГОС -норма-й доку-т,предс-щий соб.сово-ть параметров, выступающие в кач-ве гос-ой нормы образованности. ГОС определяет -1.min СО, 2-max учеб.нагрузку, 3-требования к уровню подготовки выпускников. В ГОС пропис-ся федер-й, национально-регион-й и школ.компо-ты.

УЧЕБ.ПЛАН -норм-й док-т,опред-щий образ-ые обл-ти и учеб.пред-ты,изучаемые в данном общеобр-м заведении(учрежд), распред-е их по годам обуч-я и кол-во часов в нед-ю, отводимые на изучение кажд.пред-та в данном классе. УЧ.ПЛ.быв.3видов : 1 -базисный у.п.;2 -типовой у.п.;3 -у.п.общеобразов.учреж-й,к-й сост.из 2 частей: инвариантная(федер.комп.) и вариатив.(нацио-но-регион. и школ.комп-ты).

УЧЕБ.ПРОГРАММА -норм-й док-т,раскрыв-й содер-е ЗУиН по учеб.пред-ту, логику изучения осн-х мировоз-х идей с указ-ем послед-ти тем, вопросов и общ-й дозир-ки времени на их изуч-е. Типы УЧЕБ.ПР-М: 1-типовая уч.пр-ма разрабат-ся на основе требов-й ГОС относит-но той или иной образов-й области. Тип-я уч.пр-мы разрабатыв. и утверж-ся министер-м образования РФ и им-ют рекомендательный хар-р; 2-рабочая уч.пр-ма разраб-ся и утверж-ся пед-ким советом школы на основе типовой уч.пр-мы; 3-авторская уч.пр-ма учитывает треб-я ГОС, но могут содержать иную логику изучения учеб.пред-та, собств-е подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относ-но изучения отдельных явл-й и процессов. Ф-ци УЧ. ПР-МЫ: 1.описательная , 2. идейномировоззренческая , 3. регулирующая, или организационно-методическая. Истор-ки слож-сь 2 способа постр-я уч.пр-м: линейный – не происх.повторного возвращ. к ранее изученным разделам программы; концентрический – одни и те же разделы программ.изуч-ся на разн.ступенях изучения либо на разн.этапах изуч-я одной и той же дисц-ны; в последе время внедр-ся в прак-ку 3 способ: спиральный – отдел.темы изуч-ся без повтора,а др. повторно усложн-щиеся. Сту-ра учеб.пр-мы : 1 . Тит.лист; 2 . Поясн.записка(цели,задачи уч.прог-мы,основная идея и логика её изучения и конкретн.подходы к ее реализации; 3 . Содержание уч.пр-мы(выд-ся разделы и темы для изуч-я, пропис-ся кол-во часов,выдел.на изучение кажд.раздела и темы, дел-ся краткое содер-е учеб.материала по кажд.разделу и теме(по ЕН дисциплинам +лабы и практ.раб)); 4 .учеб-тем.планир-е; 5 . критерии оценки.

УЧЕБНИКИиУЧЕБ.ПОС-Я дол.отражать достоверные научные знания(факты, теории, закон-ти, понятия, даты и т.д.); определенную логику изучения дан-го учеб.пред-та, дол-ны формир-ть умения, знания, к-е мож.применить в люб.ситуациях,отраж-ть мировоз-кие идеи,обяз-но дол.указаны межпред.связи, дол.быть ориентированы, направлены на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и т.д..

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Учреждения - это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебновоспитательную работу. Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

Государственное;

Дополнительное;

Самообразование.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и требования,;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Статья 10. Структура системы образования РФ:

  1. 7. Система образования в России. Понятие и структура образовательной системы общества. Нормативно-правовые документы в области образования.
  2. 1.Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания.
  3. Б) ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОГРАММЫ, СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ).

В каждой стране образовательный процесс играет неоспоримо важную роль в формировании личности. Главной целью образования является воспитание и обучение человека, приобретение им новых знаний и умений, опыта и компетенции. Различные виды образования способствуют профессиональному, нравственному и физическому развитию индивидуума.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование

Дошкольное (или предшкольное) образование предназначено для детей до 7 лет, целью которого является воспитание, общее развитие, обучение детей, а также контроль и уход за ними. Осуществляется в специализированных заведениях: яслях, детских садах, центрах раннего развития или дома.

Начальное общее школьное образование длится 4 года (с 1 по 4 класс), дающее ребенку базовые знания по основным предметам.

Основное – 5 лет (с 5 по 9 класс), предполагающее развитие ребенка по главным научным направлениям. После 9 класса ученики проходят обязательные испытания в виде ЕГЭ по определенным предметам.

Эти две ступени школьного образования являются обязательными для всех детей соответственно их возрасту. После 9 класса ученик вправе покинуть школу и продолжить обучение в выбранном средне-специальном учебном заведении (далее СПУЗ) (ответственность за такое решение возложена на родителей или опекунов).

Полное школьное образование подразумевает дальнейшее двухлетнее обучение в старших классах, основное назначение которых – подготовка будущих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

#Sтуденты. Доверчивый Алеша – видео

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида - общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 - 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения - 10-11 классы - и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании , причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору - количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

Программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования , как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование - бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование - специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования - специалитет равнозначен уровню высшего образования - магистратура.

Высшее образование - магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура - это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук . Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук - при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.