Экскурсия в парижские катакомбы. История возникновения катакомб. Экскурсии для организованных групп

Любители острых ощущений обязательно включат катакомбы Парижа в программу осмотра любопытных мест, чтобы пощекотать нервишки, окунувшись в таинственную атмосферу прошлого.


Если не боитесь призраков и могил, спуститесь в подземелье, чтобы соприкоснуться с потусторонним, ощутить дыхание и запах смерти, посмотреть в глаза тем, кто давно переправился на другую сторону реки Стикс, и разгадал тайну загробной жизни.

Билеты в катакомбы Парижа без очереди можно купить

Вначале были камни

Подземный город мертвых появился в конце XVIII столетия, но началось все гораздо раньше и довольно прозаично – с добычи камня. До Х столетия разработки велись на левом берегу Сены, затем перекинулись на правый берег. До конца века камень добывали на поверхности, но его запасы стали истощаться, и решено было углубиться под землю.


Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории ради вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад , некогда начались первые подземные работы.

Далее новые шахты стали расходиться лучами, и идя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, а также вдоль лечебницы Валь-де-Грас, помните, что в нескольких метрах под вами притаилась другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа.


Когда стали образовываться большие пустоты, им стали находить полезное применение. Это оказались отличные погреба, а потому в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в непосредственной близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы.

Но город рос, и к XVII столетию его границы пересеклись с каменоломнями. Пригород Святого Виктора, который сейчас соединяет восточную периферию от Рю-дез-Экольсюгом до Жоффруа Сент-Иллер; а также улица Сен-Жак и территория Сен-Жермен-де-Пари превратились в наиболее коварные зоны, фактически нависая над бездной.


Когда угрозу обвалов уже нельзя было игнорировать, Людовик XVI весной 1777 года приказал организовать Генеральную инспекцию, чтобы она вплотную занялась каменоломнями. Работает она и сейчас, а ее главная задача – заниматься укреплением шахт, чтобы задержать и предотвратить их разрушение, что в последнее время стало главной проблемой из-за подземных течений Сены, настойчиво затопляющих усыпальницу.

К сожалению, инженерная мысль современной инспекции не идет дальше бетона, которым попросту заливают проблемные ниши. Таким образом, погребены и стали потеряны навсегда гипсовые каменоломни северного Парижа, а вода тем временем находит для себя другие лазейки.

Кладбищенские истории

Церковь всегда трепетно относилась к соблюдению собственных интересов, а потому всячески приветствовала захоронения на прилегающих к ней землях. Место на кладбище и отпевание были одним из видов дохода, а учитывая высокую смертность, это был немаленький куш.


Судите сами: антисанитария; медицина на зачаточном уровне, да и та больше карательная, нежели исцеляющая; только бубонная чума 1418 года принесла урожай из 50 000 трупов. А если случался период слишком долгого воздержания, всегда можно было устроить Варфоломеевскую ночь, что и случилось в 1572 году, принеся на кладбища церквей более 30 000 погибших.

Кладбище Невинных обслуживало 19 церквей, работая с XI столетия, и можно только представить плотность его «населения». К XVIII веку в каждой могиле лежало порой по 1 500 тел из разных отрезков времени.


Вглубь такие братские могилы уходили на 10 метров, а верхний слой земли не превышал 2-х метров. На 7 000 кв. м общее количество тел составляло более двух миллионов, и естественно, что скоро ситуация вышла из-под контроля – миазмы заполнили Париж, с новой силой вспыхнули инфекции, даже вино и молоко не выдерживали, начиная скисать.

Кроме того, кладбище стало излюбленным местом для сомнительных личностей: бездомных, разбойников и даже ведьм с колдунами.

Первые поселенцы оссуария

Церковь долго защищала свои владения, но вынуждена была подчиниться указу парижского парламента, который в 1763 году запретил и дальше хоронить в городе. И все же кладбище просуществовало до 1780 года, пока отделяющая его стена не рухнула, заполнив подвалы ближайших домов нечистотами, болотом и останками мертвых.


Это событие положило начало новой системе – захоронения в жилой части решительно запретили, а прах из могил отправили на глубину 17,5 метров в бездействующие карьеры Томб-Исуар. Больше года ушло на то, чтобы собрать, подвергнуть дезинфекции и выложить кости в их новом доме.

Когда с кладбищем Невинных разобрались, в очередь выстроились еще 17 больших и 300 мелких погостов.


