1000 год високосный. Что такое високосный год и чем он отличается от обычного? Кто ввел в календарь високосные годы

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: Термин «экзистенциализм» происходит от латинского exsistentia - существование. Экзистенциализм - фи­лософия существования, акцентирующая свое внима­ние на уникальности иррационального бытия человека.

Предшественником экзистенциализма был Серен Кьеркегор. В виде отдельного направления экзистенциализм офор­мился в 1920- 1940-х гг. в работах Карла Ясперса и Жан-Поля Сартра. На формирование его идей большое влияние оказали работы Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, 3. Фрейда.

Экзистенциализм сосредоточен на проблемах, связанных с человеком и смыслом его бытия в современном мире. Это на­правление продолжает играть значительную роль в развитии современной философии.

Крупнейшим представителем немецкого экзистенциализма является Карл Ясперс (1883- 1969). Основную задачу философии он видел в раскрытии так называемых шифров бытия как различных выражений трансценденции. Основные понятия философии Ясперса: экзистенция; пограничная ситуация; забота; страдание; вина; всеобъемлющее; философская вера.

Человек не подлежит объективному рассмотрению: его следует понимать как экзистенцию, представляющую собой уровень человеческого бытия, уже не способный стать пред­метом рассмотрения науки.

Экзистенция - существование как аспект всего сущего.

Истинная философия не может быть ограничена ни определенным предметом, ни выбором метода. Она призвана давать человеку ориентиры в мире, освещать первооснову бытия, т.е. экзистенцию, и приближать душу че­ловека к трансценденции.

Экзистенция - это сам человек. Человек есть экзистенция, только когда он действует как свободное существо. Экзистен­ция тесно связана с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Она постигается в пограничных ситуациях: страдание, смерть, борьба, вина, болезнь. Экзи­стенция выявляется через отнесение человека к бытию, к дру­гим людям (т.е. через коммуникацию).

Главное в экзистенции - свобода. Экзистенцию нельзя обнаружить в предметно-вещном мире, подчиненном необ­ходимости. Свобода, неподвластность объективизации, ове­ществлению являются сутью экзистенции.

СТРУКТУРАЛИЗМ: Структурализм - конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая задачей научного исследования выявление структуры объектов.

Структурализм возникает в 1920-х гг. в ряде гумани­тарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.). Толчком к его появлению служит воз­никновение в лингвистике структурного метода, который понимает под структурой объекта совокупность отношений при определенных преобразованиях. Структура рассматри­вается не в качестве основы исследуемого объекта, а как со­вокупность правил. Структурализм стремится к выявлению глубинных универсальных ментальных структур, проявляю­щихся в социальных структурах всех уровней.

В истоках зарождения структурализма - труды швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857-1913), который впервые стал рассматривать язык как знаковую систему. Благодаря такому подходу лингвистика превращается в раздел семиологии - науки, занимающейся изучением знаков. Логическая цепочка: язык является системой знаков, каждый из которых представляет собой единство означающего и означаемого, а каждая единица системы одно­временно определяет другие элементы и определяема ими.

Одна из основополагающих идей структурализма вы­сказана Клодом Леви-Строссом (1908-2009) в его работе «Структурная антропология». Его исходные по­стулаты: во-первых, бессознательная умственная деятель­ность состоит в наделении содержания формой и, во-вторых, эти формы аналогичны для всех типов мышления независимо от исторического этапа. Следовательно, в основе каждого со­циального установления или обычая имеется бессознательная структура. Это становится принципом истолкования, который согласуется со всеми проявлениями общественной жизни. Особое значение уделяется языку как явлению, которое можно подвергнуть истинно научному исследованию.

НЕОТОМИЗМ: В неотомизме возрождаются основные категории фи­лософии Фомы Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. Бог определяется неотомистами как первопричина, вещи - как соединение материи и формы, процессы - как переход потенции в актуальность.

Ведущей задачей неотомизма является примирение рели­гии, философии и науки.

Наиболее яркие представители - Этьен Жильсон и Жак Маритен.

Этьен Жильсон (1884- 1978) определял бытие Бога как акт чистого существования.

Классификация познавательных способностей челове­ка осуществляется Жильсоном в экзистенциальном русле. Существование невозможно постичь чувственным путем; по­скольку действительное существование возможно лишь как существование единичного, оно непостижимо и разумом. Для постижения реального существования необходим высший син­тез рационального познания и веры, в содержании которой нет и не может быть рассогласования между сущностью предмета и его существованием.

