Конспект занятия в подготовительной группе символика россии. Занятие в подготовительной группе детского сада на тему: Государственные символы России
МБДОУ № 27 «Родничок» г. Бердск.
КОНСПЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Тема: « Символика России»
НОД: СИМВОЛИКА РОССИИ
Подготовительная группа
Задачи
Познакомить детей с символом государственной власти России — гербом, уточнять представления о других символах — гимн, флаг. Развивать познавательный интерес детей,
Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее прошлому, национальным обычаям, культуре.
Развивать уважения к государственной символике, развивать стремление принимать участие в оформление уголка «Наша Россия»
Ход непосредственно образовательной деятельности
На карте мира не найдешь тот дом,
В котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну — наш общий дом.
— Как называется наша страна?
Да наша страна – Россия. Каждый из вас является гражданином своей страны.
— Как по — вашему, что означает слово – гражданин? (высказывания детей)
Чтобы лучше понять значение этого слова давайте встанем в круг и все вместе возьмемся за красную ленту, как будто это граница России.
— Поднимите ленту вверх и сделайте так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента — снаружи.
— Лента – граница, а мы, люди внутри ленты-границы — граждане России. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
А что такое Родина для каждого из вас? (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна.)
— Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город).
ПЕСНЯ
А сейчас посмотрите, что у меня здесь лежит. Это символы нашей страны России. Что такое символ — это знак.
Как вы думаете,почему мы повесили эти знаки у себя на стене в учебной? Потому что мы уважаем наше государство и чтим знаки, которые называются государственные символы России.
У России, как и у любой страны, есть символы, Какие символы вы знаете?
— Как же появился герб? (рассказ ребенка, о том, как появился герб.)
— Давным-давно, когда люди воевали, их оружием были стрелы, меч, автомат, копье.
— Защищали воина его доспехи, щит. (слайд воина и его оружия)
— Воины одевались в тяжелые доспехи, и их было трудно отличить друг от друга. Что же делать, как же быть, как отличить друга от врага? Думали, думали и придумали на щит поместить знак. Это изображение стали называть герб. (Слайд щит с гербом).
Вопросы: Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?
– Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл. Как вы думаете,что означают предметы в лапах орла? (власть). –
А почему именно орел, а не воробей или другая птица? (Орел большая, смелая птица)
Послушайте притчу: «Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах, стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка. (слайд)
— Белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!»
Ведущий: Звери и птицы засмеялись:
— Ёж: «Да что ты, белочка! Вон ты, какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе! »
Ведущий: Тут вперед вышел огромный бурый медведь: (слайд)
Максим А. — Медведь: «Ну, мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!»
Ведущий: Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: (слайд)
— Мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орел с двумя головами. (слайд) Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!»
Ведущий: Подумали, подумали звери и чтобы было всё по — честному, решили они проголосовать. Мудрая сова приготовила бюллетени, раздала каждому избирателю и объяснила:
— Мудрая сова: Выберите только одного кандидата, кого вы бы хотели видеть на гербе России, поставьте рядом с ним крестик или галочку, и опустите бюллетень в урну. (слайд)
Музыка «Во поле берёзка стояла».
Потом стали считать, кто же набрал больше всех голосов.
(Мудрая сова оглашает результаты голосования)
Ведущий: И им оказался двуглавый орёл. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе России» .
А зачем ему 2 головы, что одной мало? (Смотрит во все стороны, чтоб ни один враг не подошел)
Ребята, посмотрите, какой интересный щит на груди орла.
Как, по другому, можно назвать этот щит?
– Герб города Москвы)
– Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)
Кто помнит, что же это за всадник на гербе Москвы.
– На красном щите нарисован всадник на белом коне.
– Это Георгий Победоносец в серебряных доспехах.
– Он золотым копьем поражает змея.
Что же еще есть у орла? (Корона)
— Как вы думаете, что она означает? (Ответы детей)
— В России есть глава государства. Это кто? (Президент)
— Как зовут президента России?
Вывод:
– Каждый элемент герба имеет свое значение:
– двуглавый орел – символ единства России;
– короны – союз республик, входящих в состав России;
– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов. Вот какой интересный герб у нашей страны.
Как вы думаете, где мы можем видеть герб страны? (Показ монет, документов).
