Деепричастия страдательные и действительные. Действительное причастие
На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.
Тема: Причастие
Урок: Действительные и страдательные причастия
Рис. 2. Спряжение глаголов
Домашнее задание
Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.
1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка
Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
Правописание причастий.
4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие: Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Лермонтов).
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул (М. Лермонтов).
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИИ
При образовании причастий учитываются следующие глагольные признаки:
- Переходность или непереходность глагола (от переходных глаголов образуются и действительные, и страдательные причастия; от непереходных - только действительные причастия).
- Вид глагола (от глаголов совершенного вида нё образуются причастия настоящего времени. От глаголов несовершенного вида образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, от большинства глаголов несовершенного вида не образуются страдательные причастия прошедшего времени, хотя соответствующие формы страдательных причастий настоящего времени у данных глаголов имеются).
- Спряжение глагола (и действительные, и страдательные причастия настоящего времени имеют различные суффиксы в зависимости от спряжения глагола).
Глаголы | Причастия |
|||
действительные | страдательные |
|||
настоящего. времени | прошедшего времени | настоящего временя | прошедшего времени |
|
переходные | ||||
несовершенного вида | + | + | + | + |
совершенного вида | - | + | - | + |
непереходные | ||||
несовершенного вида | + | + | - | - |
совершенного вида | _ | + | ¦ 1 | -п |
- Возвратность или невозвратность глагола (от возвратных глаголов страдательные причастия не образуются). Действительные причастия, образованные от возвратных глаголов, сохраняют во всех временах суффикс -ся независимо от того, какой звук (гласный или согласный) находится перед этим суффиксом: смеющимся мальчиком, смеющегося мальчика (ср. у глагола: смеёшься, смеялась); суффикс -ся стоит у причастия после окончания: улыбающийся.
женского и среднего рода единственного числа (-ий, -ый, -ая, -ее) или окончания множественного числа (-ые, -ие).
От ряда глаголов образуются не все разновидности причастий.
Примечание. Большинство переходных глаголов несовершенного вида не имеет формы страдательных причастий прошедшего времени.
К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке.
Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий.
Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности.
Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал.
При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени.
Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета.
Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили.
Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним.
Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования.
В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно.
От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные.
Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях.
Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий.
Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени.
Примеры: пробежавший, прыгнувший.
Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д.
Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи.
В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят).
Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук.
Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший.
Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам.
Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши.
Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель.
Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род.
Книга давно написана и отправлена в типографию.
В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.
Причастие
Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.
Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.
Действительные
Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.
Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».
Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.
Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».
Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.
Страдательные
Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.
Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».
В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.
Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени
Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.
Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.
У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.
Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.
Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.
Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени
Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.
В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.
У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.
И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.
С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.
В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.
Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.
Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).
Задания
На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.
Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.
Например:
- колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
- говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
- брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
- обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).