Эмоции и их проявления. Что вызывает чувства и эмоции

В этой статье использованы материалы из статей, размещенных в Интернете, в частности из статей А.Н. Занковского "Психология деловых отношений" и И. Пирога " Тайны внутреннего мира человека. Эмоции" и мой личный врачебный опыт работы.

В жизни человек переживает, удивляется, тревожится, радуется, стесняется, стыдится и т.п. Это эмоции. Они непостоянны и сменяют друг друга.Итак, что такое эмоции?

Эмоции человека – это особые психические явления, которые субъективно оценивают события, предметы, явления, других людей в форме переживаний и чувств.

Благодаря эмоциям человек ориентируется в окружающей обстановке, оценивает события в точки зрения их значимости, полезности или вредности, важности или неважности.

Эмоции для человека являются сигналами, которые ориентируют и направляют его мысли и действия. У человека высокое внутреннее доверие к возникающим у него эмоциям.

В структуре эмоций три компонента:
-предмет;
-эмоциональное переживание;
-потребность (мотив)
.

Предмет эмоции – любое значимое для человека событие, явление, эпизод, в связи, с которыми возникает эмоциональное переживание. Это – оценка на экзамене, разговор с начальником, пребывание в автомобильной пробке, чей - то поступок, собственные мысли, природное или общественное явление. Такие события и явления называются эмоциогенн ыми. Они могут возникать очень часто или создаваться кем – то преднамеренно.

В ответ на эмоциогенные события возникают различные эмоциональные переживания: радость, гнев, удивление, страх, недоумение и т. п.

Эмоциональные переживания возникают непроизвольно и всегда влияют на сознание человека, его внутренний душевный мир (внимание, мышление, память, воображение, восприятие, настроение), а также на его физиологические процессы (на сердечно – сосудистую, нервную, пищеварительную, дыхательную и другие системы и органы тела).

Потребность или мотив - определяет значимость происшедшего явления, поступка, эпизода для человека, определяет его актуальность.

Значимость всегда связана с потребностями. Если потребности нет, то эмоции не проявляются, их просто нет. Например, если человек голоден, то у него множество, связанных с этим эмоций. Но как только человек утолил голод, ситуация голода перестаёт быть значимой, эмоции не проявляются.

Эмоции - важный психологический инструмент, обеспечивающий социальное бытие человека. Они воздействуют на физиологические и познавательные процессы.

Эмоции быстро и надёжно ориентируют человека в жизненных событиях, ситуациях, в людях, в самом себе, в предметах и явлениях. Эмоциональная оценка для человека представляется более важной, чем интеллектуальная.

Например, человек с избыточным весом, страдает обжорством, много ест. Он знает о вреде переедания, но пренебрегает этим. Знание его является абстракцией, не касающейся его. Чтобы изменить отношение человека к избыточному потреблению пищи необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.

Эмоции дают сигнал человеку о его потребностях. Если человек в чем - то нуждается, то у него возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса, беспокойства и т. д.), которые называются потребностными.

Эмоции обладают побудительными функциями, выступают как мощные источники активности. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Например, сильный страх позволяет человеку убежать от злой собаки, которая бросилась на него.

Эмоции бывают положительными и отрицательными.

Положительные эмоции побуждают к действию на победу, на обладание, на сближение, на продолжение контакта и т. п..

Отрицательные эмоции обладают антипобудительными свойствами, настраивают на поражение, отказ от обладания, отказ от сближения, прерывание контакта и т. п..

Эмоции влияют на физиологические процессы человека, его состояние здоровья.

Негативные эмоции вызывают множество различных заболеваний, в том числе тяжелых, ведущих к преждевременному старению и преждевременной смерти.

Обычно негативные эмоции возникают у человека, как реакция на несоответствие его ожиданий, с тем, что происходит в действительности.

Обычно люди сдерживают свои негативные эмоции, не проявляют на людях свой гнев, или раздражение. Но сдерживание негативных эмоций заставляет человека зацикливаться, прокручивать неблагоприятную ситуацию.

Возникают мышечные спазмы, артериальная гипертензия, могут развиться инфаркты миокарда, инсульты, язвенная болезнь органов пищеварения, онкологические заболевания, нарушение половой функции, сахарный диабет, неврозы и психозы.

Положительные эмоции могут привести к избавлению от различных тяжёлых хронических заболеваний, выздоровлению и омоложению.


Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут улучшаться или ухудшаться.

Под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, у него рассеивается внимание, нарушается сознательный контроль над своими действиями.

Положительные эмоции стимулируют творческое мышление и воображение.

Эмоции человека – внутренние психические процессы. Однако они довольно хорошо выражаются в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонациях речи. Это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей и более эффективно общаться с ними.

Положительные эмоции благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию.

Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, указывают на вредность для человека соответствующих ситуаций.

Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей человека и побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций.

Основные виды и формы эмоций по данным американского психолога К.Изарда

Кэррол д. Изард

1.Интерес – возбуждение возникает, как чувство
захваченности, любопытства по отношению к чему – то
или кому – то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Это сильный эффективный мотив в познавательной деятельности. Эмоция интереса активизируется при встрече человека с соответствующим предметом или информацией.


2.Противоположной интересу является эмоция скуки. Она проявляется, когда жизнь человека становится монотонной, однообразной, неинтересной.