Истина - это вера, а вера - это абсолютная уверенность в том, что Бог открывает нам себя через слово и что все слова Бога истинны. Истины подразделяются на допускающие пости­жение разумом в качестве предпосылки веры и на собственно догматы, находящиеся вне пределов познания.

Жак Маритен (1882- 1973) видел причину деструк­тивности философии Нового времени в утере системы ценностей, свойственных средневековой культуре. Задача философии в том, чтобы с католической точки зре­ния охарактеризовать культурные, исторические и социально-политические феномены XX в. и дать ответы на главные философские вопросы. Вопросы гармонии веры и знания, соотношения религии и философии Маритен рассматривает в связи с переворотом в познании и социальной жизни XX в. Христианство показывает людям, что любовь важнее ин­теллекта. Христианство выражает естественное стремление человека к высшей свободе и раскрывает его истинное пред­назначение.

Решение проблемы человеческой свободы в философии Маритена было заимствовано многими программами совре­менных христианских демократических движений. Согласно Маритену, конечной целью фашизма и коммунизма является искоренение божественной свободы.

Маритен разработал концепцию интегрального гуманиз­ма, рассматривающего человека целостно, одновременно в природном и сверхприродном бытии.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ: Постструктурализм - философское и социогуманитарное течение 1970-1980-х гг., связанное с критикой и преодолением структурализма. Постструктурализм развивался главным образом во Фран­ции.

Один из представителей постструктурализма Жак Деррида (1930-2004) разработал метод философствования, основанный на постоянном движении самоуточнения: мысль на всех этапах изложения непрерыв­но уточняется всевозможными корректировками. Этот метод тесно связан с поэтическим мышлением.

Прежние принципы «структурности структуры» Деррида считает недостаточными; любой способ языкового обозначе­ния, по его мысли, ненадежен. Он выдвигает понятие «центра структуры», связанное с принципом «структурности структу­ры». Центр не только направляет - благодаря ему организую­щий принцип структуры ограничивает то, что можно назвать свободной игрой структуры. Центр является управляющим элементом структуры и в то же время сам избегает структур­ности. Центр не является центром в подлинном, буквальном смысле: он не объективное свойство структуры, а фикция.

Деррида в противовес традиционной форме научности вы­двигает метод «граммотологии, которая является специфи­ческой формой научного исследования.

Графическое оформление языка (письменная речь) преоб­ладает над устной речью, поскольку графика условна и связь между означающим и означаемым ослаблена.

Другим представителем постструктурализма был Мишель Фуко (1926- 1984). Он сосредоточивается на понятии власти как власти к знанию. Власть не всегда можно почувствовать и осознать, однако она является активной надличной силой. Научное знание навязывается со­знанию человека в виде жесткого авторитета.

Неотомизм - философия современной католической церкви - основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей - Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция), И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия - служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель - интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры - к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма, «быть» - значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог - духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятельность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и формулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи - солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам

Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

(16.05.18)

Phenomen.ru Философия online

Интерактивный философский проект, разрабатываемый профессиональным сообществом. В настоящее время портал Феномен.Ру включает в себя следующие основные разделы: Новости (знакомят общественность с событиями, которые происходят в официальных философских институциях); Философский журнал (включает статьи по всему спектру философских дисциплин и современных направлений); Справочный раздел портала (представлен словарями и каталогом веб-ресурсов). В настоящее время пользователям доступны следующие словари: Краткий философский словарь (около 1000 кратких статей); эксклюзивная «Русская Британника», включающая пересказ философских статей из краткой версии одной из самых авторитетных мировых энциклопедий - Британской энциклопедии (около 300 статей); Открытая философская энциклопедия, формируемая философским сообществом портала.

Василия Томсинского - Философия

Представлены материалы по философии, первоисточники.

PHILOSOFF

Информационно-образовательный проект «Философия: студенту, аспиранту, философу». Опубликованы статьи и лекции по истории и современному развитию философской науки. На страницах сайта вы найдете информацию библиотечного характера, рефераты по философии, ответы на экзаменационные вопросы для технических и гуманитарных ВУЗов, материалы для подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру и вопросы кандидатского минимума по философии, концептуальные подборки статей о современной философии и классической философии.

