Афины и древняя греция. Прекрасные афины - мифы, достопримечательности и непростая история. Расцвет Древних Афин

Город Древней Греции со знаменитым Акрополем, Афины, стал символом древней цивилизации и занял центральное место в жизни греков. Строительство Афин началось в микенскую эпоху с возведения Пелопонесских дворцов. Город рос и со временем стал олицетворять все греческие добродетели и пользоваться несомненным авторитетом, так, что даже после поражения в Пелононнеской войне спартанцы отказались разрушать город и порабощать граждан.

История возникновения Афинской империи

Доказательства существования исторического поселения в Акрополе были найдены рядом с местечком Агора. Существует предположение, что он был заселен уже в 5000 г., а возможно и 7000 г. до н.э. Согласно легенде, афинский царь Кекропс назвал город в свою честь, но с Олимпа было видно, что этот город был настолько красив, что заслужил бессмертное имя.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем, откуда хлынула вода, и он заверил людей, что теперь они никогда не буду страдать от засухи.

Афина была последней, она посеяла семя в землю, из которого быстро выросло оливковое дерево. Древние греки считали, что оливковое дерево более ценно, чем вода, поскольку она была была соленой из царства Посейдона. И Афина была выбрана в качестве покровительницы города, и он был назван ее именем.

Основными средствами существования для города Древней Греции стало сельское хозяйство и торговля, в основном по морю. Во время микенской эпохи (около 1550-1100 до н.э.) по всей Греции начинается массовое строительство массивных крепостей, и Афины не стали исключением. Руины микенского двора можно все еще увидеть сегодня в Акрополе.

Гомер в Илиаде и Одиссее изображает микенцев как великих воинов и мореплавателей, которые ведут торговлю в Эгейском и Средиземном морях. В 1200 г. до н.э. народы моря вторглись на греческий архипелаг Эгейского моря с юга в то время, как дорийцы одновременно пришли с севера материковой Греции. Когда микенцы вторглись в Аттику (область, окружающая Афины), дорийцы вышли из города оставив город Древней Греции нетронутым. Хотя как и в других частях древней цивилизации после вторжений отмечался экономический и культурный спад. Афиняне после этого начали претендовать на особый статус в Ионическом море.

Возникновение демократии в Древней Греции

Эрехтейон, Древняя Греция, Афины

Состоятельные аристократы устанавливать контроль над землями, со временем более бедные землевладельцы были порабощены богатыми гражданами. Причиной этого стало разное понимание законов города Древней Греции. Одна часть законодательства, представленная писаниями государственного деятеля Драко, считалась слишком сложной для исполнения, поскольку за большинство нарушений следовала смертная казнь.

Великий законодатель Солон призвал пересмотреть и изменить их. Солон, хотя сам принадлежал к аристократическим кругам, издал серию законов, которые даровали право голоса при решении политических вопросов, гражданам. Тем самым он заложил основу для демократии в Афинах в 594 г. до н.э.

После того как Солон отстранился от государственных дел, различные фракционные лидеры стали делить власть. В конечном итоге победил Писистрат, признавший ценность законов Солона и призывавший исполнять их в неизменном виде. Его сын, Гипипий, продолжил его политический путь, пока его младший брат, Хиппаркос, не убыл убит в 514 г. до н.э. по приказу Спарты. После государственного переворота в Древней Греции и урегулирования вопросов со спартанцами, Клисфен был назначен для реформирования правительства и законодательной базы. В 507 г. до н..э. он ввел новую форму правления, которая сегодня признается демократическим режимом.

По словам историка Ватерфилда:

«Гордость за то, что граждане Афин отныне могли участвовать в общественной жизни, дало огромный толчок для развития ими города» .

Новая форма правления обеспечила стабильность, необходимую для процветания Афин как культурного и интеллектуального центра древнего мира».

Эпоха Перикла в Афинах


Афины

При Перикле Афины вступили в золотой век, который ознаменовался культурным подъемом, сопутствующим появлению великих мыслителей, писателей и художников.