3.Удивление – эмоция близкая к интересу. Возникает в ситуациях новизны, необычности, противоречивости. Это быстротечная является сильным познавательным мотивом, побуждает выяснить, узнать, уточнить, удостовериться.

4.Радость – возникает в ситуациях реализации основных потребностей и возможностей человека. Переживается, как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущениями прилива сил, расширения возможностей и чувством оптимизма.

5.Страдание, тревога противоположна эмоции радости.

Может переживаться, как состояние уныния, пассивности, упадка духа, одиночества, депрес сии или просто горя.

Возникает в состоянии депривации – лишения или значительного ограничения удовлетворения основных жизненных потребностей и устремлений человека, при потере близких людей.


Страдание может быть причиной развития тяжелых соматических и психических заболеваний у человека.

6.Гнев, возбуждение возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей, при невозможности самореализации.

Причинами гнева могут быть личное оскорбление, унижение человека и его близких, обман, шантаж, надругательство над идеалами и жизненными ценностями. Гнев вызывает прилив сил, желание расправиться с обидчиком.


Сильный гнев может привести к ярости, аффекту. При этом человек может потерять самоконтроль и перестанет управлять своими действиями.В таком состоянии человек может совершать тяжкие преступления, даже убийства.

Гнев чаще всего направлен на других людей, но может быть направлен на себя.

7.Стыд – проявляется при несоответствии своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, внешнего облика нравственно – эстетическим нормам, которые разделяет сам человек.

Он представляет себя плохим, никчёмным, беспомощным, слабым, недостойным, глупым, неудачником. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его.

Легкий стыд – это застенчивость. Стыд парализует работу интеллекта, нарушает действия и поступки человека, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения позволяет решать серьёзные личностные проблемы.

8.Гордость – эмоция противоположная стыду.

Человек представляет себя важным, значительным, достойным, ценным, стремится показать это другим людям.

При этом он представляет себя на высоте нравственно – эстетических требований.

На основе стыда и гордости развивается самооценка, отношение к своей личности.

9.Отвращение – возникает по отношению к людям, объектам, явлениям, не соответствующим нравственно – эстетическим требованиям человека. Они представляются, ка уродливые, отвратительные, омерзительные.

Отвращение вызывает желание изменить соответствующий объект, улучшить его, усовершенствовать, уничтожить или дистанцироваться от него.



Страх переживается, как неуверенность, тревога, предчувствие беды, незащищенность, опасность.

Может быть сильный ужас, который может перейти в неконтролируемый аффект.


Преодоление страха расценивается, как сила, смелость, храбрость человека.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный склад, в котором проявляются определённые эмоции. Набор эмоций каждого человека неповторим как отпечатки пальцев. И каждая эмоция у отдельно взятого человека ощущается по - своему.

Например, радость. Как она ощущается? Сколько её вариантов? Сколько людей на Земле, столько существует вариантов радости. Это касается каждой эмоции.

Большинство людей умеют выражать свои эмоции, но есть и такие, которые этого не умеют, или делают это неправильно.

Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам. Так, если человек получил травму и ему больно, то адекватной реакцией будет крик, стон, боль, слёзы и т.п.. Но если он при этом засмеётся или сдержит адекватные данной ситуации чувства в себе, то это плохо отразится на нём в дальнейшем.

Если хочется смеяться - смейтесь, если хочется плакать – плачьте. Сдерживание негативных эмоций со временем отрицательно отразится на здоровье человека. Могут развиться неврозы, нарушения психики и различные психосоматические заболевания.

Каждому человеку показаны положительные эмоции – радость, счастье, любовь, чувство эмоционального подъёма. Они должны преобладать в жизни человека над отрицательными эмоциями. Это будет залогом здоровья, счастья, благополучия и увеличения продолжительности жизни каждого человека.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Как на счет хорошего русского кино? ⠀ 💖Лайкайте мо...

Эмоции человека: мир жестов и мимики

Эмоции человека – это субъективные, очень сильные переживания, касающиеся важных событий или ситуаций. Они проявляются в виде ярко выраженного неодобрения или одобрения происходящего, и отражаются в форме переживаний.

Одно и то же событие у разных людей может вызвать противоположные чувства. Все мы разные и отношение к происходящему зачастую кардинально отличается, именно его мы и выражаем с помощью эмоций.

В основе данной функции лежат потребности, взгляды, интересы, а значит то, что нам безразлично не сможет затронуть или вызвать каких-либо чувств и изменить наше настроение. До тех пор, пока люди будут чем-то интересоваться, их будут сопровождать эмоции. Удивительно, но для нормального существования человеку нужны как положительные, так и отрицательные эмоции, вызванные чувством отчаяния, обиды, злости, неудовлетворенности.

Эмоции – это вид психологического состояния людей, они могут проявляться в форме чувств, а также настроений и глубоких переживаний. Можно даже утверждать, что они сопровождают все процессы и состояния психологического характера. Основная роль эмоций заключается в налаживании определенной связи между реальным миром и тем, как он воспринимается человеком. Суть эмоций в возможности отражения окружающего мира не с помощью рациональных выводов и мыслей, а спонтанными ощущениями. Кому-то это мешает, а другим, наоборот, помогает принимать верные решения.

Если бы эмоций не было в природе, люди оставались бы безразличными ко всему происходящему вокруг, их бы ничто не волновало. А ведь ничего не может быть хуже равнодушия!