Санитары города работали ночью, способствуя рождению легенд с налетом мистики. Так появились катакомбы под Парижем, куда сегодня стремятся попасть туристы, мужественно выстаивая длинные очереди у павильона возле метро Данфер-Рошро. Как только увидите льва знаменитого скульптора Бартольди, значит, вы у цели.

Прогулка в городе мертвых

Начиная спуск в подземелье, вы пройдете 130 ступеней, уходя на 20 метров вглубь по винтовой лестнице, и ощущая постепенное снижение температуры (внизу она постоянно держится +14).


Внизу вы окажетесь в преддверии царства духов, но до самого склепа еще надо пройти по узкому длинному коридору, который постоянно ответвляется, приглашая свернуть направо или налево. Но вам надо следовать за своей группой, не выходя за пределы туристической зоны, чтобы бригада полиции не выписала вам штраф как минимум на 60 евро.

Создана эта полиция специально для катакомб еще в 1955 году. И не зря, поскольку до того, как из подземелья сделали музей, в его лабиринтах потерялось множество людей. Сторож Филибер Аспер, который работал при храме Валь-де-Грас в 1793 году, решил поживиться вином, хранящимся в погребах.


Неизвестно, нашел он вожделенный напиток или нет, но выход из хитрого переплетения коридоров он точно потерял. Останки бедняги нашли спустя 11 лет, а клочки одежды и связка ключей стали опознавательным знаком его личности.

Миновав несколько залов, вы попадаете в склеп, по бокам которого, словно стражи, стоят черные с белым колонны, напоминающие монашеское одеяние, а на балке между ними можно прочитать: «Остановись! Тут Империя смерти» . В этот момент неизменно вспоминается еще одна цитата: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» .


Подобные предостережения только подстегивают и дальше смотреть Катакомбы Парижа, невзирая на другие таблички, предупреждающие о тленности бытия.

Продвигаясь дальше, невольно проникаешься царящей внутри атмосферой, прислушиваясь к равномерному шуршанию гравия под ногами, одиноким каплям где-то вдалеке. Тусклое желтоватое освещение и пустые глазницы шести миллионов местных обитателей заставляют задуматься о смерти во всех ее проявлениях.

А ведь когда-то все эти черепа и кости были живыми людьми, которые мечтали, любили, плакали, боялись, страдали, строили планы, о чем-то сожалели или радовались, смеялись.


На фото Катакомбы Парижа передают лишь небольшую часть тех эмоций, которые испытывает человек, спускаясь в некрополь. Только представьте – он занимает около 11 000 кв. метров по площади, а протяженность тоннелей – до 300 км.

Обойти и обслужить такую территорию невозможно, а потому для посещений облагородили маршрут, занимающий 1,7 км, что тоже немало. На ее осмотр обычно уходит около 45-и минут.


Говорят, что «дикие» места сплошь усеяны костями в хаотичном порядке, и до них никому нет дела. В тишине, покое и мраке отдыхают окончившие свою земную юдоль парижане, жившие в далекие времена. Какие мысли, страхи и чаянья испытывали они при жизни?

Глядя на них, хочется рассмотреть их настоящие лица. Кто знает, возможно, вы всматриваетесь в глазницы поэта Шарля Перро, самого могущественного и состоятельного человека своей эпохи – Николя Фуке, известного революционера – Максимилиана Робеспьера или Луи Антуана де Сен-Жюста. Возможно, из-за ширмы потустороннего мира на вас взирает Блез Паскаль – философ, математик, великий литератор, физик и механик.


Еще много знаменитых личностей нашли покой в городе мертвых. Но где те, кому некогда поклонялась вся Франция и даже мир, определить невозможно, поскольку их кости давно смешались с другими, чей безымянный прах ровными рядами уложен в бесконечных коридорах вдоль сырых стен.

И живые находят тут временное пристанище

В разные времена Парижские катакомбы служили не только усыпальницей мертвым, живые тоже находили им практическое применение. Так, в период Второй мировой тут размещался тайный бункер фашистов. Но самое поразительное, что соседями им был центр французского Сопротивления, который находился всего на расстоянии 500 метров от них.


В свое время Бонапарт Наполеон тоже любил принимать высокопоставленных гостей в той части галереи, куда было подведено освещение. Во времена холодной войны над миром нависла угроза ядерной бомбардировки, и на этот случай в катакомбах были обустроены бомбоубежища.

