Впр год русский язык вариант 7
Всероссийская проверочная работа для 7 класса. Вариант 2. Выполнила Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга Прочитайте текст и выполните задания 1–5. (1)Основная единица синтаксиса – это <...>. (2)В отличие от слова оно не просто называет предметы, действия и признаки, но и связывает их между собой. (3)В отличие от словосочетания оно служит для сообщения о самых разнообразных явлениях действительности. 1. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в первом (1) предложении текста? 2. Выпишите грамматическую основу из третьего (3) предложения текста. Ответ: _______________________ 3. На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику первого (1) предложения текста. Предложение простое (по количеству грамматических основ), <…> (по наличию второстепенных членов предложения). Ответ: _______________________ 4. Укажите, какой частью речи является слово ЕДИНИЦА из первого (1) предложения текста. Ответ: _______________________ 5. Выпишите из текста слово со значением «объективный мир во всём многообразии его связей, окружающая обстановка». Ответ: _______________________ Прочитайте текст и выполните задания 6–20. (1)Знаете ли вы о происхождении слова «меценат»? (2)Две тысячи лет назад в Риме жил знатный патриций Гай Цильний Меценат. (3)Первый друг, государственный советник и помощник императора Августа, Меценат не раз сопровождал его в военных походах, хотя лично в них не участвовал. (4)Меценат, являясь одной из самых блистательных фигур в Римской империи, по праву слыл умным, принципиальным и жизнелюбивым человеком, которого современники высоко ценили как поэта, автора естественно-научных и исторических обозрений. (5)Но не блестящий ум, не литературные упражнения сделали имя Мецената нарицательным. (6)Это имя пришло к нам благодаря доброте и щедрости, с которыми Меценат опекал поэтов и художников, заботился о юных дарованиях, делающих свои первые шаги в искусстве. (7)И он не был забыт своими благодарными друзьями. (8)Гораций, Вергилий, Проперций прославили покровителя в своих стихах, и имя Меценат стало образным обозначением богатого и нескупого покровителя искусств вообще. (По Э.А.Вартаньяну) 6. Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями. Ответ: _______________________ 7. В каком(-их) предложении(-ях) текста содержится объяснение, почему имя Мецената стало нарицательным? Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й). Ответ: _______________________ 8. Среди предложений текста найдите такое, в котором содержится информация, объясняющая лексическое значение нарицательного существительного «меценат». Напишите номер этого предложения. Ответ: _______________________ 9. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (предложение 2). Ответ: В слове ГОСУДАРСТВЕННЫЙ пишется -НН-, потому что... 10. Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова). советник, помощник, <…> меценат, доброте, <…> блистательных, современники, <…> обозначением, военных, <…> Ответ: _______________________ 11. В каком слове текста правописание приставки зависит от значения морфемы? Запишите это слово. сопровождал сделали поддерживал пришло прославили Ответ: _______________________ 12. К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово. знаете сделали пришло прославили стало Ответ: _______________________ 13. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕСКУПОГО (предложение 8). Ответ: НЕ в слове НЕСКУПОГО пишется слитно, потому что … 14. Какие формы прилагательного БОГАТЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов. 1) богатее 2) самый богатый 3) более богаче 4) богаче 5) самый богатейший Ответ: _______________________ 15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. (в) походах благодаря доброте текёт их заботы Ответ: _______________________ 16. Из предложений 4-5 выпишите разносклоняемое имя существительное. Ответ: _______________________ 17. В каком примере выделенное слово не является эпитетом? Выпишите этот эпитет. БЛИСТАТЕЛЬНЫХ фигур (предложение 2) (в) ВОЕННЫХ походах (предложение 2) ЖИЗНЕЛЮБИВЫМ человеком (предложение 3) ПРЕВОСХОДНОГО поэта (предложение 3) БЛЕСТЯЩИЙ ум (предложение 4) Ответ: _______________________ 18. Из предложений 5-6 выпишите синоним к слову ЗАБОТИЛСЯ. Ответ: _______________________ 19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) части сложного предложения. Это имя дошло до нас благодаря доброте и щедрости,(1) с которыми Меценат поддерживал поэтов и художников,(2) заботился о юных дарованиях,(3) делающих свои первые шаги в искусстве. Ответ: _______________________ 20. Среди предложений 5 – 8 найдите простое с однородными членами. Ответ: _______________________ Ответы. 1. предложение 2. оно служит 3. распространённое 4. имя существительное <или> существительное 5. действительность<или> действительности 6. рассказать о происхождении и значении слова «меценат».* 7. 6,7 8. 8 Ответы. 9. В слове ГОСУДАРСТВЕННЫЙ пишется -НН-, потому что это имя прилагательное образовано с помощью суффикса -ЕНН- от слова ГОСУДАРСТВО. 10. обозначением, военных и любое другое слово из текста с проверяемой безударной гласной корня. Ответы. 11. пришло 12. знаете 13. это прилагательное можно заменить синонимом без НЕ - «щедрый» 14. 1,3,5 Ответы. 15. течёт 16. имя 17. военных <или> (в) военных (походах) 18. опекал 19. 1 20. 5 Использованная литература.