Философия

Разделы сайта: Что есть истина; История философии; Философия и наука; Теория познания; Философия религии; Философия истории; Политическая философия; Русская философия; Философы; Философия Америки.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Сайт содержит учебно-методические комплексы по философии, учебные пособия по истории философии, практикумы, программы курсов, планы семинарских занятий и др. материалы.

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области

Представлены лекции по истории философии, планы семинарских занятий и тесты.

Учреждения

Институт Философии Российской Академии Наук

Разделы сайта: Об институте; Ученые; Всемирный день философии; Образование; Конкурсы; Философские ресурсы; Периодические издания; Книги. Представлены полнотекстовые монографии, статьи.

Философский факультет НГУ (Новосибирского государственного университета)

Информация о научных школах философии в НГУ, научная работа факультета. Представлены полнотекстовые результаты исследований.

Философский факультет РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)

Разделы сайта: Для абитуриента; Студентам; Структура факультета; Модель образования; Диссертационный совет; Учебные программы; Научная деятельность; Философский альманах; Аспиранты; Общество историков русской философии им. В.В. Зеньковского; Экспериментальная учебно-научная лаборатория «Диалог культур». Представлены полнотекстовые материалы в разделах: аспиранты, студенты, философских альманах.

Философский факультет МГУ (Московского государственного университета)

Представлены учебные программы, методические пособия, конспекты лекций по философии, этике.

Философский факультет Омского государственного педагогического университета.

Представлены полнотекстовые материалы по истории и основам философии в разделе библиотека - тексты.

Кафедра философии Ульяновского Государственного Технического университета

Ресурс посвящен философии и создан специально в помощь студентам, готовящимся к сдаче экзамена. Сайт «Философия» дает возможность получить быстрый доступ к значительному количеству информации:

· Книги и учебники по философии в электронном варианте;

· Информация о философах, их краткие биографии;

· Краткий обзор книг по философии;

Специализированные сайты

История философии

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ И КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Документы и исследования по истории философии античного периода. Представлены полнотекстовые материалы. Результаты исследования новосибирских ученых.

History of Philosophy (История философии)

Сайт посвящён истории философии, содержит материалы на англ. яз.

История философии и права

Автор Интернет-страницы Евгений Васильевич Афонасин док. филос. н. Новосибирского государственного университета. В разделе учебные материалы можно найти программы курсов и методические материалы по истории философии, истории политических и правовых учений, философии права, римскому праву, логике, и другие материалы к курсам, полезные ссылки. Кроме того, в разделе "Источники" помещены переводы основных источников по истории гностицизма и выдержки из Стромат Климента Александрийского, также страница, посвященная Дионисию Ареопагиту.

Наука молодая

Курс лекций по истории философии. Учебно-методическое пособие «История мировой литературы и искусства». Учебно-методическое пособие «Эстетика» Лекции и учебно-методические пособия Юлии Вадимовны Серебряковой, кандидата культурологии, доцента кафедры философии факультета экономики, права и гуманитарных наук Ижевского государственного технического университета.

Логика и философия науки

Логика Петербурга. Официальный сайт кафедры логики СПбГУ

Из материалов, размещенных на сайте, вы узнаете, как преподается логика в Санкт-Петербургском университете. Вы сможете познакомиться с аннотациями общих и специальных курсов, читаемых преподавателями нашей кафедры, с основными направлениями научной работы кафедры.

Русская логика

Электронные книги, статьи и лекции по русской лекции.

Сайт об аспирантуре и для аспирантов

В разделе «Философия науки для аспирантов» найдутся ответы на экзамены по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей, совершенно бесплатно и в свободном доступе, для сдачи кандидатского минимума.

Этика

Этика. Образовательный центр

Разделы сайта содержат статьи по ключевым этическим понятиям и проблемам, философские и этические тексты, разнообразные ресурсы (учебные программы, материалы, учебные пособия), информацию об этических организациях.

Сектор этики Института философии РАН

Программа по этике общего курса на философском факультете ГУГН Л. В. Максимова.

Философская антропология

Философская антропология

Интернет-проект «Философская антропология» представляет тексты, обрисовывающие круг проблем, рассматриваемых философской антропологией.

Библиотека для гуманитариев

Раздел «Антропология» содержит информацию посвящённую учению о человеке.