Физминутка
В каком символе России используется триколлор?(флаг)
Белый цвет — цвет чистоты
Синий — неба синевы.
Третий — ярко — красный.
Что рассвет прекрасный!
Три оттенка флага
И страна им рада.
Государственный флаг - символ свободы, независимости и самостоятельности государства.
Где можно увидеть российский флаг? (российский флаг можно увидеть везде, где находится власть, на здании правительства, на здании нашей администрации, на жилых домах в дни праздников, кораблях, самолетах, на выборах, на номерах машин, на грамотах).
— Что означает белый цвета флага?
(Белый — говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает, цвет мира и чистоты души.
Что означает синий цвета флага?
(Синий цвет — это верность, народ любит свою страну, защищает ее). синий – верность, правда, вера, честность, вода, небо.
Что означает красный цвета флага? (Красный цвет — цвет силы, мужества, это кровь людей, пролитая за Родину, отвага и любовь.
Аппликация « Российский флаг». (работа в подгруппах)
Любое важное мероприятие начинается и заканчивается с исполнения гимна своей страны.
Что такое Гимн страны? (главная песня нашей страны). Мы уже с вами говорили о том, где мы можем услышать гимн — на праздниках, при вручении правительственных наград. Вы знаете, как нужно слушать гимн?
Какая это музыка по характеру? Гимн — торжественная песня нашей страны, которая прославляет нашу страну Россию. Мы уже с вами говорили о том, где мы можем услышать гимн — на праздниках, при вручении правительственных наград. Вы знаете, как нужно слушать гимн?
Давайте и мы продолжим эту традицию.
Исполняется «гимн России» (в руках детей изготовленные флаги на слайде герб)
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Формировать патриотические чувства : любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны.
- Уточнить и расширить представления детей о Родине и государственной символике. Закрепить знания детей о государственных символах: гимне, флаге, гербе России.
- Уточнить и расширить знания детей о Москве – столице государства.
- Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, расширять кругозор; поддерживать познавательный интерес к истории страны.
- Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения.
1 слайд Презентация Power Point «Россия – Родина моя!»
Дети входят в зал. Слушают песню «Россия» (Слова: А.И. Пилецкая. Музыка: Д.Трубачев, В.Трубачева)
Педагог:
Родина! Это слово с детства
знает каждый. Родина – это место, где ты родился,
где ты живёшь со своими родителями, со своими
друзьями.
Ребята, как называется наша Родина? (Россия
или Российская Федерация)
(2-5 слайды)
Дети:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.– Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называю,
Одним широким словом – Русь!
Педагог:
(6 слайд) Когда мы говорим
«Россия», то представляем бескрайние просторы
полей, полноводные реки, белые березы. Россия
занимает 1-е место по территории среди всех стран
мира. В России проживают разные народы.
Каждый человек, живущий на нашей планете,
испытывает чувство гордости за свою Родину, свой
народ и страну, свою землю и её историю. А
олицетворяют родную землю её символы.
Педагог:
(7, 8 слайды) Среди просторов
нашей страны есть край, где ты родился, где ты
живёшь и всё то, что нас окружает с детства.
Как называется край, в котором мы живем?
Где бы ты ни был – всегда будешь помнить свой
родной край, свою Сибирь! Край, где мы родились,
называют малой Родиной. В России живут люди
разных национальностей, но всех объединяет одно
– Мы Россияне. Мы живем в великой стране! И все мы
родились в одной стране, мы все одного
российского рода.
9 слайд: Образование родственных слов к слову: род.
Род
Родной
Народ
Родители
Родственники
Педагог: Каждое государство имеет свои символы: Герб, Флаг, Гимн.
Гимн
- Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
- Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
- Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Текст нового гимна принадлежит известному
советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка –
композитору и дирижёру А.В.Александрову.
Гимн – это не просто музыка – это торжественное
музыкально-поэтическое произведение. Это символ
нашего государства. Звучит он в праздники, на
особо торжественных мероприятиях. Он показывает
величие, честь, силу, могущество нашей державы.
Ребенок:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
Слушание гимна (аудио запись)
Педагог:
Флаг
Закон о Государственном флаге был принят в
декабре 2000 года.
21 августа День Государственного флага России.
Государственный флаг Российской Федерации
представляет собой прямоугольное полотнище из
трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:
верхняя – белого, средняя – синего, нижняя –
красного цвета.