- Сайт ФИПИ.Открытый банк оценочных средств по русскому языку. Контрольные измерительные материалы по русскому языку в 7 классе- http://www.fipi.ru/newrubank Фон презентации - http://www.xsjjys.com/old-paper-wallpapers.html
Проверочная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа
Включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями,иными
справочными материалами.
Временипропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите
к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможетевернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 2
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквыи знаки препинания.
Текст 1.
(Не)смотря на начало сент…бря было (по)летнему 2 жарко. Чай накрыли в гости(нн, н)ой. В помещении (в)доль стен стояла стари(нн, н)ая мебель обитая б…рдовым плюшем. Благод…ря ажурным н…кидкам и белоснежной скатерти комната выгл…дела (по)праз(?)н…чному. Посуда была начище(нн, н)а до блеска а посредине стола возвышался 3 кувшин (в)виде цветка. Вокруг него были ра(сс, с)тавле(нн, н)ы (не)высокие но изящные б…калы из гранё(нн, н)ого хрусталя. 4 (В)течени… (полу)часа разговор (не)смолкал. Говорили в основном (на)счёт поездки которая, вопреки опасениям, закончилась бл…гополучно. (В)заключени… ча…пития кто(то) из пр…сутствующих предложил осмотреть живописное озеро разл…вш…..ся (в)следстви… (не)давно проше…ших дождей .
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнитеобозначен н ые цифрами в текс те 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(3) – морфологический разбор слова;
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(4) – синтаксический разбор предложения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В выделенной части предложения найдите слово, в кото р ом не со в падает ко л ичество б у кв и з в у ков, выпишите это слово. Объясните причинудан н ого несовпадения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Каталог, включишь, красивейший, квартал
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
И из-за этого сон мой был пр...рывистый.
Найдитеиисправьтеошиб к у (ошибки)вобразованииформыслова.Запишитеправильный вариант формы сло в а (слов).
1)ложися в больницу
2) с детьми
3)полощет бельё
4)более интересный
5) подскользнуться на льду
_________________________________________________________________________
Выпишите предложение, в котором н у жн о поставить тире . (Знаки препинания вн у три предложе н ий не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали св о й выбор.
1) Хороши большие глазастые ромашки.
2) Небо высокое и чистое.
3) Амур самая длинная река на востоке России.
4) В вышине несутся лебединые стаи
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишитепредложе н ие,вкоторомнеобходимопоставитьдвезапяты е .
(Знакипрепинания вн у три предложений не расста в лен ы .) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Рано появилась огромная луна и нарушила мир совы и других ночных птиц.
2) В лугах печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над рекой.
3) Что ты рано осень в гости к нам пришла?.
4) Близко к морю подходят парки сады и рощи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9- 14.
Текст 2
Л егенда
1)Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер – иконописец. 2)Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. 3)Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
4) Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. 5) Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. 6) Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. 7) Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. 8) Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. 9) Многие рубили здесь избы и селились рядом.
10) Наконец дошла слава мастера и до государя. 11) И повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. 12) Но быстрее стрелецких ног летела людская молва.
13)Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. 14)А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо- художника.15) Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. 16)Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар и чернь пепелища.
17)Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. 18)Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Определите и запишите основную мысль текста. Ответ.____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте и запишите план текста из 4 пунктов.
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
любил он вольную жизнь ?
Ответ. ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите и запишите лексическое значение слова « срубил» из предложения
4.Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово
употреблялосьбы в другом значении.
Ответ. Срубил
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите стилистическую принадлежность слова « художник » из предложения
14, запишите.Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Ответ. Художник –_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните значение фразеологизма вешать нос, запишите. Используя не менее
двухпредложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление
этогофразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ. Вешать нос, –_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 1.
1) В течение всего пребывания в Греции Василий Петрович рассчитывал показать сыновьям музеи. 2) Но ни мраморные изваяния богов,
ни глиняные черепки, ни плоские чаши, расписанные по чёрному фону разными фигурами, ничего не могли прибавить к восторгу,
вызванному видом Акрополя. 3) Очутившись в узких улицах, по-восточному живописных, но тоже ничего не прибавлявших нового к
тому, что так поражало в Константинополе, семья рискнула зайти в кафе. 4) Здесь было не так уж жарко, пахло кипящим кофе,
жареной бараниной и ещё чем-то пряным. 5) Мысленно прикинув, во сколько же это может обойтись, отец заказал две порции на
троих чего-нибудь по-гречески. 6) Гречанка вытерла кухонным полотенцем столик и поставила баранину с греческим соусом.