С помощью эмоций, человек может давать оценку происходящему. Даже не владея языком, на котором говорит собеседник, мы можем получить немало информации о нем, всего лишь наблюдая за мимикой, проявлением чувств, повадками, поведением. Все дело в том, что с рождения все мы наделены «талантом» считывания эмоций.

Суть эмоций в данном случае можно охарактеризовать фразой «контакт налажен”. Малыш еще в утробе матери чувствует ее настроение, а значит, он уже владеет техникой считывания.

Развитие эмоций

Развитие эмоций человека начинается с рождения. Главным условием для воспитания положительных чувств является забота и любовь взрослых. Зачастую дети, которые в детские годы были обделены лаской и любовью вырастают равнодушными и холодными. Также малышей необходимо приучать к чувству ответственности и заботе о близких. Если нет младших сестер и братьев, можно завести домашнего питомца и позволить крохе за ним ухаживать: кормить, купать, играть и т. д.

Еще одним важным условием для развития эмоций у детей является контроль над их волнениями и чувствами. Они не должны быть ограничены субъективными переживаниями. Подобные ощущения необходимо реализовывать в действиях, поступках, занятиях. Иначе ребенок может вырасти слишком сентиментальным, и ему придется с большим трудом воплощать свои мечты и желания в реальность.

К основным свойствам эмоций относят:

  • Динамичность.

Выражается в изменении фаз протекания: напряжение сначала нарастает, а затем разрешается и убывает.

  • Универсальность.

Эмоции абсолютно независимы: на них не влияет сфера деятельности или потребности людей.

  • Пластичность.

Эмоциональные переживания могут видоизменяться и приобретать различный окрас. К примеру, страх иногда вызывает не только негатив, но и удовольствие от острых ощущений.

  • Адаптация.

Проявляется в притуплении яркости переживаний, которые многократно повторяются и вызывают одни и те же чувства.

  • Суммация.

Выражается особенно сильными ощущениями при повторных воздействиях на психику человека. Выходит, что яркие эмоции суммируются, отчего их интенсивность возрастает.

  • Пристрастность, также можно охарактеризовать как субъективность.

Проявление чувств зависит от особенностей личности и темперамента. Одна и та же ситуация у разных людей может спровоцировать противоположные эмоции.

  • Иррадиация.

Эмоциональный фон человека оказывает влияние на восприятие окружающего мира. Если мы счастливы, нам все вокруг кажется радостным и красочным, и наоборот, испытывая чувство горести, мы все воспринимаем в темных тонах.

  • Двойственность.

Нередко одно и то же событие или человек может вызывать в нас разные эмоции. Отличным примером служит ненависть и любовь, которые иногда «находятся» так близко.

Функции эмоций

Чувства и эмоции играют важную роль в развитии и существовании людей, так как на них возлагается немало положительных функций.

  • Мотивационная функция.

Ее также можно назвать регулирующей или побуждающей, так как именно эмоции направляют и побуждают к действию, заменяя продуктивное мышление.

  • Сигнальная функция.

Согласно утверждениям Дарвина, эмоции зародились в процессе эволюции. Они помогали всему живому определять важность различных условий для удовлетворения насущных потребностей. На выразительные яркие движения: (пантомимику, мимику, жесты), возлагается роль сигналов. Они указывают на потребности людей.

  • Коммуникативная функция эмоций.

Выражается в ярком проявление внутреннего состояния, которое позволяет лучше понимать окружающих, а им давать оценку нашему настроению. Оценивая эмоциональные изменения, мы делаем выводы о психике человеке, его волнениях, чувствах. Люди, которые никогда не находились в прямых контактах, благодаря наблюдениям могут понять чувства друг друга.

  • Защитная функция эмоций.

Моментальная реакция на то, что произошло в данный момент, может защитить от беды и опасности.

Эмоции человека характеризуются специфическими телесными выражениями. Психическое состояние зачастую проявляется в мимике, изменение дыхания, интонации, сосудистых реакциях, жестах…

  • Изменения речи.

Трудно представить полноценное общение без речи. Ее существенная роль в жизни человека, а также его взаимоотношениях с окружающими, ведет к тому, что для выражения эмоций используется понижение, еле заметное ослабление, чрезмерное повышения голоса. Удивительно, но динамичность речи может противоречить содержанию сказанных слов. Огромное значение играет тембр голоса, темп, ритмичность, поставленные ударения.

  • Изменения кровообращения.

Данное выражение эмоций проявляется изменениями силы, а также частоты пульса, сужением или расширением сосудов, уровня кровяного давления. Данные факторы влекут за собой замедление и убыстрение кровяного тока, вследствие которого мы можем наблюдать отток крови от одних частей тела и прилив к другим.

  • Изменения дыхания.

Выражение эмоций проявляется изменениями дыхательных движений. На них возложено несколько функций: пропускание через голосовую щель достаточного количества воздуха и гарантирование вибрации связок; снабжение организма кислородом и усиление газообмена, которые способствуют повышению мускульной работы.

Под воздействием выраженных эмоций и чувств дыхательные движения меняют не только скорость, но и на амплитуду. Согласно данным американского психолога Р. Вудвортса при неудовольствии их значения уменьшаются, а при удовольствии – увеличиваются. Возбуждаясь, мы дышим глубоко и очень часто, а напрягаясь – слабо и медленно. При ощущениях сильной тревоги дыхание становится слабым и ускоренным, при страхе – заметно замедляется и т. д.