Библиотека философской антропологии

Сайт Курбанова Мусы Гасангусейновича. Представлены тексты философов посвящённые человеку и антропологии.

Электронная еврейская энциклопедия

Интернет-версия краткой еврейской энциклопедии на русском языке содержит статьи по антропологии и этнологии.

Персоны

The Galileo Project

Сайт посвящён Галилео Галилею – философу, астроному, учёному. Представлена биография, хронология жизни, портреты. Сайт на англ. яз.

Электронные библиотеки

Цифровая библиотека по философии

Здесь Вы найдёте книги по философии Древности, Средневековья, Философский словарь и библиотека по философии. Представлены полнотекстовые источники.

Философия.Ru

Электронная библиотека «философия.ру» посвящена философии и религии. Представлены полнотекстовые книги, статьи, учебники, методические работы и другие электронные тексты по философии, религии и непознанному.

Библиотека Максима Мошкова

Сайт содержит первоисточники по античной философии, произведения западных и русских философов, а также восточных религиозно-философских авторов.

Библиотека Гумер – Философия

Представлены книги, учебники и первоисточники по философии.

Советская философия

В библиотеке содержатся труды классиков марксизма, работы советских и зарубежных авторов по диалектическому и историческому материализму, философским вопросам естествознания, истории философии, научному атеизму и политической истории.

Библиотека «Полка букиниста»

Полнотекстовый ресурс В. Татаркевич «История философии. Античная и средневековая философия».

Словари и энциклопедии на Академике

Раздел «история философии» содержит историю отдельных философских дисциплин, периодизацию западной философии, литературу (список учебников, энциклопедий), ссылки, информацию по периодам развития философии, методам.

Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»

В электронной Библиотеке «ВЕХИ» осуществляется систематическая публикация сочинений русских религиозных мыслителей, философов и писателей, воспоминаний о них, а также заметок, обзоров и исследований их творчества, биографической и библиографической информации, других материалов. Библиотека состоит из разделов, посвященных творчеству как отдельных религиозных писателей, так и отдельным религиозно-философским, богословским или историческим темам.

Периодические издания

Эпистемология & философия науки

Научно-теоретический журнал Института философии Российской Академии наук. Его тематику составляют теория познания, общая методология науки и специальные науки о познании. Наряду с философскими статьями журнал публикует материалы по социологии научного знания, теоретической истории науки, когнитивной психологии, когнитивной лингвистике и ряду других дисциплин.

Философские науки

Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов, в том числе на иностранных языках, по проблемам истории и философии науки, культурологии, религиоведения, политологии, глобализации, философии права, терроризма, философии непознанного, эзотерики, универсальной истории, философской эссеистики, философии образования, философии для детей.

Философско-литературный журнал Логос

Логос - один из старейших независимых гуманитарных журналов, возникших в постсоветский период (издается с 1991 года). Представлены полнотекстовые статьи. Раздел «personalia» содержит биографии и тексты современных философов.

Философия образования

На страницах журнала «Философия образования» предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Архив номеров журнала. В свободном доступе вы можете получить содержание номеров, аннотации и библиографию к статьям. Для полнотекстового доступа необходимо зарегистрироваться на сайте.

Вопросы философии

Академическое научное издание, центральный философский журнал в России. На сайте журнала редакция публикуются содержание номеров, избранные статьи.

Философский факультет МГУ

Представлена журнал «Вестник Московского университета» серия 7 Философия. Раздел «номера журналов» публикует по годам выпуска содержание журналов (1988-1993) и полнотекстовые статьи (1994-2006).

Русское самопознание

Философско-исторический журнал издание Русского философского общества им. Н. Н. Страхова. Публикует статьи и аннотации номеров журнала с 1994-2000, 2005 гг. На страницах журнала затрагиваются различные области духовной жизни: культура, наука, богословие,политика, философия.

Universum: общественные науки

Журнал «Universum: общественные науки» является ежемесячным электронным изданием. В нем публикуются статьи, обладающие научной новизной, представляющие собой результаты завершенных исследований, проблемного или научно-практического характера. Содержание статей соответствует следующим отраслям науки (согласно Номенклатуре специальностей научных работников): исторические науки 07.00.00, философские науки 09.00.00, политические науки 23.00.00. Журнал ориентируется на профессиональных историков, философов, политологов, профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников.