7) Пока они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто вытирали остатки янтарного соуса, гречанка гладила Павлика по голове
смуглой, как бы закопчённой рукой. 8) Не раз в кофейню заходили торговцы. 9) Один, весь увешанный длинными нитками с
нанизанными на них губками, держал банку, в которой плавали небольшие рыбки. 10) А другой в поднятых вверх руках держал
разноцветные газовые шары, превратившие на миг греческую кофейню в таинственную лавку.
Предложение 1.
В течение - производный предлог, написание которого надо запомнить. Пребывания - приставка пpe-имеет значение «находиться где-то». Рассчитывал - приставка рас-, так как далее следует глухой согласный; суффикс -ыва-, так как в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на -ываю (рассчитываю). Показать - покажет.
Предложение 2.
Ни изваяния, ни черепки, ни чаши - союз ни...ни. Глиняные - прилагательное с суффиксом -ян. Черепки - черепок. Расписанные - приставка рас-, так как далее следует глухой согласный; причастие, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн. Фигурами - словарное слово. Ничего - местоимение с приставкой ни-, находящейся в безударном положении. Не могли - не с глаголом пишется раздельно, кроме глаголов, которые не употребляются без не. Прибавить - приставка при- имеет значение присоединения. Восторгу - словарное слово. Вызванному - причастие, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн.
Запятые ставятся при однородных членах (ни мраморные изваяния богов, ни глиняные черепки, ни плоские...), при причастных оборотах (чаши, расписанные по чёрному фону фигурами, ничего...; восторгу, вызванному видом Акрополя).
Предложение 3.
Узких - узок. По-восточному - наречие с приставкой по-и суффиксом -ому. Тоже - союз, же нельзя опустить. Ничего - местоимение с безударной приставкой ни-. Не прибавлявших - частица не пишется раздельно с причастием, так как есть зависимые слова (ничего, нового), окончание -их (к а к и х?). Поражало - словарное слово. В Константинополе - существительное 2-го склонения в предложном падеже. Рискнула - риск.
Запятые ставятся при деепричастном обороте (очутившись в узких улицах).
Предложение 4.
Здесь - словарное слово. Не так - раздельное написание не с наречием не на -о, -е. Уж - отсутствует мягкий знак, так как это наречие-исключение. Кипящим - (к а к и м?) кофе. Жареной - отглагольное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида (жарить), нет пояснительных слов. Ещё - наречие-исключение. Чем-то - местоимение с суффиксом -то. Пряным - прилагательное, н является частью корня, суффикс отсутствует.
Запятая ставится при однородных членах (...кипящим кофе, жареной...).
Предложение 5.
Мысленно - наречие, образовано от прилагательного мысленный, в котором суффикс -енн. Прикинув - приставка при- с неясным значением, поэтому слово нужно запомнить. Сколько же - частица, пишущаяся всегда раздельно. Заказал - заказ. На троих - предлог с числительным. Чего-нибудь - местоимение с суффиксом -нибудь. По-гречески - наречие с приставкой по- и суффиксом -и.
Необходимые знаки препинания в предложении расставлены.
Предложение 6.
Вытерла - чередующиеся гласные в корнях -тир- - -тер-, за корнем не следует суффикс а-, поэтому -тер~. Кухонным - прилагательное, образованное от существительного с основой на -н (кухня). Полотенцем - окончание существительного после ц находится в безударном положении.
Знаки препинания отсутствуют.
Предложение 7.
Нацепив - нацепит. Начисто - в наречиях с приставкой на- обычно пишется о. Вытирали - за корнем следует суффикс -а, поэтому -тир-. Как бы - частица, пишущаяся всегда раздельно. Закопчённой - причастие, под ударением в суффиксе пишется ё, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн.
Ставятся запятые при деепричастном обороте (...они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто...).
Предложение 8.
Не раз, т.е. много раз (ср.: ни разу, т.е. никогда). Торговцы - после ц в окончаниях существительных пишется ы.
Знаки препинания отсутствуют.
Предложение 9.
Увешанный - причастие, образованное от глагола на -ать (увешать); от глагола совершенного вида, значит, нн. Длинными - прилагательное, образованное от существительного с основой на -н. Нанизанными - причастие, образованное от глагола совершенного вида, значит, нн. Держал - держит. Небольшие - прилагательное, можно заменить синонимом без не (маленькие).