  • Изменения мимики.

Эмоциональные состояния, которые мы испытываем, зачастую сразу же отображаются на лице: на его сложную мускулатуру возложена функция мимических движений. Разнообразными движениями глаз, губ, лба, носа люди выражают даже самые волнительные и сильные внутренние состояния.

Эмоции очень трудно описать словами, так как их разнообразие поражает воображение. Их нужно чувствовать, проживать каждый миг, и только после этого приходит осознание того, что же они на самом деле означают. Несмотря на большое количество испытываемых человеком ощущений, все же психологи смогли выделить основные виды эмоций. Мы будем говорить о самых распространенных, так как их все, так же как и песчинки на берегу моря, невозможно пересчитать.

Пытаясь «прочитать» внутреннее состояние человека, учитывайте, что с помощью одних только эмоций у вас это вряд ли получится. Например, эмоция радости может быть пропитана упоением счастья, надеждой на лучшее будущее, или сладостными воспоминаниями. Условно их делят на отрицательные, положительные или нейтральные.

Нейтральные эмоции

  • Апатия – характеризуется полным равнодушием к событиям, происходящим вокруг.
  • Чрезмерное любопытство – мелочность, проявление повышенного интереса к чужим проблемам и делам, подробностям жизни других людей.
  • Удивление – чувство изумления от увиденного.

Положительные эмоции

  • Любовь – представляет собой безграничную привязанность к определенному человеку. Дарит ощущение крыльев за спиной, радости и счастья.
  • Нежность – рождает чувство привязанности, понимания и принятия. Она удивительным образом скрепляет отношения людей.
  • Восторг – чувство неимоверного подъема, когда положительные эмоции зашкаливают.
  • Гордость – одобрение, позитивная оценка действий окружающих или своих собственных заслуг.
  • Радость – эмоции, указывающие на чувство удовлетворенности.
  • Симпатия – чувство, испытываемое к человеку, основанное на общих интересах, взглядах на жизнь, ценностях.
  • Удовольствие – чувства, которые ощущают люди, при полном удовлетворении своих потребностей.
  • Благодарность – испытывается при сильном желании показать свою признательность от полученной пользы.

Также к положительным эмоциям можно отнести блаженство, трепет, удивление и т.д.

  • Горе – отрицательные эмоции, которыми живет человек, потерявший близких или родных людей.
  • Страх – чувство, которое люди испытывают при ощущении опасности.
  • Тоска проявляется чувством опустошенности, непонимании и неприятии окружающей действительности, душевной тревогой, ощущением душевной внутренней тревожности.
  • Отчаянье – отрицательная эмоция, указывающая на состояние безысходности, потере веры в собственные силы и лучшее будущее.
  • Гнев – желание побороть существующую несправедливость.
  • Месть – надежда на скорую расплату за причиненное горе или обиды.
  • Злорадство – неспособность смириться с удачей и везением других людей. Радость, испытываемая при чужих неудачах.

Отрицательные эмоции – это также стыд, ярость, отвращение, гнев и т. д. Другими словами, все, что вызывает в нас чувство неудовлетворенности, недовольства и апатии.

И напоследок стоит упомянуть о таком виде эмоций как аффект. Люди, в данном случае, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно в этом состоянии человек способен на необдуманные поступки.

Мир эмоций: круговорот чувств и мыслей

Мир эмоций – глубокая, интересная, неисчерпаемая, и достаточно сложная тема. Каждый из нас подвержен эмоциям, и порой так непросто с ними совладать. Получается, что в какой-то мере они управляют нами, нашими решениями и поведением.

Мы каждый день сталкиваемся с изменениями эмоционального фона. Привычные бытовые проблемы оказывают воздействие на наше настроение. Мы можем расстраиваться, кричать, возмущаться, восхищаться, радоваться и т. д. Все это происходит помимо нашей воли, и даже при большом желании так трудно скрыть свой внутренний настрой от глаз окружающих. Эмоции всегда находят выход, и зачастую в абсолютно неприемлемой для нас форме.

Какими бы ни были эмоции они нужны человеку. Если люди перестанут что-либо ощущать и выражать свои чувства, они начнут испытывать эмоциональное голодание. Данное состояние подобно пустоте: ничего не радует и ничто не вызывает интереса. Эмоциональное насыщение – это пожизненная врожденная потребность. С его помощью организм поддерживается в тонусе и осуществляется гормональный обмен.

Положительные хорошие эмоции люди называют по-разному. На самом же деле они все являются отголосками, оттенками одного чувства – радости. Это ощущение рождает в каждом из нас приятные переживания, дарит веру в свои силы, позволяет ощутить внутреннюю энергию и гармонию.

Позитив может быть активным и пассивным. В первом случае его можно охарактеризовать желанием творить и действовать, создавать и делиться идеями. Человек чувствует мощный прилив энергии и жизненных сил. Это ощущение зачастую испытывают активные люди, у которых энергия бьет ключом и требует выхода.

Пассивный позитив представляет собой полную гармонию, чувство ублаготворения. Подобное умиротворение позволяет ощутить истинное счастье и покой. Это настоящий отдых для тела и души.