Неотомизм (букв, новый томизм) - обновленное учение средневеко­вого схоласта Фомы (Томаса) Аквин­ского. Фома Аквинский на основе "хри­стианизиро­ванного" аристотелизма создал теологическую систему, по мне­нию церковных иерархов, наилучшим обра­зом приспособленную к потреб­ностям католической церк­ви.

Значительными представителями философии не­отомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Мари­тен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др.

Рождение не­отомизма при­ходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика - посла­ние папы римского, адресо­ванное всем католикам), философия Фомы Аквин­ского была объявлена един­ственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший инсти­тут философии (Бельгия) - ве­дущий центр не­отомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма - "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтоло­гические, антропологические и другие положе­ния современной католической философии.

Основополагающий принцип неотомизма раскры­вается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме - не антиподы, а два по­тока, два способа достижения одной и той же цели - познания бога. Выс­шим актом веры является божественное от­кровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквин­ского, что "Вера - это божественная подсказка", неото­мисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следствен­ные связи между ними. Философия - более высокая ступень рационального познания. Она является уче­нием о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Раз­вивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточ­няют: "Фидеизм (фидеизм - направление фи­лософской мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобож­дает эту служанку от крепост­ной зависимости. Одно непрактично, другое не­терпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты обос­новывают догматы о существовании бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, бого­воплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами филосо­фии и науки. Они раскрываются только на основе тео­ло­гии .

Теология оказывается одновременно и вершиной рационального зна­ния, и знанием нерациональным, сверхразумным - верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончатель­ным кри­терием истины в силу того, что, будучи носи­телем божественного открове­ния, непогрешима.

Таким образом, истины веры не могут противоречить ис­тинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен.

В неотомистском учении о бытии (онтологии) раз­личают бытие само по себе (бога) и бытие существую­щего. Бытие, по мнению неотомистов, - это "абсолютно новое понятие", о котором можно сказать то, что оно обладает су­ществованием.

"Бытие как таковое" - трансцендентно, является бытием бога. В нем выделя­ется потенция (или возможность, "чистое бытие") и акт, или действительность. Бытие как таковое, утвер­ждал Ж. Маритен, "не свя­зано с материальными осо­бенностями эмпирического существования, по­скольку акт существования осуществляется без материи". По­этому подлинно реальным миром для неотомистов яв­ляется лишь нематериальный мир, мир сущ­ностей. В акте творения возникают конечные вещи. Вещи, соз­данные богом, рассматриваются неотомистами как суб­станции, имеющие сущность и су­щест­вование. Не имеет сущности и существования только бог. Рассматривая вслед за Фомой Аквинским вещи как единство материи и формы, неото­мисты утверждают, что для превращения возможности в действительность пассив­ной материи требуется причина, находящаяся вне её. Такой причиной, формой является, в конечном счете, Бог. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. Низшим ее уровнем являются минералы. Над их не­органи­ческим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Венчает иерархию бы­тия бытие Бога. Онтология неотомизма тесно связана с его логикой и ар­гументологией, предполагает построе­ние особых доказательств бытия Бога. В неотомист­ской антропология человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная душа человека - его форма, опре­деляющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. На­ходясь у человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются естественным за­ко­ном, который повелевает творить добро и избегать зла.

Гносеология не­отомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа реализмом. Дело заключается в том, что в неотомизме признается существование ре­альности, не зависимой от человека, и критикуется субъективно-идеалистическое по­нимание процесса по­знания. Познание неотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объ­екта. Однако для них субъект - это бессмертная человеческая душа, а объект - сущность вещи, т. е. ее форма, идея. Получает­ся, что человек познает не ма­териальные объекты, а содержа­щиеся в них идеальные сущности.

Познание "сущности" вещи восходит от ее чувст­венного восприятия через образование понятий о еди­ничных вещах к познанию "всеобщности" вещей с помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным богом вещам .

В конце XX века онтология, гносеология и антро­пология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философ­ской антропологии и дру­гих современных философских течений. Особое ме­сто в развитии современного неотомизма занимает дея­тельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский пре­стол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что цер­ковь совершала "грехи" в прошлом и небез­грешна в настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъ­единение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных цен­ностей (как следствие распространения абортов и раз­водов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправед­ливости.