Запятые ставятся при причастном обороте (Один, весь увешанный длинными нитками с нанизанными на них губками, держал...), отделяется придаточное (...банку, в которой...).
Предложение 10.
Вверх - наречие, пишется слитно. Держал - держит. Разноцветные - сложное прилагательное, образованное от словосочетания разные цвета. Превратившие - приставка пре- имеет значение «по-иному». На миг - наречие, словарное написание. Таинственную - прилагательное, суффикс -енн.
Запятые при причастном обороте (...шары, превратившие на миг...).
2. Окончания причастий и прилагательных можно проверить по вопросу какой?. (Кроме слов в форме мужского рода в именительном падеже и в сходном с ним винительном падеже. Они имеют окончания -ий, -ий, -ой. Эти слова нельзя проверять вопросом к а к о й?) В остальных случаях, если вопрос к а к и м?, пиши окончание -ым(-им); если к а к о м?, то -ом(-ем).
Ответ:
по меже (к а к о й?) заросшей
(дат. пад.) Ехавший
человек (им. п., муж. р.), Дианку (какую?) умнейшую
, листьями (какими?) опавшими
, меже (к а к о й?) заросшей
(прич.), птица (к а к а я?) мчавшая
ся.
3. В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ) и ащ-(-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква а или я, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и им- пишется буква е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква и, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Перед суффиксами ~вш- и -ш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть. В страдательных причастиях прошедшего времени перед буквами нн(н) пишется гласная а{я), если причастие образовано от глагола на -ать(-ять). Буква е пишется перед нн(н) в причастиях, образованных от глаголов на -ить или -еть.
Пробовавший (действ, прич. прош. вр.) - от глагола пробовать. Плачущая (действ, прич. наст, вр.) - от глагола плакать, 1 спр. Собранных (страдат, прич. прош. вр.) - от глагола собрать, на -ать. Знаменитейшие (прилагат. в превосходной степени. Не путать с действительными причастиями настоящего времени!). Нарушаемого (страдат. прич. наст, вр.) - от глагола нарушать, 1 спр. Занавешенными (страдат. прич. прош. вр.) - от глагола занавесить, не на -ать(-ять).
Ответ:
плачущая - от глагола 1 спр. плакать, нарушаемого - от глагола 1 спр. нарушать.
4. Две буквы к пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных:
- от глаголов совершенного вида;
- от глаголов несовершенного вида, имеющих при себе пояснительные слова.
В кратких страдательных причастиях пишется всегда одна буква н.
В наречиях и кратких прилагательных (отглагольных) пишется столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.
В отымённых прилагательных пишется одна буква н в суффиксах -aн-,-ян-, -ин- (искл. стеклянный, деревянный, оловянный), две буквы н пишутся в суффиксах -онн-, -енн- и в прилагательных, образованных от основы существительного на -н.
Разочарованно - наречие, образовано от полного причастия совершенного вида (разочарованный), в котором нн. Путаный - образовано от глагола несовершенного вида (путать), в предложении нет к нему пояснительных слов, значит, это отглагольное прилагательное. Разорванные - полное причастие совершенного вида (от глагола разорвать). Деревянный - отымённое прилагательное-исключение. Серебряная - отымённое прилагательное с суффиксом -ян-. Пустынна - краткое отымённое прилагательное (образовано от пустынный, которое образовано от основы существительного на к - пустым + н).
Ответ:
1) Страдательные причастия прошедшего времени - разорванные
2) Краткие причастия - отгорожена
3) Наречия - разочарованно
4) Отглагольные прилагательные - путаный
5) Отымённые прилагательные - деревянный, серебряная
6) Краткие прилагательные - пустынна.
5. Ответ:
По давно (когда?) не езженной (какой?) дороге
6. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. И пишется буква о, если наречия образованы от прилагательных, в которых уже были приставки.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Сначала (от начальный, нет приставки). Направо - наречие с приставкой на-. Снова (от новый, нет приставки). Изредка (от редкий, нет приставки). Доверчиво (от доверчивый, есть приставка до-). Изнеженно (от изнеженный, есть приставка.
Ответ:
Суффикс -о: направо, доверчиво, изнеженно
Суффикс -а: сначала, изредка, снова
7. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется буква ё, без ударения - е.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения - е. (Исключение: ещё.)
Раздражающе - наречие, буква е находится в безударном положении, копчёными - отглагольное прилагательное, суффикс -ён- находится под ударением; старичок - существительное, суффикс ок находится под ударением; кошёлку - существительное, гласную в корне можно проверить - кошелёк; свежо - наречие, буква о находится под ударением, трущобные - прилагательное, образовано от существительного трущоба, смягчённые - причастие, суффикс -ённ находится под ударением.