После того как афиняне одержали победу над персами в битве при Марафоне в 490 г. до н.э., и освободились от второго персидского вторжения в Саламине в 480 г. до н.э., Афины стали считаться центром военно-морской мощи древней Греции. Делосский союз был сформирован для создания сплоченной обороны городов-государств древней цивилизации для предотвращения атак персов. Под руководством Перикла Афины заслужили такой авторитет, что могли издавать собственные законы, вводить обычаи и вести торговлю с соседями в Аттике и на островах Эгейского моря.

Период правления Перикла вошел в историю древней Греции как золотой век философии, художественного и литературного искусства, расцвета Афин. Геродот , «отец истории», написал свои бессмертные труды в Афинах. Сократ , «отец философии», преподавал в Афинах. Гиппократ , «отец медицины», практиковался в столице древней цивилизации. Скульптор Фидий создал свои лучшие произведения для в Акрополе, храма Зевса и Олимпии. Демокрит провел исследования и выяснил, что вселенная состоит из атомов. Эсхил Еврипила, Аристофан и Софокл написали свои знаменитые пьесы. Платон создал академию наук рядом с Афинами в 385 г. до н.э., затем Аристотель основал Лицей в центре города.

Боевые сражения Афин

Мощь Афинской империи представляла угрозу для соседних государств. После того как Афины отправили войска на помощь спартанским войскам, чтобы подавить восстание Хелот, Спарта предложила древним грекам оставить поле сражения и вернуться домой. Инцидент спровоцировал войну, которая уже давно назревала.

Позже, когда город Древней Греции отправил свой флот для защиты союзника Сосуга (Конфу) против коринфского вторжения во время битвы за Сибота в 433 г. до н.э., это было истолковано Спартой как агрессия, а не помощь, поскольку Коринф был союзником Спарты.

Пелопоннесская война (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой, в которой так или иначе были задействованы все города Древней Греции, закончилась поражением для Афин.

Все культурные памятники были разрушены. В городе, имеющий репутацию образовательного центра и культуры всей цивилизации, возникло такое явление как порабощение населения. Афины изо всех сил пытались отстоять свое положение независимого государства, пока не были окончательно побеждены в 338 г. до н.э. войсками Македонии под руководством Филиппа II в Херонее.

После поражения в битве при Синосефале в 197 г. до н.э. Римская империя начала постепенное завоевание Древней Греции. Легенда гласит о том, члто римский полководец Сулла, которого уволили с высокой должности в Афинах 87 г. до н.э., был организатором резни граждан города и поджога порта Рипей.

В современном мире Афины хранят наследие искусства классической эпохи, поэтические и художественные достижения. В то время как Парфенон в Акрополе продолжает символизировать золотой век и расцвет Древней Греции.

Видео Афинский Акрополь древней Греции

Древние Афины

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах 19 века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса . Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (4 век до н. э).

Становление Афинского государства

Борьба Тесея с Минотавром

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма - объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще ​​в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 - 13 веках до н. э). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов , геоморов и демиургов . Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой - так называемые метеки - лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами , которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом - советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшегося уравнение в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. е. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594-593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот , осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия

Эпоха Писистрата и Клисфена

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата , проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нем Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря , укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата 527 до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх убит заговорщиками, а Гиппий свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном . Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

Греко-персидские войны

В греко-персидских войнах (500-449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу - Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии - Афинской демократии , что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 - 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных - гелиэя - избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон - выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.

Афинская гегемония

На вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин - так называемый золотой век Перикла . В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот , философ Анаксагор , скульптор Фидий , поэты Эсхил , Софокл , Еврипид , сатирик Аристофан . Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей - аттический диалект - получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов . В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя - шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447-438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

План Афин в период наивысшего расцвета - около 430 до н. е., накануне Пелопоннесской войны

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки - Пелопоннесским союзом , возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431-404 до н. э) - крупнейшей войне в истории Древней Греции . Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 до н. э Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой ​​флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378-377 годах до н. э возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном , Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии .

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором . В 86 до н. э. войско Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в ее состав. С 3 веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

Холм Ареопаг, современные Афины

  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал свое имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага. Здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз, ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.
  • Холм Акрополис.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Районы

Храм Зевса Олимпийского, наши дни

  • Внутренний Керамик , или «Квартал гончаров».
  • Дем Милет в западной части города, южнее Внутреннего Керамика.
  • Дем Гиппий Колонос - считался наиболее аристократическим среди всех демов полиса Древних Афин.
  • Дем Скамбониде в северной части города и восточнее Внутреннего Керамика.
  • Коллитос - южный район города, лежал южнее Акрополя.
  • Коеле - район на юго-западе города.
  • Лимна - район к востоку от дема Милет и района Коллитос, занимал территорию между Акрополем и рекой Илиссос.
  • Диомея - район в восточной части города, рядом с Диомейскими воротами и Киносаргом.
  • Агре - район южнее Диомеи.

Пригород

  • Внешний Керамик располагался на северо-запад от города, считался лучшим пригородом Афин. Здесь хоронили афинян, павших в войне, а в дальнем конце района существовала Академия на расстоянии 6 стадий от города.
  • Киносарг располагался восточнее города, напротив реки Илиссос, граничил с Диомейскими воротами и гимназией, посвященной Гераклу, в которой учил киник Антисфен.
  • Ликей - располагался восточнее города. В этом районе существовала гимназия, посвященная Аполлону Ликейскому, известная тем, что там учил своих учеников Аристотель.

Улицы

Среди наиболее важных улиц Афин были:

  • Улица Пирея, которая вела от пирейских ворот к Афинской агоре.
  • Панафинейский путь вел от Дипилонских ворот через агору к Афинскому акрополю. Панафинейским путем происходило торжественное шествие во время Панафинейских праздников.
  • Улица Тренога располагалась восточнее Акрополя.

Общественные здания

  • Храмы. Из них наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского, расположенный юго-восточнее Акрополя, вблизи реки Илиссос и фонтана Каллирое. Среди других храмов Афин: Храм Гефеста - расположен к западу от агоры; Храм Ареса - на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов - на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города.
  • Булефтерион был возведен в западной части агоры.
  • Толос - округлое здание вблизи Булефтериона, построенное в 470 до н. э Кимоном, который был избран в Совет пятисот . В Толосе члены совета питались, а также осуществляли приношение жертв.

Стадион Панатинаикос, современный вид

  • Стоа - открытые колоннады, использовались афинянами в качестве места отдыха в разгар дня, их было несколько в Афинах.
  • Театры . Самым первым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя, долгое время он оставался крупнейшим театром афинского государства. Кроме того, существовал Одеон для участия в конкурсах по вокалу и исполнения инструментальной музыки.
  • Стадион Панатинаикос располагался на берегу реки Илиссос в районе Агре, здесь проводились спортивные события Панафинейских праздников . На стадионе Панатинаикос состоялись Первые Олимпийские игры современности в 1896 году.

Источники

  • Бузескул В. П. , Афинская политией Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1995;
  • Жебелева С. А. , Из истории Афин (229-31 года до н. э.), СПБ. 1898;
  • Колобова К. М. , Древний город Афины и его памятники, Л., 1961;
  • Зельин К. К. , Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964;
  • Доватур А. , Политика и политии Аристотеля, М.-Л., 1965;
  • Ferguson W. S. , Hellenistic Athens, L., 1911;
  • Day J. , An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

Афины столица Греции, экономический, культурный, а также административный центр этого государства. Назван город в честь знаменитой древнегреческой богини мудрости и войны, которая считается его покровительницей. Это древнейший город, переживший свой расцвет более двух тысячелетий назад. Греция – колыбель величайшей цивилизации, город, окутанный легендами, пришедшими из глубины веков. Богатейшая история Афин, насыщенная незабываемыми событиями, великолепные климатические условия, а также красота и самобытность городских улиц и площадей – все это вызывает огромный интерес к греческой столице у туристов, съезжающихся сюда из разных уголков мира.

