Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание. Условные союзы на бы: если б(ы), ежели б(ы), кабы

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УРОК № 21

Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчинительные союзы и их правописание

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.

И. В. Гете

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают толкование слов “изъяснять”, “изъяснительный”.)

Изъяснять – пояснять, раскрывать смысл.

Изъяснительный – раскрывающий смысл поясняемого слова.

2. Беседа с учащимися.

3. Лингвистическое моделирование.

– Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.

1) “Где вы были?” – спросил отец.

2) “Мы были в магазине”,- ответили мы.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы говорения и мысли (сказал, ответил, спросил, подумал, вспомнил, решил, гордился, обрадовался, почувствовал и др.), реже – другие части речи: прилагательные, наречия, существительные (рад, известно, ясно; разговор, сообщение и др.).

1) Мы знаем (что знаем?), что они выполнят обещание.

2) Говорили (о чем говорили?), будто его видели в городе.

3) Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили работу.

4) Она дала слово (в чем?), что выполнит все точно и аккуратно.

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

1) при помощи союзов что, как, будто, чтобы;

2) при помощи союзных слов, относительных местоимений;

3) при помощи частицы ли, употребленной в значении союза.

В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Сравните:

1) Ему было трудно признаться, что он совершил этот поступок.

2) Ему было трудно признаться в том, что он совершил этот поступок.

Придаточные изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы (после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Анализ языковых явлений.

– Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составьте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

1) Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.

2) Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.

3) Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.

4) Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.

5) Берись за(то) к чему ты сроден коль хочешь что(б) в делах успешный был конец.

6) Ты рада что ты дома?

7) С кем поведешься (от)того и наберешься.

8) Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.

9) (По)этому берегу идти лучше (по)тому что здесь больше тени.

3. Лингвистическое конструирование.

– Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы.

Образец: 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию.- Те, кто участвует в спектакле, ушли на репетицию. 2) Мы читали о путешествиях Пржевальского.- Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский.

1) Приезжающие в Киев любуются прекрасными памятниками (древне)русской литературы и иску..тва.

2) Он рассказывал о поездке по Днепру.

3) Прибывшие на конференцию были размещены в городской гостинице.

4) Мы внимательно следили за игрой нашей сборной.

5) Он попросил помощи у друзей.

6) Все были рады наступлению долгожда(н/нн)ой весны.

4. Лингвистическое моделирование.

– Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, используя слова в рамках; выделите грамматические основы.

5. Лингвистическое конструирование с элементами редактирования.

– Найдите недочеты в рассказе, исправьте ошибки. Сначала постройте диалог, а потом замените прямую речь косвенной, используя сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

“А я ему, сестрица, сказал, что вы у нас красавица, а он, сестрица, сказал: “Ну, так что же?” – а я, сестрица, сказал: да ведь красавиц все любят, а он сказал: “Все глупые любят”, а я сказал: “А разве вы их не любите?” – а он сказал: “Мне некогда”.- А я ему, сестрица, сказал: так вы с Верочкой не хотите познакомиться? – а он сказал: “У меня без нее много знакомых”.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Что такое сложное предложение?

2) Какие существуют виды сложных предложений?

3) Какие виды придаточных предложений вы знаете?

4) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

5) На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

6) При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову?

7) Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?

8) На что надо обращать внимание при написании союзов? (Союзы нужно отличать от сочетаний предлогов с местоимениями.)

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить и повторить теоретический материал, подготовиться к тематической контрольной работе.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    I СЕМЕСТР УРОК 10 Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом...

    УРОК № 56 Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. “Животные на службе у человека” Цель: дать учащимся общее...

    УРОК № 65. II вариант Тема. Повторение изученного по теме “Синтаксис” Цель: повторить и закрепить материал по изученной теме; проверить умение учащихся применять полученные знания;...

    Цель: учить четвероклассников писать изложение, используя картинный план и ключевые слова; совершенствовать умение выделять в тексте ключевые слова, анализировать творческие работы одноклассников по плану, развивать...

    УРОК № 9 Тема. Тематическое оценивание по теме “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” Цель: проконтролировать качество усвоения учащимися разделов темы (“Звуки и буквы”, “Понятие слога. Деление...

    УРОК № 9 Тема. Фразеологизмы. Развитие речи. “Дорог не подарок” Цель: дать учащимся представление о фразеологизмах, обучать умению пользоваться фразеологическим словарем, справочником крылатых выражений; формировать...

    УРОК № 15 Тема. Простое (глагольное) и составное (именное и глагольное) сказуемое Цель: познакомить учащихся с разными видами сказуемого; способами его выражения; развивать у них...