Хорошие эмоции оказывают благотворное воздействие на организм человека, заряжая нас силой, энергией, здоровьем. Они необходимы для позитивного восприятия окружающего мира, способности бороться с трудностями и не обращать внимания на горести и невзгоды.

Негативные эмоции

С негативными эмоциями совладать совсем непросто. С ними нужно постоянно работать, развивая навыки управления негативом.

Мы постоянно куда-то спешим, нервничаем, ощущаем внутреннее беспокойство, попадаем в стрессовые ситуации. Но живя долгое время в режиме «нон-стоп» можно довести организм до морального истощения. И поэтому мы должны научиться управлять эмоциями или, по крайней мере, максимально их контролировать.

Среди всех известных негативных эмоций и пороков, которые на протяжении жизни испытывает человек, можно выделить жажду ярких переживаний, эгоизм, моральную слабость.

В христианстве грехом считают слабости, которые проявляются безвольностью, отсутствием собственного мнения, постоянной нервозностью, трусостью, ленью, пассивностью и др. Зависимость от острых ощущений заключается в жажде к физическому удовлетворению (чревоугодие, похоть). Также осуждается чрезмерная увлеченность компьютерными играми и просмотром телевизионных передач, участие в конфликтах, а тем более их создание. Никогда христианство не поощряло эгоизм: признание своего превосходства над остальными людьми. Это чувство является источником переживаний. К нему также можно отнести гордыню, зависть, честолюбие, злорадство.

Без эмоций жить невозможно, но в любом случае нужно стремиться держать их под контролем. Мудрым можно назвать только того человека, который выработал в себе способность не поддаваться порывам и противостоять соблазнам, не согласующимся с его разумом.

Во избежание проблем со здоровьем и нервных расстройств, нужно попытаться внести коррективы в свое поведение.

  • Занимайтесь самовнушением.

В любых неприятных конфликтных ситуациях разговаривайте с собой. Проговаривайте фразы: «Я абсолютно спокоен», «Я способен управлять своими чувствами» и т. д. Некоторым людям самовнушение помогает отрицательные эмоции сменить положительными. С его помощью подавляют страх, становятся смелее и выносливее.

  • Пытайтесь себя сдерживать.

Не обращайте внимания на мнение окружающих, не отвечайте на провокации. Даже при сильном желании рассказать обидчику все, что вы о нем думаете, сначала посчитайте в уме до десяти. Думайте и размышляйте, и только после этого говорите. Следите за тем, чтобы ваша речь была ровной, старайтесь дышать глубоко и спокойно.

  • Медитируйте.

С помощью техник концентрации можно успокоиться и расслабиться, а самое главное, научиться легко расставаться с негативными эмоциями, разбираться в себе и анализировать свой гнев и обиды.

  • Учитесь переключаться.

Не всегда и не у всех получается достойно ответить оппоненту. В данном случае можно отвлечь его внимание внезапным вопросом, сменить тему. Или же просто «включите» воображение и представьте, что с губ обидчика слетают не обидные слова, а льется забавная песня. Вообразите, что вокруг вас высокая стена, которая отделяет и защищает вас от реальности. Успокоившись, вы сможете дать достойный ответ, или ввести оппонента в тупик своим хладнокровием.

  • Занимайтесь спортом.

Физические упражнения помогают выплеснуть накопившийся негатив. Занятия в спортивных секциях или тренажерном зале, утренние или вечерние пробежки, помогут укрепить здоровье, и успокоить душу.

  • Занимайтесь йогой.

Особенно полезны дыхательные упражнения, которые помогают подавить негативные эмоции и достичь внутренней гармонии.

Любые, даже самые необычные методы контроля эмоций и чувств человека достойны вашего внимания и имеют право на существование.

Научиться сдерживаться и подавлять свои чувства не так сложно, как кажется. Советы психологов помогут достичь желаемого за короткое время. С первого взгляда вы можете не заметить связь между данными рекомендациями и вашим эмоциональным состоянием, но со временем поймете, что все перечисленное чрезвычайно важно для душевного спокойствия.

  • Ваше жилище должно быть уютным и комфортным.

Дом – это место, где вы восстанавливаете силы и заряжаетесь энергией. А значит в нем обязательно должна присутствовать зона, где вы сможете расслабиться, отдохнуть, предаться мыслям и мечтаньям.

  • Стремитесь к новым знакомствам и расширяйте круг интересов.

Общение, встречи, свидания, новые люди – не оставят места мрачным мыслям и негативу.

  • Старайтесь быть предельно аккуратными в вопросах финансов: не берите в долг и не взваливайте на свои плечи непосильные кредиты.

Как только вы начнете тратить, учитывая свои возможности, раздадите все долги, ваше эмоциональное состояние сразу же улучшится.

  • Учитесь, развивайтесь, занимайтесь самореализацией.

Стремление узнать как можно больше, продвинуться по карьерной лестнице увлечет вас с головой. Постоянная занятость и желание самосовершенствоваться занимает слишком много времени и сил, а если все задуманное сбывается, то внутренняя удовлетворенность и гармония помогают побороть все невзгоды.

Такие психические явления как эмоции и чувства человека представляют собой разные формы отражения окружающей реальности.