Ответ:
Причастия: копчеными, смягчённые
Наречия: раздражающе, свежо
8. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
В существительных 3-го склонения, в глаголах 2-го лица единственного числа и в неопределённой форме после шипящих пишется мягкий знак.
Мягкий знак не пишется в существительных не 3-го склонения, в кратких прилагательных с основой на шипящую.
Ответ:
Рожь - сущ. 3-е скл.,сплошь - наречие, разжечь - глагол неопр.ф., луч - сущ. 2-е скл., туч - сущ. 1-е скл, мн.ч..настежь - наречие, хорош - краткое прилаг. Орфограмма называется «Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи».
9. Дефис в наречиях между частями слова пишется после приставок по-, в- (во), если в слове есть суффиксы ому (-ему)-и, ~ых{-их, также после приставки кое-, перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.
Через дефис пишутся:
- сложные существительные, обозначающие направление частей света;
- прилагательные, образованные путём сложения равноправных слов, от слов, обозначающих оттенки цветов, вкусовые качества, от слов, написанных через дефис;
- местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-;
- некоторые непроизводные предлоги;
- частица -то, присоединяемая ко всем словам, и частица -ка с глаголами;
- междометия, образованные повторением основ, сложные междометия.
Ответ:
Наречия: откуда-то (суффикс -то), по-осеннему (приставка по-, суффикс -ему), далеко-далеко (сложное наречие, повтор слов).
Гаврила-то (существит. с частицей), ярко-синей (прилаг., обозначающее оттенок цвета), по весеннему (предлог, прилагат.), во вторых (рядах) (предлог, порядковое числительное), какой-то (местоим. с суффиксом -то), ей-богу (междомет.).
10. Приставки в наречиях на письме пишутся тремя способами:
- обычно слитно;
- через дефис;
- реже раздельно.
Орфограммами при этом являются дефис, слитное написание и пробел. Изнутри (приставка из-), по-праздничному (приставка по-, суффикс -ому), без умолку (пробел), вначале (приставка в-), наутро (приставка на-), снова (приставка с-), с маху (пробел).
Ответ:
без умолку, с маху.
11. Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно, также слитно пишутся следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях и др.
Не путать предлоги с другими частями речи, например, в начале урока (существит. с предлогом), впоследствии (наречие). Навстречу (наречие), в продолжение (произв. предлог), впоследствии (наречие), вокруг (себя) (производи, предлог), несмотря на (производн. предлог), на верх (холма) (существит. с предлогом).
Ответ:
в продолжение, вокруг, несмотря на.
12. Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.
Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы - составным союзом для того чтобы. Союз зато = но.
Запомните написание следующих союзов: потому что, как бы, как будто, несмотря на то что, так как, ввиду того что, по мере того как и др.
Ответ:
Предложение 1 (то же - местоимение с частицей, частицу же можно опустить).
Предложение 2 (союз также, же нельзя опустить).
Предложение 3 (союз тоже, можно заменить союзом и).
Предложение 4 (что бы - местоимение с частицей, частицу бы можно перенести на другое место).
Предложение 5 (союз чтобы, можно заменить союзом для того чтобы).
13. Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Частица ни служит:
1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего;
2) для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет;
3) для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т.п.
Предложение может получить положительный смысл, если в нём две частицы не. Не осталось, не было, не смог - частицы придают отрицательное значение глаголам; ни одного, ни своего угла, ни близких - частицы выражают отрицание в предложении без подлежащего; не мог не видеть - две отрицательные частицы придают предложению положительный смысл; как ни напрягал - частица выражает утверждение, есть слово как; нигде - приставка ни- в наречии находится в безударном положении.
Ответ:
2,3,4,8,9,11.
14. Ответ:
1) Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.
Причастие - нависшая с зависимыми словами над высокими вершинами тополей образует причастный оборот. Оборот стоит после определяемого слова туча, значит, обособляется.
2) Посредине поляны, плотно примкнув друг к другу, стоит кучка молодых дубов.
Деепричастие примкнув с зависимыми словами плотно, друг к другу образует деепричастный оборот, который на письме всегда выделяется запятыми.
3) Месяц совсем ушёл уже с неба, и последние отблески угасли на самых высоких деревьях.
Сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых (грамматические основы: месяц ушёл, отблески угасли), которые соединены союзом и. Значит, перед союзом и ставится запятая.
4) Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюмчике.
Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух предложений, одно из которых подчинено другому и присоединяется изъяснительным союзом что. Значит, перед союзом что ставится запятая.
5) О, какое это было наслаждение - целый день ходить по магазинам, делал весёлые дачные покупки!