Афины: краткая информация, несколько интересных фактов

– это родина театра. В древнегреческом театре трагедии ставились с целью ублажить бога вина Диониса, а просмотр комедий считался уделом плебеев. Играть на сцене древнегреческого театра могли только мужчины. Мимика в древнегреческом театре не использовалась, вместо этого применяли маски, изображающие различные эмоции.
В Афинах дважды проходили Олимпийские игры современности, в том числе, и самые первые, состоявшиеся в 1896 году. Интересно, что к участию в первой Олимпиаде женщин не допускали: все спортсмены (241 человек), прибывшие из четырнадцати государств, были мужчинами. В древнегреческих Афинах тоже проводились Олимпийские игры, на которых лучшие атлеты Древней Греции состязались между собой в спортивном мастерстве.

Афины считаются городом античных богов, которые, как утверждает мифология, жили на горе Олимп.
Греческая столица является самым большим городом страны и одним из древнейших городов мира.
Греческий город Афины является родиной многих выдающихся философов, политиков и писателей: Софокла, Перикла, Сократа и пр.
Снимать обувь в афинских домах не принято. Приглашение в гости в Афинах не подразумевает обязательного угощения ужином либо обедом, не все города могут этим похвастаться.

Исторический облик Афин

Греческий город Афины является одним из главнейших мировых центров археологических исследований. Многих туристов, приезжающих сюда, привлекает в греческой столице возможность заглянуть в прошлое человеческой цивилизации, прикоснуться к ее истории, увидеть развалины старинных зданий, полюбоваться уникальными памятниками архитектуры и истории. На том месте, где сегодня располагаются современные Афины, люди начали селиться более пяти тысячелетий назад, поэтому в греческой столице имеется огромное количество памятников самых разных эпох.

Информация для приезжающих в Афины туристов

Путешественники, приезжающие в Афины летом, имеют возможность не только осмотреть местные достопримечательности, но еще и посетить интересные представления, разыгрываемые в расположенном у подножия Акрополя амфитеатре. Также у них имеется возможность насладиться отдыхом на великолепных пригородных пляжах, именуемых Афинской Ривьерой. Туристы, желающие избежать жары и большого скопления людей, могут приехать в зимой: мягкий средиземноморский климат делает этот город привлекательным в любое время года.

Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.


Основа основ

Легенда гласит о том, что город назвали в честь воинствующей девы Афины. Она была богиней мудрости, покровительствовала искусствам и ремеслам, всевозможным наукам, но, в то же время была большой приверженицей сражений и боев.
Зародился город настолько давно, что история скрывает от современников истинную дату. Есть сведения о том, что Афины существовали еще в период эпохи Микенов и даже задолго до нее. Афины воспевал в своих учениях Платон и его соратники.
Афины, как и другие города Греции, были полисом. Этот город-государство достиг своего расцвета в 9 веке до н.э. В этот период Афинами правили уже не цари, а тираны. Но ничего плохого в определении этого наименования жители не видели. В переводе с греческого «Тиранос» - властитель. Впрочем, это поначалу все было идеально, но с годами властители начали забирать у людей самое ценное. Население периодически подвергалось разграблениям. Вот с тех пор слово «тиран» стало чуть ли не ругательным. Под ним подразумевали жестокого властителя.
Жители терпели тиранов, поскольку они пользовались покровительством знати и высшего совета старейшин (ареопага).
Первое население
Считается, что поначалу Афины населяли некие пеласги, а первым царем, согласно мифологии, стал Кекроп. Датировано это время 2-3 тысячелетиями до н.э. Позже в Афины прибыли ионийцы. Кстати, по приданию, величественная Афина подарила жителям города маслину намного позже того момента, когда полис начал процветать. Так она завоевала почет и признание. Ведь маслина – символ богатства, жизни. Богиня обошла в соперничестве Посейдона, который хотел даровать жителям Афин воду, чтобы завоевать их почет и уважение и стать признанным правителем. Олива значила больше.
В городе процветали рудники, на которых рабы добывали серебро, олово и еще ряд полезных ископаемых. Недалеко от города нашли и залежи железа. Недолго думая, афиняне устроили предприятия по добыче полезного металла.
Славились Афины своей керамической посудой, маслом оливы, различными сортами меда, винами. В Афинах добывали и обрабатывали мрамор. Все это способствовало огромному расцвету торговли и ремесел. Афины процветали и набирали бонусы в экономическом отношении. Сюда люди стремились целыми семьями, основывая и строя свои дома. Так город все больше разрастался.

