Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева. Покров, накинутый над бездной. Плодов румяных семена

Оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение "Эти бедные селенья…" наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение "Слезы":

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение "Русской женщине" отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева - объект поклонения. Поэт считал, что у России - особый путь, ее любит Бог, а миссия ее - обновить человечество:

Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и сердце ноет…
Кто их излечит и прикроет?
Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, "русская душа" умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
    Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским
    Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, - о России. Эта тема получает развитие в цикле "На поле Куликовом", написанном в 1908 году, в неоконченной поэме "Возмездие" и в стихотворении "Скифы". Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле "На поле Куликовом". Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для

Рефераты по биологии, экологии и охране окружающей среды

Подготовка к урокам литературы
(Все сочинения приведены для примера)

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Стихи А. А. Фета
Стихи Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

Основные мотивы лирики Тютчева и Фета (Темы вечные в лирике Тютчева и Фета)

Примерный текст сочинения

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком".

Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева и А. А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих выдающихся лириков свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Фета и Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни. При яркой индивидуальности этих поэтов их, безусловно, объединяет общность эстетических воззрений и творческих поисков.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Фета и Тютчева. Их пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах замечательных поэтов. Весенние ручьи "бегут и будят сонный брег", "дремлют розы, не зная снегов", "робко месяц смотрит в очи" и "как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака".

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Любовь - это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния.

В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи:

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может...

Нет ни полета, ни размаху -
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...

Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить.

Стихи А. А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы...

Самобичевание, муки больной совести достигают наивысшего предела, когда поэт, обращаясь к возлюбленной, как к живой, завидует ее небытию.

Прошли годы и десятилетия. Осталась в прошлом трагическая история любви двух великих поэтов. Но их возлюбленные обрели вечную жизнь в изумительных стихах.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение «Слезы»:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение «Русской женщине» отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева – объект поклонения. Поэт считал, что у России – особый путь, ее любит Бог, а миссия ее – обновить человечество:



Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет…

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, «русская душа» умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

Лирика Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева принадлежит к лучшим страницам русской поэзии. Эти поэты явили нам образцы чистейшего и высочайшего лиризма, накала любовных страстей. В своих произведениях они писали о том, что волновало их самих, что было пережито ими. Основные темы их стихов — это любовь, красота, жизнь и смерть.
Самые сильные стихи Федора Ивановича Тютчева — это стихи о любви. Всю свою жизнь он испытывал сильные страсти, влюблялся неистово, но его любовь носила трагический характер. В раннем творчестве любовь — это очень радостное и светлое чувство, она окрыляет поэта. Но со временем любовь становится трагической, лирический герой страдает и мучается. Так относился к любви сам поэт.
Одним из самых известных произведений Тютчева о любви является «Денисьевский цикл». Он посвящен самой сильной и большой любви поэта — Е.А. Денисьевой. Свою любимую поэт называет неразгаданной тайной, он говорит, что «живая прелесть дышит в ней». Он пытается разгадать эту тайну: «Земное ль в ней очарованье иль неземная благодать?» Эта великая любовь была трагичной — Денисьева умерла, и во многом в этом виноват сам поэт. Страдая и мучаясь, он пишет знаменитые строки:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Потом влюблялся в женщин, но до самой смерти не мог забыть о ней. Умершая возлюбленная осталась для него «живой души безжизненным кумиром», а читатели получили множество прекрасных стихов.
Любовь к женщине у Тютчева связана с любовью к своей Родине и природе. Россию Тютчев воспринимает как женщину, он тоже страстно любит ее. В стихах о Родине мы слышим и гордость, и боль, и горечь, и веру. Тютчев был уверен, что иностранцы не могут понять «край родной долготерпенья», что он не каждому открывает свою душу. Так родились строки, которые каждый россиянин знает с детства:

Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.

Поразительно, как Тютчев проник в самую суть России! Да, только русский человек мог написать такие строки! Все стихи Тютчева о Родине проникнуты любовью и нежностью к своей стране. Они учат нас любить свой край, свое Отечество, помогают понять красоту русского языка, испытать гордость за наш русский народ. Именно поэтому я люблю читать стихи Тютчева.
Афанасий тоже писал о любви к женщине и о любви к Родине. У него, как и у Тютчева, была огромная и трагическая любовь всей жизни. Это случилось, когда поэт был еще очень молод. Тогда он был на военной службе в Херсонской области, где встретил небогатую девушку Марию Лазич. Они полюбили друг друга, но не смогли пожениться. Фет был незаконнорожденным сыном дворянина, поэтому ему надо было самому зарабатывать себе на жизнь. Из-за невозможности быть вместе с Фетом Лазич покончила жизнь самоубийством. Это потрясло поэта, и он любил ее всю жизнь. Фет всегда помнил о своей умершей любимой и всегда писал стихи о ней.