Дети:
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска–
Солнечный рассвет.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Дети: загадывают загадки:
Снежинки так прекрасны и легки,
как совершенны у ромашки лепестки.
Как на доске строка написанная мелом,
мы говорим сейчас о цвете……. (белом).Спокойны и чисты рек русских воды,
Прозрачны и светлы как вечер зимний.
И благородны и просторны неба своды,
художник их раскрасил в……. (синий).Россия много войн пережила,
И наши деды умирали не напрасно.
И верность Родине их к славе привела,
Под знаменем победы ярко … (красным)
Педагог: Издревле каждый цвет имел свое особое значение.
- белый цвет на Руси означал мир, чистоту, правду;
- синий – небо, верность, веру;
- красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Каждый цвет на российском флаге имеет своё значение. Что же означают цвета российского флага?
Белый цвет
– цвет чистоты
намерений, миролюбия и мудрости.
Синий
– цвет неба, воды, моря –
символ свободы.
Красный
– цвет мужества, силы,
могущества и жизни.
Ребенок:
Флаг наш - символ доблести
И народной гордости.
У России важный день,
Отмечать нам нужно всем!
22 августа в нашей стране отмечают праздник – день государственного флага российской федерации.
Педагог:
Где можно увидеть российский
флаг?
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в
Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях
и самолётах российской армии, космических
кораблях. Под Российским флагом выступают наши
спортсмены на всех спортивных соревнованиях,
олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики
и приветствуют Российскими флагами.
Государственный герб Российской Федерации
был принят в декабре 2000 года.
Символ России – это герб. Государственный
герб России – это четырёхугольный
геральдический щит, нижние углы которого
закруглены, а оконечность заострена.
– Что же изображено на гербе? (Ответы детей).
Каждый
элемент герба имеет свое значение:
- двуглавый орел – символ единства России;
- короны – союз республик, входящих в состав России;
- жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
- всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.
Дети:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.В. Степанов
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
Педагог:
Золотой двуглавый орел – это
символ вечности России, символ сохранения в
русском народе православной веры. Две головы
орла напоминают об исторической судьбе России,
соединяющей Восток и Запад.
А
грудь орла защищена щитом с изображением святого
Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с
давних времен был, наиболее почитаем, на Руси. Его
считали заступником человека, ограждающим его от
сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой
грозной и темной силой".
На гербе Российского государства изображен
золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты
вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В
центре над ними – большая корона. Короны
соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр
(или жезл, похож на посох пастуха), а в левой –
держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом,
символом христианского владычества над миром).
На груди орла в красном щите – серебряный
всадник в синем плаще на серебряном коне. Под
ногами коня – опрокинутый на спину чёрный
дракон. В руке всадника – серебряное копьё,
которым он поражает дракона.
– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете?Да,
ребята, такой птицы в природе не существует. Но
существует такая версия этого изображения. Люди
с глубокой древности изображали двуглавого орла.
Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или
видели в нём зоркого стража, изгоняющего
нечистую силу и с правой, и с левой стороны.
15, 16, 17, 18, 19 слайды
МОСКВА – ГЛАВНЫЙ ГОРОД ГОСУДАРСТВА
Символом нашей Родины является и столица – город Москва .
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!
(Слушание аудио запись «Бой курантов») слайд 18
Здесь развивается государственный флаг России.
Красная площадь .
В Кремле, работает президент и наше
правительство. Президент – самый главный
человек в нашей стране. Президента выбирают все
взрослые граждане страны, и он руководит страной
четыре года. Потом опять назначаются выборы.
Кто является президентом России?
Россия огромная великая страна.
Дети:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Слайды 21-42
Песня Г.Струве «Моя Россия»
Итог занятия
Сегодня мы говорили о главных и важных символах
России. Все граждане России гордятся
Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих
отличительных знаков страны не обходится ни одно
важное событие. Случаи использования герба,
флага и гимна России определены законом. Мы
познакомились с государственными символами
величия и могущества России. Они достались нам в
наследство от предков. Какими они станут в
будущем – зависит только от нас.
Россия – великая страна, которая имеет богатую и
славную историю. Мы граждане
многонациональной страны, которые должны
гордиться своей страной, её традициями,
культурным наследием. Любить и в минуты
опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей
страны.
