Станислав ежи лец все в руках человека. Станислав Ежи Лец. Иронические афоризмы. Переезд в Израиль и возвращение на родину

Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924-2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде - как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации - в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести - Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970-1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль - что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу - сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи - в частности, мысль о вине и наказании - остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

Поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков — Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно . В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы — депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды . От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Леонид Быков – это выдающийся советский актер, народный артист Украинской ССР, любимый миллионами зрителей разных поколений. Многие из картин с его участием стали настоящими шедеврами, вдобавок к актерской деятельности Леонид Быков сам режиссировал фильмы и писал к ним сценарии. Самыми известными картинами с его участием являются военные драмы «В бой идут одни старики» и «Аты-баты шли солдаты».

Леонид Быков навсегда запомнится нам как актер большого обаяния, умевший одновременно работать в комедийном и драматическом жанрах.

Детство и семья Леонида Быкова

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в небольшом украинском селе Знаменское, которое сегодня является частью Донецкой области. Но большая часть его жизни прошла в другом месте – промышленном городке Краматорске, который располагался неподалеку от Знаменского.

Здесь отец Быкова устроился на металлургический завод, а сам Леонид стал посещать общеобразовательную школу №6, где проучился вплоть до выпускного класса. Что касается актерского таланта, то он стал появляться у бойкого украинского парня еще в раннем возрасте. Еще в младшей школе Леня вместе с другими сверстниками разыгрывал импровизированные спектакли для родных и соседей. Причем написанием сценариев для выступлений он уже тогда занимался сам.

Некоторое время спустя талантливый паренек стал появляться в постановках местного ДК. Чаще всего там он играл летчиков и военных. Эти роли даже заставили Леонида Быкова всерьез задуматься о профессии летчика – с мечтами о штурвале самолета он после окончания школы дважды пробовал поступить в летные училища (первый раз – в Барнауле, где его семья в годы Второй мировой находилась в эвакуации, а второй раз – Ленинграде). Однако в Ленинграде обучение оказалось недолгим – в связи с окончанием войны училище попросту расформировали. Хотя летчиком Быкову побыть еще удастся – но уже на киноэкранах.

Леонид Быков «Аты баты, шли солдаты» 1976

В итоге после двух неудачных попыток Леонид Быков решил пойти в театральное. В 1946-м он отправился в Киев, однако вступительные экзамены в Университет театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого завалил. К счастью, на помощь Лёне пришла его сестра, посоветовавшая ему попробовать свои силы в Харькове, где Быкова ждала удача.

Актерская карьера Леонида Быкова

Впервые профессионально выступать на сцене Леонид начал еще в студенческие годы. В конце сороковых годов он начал играть небольшие роли в Харьковском театре им. Тараса Шевченко, а в 1951-м, уже после окончания вуза, стал постоянным актером местной труппы.

За годы работы в этом месте Леонид Быков сыграл во множестве различных спектаклей, среди которых наиболее известными стали постановки «Как закалялась сталь», «Человек ищет счастье», «С любовью не шутят». В 1952 году талантливый украинский юноша впервые появился на киноэкране, исполнив небольшую роль Сашко в фильме «Судьба Марины». Герой у Леонида Быкова получился довольно колоритным, и очень скоро начинающий актер стал получать интересные предложения о съемках.

Песня из к/ф «Зайчик» с Леонидом Быковым (1964)

В его фильмографии вскоре появились такие картины, как «Укротительница тигров», «Чужая родня», «Дорогой мой человек» Иосифа Хейфица, «Добровольцы». Всего за несколько лет Леонид стал настоящей звездой послевоенного советского кинематографа. Зрителю особенно полюбился его образ разбитного, но душевного парня в военном фильме «Максим Перепелица» (1955). Играя с такими звездами советского кино, как Михаил Ульянов , Нонна Мордюкова , Алексей Баталов, Быков быстро набирался опыта и одинаково органично смотрелся в ролях разного масштаба.

В 1960-м Леонид переехал в Ленинград и стал актером «Ленфильма». На этой киностудии он сыграл одни из лучших своих ролей – геолога Алешку в «Алешкиной любви» и пулеметчика Гаркушу в «На семи ветрах» с Вячеславом Тихоновым. Мало кто из актеров мог сравниться на экране с Леонидом Быковым в его искренности, трогательности и одновременно силой характера.

Леонид Быков – режиссер и сценарист

Продолжая играть, Быков стал осуществлять свои новые планы. В Ленинграде он начал снимать небольшие юмористические сюжеты для тележурнала «Фитиль», а в 1961 году представил зрителям свою первую короткометражку – «Как веревочка ни вьется». Затем последовала уже полнометражная комедия «Зайчик» (1964), в которой Быков исполнил и главную роль – простого гримера с забавной фамилией Зайчик, решившего ярко и полноценно прожить якобы последний месяц своей жизни. Образ у актера получился очень трогательный, а сам фильм – жизнеутверждающим.

Затем, к сожалению, в карьере и Быкова-актера, и Быкова-режиссера наступил спад – сниматься в проходных картинах он не хотел, а его и идеи и сценарии не приходились по вкусу (и, конечно, идеологическим соображениям) цензорам. В 1968 году он вернулся из Ленинграда на Украину, но там тоже некоторое время найти что-то стоящее было сложно. Наконец, в 1971 году Леонид Быков снял свою вторую комедию под названием «Где вы рыцари?», где сыграл уже не главную, но все равно запоминающуюся роль.

Еще до этого на протяжении нескольких лет Быкову с соавторами по сценарию – Оноприенко и Секацким – приходилось обивать пороги киностудий, чтобы воплотить на экранах историю, вдохновленную реальными подвигами советских летчиков во время войны. Но какое-то время сценарий с очень тонко прописанными персонажами пылился на полках из-за своей «негероичности».

Конечно, это был текст к вышедшему наконец фильму «В бой идут одни старики» (1973), мгновенно ставшему классикой и разошедшемся на цитаты. Героизма здесь – настоящего – хватало вполне. А еще – житейской мудрости, лиричности, юмора и, конечно, щемящей грусти – куда уж без нее на войне?

В фильме Быкова советские летчики не только героически выполняют свою сложнейшую работу на войне, ставшей обыденностью, но и старшие командиры думают о младшем поколении, парни влюбляются в летчиц и поют песни и все стараются сохранить в себе человеческое в нечеловеческих ситуациях. В 2009 году бессмертная картина была показана российским зрителям в цвете.

Последней режиссерской работой Быкова стал фильм «Аты-баты шли солдаты» (1977) о буднях танкистов в ходе войны. Главные роли исполнили сам Леонид Быков и Владимир Конкин.

Последние годы Леонида Быкова, трагическая смерть

11 апреля 1979 года на трассе «Минск-Киев» Леонид предпринял попытку обгона ехавшего впереди трактора из-за чего столкнулся с встречным грузовиком. Как позднее выяснили эксперты, авария произошла по вине самого Быкова, не сумевшего рассчитать все риски и уйти от столкновения.

Леонид Быков ушел очень рано – ему было всего 50 лет. Народного артиста с почестями похоронили на Байковом кладбище в Киеве.

Личная жизнь Леонида Быкова

Всю свою жизнь Быков прожил со своей женой Тамарой Кравченко. В браке у актера родилось двое детей – дочь Марьяна и сын Александр.