    УРОК № 10 Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение* Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение...

    II СЕМЕСТР УРОК 63 Тема. Аудирование. Слушание-понимание стихотворений. Картины, возникающие в воображении при слушании. Рисунок по тексту. Отработка силы голоса Цель: учить учащихся внимательно слушать...

    II СЕМЕСТ Р УРОК 57 Тема. Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ Цель: формировать у учащихся навыки работы с орфографическим...

    УРОК № 58 Тема. Частица не (практически). Аудирование. Развитие речи. Культура речи. “Знать, беречь, приумножать” Цель: дать представление о частице как о части речи, о...

    УРОК № 66 Тема. Однородные члены предложения. Развитие речи. Культура речи. “…пышное природы увяданье” (продолжение) Цель: закрепить навыки правильно ставить знаки препинания при однородных членах,...

    УРОК № 12 Тема. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната” Цель: развивать навыки определения сильных и слабых позиций гласных звуков,...

см. подчинительные союзы (в статье союз)

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - общественный институт, возникший, по-видимому, на стадии перехода от материнского к отцовскому Роду как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе...
  • - орг-ции рабочих, создаваемые предпринимателями с целью давления на трудящихся и борьбы против их профсоюзов; руководство К. с. оплачивается фирмой; наибольшее распространение К. с. получили в США и Канаде...

    Советская историческая энциклопедия

  • - объединения коммерческих банков и организаций, деятельность которых связана с функционированием денежно-кредитной системы...

    Словарь бизнес терминов

  • - частные общества, устраивающие, в особенности для детей своего околодка, миниатюрные союзы покровительства животным, птицам, растительности, в особенности лесной...
  • - С целью облегчить взаимные торгово-промышленные сношения отдельные государства устанавливают иногда однородную монетную единицу, определяя нормальный ее вес, и обязываются принимать в своих казначействах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Греция. Вне пределов родного города древние греки не пользовались никакими правами и не могли рассчитывать на покровительство должностных лиц чужого государства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - организации, создаваемые предпринимателями для оказания давления на трудящихся и борьбы против профсоюзов; обычно объединяют рабочих и служащих одной фирмы или компании...

    Большая Советская энциклопедия

  • - То же, что функциональные союзы...
  • - см. союзы подчинительные...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Главным образом сопоставительные союзы при однородных членах: оба компонента этих союзов находятся в разных частях предложения, причем вторая часть имеет большую смысловую нагрузку по сравнению с первой. Не только....

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. союзы двойные...

    Словарь лингвистических терминов

  • Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Разновидность нерасчлененных сложноподчиненных предложений, структура которых определяется сочетаемостью следующих контактных слов: 1) глагольных форм; 2) существительных; 3) предикативов...
  • - Придаточные части сложноподчиненных предложений, употребительных в разных функциональных стилях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Служебная часть речи, используемая как средство выражения синтаксической связи между: 1) членами предложения; 2) частями сложного предложения; 3) компонентами текста...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"изъяснительные союзы" в книгах

СОЮЗЫ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ АКАДЕМИЯ ЗАУМИ Основана в Тамбове в 1990 году поэтом и литературоведом Сергеем Бирюковым. Работа Академии ведется по трем направлениям: объединение творческих сил Тамбова; контакты внутри России с деятелями современного искусства; контакты с зарубежными

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ АНТИПОДЫДействующая с 2007 года Ассоциация «Антиподы» является некоммерческой организацией, созданной для распространения и развития русской культуры, и в особенности, литературы, в Австралии. С этой целью устраиваются литературные вечера, в которых участвуют

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯАссоциация русскоязычных писателей в Австрии. Создана при Российском центре науки и культуры в марте 2008 года. Уставная задача - оказывать всестороннюю поддержку авторам, пишущим на русском языке и постоянно проживающим в Австрии. В апреле 2008

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ ЛУЧАссоциация деятелей культуры Азербайджана. Создана в 2003 году с целью объединения писателей, ученых, художников, преподавателей школ и вузов, представителей творческой интеллигенции республики. Ассоциация проводит международные научные конференции и семинары,

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ ГАРМОНИЯМеждународный центр русской культуры. Основан 24 марта 1993 года в Ереване для объединения русскоязычной интеллигенции Армении, осуществления культурных, социальных и шефских программ, работы с молодежью. В организации около 600 членов. Президент - Аида

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ БЕЛОРУССКИЙ ПЕН-КЛУБ«Неправительственная, неполитическая, некоммерческая организация», созданная в ноябре 1989 года Оргкомитетом, куда входили двадцать известных писателей, и в мае 1990 года принятая в ассоциацию писателей «Международный ПЕН-клуб». Белорусский