Литература:
- Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
- В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
- Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
- О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007.
Методические пособия:
1. Данилина П.Н.
Дошкольнику, об истории и
культуре России: Пособие для реализации
государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы». М.: АРКТИ, 2003.
2. Ерохина Е.Л., Круглова ТюА.
Государственные
символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
3. Князева О.А., Маханева М.Д.
Приобщение детей
к истокам русской народной культуры. СПб:
Детство-Пресс, 1998.
4. Новиков С.В., Новикова Е.Л.
Родная история.
М.: ЭКСМО, 2004.
5. Ривина Е.К.
Герб и флаг России. Знакомим
дошкольников и младших школьников с
государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
6. Ривина Е.К.
Российская символика:
Иллюстративно-дидактический материал для
образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.
Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
Цель : формирование уважительного отношения к государственным символам.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о символике России;
— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
— формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование: изображения флага и герба России и аудиозапись гимна страны, песни «Гляжу в озера синие...» (муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана), документы с изображением российского герба; настольно-печатная игра «Найди флаг», карта мира, монеты; изображения флагов разных государств; на каждого ребенка — полоски бумаги красного, синего и белого цвета, аудиопроигрыватель.
Ход занятия
Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась Марина Сергеевна, воспитатель из другого детского сада. Она рассказала о том, что в их детском саду открылся музей государственной символики. Сколько интересного материала принесли в этот музей родители, дети, воспитатели! В музее детского сада есть образцы гербов городов России, изготовленные детьми на занятиях по аппликации, а также привезенные родителями и детьми из туристических поездок, коллекции флагов разных стран, значков с изображением разных гербов, открыток с видами городов нашей страны, разнообразные сувениры. В их музее также собраны игры, раскраски, мозаики, альбомы, помогающие детям лучше узнать о государственной символике разных городов России. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России. Марина Сергеевна не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много читали и рассказывали по этой теме, у вас в группе есть много книг, игр, альбомов, с помощью которых можно узнать много интересного о гербе и флаге России. Как можно помочь Марине Сергеевне?
Дети . Можно написать рассказы, сделать рисунки, аппликацию, рассказать о наших играх, подобрать картинки.
Воспитатель . Молодцы, ребята, вы все правильно предложили, но, чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о государственных символах России. Как и все государства в мире, наша страна имеет свои отличительные знаки. Какие?
Дети. Герб, флаг, гимн.
Воспитатель . Что такое герб?
Дети. Эмблема, символ, отличительный знак.
Воспитатель . Да, герб — эмблема, на ней изображается то, что является важным и значимым для государства. Кто изображен на гербе России?
Дети . Двуглавый орел.
Воспитатель . Все верно, золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Как вы думаете, почему именно орел выбран символом России?
Дети . Это бесстрашная, гордая, свободная птица, одна ее голова смотрит на восток, другая — на запад.
Воспитатель . Да, таким образом он зорко наблюдает за необъятными просторами нашей Родины. А еще орел очень заботится о своих птенцах. Посмотрите, как раскрыл свои крылья наш орел над всей Россией, как будто он хочет закрыть, защитить свои города, своих граждан от всех бед и напастей. О гербе России придумано много стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
В. Степанов
Воспитатель . Так что же обозначает изображенный на гербе орел?
Дети . Зоркость, мужество, свободу.
Воспитатель . Что держит орел в правой лапе?
Дети . Скипетр.
Воспитатель . Что находится в его левой лапе?
Дети . Держава.
Воспитатель . Что мы видим над головами орла?
Дети . Короны.
Воспитатель . В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Что представляет собой скипетр?
Дети. Это жезл, украшенный дорогими камнями, золотом.
Воспитатель . Да, скипетр — жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он указывает, что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Что представляет собой держава?
Дети . Это шар с крестом наверху.
Воспитатель . Да, держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость ее от других государств. Посмотрите внимательно на герб. На груди орла помещен красный щит. Кто изображен на нем?
Дети . Георгий Победоносец.
Воспитатель . Да, на щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Чем прославился Георгий?
Дети . Это герой, защитник, он сразился с драконом и победил его.
Воспитатель . Все верно, Георгий служит символом всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе дракона. Мы с вами внимательно рассмотрели герб России. Что он символизирует?
Дети . Победу добра над злом, мужество, свободу, зоркость.