Междометие, стоящее в начале предложения, выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком. Деепричастие делая с зависимыми словами весёлые дачные покупки образует деепричастный оборот, который на письме выделяется запятой.
В 2016 -2017 годах осенью проводились всероссийские проверочные работы по русскому языку во 2 классах.
ВПР проводится с целью мониторинга качества подготовки обучающихся 2 классов.
ВПР 2 класс русский языкий 2017 год (задания + ответы)
Вариант № | Скачать ответы |
(задания) | |
(задания) | |
Варианты ВПР по русскому языку 2 класс 2016 год
Работа включает в себя 7 заданий.
Задание 1 проверяет умение обучающихся безошибочно (без пропусков и искажений букв) и аккуратно списывать предложения неосложненного текста. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).
Задание 2 предполагает знание букв русского алфавита и их последовательности, проверяет умение обучающихся пользоваться алфавитом для упорядочивания слов, проверяет владение познавательным универсальным учебным действием – использование алфавита для поиска нужной информации в словаре.
Задание 3 проверяет умение опознавать согласные звуки по глухости– звонкости в слове (учебно-языковое опознавательное умение).
Задание 4 проверяет умение опознавать согласные звуки по мягкости– твердости в слове (учебно-языковое опознавательное умение).
Задание 5 предполагает анализ слоговой структуры слова, владение учебно- языковым умением делить слова на слоги; выявляет владение познавательным универсальным учебным действием – построением логической цепи рассуждений.
Задание 6 проверяет правописное умение обучающихся распознавать место переноса слова (опознавательное умение), а также владение познавательным универсальным учебным действием – построением логической цепи рассуждений.
Задание 7 проверяет учебно-языковое синтаксическое умение составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам, а также правописное умение употреблять прописную букву в начале предложения и ставить пунктуационный знак в конце предложения.
Таблица перевода баллов ВПР в оценки 2 класс русский язык
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается зелёная травка . -
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю. -
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Исчезают последние островки снега, и на свет пробивается
Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017, 2018 год.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости
2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить
3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила
4) Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронил а. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Я поздоровалс
Ответ: 4) Я поздоровалс я, и Павел кивнул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли
2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе
4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Вода нам показалас ь очень холодной , и мы сразу замёрзли . - Запятая между частями сложного предложения.
2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 1) Вода нам показалас ь очень холодной , и мы сразу замёрзли . - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Поднял Иван богатыря и бросил его в море
2) Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну
3) Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу
4) Николай похудел и даже осунулся от работы
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Поднял Иван богатыря и бросил его в море. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Заря разгорается
4) Николай похудел и даже осунулся от работы. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 3) Заря разгорается , и золотые полосы тянутся по небу. - Запятая в сложном предложении.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ветер внезапно налетел и промчался со свистом по полю
2) Заря запылала пожаром и охватила полнеба
3) Я согласился на его предложение и сел в тарантас
4) Болезнь застала меня в гостинице и я послал за доктором
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Ветер внезапно налетел и промчался со свистом по полю. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Заря запылала пожаром и охватила полнеба. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Я согласился на предложение и сел в тарантас. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Болезнь застала меня в гостинице, и я послал за доктором. - Запятая между частями в сложном предложении.
Ответ: 4) Болезнь застала меня в гостинице, и я послал за доктором. - Запятая между частями в сложном предложении.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Лошадь стояла на реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом
2) Трещали кузнечики и где-то рядом кричала перепела
3) Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти
4) Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Лошадь стояла на реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвостом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Трещали кузнечики , и где-то рядом кричали перепела . - Запятая между частями сложного предложения.
3) Я оглянулся и увидел человека лет пятидесяти. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Я отправился по тропинке и скоро дошёл до пасеки. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Трещали кузнечики , и где-то рядом кричали перепела . - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку
2) Тут был старинный сундучок и часы в футляре
3) Шлюпка пристала к борту и японский чиновник ступил на палубу
4) Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Наташа помогала матери по хозяйству и купала младшего братишку. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Тут был старинный сундучок и часы в футляре. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Шлюпка пристала к борту, и японский чиновник ступи л на палубу. - Запятая между частями сложного предложения.
4) Я любил прогуляться вдоль моря и посидеть на прибрежных валунах. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 3) Шлюпка пристала к борту, и японский чиновник ступи л на палубу. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) У Серёжи поднялась температура и он не пошёл в школу
2) Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне
3) Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого борта
4) Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) У Серёжи поднялась температура
2) Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого борта. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 1) У Серёжи поднялась температура , и он не пошёл в школу. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) От сахара портятся зубы и я предпочитаю мёд
2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок
3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее
4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) От сахара портятся зубы , и я предпочитаю мёд. - Запятая между частями сложного предложения.