Следует подчеркнуть, что, осуждая грех рас­кола хри­стиан, Иоанн Павел II считает, что в нем со­держится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа - это вера в того, кто из человеческой слабости может из­влечь благо. Вера в Христа - одна, но это разделение позволило церкви вы­явить все богатства, содержащие­ся в Евангелии, которые иначе могли бы ос­таться не­известными".

Многочисленные энциклики и религиозно-фило­софские труды Иоанна Павла II посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произ­ведениях. В частности, о том, как найти золотую сере­дину между издержками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; является ли рынок глав­ным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов.

Несомненно, практически каждый знает, что обычно год насчитывает 365 дней, однако високосный год больше на целые сутки. Люди считают, что високосный год несет в себе великие печали, трагедии, болезни, большие и мелкие неурядицы. Некоторые называют подобное мышление суеверием, а кто-то свято верит в «несчастливый» год.

В настоящее время наши жизни и так наполнены ужасами и страхами, которые таятся, кажется, за каждым углом, поэтому народ заблаговременно задается вопросом – 2017 високосный год или нет ? Мы с радостью ответим на животрепещущий вопрос и немного расскажем о самом високосном годе.

Является ли 2017 год високосным?

Нет, не високосный, так как в нем всего лишь 365 дней. А вот 2016 год, который уже начинает подходить к концу, как раз является таковым. Год Обезьяны выдался непростым, в нем было всякое – и наводнения, и различные катастрофы, как местного, так и общего масштаба.

Недаром говорят в народе, что високосный год несет с собой несчастья. Люди годами, веками наблюдали за происходящими событиями, благодаря которым високосный год удосужился звания неблагополучного года.

Как определить – високосный год или нет

На самом деле – все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Кто-то просто запоминает, какой год високосный и отсчитывает четыре года, ведь именно с такой периодичностью и наступает «високосность» — на каждый четвертый год.

Но что делать, если Вы совсем позабыли – когда был високосный год и нужно срочно определить количество дней будущего года – 365 или 366?

На этот случай существует три простых правила, благодаря которым можно без труда вычислить, какой год сейчас или будет когда-либо потом.

  1. Определенный год с нулями на конце високосный, когда он делится без остатка и на «4», и на «100», и на «400». Например, 2000/4=500; 2000/100=20; 2000/400=5. А вот годы 1800 и 1900 не високосные, а также они не кратны «400», но кратны «4» и «100».
  2. Если определенный год делится на «4» без остатка, то он является високосным. К примеру, 2016/4=504; 2020/4=505 т.д.
  3. Если определенный год делится без остатка и на «4», и на «100», и на «1000», то это високосный год. К примеру, 2000/1000=2.

Данные правила сформулировал не кто иной, как создатель григорианского календаря Папа римский Григорий XIII в далеком 1582 году.

История возникновения такого явления, как високосный год

Еще в 45 году до н.э. александрийские астрологи по приказу Юлия Цезаря разработали юлианский , в соответствии с которым, астрономический год вмещал в себя 365 дней и 6 часов. Вот как раз для того, чтобы как-то выровнять сдвиг во времени, и ввели понятие високосного года. Три года шло обычное исчисление по 365 суток, а на четвертый год февраль прибавлял к своим 28-ми дням еще один. Почему именно февраль? Ответ прост – в Римской Империи февраль считался завершающим месяцем года.

Итак, 29 февраля стало появляться в календарях с периодичностью в 4 года. Через два года после введения високосного года Юлий Цезарь погиб в неравной схватке с предателями. Жрецы, видимо, не так поняли созданный римским диктатором календарь и целых 36 лет после смерти Цезаря високосный год наступал не через четыре, а через каждые три года. Восстановить порядок удалось императору Августу.

Народные поверья в високосный год

В переводе с латинского високосный год переводится как «второй шестой». Продолжительность bis sextus равна 366 суткам. «Добавленный» день пугает людей, что создает целые суеверия вокруг каждого четвертого года.

Поговаривают, что 29 февраля является самым сложным и тяжелым в плане здоровья днем. Этот дополнительный день называют днем Касьяна и считают демоническим. Если в этот день работать, то ничего из этого не получится. На улицу также стараются лишний раз не выходить, иначе повышается риск внезапной смерти. Даже новорожденных младенцев, кому «не повезло» появиться в этот день на свет, ожидают суеверия, которые «добрый» народ будет вкладывать в детскую головку с младенчества. По древним поверьям, рожденные 29 февраля будут тяжело болеть, рано покинут наш мир.

