Типичные ошибки в употреблении числительных. Ошибки в употреблении имён числительных

Задание 25. Речь. Языковые средства выразительности. ТРОПЫ 1. Метафора– употребление слова в переносном значении. Нос корабля, ножка стола, град пуль, закат пылает, льется речь. Метафора развёрнутая строится на нескольких ассоциациях по сходству и включает несколько слов (два, три, четыре). 2. Метонuмия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. А) связь между предметом и материалом, из которого сделан предмет.Не то на серебре – на золоте едал . Б) связь между содержимым и содержащим.Я три тарелки съел! В) связь между действием и орудием действия.Перо его местию дышит. Г) связь между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал . Д) связь между местом и людьми, находящимися в этом месте. Учитель вошёл в класс, и класс замер. 3. Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного. О чём ты воешь, ветр ночной. 4.Синeкдоха – частный случай метонимии : Начальство недовольно (вместо начальник);Все флаги в гости будут к нам (в значении корабли) 5.Сравнение – оборот речи, который заключается в том, один предмет уподобляется другому на основании каких-то общих признаков. Сравнение можно показать по-разному: а) творительным падежом: И сияет роса на траве серебром . Б) сравнительной степенью прилагательного или наречия: Подним струя светлей лазури… в) сравнительным оборотом с союзами:Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Г) с помощью слов подобный, похожий:Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 6. Эпитет – необычное красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпитетом может быть не только прилагательное, но и существительное-приложение (весёлый ветер, чёрнаятоска, седая старина, мороз-воевода ). 7.Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении (море по колено, слезы текут ручьем ). 8. Литόта – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 9.Перифраза (перифраз) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова (лев – царь зверей ). 10.Аллегόрия – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (хитрость – лиса, коварство – змея, жадность – волк). 11. Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Откуда, умная, бредешь ты, голова? 12. Пафос – способ выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. 13. Сарка́зм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии. ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЁМЫ) 1. Анaфора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. 2.Антитеза– противоречие, противопоставление. Ты богат, я очень беден. 3.Градация – расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Прошептал, проговорил, прокричал. 4. Инверсия– расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, чтобы усилить выразительность речи Рассказ он написал замечательный. 5. Синтаксический параллелизм– одинаковое синтаксическое построение находящихся рядом предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы. 6.Эпuфора – стилистическая фигура, противоположная анафоре и заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно я титулярный советник? 7. Риторический вопрос– стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится для привлечения внимания читателя или слушателя к предмету речи. На кого не действует новизна? 8. Риторическое восклицание – стилистическая фигура, которая представляет собой восклицательное предложение, содержащее особую эмоциональность, приподнятость, сильные чувства. И каких только чудес на свете не бывает! 9. Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? 10.Парцелляция – такое членение предложений, при котором содержание высказывания содержится не в одном, а в двух или нескольких предложениях. Он равнодушно вошёл в аудиторию. Постоял. Подумал. Сел. (Ср. Онравнодушно вошёл в аудиторию, постоял, подумал и сел.) 11.Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, седая юность, ненавидящая любовь , сияет ночь, бедный богач. 12. Аллитерaция– намеренное повторение одинаковых согласных звуков с целью создания определенного образа. Грохочет эхо по горам,Как гром, гремящий по громам. (Г.Державин. Водопад.)Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин). 13. Ассонaнс– повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков для усиления выразительности поэтической речи. Забил заряд я в пушку туго и думал: Угощу я друга! 14. Лексический повтор– намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Восклицательные предложения, вопросительные предложения, однородные члены предложения, вводные конструкции, неполные предложения, цитирование, вопросно-ответная форма, диалог, риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения, односоставные предложения. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1. Авторские новообразования– слова, придуманные автором с целью создания яркого, необычного, запоминающегося образа. Летят вдали красивые осенебри, но если упадут, их человолки загрызут… (Вознесенский). 2. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Используются в публицистике как средство выразительности для создания контраста. Добро – зло. 3. Контекстуальные антонимы. Слова, которые вступают в антонимические отношения только в условиях определённого контекста. За пределами контекста антонимами они не являются. Речи словно мёд, а дела как полынь. 4. Архаизмы– устарелые для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало –зеркало, позор - зрелище. 5. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух,качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. 6. Индивидуально-авторское образование – слово, которого нет в толковом словаре, оно существует только в авторском контексте, однако о значении его можно догадаться, так как оно образовано с помощью известных морфем, т.е. суффиксов, приставок, корней. 7. Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, которые они называли. Боярин, опричник,камзол, городовой, коллективизация. 8. Книжная лексика. Слова, употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Воззрение, фактор, гипотеза, прерогатива, констатировать, утратить. 9. Многозначное слово – слово, имеющее два или несколько значений, связанных между собой. Серп луны – жнут серпами. Кисть руки – кисть винограда, малярная кисть. 10. Неологизм– слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук. 11. Омонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Ключ – для замка, ключ – родник; искупать вину, искупать в ванне. 12. Оценочная лексика: Экспрессивная лексика. Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку обозначаемого явления. Экспрессивная лексика можетвыражать ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность, возмущение… Краешек, глупышка, рифмоплёт, балбес, трепач. Эмоциональная лексика. Слова, выражающие душевные переживания, настроения, чувства. Мерзавец, миленький, духотища, браво. Фамильярная лексика. Лексика, свойственная разговорной речи иимеющая слишком непринуждённый, бесцеремонный характер. Врать, трепаться, старушенция, 13. Просторечная лексика – грубые слова, употребляющиеся преимущественно в повседневной разговорной речи и характеризующиеся оттенками вульгарности, презрения, насмешки, неодобрения и т.д. Дылда, жрать,дрыхнуть, башка, втемяшиться, вылуплять зенки 14. Профессионализм – слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы. Склянка – «полчаса» - из речи моряков, выдать на гора – «поднять из шахты на поверхность» - из речи шахтёров. 15. Разговорная лексика – слова, характеризующиеся непринуждённостью, простотой, фамильярностью и употребляющиеся преимущественно в устной речи. Зазнайка, раздевалка, уплетать, болтать, зачётка, неотложка. 16. Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий.Растратить, расточить книжн., растранжирить прост. 17. Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон,дуэт, аккумулятор. 18.Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставить на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря и т.п. 19. Лексический повтор– намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание.