2) Подосиновики у нас растут по краям оврагов и среди ёлок . - Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Секретарь перестал записывать и удивлённо смотрел на происходящее. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Они постоянно ссорятся и спорят друг с другом. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 1) От сахара портятся зубы , и я предпочитаю мёд. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В лесу и на полях всё было занесено снегом
3) В Сибири я любовался дремучими лесами и бездонными озёрами
4) Пошёл дождь и озеро покрылось пузырями от капель
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) В лесу и на полях всё было занесено снегом. - Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Я стал посещать музеи и читать книги. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) В Сибири я любовался дремучими лесами и бездонными озёрами . - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Пошёл дождь , и озер о покрылось пузырями от капель. - Запятая между частями сложного предложения.
Ответ: 4) Пошёл дождь , и озер о покрылось пузырями от капель. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо
2) Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Взошло солнце , и лес заиграл каплями росы. - Запятая между частями сложного предложения.
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Взошло солнце , и лес заиграл каплями росы. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.
2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.
3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.
4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана. - Запятая между частями сложного предложения.
3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Солнце ещё не поднялось из-за гор, и по долине плыли сизые клочья тумана. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы поймали много рыбы и всю отдали бабушке.
2) Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.
3) Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
4) Пришёл Миша домой и начал собирать робота.
Пояснение.
Стало сильнее пригревать солнышко, и расцвели одуванчики.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы разожгли костёр и высушили промокшие ботинки.
2) В сизом воздухе стояли облака и отражали свет заходящего солнца.
3) Загремел сердито гром и замер где-то вдали.
4) Прошло жаркое лето и наступила осень.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Прошло жаркое лето, и наступила осень.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи.
2) Неподвижно стояли камыши и как будто дремали.
3) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.
4) Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи. - Однородные подлежащие связаны одиночным союзом И.
2) Неподвижно стояли камыши и как будто дремали . -
3) Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. - Однородные сказуемые связаны одиночным союзом И.
4) Приближался полдень , и охотники решили сделать привал. - Запятая в сложном предложении.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Поздно вечером вернулся Вася домой и сразу же лёг спать.
2) Несколько дней подряд мы собирали и сушили белые грибы.
3) Тропинка обогнула овраг и вывела нас на широкий луг.
4) Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Игорь толкнул калитку, и друзья вошли в пустой палисадник.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Друзья собирались в поход и составляли маршрут своего путешествия.
2) Ребята прятались за выступом стены и боялись пошевелиться.
3) С парохода было видно два поля и деревеньку на холме.
4) Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Друзья собирались в поход и составляли маршрут своего путешествия. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Ребята прятались за выступом стены и боялись пошевелиться . - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) С парохода было видно два поля и деревеньку на холме. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Шумели скворцы , и летали в саду жёлтые бабочки . - Запятая между частями сложного предложения.
Ответ: 4) Шумели скворцы , и летали в саду жёлтые бабочки . - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Рабочие перетаскивают с баржи брёвна и укладывают их на берегу.
2) Целый месяц мы шагали по горным тропам и карабкались по скалам.
3) Андрей остался в Крыму и собирался приехать не раньше сентября.
4) Подул северный ветер и за ночь на снегу образовался слой наста.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Рабочие перетаскивают с баржи брёвна и укладывают их на берегу
2) Целый месяц мы шагал и по горным тропам и карабкались по скалам. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Андрей остался в Крыму и собирался приехать не раньше сентября. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Подул северный ветер , и за ночь на снегу образовался
Ответ: 4) Подул северный ветер , и за ночь на снегу образовался слой наста. Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Поднялся сильный ветер и гнал волну до вечера.
2) У костра все пели песни и громко читали стихи.
3) Отец ухватил Настю за талию и высоко поднял девочку над головой.
4) Слышался шум ветра и бушевал на походной печурке старый чайник.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Поднялся сильный ветер и гна л волну до вечера. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) У костра все пели песни и громко читали стихи. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Отец ухватил Настю за талию и высоко поднял девочку над головой. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Слышался шум ветра, и бушевал на походной печурке старый чайник . Запятая между частями сложного предложения.
Ответ: 4) Слышался шум ветра, и бушевал на походной печурке старый чайник . Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Проснулся Егор рано и сразу побежал на речку.
2) Боролись они азартно и не уступали друг другу ни шагу.
3) Выл ветер и капли стучали в окна террасы.
4) Не стал медведь улья разорять и только походил вокруг пасеки.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Проснулся Егор рано и сразу побежа л на речку. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Боролись они азартно и не уступали друг другу ни шагу. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Выл вете р, и капли стучали в окна террасы. Запятая между частями сложного предложения.