Примечательно время правления Драконта. От его имени пришло в современность понятие «Драконовские законы». Этот жестокий правитель установил весьма опасные порядки. Согласно им, жителей наказывали смертной казнью даже за самые незначительные провинности. К примеру, лишить жизни могли за кражу луковицы.
В Древние времена в Афинах царило имущественное неравенство. Но в 6 веке до н.э. этому был положен конец. Всему виной нарастающие стычки между знатью и простыми жителями-бедняками. Кровопролитные волнения подавили избранием архонта, который в итоге, благодаря своей сообразительности, навел всеобщий порядок. Солон отменил драконовские порядки и начал строить прекрасное общество, проводя реформы в основных сферах жизни афинян.

Сословия Афин

По свидетельству историков Солон разработал ряд законов, согласно которым жители получали свободы в части наследования имущества. Льготами пользовались обычные трудяги – ремесленники и торговцы. Граждан поделили на 4 сословия, что зависело от их материального положения. Все люди, независимо от положения в обществе получили равные права. Любые, даже не очень важные вопросы политики решались мнением большинства и только после всеобщих обсуждений.
Солон всегда защищал лишь высший слой – аристократию, в рядах которой была знать и зажиточные крестьяне. При нем государственные должности занимали только богачи. Впрочем, при этом бедные сословия тоже могли вершить судьбы. Так, в 500-хх годах до н.э., некие простолюдины Аристогитон и Гармодий убили правящего тирана, который чинил полный произвол и не давал нормальной жизни людям.
Несмотря на это, знать всегда находила возможность объединиться и руководить людьми так, как было нужно ей. Они подтасовывали голоса на собраниях народа, совершали большие подкупы, пользовались услугами демагогов (сомнительных народных вождей).
Расцвет касался внешних отношений. Афинам принадлежал порт Пирей. Он был центром торговли Средиземноморья. Полис стал главенствовать в Морском Союзе, который включал не менее 200 полисов. Афины владели общей казной, что сильно подняло авторитет афинян.


Великая война

В 400-хх гг. до н.э. на Афины напали спартанцы. Эту эпопею называют Пелопоннесской войной. Длилась она порядка 30 лет. В истории Афин и Древней Греции это были одни из самых значимых и кровопролитных сражений. В итоге морской союз Афин больше нельзя было назвать сообществом, а в городе, в результате переворота, власть взяла группировка властителей в количестве 30 тиранов. Народное собрание потерпело фиаско.
Афины капитулировали перед Спартой. Затяжная война ослабила не только этот крупнейший город Греции, но и большинство полисов. В этот же период на арене появляется крупный внешний противник – Македония. Правитель этой страны планомерно подбирался к Афинам. В результате города-полисы решили объединиться. Так был создан союз:

  • 1. Фивы.
  • 2. Магар.
  • 3. Коринфа.
  • 4. Афины.

Сражение коалиции греков потерпело поражение. Ведь перед Македонией заискивала афинская знать, в большинстве. Так началась эпоха эллинизма в Греции. В этот период верх взяли Македонцы. Они давали свободу населению лишь формально. Впрочем, афиняне устояли, благодаря своей древнейшей истории. К примеру, римлянин Луций помиловал Афины лишь потому, что они обладают столь богатой историей. Жителям была дарована свобода.