Поскольку подземелье всегда держит одну температуру и влажность, это идеальный климат для выращивания шампиньонов – излюбленного продукта французской кухни .

Сверхъестественное парижских катакомб

Пришло время узнать некоторые ужасы про катакомбы Парижа, которые неизменно должны были родиться в течение истории их существования. Многие считают невероятным тот факт, что несчастные, заблудившиеся в многочисленных лабиринтах, так и не были найдены.


Конечно, непосвященным сложно ориентироваться в столь мрачном месте, но если они погибли, куда подевались тела?

На юге Парижа находится парк Монсури. Но он известен не только своим прозвищем «Мышиная гора», памятным знаком Парижского меридиана из камня, большой территорией, и живописным прудом.

Говорят, что время от времени в нем замечают странную тень, очень быструю и загадочную. Ее обиталище – подземные галереи, пролегающие под парком. Появление тени всегда неожиданно, сопровождается трупным запахом и жутким холодом.


Рассмотреть ее невозможно, а лишь уловить периферийным зрением, но это не сулит ничего хорошего. Считается, что этот фантом – вестник скорой смерти.

Еще, если верить руководству и членам труппы Гранд-оперы, призрак оперы вполне реален. Он навечно зарезервировал себе ложу №5 первого яруса, и в нее никогда не продают билеты зрителям. Когда представление заканчивается, он уходит в катакомбы до следующего раза.


За многие годы накопилось немало случаев соприкосновения с загадочными явлениями, которые парижане объясняют активностью обитателей подземного города.

Так, в марте 1846 года одна из газет описала в рубрике судебной хроники необычный эпизод, который так и не удалось раскрыть. В ней говорилось, что на месте строительной площадки, где сносились старые дома, чтобы проложить новую улицу Кюжас, которая соединит Пантеон и Сорбонну, несколько ночей кряду происходило странное.

Площадка эта принадлежала торговцу деревом – Лериблю, а рядом с ней стоял одинокий дом, который и стал объектом нападения. С наступлением темноты на дом начинали падать камни, причем настолько крупные и с такой мощью, что подобное не под силу ни одному человеку.


Строение понесло значительные повреждения: выбитые окна, поврежденные рамы и искореженные двери. Чтобы поймать преступника был прислан полицейский патруль, а ночью во двор пускали злых псов, но и это не помогло. Кто был виновником вандализма, так и не удалось установить, поскольку атаки прекратились так же внезапно, как начались.

Мнение мистиков по этому поводу едино – строительные работы растревожили души мертвых из катакомб, и они пытались прогнать нарушителей покоя.


Каждая история будоражит воображение и толкает искателей приключений в Парижские катакомбы за порцией адреналина. Но авантюристов не привлекают «прилизанные» коридоры, им подавай дикие, нехоженые места. Катафилы и диггеры проникают туда сквозь канализационные люки или тоннели метро, но вот обратную дорогу найти удается не всем.

Катакомбы Парижа на карте

Эта тема не раз вдохновляла писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр на собственные сюжеты с мистикой, тайнами и приключениями героев.

Катакомбы Парижа – самая экзотическая часть истории, придающая городу нотку загадочности. Без сомнений, если вы не слишком впечатлительны, не страдаете сердечными заболеваниями, и у вас нет проблем с дыханием, вам стоит увидеть место последнего упокоения средневековых парижан, и возможно, вы узнаете некоторые их тайны.

Катакомбы Парижа Видео

Точный Адрес: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy — 75014 Paris

Время Работы: Вторник — Воскресенье с 10:00 до 20:30 (касса закрывается в 19:30)

Катакомбы закрыты: По Понедельникам и некоторым праздникам 1 мая и 15 августа

Фотогалерея катокомбы Парижа

1 of 21

Катакомбы Парижа

Катакомбы Парижа – самая пугающая достопримечательность Парижа, являющаяся огромной сетью искусственных тоннелей, в которых лежат кости 6 миллионов человек.

Изначально эти тоннели возникли в результате добычи камня, а после закрытия городских кладбищ их приспособили под оссуарий, такое захоронение не противоречит католическим нормам. Сегодня небольшая часть катакомб оборудована для туристов, а в основном они закрыты для посещения.

История

Для строительства Парижа нужно было большое количество камня, который добывали неподалеку в открытых карьерах. С истощением запасов его начали добывать в закрытых шахтах, заложив первые тоннели в X веке.