Эти два компонента делают людей уязвимыми или несокрушимыми, злыми или добрыми, счастливыми или несчастными. Они оба отражают действительность, которая нас окружает, переживаниями. С их помощью выражается субъективное отношение людей к явлениям и предметам. Давайте попробуем разобраться в чем же разницами между чувствами и эмоциями человека?

Эмоция представляет собой кратковременное явление, которое зарождается под влиянием различных факторов и ситуаций. Она как вспышка, мгновенно загорается, но быстро гаснет.

Чувства отличаются стабильностью, они долговременны и зачастую возникают под воздействием ярких эмоций. Они могут рассказать о характере человека, его взглядах, привычках, а не только об отношении к конкретной ситуации или личности.

Все мы зависимы от чувств и эмоций. Очень часто люди идут на поводу у них: получается, эмоции правят нами, а не наоборот.

Последствия неумения контролировать яркие эмоции

Часто не контролированные яркие эмоции приводят к необдуманным действиям с печальными последствиями. У каждого из нас эмоциональные переживания выражаются по-разному. Неумение остановиться вовремя может повлечь за собой:

  • Болезни сердечно-сосудистой системы.

Переживания нередко становятся причиной серьезных проблем со здоровьем, и чаще всего страдает сердце. Не стоит также забывать, что в состоянии стресса организм становится беззащитным перед любыми заболеваниями, так как снижаются его защитные силы (снижается иммунитет).

  • Депрессии.

Длительные моральные страдания ведут к депрессии. Выйти из нее не так просто: зачастую требуется серьезное медикаментозное лечение, беседы с психологом и большое желание вернуться к нормальной жизни.

  • Разрыв дружеских отношений.

Доверительные отношения строятся годами, а то и десятилетиями, а разрушить их можно за несколько минут, перестав контролировать ярко выраженные эмоции гнева.

Психологи уверены, что людям необходима психологическая разрядка. Самая глубокая депрессия ослабевает после того, как человек выплеснет наружу яркие негативные эмоции, сможет выплакаться, «выбросить» весь накопившийся негатив наружу.

Всплески сознания, которые не находят выхода накапливаются. А значит, у каждого из нас есть выбор, подавлять эмоции, или выплескивать, но при этом держать их под строгим контролем.

Если мы попробуем отключить чувства и прожить какое-то время без эмоций, то ощутим пустоту, которую трудно описать словами. Безразличие ко всему: вокруг пустынно, ничего не заботит и не беспокоит. Но мозг не спит, и, отключив чувства, он включает инстинкты. Люди живут, удовлетворяя свои земные потребности: ищут пищу, заботятся о самосохранении. Перестает волновать вопрос: «А что может произойти, если я поступлю именно так?». Минимум мыслей, максимум действий.

На первый план выходят инстинкты. Общение с людьми не приносит удовольствия, так как они не вызывают каких-либо чувств. А ведь жизнь – это в первую очередь способность получать наслаждение от каждого прожитого дня, каждой встречи. Жизнь без эмоций делает мир человека серым и бессмысленным.

Подавление негативных эмоций зачастую связано с игнорированием насущных проблем, по причине неспособности с ними справиться.

Но порой все же полезно отключать эмоции и предоставлять себе возможность отдохнуть от мрачных мыслей, глубоких размышлений или для того, чтобы легче и спокойнее пережить не самый приятный период своей жизни. Лучше всего справляется с задачей отключения разума медитация: освоить эту технику совсем несложно.

Можно сделать вывод, что жизнь без эмоций возможна. Но открытым остается вопрос: насколько изменится наше сознание, отношения с людьми и как долго человек сможет находиться в подобном состоянии?

Эмоции детей

Очень часто мы с трудом понимаем, что ощущают взрослые люди, а разобраться в ощущениях и эмоциях детей еще сложнее. Переживания мальчиков и девочек напрямую зависят от ситуации, они очень часто меняются, и обычно не оказывают влияние на настроение крошки.

Малыш может испытывать как положительные, так и негативные эмоции. Чувство негатива в нем вызывают громкий и строгий голос, угрозы, злое выражение лица взрослых, обвинения. Порой даже не очень приятная ситуация, происходящая на глазах малыша, может спровоцировать плач и обиду.

Положительные чувства и переживания ускоряют физиологические процессы, в то время как отрицательные их угнетают. Наверное, именно поэтому педиатры не советуют кормить малыша, который расстроен или плачет. Еда в данном случае плохо усваивается, ослаблено соковыделение и процессы обмена, а значит, у крохи может выработаться негативное отношение к пище.

Каждый человек начинает жизнь громким криком. Первый крик вырывается из груди новорожденного вследствие спазма голосовой щели. Что же это на самом деле – эмоциональное состояние или мышечная реакция? На этот вопрос сложно ответить, но в любом случае можно сделать вывод: с первых дней кроха уже ощущает и реагирует на то, что ему доставляет дискомфорт: он чувствует потребность в тепле, еде, сне. Негативные эмоции у детей вызываются мокрыми пеленками, холодом, усталостью, стеснением движений, голодом…

Первые пару месяцев эмоции детей являются всего лишь рефлекторными явлениями. На третьем месяце жизни они уже могут демонстрировать положительные чувства: машут руками, издают звуки радости, улыбаются. Крохи как будто «оживают» и родные должны постоянно стимулировать эти новые чувства, осознавая, что малыш обязательно начнет повторять их жесты и мимику.