Упадок

Афины начали постепенно угасать к 3 веку до н.э. Пелопонесская война вконец разорила Грецию. Ученые утверждают, что в итоге наступил крах эллинизма. С одной стороны междоусобные войны, с другой – наступающие римляне. Уже в начале нашей эры город не просто захватили, но и катастрофически разграбили воины Силлы. Этот римлянин привел в Афины огромную армию, и для победы жителей осажденного полиса не оставалось ни единого шанса.

Римское господство продолжалось до 3 столетия. При этом Афины не теряли своего высокого положения в Греции, пока не пришли германские воины-герулы и не уничтожили все практически до основания. Сохранились лишь культурные ценности, некоторые учреждения, например, школы. Кстати, это время дало миру известнейшего римского императора Юлиана, который как раз обучался в одной из афинских школ. Впрочем, он же закрыл эти учебные заведения.
Центр эллинизма «ушел» в Македонию, Афины быстро приходили в упадок. Негода богатый город стал больше похож на периферию, маленькую деревеньку. Численность населения в 500-гг. новой эры составляла всего лишь 20 тысяч человек.
Дальнейшая история Афин далеко не радужна, а скорее печальна. Город много раз осаждали, грабили. Акрополь, который был непревзойденным дворцом, потерял свое величие. В середине 15 века в Афины вошли Турки. А им, в свою очередь, пришлось отстаивать город от набега венецианцев. В тот период сильно пострадал значимый памятник архитектуры Парфенон. Он практически пал под обстрелами венецианских орудий.
Возрождение столицы
Афины стали столицей государства в начале 19 столетия. Тогда город был больше похож на провинциальную деревню, но свободную от османского ига. Правивший в те годы король Оттон приказал возродить некогда прекрасный город. Началось интенсивное строительство. За основу был взят проект архитектора Лео фон Клензе.
Еще больше кварталов появилось в начале века 20. В город съехались беженцы из территорий Малой Азии. Вторая мировая принесла Афинам новые беды. Город заняли гитлеровцы. Но с победой над фашистами, в Афины пришло процветание и новое возрождение.
Сейчас Афины – крупнейший мегаполис Греции – столица Олимпийских игр. Они здесь проводятся вновь с конца 19 в. Тысячелетняя слава этого города не забыта и ныне. Даже в 20 веке город еще сотрясали политические перевороты, но культурная деятельность при этом не останавливалась. В 1981 году Греция вступила в Евросоюз, что дало стране и, конечно, ее столице, огромные привилегии в качестве инвестиций.
Итак, Афины по сей день остается заветной мечтой тех туристов, которым пока не довелось побывать в столице Греции. Величественная архитектура, культур, традиции, прекрасная история. Все это сохранено в многочисленных музеях древности.

    Очаровательный город Сития

    Праздники в Греции

    Олимпиада в Древней Греции и в наши дни

    «Citius, Altius, Fortius» - девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн – вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.

    Марафон.От мифов к реальности

    Как и во всей истории Древнего мира, в фактах, касающихся легенды о Марафоне, разобраться непросто. Геродот упоминает о битве, когда греки и их отважные союзники платейцы разгромили превосходящие силы персов. В греческом войске был бегун Филиппид (или Фидиппид), который пробежал от Афин до Спарты, чтобы привести на помощь спартанцев. Считается, что путь приблизительно в 245 километров он проделал за 48 часов. Современный «Спартатлон» зафиксировал для того же расстояния рекордное время пробега в 20 часов 25 минут, которого достиг греческий бегун Янис Курос в 1984 году.

    Греческие острова. Остров Дилос (Делос)

    Дилос узким проливом шириной около трех километров этот остров (площадью 3,4 км») отделен от Миконоса. В античные времена он назывался Делосом, и этот фонетический вариант сохранился в современных западноевропейских языках. Дилос находится в каком-нибудь получасе хода на катере от порта Миконос. Это самый простой путь попасть на «священный остров».

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Городские поселения располагались в нескольких километрах от моря. Группировались они вокруг высокого холма с возвышающейся над ним цитаделью. Называлась она Акрополем. Местность эта была чрезвычайно живописной, а Акрополь украшали великолепные здания.