Будущие парижские катакомбы разрастались во все стороны без единого плана, хаотически. А вместе с ними рос и Париж, в итоге многие городские районы оказались над тоннелями. В 1777 году проблему начали решать, регулярно инспектируя и укрепляя слабые места.

Заброшенные шахты при этом постоянно использовались. Тут еще в Средневековье варили пиво, хранили вино, уже в наше время растили грибы, а в буйные 80-е года XX века устраивали нелегальные вечеринки. Но основную славу катакомбам Парижа приносят, конечно, горы человеческих костей и стены из черепов.

Перенос захоронений

Появились они тут в конце XVIII века. Католическая церковь в Париже на протяжении всей истории лоббировала создание городских кладбищ при храмах, так как это было очень выгодно с финансовой точки зрения, хотя в языческие времена умерших всегда хоронили за городом.

Итогом стало появление кладбищ, которые представляли собой братские захоронения – останки парижан сваливались в огромные могилы на многие метры в глубину. Одним из таких мест было Кладбище Невинных. К XVIII веку на небольшой территории уже были погребены останки около 2 миллионов человек. При этом в 1763 году все захоронения в черте города были запрещены, новые захоронения не производились, но само кладбище существовало.

В итоге в 1780 году одна из могил, которые уходили в землю на глубину до 10 метров, не выдержала и разлезлась. Подвалы соседних домов, которые и так испытывали большие экологические проблемы из-за такого соседства, наполнились человеческими костями. Это и стало главной причиной появления оссуария в катакомбах. Многие кладбища было решено закрыть, а все выкопанные кости перезахоронили в подземных галереях – христианство это позволяет, так как все формальные требования к захоронениям умерших соблюдены. Кости тут просто сваливались в кучи, а черепа вставлялись в стены аккуратными рядами – именно в таком виде катакомбы находятся и сегодня.

Как попасть

Нужно понимать, что далеко не все 300 километров подземных тоннелей являются подземным кладбищем. Значительная часть катакомб – просто подземные ходы в разном состоянии, какие-то засыпаны, другие законсервированы, третьи приспособлены как часть коммунального хозяйства города. Часть из них сейчас уже залита бетоном во избежание разрушений, а самое интересное место – оссуарий – превращено в музей.

Музей катакомб

Для туристов сегодня открыто около двух километров подземелий, являющихся музеем. Внутри есть разные зоны, но достойны внимания лишь человеческие кости, причудливым образом выложенные в подземных залах.


Вход и выход находятся в разных местах. Купив билеты и отстояв очередь, что связано с ограничением на количество одновременных посетителей, нужно спуститься по винтовой лестнице на глубину около 20 метров.

Сначала посетители попадают в часть, где установлены стенды с историей как всех парижских катакомб, так и самого музея. Затем нужно пройти еще некоторое расстояние, по пути читая различные философские изречения о смерти, написанные на стенах, а также разглядывая различные скульптуры (в основном это копии парижских зданий) из местного камня.


Пройдя около половины подземелья наконец-то можно увидеть кости – они сложены в нескольких залах. Те, кто занимался переносом захоронений и, уже после, организацией музея, явно старались удивить будущих посетителей. Кости сгруппированы, отделены аккуратными рядами черепов, а от зала к залу «выкладка» меняется.

Есть тут и отдельные могилы известных личностей. Их не так много, а захороненные в них деятели зачастую неизвестны широкому кругу лиц. Но стоит отметить, что в катакомбах Парижа хранятся кости Марата, Паскаля, Робеспьера, Перро и других знаменитых парижан. Но отличить череп или бедренную кость великого писателя или математика от какого-нибудь парижского бедняка уже не получится.

Нелегальное посещение

Этот способ является нарушением закона, но он вполне возможен. Парижские катакомбы массово посещают местные и приезжие диггеры, спелеологи, а также просто любопытствующие. Конкретные способы попасть в подземелья нужно искать на тематических сайтах и спрашивать у знающих людей, тем более, что такую информацию не разглашают открыто, ведь каждый «залаз», как их называют диггеры, ставший достоянием общественности, быстро теряет свою актуальность.


Нелегальные исследователи парижских катакомб – отдельная субкультура, которая называется «катафилы».