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ «НОВЫЙ СОВРЕМЕННИК»Германское региональное отделение. Провело в 2007 году открытый литературный конкурс «О Альпы и Рейн, и Дунай голубой!». Среди членов - Евгения Таубес, Инга Пидевич, Галина Педаховская, Анатолий Кутник.СОЮЗ РУССКИХ

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ АРИОНПушкинское общество Грузии. Действует в рамках Русского культурно-просветительного общества Грузии. Организовано ныне покойным профессором Константином Герасимовым, первым (номинальным) председателем был известный грузинский поэт Михаил Квливидзе, в

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ ИЕРУСАЛИМСКАЯ АНТОЛОГИЯЭта ассоциация объединяет приехавших большей частью из СССР - СНГ художников и литераторов, а также людей других профессий, неравнодушных к проблемам развития культуры. Цель объединения - не только сохранить произведения мастеров, чье

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ МУСАГЕТОбщественный благотворительный фонд развития культуры и гуманитарных наук. Образован по инициативе и под руководством Ольги Марковой в январе 1998 года на базе редакции журнала «Аполлинарий», издающегося с 1993 года. Действует при поддержке Голландского

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ МЕФИСТОЛитературно-художественная группа. Лидер - Карен Джангиров.СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИСогласно сведениям, размещенным на сайте СПСА, это - «объединение творческих людей, которые пишут на русском языке и проживают в Канаде, Соединенных Штатах Америки,

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ БИШКЕКСКИЙ ПЕН-ЦЕНТРПЕН-центр Центрально-Азиатских республик, объединявший писателей Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана, был принят в Международный ПЕН-клуб на Ассамблее, прошедшей в Париже в мае 1991 года. Однако уже в сентябре 1993

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ АССОЦИАЦИЯ РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ ЛАТВИИОснована под председательством Ю. Максимова 10 марта 1996 года. Поддерживала отношения с Санкт-Петербургским отделением СП России, но вскоре после основания фактически прекратила свою деятельность. Членами АРЛ были А. Астров, В.

СОЮЗЫ

Из книги Зарубежье автора Чупринин Сергей Иванович

СОЮЗЫ РусЛОРусское литературное объединение. Было создано по инициативе и под руководством Александра Лысова при Вильнюсском университете в ноябре 1996 года. Участники объединения проводили лит. вечера, концерты в Вильнюсе, Каунасе, Висагинасе, Лентварисе. Распалось в 2000

I. Союзы причинности и союзы логической связи

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

I. Союзы причинности и союзы логической связи Принятая нами техника чрезвычайно проста. С одной стороны, у нас имеются различные записи детского языка, наблюдаемого у детей различного возраста в течение приблизительно месяца (часть I, глава I); мы извлекли из этих записей