И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.

После ее смерти поэт поклялся: «Я пронесу твой свет через жизнь земную». И он, действительно, был верен этой клятве. Во всех женщинах ему виделась Мария Лазич. В конце жизни он написал:

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.

А. Фет прожил тяжелую и драматичную жизнь, но это не опустошило его. Успокоение он находил в природе, поэтому его пейзажная лирика полна света, чистоты, гармонии. Поэт не уходит от мира, он прекрасно понимает, как тяжело жить людям, как тяжело терять любимых. Своими стихами он поддерживает таких людей. Фет не боится ни жизни, ни смерти. Его произведения очень живописны и музыкальны. Многие композиторы сочиняли музыку к его стихам.
Я люблю стихи Фета за их лиризм, гармоничность, какой-то особый свет. Сейчас Фета нельзя назвать популярным поэтом, но его лирика может о многом рассказать, многое дать почувствовать современному читателю.

Проектная работа по литературе по теме: «Сравнение природы в произведениях Тютчева и Фета»

Подготовила ученица 10 «В» класса

Новохаритоновской школы №10

Попихина Анастасия.

Руководитель: Козулицына Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы


Цели и задачи проекта:

  • Выделить существующие признаки поэтики Тютчева и Фета.
  • Определить своеобразие поэтики авторов.
  • Развить способности к анализу.
  • Воспитать эстетический вкус читателя.

Введение:

Девятнадцатый век щедро одарил нас духовными сокровищами. Среди замечательных поэтов и авторов этого «золотого века» достойное место принадлежит А.А. Фету и Ф.И.Тютчеву.

За годы долгой литературной жизни Тютчев стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Всё пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах.

Замечательная художественная одарённость Фета составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов» , испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.


Немного биографии…

Тютчев Фёдор Иванович(1803-1873).

Родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. В 15 лет поступил в Московский университет, в 17 лет закончил его и уехал на службу за границу. В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта, с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились и он опубликовал их в «Современнике». Позднее, уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и его имя сразу же стало известным.


Фет Афанасий Афанасьевич(1820-1892) .

Родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Через 14 лет после его рождения произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его дворянского титула. В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (Эстония). Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон», почле чего издавались регулярно. Всю жизнь Фет пытался вернуть свой титул и это удалось ему только в 1873 году


Меню:

  • Признаки поэтики Тютчева и Фета.
  • Своеобразие поэтики Афанасия Афанасьевича и Фёдора Ивановича.
  • Стихотворения Великих лириков.
  • Вывод

Тютчев и Фет вошли в литературу как поэты «чистого искусства» , выражающие в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.

Для дальнейшего рассмотрения особенностей поэтики двух величайших поэтов, нам необходимо ввести понятие –лирический герой.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.



«…Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушёл…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной…»

Ф.И. Тютчев

«…Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я,как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сомны звёзд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис…»

А.А.Фет


Своеобразие поэтики Ф.И. Тютчева

Тютчев- поэт-философ. В своих стихах он стремится понять природу, включив её в систему философских взглядов, превратив её в часть своего внутреннего мира. У Тютчева нет «мёртвой природы»- она всегда полна непрерывного и вечного движения. Органический мир Фёдора Ивановича всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от дня к ночи:

« Тени сизые смесились,

Цвет поблёкнул, звук уснул-

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…»


Фёдор Иванович Тютчев- певец стихий, то есть устойчивых составных частей природы. Особенность природы Тютчева в том, что в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота леса – это чистые проявления природы, выделенные из конкретного пейзажа и представшие не только взору, но и мысли.

« Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющей над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землёю,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.»

Ф.И.Тютчев «Летний вечер»


Своеобразие поэтики А.А. Фета

В отличие от Тютчева, Фет не стремится «подняться» над природой, анализировать её с позиции разума. Ему важно запечатлеть мгновения. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. Лирический герой ощущает себя её органической частью. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюблённой,

Безгрешно чисты, как весна,

Роняя с пылью благовонной

Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,

Очами в очи мне взгляни,

Навей живительные грезы

И в сердце песню зарони.»

А.А. Фет « Цветы»


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё- простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев


Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

А.А. Фет


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась,

На сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И.Тютчев


Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

А.А.Фет


Вывод:

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух русских поэтов, как Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своём творчестве. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиции разума, а для Фета- с позиции чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века.