Официально запрет посещать подземелья Парижа появился в 1955 году. Но он скорее усугубил ситуацию, чем помог – расцвет подземных тусовок пришелся на 70-80 года, когда под землей кипела настоящая жизнь. Подростки-бунтари в галереях бывших каменоломен смотрели фильмы, устраивали дискотеки, употребляли и распространяли наркотики, организовывали оргии. Постепенно это пошло на спад – времена изменились, а также в 1980 году была создана отдельная полицейская служба, которая патрулирует подземелья.


Сегодня способов попасть в парижские катакомбы все меньше. Но многие диггеры даже из стран СНГ, побывали там, подробные отчеты можно в большом количестве найти в интернете. А парижане все еще поддерживают тот дух 70-х: рисуют самодельные карты, оформляют полноценные комнаты для различного времяпрепровождения под землей, проводят вечеринки. Но нужно отметить, что катафилы не любят туристов. Хотя с помощью интернета всегда можно найти человека, который за деньги или даже бесплатно проведет для вас нелегальную экскурсию по подземельям.

Полные карты катакомб Парижа


Экскурсия

Вход в катакомбы находится недалеко от центра города, ближайший заметный ориентир – башня Монпарнас. Место входа и продажи билетов расположено на площади Данфер-Рошро, обычно его можно сразу найти по заметной очереди, стоящей на улице.


Очередь – то, к чему нужно быть готовым. Одновременно в музее парижских катакомб может находиться лишь 200 человек, а желающих почти всегда намного больше. Ожидание может занять от 30 минут до 2-3 часов. Также нужно учитывать, что придется пройти пешком около 1,5 километров.

Место входа на карте

Информация для туристов

http://www.catacombes.paris.fr

Транспорт

Метро и RER – линия B, автобусы – 38, 68 маршруты. Остановка — Denfert-Rochereau.

Время работы

С 10:00 до 20:30, последний посетитель – 19:30. Выходные дни – все понедельники, 1 мая и 15 августа.

Цена билетов

12 евро полная стоимость, 10 – сниженная (в том числе для людей до 26 лет). До 18 лет – вход бесплатный. Билеты в катакомбы Парижа можно купить на сайте заранее, они продаются на точное время и так можно избежать очереди на вход.

Ограничения

Администрация не рекомендует посещать катакомбы людям с респираторными и сердечными заболеваниями. Для инвалидов-колясочников посещение невозможно. Также нельзя проносить большие сумки и все рюкзаки, которые находятся за спиной. Категорически запрещено выносить из оссуария кости – на выходе проводится досмотр.

Полезная информация

Длина экскурсии – 1,5 километра, а также более 200 ступенек. Маршрут рассчитан на прохождение за 45 минут. Температура в катакомбах постоянная – около 14 градусов по Цельсию.

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.

Катакомбы Парижа - сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным - от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбахпокоятся останки почти шести миллионов человек.
История каменоломен
Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.
Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже - при Людовике XIV - привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью. Самыми опасными местами были «пригород Святого Виктора» (от восточной окраины Рю-дез-Эколь на юг до Жоффруа Сент-Илер), улица Сен-Жак, и наконец, пригород (тогда небольшой город возле замка) Сен-Жермен-де-Пре.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом - всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.
История оссуария
По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.
Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Место входа
Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (фр. Denfert-Rochereau) (ориентир - знаменитый лев работы скульптораБартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.
Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение - 60 евро.
Некоторые факты

  • В подземные галереи было проведено электричество. Император Наполеон III любил принимать здесь важных гостей.
  • Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. При посещении катакомб некоторые, по желанию, могут ограничиться лишь исторической экспозицией, без посещения самого оссуария.
  • Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.
  • Во время Всемирной Парижской выставки 1878 года в подземных галереях Шайо, напротив построенной специально к этой выставке Эйфелевой башни, открылось кафе под названием «Катакомбы».
  • Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина - подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 годауровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.
  • Во время Второй мировой войны на левом берегу Сены, в одной из каменоломен был оборудован сверхсекретный бункер немецкой армии. Всего лишь в 500 метрах от него, в августе 1944 года, располагался штаб лидеров движения Сопротивления.
  • В период холодной войны в подземных галереях Парижа были оборудованы бомбоубежища на случай ядерной войны.
  • Здесь захоронены: Жан Батис Кольбер, Марат, Максимилиан Робеспьер, Николя Фуке, Лавуазье, Паскаль, Шарль Перро, Франсуа Рабле.