Примерно с пяти месяцев ребенок уже начинает различать незнакомых и знакомых людей. При виде незнакомца кроха может насторожиться или даже заплакать. Эмоции становятся более разнообразными и ярко выраженными. Родители в этот период должны быть осторожными и внимательными, так как те установки, которые получит от них ребенок, окажут влияние на эмоции детей школьного и дошкольного возраста.

У малышей нужно развивать чувство симпатии и любви к людям, любовь к животным, учить восхищаться окружающим миром. Мама должна понимать, если она не будет никого подпускать к малышу, то он вырастет очень осторожным и недоверчивым. Будет запугивать собаками – чувство страха к четвероногим братьям у него останется и в старшем возрасте. Дети прислушиваются и присматриваются ко всему, что говорят и делают взрослые, и эти составляющие окажут большое влияние на формирование характера ребенка в будущем.

В шесть-семь месяцев кроха уже с удовольствием познает окружающий мир, играя с родными, повторяя их движения, и даже выполняя несложные просьбы. Веселые игры вызывают у него море хороших эмоций, он бурно реагирует на все, что происходит вокруг.

Также в этом возрасте мальчики и девочки начинают стесняться, расстраиваться, ревновать. Они радуются, когда видят родных и хорошо знакомых, и робеют в присутствии чужих людей.

Углубление и расширение эмоционального мира дает возможность родителям не только больше узнавать своего малыша, но и начинать понемногу заниматься развитием и воспитанием.

По мнению психологов, развитие эмоционального мира детей можно разделить на четыре этапа:

  • первый год жизни;
  • от года до трех лет;
  • от трех до четырех лет;
  • с четырех до двенадцати.

Первый этап включает в себя формирование основных (главных) эмоций. Затем дети учатся налаживать контакт с окружающими их людьми. Третий этап отличается тем, что эмоции детей перестают полностью зависеть от потребностей. И только после этого, происходит формирование выраженных эмоций, в основе которых лежат логические выводы, а также здравый смысл.

В разном возрасте реакция на одну и ту же ситуацию или проблему может кардинально отличаться.

Родители детей старшего возраста должны, в первую очередь, научить их одолевать негативные переживания. Сделать это совсем несложно: общение и разговоры по душам позволят понять чувства и ощущения ребенка. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда детям приходится сталкиваться с новыми эмоциями.

Ребятишки должны понять, что любые переживания носят временный характер, и главное, уметь переключаться на позитивную волну. Но в любом случае они будут учиться на примере родителей и чаще всего поступать, так как поступают мама и папа. Так что взрослые должны пытаться сдерживать свои негативные эмоции, контролировать чувства и не позволять себе грубых высказываний и криков в присутствии детей.

Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.

Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других. Развитый эмоциональный интеллект создает возможность глубоких отношений с другими людьми, где высшим проявлением эмоциональной сферы личности является способность к эмпатии – проникновению во внутренний мир другого через механизм идентификации .

Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.

  • Эмоциональный тон ощущений . Это базовая, наиболее простая форма эмоций в виде нечетких ощущений, генетически-обусловленное переживание, которое не относится к конкретному предмету, а сопровождает жизненно-необходимые впечатления (вкусовые, болевые, температурные) . Придает ощущениям человека различные эмоциональные оттенки.
  • Собственно эмоции. Это достаточно определенные состояния, которые возникают в связи с удовлетворением потребностей. Они характеризуют отношение человека к актуальным или возможным ситуациям. Среди них выделяют основные эмоции, присущие человеку. К примеру, это могут быть волнение, радость, удивление, страдание, гнев, стыд . Их разные комбинации создают комплексные эмоции или чувства: тревогу, депрессию, любовь.
  • Настроение . Это форма эмоций, которая не относится к конкретному объекту или событию, но обладает достаточной стойкостью и может выступать как показатель темперамента. Основной признак настроения – позитивный либо негативный тон .
  • Чувства . Это стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности. Они являются наивысшим продуктом культурного и эмоционального развития человека. Чувства можно разделить на две группы: стенические и астенические. Стенические чувства – это позитивные эмоциональные состояния, связанные с возникновением возбуждения, активности, бодрости . Они являются проявлением подготовки к большим затратам энергии. Астенические чувства связаны с переживанием печали, снижением активности и спадом энергии. Они являются свидетельством отказа от борьбы с трудностями в условиях повышенного эмоционального напряжения.

Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.

  1. Интерес – позитивная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание и заинтересованность объектом интереса.
  2. Радость – максимально-желательная эмоция, которая выступает скорее продуктом действий и определенных условий, чем результатом стремления ее пережить. Состояние радости связано с уверенностью, собственной значимостью.
  3. Удивление – возникает под влиянием неожиданных событий, способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет все внимание на объект удивления.
  4. Страдание – эмоция, которая вызывает состояние «упадка внутренних сил», ощущение одиночества и жалости к себе.

  5. Гнев – связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, храбрости и уверенности в себе.
  6. Отвращение – вызывает желание избавиться от объекта, обусловленное физической либо психологической изношенностью этого объекта.
  7. Презрение – служит способом подготовки к встрече с опасным противником, связано с чувством собственного превосходства. Это довольно «холодная» эмоция, которая вместе с гневом и отвращением часто объединяются в переживаниях человека и создают так называемую «враждебную триаду».
  8. Страх – возникает под влиянием информации про реальную или вымышленную угрозу, может быть связан с неуверенностью и плохими предчувствиями.
  9. Стыд – вызывает желание спрятаться, исчезнуть, может быть связан с личным чувством непригодности.
  10. Вина – связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за некоторых ошибок, а чувство вины возникает в случае нарушений морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность за происходящие события.