Самое распространенное суеверие, связанное с високосным годом – это свадьба. Строго-настрого матушки запрещают жениться своим детям в этот «страшный» год. Брак, заключенный в високосный год, обречен быть несчастливым. Так считают, в основном, в деревнях и селах.

Нельзя также кардинально менять что-то в своей жизни. Под запретом переезд, смена работы, даже питомца лучше не заводить. Словом, любые изменения лучше отложить до лучших времен.

Если верить наблюдениям наших предков, то високосный год принесет лишь большие упадки, малые и грандиозные проблемы. Нужно быть как можно более осторожными и осмотрительными в этот год. Беременные не должны стричь волосы, молодежи нельзя колядовать, никому не следует рассказывать о планах на будущее и многое, многое другое. Даже разводиться в високосный год нежелательно.

Кто-то следует всем поверьям и на самом деле боится високосного года. Другие же более оптимистично смотрят в будущее. Они уверены – раз дожили до високосного года, это уже хорошо, и желают всем еще великое множество високосных годов.

sharky:
25.03.2013 в 16:04

а с какого перепугу 1900 не является високосным? Високосный год наступает каждые 4 года, т.е. если на 4 делится - это високосный год. И больше не надо никаких делений на 100 или 400.

Вопросы задавать это нормально, а вот прежде чем утверждать что-то изучите матчасть. Земля делает оборот вокруг солнца за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Как видите остаток не ровно 6 часов, а на 11 минут 14 секунд меньше. Это значит, что делая високосный год мы прибавляем лишнее время. Где-то за 128 лет накапливаются лишние сутки. Поэтому каждые 128 лет в одном из 4-х летних циклов високосный год делать не надо, чтобы избавиться от этих лишних суток. Но чтобы упростить, високосным не делают каждый 100-й год. Идея понятна? Хорошо. А как же тогда быть дальше, ведь лишний день прибавляется каждые 128 лет, а урезаем его каждые 100 лет? Да, мы отрезаем больше положенного, и это нужно когда-то вернуть.

Если первый абзац понятен и все еще интересно, тогда читаем дальше, но будет сложнее.

Итак за 100 лет набегает 100/128=25/32 суток лишнего времени (это 18 часов 45 минут). Мы не делаем високосный год, то есть отнимаем одни сутки: получаем 25/32-32/32=-7/32 суток (это 5 часов 15 минут), то есть отнимаем лишнее. Через четыре цикла по 100 лет (через 400 лет) мы отнимем лишнего 4*(-7/32)=-28/32 суток (это минус 21 час). На 400-й год мы делаем високосный год, то есть прибавляем сутки (24 часа): -28/32+32/32=4/32=1/8 (это 3 часа).
Мы делаем каждый 4 год високосным, но при этом каждый 100 год не високосным и при этом каждый 400 год високосным, но все равно каждые 400 лет прибавляются лишние 3 часа. Через 8 циклов по 400 лет, то есть через 3200 лет накопится лишних 24 часа, то есть одни сутки. Тогда добавляется еще одно обязательное условие: каждые 3200-й год не должен быть високосным. 3200 лет можно округлить до 4000, но тогда опять придется играться с добавленными или урезанными сутками.
3200 лет не прошло, так что об этом условии, если его таким сделают, еще не говорят. А вот 400 со дня утверждения Григорианского календаря лет уже прошло.
Года кратные 400 всегда високосные (пока что на сегодняшний день), остальные года кратные 100 не високосные, остальные года кратные 4 високосные.

Приведенный мною расчет показывает что при нынешнем состоянии ошибка в одни сутки накопиться за 3200 лет, но вот что об этом пишет википедия:
«Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском - примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получается, если не учитывать, что со временем изменяется количество суток в тропическом году и, кроме того, изменяется соотношение между продолжительностями времён года». Из той же википедии формула продолжительности года в сутках с дробями неплохо обрисовывает картину:

365,2425=365+0,25-0,01+0,0025=265+1/4-1/100+1/400

Год 1900 високосным не был, а 2000 был, причем особенный, потому что такой високосный бывает раз в 400 лет.