Греция. Вне пределов родного города древние греки не пользовались никакими правами и не могли рассчитывать на покровительство должностных лиц чужого …
  • СОЮЗЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "СО́ЮЗЫ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА", первые общегор. с.-д. орг-ции в 1890-х гг. в С.-Петербурге (см. Петербургский "Союз борьбы за …
  • СОЮЗЫ
    ? Греция. Вне пределов родного города древние греки не пользовались никакими правами и не могли рассчитывать на покровительство должностных лиц …
  • СОЮЗЫ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЁЖИ
    рабочей и крестьянской молодёжи, организации пролетарского юношества, возникшие после Февральской революции 1917 в России. С первых дней революции началось широкое …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    С начала основания университетов студенты соединялись в союзы, или нации (см. Университет). Понемногу возникали также кружки земляков — землячества, которые, …
  • СОЮЗЫ РАБОЧИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    добровольные более или менее долговременного характера организованные соединения наемных рабочих, имеющие целью противодействовать понижению и содействовать улучшению социального положения своих …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    До 1905 г. С. профессиональные и политические были в России возможны лишь как союзы нелегальные, следовательно, крайне немноголюдные и лишенные …
  • УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОРПОРАЦИИ И СОЮЗЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? С начала основания университетов студенты соединялись в союзы, или нации (см. Университет). Понемногу возникали также кружки земляков? землячества …
  • СОЮЗЫ РАБОЧИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? добровольные более или менее долговременного характера организованные соединения наемных рабочих, имеющие целью противодействовать понижению и содействовать улучшению социального положения …
  • СОЮЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ В РОССИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? До 1905 г. С. профессиональные и политические были в России возможны лишь как союзы нелегальные, следовательно, крайне немноголюдные и …
  • СОЮЗ
    Служебные слова, используемые для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Классификация союзов: 1) по …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    движение, борьба молодёжи за удовлетворение её социально-экономических и политических требований, а также её участие в общеполитической борьбе. В М. д. …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    различают в праве ввиду того, что далеко не всегда возможно в каждом отдельном случае разграничить права и обязанности людей, истинных …
  • СИНДИКАТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    На обыденном языке под этим термином разумеются различного рода союзы, создающие между договаривающимися общность материальных интересов и не принадлежащие к …
  • РАБОЧИЙ ВОПРОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Р. вопрос есть вопрос об экономическом, юридическом и социальном положении наемных рабочих и его улучшении. Он составляет главную часть современного …
  • ОБЩЕСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание статьи: Общий обзор. — О. Антропологические. — О. Астрономические. — О. Библейские. — О. Геологическое и минералогическое. — …
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    - различают в праве ввиду того, что далеко не всегда возможно в каждом отдельном случае разграничить права и обязанности людей, …
  • ФИНАНСЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). ? Слово "финансы" ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fоnancia, употреблявшегося …
  • ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Под этим именем у нас, не совсем правильно, понимается весь тот отдел законодательства, который на Западе носит более соответствующее …
  • СТРАХОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Теория С. ? Страховая политика. ? История страхования. ? История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. ? …
  • СТАЧКИ РАБОЧИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? В тесном смысле С. называется совместное прекращение работы на предпринимателя, с целью достижения от него более выгодных для рабочих …
  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ) в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Международный социализм. ? Германия. ? Франция. ? Бельгия и Нидерланды. ? Австро-Венгрия. ? Англия. ? Италия. ? Второстепенные государства Европы. …
  • СИНДИКАТЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? На обыденном языке под этим термином разумеются различного рода союзы, создающие между договаривающимися общность материальных интересов и не принадлежащие …
  • РАБОЧИЙ ВОПРОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Р. вопрос есть вопрос об экономическом, юридическом и социальном положении наемных рабочих и его улучшении. Он составляет главную часть …
  • ОБЩЕСТВА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание статьи: Общий обзор. ? О. Антропологические. ? О. Астрономические. ? О. Библейские. ? О. Геологическое и минералогическое. ? О. …
  • ГРЕЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА
    — лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико-син-такенческих отношений между словами, предложениями и частями предложений, 472 СЛОЖНОЕ а также …
  • СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —синтаксическая конструкция, образующаяся путем соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей сочинения и подчинения или нулевой союзной связи …
  • СИНТАГМА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (от греч. syntagma, букв.— вместе построенное, соединенное) — 1) интонационно-смысловое единство, к-рое выражает в данном контексте и в дан-нон ситуации …
  • СИНОНИМИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, слов, синтаксических конструкций, фразеологических единиц. Синонимия …
  • ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения …
  • БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Сложное предложение, предикативные части которого соединены взаимосвя-занностыо сиоего значения и строения, ритмомелодическими средствами, без помощи союзов или относительных слов. Различаются: …
  • ЧТО
    1. местоим. 1) а) Употр. при постановке общего вопроса о предмете, явлении, действии. б) Употр. при вопросе о количестве, соответствуя …
  • ЧЕЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    местоим. 1) а) Кому принадлежит? к кому относится? б) разг. Из какой семьи? из какого рода? в) разг. Из каких …
  • ОТКУДА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. 1) Из какого или с какого места? из какого источника? 2) а) перен. разг. Почему? по какой причине? б) …
  • КУДА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. нареч. 1) В какое место? в каком направлении? 2) разг. Употр. как возглас, которым стремятся задержать кого-л. 3) Употр. …
  • КТО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    местоим. 1) Употр. при вопросе о лице или лицах, о которых идет речь. 2) разг. То же, что: кто-нибудь. 3) …
  • КОТОРЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    местоим. 1) Какой по порядку, по счету? 2) а) Какой именно, какой из нескольких? б) устар. Кто именно, кто из …
  • КОГДА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. нареч. 1) а) В какое время? б) Употр. в риторических вопросах, предполагающих отрицательный ответ, соответствуя по значению сл.: разве. …
  • КАКОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    местоим. 1) Употр. при выражении вопроса о качестве или свойстве кого-л., чего-л.; каков (1). 2) Употр. при обозначении оценки качества, …
  • КАКОВО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. 1) Употр. как вопрос о качестве действия или состояния. 2) Употр. при выражении восхищения, возмущения и т.п. чем-л. в …
  • КАКОВ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    местоим. 1) Употр. при выражении вопроса о качестве или свойстве кого-л., чего-л.; какой (1). 2) Употр. при обозначении оценки качества, …
  • ЗАЧЕМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. 1) С какой целью? для чего? 2) По какой причине? почему? отчего? 3) Употр. как союзное слово, присоединяя изъяснительные …
  • Подчинительные союзы присоединяют придаточные части к главным частям сложноподчиненного предложения. Некоторые подчинительные союзы используются и при построении простого предложения. Так, союз как может ставиться перед именной частью составного сказуемого: Дом как проходной двор или входить в обстоятельство образа действия: Как дым рассеялись мечты (Лермонтов), союз чтобы может присоединять обстоятельство цели, выраженное инфинитивом: Собрались, чтобы обсудить план действий. Ср.: Собрались обсудить план действий.