Древние Афины на карте Греции

От тиранов к демократии

Город-государство начал набирать силу в конце IX века до н. э. Вначале Афинами правили цари, а затем им на смену пришли тираны. Тиранос с греческого переводится как властитель . Поэтому никакой плохой смысл в это слово не вкладывался.

Однако со временем городские правители начали притеснять и грабить население. Вот тогда под словом "тиран" уже начали понимать жестокого властителя или деспота. В этом негативном значении оно дошло до наших дней.

Поначалу тиранов терпели, так как они пользовались поддержкой у богатых и знатных афинян и у ареопага. Ареопагом называли высший совет, в состав которого входило 9 судей или архонтов .

Афинский Акропль

В VII веке до н. э. архонт Драконт провёл в жизнь целую серию жесточайших законов. По ним за малейшую провинность людей казнили. Украл кисть винограда или луковицу - смерть. Афиняне говорили, что Драконт писал свои законы кровью и называли их драконовскими.

Имущественное неравенство закончилось борьбой между аристократами и простолюдинами в VI веке до н. э. В городе начались волнения и вооружённые стычки. Чтобы прекратить кровопролитие, решили избрать архонтом умного человека, чтобы он, наконец-то, навёл порядок.

Таким человеком оказался Солон . Он имел прекрасную репутацию и в 594 году до н. э. начал проводить реформы. Именно по его инициативе были отменены законы Драконта и долговое рабство. Ввели законы о свободе завещания и наследовании имущества. Ремесленникам и торговцам стали предоставлять льготы.

Всех граждан Аттики, в зависимости от материального достатка, поделили на 4 сословных группы. Каждой из них предписали свои обязанности и права. Но в данном вопросе Солон выступил защитником аристократии. Он предоставил право занимать государственные должности лишь богатым гражданам.

Реформатор не покусился и на власть тиранов. Те продолжали чинить произвол и всё более восстанавливали против себя простой люд. В 514 году до н. э. тирана Гиппарха убили заговорщики Гармодием и Аристогитоном. Эти два древних грека вошли в историю как первые тираноубийцы.

В 509 году до н. э. в Древних Афинах вспыхнуло народное восстание. В результате этого царская власть была уничтожена, и восторжествовало демократическое правление. Все афинские граждане, независимо от материального достатка, получили равные политические права, а важнейшие государственные вопросы стали решать общим голосованием.

Но возникшая на землях Древней Греции республика осталась аристократической. Знатные афиняне стали объединяться в группировки и манипулировать голосами людей на народных собраниях. Аристократы подкупали и привлекали на свою сторону народных вождей, которых называли демагогами .

Расцвет Древних Афин

В V веке до н. э. греческие города-государства одержали победу над Персией. Это способствовало не только всеобщему расцвету, но и победе демократии. В Аргосе, Фокиде, Фивах правящие аристократические группировки были свергнуты. Жители этих городов стали практиковать демократические свободы по примеру Афин.

Но наибольшего расцвета достигли именно Древние Афины. Принадлежащий им порт Пирей стал основным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Афиняне также встали во главе морского союза, который включил в себя 200 полисов (городов). У союза была своя казна, а заведовали ею афиняне. Всё это укрепило город и подняло его авторитет.

Что же касается внутриполитической жизни, то она характеризовалась борьбой 2-х партий - аристократической и демократической. В 462 году до н. э. власть ареопага была существенно ограничена. Народные собрания начали играть всё более существенную политическую роль. Созывались они по 4 раза в месяц. На них принимались законы, объявлялись войны, заключался мир, распределялись государственные средства.

Перикл с женой Аспасией

В этот период выделился такой исторический деятель как Перикл . Он стал признанным афинским вождём, а в 443 году до н. э. его избрали стратегом (военачальником). Этот человек 15 лет находился у власти. Именно при нём в народном собрании стали практиковать тайное голосование.