Чувство – высшее проявление эмоций

Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.

Эмоциональный интеллект и эмпатия

Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен прислушиваться к собственным чувствам, контролировать эмоциональные порывы, и быть оптимистичным.

Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.

Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.

Видео-сюжет об эмоциях человека.

Как человек выражает свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви

Чувства величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство это внутреннее отношение человека к чемуто, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции радость, нежность, удовольствие и другие являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств дружба появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь " (К. С. Льюис).

Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (1416 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным. Юноша, как и подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я ".

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Как выяснилось при опросе, только 33% мальчиков из выпускных классов находят, что "настоящая дружба среди сверстников встречается часто ".

Способность любить закладывается с детства, она дарится человеку в первую очередь мамой, близкими людьми.

Если мама кормит ребенка грудью, гладит его нежными и теплыми руками, смотрит любящими глазами, все время с ним разговаривает, малыш чувствует, что мир полон любви, и сам начинает любить. Позже ему придется открыть для себя сложность взаимоотношений в семье, с друзьями. Однако его дружелюбие, готовность любить останутся незыблемыми.

Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кемто. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.

Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.

Отличить увлечение от влюбленности, а влюбленность от любви бывает нелегко. Сильное увлечение нередко определяет многие поступки человека и может послужить мотивом для создания семьи. Но вскоре оно проходит. При влюбленности предмет внимания обычно идеализируется.

Часто подростки считают любовью увлечение и влюбленность. Им порой трудно бывает отличить любовь от другого похожего чувства.

Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых "побед ". Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).

При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их всетаки можно, и лучший советчик в этом время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших "не спешить " не лишен здравого смысла.

"Тайна сия велика есть ", сказано еще в глубокой древности о любви.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общемто верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.

Когда 15летняя девочка серьезно спрашивает: "Существует ли чистая любовь? " это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является "грязной ". Углубление таких представлений может в будущем усложнить семейную жизнь.

С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (1315 лет) нередки "грязные " разговоры, сальные анекдоты. Порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им "заземлить ", "снизить " волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены. Взрослые часто считают, что это присуще только "испорченным " мальчикам. На самом деле и "грязный " секс, и "возвышенный " идеал прекрасной возлюбленной могут существовать в сознании одного и того же подростка (вспомним А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Вересаева, Д. Апдайка и др.).

Подростковый цинизм коробит взрослых, но надо учитывать, что обсуждение "запретных " вопросов (к ним относится не только секс, но и многие другие переживания, связанные с физиологическими изменениями в подростковый период) со сверстниками позволяет снять вызываемое такими разговорами напряжение и отчасти разрядить его смехом. Однако следует беспокоиться не только о тех, кто ведет "грязные " разговоры, но и о тех, кто молча слушает: именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить " волнующие их смутные переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Вот почему так важно общение подростка со взрослым человеком (педагогом, врачом, родителями), которые знают особенности физиологического развития психологии и сексуальности подростка.

Те кто работают с подростками должны приложить максимум такта и усилий, чтобы сохранить и укрепить в их душах ту тонкую "нить ", которая связывает любовь, сексуальность и высокие нравственные принципы; помочь им понять, что сексуальность вне человеческих отношений бессмысленна.

Известна пословица: "Та и красавица, которую сердце полюбит ". В этом утверждении есть доля истины: любовь делает человека красивым. Как мудро заметил М. М. Пришвин: "Любовь это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем ".

В подростковом возрасте юноша и девушка узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви...

Первая любовь прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.

Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.

Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.

Для нас привычно выражение: мужчины это сильный пол, а женщины слабый. Мужские и женские интересы и увлечения порой расходятся, а поведение и отношение к одним и тем же ситуациям различаются. Все эти различия обусловлены самой природой человека. Мужчина и женщина олицетворяют два противоположных начала: мужское и женское. Являясь частью целого, а не целым, они взаимодополняют друг друга.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.

Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).

Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.

В любви соединяются мужчина и женщина. Их психология и мировосприятие различны. Иногда это мешает взаимопониманию, поэтому и мужчина и женщина должны учиться понимать друг друга, осваивать культуру межличностного общения.

Взаимоуважение между мужчиной и женщиной проявляется в поведении, разговоре. Ласковые и нежные слова необходимы обоим, но особенно женщине. Очень важен интерес к делам и проблемам партнера, стремление помочь ему словом и делом. Воспитание таких отношений начинается еще в подростковом возрасте, когда наиболее интенсивно идет формирование юношей и девушек.

Мужчине и женщине необходимо помнить о самоуважении и уважении друг к другу. Женщине свойственно быть заботливой, нежной и в то же время умеющей постоять за себя, своих детей, свою семью, а мужчине сильным, добрым, справедливым, способным взять на себя ответственность за благополучие семьи. Юноша и девушка, мужчина и женщина представляют друг для друга неиссякаемый источник энергии и счастья. Именно такие взаимоотношения и взгляды становятся основой счастливой семейной жизни.