    Подчинительные союзы принято делить на семантические и асемантические. К последним относят союзы, присоединяющие придаточные изъяснительные предложения: что, как, чтобы, будто. Их обычно сравнивают с грамматическими падежами, так как при помощи изъяснительных союзов нередко замещаются такие синтаксические места, в которых может быть и грамматический падеж (Слышно шум ветра, Слышно, что как будто шумит ветер; Снится весна. Снится будто весна; Вспомнил о случившемся. Вспомнил, что случилось). Подобно грамматическим падежам изъяснительные союзы выражают синтаксические отношения, предопределенные (заданные) семантикой того слова (или словоформы), к которому относится придаточное предложение. Изъяснительный союз не формирует синтаксического смысла сложного предложения, а только его выражает.

    Однако было бы неверно думать, что в содержательном отношении изъяснительные союзы – это пустые слова. Изъяснительные союзы различаются между собой модальными компонентами значения. Союз чтобы выражает желательную модальность (скажи, чтобы пришел), будто – неуверенность (вижу, будто кто-то стоит), что и как связаны с реальной модальностью.

    Семантические подчинительные союзы имеют собственные значения. Они определяют синтаксические отношения в структуре сложного предложения.

    Семантические союзы делятся на группы по значению:

    1) временные союзы когда, перед тем как, после того как, едва... как, как только, едва лишь,

    2) причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, тем более что, из-за того что, благодаря тому что, в силу того что, в связи с тем что, вследствие того что, в результате того что;

    3) условные если, если... то, в случае если, в том случае если, при условии что, ежели и др.;

    4) уступительные несмотря на то что, хотя, невзирая на то что, вопреки тому что, при всем том что, независимо от того что;

    5) следствия так что, в результате чего;

    6) цели чтобы, для того чтобы, ради того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы;

    7) сравнительные: как, как будто, будто, словно, так же как, подобно тому как, вроде того как, как если бы;

    8) сопоставительные союзы, совпадающие с подчинительными союзами по формальному признаку, а по значению не противопоставленные сочинительным союзам если... то, в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем... тем. Например, Отцы друг к другу не ездили, она Алексея еще не видала, между тем как (= а) молодые соседки только об нем и говорили (Пушкин).

    Союзные слова

    Союзные слова (или относительные местоимения) – это местоименные слова различных частей речи, используемые при построении сложноподчиненного предложения в роли подчинительного союза. Подчинение, оформляемое союзным словом, принято называть относительным.

    В роли союзных слов используются следующие лексемы: кто, что, какой, который, каков, чей, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, сколько.

    В отличие от союзов союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить смысловой вопрос, и, что важно, они вводятся в придаточные части на основе синтаксической связи с другими компонентами. Например, в предложении Самое удивительное было то, как быстро они договорились (Фадеев) слово как образует словосочетание с наречием быстро, в котором выражается значение степени, а потому не может считаться союзом. Точно так же союзное слово что – это всегда или сильноуправляемый В. п. (Вспомни, что ты говорил утром), или И. п. подлежащего (Трудно понять, что происходит).

    Союзная функция относительных местоимений опирается на разные их свойства.

    1.При оформлении придаточных изъяснительных предложений местоимения реализуют свою вопросительную семантику и выбираются в зависимости от того, на что направлен вопрос: Нас спросили, кто приезжает, что случилось, когда наступят холода, почему не летают самолеты, какое ожидается лето и т. п.

    Примечание. Лексема когда является союзом, если присоединяет придаточное времени.

    2. Если придаточное предложение относится к существительному или соотносительному местоимению, то в союзном слове реализуется его способность употребляться анафорически: чаще всего оно вводит в придаточное предложение компонент, упомянутый в главной части: расскажи о письме, которое ты получил; я тот, кого вы ждете; мы были там, куда вы идете; на березе, что растет под моим окном, галки свили гнездо.