На всех скульптурах Перикл изображён в шлеме. Существует предположение, что его голова имела какой-то физический дефект. Но, несмотря на это, стратег имел разностороннее образование. Он стремился сделать Древние Афины центром просвещения всей Эллады.

Женой этого человека была Аспасия из Милета. Она отличалась красотой и умом, а в своей общественной деятельности добивалась равноправия женщин. Жители города сравнивали Перикла с Зевсом, а его жену с Герой - женой громовержца. Однако брак этой пары не был признан официальным, так как Аспасия не являлась афинянкой. Правда, два сына от этого брака получили афинское гражданство.

При Перикле город процветал и был самым благополучным и сильным среди всех городов Древней Греции. В 429 году до н. э. стратег скончался. После этого начался постепенный закат могущественного города-государства.

Закат Древних Афин

В 431 году до н. э. началась война между Спартой и Афинами. Продолжалась она 30 лет, велась чрезвычайно жестоко. В этой войне принимали участие и другие греческие города. В историю она вошла как по названию союза, который возглавила Спарта.

Спартанцы несколько раз вторгались в земли Аттики и осаждали Афины. В ответ на это афиняне с моря нападали на пелопоннесские города. Был также организован морской поход на Сицилию. В нём принял участие флот из 134 триер (военных кораблей). Но эта крупномасштабная экспедиция успеха афинянам не принесла.

Потерпев ряд серьёзных поражений, Афинский морской союз распался. В самом городе произошёл переворот. В результате этого к власти пришёл вначале аристократический совет четырёхсот , а затем власть захватила более малочисленная группировка тридцати тиранов . Что касается народного собрания, то его полномочия были значительно сокращены.

Пелопоннесская война велась и на суше, и на море

В 404 году до н. э. афиняне капитулировали перед спартанцами. Им запретили иметь военный флот, а каменные стены порта Пирея были разрушены. Но долгая война ослабила не только Аттику, но и другие греческие полисы.

А в это время на севере появился новый могучий противник. Это была Македония, которая начала претендовать на гегемонию во всей Греции. Наибольшей мощи она достигла в середине IV века до н. э. при Филиппе II . Он создал хорошо вооружённую армию и начал покорять один греческий полис за другим.

Однако афинские земли продолжали оставаться культурным и торговым центром Эллады. Но жители города понимали, что македонцы скоро доберутся и до них. Об этом прямо говорил афинский оратор Демосфен. Его обличительные речи назвали филиппиками, а сам Филипп II объявил Демосфена своим личным врагом.

Политическая ситуация накалялась, и Древним Афинам ничего не оставалось делать, как создавать военный союз. В него вошли Фивы, Мегар и Коринфа. В 338 году до н. э. произошла битва возле беотийского города Херонея между войсками военного союза и армией Филиппа II. В этом сражении союзники были разбиты.

Победитель продиктовал побеждённым городам условия мира. Так как Филипп II был человеком умным, то формально он объявил покорённые полисы независимыми, но обязал их поддерживать его в военных кампаниях. Помимо этого он расставил в Аттике военные гарнизоны.

В большинстве покорённых городов к власти пришла аристократия, заискивающая перед Македонией. На этом закончилась классическая эпоха, и начался эллинистический период Древней Греции .

Во время эллинизма ситуация в Афинах постоянно менялась. Город то добивался независимости, то опять попадал под власть македонской армии. В 146 году до н. э. город оказался под властью Римской Республики на положении союзника. Но свобода была чисто формальная.

В 88 году до н. э. афиняне поддержали антиримское движения, которое возглавил понтийский царь Митридат VI. Но в 86 году до н. э. возле городских стен оказалось римское войско под началом Луция Корнелия Суллы. Римляне захватили когда-то великий город штурмом. Однако Сулла проявил милосердие из уважения к историческому прошлому Древних Афин: фиктивная свобода афинянам была сохранена.

В последней четверти I века до н. э. город вошёл в состав новой римской провинции. Но лишь в III веке н. э. значимость когда-то могущественных Афин полностью сошла на нет, и полис пришёл в полнейший упадок.