4) Не стал медведь улья разорят ь и только походил вокруг пасеки. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 3) Выл вете р, и капли стучали в окна террасы. Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Она резко поднялась со стула и вышла из комнаты.
2) Бесконечные холмы тянулись по сторонам и наводили скуку.
3) Встал он до рассвета и стал собирать на рыбалку удочки.
4) День угасал и стала надвигаться вечерняя темнота.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Она резко поднялась со стула и вышла из комнаты. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Бесконечные холмы тянулис ь по сторонам и наводил и скуку. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Встал он до рассвета и стал собирать на рыбалку удочки. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) День угасал , и стала надвигаться
Ответ: 4) День угасал , и стала надвигаться вечерняя темнота . Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Олег проснулся поздно и весь день чувствовал себя неважно.
2) Артист вышел на сцену и всё мгновенно смолкло.
3) Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисовать.
4) Хохлатые курицы целый день ходят по двору и ищут в сене букашек.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Олег проснулся поздно и весь день чувствовал себ я неважно. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Артист вышел на сцену, и всё мгновенно смолкло . Запятая между частями сложного предложения.
3) Мальчик очень обрадовался краскам и тут же принялся рисоват ь. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Хохлатые курицы целый день ходят по двору и ищут в сене букашек. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Артист вышел на сцену, и всё мгновенно смолкло . Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Прошло несколько долгих минут и занавес начал подниматься.
2) Дедушка приехал на дачу весной и ни разу за лето не выезжал из дачного посёлка.
3) Щенок рос и с каждым месяцем становился всё крепче.
4) Мы вскарабкались на гору и сели на камни отдохнуть.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Прошло несколько долгих минут , и занавес начал подниматься . Запятая между частями сложного предложения.
2) Дедушка приехал на дачу весной и ни разу за лето не выезжал из дачного посёлка. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Щенок рос и с каждым месяцем становился всё крепче . Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Мы вскарабкались на гору и сели на камни отдохнуть. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 1) Прошло несколько долгих минут , и занавес начал подниматься . Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Пёс спал в прихожей и охотно ел простую кашу.
2) Олеся выросла в деревне и в городской суете чувствовала себя неуверенно.
3) Огонь костра медленно разгорается и снова гаснет от сильного ветра.
4) Прозвенел третий звонок и зрители заняли свои места в зале.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Пёс спал в прихожей и охотно ел простую кашу. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Олеся выросла в деревне и в городской суете чувствовала себя неуверенно. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Огонь костра медленно разгорается и снова гаснет от сильного ветра. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Запятая между частями сложного предложения.
Ответ: 4) Прозвенел третий звонок , и зрители заняли свои места в зале. Запятая между частями сложного предложения.таял . Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Денис вчера купил новую книгу о пиратах и весь вечер читал её. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) В лесу Шарик тут же отыскал нору с лисятами и громко залаял . Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Пианист взмахнул руками, и зал наполнился чудесными звуками рояля. Запятая между частями сложного предложения.
Ответ: 4) Пианис т взмахнул руками, и зал
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Дима попал в математический класс позже других ребят и ещё плохо справлялся с некоторыми задачками. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Улетели последние птицы , и лес погрузился в тишину. Запятая между частями сложного предложения.
3) Колокольчик зазвонил где-то наверху и сразу же умолк. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Андрей открыл шкаф и достал свой самый нарядный костюм. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Присяду на камень и слушаю иволги плач. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Запятая между частями сложного предложения.
3) Узкая дорога была покрыта снегом. Запятые не нужны.
4) Лошадка его бежала недурно. Запятые не нужны.
Ответ: 2) С моря поднималась туча , она походила на чёрный хребет. Запятая между частями сложного предложения.
Источник: РЕШУ ВПР л на Андрея глубокое впечатление . Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Вдруг дверь кабинета скрипнул а, и в узком проёме показалось незнакомое лицо. Запятая между частями в сложном предложении.
3) Плыть было тяжело и нерадостно . Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Всё живое тянется к воде и стремится к жизни. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 2) Вдруг дверь кабинета скрипнул а, и в узком проёме показалось незнакомое
1) Снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Гроза отходила куда-то на восток, и оттуда доносился рокот грома. Запятая между частями сложного предложения.
4) Филька разломил буханку хлеба и подал её лошади. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ: 3) Гроза
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) На окнах бились о мутные стёкла и монотонно жужжали неугомонные мухи . Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) Я пошёл лесной тропинкой и повернул к полю. Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Запятая между частями сложного предложения.
Ответ: 4) Заря уже давно погасл а, и едва беле л на небосклоне её последний слабый след . Запятая между частями сложного предложения.