Упражнение 1.

Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800-850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти- пятерых) женщин; (три- трое) красивых (коня- коней); (шесть- шестеро) работниц завода; (четыре- четверо) (ножницы- ножниц); (два- двое) знакомых (лица- лиц); (четыре- четверо) (студентки- студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

Тест по теме "Употребление числительных в речи"

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?

А) Р. п. трехсот пятидесяти

Б) Т. п. триста пятьюдесятью

В) Д. п. тремстам пятидесяти

Г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?

А) Р. п. семисот шестидесяти девяти

Б) Д. п. семиста шестидесяти девяти

В) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью

Г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) семеро котят

Б) нас четверо

В) пятеро женщин

Г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?

А) к полуторам годам

Б) с двумястами рублями

В) около четыреста студентов

Г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) увеличить в 1,8 раза

Б) двухтысячный год

В) три пятых метров

Г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

Б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

В) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

Г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

Б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

В) Наше село в полутораста километрах от города.

Г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

ВВЕДЕНИЕ

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста - это 150, полтора - один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам.
В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского и ср. рода: полтора дня, полтора стакана ; ПОЛТОРЫ для женского: полторы недели, полторы секунды ; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах - ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .

Непостоянные признаки:

Примечание:

Не путай части речи: три, третий, трое - числительные

Тройка - существительное

Тройной - прилагательное

Утроить - глагол

Втроем, трижды, втрое - наречие

Урок - лекция 3. Употребление имен числительных в речи.

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

  • С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
  • С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
  • С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении "человек"): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
  • С личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;
  • С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика – двое учеников

три студента – трое студентов

четыре брата – четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:

ПРАКТИКА

Употребление имен числительных

Формы склонения

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

50-80 200-400 500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (-ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести триста

двухсот трехсот

двумстам тремстам

двести триста

двумястами тремястами

двухстах трехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П.

сорок

сорока

девяносто

девяноста

сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

Ответы: 1357

Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Ответы: 156

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

Со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

С прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

Со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

Со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

Со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

С личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

Со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

Со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

Тест 9. Отметьте правильный вариант.

  1. (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
  2. 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
  3. (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
  4. Нас было (а. три, б. трое).
  5. Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
  6. По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
  7. Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
  8. (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
  9. Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
  10. (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.

Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а

Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Анна – мать пятерых детей.
  2. Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
  3. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
  4. Изъято более трехста граммов золота.
  5. Трое из них признаны виновными.
  6. Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
  7. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
  8. Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Ответы: 3467

Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:

В полутора (не полутора х ) час ах (не час ов ),

в полутораста (не полутораста х ) километр ах (не километр ов ).

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов ).

При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юнош и (не юнош ей ).

Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.

  1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
  2. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
  3. Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
  4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  5. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
  6. В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
  7. Поезд прошел более полуторосот километров.
  8. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

Ответы: 14578

Различайте!

Обобщающий тест

Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Мы готовились к Восьмому марту.
  2. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
  3. Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
  4. У голубя оказались кольца на обоих лапах.
  5. В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
  6. Нами выполнено три четверти всего задания.
  7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
  8. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.

Ответы: 124578


Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один - «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.


Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных - «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), - то исчезает - «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.


Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение - мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) - наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».


Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных - «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.


Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).


Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» - уже недопустимый вариант.