Воспитатель . Все верно, герб России символизирует справедливость, победу добра над злом. Послушайте стихотворение о гербе, в котором рассказывается о том, где можно его увидеть.
Ребенок
Не ищите вы гербы
Под осинкой, как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печатях и на флаге.
С. Крупин
Воспитатель . А еще где можно увидеть герб России?
Дети. На пограничных столбах, зданиях, где работает правительство, на документах.
Воспитатель . Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?
Дети . Чтобы люди могли отличить монеты нашей страны от монет других стран, а печать с гербом ставят на важных документах.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные документы с гербами, монеты и купюры и выполнить игровое задание: найти и отобрать среди монет разных государств российские.
На мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет?
Дети. От слова «копье».
Воспитатель . Все верно, изображение Георгия с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло слово «копейка». Какой еще отличительный знак, кроме герба, есть у каждой страны?
Дети . Флаг.
Воспитатель. Государственный флаг — символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждого государства есть свой флаг. Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните о том, что флаги разных стран могут быть чем-то похожи, но одинаковых нет.
Игра «Найди флаг»
Детям раздаются маленькие карточки с липучками с изображением знакомых флагов разных стран (России, Америки, Японии, Китая, Англии, Франции, Германии и др.). По предложению воспитателя дети прикрепляют карточки на карту мира в нужное место.
Воспитатель. Ребята, чем отличаются государственные флаги разных стран?
Дети . Цветом.
Воспитатель. Да, основной элемент флага — цвет. Какого цвета Российский флаг?
Дети. Полосатый, бело-сине-красный.
Воспитатель. Все верно, флаг, который есть у России сейчас, — полосатый, бело-сине-красный. Впервые такой флаг появился во времена царствования Петра I, но много раз с тех пор менялся. Как вы думаете, случайно ли эти цвета стали цветами Государственного флага России?
Дети. Нет.
Воспитатель . Что вам напоминает белая полоса?
Дети . Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу.
Воспитатель . А синяя полоса?
Дети. Небо, реки, озера, моря.
Воспитатель. А что вам напоминает красная полоса?
Дети. Красный — цвет солнца, огня, тепла.
Воспитатель . Белый, синий и красный — цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России. Предлагаю вам самим выложить из разноцветных полосок, которые лежат у вас на столах, флаг России.
Дети выполняют задание.
Что означает Государственный флаг России?
Дети. Единство страны, независимость.
Воспитатель . Что означает белый цвет Российского флага?
Дети . Мир.
Воспитатель . Да, белый цвет означает мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность. Что означает синий цвет флага?
Дети. Веру, верность.
Воспитатель . Да, синий цвет Российского флага означает верность, небо, целомудрие, духовность. А что означает красный цвет?
Дети. Отвагу, героизм.
Воспитатель. Да, красный цвет означает защиту веры, отвагу, героизм, великодушие. О флаге России придумано много стихов. Послушайте одно из них.
Ребенок
Светит под солнцем, под ветром полощется
Символ России и знак —
Знамя трехцветное, наше полотнище,
Флаг государственный, стяг.
Вот как колышется он на просторе!
Всюду он с нами навек:
Красный, как солнце, синий, как море,
Белый, как выпавший снег.
Н. Голь
Воспитатель. Продолжим наш разговор о государственных символах России.
Воспитатель включает аудиозапись гимна России. Дети встают, слушают.
Скажите, пожалуйста, мы сейчас что прослушали?
Дети. Гимн России.
Воспитатель . Гимн — литературно-музыкальное произведение, в котором прославляется государство. Почему при исполнении Государственного гимна встают?
Дети. Потому что все уважительно относятся к нему.
Воспитатель . Да, люди очень уважительно и бережно относятся к символике, поэтому при исполнении Государственного гимна встают и слушают его стоя. Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Ваши рассказы, записанные с помощью диктофона, я отправлю воспитателю Марине Сергеевне. Что еще можно ей послать?
Дети. Наши рисунки, описания игр, фотографии, аудиозапись Государственного гимна.
Воспитатель. Предлагаю после занятия отобрать нужные рисунки, фотографии, подготовить описания игр с помощью схем. Думаю, что они помогут Марине Сергеевне и детям ее группы подготовить интересные альбомы, игры, книги для музея государственной символики.